Тепловоз ТЭ2. Архивное фото

Первые экспресс и тепловоз в Душанбе: как это было

419
(обновлено 18:44 11.02.2016)
Ровно 55 лет назад, 29 декабря, в Сталинабад прибыл первый экспресс поезд. Он приехал из Москвы всего за три дня – 75 часов. Сегодня такой рейс длится в среднем четверо суток.

Первый экспресс

Строительство Дома правительства в 1947 году
Предоставлено Центральным государственным архивом РТ

Первый железнодорожный экспресс прибыл в Душанбе из Москвы 29 декабря 1960 года.

"Он сделал 18 остановок на пути, тогда как обычные поезда останавливались чуть ли ни на каждом шагу. Тогда еще не было тепловозов, это был паровоз", — говорит историк Гафур Шерматов.

Время, за которое этот паровоз проехал 4 тысячи 700 километров, даже меньше того, что сейчас требуется таджикским поездам. Он приехал из Москвы всего за трое суток — 75 часов. Сегодня поезда из российской столицы преодолевают такое расстояние за четверо суток.

Первые машинисты тепловозов

В 1960-е годы железнодорожное сообщение бурно развивалось, в это же время произошло другое важное для отрасли событие. В декабре 1960 года первые представители Таджикистана окончили курсы машинистов тепловозов в Ташкенте.

Один из первых 13 студентов и самый пожилой ветеран железных дорог — Александр Струнаев, которому в этом году исполнилось 87 лет.

"Тогда таджикские представители поставили рекорд, 9 из 13 получили красные дипломы", — вспоминает он. 

23 декабря того года, окончив с отличием курсы, вернулся домой и сам Струнаев.

Первый тепловоз

А через два года, в 1962 году, он и его коллега привезли из Ташкента в Душанбе первый тепловоз.

"По радио диктор Анна Шатилова объявила наши имена: сегодня в столицу Таджикистана, в город Душанбе прибыл первый тепловоз из Ташкента, поезд 180. Машинисты Карачев и Струнаев", — вспоминает железнодорожник.

Александр Струнаев
© Sputnik Фируз Умарзода
Александр Струнаев

Это был пассажирский рейс, модель локомотива ТЭ2 (тепловоз с электрической передачей), которая выпускалась в Харькове с 1948 по 1955 годы.

"Тепловозы многое изменили, — говорит Струнаев. — На паровозе кидали по 10 тонн угля, потом еще долго чистили топку. А тепловоз — это другое. Тут отлично, сидишь, кнопочки нажимаешь, вся работа автоматизирована. Потом тепловозы менялись и менялись, сейчас вот два тепловоза у нас с компьютерами на борту".

Основной парк таджикских железных дорог до сегодняшнего дня состоит именно из тепловозов.

Новый вокзал

Еще одно событие тех лет — в начале 60-х годов был возведен новый железнодорожный вокзал в Душанбе, который работает до сих пор.

Старый вокзал принимал пассажиров с 1936 года.

Сегодня душанбинский вокзал принимает несколько сот тысяч пассажиров в год, в общем, таджикские железные дороги обслуживают около полумиллиона пассажиров.

Парк предприятия состоит из 2072 грузовых, 441 пассажирского вагона и 56 тепловозов.

Из Душанбе в Москву совершается три рейса в неделю.

Железнодорожный вокзал в Душанбе. Архивное фото
© Sputnik Амир Исаев
Железнодорожный вокзал в Душанбе. Архивное фото
419
Теги:
ЖД, экспресс, железные дороги, транспорт, пассажиры, Локомотив ТЭ2, Таджикские железные дороги, Рохи охани Тоджикистон, Анна Шатилова, Александр Струнаев, Гафур Шерматов, Таджикистан
По теме
Новый хит YouTube: бешеный поезд, несется сквозь сугробы
Мэр Душанбе поручил вывести авторынок за город
Туркменистан проложил 45 км ж/д, ведущей в РТ через Афганистан

Индия поможет построить современную магистраль из Душанбе

197
(обновлено 19:49 03.12.2020)
Начато строительство восьмиполосной дороги из Душанбе до поселения Чортут в сотрудничестве с Индией

ДУШАНБЕ, 3 дек — Sputnik. В столице Таджикистана официально началось строительство автомобильной дороги от Западных ворот до поселения Чортут, сообщает пресс-служба мэрии Душанбе.

На старте работ присутствовали представители органов исполнительной власти Душанбе и посольства Индии в Таджикистане.

По плану ширина дороги составит 40 метров, на ней будет восемь полос движения в двух направлениях, по проекту также будут построены тротуары, светофоры, мост через Гиссарский канал и железнодорожный переезд.

  • В Душанбе официально началось строительство автомобильной дороги от Западных ворот до махалли Чортут
    В Душанбе официально началось строительство автомобильной дороги от Западных ворот до махалли Чортут
  • В Душанбе официально началось строительство автомобильной дороги от Западных ворот до махалли Чортут
    В Душанбе официально началось строительство автомобильной дороги от Западных ворот до махалли Чортут
    Исполнительный орган государственной власти города Душанбе
  • В Душанбе официально началось строительство автомобильной дороги от Западных ворот до махалли Чортут
    В Душанбе официально началось строительство автомобильной дороги от Западных ворот до махалли Чортут
    Исполнительный орган государственной власти города Душанбе
1 / 3
В Душанбе официально началось строительство автомобильной дороги от Западных ворот до махалли Чортут

Дорога будет построена в три этапа. Первый этап - от Западных ворот до шоссе Айни протяженностью 4,2 км, второй этап - от шоссе Айни до шоссе Шарора протяженностью 3,2 км и третий этап - от шоссе Шарора до соединения с улицей Рахмона Набиева в поселении Чортут.

В Таджикистане реконструируют дорогу Хулбук – Темурмалик – Кангурт

Объект будет построен за 46,5 миллиона долларов США в рамках взаимовыгодного сотрудничества между Таджикистаном и Индией.

197
Теги:
Душанбе, Индия, Таджикистан

Душанбе и Ташкент планируют открыть новые пассажирские и транзитные маршруты

515
(обновлено 15:28 03.12.2020)
Заместители министров транспорта Таджикистана и Узбекистана подчеркнули необходимость расширения сотрудничества между двумя странами

ДУШАНБЕ, 3 дек — Sputnik. В Худжанде прошло очередное заседание Таджикско-узбекской смешанной комиссии по автомобильному транспорту, сообщает пресс-служба Минтранса республики.

Во встрече приняли участие заместитель министра транспорта Таджикистана Шоиста Саидмуродзода и заместитель министра транспорта Узбекистана Даврон Дехконов.

Кузьмина: Таджикистану нужны дополнительные пути логистики

В ходе заседания совместной комиссии по дорожно-транспортному сотрудничеству между двумя странами стороны подчеркнули необходимость расширения сотрудничества в сфере перевозок в контексте развития COVID-19.

Стороны отдельно обсудили открытие новых пассажирских и транзитных маршрутов.

Умаров рассказал о будущем бизнес-сотрудничества Таджикистана и Узбекистана

Также Саидмуродзода и Дехконов обсудили предоставление дополнительных транзитных мощностей, подписание 20-летнего соглашения между Таджикистаном и Узбекистаном о сотрудничестве в области автомобильного транспорта и содействие в перемещении транспортных средств двух стран по международным маршрутам.

Узбекистан и Казахстан намерены открыть новые автобусные маршруты

На встрече также обсуждались вопросы использования новых цифровых технологий для регулирования транзита товаров и продукции двух стран.

515
Теги:
транспорт, граница, Узбекистан, Таджикистан
Специалист в области миграционного права Дмитрий Михайлов

Михайлов: система экзаменов по адаптации мигрантов в России не работает

0
(обновлено 20:23 03.12.2020)
Изменения при сдаче экзаменов по русскому языку для мигрантов направлены на улучшение законодательства, считает эксперт Центра миграционных исследований Дмитрий Михайлов
Михайлов: система экзаменов по адаптации мигрантов в России не работает

Эксперт Центра миграционных исследований, специалист в области миграционного права Дмитрий Михайлов прокомментировал Sputnik Таджикистан вступление в силу закона о едином подходе к проведению комплексного экзамена по русскому языку и истории России для мигрантов.

Накануне документ одобрили в Совете Федерации.

Коженов: в нынешнем виде экзамен по русскому для мигрантов стоит отменить

Так, теперь проведение экзаменов и выдачу сертификатов об их прохождении будут осуществлять образовательные организации, которые имеют на это право. При этом срок действия сертификата будут устанавливать в зависимости от целей его получения.

Кроме этого, в законе прописаны требования к владению русского языка в зависимости от цели пребывания иностранного гражданина на территории России.

Эксперт рассказал, как побороть "языковую" коррупцию в миграционной сфере

По словам Михайлова, существующая система испытаний, которая должна адаптировать иностранцев к российскому обществу, не работает.

"Такая инициатива, как создание списка федеральных организаций, имеющих право принимать экзамены, это положительная инициатива, но она бы могла хорошо реализоваться, если образовательные организации не будут делегировать полномочия на прием экзаменов с частным преподавателем. Сейчас это происходит в любом месте с любым результатом", — рассказал эксперт.

Кроме этого, он подчеркнул, что целесообразнее разделить экзамены по профессиям.

"Зачем мигрантам, приезжающим в страну сезонно, например, работать в полях, сдавать экзамены по истории России и основам законодательства при этом прекрасно понимая, что эти экзамены они сдают не по своим знаниям", — отметил Михайлов.

Крупнов: система сдачи экзаменов для мигрантов в России станет прозрачнее

В заключении эксперт отметил, что любое изменение направлено на улучшение миграционного законодательства.

0
Теги:
русский язык, экзамены, мигранты, Россия
Темы:
Мигранты из Центральной Азии в России