Комплексная экспедиция РГО Гогланд

Шокирующие раскопки: как древняя Бактрия защищалась от набегов кочевников

Бактрия - историческая область на сопредельных территориях Таджикистана, Узбекистана и Афганистана между горной цепью Гиндукуш на юге и Ферганской долиной на севере

ДУШАНБЕ, 25 дек – Sputnik. Ученые Института археологии РАН совместно с коллегами из Института искусствознания Академии наук Узбекистана обнаружили, что на северной границе древней Бактрии в III веке до нашей эры существовала единая фортификационная система, которая перекрывала границу и защищала оазисы Бактрии от набегов кочевников, сообщила пресс-служба Института археологии.

Столицей страны был город Бактры на территории северного Афганистана.

Российские и узбекские специалисты исследовали бактрийскую пограничную крепость Узундару и доказали, что она была частью этой большой фортификационной системы. В результате раскопок 2018 года ученые полностью раскрыли цитадель крепости, составили подробный архитектурный план и получили богатый археологический материал, свидетельствующий о строительстве, жизни и предполагаемой гибели крепости в результате штурма.

"Мы получили уникальный образец, причем это первый и пока единственный образец восточной эллинистической крепости раннего селевкидского времени. Новые данные позволяют утверждать, что крепость Узундара входила в единую систему фортификации. Расположенные здесь воинские гарнизоны неусыпно вели свою службу на протяжении полутора сотни лет", - отметила руководитель бактрийского отряда Среднеазиатской археологической экспедиции Института археологии Нигора Двуреченская, слова которой цитируются в сообщении.

В центре Бактрии протекала река Окс (современная Амударья) - одна из самых крупных рек Среднеазиатского междуречья. По обе стороны от нее располагались плодородные долины и оазисы, окруженные с юга горной цепью Гиндукуш и отрогами Памира-Алая на востоке и севере.

Долгое время ученые придерживались разных точек зрения относительно северной границы Бактрии: одни предполагали, что она проходит по Амударье, другие придерживались версии, что границы проходили выше, по отрогам Гиссарских гор. Открытия и новые данные, полученные в ходе исследования крепости Узундара, поставили точку в этом почти вековом споре и доказали, что граница проходила по горам Байсуна, отмечается в сообщении.

Данные, которые ученые собрали в 2018 году, доказывают, что горные цепи стали естественной границей, проходы между которыми контролировались крепостями, связанными между собой в единую систему фортификации, условно названную участниками экспедиции "Великой Бактрийской стеной".

"С северо-западной стороны вдоль гор шла фортификационная система вплоть до Амударьи - а это около 80 километров. Крепости обменивались огневыми и дымовыми сигналами, и вся эта система была соподчинена. Материалы, полученные нами в ходе разведок, позволили выявить на промежутке в 15 километров эту систему - несколько масштабных фортификационных узлов, связанных между собой выносными стенами, причем эти узлы одинаковы по материалу постройки, по размерам, по обработке камня", - пояснила Двуреченская.

раскопки, Россия, археологи, Таджикистан, Узбекистан

Ученые определили наиболее частый источник заражения коронавирусом

(обновлено 11:41 03.12.2020)
Китайские ученые выяснили, что поездка на общественном транспорте не является основным источником заражения коронавирусом

ДУШАНБЕ, 3 дек — Sputnik. Для членов одной семьи риск заражения коронавирусом нового штамма выше в период самоизоляции, чем при использовании общественного транспорта, пишет журнал Science со ссылкой на исследование китайских ученых.

Такой вывод был сделан после анализа данных о 1178 пациентах в провинции Хунань, граничащей с регионом Хубэй, где произошла вспышка коронавируса в конце 2019 года.

Согласно проведенному исследованию, наиболее низкий риск заражения коронавирусом зафиксирован в медучреждениях, поскольку в них соблюдались защитные меры.

Отмечается, что с увеличением степени близости контактов возрастал и уровень риска. Так, вероятность подхватить коронавирус оказалась ниже в общественном транспорте, кафе и ресторанах, местах массового развлечения, но гораздо выше при общении родственников.

Ученые установили, что самый большой риск заразиться коронавирусом присутствует у членов семьи, живущих вместе. В частности, такая тенденция наблюдалась в период самоизоляции, когда родственники чаще контактировали друг с другом.

Специалисты высчитали, что каждый день, проведенный в одном доме с инфицированным, увеличивает вероятность передачи заболевания на 10%.

Ранее самым опасным способом с точки зрения заражения коронавирусом был признан поход за продуктами.

коронавирус
Темы:
Коронавирус: опасное заболевание в России и мире
Иллюстрация астероида на фоне земли

Огромный астероид из полезных ископаемых пересечет орбиту Земли

(обновлено 17:35 20.11.2020)
Потенциально опасный астероид, состоящий из полезных ископаемых, оценивается в 17,4 миллиарда долларов

ДУШАНБЕ, 20 ноя — Sputnik. К Земле летит астероид 153201 (2000 WO107), сообщает Центр изучения околоземных объектов НАСА.

Отмечается, что размер небесного тела достигает от 370 до 820 метров. Оно приблизится к планете 29 ноября в 08:00 по московскому времени.

Расстояние, на котором астероид пройдет мимо Земли, в 11 раз превышает дистанцию до Луны. Ученые отнесли небесное тело к потенциально опасным, так как оно пересечет орбиту планеты. Исследователи уточняют, что астероид не несет угрозы для Земли.

Согласно данным базы Asterank, космический объект состоит из полезных ископаемых, стоимость которых оценивается в 17,4 миллиарда долларов. Астероид содержит никель, железо и кобальт.

Раз в 100 лет: таджикские астрономы сообщают об астероиде, летящем к Земле

Добавим, что 13 ноября астрономы зафиксировали небесное тело, рекордно близко пролетевшее рядом с Землей. Астероид VT4 диаметром 5-10 метров наблюдали над южной частью Тихого океана. Он пролетел ниже орбиты Международной космической станции на расстоянии 345 километров от Земли.

Таджикские астрофизики следят за опасным астероидом, летящим к Земле

Недавно в Европейском космическом агентстве назвали четыре потенциально опасных астероида, которые в будущем могут столкнуться с нашей планетой. К ним относятся 1979 ХВ, Aпoфиc, 2010 RF12 и 2000 SG344.

опасность, астероид, Земля, NASA
День 4 декабря

Какой сегодня праздник в Таджикистане и мире: 4 декабря

(обновлено 18:41 03.12.2020)
В этот день родились основоположник современной таджикской поэзии Абулкасим Лахути, французский актер театра и кино Жерар Филип и американский рэпер Джей Зи

4 декабря — 339-й день 2020 года по григорианскому календарю. До конца года остается 27 дней. В XX и XXI веках соответствует 21 ноября юлианского календаря.

Что произошло 4 декабря в мире

1707 — в Москве открыт военный госпиталь имени Н. Н. Бурденко.

Удмуртская АССР. Ижевский автомобильный завод (ныне ООО ЛАДА Ижевский автомобильный завод). Автомобиль Москвич-408 в сборочном цехе.