Кто из молодых станет супердолгожителем

(обновлено 14:24 14.02.2019)
Какой образ жизни нужно вести и какой должна быть генетика, чтобы человек смог перейти столетний рубеж, — читайте в материале

ДУШАНБЕ, 14 фев — Sputnik. Максимальная продолжительность жизни превысила 120 лет. В мире сейчас порядка 125 миллионов человек старше 80, и этот показатель продолжает увеличиваться. Ученые пытаются понять, что делает людей долгожителями.

Можно ли заранее узнать, каковы шансы того или иного человека перейти столетний рубеж, — в материале РИА Новости.

Фактор географии

Француженка Жанна Кальман прожила 122 года (умерла в 1997-м). В 2013-м в возрасте 116 лет скончался японец Дзироэмон Кимура, считавшийся старейшим человеком на планете. Однако Нане Шаова из Кабардино-Балкарии, ушедшей из жизни 21 января, по неофициальным данным было 128 лет.

Перешагнувших 110-летний рубеж называют супердолгожителями. Впервые их выявили в середине 1960-х, в следующие два десятилетия максимальный возраст человека увеличился со 112 до 120 лет. С тех пор число супердолгожителей неизменно растет.

Сейчас по продолжительности жизни лидирует Япония. Следом — Германия, Италия, Греция, Финляндия, Швеция. В Азии, помимо Японии и Китая, долго живут в Тайване и Южной Корее.
В мире есть регионы, где особенно много долгожителей. Например, остров Окинава в Японии, округ Бама Яо в Китае, коммуна Оводда на Сардинии, город Лома Линда в Калифорнии (США), полуостров Никоя в Коста-Рике, остров Икария в Греции.

В 2015 году на планете насчитывалось 125 миллионов 80-летних и старше. По оценкам, в 2050-м их будет 434 миллиона, в том числе супердолгожителей — примерно 3,7 миллиона. Предполагается, что больше всего — в Китае.

Вот это здоровье!

Долгожителей объединяют два признака: биологический возраст меньше хронологического (указанного в паспорте), и они дольше сохраняют активность. Примерно 43 процента перешагнувших столетний рубеж до 80 не знали заболеваний, обычно сопровождающих старость.

У 15 процентов столетних женщин и 30 процентов мужчин вообще не диагностированы какие-либо возрастные болезни.

У столетних гораздо реже возникают деменция и нейродегенеративные заболевания. Либо, если есть болезнь Альцгеймера, то может не быть деменции. И почти не встречается онкология.

Значительно позднее, чем у большинства, у супердолгожителей развиваются сердечно-сосудистые заболевания, да и то не у всех. Многие сохраняют работоспособность, могут себя обслуживать или нуждаются в минимальном уходе.

Что говорит генетика

Можно ли заранее определить долгожителя? Оказывается, такие признаки, или, как их называют ученые, биомаркеры, есть. И на первом месте — наследственность. Это подтверждают наблюдения за родственниками суперстолетних. Так, в пяти поколениях семьи Жанны Кальман, особенно по линии отца, были долгожители.

Долголетие мужчин из коммуны Оводда на Сардинии тоже объясняют генетикой. Об этом свидетельствуют данные об эмиграции: уехавшие оттуда еще молодыми тем не менее живут долго.

Возможно, местные восходят к небольшой группе предков-поселенцев с особенным генотипом.
Каких-либо генов долголетия не найдено, но известен круг мутаций, связанных с продолжительностью жизни.

К примеру, среди носителей определенного варианта гена рака груди 1 (BRCA1) много долгожителей. Этот ген критически важен для клеточного ответа на разрушение ДНК.

С долголетием коррелирует мутация гена, отвечающего за гормон роста. Генотип d3/d3 (делеция экзона 3 в этом гене) добавляет десять лет жизни, полагают американские ученые, опубликовавшие эти данные в Science в 2017 году.

Среди носителей варианта гена АПОЕ-ε4, определяющего выработку аполипопротеина плазмы крови, практически нет долгожителей. Отмечают связь этого аллеля с болезнью Альцгеймера.

Мало калорий, больше позитива

В целом организм супердолгожителей стойко сопротивляется смертельным болезням и атакам возрастных недугов. Вывести единую формулу ученые не берутся, ссылаясь на сочетание разных факторов: генетика, образ жизни, экология, культура, география и, наконец, удача.

Очень важно питание. Например, столетние жители острова Окинава говорят: "Ешь, пока не насытишься на 80 процентов". Их рацион состоит в основном из овощей и фруктов, соевого белка. Они потребляют гораздо меньше калорий, чем окружающие, что отражается на индексе массы тела. Это очень худые люди.

Играет роль религиозность. Адвентисты седьмого дня, которых много в городе Лома Линда в Калифорнии, живут на пять-десять лет дольше других горожан. У них снижен уровень гормона стресса.

Их религия требует воздержания от алкоголя, табака, рекомендует вегетарианство. Есть данные, что у регулярных посетителей церкви независимо от вероисповедания продолжительность жизни выше. Возможно, сказывается режим дня, соблюдаемый активными верующими.

Основные споры в научной среде ведутся по поводу пределов продолжительности человеческой жизни. Одни считают, что он уже достигнут. Другие опасаются, что массовое долголетие приведет к одряхлению человеческой популяции.

А вот геронтолог Стивен Остад предполагает, что кое-кто из родившихся до 2001-го достигнет возраста 150 лет.

старость, возраст

Ученые определили наиболее частый источник заражения коронавирусом

(обновлено 11:41 03.12.2020)
Китайские ученые выяснили, что поездка на общественном транспорте не является основным источником заражения коронавирусом

ДУШАНБЕ, 3 дек — Sputnik. Для членов одной семьи риск заражения коронавирусом нового штамма выше в период самоизоляции, чем при использовании общественного транспорта, пишет журнал Science со ссылкой на исследование китайских ученых.

Такой вывод был сделан после анализа данных о 1178 пациентах в провинции Хунань, граничащей с регионом Хубэй, где произошла вспышка коронавируса в конце 2019 года.

Согласно проведенному исследованию, наиболее низкий риск заражения коронавирусом зафиксирован в медучреждениях, поскольку в них соблюдались защитные меры.

Отмечается, что с увеличением степени близости контактов возрастал и уровень риска. Так, вероятность подхватить коронавирус оказалась ниже в общественном транспорте, кафе и ресторанах, местах массового развлечения, но гораздо выше при общении родственников.

Ученые установили, что самый большой риск заразиться коронавирусом присутствует у членов семьи, живущих вместе. В частности, такая тенденция наблюдалась в период самоизоляции, когда родственники чаще контактировали друг с другом.

Специалисты высчитали, что каждый день, проведенный в одном доме с инфицированным, увеличивает вероятность передачи заболевания на 10%.

Ранее самым опасным способом с точки зрения заражения коронавирусом был признан поход за продуктами.

коронавирус
Темы:
Коронавирус: опасное заболевание в России и мире
Иллюстрация астероида на фоне земли

Огромный астероид из полезных ископаемых пересечет орбиту Земли

(обновлено 17:35 20.11.2020)
Потенциально опасный астероид, состоящий из полезных ископаемых, оценивается в 17,4 миллиарда долларов

ДУШАНБЕ, 20 ноя — Sputnik. К Земле летит астероид 153201 (2000 WO107), сообщает Центр изучения околоземных объектов НАСА.

Отмечается, что размер небесного тела достигает от 370 до 820 метров. Оно приблизится к планете 29 ноября в 08:00 по московскому времени.

Расстояние, на котором астероид пройдет мимо Земли, в 11 раз превышает дистанцию до Луны. Ученые отнесли небесное тело к потенциально опасным, так как оно пересечет орбиту планеты. Исследователи уточняют, что астероид не несет угрозы для Земли.

Согласно данным базы Asterank, космический объект состоит из полезных ископаемых, стоимость которых оценивается в 17,4 миллиарда долларов. Астероид содержит никель, железо и кобальт.

Раз в 100 лет: таджикские астрономы сообщают об астероиде, летящем к Земле

Добавим, что 13 ноября астрономы зафиксировали небесное тело, рекордно близко пролетевшее рядом с Землей. Астероид VT4 диаметром 5-10 метров наблюдали над южной частью Тихого океана. Он пролетел ниже орбиты Международной космической станции на расстоянии 345 километров от Земли.

Таджикские астрофизики следят за опасным астероидом, летящим к Земле

Недавно в Европейском космическом агентстве назвали четыре потенциально опасных астероида, которые в будущем могут столкнуться с нашей планетой. К ним относятся 1979 ХВ, Aпoфиc, 2010 RF12 и 2000 SG344.

опасность, астероид, Земля, NASA
Гости и участники форума предпринимателей

В Таджикистане впервые награжден врач за борьбу с пандемией

(обновлено 20:40 04.12.2020)
Медаль "За борьбу с пандемией" стала второй значительной наградой молодого врача Мухаммадджона Хусейнова

ДУШАНБЕ, 4 дек — Sputnik. Студент Таджикского государственного медицинского университета имени Абуали Сино и фельдшер больницы "Истиклол" Мухаммадджон Хусейнов удостоился медали "За борьбу с пандемией", сообщает НИАТ "Ховар".

Молодой врач стал первым человеком в республике, получившим такую награду.

Медаль Хусейнову выдал представитель Общероссийской общественной организации ветеранов "Боевое братство" на территории 201-й военной базы России Саидахмад Давлатов. Он приехал в университет и в ходе торжественной церемонии поздравил фельдшера.

Спасают сердца: таджикские врачи провели сложнейшую кардиооперацию - видео

Напомним, что Хусейнов прославился в мае 2020 года. В самом начале пандемии коронавируса специалист записал видеообращение, в котором рассказал о подвиге врачей, борющихся с инфекцией. Также молодой фельдшер раскритиковал медиков, достойно не выполняющих свои обязанности.

Развозил еду старикам: волонтер из Таджикистана получил награду от Путина

Обращение оценил президент республики Эмомали Рахмон. Во время встречи с представителями сферы здравоохранения Таджикистана глава государства пригласил Хусейнова выступить с речью. На мероприятии глава страны также наградил студента медалью "Милосердие".

ТГМУ, медаль, Истиклол, врач, студент, коронавирус