Люди у огня, архивное фото

Когда солнце было богом: что хранят легенды древнего Памира

853
(обновлено 11:28 24.11.2020)
Мир Памира был наполнен тайными символами, в которых огнепоклонничество уживалось с мистическим культом духов. О том, как выглядели и что значили эти верования, можно узнать благодаря историческим исследованиям и графической реконструкции

ДУШАНБЕ, 23 ноя — Sputnik, Мунавар Мамадназаров. От далеких предков памирцам достались представления, связанные с поклонением силам природы, добрым и злым духам, культом предков. Русский археолог Алексей Бобринский еще в 1908 году писал, что горцы Памира, чувствуя неизмеримую мощью сил природы, обратились к своему воображению, "оживили" окружающий мир в новые образы, наполнив горы, ущелья, пещеры, реки и даже дома тысячами духов. 

Нашлось в религиозной культуре горных регионов Таджикистана место поклонению солнца и общеиранским культам. С приходом ислама старые верования постепенно ушли в прошлое, однако эхо древних до сих пор заметно в наскальной живописи, архитектуре, легендах и сказках.

Примечательно и то, что даже памирское (шугнанское) слово "сег", означающее "сказка", отдалено перекликается с древнескандинавским, древнеирландским словом "сага" - сказание, повествование о богах и героях.

Пролить свет на тайное значение легенд и символики Памира помогает многолетний труд исследователей Таджикистана и России.

На рубеже мира людей и духов

Легенды горцев обнаруживают сходство и со сказками 1001 ночи, и отчасти - даже с греческим эпосом. Так, в преданиях горных таджиков существует сюжет о громадном одноглазом чудовище Гуль, загнавшем путешественников в пещеру. Ну чем не родной брат Циклопа из Одиссеи и седьмого странствия Синдбада-морехода. Бродячие сюжеты переходили с Востока на Запад и видоизмененные возвращались обратно, что не удивительно, поскольку видимых границ и барьеров в древности не было.

Жители Горного Бадахшана являются единственными шиитами-исмаилитами в суннитском пространстве Центральной Азии, но при этом в фольклоре памирцев хранится наследие древних индоиранских верований, среди которых мы видим элементы зороастризма, поклонения солнцу, буддизма и даже более древние символы, доставшиеся от совсем далеких предков.

Особенно популярны в памирских сказаниях легенды о пари - женских духах, которые могут незаметно передвигаться в пространстве и времени. Они уносят младенцев на вершины гор и возвращают их родителям уже взрослыми.

В одном шугнанском селении подобная история произошла с трехлетним мальчиком, который исчез на самой высокогорной летовке. Его искали несколько дней и нашли через неделю в 10 километрах от селения. Мальчик был сыт, к еде даже не притронулся, а на вопрос, где он все это время находился, ответил, что был у своей мамы.

Легенды эти до сих пор являются живой частью культуры. Так, во время экспедиции "Великий шелковый путь" на Памир в 1990-х годах японские корреспонденты с телеканала "Асахи" очень интересовались историей одной девушки из Язгулема, унесенной, по слухам, пари и возвращенной обратно. Они сняли на камеру рассказ родителей девушки об ее таинственном исчезновении на несколько лет. Появилась она неожиданно перед своими родителями на берегу реки. После таких "передвижений" она тоже стала блаженной, старалась отстраниться ото всех и не вышла замуж. Интерес японцев был вызван тем, что у них тоже бытуют легенды об исчезновении и возвращении детей.

Две головы под одной крышей: история и легенды мечети, где начнется конец света

Памирские духи, как и персонажи древнегреческой мифологии, появляются в человеческом обличье, пересекаясь с людьми в повседневной жизни. Пари в образе прекрасных дев соблазняют путников и пастухов, вступают с ними в интимную связь, от которой рождаются дети-полудемоны, наделенные сверхъестественной силой. Бытует мнение, что горные козлы - нахчиры - дети пари и людей, и потому их считали священными животными и называли "джондор", то есть "имеющие душу".

Кроме того, на Памире распространена местная страшилка о белой женщине - "сафед гинек", которая якобы часто спускается в горные селения. Эти представления напрямую перекликаются с легендами японцев о белой женщине. Полвека назад даже был снят леденящий душу японский фильм о белой снежной женщине. Не забудем и алмасты - большое волосатое существо, удивительно напоминающее снежного человека.

Среди других могучих существ - обитателей гор нельзя не вспомнить Вуйда (мужской демон) и Вайда (женский), близких к древнеиранским божествам Вайю и Вата. Арийский Вайю стерег души умерших у моста, ведущего в райскую обитель. С ними, возможно, связаны легенды о таких жутковатых обитателях потустороннего мира, как славянский Вий или осетинское божество Вайюг. По мнению ряда востоковедов, это служит весомым доказательством тесных контактов древних иранцев и славянских племен в период их проживания на общей прародине.

Также стоит упомянуть древний обряд "циров пидед" (возжигание свечи), который осуществляется после смерти человека, чтобы "сакральным светом и молитвами указать путь блуждающей душе". А чтобы облегчить духу умершего прощание с родными и близкими на третий день после смерти, приглашенные музыканты исполняют поминальные песни "маддо", в философской форме напоминавшие о бренности жизни и превратностях человеческих судеб.

Но древние верования памирцев сохранились не только в литературной и устной культуре, но и в более осязаемом виде - как руины святилищ и символическая резьба по камню.

Петроглифы Памира
© Фото М. Мамадназаров
Петроглифы Памира

Более 10 тысяч наскальных рисунков Памира отражают религиозные представления людей, населявших высокогорье тысячи лет назад. Сцены охоты, сражений, состязания лучников, шествия караванов - все это своеобразная энциклопедия наших предков, прочесть которую современному человеку не всегда удается. Но некоторые камни все-таки способны заговорить.

Рисунки на "крыше мира" 

Невзирая на суровые климатические условия, Памир заселялся еще с позднего палеолита, эпохи каменного века. Уже 10 тысяч лет назад костры древних поселенцев пылали на Восточном Памире, на высоте 4200 метров над уровнем моря в Ошхоне - самой высокогорной в мире стоянке древнего человека. Оглядываясь в глубь веков, трудно не поразиться силе человеческого духа людей, покоривших эти каменные безжизненные пустыни.

Жуткое меню наших предков: какой была продуктовая корзина каменного века

Тысячелетия назад ритуальные верования и магические ритуалы этой суровой местности были напрямую связаны с обеспечением плодородия, исцелением от болезней, символическим общением с миром духов, а также с принятием важных жизненных решений. Древние люди считали скалы своего рода барьерами между владениями людей и духов, а помогали им общаться с жителями потустороннего мира в том числе наскальные рисунки - петроглифы.

Петроглифы Памира
© Фото М. Мамадназаров
Петроглифы Памира

Так, на высоте более 4000 метров в гротах Шахты обнаружены самые высокогорные нанесенные краской рисунки эпохи раннего неолита со сценой охоты на диких животных и яков. Грот с рисунками, по сути, был храмом каменного века, местом общения с духами и проведения охотничье-магических обрядов.

Логичным развитием такого рода святилищ стало появление особых храмов, которые в силу своеобразных архитектурных решений стали уникальным примером культового зодчества Центральной Азии.

Любопытный пример - крепость Кафиркала, обнаруженная на высоком скальном массиве над селением Богев. При ее исследовании были определены два круглых домусульманских храма IV-VII вв., реконструкция которых предполагает широко распространенную на Памире ступенчатую балочную конструкцию со световым люком. Любопытно, что американские индейцы для перекрытия круглых, в плане заглубленных в землю церемониальных сооружений - кива, пришли к аналогичному способу конструирования ступенчатого потолка.

Реконструкция храма солнца кофиркала в богеве
© Фото М. Мамадназаров
Реконструкция храма солнца кофиркала в богеве

В сочетании с крепостными стенами и башнями храмы Кофиркала составляли в древности и Средневековье хорошо укрепленный общественно-культовый центр Шугнана, связанный с поклонением солнцу. Круглый план делал храм удобным для групповой медитации, общей дискуссии и нередко посредством особых элементов интерьера (крупным камням) ориентировался по ключевым точкам, по которым определяются сельскохозяйственные календарные даты.

Новый год - 2021: чего ждать от Белого Металлического Быка

Обычно для наблюдения за солнцем жрецы использовали уникальный культово-ритуальный комплекс в виде больших по площади фигурных каменных выкладок. По ним определяли восход солнца в день весеннего и осеннего равноденствия, а также день летнего и зимнего солнцестояния.

Камни солнечного бога

Но солнечный культ коснулся не только пещер, храмов и крепостей, но даже повлиял на архитектуру простых жилищ. К примеру, солнечный луч, попадающий в разное время года через световой люк внутрь традиционного памирского дома, фиксировался на конструктивных элементах жилища, позволяя определять календарные дни и циклы сельскохозяйственных работ.

Огонь в очаге, излучающий свет и распространяющий тепло, воспринимался как своеобразная проекция солнца, привнесенная в жилище. Памирцы (ваханцы и ишкашимцы) - в древности язычники-солнцепоклонники - называют солнце, в том числе, Ремузд по имени зороастрийского верховного бога Ахарумазда.

Так что древнеперсидская вера сохранилась в языке народов Таджикистана намного дольше, чем это можно предположить. Буквально - пережила тысячелетия.

Чуть позже почитание солнца преобразилось вместе с распространением древнеиранского культа бога Митры, с которым связывается множество рисунков коней и колесниц на памирских петроглифах. В представлениях митраистов, по синему бездонному небу плывет солнце в своей золотой колеснице.

Небесные колесницы бога митры
© Фото М. Мамадназаров
Небесные колесницы бога митры

И некоторые исследователи считают, что и само название "Памир" происходит от иранского Па-и-Мехр - подножие Митры.

О распространении культа солнца на Памире в те времена свидетельствуют большое количество круглых многолучевых розеток, лунообразных фигур, крестов, изображенных в наскальных рисунках Акджильги, Вебестдары и Лангара.

При рассмотрении фотоснимков территории Памира с космоса можно заметить отчетливые контуры крупных, еще не исследованных круглых построек. Это позволяет надеяться на то, что дальнейшие археологические изыскания принесут немало сенсационных открытий.

853
Теги:
Таджикистан, Памир, история
Поисковая система Google на экране сотового телефона

Цукерберг оплатит: удастся ли Таджикистану заработать на Facebook и Google

877
(обновлено 16:13 15.01.2021)
Таджикистан хочет пополнить казну за счет интернет-гигантов и для этого воспользуется опытом соседей. Вот только оплачивать эти сборы будут, вероятно, не столько компании, сколько рядовые потребители

ДУШАНБЕ, 15 янв — Sputnik. Согласно поправкам, с 2021 года иностранные лица и компании, оказывающие электронные услуги на территории Таджикистана, обязуются платить НДС в размере 18% в бюджет страны. Заявление о постановке на учет было необходимо подать не позднее 30 календарных дней со дня начала предоставления услуг.

Налоговый комитет республики объясняет необходимость такого налога стремительным развитием и прибыльностью информационных технологий и интернет-торговли. Но, вероятно, ключевую роль сыграла другая причина - власти Таджикистана посмотрели на сравнительно удачный опыт России и своих соседей по региону и решили применить его в собственных интересах.

Но разница в том, что Таджикистан и по числу пользователей, и по охвату качественной связи является куда менее значимым рынком для мировых интернет-гигантов, и они могут не согласиться с требованиями Правительства РТ. 

Sputnik Таджикистан спросил у таджикских и российских экспертов о том, как будет работать в республике "налог на Google" и какие у него могут быть подводные камни.

Заплатите казне сетевою монетой

Чтобы понять, как отразится новый налог на сетевом рынке, уместно взглянуть на российские реалии. В РФ закон вступил в силу еще 4 года назад, но еще на этапе его обсуждения многие игроки интернет-рынка честно признавались, что будут повышать цены для потребителей. Другие же компании отмечали, что стоимость услуг для клиентов не изменится, правда, не уточнив, каким образом они будут компенсировать расходы на уплату НДС.

Были и другие вопросы: например, как заставить иностранцев зарегистрироваться в налоговом органе РФ и как вообще оповестить зарубежные компании без российского филиала о появлении у них такой обязанности в России.

Все эти проблемы актуальны и для Таджикистана. И по мнению директора фонда "Гражданская инициатива политики интернета" Мухаммади Ибодуллоева, решать их будут с учетом российского опыта.

"Таджикистан - маленький рынок, компаниям невыгодно открывать свои представительства просто для уплаты налогов. Значит, появятся какие-то посредники, которые формально и будут этим заниматься. Но поскольку реальный объем предоставляемых услуг невелик, то и серьезного повышения цен на эти услуги не произойдет", - полагает Ибодуллоев.

В свою очередь, главный аналитик Ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК, в нее входят в том числе Google, Microsoft и Mail.ru Group) Карен Казарян пояснил Sputnik Таджикистан, что с момента принятия закона был выявлен ряд сложностей, препятствующих нормальному взиманию НДС. Во-первых, это сама по себе процедура регистрации и совместимость национальных финансовых документов и международных стандартов. Проще говоря, если не предоставить бизнесу внятной инструкции и прозрачных правил, то ни одна компания не станет регистрироваться в республике.

"В России на эти грабли уже наступили и сейчас существует некий компромиссный вариант, когда часть налогов платится фирмами, зарегистрированными для особого налогового режима, а часть оплачивается самими интернет-компаниями как налоговыми агентами", - отмечает Казарян.

"Запретные технологии" Таджикистана - как заманить наших чиновников в Сеть

По его словам, сейчас в мире идет процесс приведения систем налогообложения в интернет-торговле к единому стандарту и у небольших развивающихся государств нет иного выбора, кроме как присоединиться к крупным игрокам и принимать общие правила торговли.

"Когда мы говорим про Таджикистан, то надо учитывать, что издержки компаний на регистрацию едва ли превысят доход от бизнеса в этой стране. Что касается порядка оплаты, то компании, скорее всего, будет сами выступать налоговым агентом в стране", - полагает Казарян.

Фискальные проблемы Таджикистана

Однако некоторые эксперты полагают, что у Таджикистана возникнут проблемы с реализацией нового закона. Например, компании могут проигнорировать местное законодательство или даже воспользоваться политическими рычагами. Так, китайские интернет-гиганты имеют возможность обратиться за помощью к официальному Пекину - главному кредитору РТ.

Поэтому принуждать бизнес едва ли получится и процесс налогообложения будет решаться неким компромиссом, полагает финансовый аналитик Дмитрий Голубовский.

"А как отследить платеж через PayPal? Или через китайский мессенджер WeChat, где один человек напрямую платит другому в цифровых юанях. И самый пикантный вопрос - что будет, если никто не захочет эти деньги отдавать? Как надзорные органы об этом узнают? При всем уважении к Таджикистану, с точки зрения программного обеспечения налоговая РТ сильно проигрывает на этом поле. Поэтому все должно быть сугубо на добровольной основе", - считает эксперт. 

Однако, как показывает практика, в деле налогообложения Правительство РТ привыкло добиваться своего, даже если для этого приходится прибегать к политике "выкручивания рук".

Пример тому - история 2017 года, когда власти решили обложить налогом "нереализованные доходы" телекоммуникационных компаний. Причем требования таджикистанских фискалов были довольно туманны, и операторы так и не поняли, за что они должны были отдавать в казну суммы в размере до 20 миллионов долларов.

С Таджикистана выдачи нет: налоговый якорь не даёт Tcell покинуть страну

В итоге несколько компаний вынуждены были уйти с рынка, а остальные - уплатить внезапный "штраф".

"У нас в этом отношении все очень строго - если решение принято на государственном уровне, значит, правоохранители будут препятствовать всем "неисполненцам", - объяснил Sputnik глава Ассоциации мобильных операторов РТ Гафур Иркаев.

С мира по центу

Вероятно, в итоге стороны решат финансовый вопрос спокойно и без лишних споров, а компромисс будет найден, увы, за счет рядовых клиентов.

"Как это отразится на пользователях? Компания просто включит плату в стоимость своих услуг. Поэтому это налогообложение потребителя, никаких иллюзий питать не надо", - утверждает Голубовский.

На сегодняшний день "налог на Google" введен в четырех постсоветских государствах: Россия (с 2017-го), Беларусь (с 2018-го), Узбекистан и Молдова (с 2020-го). И если Таджикистан добьется своего, то, как и эти государства, получит дополнительный источник пополнения казны, необходимый республике как никогда.

В глазах правительства овчинка определенно стоит выделки - вот, в соседнем Узбекистане компания Apple по итогам деятельности всего за один квартал заплатила налог в размере 59,2 тысячи долларов, а Netflix - 4,3 тысячи евро.

Деньги не гигантские, но на фоне инфляции, роста внешних займов и огромных долгов по зарплате властям дорог каждый доллар. Который интернет-гиганты наверняка не откажутся заплатить.

877
Теги:
налоги, Facebook, Google, Таджикистан
Иллюстрация коронавируса

Как таджики ковид победили

3130
(обновлено 20:06 14.01.2021)
Бедность, помощь небес или невероятное везение – неизвестно, что помогло, но цифры Минздрава говорят о победе Таджикистана над коронавирусом: статистика заболеваемости на нуле

В Таджикистане закончились инфицированные коронавирусом. Практически полностью. Слабо дергающаяся и до этого линия графика заболеваемости окончательно замерла: внушительные 99,3% зараженных успешно вылечились.

Уже который месяц Таджикистан гордо находится в самом хвосте ковидного рейтинга среди постсоветских стран.

Лучше цифры только у Туркменистана, полностью отрицающего случаи проникновения в страну инфекции, но его в расчет особо не берут.

Число заболевших COVID-19 (январь 2021)
© Sputnik
Число заболевших COVID-19 (январь 2021)

Коронавирус будет повержен

Когда читаешь сводки республиканского Министерства здравоохранения, слышится звук фанфар. Создается впечатление, что пандемия в Таджикистане если не побеждена, то как минимум полностью взята под контроль.

Последние трое больных выписаны. По состоянию на 13 января в Таджикистане вообще не осталось ковидных пациентов.

Всего в стране за полгода насчиталось 13 308 человек, излечившихся – 13 218, скончалось 90 граждан. Цифры более чем жизнерадостные. Особенно на фоне других стран СНГ, где смертность уже давно перевалила за десяток тысяч.

Однако хвастаться чем-то большим, например, подробной статистикой по регионам, успешным методом лечения или хотя бы удивительными человеческими историями ведомство никак не спешит. Как и делиться опытом с другими странами или давать победное интервью зарубежным журналистам. Джамолиддин Абдуллозода ограничился лишь тем, что оптимистично прогнозирует спад пандемии уже в 2021 году и ее возможное завершение к лету.

Тем не менее людей просят не расслабляться и быть начеку.

"Хотя коронавирус в нашей стране почти сошел на нет, мы и в дальнейшем должны сохранять бдительность, четко соблюдать рекомендации врачей, правила личной и общественной гигиены", – предостерег глава государства.

А нам все равно

А тем временем в Душанбе все реже встречаются люди с масками на лицах. В общественном транспорте средства защиты в лучшем случае имеются только у водителей и контролеров. Правоохранители тоже поддались чувству всеобщей расслабленности.

На входах в офисы, ведомства, магазины, аптеки, кафе и рестораны красуются "грозные" предостережения: "Вход без масок строго запрещен". Смотришь на поток посетителей – и становится жаль напрасно потраченных чернил в принтере и листов А4.

От массовой паники и истерии все плавно сошло на равнодушие. СМС-рассылка с предупреждениями от Минздрава тоже уже не приходит.

Гармала и шкаф с секретом: как таджикские умельцы боролись с коронавирусом

В школах и вузах масочный режим соблюдается только во время уроков и лекций. На переменах толпы хаотично движутся безо всяких намеков на соцдистанцию и прочие меры предосторожности.

Идеальная среда для распространения вируса? Однозначно. Коллективный иммунитет? Едва ли. Ведь по той же статистике "короной" переболели всего 13 тысяч из 9,5 миллиона граждан. Меньше одного процента.

Помощь свыше или игры со статистикой

Население не слишком доверяет официальной статистике, что заметно по постам в соцсетях. Поскольку данные Минздрава ограничиваются лишь тремя цифрами в сутки, комментаторам представлен широкий простор для всевозможных мнений, теорий и обсуждений.

Тем не менее уровень распространения болезни в Таджикистане действительно идет на спад. В стране стало однозначно спокойнее. А вот какие за этим кроются количественные показатели, остается только догадываться.

Сдавать ПЦР-тесты или анализ крови на антитела в школах, университетах и на работе не требуют, как, например, в России. Поэтому многие могут попросту даже не подозревать, что уже перенесли COVID-19 или болеют прямо сейчас бессимптомно.

Ученые обнаружили мощную защиту от коронавируса

Из многочисленных выдвинутых теорий, среди которых были ультрафиолет, жаркая погода, божья помощь, экстренный локдаун и окуривание помещений, выбрать наиболее достоверную и хотя бы как-то научно обоснованную тоже не удалось.

Лучше быть бедным, но здоровым

Ряд экспертов видит причину благополучной статистики с заболеваемостью COVID-19 в Таджикистане в невысоком уровне жизни населения. Считаные люди могут позволить себе поездку за границу, а международный туризм в республике значительно сбавил обороты.

Таджикистан в очереди: какие страны хотят купить у Россию вакцину от COVID-19

Извне сюда приезжают в основном специалисты из Китая, работающие по контрактам на совместных предприятиях. А в Поднебесной борьба с "короной" возведена в ранг государственной политики, там с болезнью не миндальничают.

ВОЗ поблагодарила Россию за вакцину от коронавируса

Частично открыто сообщение с соседними Узбекистаном и Кыргызстаном, но пока случаи "импорта" заразы не зафиксированы. Россия все еще таджикистанцев принять не готова, хотя нехватка рабочих рук уже создает определенные проблемы. Впрочем, для Таджикистана эти последствия гораздо плачевнее.

Одна надежда остается на ВОЗовскую программу COVAX, к которой страна присоединилась в прошлом году. Согласно ее положениям, Таджикистану будут предоставлены средства на закупку препаратов для вакцинирования 20% населения (1,8 миллиона человек). В приоритете медработники, учителя, люди старше 50 лет или с хроническими заболеваниями.

Правда, Таджикистан еще не определился, какую вакцину стоит покупать. Есть разночтения и в вопросе насущности массовой вакцинации вообще. Сторонники уверены, что акция поможет победить болезнь, противники упирают на недоказанную достоверность проведенных клинических испытаний.

3130
Теги:
Таджикистан, коронавирус
Темы:
Коронавирус в Таджикистане: последние новости
Иностранные граждане в очереди на дактилоскопическую регистрацию, архивное фото

Россия оказалась среди лидеров по числу мигрантов

0
(обновлено 18:20 17.01.2021)
По общим данным Организации Объединенных Наций, в Российской Федерации проживает порядка 12 миллионов мигрантов

ДУШАНБЕ, 17 янв — Sputnik. Россия по итогам 2020-го вошла в топ-5 стран по числу мигрантов, следует из данных доклада Экономического и социального совета ООН.

По подсчетам ООН, в России находится 12 миллионов мигрантов. По этому показателю РФ заняла четвертое место в мире.

"США остаются главным направлением для международных мигрантов, в 2020 году там насчитывается 51 миллион мигрантов, что составляет 18% от общего их числа в мире", - говорится в сообщении.

Помимо США и России, в топ-5 входят Германия, Великобритания и Саудовская Аравия.

В РФ из-за коронавируса не смогли попасть 1,5 миллиона мигрантов-строителей

Всего по данным исследования, в 20 странах мира живет две трети мигрантов.

0
Теги:
миграция, мигранты, Россия
Темы:
Мигранты из Центральной Азии в России