Иллюстрация внешнего облика здания на раскопках зернохранилища

Что скрывает тысячелетний Саразм: жизнь и тайны древнего города

6013
(обновлено 12:45 15.06.2020)
Саразм стал "отцом" городской культуры Таджикистана и Узбекистана, породив уникальный стиль архитектуры и ремесел. А причина его исчезновения до сих пор остается загадкой для археологов

ДУШАНБЕ, 27 мар — Sputnik, Мунавар Мамадназаров. История древнего Саразма с одной стороны, хорошо изучена, а с другой - полна тайн, оставаясь одним из наиболее интересных объектов исследования для ученых.

Само поселение было открыт таджикским археологом Абдулло Исаковым в 1977 году на левом берегу реки Зарафшан, буквально в 500 метрах от автомобильной трассы соединяющей Пенджикент и Самарканд. Под полями селения, чье название символично переводится как "Начало земли", миру постепенно пласт за пластом стала открываться таинственная история Центральной Азии.

Открытие вызвало немалый интерес у ученых за рубежом, и в 1984 в Таджикскую ССР прибыла советско-французская археологическая экспедиция, а с 2000-х к раскопкам подключились и немцы.

Иностранных исследователей Саразма привлекал уникальный материал по архитектуре и искусству, значительно расширивший представление о протогородской культуре, предшествующей формированию полноценных городов не только Центральной Азии, но и Среднего Востока в целом.

Но чтобы по-настоящему оценить огромное значение Саразма, необходимо, насколько возможно, представить Центральную Азию шеститысячелетней давности. За оплывшими, невысокими стенами из сырцового кирпича стороннему наблюдателю трудно разглядеть следы былого величия древнего города. Попробуем сделать это благодаря археологическим данным и артефактам, сложив в единое целое хотя бы часть удивительного пазла.

Где бронза, там прогресс

В конце каменного века в VI–V тысячелетиях до нашей эры на территории Центральной Азии существовали несколько больших культурных областей – высокоцивилизованные джейтунская и анауская культуры, кальтеминарская неолитическая культура рыболовов и охотников и гиссарская культура – первые земледельцы горных областей.

На излете пятого тысячелетия наступило славное время в истории всего человечества – переход от камня к металлу. Революционным событием стало освоение бронзы как результата сплава олова и меди. Для древних людей это был технологический скачок грандиозной значимости куда важнее, чем первый космический полет или изобретение интернета для наших современников.

Фантастические твари, и где они обитали: тайная жизнь каменного века Таджикистана

Тогда же на западе Ферганы и на севере современного Таджикистана население столетиями, шаг за шагом овладевало литьем и работой с металлом, полностью освоив процесс лишь к началу II тысячелетия до нашей эры.

Особую значимость примитивная металлургия имела для протогородских образований Центральной Азии, к коим относился и древний Саразм. Его выгодное географическое расположение, охватывающее плодородные земли долины Зеравшана и обилие водных источников, привлекали сюда новых людей, а с ними - передовые технологии. Это и стало залогом развития города, от которого сегодня, увы, остался лишь фундамент да контуры стен.

Раскопки Саразма в пригороде Пенджикента
© Sputnik / Стас Этвеш
Раскопки Саразма в пригороде Пенджикента

В III тысячелетии до нашей эры отмечается расширение торговых и культурных связей Саразма с другими народами, которые некогда заселяли обширную территорию, простиравшуюся от Южного Урала до Иранского плато и к побережью Индийского океана вплоть до границ загадочных цивилизаций Мохенджо-Даро и Хараппы.

Постепенно Саразм становится значимым центром добычи меди, олова и свинца в Центральной Азии, а на рубеже IV-III тысячелетий селение стало главным торговым и культурным перекрестком древнего Востока.

Элита и кирпичи

Площадь Саразма составляла 100 гектаров, пять из которых были застроены общественными, культовыми и хозяйственными сооружениями. Здесь проживало около 10 тысяч человек – огромный мегаполис по меркам Бронзового века.

Все поселение состояло из кварталов, сформированных 2–4-комнатных домами-секциями. К жилой части примыкали мастерские, кухни и надворные постройки. Основным строительным материалом служил сырцовый кирпич и битая глина, а также галька, которой мостили улицы и дворы, заполняли очаги и печи. Дома, перекрытые ветками и камышом, замазывались несколькими слоями глины.

Для освещения и вентиляции устраивались дверные и оконные проемы. Наличие внутри очага, предположительно, говорит об устройстве светодымовых люков, сохранившихся сегодня в памирском жилом доме.

Памирский дом в селении Ямг
© Фото М.Мамадназарова
Памирский дом в селении Ямг

Правильность планировки и высокое качество строительства (ак­уратная кладка, сложная система проходов, архитектурное оформление зданий, тщательная отделка, роспись стен) показывает, что эти комплексы возводили по заранее продуманному, отлично спроектированному плану. Об уровне благоустройства красноречиво говорит и наличие специально обустроенных общественных водоемов.

Таджикские археологи нашли в Хулбуке водоочиститель времен Саманидов

И строили их мастера высочайшей квалификации, хорошо освоившие геометрию, пропорции и архитектурные стандарты своего времени. 

К слову о стандартах – строительный материал в Саразме был настолько хорош, что благополучно дошел и до наших дней, сохранившись почти неизменным. Сырцовые кирпичи с соотношением длины к ширине и толщине 4:2:1, использовались еще строителями древнеиндской цивилизации 6 тысяч лет тому назад. Эта удачная пропорция в ходу и сейчас - благодаря ей кирпичи равномерно просыхают, а площадь поверхности идеально подходит для того, чтобы легко соединить их связующим раствором.  

Здание на раскопе
© фото из архива М.Мамадназарова
Здание на раскопе

Как сейчас, так и в древние времена богатые предпочитали недвижимость в центре. В середине Саразма располагались большие дома, с хорошей отделкой стен и орнаментальным цветным декором. Сердцем этого "элитного района" был дворцовый комплекс площадью более 250 квадратных метров, куда входили большой коридор, прихожая, два-три зала и еще несколько помещений.

Больше достаток - богаче дом. Именно дворцы и дома аристократии, даже подчистую ограбленные мародерами за все эти столетия, представляют наибольший интерес археологов с точки зрения наивысших достижений искусства и ремесел.

Топ-10 мировых звезд, которые выбрали для себя таджикские платья

Всего в кварталах знати и ремесленников (обслуживавших нужды этой самой знати) археологами нашли более 150 находок металлических предметов - бронзовые топоры, тесла, наконечники стрел и копий, ножи, булавки, иглы, свинцовые печати. Там же найдена статуэтка женщины-прародительницы с птичьей головкой и окрашенная красным глиняная го­лова быка на стене.

Немало было найдено и ювелирных изделий. Часть из них было обнаружено в хорошо сохранившемся погребении молодой знатной женщины, так называемой "царицы Саразма".

Захоронение богатой женщины царицы Саразма
© фото из архива М.Мамадназарова
Захоронение богатой женщины царицы Саразма

Развитие металлургии и контроль над торговлей и земледелием, способствовали не только обогащению отдельных родов, но и дало импульс массовой бытовой культуре: саразмцы производили великолепную цветную керамику с орнаментацией в качестве оберега, изящно украшенную символами солнца, огня и воды.

Строй на века

И если с материальной культурой более-менее понятно, то духовная жизнь древнего городища представляет собой сплошную загадку. Во что же верили жители Саразма?

Археологи выяснили, что в  IV-II тысячелетии до нашей эры в этом регионе сформировался культ, связанный с Солнцем и Луной. В одном из раскопов сохранилось интересное сооружение из двух кругов, тщательно сложенных из кирпичей. Внешнее кольцо было диаметром почти 8 метров, внутреннее - 4, круглое пространство между ними имело форму коридора.

Схема расположения здания на раскопках
© фото из архива М.Мамадназарова
Схема расположения здания на раскопках

В реконструированном варианте постройка могла выглядеть как круг с девятью перегородками-лучами, этакий символ солнечного диска, которому поклонялись различные народы от  Египта, Междуречья до Индии, в том числе и древние саразмцы. По мнению археолога Абдулло Исакова, именно в это время зарождается культ огня и связанные с ним зороастрийские религиозные концепции, в частности культ огнепоклонников.

В большинстве домов и общественных сооружений в центре стояли алтари-жертвенники, где возжигался священный огонь. Также они использовались для обогрева жилищ.

"Дом кругов" - далеко не единственное здание с уникальной планировкой. Так, в одном из раскопов исследователи обнаружили комплекс, где центром композиции служил зал, окруженный с четырех сторон обводными коридорами, так называемый "зал в обводе коридоров".  

Стены были оформлены прямоугольными выступами-пилястрами, которые с одной стороны укрепляют здание, с другой, украшают фасад. Открытый очаг в центре зала и остатки обугленных костей животных позволяют отнести находку к культовым сооружениям, где проводились церемонии с жертвоприношениями.

Иллюстрация внешнего облика здания на раскопках
© фото из архива М.Мамадназарова
Иллюстрация внешнего облика здания на раскопках

Это первый и древнейший в зодчестве Центральной Азии пример "зала в обводе коридоров", который в античный период станет главной темой иранских и согдийских храмов огня, а после будет унаследован буддистами в архитектурном стиле греко-бактрийского и кушанского периодов.

Уникальную архитектуру, не имеющую аналогов в зодчестве Древнего Востока, демонстрирует здание, которое, по мнению исследователей, выполняло функции общественного зернохранилища. Возведено оно было по заранее продуманному плану на почти метровой платформе для защиты от подпочвенных вод.

Раскопки здания общественного зернохранилища
© фото из архива М.Мамадназарова
Раскопки здания общественного зернохранилища

Несмотря на сходство архитектуры Саразма с памятниками этого периода Южного Туркменистана, существует ряд отличительных черт. Так, саразмское поселение имело более комфортную свободную застройку, с большей площадью помещений, чем в южнотуркменских оазисах, а также с элементами обводнения и озеленения, более разнообразными и развитыми строениями.

Среди других инноваций - оригинальные двуярусные и двухкамерные печи для обжига керамики. Их топочная камера имела сложную систему каналов для обжига, свидетельствую о высоком развитии керамического производства.

Конструкции гончарных печей для обжига керамики
© фото из архива М.Мамадназарова
Конструкции гончарных печей для обжига керамики

Такая керамика была ярко раскрашена геометрическим орнаментом в виде крестов, треугольников,  сеток и волнистых линий, красного, желтого и черного цветов. Также городские умельцы производили минеральные краски контрастных цветов, которые использовалась для оформления стен росписями. 

Саразм, так же, как и культуру южно-туркменистанских оазисов, по праву можно считать центром зарождения строительных и художественных традиций, которые сначала будут подхвачены эпохой раннего железа, а позднее на более высоком уровне найдут применение в античный период.

Конец древнего Саразма

Многие исследователи считают, что древний протогород был столицей всей исторической области Среднеазиатского Междуречья, которое археологи назвали "Древним Самаркандом" – предшественником современного исторического Самарканда. Но что же случилось с этим богатым и процветающим городищем? Почему же он был оставлен жителями?

По самой распространенной версии саразмцы покинули жилища из-за сильной засухи. По этой же причине в свое время население туркменистанской геоксюрской культуры вынуждено было бросить некогда хорошо орошаемые земли, превратившиеся в пустыни, и заселить Зеравшанскую долину.

Некоторые ученые также предположили, что жители покинули эти места после нашествия индо-иранских племен во II тыс. до нашей эры. Скорее всего, индоарийцы, продвигавшиеся на юг волнами, застали культуру Саразма на ее закате. Оставшееся население протогорода постепенно ассимилировалось с новыми пришельцами, передав им свои навыки производства, культуры и архитектуры. Этот историко-культурный контакт в античный период дал импульс для возникновения новой согдийской цивилизации с центрами в Самарканде, Бухаре и Пенджикенте.

Битва при Нехванде: как арабы на острие мечей принесли ислам в Персию

В 2001-м решением правительства Таджикистана сохранившийся участок поселения был объявлен национальным достоянием, а в 2010-м по инициативе сотрудников пенджикентско-саразмской археологической экспедиции, при поддержке Минкульта и международной научной об­щественности Саразм был включен в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Сегодня раскопана лишь крохотная часть саразмского поселения, и дальнейшие изыскания, несомненно, принесут новые открытия, которые позволят расшифровать страницы истории пока еще во многом загадочной цивилизации.

6013
Теги:
Таджикистан, археология, Саразм
Метеорный поток Персеиды

Время загадать желание: жители Таджикистана увидят обильный летний звездопад

1200
(обновлено 14:02 12.08.2020)
В ночь на четверг, 13 августа, таджикистанцы смогут увидеть в звездном небе необычный звездопад, или метеорный поток Персеиды

ДУШАНБЕ, 12 авг — Sputnik. В звездном небе над Таджикистаном в ночь на 13 августа ожидается пик активности метеорного потока Персеиды, сообщает Московский планетарий.

Звездопад достигнет максимума в ночь с 12 на 13 августа, а ясная погода в республике будет способствовать наблюдениям даже невооруженным глазом.

Действие потока в этом году длится с 23 июля по 20 августа. Согласно прогнозам Международной метеорной организации, пик ожидается до 110 метеоров в час.

Отмечается, что какого-либо особого идеального места для наблюдения за потоком метеоров искать не стоит, он будет виден практически во всех регионах Северного полушария Земли.

Раз в 100 лет: таджикские астрономы сообщают об астероиде, летящем к Земле

Главное, чтобы ночное небо было чистым, особенная красота этого явления будет наблюдаться в высокогорных районах Таджикистана.

Ученый рассказал, как лучше наблюдать за первым весенним звездопадом

Напомним, что Персеиды - метеорный поток из камушков, льдинок и частичек пыли, ежегодно проходящий через атмосферу Земли. Обычно пик активности приходится на вторую декаду августа.

1200
Теги:
август, звездопад, Таджикистан
Медицинские работники в защитных костюмах перевозят пациентов, архивное фото

Ученые установили причину летального исхода при коронавирусе

5582
(обновлено 12:30 11.08.2020)
Ученые проанализировали образцы крови у пациентов с тяжелой формой коронавируса и выяснили, от чего зависит смертельный исход болезни

ДУШАНБЕ, 11 авг — Sputnik. Несколько типов клеток играют ключевую роль при ответе иммунитета на заражение коронавирусом штамма SARS-CoV-2, пишет медицинский портал Cell Reports Medicine со ссылкой на ученых Каролинского института в Швеции.

Как выяснили специалисты, данные клетки приводят к гипервоспалению, которое наблюдается в смертельно опасных случаях заболевания. Такие выводы ученым удалось сделать после анализа образцов крови, взятых у пациентов с тяжелой формой коронавируса.

Найден убивающий коронавирус продукт

Исследование показало, что белые кровяные тельца (эозинофилы) играют важную роль при развитии осложнений коронавируса.

Ученые назвали новую причину высокой смертности от коронавируса

В частности, количество этих клеток в крови начинает "зашкаливать" незадолго до начала чрезмерных воспалительных реакций в легких, которые приводят к острому респираторному дистресс-синдрому, требующему интенсивной терапии.

Как умирают люди с коронавирусом — интервью с врачом

Также в развитии сильного иммунного ответа на коронавирус принимают участие другие белые тельца (базофилы).

5582
Теги:
смерть, коронавирус
Темы:
Коронавирус: опасное заболевание в России и мире

Великий щит таджикских гор: как в древности охранялся путь из Памира в Китай

7
В древние времена памирские горы были одним из главных транспортных коридоров Азии, который охраняли мощные крепости, до сих пор поражающие своими размерами, убранством и талантом мастеров, их возводивших

ДУШАНБЕ, 14 авг — Sputnik, Мунавар Мамадназаров. В давние времена Памир был не только труднодоступной "крышей мира", но и важнейшим торговым коридором. А поскольку торговое предприятие – дело опасное, всегда есть огромный риск нарваться на разбойников или стать жертвой немилосердной стихии, то местным властителям нужно было защищать купцов, дабы иметь доход с пошлин и продажи товаров на своих территориях. Не говоря уже о залежах золота, серебра и ценных минералов.

Так, из гор Бадахшана в страны Ближнего и Среднего Востока с III тыс. до н.э. проходил Лазуритовый путь, по которому во дворцы восточных правителей поставлялся этот декоративный камень прекрасного небесного цвета. В горе Кухилал добывался знаменитый бадахшанский лал (благородная шпинель), а на Восточном Памире в XI в. на высоте 4000 метров построен город серебряных рудокопов Базардара.

На защите рубежей 

Высокие горы, труднопроходимые перевалы, казалось бы, обеспечивали населению Памира естественную защиту от вражеских вторжений, однако они же становились прибежищем для разбойников или захватчиков, а потому фортификационные сооружения памирцам были все-таки необходимы.

"В этом царстве узких проходов неприступных мест много, города их и крепости – на высоких горах, и вражеских нападений народ не боится", – писал в XIII веке побывавший на Памире венецианец Марко Поло.

Большое количество крепостей в верховьях Пянджа замечательный исследователь Центральной Азии А. Стейн объяснял тем, что Вахан с древнейших времен являлся "главной дорогой, связывавшей Западную Азию, а следовательно классический мир, с глубинной Центральной Азией, следовательно, с Дальним Востоком".

Крепости Памира возводились в местах, максимально выгодных с точки зрения логистики и обороны, в начале долин, на вершинах скальных массивов, в слиянии рек, пересечении торговых дорог. Две крупные крепости Каахка и Ямчун имели государственный статус, небольшие крепости (Рошорв, Савноб, Джавшангоз, Иссор, Даршай и др.) использовались как укрепленные поселения и убежища от набегов, а высокие башни – тупхона служили наблюдательными пунктами.

Круче Индианы Джонса или Как в Афганистане искали тайное сокровище Бактрии

Все эти сооружения были объединены в единую оборонительную систему не только Памира, но и крупных держав той эпохи: Бактрии, Кушании и Согда. Стены, выложенные из больших плоских камней и сырцовых кирпичей, завершались многочисленными многоярусными башнями с бойницами, обеспечивавшими круговую оборону. А в некоторых устраивались подземные ходы, ведущие к водным источникам.

М. Мамадназаров
Графическая реконструкция крепости Калаи Рошорв

Местные князья также предпочитали жить в замках под защитой прочных стен, хоть и размерами поменьше. Такие крепости-кала, руины которых сохранились в Дарвазе, Рушане, Шугнане и Вахане, служили локальными центрами торговли и административного управления.

Некоторые доисламские общественно-культовые сооружения Памира V-VIII веков, такие как Кофиркала в Шугнане и буддийский комплекс Вранге в Вахане, тоже представляли собой надежные оборонные пункты – видать, угроза нападения на рубежах нашей эры действительно была нешуточная. 

Неприступные стены Памира

Рассмотрим, что представляли из себя подобные сооружения на конкретном примере крепости Каахка – одной из древнейших фортификационных построек такого типа, сохранившихся в Вахане. Эта цитадель располагалась на берегу Пянджа близ селения Наматгут и существовала с III в. до н.э. вплоть до VI в. н.э. Само же название селения происходит от слов санскрита "намат" – святое, "гата" – место.

Крепость построена в важном в стратегическом отношении месте, в сужающейся части долины на изолированном скалистом утесе, крутые склоны которого обрываются в сторону бурной реки. Соответственно рельефу данная памирская твердыня имела вытянутую конфигурацию, разделяясь на три огражденные стенами части, среднюю из которых занимала цитадель и дворцовые постройки.

Оборонительные стены были выложены из сырцовых кирпичей и блоков на двухметровом каменном фундаменте. По всему периметру крепость имела двойные стены, между которыми устроен коридор шириною 2,5 метра с оборудованными бойницами на случай проникновения противника. Такая конфигурация защитных сооружений, с одной стороны, давала возможность защитникам быстро перемещаться внутри, а с другой – позволяла силами буквально пяти-шести воинов с щитами начисто перекрыть путь врагу, обстреливая его стрелами и закидывая камнями со стен.

М. Мамадназаров
План крепости Каахка

В некоторых участках бойницы располагались в два ряда в шахматном порядке, не только для массированного обстрела из луков, но и для психологического воздействия на врага – создавалась иллюзия большого количества обороняющихся.  Вход в крепость представлял собой лабиринтообразный коридор, где неприятель оказывался под усиленным контролем оборонявшихся.

В центральной части крепости из сырцовых кирпичей выложена эффектная декорация – полуциркульные ниши, заполненные декором из исходящих из треугольного центра лучей.

Таможня дает добро      

В непосредственной близости от крепости Каахка на оживленном памирском  отрезке Шелкового пути расположено оригинальное укрепленное сооружение Доркишт, использовавшееся с V по XII вв. одновременно как пристань Пянджа, караван-сарай и таможенный пункт. В этом месте товары, скот и люди переправлялись через Пяндж на плотах, составленных из нескольких надутых бараньих бурдюков с дощатым настилом.

Крепостная стена с восемью круглыми сужающимися кверху башнями с бойницами окружает небольшой двор, вдоль стен которого по периметру располагались помещения с суфами, на которые выгружались товары. Постройка имела два входа: один, защищенный двумя башнями со стороны долины, и второй со стороны реки контролировался одной башней.

М. Мамадназаров
Графическая реконструкция Даркишта

Но самое крупное фортификационное сооружение Памира расположено у селения Ямчун. Грандиозные размеры цитадели и сейчас производят неизгладимое впечатление: длина в продольном направлении 900 м, а в поперечнике около 500 м, а перепад высот между нижней и верхней отметками аж целых 350 м – настоящий рукотворный горный хребет.

Крепость  занимает большой треугольный утес, образованный двумя горными речками Ямчун и Вичкут. Два стремительных потока реки образовали глубокие каноны, обеспечивающие сооружению надежную естественную защиту.

Сокровища древности: в районе Джалолиддини Балхи найдены реликвии Саманидов

Поселение состояло из трех огражденных стенами площадок и укрепленной части, занимающей вершину одной из них. Как и в Каахке, в Ямчуне в наиболее ответственных местах устраивались двойные стены с двухметровым коридором.

Войско защитников размещалось внутри цитадели. Вот как описывает лагерь персидского царя Кира древнегреческий историк Ксенофонт.

"Палат­ки были такой величи­ны, что мог­ли вме­стить целый так­сис (воинское подразделение). Так­сис же состо­ял из ста чело­век", - упоминает античный летописец.

М. Мамадназаров
Руины крепости Ямчун

Особо интересна и выразительна архитектура цитадели, к которой можно подступиться по перешейку, расположенному в узком крытом проходе под охраной мощной круглой башни. По периметру стен расположены небольшие прямоугольные помещения, выходящие в замкнутую внутреннюю площадь в центре.

Датский ученый О. Олуфсен, посетивший крепость в 1888 году, описывает башни диаметром 6 метров в основании (всего их было 40), которые были перекрыты балками с уложенными поверх каменными плитами. На территории крепости не было водных источников, и снабжение водой обороняющихся осуществлялось через особый ход к реке Вичкут – со стороны цитадели.

Защита древнего Таджикистана

Если западными воротами Памира является Дарваз, так и переводимый как "открытые ворота", то восточный вход на Памир – это слияние рек, образующих Пяндж. Отсюда поток стремительно стекает вниз в бассейн Аму-Дарьи, ставшей от истоков до устья главной земледельческой осью центральноазиатской цивилизации.

Именно там, на развилке путей на Восточный Памир и афганский Вахан, построено укрепленное поселение Ратм с высокой наблюдательной башней "тупхона".  Это первое ваханское поселение верховьев Пянджа, что отразилось в его названии, восходящем к древнеиранскому fra-tama – "первый, начальный".

Все упомянутые крепости возникли как ответ на военную угрозу и были рассчитаны на размещение большого гарнизона и долговременную оборону. В этой оборонительной цепи Ямчун принимал первый удар неприятеля с востока, а Каахка преграждала его продвижение вглубь долины Пянджа.

Памирские цитадели первоначально возводились для защиты Бактрии от полчищ кочевников, которые сконцентрировали силы в III-II в. до н.э. на ее границах. Во II в. до н.э. восточноиранские племена тохаров-юеджи, пришедшие из Синцзяна (Китай), объединились с родственными им сакскими племенами Восточного Памира в мощный племенной союз. Они пересекли высокогорный Памир, захватили Греко-Бактрию и северные районы Индии, создав на обломках Бактрии  Кушанскую империю.

Карта крепостей Памира

Китайские письменные  источники упоминают два похода кушан против китайцев через Памир в бассейн Тарима, а Вахан фигурирует в числе областей, подчиненных юечжам. Восточноиранские кочевники, смешавшись с местным населением, стали значимым компонентом формирования современных памирских народов.

Народы ушли, а города остались. По крайней мере, руины. Поражающие грандиозными размерами, выразительной архитектурой и системой обороны, заоблачные крепости Вахана просуществовали тысячелетие (III в. до н.э. –  VII в.) и, по определению путешественника и этнографа Ауреля Стейна, являлись "прекрасными образцами среднеазиатской фортификационной школы в ее горном варианте".

7
Теги:
история, Китай, Памир, Таджикистан