Врач в больнице, архивное фото

Почему молодые внезапно умирают. Взгляд судебного медика

(обновлено 15:38 13.02.2019)
Из-за каких причин ежегодно умирают сотни молодых людей, разбирается судебный медик

ДУШАНБЕ, 13 фев — Sputnik. По одной из версий, причина скоропостижной кончины популярного рэп-исполнителя Децла (Кирилла Толмацкого) — внезапная сердечная смерть (ВСС). Каждый год так погибают сотни молодых людей. РИА Новости вместе с экспертом разбираются, отчего это происходит и кто находится в группе риска.

Статистика ВСС

В Москве умирают примерно две тысячи молодых людей в год, в основном мужчины. Если отбросить наркотики, алкоголь, отравления разными токсическими веществами, то на долю внезапной сердечной смерти среди лиц моложе 35 лет приходится около ста случаев.

Вроде бы совершенно здоровый молодой человек вдруг хватается за грудь, падает и умирает в течение буквально нескольких минут. И никто, включая скорую, не может его спасти.

Что за недуг отнимает молодую жизнь столь внезапно? Можно ли его распознать в детстве и предотвратить гибель?

Посмертные признаки болезни

"Мы провели эпидемиологические исследования на большом судебно-медицинском материале за пять лет, и оказалось, что при наружном осмотре тела и при внутреннем исследовании выделяются общие признаки, характерные для умерших по этой причине", — рассказывает РИА Новости Юрий Пиголкин, доктор медицинских наук, член-корреспондент РАН, заведующий кафедрой судебной медицины Сеченовского университета.

Среди внешних признаков молодых людей, погибших от внезапной остановки сердца, профессор Пиголкин отмечает: высокий рост — более 180 сантиметров, небольшой вес при таком росте (около 70 килограммов), астеническое телосложение, вытянутую форму черепа, диастазу (расхождение) зубов, впалую или, наоборот, выступающую клином грудину. Практически всегда выявляются искривления позвоночника, патологические искривления голени (О- или Х-образные), часто на стопе второй палец длиннее первого.

"Изменения внутренних органов затрагивают прежде всего сердце. Оно меньше нормального. Это гипоплазия. Или вытянутое по длине — каплеообразное сердце, что связано, с одной стороны, с дисплазией соединительной ткани (ДСТ), с другой стороны — с анатомическими особенностями грудной клетки и позвоночника. Практически всегда есть изменения в кровеносных сосудах. Аорта с повышенной извитостью уменьшается в диаметре (гипоплазия), отклоняется от вертикальной оси. Иногда в нисходящем отделе раздваивается, образуя так называемую двуствольную аорту. Сосуды головного мозга тоже с повышенной извилистостью, S-образного вида, с очаговыми сужениями и расширениями, отмечается общая гипоплазия сосудов. На артериях — аневризмы и мальформации", — перечисляет ученый.

И добавляет, что патология артерий особенно хорошо прослеживается на микроскопическом уровне. Говоря научным языком, "наблюдаются выраженные морфологические изменения сосудистой стенки артерий".

"Все три оболочки сосуда поражаются, границы между ними не определяются. Гладкие мышечные клетки (ГМК) вдруг замещаются соединительной тканью, что влияет на авторегуляцию сосудов, изменяет их емкостные свойства и приводит к нарушению мозгового и коронарного кровообращения. Особенно заметны нарушения в области аневризмы, когда сосудистая стенка истончается, а слои практически не фиксируются", — продолжает профессор Пиголкин.

Катастрофа происходит, когда накладываются факторы риска: физическая активность, психоэмоциональный стресс, инфекционные заболевания, употребление алкоголя.

В поиске генетических мутаций

В медицинских документах умерших от ВСС во всех случаях имелась важная информация о нарушениях сердечно-сосудистой и центральной нервной систем: жалобы на головную боль, головокружения, потерю сознания, астенический синдром, признаки артериальной гипертензии первой-второй степени.

Профессор Пиголкин перечисляет нарушения проводящей системы сердца, выявляемые при ЭКГ: синдром удлиненного QT; желудочковые тахикардии; пролапс митрального клапана; вегетососудистая дистония. Выясняется также, что погибшие наблюдались с детства у невролога, кардиолога, болели острыми и хроническими инфекционными заболеваниями четыре раза в год и более.

Проблема в том, что нередко детские врачи, выявляя все эти симптомы, считают, что они пройдут с возрастом. Между тем таких подростков и молодых людей следует отнести к группе риска и тщательно наблюдать за ними.

Особенно важно лечащим врачам иметь представление о патологии соединительной ткани — ДСТ. Это причина практически девяноста процентов случаев ВСС среди молодых.
"Учитель физкультуры в школе, техникуме и университете, по идее, тоже должен располагать информацией о состоянии здоровья учеников или студентов, знать, у кого какие ограничения, чтобы не заставлять ребенка с ДСТ, скрыто протекающим заболеванием сердца, бежать полторы тысячи метров на время", — отмечает Пиголкин.

Сейчас он с коллегами анализирует генетические признаки, способствующие нарушению ритма сердца (аритмогенный синдром), расслаиванию или разрыву кровеносных сосудов. Это в итоге служит основным фактором внезапной сердечной смерти в молодом возрасте.

"Важно провести подобные генетические исследования и у ближайших родственников. Полученные результаты позволят улучшить профилактику ВСС и повысить эффективность проводимой терапии", — заключает ученый.

старость, наука

Ученые определили наиболее частый источник заражения коронавирусом

(обновлено 11:41 03.12.2020)
Китайские ученые выяснили, что поездка на общественном транспорте не является основным источником заражения коронавирусом

ДУШАНБЕ, 3 дек — Sputnik. Для членов одной семьи риск заражения коронавирусом нового штамма выше в период самоизоляции, чем при использовании общественного транспорта, пишет журнал Science со ссылкой на исследование китайских ученых.

Такой вывод был сделан после анализа данных о 1178 пациентах в провинции Хунань, граничащей с регионом Хубэй, где произошла вспышка коронавируса в конце 2019 года.

Согласно проведенному исследованию, наиболее низкий риск заражения коронавирусом зафиксирован в медучреждениях, поскольку в них соблюдались защитные меры.

Отмечается, что с увеличением степени близости контактов возрастал и уровень риска. Так, вероятность подхватить коронавирус оказалась ниже в общественном транспорте, кафе и ресторанах, местах массового развлечения, но гораздо выше при общении родственников.

Ученые установили, что самый большой риск заразиться коронавирусом присутствует у членов семьи, живущих вместе. В частности, такая тенденция наблюдалась в период самоизоляции, когда родственники чаще контактировали друг с другом.

Специалисты высчитали, что каждый день, проведенный в одном доме с инфицированным, увеличивает вероятность передачи заболевания на 10%.

Ранее самым опасным способом с точки зрения заражения коронавирусом был признан поход за продуктами.

коронавирус
Темы:
Коронавирус: опасное заболевание в России и мире
Иллюстрация астероида на фоне земли

Огромный астероид из полезных ископаемых пересечет орбиту Земли

(обновлено 17:35 20.11.2020)
Потенциально опасный астероид, состоящий из полезных ископаемых, оценивается в 17,4 миллиарда долларов

ДУШАНБЕ, 20 ноя — Sputnik. К Земле летит астероид 153201 (2000 WO107), сообщает Центр изучения околоземных объектов НАСА.

Отмечается, что размер небесного тела достигает от 370 до 820 метров. Оно приблизится к планете 29 ноября в 08:00 по московскому времени.

Расстояние, на котором астероид пройдет мимо Земли, в 11 раз превышает дистанцию до Луны. Ученые отнесли небесное тело к потенциально опасным, так как оно пересечет орбиту планеты. Исследователи уточняют, что астероид не несет угрозы для Земли.

Согласно данным базы Asterank, космический объект состоит из полезных ископаемых, стоимость которых оценивается в 17,4 миллиарда долларов. Астероид содержит никель, железо и кобальт.

Раз в 100 лет: таджикские астрономы сообщают об астероиде, летящем к Земле

Добавим, что 13 ноября астрономы зафиксировали небесное тело, рекордно близко пролетевшее рядом с Землей. Астероид VT4 диаметром 5-10 метров наблюдали над южной частью Тихого океана. Он пролетел ниже орбиты Международной космической станции на расстоянии 345 километров от Земли.

Таджикские астрофизики следят за опасным астероидом, летящим к Земле

Недавно в Европейском космическом агентстве назвали четыре потенциально опасных астероида, которые в будущем могут столкнуться с нашей планетой. К ним относятся 1979 ХВ, Aпoфиc, 2010 RF12 и 2000 SG344.

опасность, астероид, Земля, NASA
Гости и участники форума предпринимателей

В Таджикистане впервые награжден врач за борьбу с пандемией

(обновлено 20:40 04.12.2020)
Медаль "За борьбу с пандемией" стала второй значительной наградой молодого врача Мухаммадджона Хусейнова

ДУШАНБЕ, 4 дек — Sputnik. Студент Таджикского государственного медицинского университета имени Абуали Сино и фельдшер больницы "Истиклол" Мухаммадджон Хусейнов удостоился медали "За борьбу с пандемией", сообщает НИАТ "Ховар".

Молодой врач стал первым человеком в республике, получившим такую награду.

Медаль Хусейнову выдал представитель Общероссийской общественной организации ветеранов "Боевое братство" на территории 201-й военной базы России Саидахмад Давлатов. Он приехал в университет и в ходе торжественной церемонии поздравил фельдшера.

Спасают сердца: таджикские врачи провели сложнейшую кардиооперацию - видео

Напомним, что Хусейнов прославился в мае 2020 года. В самом начале пандемии коронавируса специалист записал видеообращение, в котором рассказал о подвиге врачей, борющихся с инфекцией. Также молодой фельдшер раскритиковал медиков, достойно не выполняющих свои обязанности.

Развозил еду старикам: волонтер из Таджикистана получил награду от Путина

Обращение оценил президент республики Эмомали Рахмон. Во время встречи с представителями сферы здравоохранения Таджикистана глава государства пригласил Хусейнова выступить с речью. На мероприятии глава страны также наградил студента медалью "Милосердие".

ТГМУ, медаль, Истиклол, врач, студент, коронавирус