Согдийская живопись, изображающая купцов

Согдийцы, помнящие родство: как жил древний Таджикистан до прихода арабов

2568
(обновлено 23:05 27.10.2020)
Древний город согдийцев в Средние века был погребен под толщей земли, а их культура столетия была предана забвению. Пролить свет на тайны предков таджикского народа помогли исследования советских ученых

ДУШАНБЕ, 27 окт — Sputnik, Мунавар Мамадназаров. Жителей Согда по праву называли "финикийцами Востока" в честь древнего семитского народа купцов и путешественников. Контролируя международную торговлю от Азии до Востока, они, не задаваясь специально такой целью, несли за тысячи километров свою культуру, религию и философию, самобытный стиль искусства и архитектуры.

Узнаваемый почерк Согда мы узнаем практически везде на протяжении Великого Шелкового пути - в росписях буддийских пещер и богатых домов, в узорах на поверхности изящных ритуальных сосудов и шкатулок. Причем на периферии следы согдийской культуры сохранилась даже лучше, чем в исконных центрах формирования, где под натиском арабского, тюркского и монгольского нашествий, она, казалось бы, исчезла под вековыми наслоениями.

Эхо согдийцев было едва слышимым и различимым, однако древний народ вновь обрел голос благодаря археологии.

Древняя история Таджикистана

В "Авесте", священной книге огнепоклонников-зороастрийцев есть строки о боге Митре, достигшем "золотистых вершин, откуда видит он весь арийцев край и среди которого Гава, что в Согдиане". Не исключено, что это самое первое в письменной истории человечества упоминание таджикского региона верховьев Зеравшана.

Более достоверные свидетельства о жизни согдийцев относятся ко временам великой Ахеменидской империи, протянувшийся от Египта до границ Индии. В ахеменидских записях они значатся как народ, присягнувший "царю царей" Дарию Великому (VI в. до н.э.).

В составе войск другого персидского властителя Ксеркса они сражались у стен Афин. А в середине IV в. до н.э. согдийцы отличились в боях с войсками Александра Македонского, упорно сдерживая натиск греко-македонян, осаждавших столицу Согда Мараканду и устурушанский город Кирополь.

Однако первые непосредственно согдийские письменные источники в большом количестве были обнаружены не так давно и в регионах западного Китая и Восточного Туркестана. Чуть позже после обнаружения первых записей поистине сенсационной стала находка на территории Согда в 1933-м среди руин небольшого замка Калаи - Муг в Верхнем Зеравшане. Там нашли целое собрание письменных документов на коже, палках и бумаге, проливших свет на историю страны и особенно - на драматические события VIII века, связанные с вторжением в Центральную Азию арабов. После расшифровки рукописей согдийцы по-настоящему "заговорили".

Так, исследователи узнали о судьбе последнего правителя Пенджикента Деваштича, носившего титул "Правитель Панча, согдийский царь, самаркандский правитель". Подняв восстание против завоевателей, Деваштич вынужден был укрыться в горном замке на горе Муг. После длительной осады он, поверив обещанию арабов сохранить ему жизнь, сдался, но был казнен, а голову его отправили наместнику халифа в Ирак.

Битва при Нехванде: как арабы на острие мечей принесли ислам в Таджикистан

Однако найденные рукописи были лишь первым шагом на пути расшифровки тайн Согдианы. Основную информацию о жизни региона мы знаем благодаря многолетней кропотливой работе советских исследователей и их младших учеников – археологов России и Таджикистана. Систематическое изучение Пенджикента силами Согдийско-Таджикской археологической экспедиции началось вскоре после войны в 1946 году под руководством талантливого исследователя Александра Якубовского. И вот что позволили нам узнать об истории согдийцев десятилетия кропотливого труда археологов.

Чем жил Пенджикент 

В V–VIII вв. в Центральной Азии сформировались два полюса. С одной стороны - централизованная Сасанидская держава, наследница Ахеменидской державы, а с другой – самостоятельные восточноиранские государства и княжества: Согд, Уструшана, Тохаристан, Фергана, Хорезм, Дарваз, Рушан, Шугнан и Вахан.

В этих мини-государствах растет количество сельских поселений, объединившихся вокруг укреплений богатых дехкан. И если сейчас этим термином обозначают простых фермеров, то раньше так называли богатую землевладельческую аристократию.

Монументальные дехканские замки-кешк, расположенные на искусственной платформе с единообразными фасадами и угловыми башнями, возвышались над скромными строениями землепашцев. Вокруг них постепенно формировались будущие центральноазиатские города. Особенно большое количество таких замков было построено в долине "золотоносного" Зеравшана.

Генплан раскопок древнего Пенджикента
Из личного архива Мунавара Мамадназарова
Генплан раскопок древнего Пенджикента

Город Пенджикент, или, как его называли согдийцы, Панч, располагался на двух, окруженных крепостными стенами террасах: на одной – дворец правителя, на другой - непосредственно шахристан, собственно город, где проживала большая часть населения. За пределами укреплений стен находился обширный пригород, состоящий из сельских усадеб с замками, а также некрополь, где в небольших склепах по зороастрийскому обряду горожане хоронили своих близких.

 В цитадели, отделенной от остальной части глубоким рвом, располагался большой дворцовый комплекс, который находился под защитой примыкающего к нему мощного замка. Дворец представлял собой многоступенчатое сооружение, где на верхних этажах располагались покои царя.

Что скрывает тысячелетний Саразм: жизнь и тайны древнего города

С открытых террас открывалась живописная панорама расположенного ниже города. В парадную часть дворца включен просторный тронный зал, особую монументальность которому придавали два мощных квадратных пилона и глубокая ниша в задней стене. На этой "эстраде" восседал на троне правитель, а подданные, как и полагается, сидели в нижней части зала на узких, тянувшихся вдоль стен суфах.

Реконструкция помещений с балочным перекрытием
Из личного архива Мунавара Мамадназарова
Реконструкция помещений с балочным перекрытием

Рядом с дворцом раскопан небольшой зороастрийский храм, который посещали царь и его приближенные.

Если взглянуть на останки упомянутого правителя Деваштича, то по сохранившимся фрагментам резного дерева и многочисленным росписям на стенах мы можем судить, что по богатству декоративного убранства сооружение уступало дворцам соседней Бухары - Самарканда и Бунджиката (Истаравшана).

Дорога к храмам

Особый архитектурный стиль  характерен и для двух расположенных на платформе храмов, даже в руинах производящих величественное впечатление. Каждый из них имел свой обширный, застроенный по периметру двор с парадным входом, открывавшимся просторными навесами-айванами. Молящимся под лучами восходящего солнца являлись взору стройная изящная колоннада и многокрасочные стенные росписи. Все это вместе должно было создавать торжественное праздничное настроение.

К обходным коридорам храмов примыкало небольшое темное помещение-святилище, где находилась статуя главного божества и помещение для хранения священного огня-атешгах. Исследователи определили, что один из храмов был связан с почитанием огня, а второй посвящен водной стихии. 

Пенджикентские храмы - реконструкция
Из личного архива Мунавара Мамадназарова
Пенджикентские храмы - реконструкция

Религиозные сооружения были богато украшены росписями, резным деревом, скульптурой и барельефами, свидетельствующими о сложном комплексе верований согдийцев, которые наряду с зороастрийскими традициями поклонялись водной стихии, придерживались культа предков, а также признавали другие языческие формы религии. 

Так, здесь были обнаружены фрагменты барельефов с мифологическими персонажами и морскими животными – тритонами, дельфинами, драконами на фоне синих волн. Все эти атрибуты, по-видимому, связаны с обожествленной рекой Зеравшан, по-согдийски - Намик - "Несущая воды".

В южном же храме сохранились фрагменты стенной живописи, в том числе знаменитая "сцена оплакивания", которую археолог Александр Якубовский интерпретирует как легенду о Сиявуше – божестве в облике прекрасного юноши, олицетворявшего ежегодно умирающую и воскресающую природу.

Сцена на фреске - сцена оплакивания. В Пенджикенте
Из личного архива Мунавара Мамадназарова
Сцена на фреске - сцена оплакивания. В Пенджикенте

Еще более увлекательными оказываются связи древнего Пенджикента с индийской мифологией. Так, во дворе храма археологами было обнаружено глиняное скульптурное изображение индуистского Бога Шивы и его супруги Парвати, восседавших на быке Нанди. Причем это была не единственная находка такого рода, и в ряде случаев изобразительные или скульптурные произведения являются точными копиями индийских образцов. Это свидетельствует о переработке на согдийской почве элементов позднекушанского и эллинистического искусства юга Центральной Азии, Афганистана и северной Индии.

Условной "покровительницей" Пенджикента из индийского пантеона была четырехрукая богиня Нана, которая восседала на льве с символами Солнца и Луны в двух поднятых вверх руках. Эту богиню почитали еще кушанцы: на Рабатакской надписи Афганистана царь Канишка во II веке заявляет, что "получил царство от Наны и всех других богов".

Культ богини Наны пришел в Центральную Азию из Месопотамии, а в Согде, Парфии и Бактрии ее образ слился с авестийской богиней Ардвисурой Анахитой. Имя Нана в значении мать сохранилось в некоторых говорах таджикского языка и в памирском - шугнанском диалекте.

"Памир украл мое сердце": юная блогерша увлекла всех уроками шугнанского языка

Но, несмотря на разнообразие вер и культов в местных городах, главной религией согдицев, безусловно, оставался зороастризм, правда, не в канонической сасанидской форме, а в согдийско-бактрийской его разновидности, возможно имеющей более древние арийские корни, на которые позже наложились индийские, ближневосточные и эллинистические культы.

Архитектура пенджикентских храмов огня продолжает традиции античного зодчества, представленного такими сооружениями в Персеполисе, Сузах,  Тахти Сангине, и Дильберджине.

Сохранившиеся изваяния на месте древней ахеменидской столицы Персеполя возрастом более 2,5 тысячи лет
© Sputnik (sputniktj_photo) Алина Чистова
Сохранившиеся изваяния на месте древней ахеменидской столицы Персеполя возрастом более 2,5 тысячи лет

У них много общего - квадратные, четырехстолпные залы, освещаемые через  световые люки, широкие айваны в сторону двора и специальные помещения для возжигания священного пламени. Такой широко распространенный среди западно- и восточно-иранских народов тип храма просуществовал до VIII в., вплоть до завоевания арабами Центральной Азии. Валентин Шкода, археолог из Эрмитажа, детально изучивший эти храмы, утверждал, что в Согде выработан особый тип здания.

По его мнению, он сложился под влиянием архитектурных традиций Бактрии-Тохаристана, но он также впитал наследие зодческих традиций Греции и древнего Ближнего Востока. Это – по его словам – "позволяет считать историю согдийских храмов составной частью истории всемирной архитектуры".

Дом-музей древнего Согда

Но дворец и храмы – не единственная интересная часть города. Его жилое пространство было образовано прямоугольной сетью улиц, разделяющих застройку на сравнительно четко ограниченные кварталы. Слитные конгломераты жилых и хозяйственных строений начинались с высоких, до 5 метров, сводчатых коридоров, из которых по пандусам можно было подняться на второй этаж, где располагались летние помещения. Главное внимание в доме уделялось парадным залам,  площадь которых достигала в зависимости от достатка хозяина от 50 до 100 кв.м.

Убранство залов каждый старался сделать максимально роскошным – дабы подчеркнуть свой высокий статус - и с плотной концентрацией различных видов искусства. Залы перекрывались сложными ступенчатыми деревянными перекрытиями, опиравшимися на четыре мощные колонны. К сожалению, до нашего времени перекрытия пенджикентского дома не сохранились, но фрагменты обгоревшего дерева позволяют частично реконструировать этот удивительно гармонично решенный просторный интерьер зала, который освещался сверху.

Свет ярко выхватывал и подчеркивал фрески и резьбу, украшавшие стены, наполняя внутреннее пространство эпической торжественностью. Варианты существовавших в древности деревянных ступенчатых перекрытий со световым люком иллюстрирует их имитация в камне в буддийском пещерном комплексе V–VIII вв. в Бамиане (Афганистан),  пещерных храмах Китайского Туркестана, а также в жилищах и храмах других районов Центральной Азии, Закавказья и Малой Азии.

По сути, восточные иранцы, бактрийцы и согдийцы изобрели этот тип жилища, который повлиял на формирование храмов огня и буддийских сооружений и широко распространился по всей Центральной Азии и далеко за ее пределами.

Суровые горы, веселые люди или Таджикистан глазами туриста

"Такой насыщенности небольшого раннефеодального города VI-VIII вв. произведениями настенной живописи не знает на Востоке ни один древний город. Такого разнообразия сюжетов не встретить нигде. Такого обилия приемов, манер, почерков в живописи при относительной общности ее стиля тоже не найти", - ярко описывает пенджикентскую роспись искусствовед Галина Пугаченкова.

Настенный декор согдийцев действительно отличался весьма тонким вкусом. Парадные залы, помимо представительских функций, являлись одновременно своеобразными музеями, картинными галереями, библиотеками, информационными центрами древнего мира. Их можно сравнить с богато декорированными таджикскими гостевыми комнатами "мехмонхона" XIX – начала XX в.

Согдийские фрески
Согдийские фрески

Сюжеты парадных залов состояли из нескольких последовательно расположенных картинок, своей логикой сюжета чем-то напоминающие работы современных мультипликаторов. Так на одной из росписей нетрудно разгадать эзоповскую притчу о жадном хозяине, умертвившем гуся, несшего золотые яйца; на другом изображен "бродячий сюжет" из индийской "Панчатантры" о хитром зайце, погубившим тугоумного льва, заставив его прыгнуть в колодец.

В каждом зале на почетном месте во всю высоту стены часто располагалась фреска, изображавшая, возможно, предка хозяина, покровителя рода или мифического героя. Эти центральные персонажи, различные в каждом доме, были, видимо, связаны с историей и генеалогией семьи и повествовали о подвигах предков. Так, в одном из залов изображена изящная "арфистка" – девушка с нимбом вокруг головы, перебирающая струны арфы.

Согдийская живопись, изображающая купцов
Public Domains
Согдийская живопись, изображающая купцов

А в квартале неподалеку было обнаружено здание, состоящее из четырех сообщающихся парадных залов, где найдено более 100 игральных костей, а среди росписей зала – сцена игры с доской и костями. Это дало основание предположить, что это здание имело общественное значение и выполняло роль своеобразного "казино".

Наука дарует вторую жизнь

Живописная манера согдийских художников представляет собой единение местной школы с восточно-эллинскими традициями кушанского искусства, а в прорисовке одежды заметно китайское влияние, что неудивительно при обширных связях Согда и Китая. В содийско-тохаристанской живописи Центральной Азии закладывались художественные приемы и сюжеты, которые подхватит средневековое искусство книжной миниатюры.

Что касается прикладного искусства, то здесь предки таджиков особо отличились в декорации погребальных обрядов.

За пределами города российскими и таджикскими археологами был исследован некрополь, состоявший из наземных сооружений наусов – небольших мавзолеев, в которых устанавливались оссуарии – керамические ящики, в которые укладывались, согласно зороастрийской традиции, освобожденные от мягких покровов кости умерших. Наусы располагались цепочкой и посвящались отдельным родам и семьям.

Знаменитый ученый XI века, хорезмиец аль-Бируни, прекрасно описавший религии и обычаи древних народов Центральной Азии пишет: "Жители Согда в конце месяца хшум оплакивали своих древних умерших, рыдали над ними, надрезали себе лица и ставили для них пищу и питье, подобно персам". Структура этих склепов, их центрическое строение, квадратный план, позволяют видеть в них прототип мусульманских мавзолеев.

Вскоре после прихода арабов оплакивать нужно было уже саму согдийскую культуру – она ушла в небытие, казалось бы, навечно. И лишь благозвучные имена верхнезеравшанских селений - Искодара, Варза, Фатмева, Анзоба, Варзоба - напоминали о прошлом этой местности. 

К счастью, кропотливый труд согдийцев, создавших самобытную культуру и искусство, по достоинству оценили их наследники - таджикские ученые и коллеги из России и Европы.

Археолог Павел Лурье: Пенджикент - это эталон древнего среднеазиатского города

С момента первых раскопок в Пенджикенте прошло почти 75 лет. За это время археологи, историки и искусствоведы из российского Эрмитажа и Академии наук РТ достаточно тщательно и подробно восстановили картину мира жителей древнего Таджикистана. Однако древний город в ближайшие несколько лет наверняка расскажет еще много интересного о трудолюбивых и предприимчивых людях, его создавших.

2568
Теги:
история, археологи, Согд, Пенджикент, Таджикистан
Поисковая система Google на экране сотового телефона

Цукерберг оплатит: удастся ли Таджикистану заработать на Facebook и Google

927
(обновлено 16:13 15.01.2021)
Таджикистан хочет пополнить казну за счет интернет-гигантов и для этого воспользуется опытом соседей. Вот только оплачивать эти сборы будут, вероятно, не столько компании, сколько рядовые потребители

ДУШАНБЕ, 15 янв — Sputnik. Согласно поправкам, с 2021 года иностранные лица и компании, оказывающие электронные услуги на территории Таджикистана, обязуются платить НДС в размере 18% в бюджет страны. Заявление о постановке на учет было необходимо подать не позднее 30 календарных дней со дня начала предоставления услуг.

Налоговый комитет республики объясняет необходимость такого налога стремительным развитием и прибыльностью информационных технологий и интернет-торговли. Но, вероятно, ключевую роль сыграла другая причина - власти Таджикистана посмотрели на сравнительно удачный опыт России и своих соседей по региону и решили применить его в собственных интересах.

Но разница в том, что Таджикистан и по числу пользователей, и по охвату качественной связи является куда менее значимым рынком для мировых интернет-гигантов, и они могут не согласиться с требованиями Правительства РТ. 

Sputnik Таджикистан спросил у таджикских и российских экспертов о том, как будет работать в республике "налог на Google" и какие у него могут быть подводные камни.

Заплатите казне сетевою монетой

Чтобы понять, как отразится новый налог на сетевом рынке, уместно взглянуть на российские реалии. В РФ закон вступил в силу еще 4 года назад, но еще на этапе его обсуждения многие игроки интернет-рынка честно признавались, что будут повышать цены для потребителей. Другие же компании отмечали, что стоимость услуг для клиентов не изменится, правда, не уточнив, каким образом они будут компенсировать расходы на уплату НДС.

Были и другие вопросы: например, как заставить иностранцев зарегистрироваться в налоговом органе РФ и как вообще оповестить зарубежные компании без российского филиала о появлении у них такой обязанности в России.

Все эти проблемы актуальны и для Таджикистана. И по мнению директора фонда "Гражданская инициатива политики интернета" Мухаммади Ибодуллоева, решать их будут с учетом российского опыта.

"Таджикистан - маленький рынок, компаниям невыгодно открывать свои представительства просто для уплаты налогов. Значит, появятся какие-то посредники, которые формально и будут этим заниматься. Но поскольку реальный объем предоставляемых услуг невелик, то и серьезного повышения цен на эти услуги не произойдет", - полагает Ибодуллоев.

В свою очередь, главный аналитик Ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК, в нее входят в том числе Google, Microsoft и Mail.ru Group) Карен Казарян пояснил Sputnik Таджикистан, что с момента принятия закона был выявлен ряд сложностей, препятствующих нормальному взиманию НДС. Во-первых, это сама по себе процедура регистрации и совместимость национальных финансовых документов и международных стандартов. Проще говоря, если не предоставить бизнесу внятной инструкции и прозрачных правил, то ни одна компания не станет регистрироваться в республике.

"В России на эти грабли уже наступили и сейчас существует некий компромиссный вариант, когда часть налогов платится фирмами, зарегистрированными для особого налогового режима, а часть оплачивается самими интернет-компаниями как налоговыми агентами", - отмечает Казарян.

"Запретные технологии" Таджикистана - как заманить наших чиновников в Сеть

По его словам, сейчас в мире идет процесс приведения систем налогообложения в интернет-торговле к единому стандарту и у небольших развивающихся государств нет иного выбора, кроме как присоединиться к крупным игрокам и принимать общие правила торговли.

"Когда мы говорим про Таджикистан, то надо учитывать, что издержки компаний на регистрацию едва ли превысят доход от бизнеса в этой стране. Что касается порядка оплаты, то компании, скорее всего, будет сами выступать налоговым агентом в стране", - полагает Казарян.

Фискальные проблемы Таджикистана

Однако некоторые эксперты полагают, что у Таджикистана возникнут проблемы с реализацией нового закона. Например, компании могут проигнорировать местное законодательство или даже воспользоваться политическими рычагами. Так, китайские интернет-гиганты имеют возможность обратиться за помощью к официальному Пекину - главному кредитору РТ.

Поэтому принуждать бизнес едва ли получится и процесс налогообложения будет решаться неким компромиссом, полагает финансовый аналитик Дмитрий Голубовский.

"А как отследить платеж через PayPal? Или через китайский мессенджер WeChat, где один человек напрямую платит другому в цифровых юанях. И самый пикантный вопрос - что будет, если никто не захочет эти деньги отдавать? Как надзорные органы об этом узнают? При всем уважении к Таджикистану, с точки зрения программного обеспечения налоговая РТ сильно проигрывает на этом поле. Поэтому все должно быть сугубо на добровольной основе", - считает эксперт. 

Однако, как показывает практика, в деле налогообложения Правительство РТ привыкло добиваться своего, даже если для этого приходится прибегать к политике "выкручивания рук".

Пример тому - история 2017 года, когда власти решили обложить налогом "нереализованные доходы" телекоммуникационных компаний. Причем требования таджикистанских фискалов были довольно туманны, и операторы так и не поняли, за что они должны были отдавать в казну суммы в размере до 20 миллионов долларов.

С Таджикистана выдачи нет: налоговый якорь не даёт Tcell покинуть страну

В итоге несколько компаний вынуждены были уйти с рынка, а остальные - уплатить внезапный "штраф".

"У нас в этом отношении все очень строго - если решение принято на государственном уровне, значит, правоохранители будут препятствовать всем "неисполненцам", - объяснил Sputnik глава Ассоциации мобильных операторов РТ Гафур Иркаев.

С мира по центу

Вероятно, в итоге стороны решат финансовый вопрос спокойно и без лишних споров, а компромисс будет найден, увы, за счет рядовых клиентов.

"Как это отразится на пользователях? Компания просто включит плату в стоимость своих услуг. Поэтому это налогообложение потребителя, никаких иллюзий питать не надо", - утверждает Голубовский.

На сегодняшний день "налог на Google" введен в четырех постсоветских государствах: Россия (с 2017-го), Беларусь (с 2018-го), Узбекистан и Молдова (с 2020-го). И если Таджикистан добьется своего, то, как и эти государства, получит дополнительный источник пополнения казны, необходимый республике как никогда.

В глазах правительства овчинка определенно стоит выделки - вот, в соседнем Узбекистане компания Apple по итогам деятельности всего за один квартал заплатила налог в размере 59,2 тысячи долларов, а Netflix - 4,3 тысячи евро.

Деньги не гигантские, но на фоне инфляции, роста внешних займов и огромных долгов по зарплате властям дорог каждый доллар. Который интернет-гиганты наверняка не откажутся заплатить.

927
Теги:
налоги, Facebook, Google, Таджикистан
Иллюстрация коронавируса

Как таджики ковид победили

3452
(обновлено 20:06 14.01.2021)
Бедность, помощь небес или невероятное везение – неизвестно, что помогло, но цифры Минздрава говорят о победе Таджикистана над коронавирусом: статистика заболеваемости на нуле

В Таджикистане закончились инфицированные коронавирусом. Практически полностью. Слабо дергающаяся и до этого линия графика заболеваемости окончательно замерла: внушительные 99,3% зараженных успешно вылечились.

Уже который месяц Таджикистан гордо находится в самом хвосте ковидного рейтинга среди постсоветских стран.

Лучше цифры только у Туркменистана, полностью отрицающего случаи проникновения в страну инфекции, но его в расчет особо не берут.

Число заболевших COVID-19 (январь 2021)
© Sputnik
Число заболевших COVID-19 (январь 2021)

Коронавирус будет повержен

Когда читаешь сводки республиканского Министерства здравоохранения, слышится звук фанфар. Создается впечатление, что пандемия в Таджикистане если не побеждена, то как минимум полностью взята под контроль.

Последние трое больных выписаны. По состоянию на 13 января в Таджикистане вообще не осталось ковидных пациентов.

Всего в стране за полгода насчиталось 13 308 человек, излечившихся – 13 218, скончалось 90 граждан. Цифры более чем жизнерадостные. Особенно на фоне других стран СНГ, где смертность уже давно перевалила за десяток тысяч.

Однако хвастаться чем-то большим, например, подробной статистикой по регионам, успешным методом лечения или хотя бы удивительными человеческими историями ведомство никак не спешит. Как и делиться опытом с другими странами или давать победное интервью зарубежным журналистам. Джамолиддин Абдуллозода ограничился лишь тем, что оптимистично прогнозирует спад пандемии уже в 2021 году и ее возможное завершение к лету.

Тем не менее людей просят не расслабляться и быть начеку.

"Хотя коронавирус в нашей стране почти сошел на нет, мы и в дальнейшем должны сохранять бдительность, четко соблюдать рекомендации врачей, правила личной и общественной гигиены", – предостерег глава государства.

А нам все равно

А тем временем в Душанбе все реже встречаются люди с масками на лицах. В общественном транспорте средства защиты в лучшем случае имеются только у водителей и контролеров. Правоохранители тоже поддались чувству всеобщей расслабленности.

На входах в офисы, ведомства, магазины, аптеки, кафе и рестораны красуются "грозные" предостережения: "Вход без масок строго запрещен". Смотришь на поток посетителей – и становится жаль напрасно потраченных чернил в принтере и листов А4.

От массовой паники и истерии все плавно сошло на равнодушие. СМС-рассылка с предупреждениями от Минздрава тоже уже не приходит.

Гармала и шкаф с секретом: как таджикские умельцы боролись с коронавирусом

В школах и вузах масочный режим соблюдается только во время уроков и лекций. На переменах толпы хаотично движутся безо всяких намеков на соцдистанцию и прочие меры предосторожности.

Идеальная среда для распространения вируса? Однозначно. Коллективный иммунитет? Едва ли. Ведь по той же статистике "короной" переболели всего 13 тысяч из 9,5 миллиона граждан. Меньше одного процента.

Помощь свыше или игры со статистикой

Население не слишком доверяет официальной статистике, что заметно по постам в соцсетях. Поскольку данные Минздрава ограничиваются лишь тремя цифрами в сутки, комментаторам представлен широкий простор для всевозможных мнений, теорий и обсуждений.

Тем не менее уровень распространения болезни в Таджикистане действительно идет на спад. В стране стало однозначно спокойнее. А вот какие за этим кроются количественные показатели, остается только догадываться.

Сдавать ПЦР-тесты или анализ крови на антитела в школах, университетах и на работе не требуют, как, например, в России. Поэтому многие могут попросту даже не подозревать, что уже перенесли COVID-19 или болеют прямо сейчас бессимптомно.

Ученые обнаружили мощную защиту от коронавируса

Из многочисленных выдвинутых теорий, среди которых были ультрафиолет, жаркая погода, божья помощь, экстренный локдаун и окуривание помещений, выбрать наиболее достоверную и хотя бы как-то научно обоснованную тоже не удалось.

Лучше быть бедным, но здоровым

Ряд экспертов видит причину благополучной статистики с заболеваемостью COVID-19 в Таджикистане в невысоком уровне жизни населения. Считаные люди могут позволить себе поездку за границу, а международный туризм в республике значительно сбавил обороты.

Таджикистан в очереди: какие страны хотят купить у Россию вакцину от COVID-19

Извне сюда приезжают в основном специалисты из Китая, работающие по контрактам на совместных предприятиях. А в Поднебесной борьба с "короной" возведена в ранг государственной политики, там с болезнью не миндальничают.

ВОЗ поблагодарила Россию за вакцину от коронавируса

Частично открыто сообщение с соседними Узбекистаном и Кыргызстаном, но пока случаи "импорта" заразы не зафиксированы. Россия все еще таджикистанцев принять не готова, хотя нехватка рабочих рук уже создает определенные проблемы. Впрочем, для Таджикистана эти последствия гораздо плачевнее.

Одна надежда остается на ВОЗовскую программу COVAX, к которой страна присоединилась в прошлом году. Согласно ее положениям, Таджикистану будут предоставлены средства на закупку препаратов для вакцинирования 20% населения (1,8 миллиона человек). В приоритете медработники, учителя, люди старше 50 лет или с хроническими заболеваниями.

Правда, Таджикистан еще не определился, какую вакцину стоит покупать. Есть разночтения и в вопросе насущности массовой вакцинации вообще. Сторонники уверены, что акция поможет победить болезнь, противники упирают на недоказанную достоверность проведенных клинических испытаний.

3452
Теги:
Таджикистан, коронавирус
Темы:
Коронавирус в Таджикистане: последние новости
День 18 января

Какой сегодня праздник: 18 января

0
(обновлено 13:52 17.01.2021)
Сегодня, 18 января отмечается Крещенский сочельник - это вечер-приготовление перед большим православным праздником, который называется Богоявление Господне, или Крещение

Сегодня, 18 января — 18-й день года по григорианскому календарю. До конца года остаётся 347 дней.

Какой сегодня праздник в мире 

Крещенский сочельник

Сегодня, 18 января, Русская православная церковь отмечает праздник Навечерия Богоявления Господня, или Крещенский сочельник.

Крещенский сочельник — это вечер-приготовление перед большим православным праздником, который и называется Богоявление Господне, или Крещение. 

Он завершает период рождественских праздников. Сегодня проводятся главные приготовления к Крещению. 18 января необходимо соблюдать строгий пост. Сегодня последний день колядований, последние святочные гадания.

В сочельник после литургии в храмах проходит великое освящение воды.

Есть традиция кропить сегодня крещенской водой свое жилище. Крещенскую воду весь год употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры.

В Крещенский сочельник нельзя:

  • Ругаться и даже просто сердиться,
  • ставить на стол четное количество блюд,
  • думать о дурном или о ком-то плохо, пока набираешь освященную воду,
  • есть мясное и пить спиртное.

Назавтра, 19 января отмечается праздник Крещение. В этот день принято окунаться в прорубь. Как правило в это время устанавливается морозная погода, которая получила название "крещенские морозы".

Считается, что омовение в ледяной проруби очищает от грехов.

Какой сегодня праздник в истории: 11 января

В 1825-м было торжественно открыто новое здание Большого театра на Театральной площади в Москве.  Большой театр — один из крупнейших в России и один из самых значительных в мире театров оперы и балета.

В 1926-м в СССР на экраны вышел фильм "Броненосец "Потёмкин". Это немая историческая художественный лента, снятая режиссёром Сергеем Эйзенштейном на первой кинофабрике "Госкино" в 1925 году. 

В 1943-м прорвана блокада Ленинграда. Она длилась с 8 сентября 1941 года — 872 дня. За годы блокады погибли, по разным данным, от 600 тысяч до 1,5 миллиона человек: только 3 % из них погибли от бомбёжек и артобстрелов; остальные 97 % умерли от голода. 

У кого сегодня праздник: кто родился 11 января

В 1955-м родился Кевин Костнер, американский киноактёр, обладатель премий "Оскар" (дважды), "Золотой глобус" и других наград.

В 1962-м — Тамара Гвердцители, певица, народная артистка Грузии и РФ.

0
Теги:
Праздник Крещения Господне, крещенская вода, календарь, праздник
Темы:
Какой сегодня праздник: календарь важных дат 2021