Руки пожилой женщины, архивное фото

Не впасть в маразм: ученые рассказали, как избежать старческого слабоумия

(обновлено 13:32 14.11.2018)
Ученые выяснили, какие упражнения надо выполнять, чтобы сохранить живость ума и твердую память в преклонном возрасте

ДУШАНБЕ, 14 ноя — Sputnik. В мире около 50 миллионов человек страдают деменцией. По прогнозам ВОЗ, к середине века этот показатель может утроиться. В группе риска — любой. Между тем, чтобы сохранить живость ума и твердую память в преклонном возрасте, достаточно выполнять несложные упражнения, пишет РИА Новости.

Пол, гены и образ жизни

Каждые три секунды у кого-то на Земле диагностируют старческое слабоумие, или деменцию. В год это примерно десять миллионов случаев. Среди заболевших почти нет людей в возрасте до 60 лет (менее одного процента), большинству — за 80.

Деменции сильнее подвержены женщины. Среди предполагаемых факторов, способствующих болезни, — различия в гене, кодирующем белок аполипопротеин Е. Он существует в трех основных изоформах — APOE2, APOE3 и APOE4. Как утверждают ученые из Университета Копенгагена (Дания), последняя может быть связана с болезнью Альцгеймера, так как вызывает накопление остатков липопротеинов в головном мозге.

Проанализировав данные более ста тысяч пациентов с деменцией, исследователи обнаружили, что у женщин и мужчин в возрасте 60 лет, обладающих генотипом APOE4 (ε44), риск слабоумия — семь и шесть процентов соответственно. Для 70-летних — 16 и 12 процентов, а для тех, кому за 80, — уже 24 и 19 процентов. Для сравнения: у носителей генотипа APOE2 (ε22) шансы столкнуться с деменцией не превышают двух процентов в возрасте от 60 до 69 лет и семи процентов после 80-ти.

Американские и британские генетики тоже винят гены — а именно "точечные" мутации (замена одного азотистого основания на другое в молекуле ДНК), возникающие в течение жизни человека в небольшом наборе генов в отдельных клетках мозга. Так, старческое слабоумие связано с повреждениями в генах DNMT3A и TET2, управляющих ростом сосудов мозга и барьером между кровеносной системой и его тканями. Эти мутации непредсказуемы, а значит, в группе риска — каждый.

Учиться, учиться и еще раз учиться

Первые признаки старческого слабоумия, как правило, проявляются в пожилом возрасте, однако необратимые изменения в мозге начинаются намного раньше, подтверждают исследователи из Комиссии научного журнала Lancet по предотвращению и лечению деменции. То, насколько эти изменения будут сильны и удастся ли их сбалансировать, зависит от образа жизни человека.

Надо не только как можно раньше бросить курить и не злоупотреблять алкоголем, но и правильно питаться — наилучшим вариантом ученые считают средиземноморскую диету, в которой много овощей и фруктов. Также избежать деменции помогут постоянные занятия спортом и профилактика гипертонии и диабета.

Но важнее всего поддерживать мозг в тонусе, укреплять нейронные связи, необходимые для функционирования неповрежденных участков нервной системы после 60 лет. Для этого надо много читать, постоянно учиться чему-то новому (например, иностранным языкам).

К похожему выводу пришли и австралийские ученые. Проанализировав данные пяти с половиной тысяч человек в возрасте от 69 до 87 лет, они обнаружили, что пожилые люди, умеющие работать на компьютере, реже страдают деменцией — гаджеты заставляют изучать что-то новое, и это положительное влияние.

Игры помогают мозгу не стареть

От старческого слабоумия отлично помогают компьютерные игры и простейшие тесты на внимание и память, выяснили ученые. Такой вывод они сделали на основе нескольких десятков научных работ, посвященных проблемам снижения когнитивных способностей и памяти в преклонном возрасте. В общей сложности в этих исследованиях приняли участие почти семьсот человек. Часть уже страдала от деменции, другие были в группе риска.

Самым эффективным от слабоумия оказался тетрис. Пожилые люди, игравшие в телефонную версию этой игры, гораздо медленнее утрачивали память и быстрее соображали, чем их сверстники из контрольной группы. Практически такой же эффект производит и другая игра, в которой участники должны запоминать фигуры, появившиеся на экране компьютера, а потом правильно называть их.

Однако компьютерные головоломки помогали только добровольцам из группы риска, еще без деменции. У тех, кто уже страдал старческим слабоумием, улучшений когнитивных функций не было. Поэтому ученые призывают приступать к "мозговым" тренировкам как можно раньше.

Музыкальное лекарство

Высокие шансы избежать проблем с мозгом в старости у тех, кто умеет играть на музыкальных инструментах. Согласно работе канадских нейробиологов, постоянное музицирование улучшает когнитивные способности у пожилых людей и предотвращает потерю кратковременной памяти. Это подтверждают и американские исследователи, выяснившие, что умение играть на любом музыкальном инструменте значительно снижает риск деменции.

Изучив 27 пар однояйцевых близнецов, из которых один учился в музыкальной школе, а другой нет, ученые обнаружили, что у более музыкального близнеца риск столкнуться со слабоумием в преклонном возрасте на 64 процента ниже.

Тем же, кто никогда не получал музыкального образования, в борьбе с деменцией поможет обычный чай. Как установили исследователи из Национального университета Сингапура, как минимум одна чашка чая в день значительно снижает вероятность развития слабоумия в старости. Главное, пейте чай без сахара, молока и других вкусовых добавок.

болезнь, ученые, старость

Ученые определили наиболее частый источник заражения коронавирусом

(обновлено 11:41 03.12.2020)
Китайские ученые выяснили, что поездка на общественном транспорте не является основным источником заражения коронавирусом

ДУШАНБЕ, 3 дек — Sputnik. Для членов одной семьи риск заражения коронавирусом нового штамма выше в период самоизоляции, чем при использовании общественного транспорта, пишет журнал Science со ссылкой на исследование китайских ученых.

Такой вывод был сделан после анализа данных о 1178 пациентах в провинции Хунань, граничащей с регионом Хубэй, где произошла вспышка коронавируса в конце 2019 года.

Согласно проведенному исследованию, наиболее низкий риск заражения коронавирусом зафиксирован в медучреждениях, поскольку в них соблюдались защитные меры.

Отмечается, что с увеличением степени близости контактов возрастал и уровень риска. Так, вероятность подхватить коронавирус оказалась ниже в общественном транспорте, кафе и ресторанах, местах массового развлечения, но гораздо выше при общении родственников.

Ученые установили, что самый большой риск заразиться коронавирусом присутствует у членов семьи, живущих вместе. В частности, такая тенденция наблюдалась в период самоизоляции, когда родственники чаще контактировали друг с другом.

Специалисты высчитали, что каждый день, проведенный в одном доме с инфицированным, увеличивает вероятность передачи заболевания на 10%.

Ранее самым опасным способом с точки зрения заражения коронавирусом был признан поход за продуктами.

коронавирус
Темы:
Коронавирус: опасное заболевание в России и мире
Иллюстрация астероида на фоне земли

Огромный астероид из полезных ископаемых пересечет орбиту Земли

(обновлено 17:35 20.11.2020)
Потенциально опасный астероид, состоящий из полезных ископаемых, оценивается в 17,4 миллиарда долларов

ДУШАНБЕ, 20 ноя — Sputnik. К Земле летит астероид 153201 (2000 WO107), сообщает Центр изучения околоземных объектов НАСА.

Отмечается, что размер небесного тела достигает от 370 до 820 метров. Оно приблизится к планете 29 ноября в 08:00 по московскому времени.

Расстояние, на котором астероид пройдет мимо Земли, в 11 раз превышает дистанцию до Луны. Ученые отнесли небесное тело к потенциально опасным, так как оно пересечет орбиту планеты. Исследователи уточняют, что астероид не несет угрозы для Земли.

Согласно данным базы Asterank, космический объект состоит из полезных ископаемых, стоимость которых оценивается в 17,4 миллиарда долларов. Астероид содержит никель, железо и кобальт.

Раз в 100 лет: таджикские астрономы сообщают об астероиде, летящем к Земле

Добавим, что 13 ноября астрономы зафиксировали небесное тело, рекордно близко пролетевшее рядом с Землей. Астероид VT4 диаметром 5-10 метров наблюдали над южной частью Тихого океана. Он пролетел ниже орбиты Международной космической станции на расстоянии 345 километров от Земли.

Таджикские астрофизики следят за опасным астероидом, летящим к Земле

Недавно в Европейском космическом агентстве назвали четыре потенциально опасных астероида, которые в будущем могут столкнуться с нашей планетой. К ним относятся 1979 ХВ, Aпoфиc, 2010 RF12 и 2000 SG344.

опасность, астероид, Земля, NASA
Гости и участники форума предпринимателей

В Таджикистане впервые награжден врач за борьбу с пандемией

(обновлено 20:40 04.12.2020)
Медаль "За борьбу с пандемией" стала второй значительной наградой молодого врача Мухаммадджона Хусейнова

ДУШАНБЕ, 4 дек — Sputnik. Студент Таджикского государственного медицинского университета имени Абуали Сино и фельдшер больницы "Истиклол" Мухаммадджон Хусейнов удостоился медали "За борьбу с пандемией", сообщает НИАТ "Ховар".

Молодой врач стал первым человеком в республике, получившим такую награду.

Медаль Хусейнову выдал представитель Общероссийской общественной организации ветеранов "Боевое братство" на территории 201-й военной базы России Саидахмад Давлатов. Он приехал в университет и в ходе торжественной церемонии поздравил фельдшера.

Спасают сердца: таджикские врачи провели сложнейшую кардиооперацию - видео

Напомним, что Хусейнов прославился в мае 2020 года. В самом начале пандемии коронавируса специалист записал видеообращение, в котором рассказал о подвиге врачей, борющихся с инфекцией. Также молодой фельдшер раскритиковал медиков, достойно не выполняющих свои обязанности.

Развозил еду старикам: волонтер из Таджикистана получил награду от Путина

Обращение оценил президент республики Эмомали Рахмон. Во время встречи с представителями сферы здравоохранения Таджикистана глава государства пригласил Хусейнова выступить с речью. На мероприятии глава страны также наградил студента медалью "Милосердие".

ТГМУ, медаль, Истиклол, врач, студент, коронавирус