Маршрутное такси в Душанбе

"Копеечный доход" кондукторов обходится пассажирам в миллионы сомони

114
(обновлено 21:59 12.10.2015)
"Дайте мне сдачу!" – именно с такой просьбой, а потом уже и требованием корреспондент Sputnik в последний месяц обращается практически ко всем кондукторам автобусов и троллейбусов в Душанбе. Дают, но далеко не всегда и далеко не по собственной воле. Зарина Эргашева выяснила, сколько зарабатывают на нас нечистоплотные водители и их кондукторы.

Требовать сдачу не вошло в привычку жителей Душанбе может потому, что им так проще, — не спорить и не скандалить. Многие смирились, да и что нынче купишь на эту мелочь?

И это касается не только покупки товаров в магазинах и на рынках, оплаты коммунальных услуг, но, в первую очередь, оплаты проезда в общественном транспорте.

В течение августа-сентября корреспондент Sputnik регулярно ездила на автобусах и троллейбусах города, чтобы выяснить, насколько оправданы жалобы граждан.

И выяснила. Ни один (!) из кондукторов не возвращал пассажирам сдачу, скажем так, добровольно.

В одном из автобусов в Душанбе
© Sputnik Амир Исаев
В одном из автобусов в Душанбе

"Битва" за копейки

Еду по маршруту через центральную улицу Душанбе — проспект Рудаки (автобус №3 и троллейбус №1).

Наверное, это самая загруженная линия в городе, так как альтернативного транспорта здесь нет, разве что так называемые попутки, которые могут вас подвезти за 3 сомони. Но всё же ими пользуются не так часто, так как они по карману далеко не всем.

Стоимость проезда на автобусе составляет 60 дирам, троллейбуса — 70. Это утверждённые тарифы администрации города, но на мое удивление о них знают далеко не все.

Получив 1 сомони, кондукторы автобусов, за время нашего эксперимента, не выдавали сдачу в 40 дирам, а пассажиры этого и не требовали…

Я решила это сделать.

— Дайте сдачу, пожалуйста, — сначала просила я.

Ноль реакции.

— Дайте мою сдачу! — на требование (приходилось делать иногда это не раз), кондуктор, порой удивленно, а чаще с явным раздражением, выскребывал мелочь из карманов и нехотя отдавал мне.

А вот сегодня утром, когда я отвозила сына в школу, в очередной раз, с великим трудом отдавая мою сдачу, мальчишка-кондуктор сказал:

— А вообще-то, апа, вы должны и за своего сына заплатить 50 процентов, — решил в последнюю минуту не сдаваться кондуктор.

— Ээээ, отдай деньги, так не говори, она не должна, — тут уже вступился, услышав наш диалог, сам водитель.

К слову, и правда, не должна — школьники у нас имеют право на бесплатный проезд. Собственно, как и пенсионеры, ветераны и много других категорий граждан, о которых так благополучно "забывают" городские "водилы".

Вот и в этот раз мне удалось получить заветные монетки, лишь при выходе из транспорта, и при помощи уже самого водителя…

…Вы подумаете, да разве из-за 40 дирам стоит поднимать тему и уж тем более требовать эту мелочь.

Думаю, что стоит. И вот почему.

Мелочь = доход

Ради интереса я посчитала, каким может быть "доход" от этой, вроде бы мизерной сдачи.

И вот что вышло.

Если, условно говоря, в день автобус перевозит 100 человек (а это количество, мы знаем, гораздо больше), то получается, что от невозвращенной сдачи в 40 дирам можно заработать 40 сомони в день (100*0,40=40).

В месяц это уже (40*30=1200) 1200 сомони, в год (40*365=14600) это уже, ни много ни мало — 14 тысяч 600 сомони.

Теперь переводим эту сумму в доллары по курсу 6,80 сомони за $1, и получаем — $2 тысячи 147!

Вроде простая арифметика, но какая кругленькая сумма получается, не правда ли? А ведь это только один маршрут, условные 100 пассажиров и один автобус…

Если же брать одного человека, и ежедневные невозвращенные ему 40 дирам, то в год это 146 сомони (0,40*365=146). А это, для ясности картинки — целых 4 килограмма мяса, которое в рационе есть, опять же, далеко не во всех семьях…

Пассажиры заходят в троллейбус на проспекте Рудаки. Архивное фото
© Sputnik Игорь Лекаркин
Пассажиры заходят в троллейбус на проспекте Рудаки. Архивное фото

Миллионы из копеек

А что если посчитать не условных пассажиров, а реальный пассажиропоток в столице?

Как оказалось, по итогам полугодия 2015 года, пассажиропоток в Душанбе составил 104 миллиона 535 тысяч 400 — именно столько человек было перевезено частным и государственным транспортом столицы.

— Тарифы за проезд не менялись более пяти лет. Есть два тарифа для автобусов — 60 дирам и 1,20 сомони. Всё зависит от дальности маршрута автобуса. К примеру, тариф за проезд на автобусе №3 составляет 60 дирам, на автобусе №8 — 1,20 сомони. А на троллейбусе — по любому маршруту — 70 дирам", — говорит начальник отдела логистики "Душанбе наклиет хадамот расон" Мелик Сиддиков.

Возьмем, опять же для примера, автобусы №3.

Как оказалось, в среднем, в день, они перевозят 21 тысячу 432 пассажира. В целом автобусов №3 — 24 единицы.

Интересно, то, что если никому из пассажиров не возвращать сдачу в 40 дирам, то сумма "выручки" получается — 8 тысяч 572,8 сомони в день.

А в год?

Если умножить ежедневный "копеечный доход" на 365 дней, то это — 3 миллиона 129 тысяч 72 сомони. Даже если сминусовать выходные дни, когда пассажиров не так много, то сумма все равно приблизится к 3 миллионам.

Увидев эти цифры, понимаешь суть поговорки: "Копейка рубль бережет", более четко.

Ну, и кроме автобусов и троллейбусов, проблема со сдачей есть во всех маршрутных такси.

Стоимость проезда на маршрутках с 2011 года составляет 1 сомони 60 дирам. Кто из пассажиров маршруток Душанбе получал сдачу в 40 дирам? Я, например, не часто…

А теперь осталось умножить эту мелочь (40 дирам) на весь объём пассажиропотока по итогам полугодия 2015 года. Напомним, это 104,5 миллиона.

Что вышло?

Можно ли сказать что 40 дирам это мелочь?

Не думаю…

Стоянка автобусов в Душанбе
© Sputnik Амир Исаев
Стоянка автобусов в Душанбе
114
Теги:
дирам, общественный транспорт, доходы, тарифы, сомони, "Душанбе наклиет хадамот расон", Мелик Сиддиков, Душанбе

Индия поможет построить современную магистраль из Душанбе

3030
(обновлено 19:49 03.12.2020)
Начато строительство восьмиполосной дороги из Душанбе до поселения Чортут в сотрудничестве с Индией

ДУШАНБЕ, 3 дек — Sputnik. В столице Таджикистана официально началось строительство автомобильной дороги от Западных ворот до поселения Чортут, сообщает пресс-служба мэрии Душанбе.

На старте работ присутствовали представители органов исполнительной власти Душанбе и посольства Индии в Таджикистане.

По плану ширина дороги составит 40 метров, на ней будет восемь полос движения в двух направлениях, по проекту также будут построены тротуары, светофоры, мост через Гиссарский канал и железнодорожный переезд.

  • В Душанбе официально началось строительство автомобильной дороги от Западных ворот до махалли Чортут
    В Душанбе официально началось строительство автомобильной дороги от Западных ворот до махалли Чортут
  • В Душанбе официально началось строительство автомобильной дороги от Западных ворот до махалли Чортут
    В Душанбе официально началось строительство автомобильной дороги от Западных ворот до махалли Чортут
    Исполнительный орган государственной власти города Душанбе
  • В Душанбе официально началось строительство автомобильной дороги от Западных ворот до махалли Чортут
    В Душанбе официально началось строительство автомобильной дороги от Западных ворот до махалли Чортут
    Исполнительный орган государственной власти города Душанбе
1 / 3
В Душанбе официально началось строительство автомобильной дороги от Западных ворот до махалли Чортут

Дорога будет построена в три этапа. Первый этап - от Западных ворот до шоссе Айни протяженностью 4,2 км, второй этап - от шоссе Айни до шоссе Шарора протяженностью 3,2 км и третий этап - от шоссе Шарора до соединения с улицей Рахмона Набиева в поселении Чортут.

В Таджикистане реконструируют дорогу Хулбук – Темурмалик – Кангурт

Объект будет построен за 46,5 миллиона долларов США в рамках взаимовыгодного сотрудничества между Таджикистаном и Индией.

3030
Теги:
Душанбе, Индия, Таджикистан

Душанбе и Ташкент планируют открыть новые пассажирские и транзитные маршруты

1385
(обновлено 15:28 03.12.2020)
Заместители министров транспорта Таджикистана и Узбекистана подчеркнули необходимость расширения сотрудничества между двумя странами

ДУШАНБЕ, 3 дек — Sputnik. В Худжанде прошло очередное заседание Таджикско-узбекской смешанной комиссии по автомобильному транспорту, сообщает пресс-служба Минтранса республики.

Во встрече приняли участие заместитель министра транспорта Таджикистана Шоиста Саидмуродзода и заместитель министра транспорта Узбекистана Даврон Дехконов.

Кузьмина: Таджикистану нужны дополнительные пути логистики

В ходе заседания совместной комиссии по дорожно-транспортному сотрудничеству между двумя странами стороны подчеркнули необходимость расширения сотрудничества в сфере перевозок в контексте развития COVID-19.

Стороны отдельно обсудили открытие новых пассажирских и транзитных маршрутов.

Умаров рассказал о будущем бизнес-сотрудничества Таджикистана и Узбекистана

Также Саидмуродзода и Дехконов обсудили предоставление дополнительных транзитных мощностей, подписание 20-летнего соглашения между Таджикистаном и Узбекистаном о сотрудничестве в области автомобильного транспорта и содействие в перемещении транспортных средств двух стран по международным маршрутам.

Узбекистан и Казахстан намерены открыть новые автобусные маршруты

На встрече также обсуждались вопросы использования новых цифровых технологий для регулирования транзита товаров и продукции двух стран.

1385
Теги:
транспорт, граница, Узбекистан, Таджикистан
Гости и участники форума предпринимателей

В Таджикистане впервые награжден врач за борьбу с пандемией

214
(обновлено 20:40 04.12.2020)
Медаль "За борьбу с пандемией" стала второй значительной наградой молодого врача Мухаммадджона Хусейнова

ДУШАНБЕ, 4 дек — Sputnik. Студент Таджикского государственного медицинского университета имени Абуали Сино и фельдшер больницы "Истиклол" Мухаммадджон Хусейнов удостоился медали "За борьбу с пандемией", сообщает НИАТ "Ховар".

Молодой врач стал первым человеком в республике, получившим такую награду.

Медаль Хусейнову выдал представитель Общероссийской общественной организации ветеранов "Боевое братство" на территории 201-й военной базы России Саидахмад Давлатов. Он приехал в университет и в ходе торжественной церемонии поздравил фельдшера.

Спасают сердца: таджикские врачи провели сложнейшую кардиооперацию - видео

Напомним, что Хусейнов прославился в мае 2020 года. В самом начале пандемии коронавируса специалист записал видеообращение, в котором рассказал о подвиге врачей, борющихся с инфекцией. Также молодой фельдшер раскритиковал медиков, достойно не выполняющих свои обязанности.

Развозил еду старикам: волонтер из Таджикистана получил награду от Путина

Обращение оценил президент республики Эмомали Рахмон. Во время встречи с представителями сферы здравоохранения Таджикистана глава государства пригласил Хусейнова выступить с речью. На мероприятии глава страны также наградил студента медалью "Милосердие".

214
Теги:
ТГМУ, медаль, Истиклол, врач, студент, коронавирус
Темы:
Коронавирус в Таджикистане: последние новости