Сырдарьинская область. Ура-Тюбе. Медресе Рустем-Бека

Величие царей, наследие мастеров и удивительное прошлое древнего Истаравшана

1201
(обновлено 15:11 18.11.2020)
История древнего города, хранящего за своими стенами множество легенд и, возможно, даже повлиявшего на мифологию Рима

ДУШАНБЕ, 26 авг — Sputnik, Мунавар Мамадназаров. Когда спускаешься в долину живописных серпантинов Шахристанского перевала, Истаравшан возникает неожидан­но, напоминая громадное дерево с цветущей кроной. Видимые взору ветви этого "дерева" - лишь верхняя часть современного города, в котором сохранились строения не ранее ХV века, а вот мощные корни его уходят в многопластовую толщу земли ко временам более 2,5-тысячелетней давности.

Спокойный мирный ландшафт Истаравшана помнит имена тысяч царей, полководцев, ученых и простых людей, своим трудом прославивших этот край. А потому особо любопытно заглянуть в прошлое древнего города.

Ахемениды, Македонский и римляне

По легенде, город (греки называли его Кирополь) был основан ахеменидским царем Киром, а на древнеиранских язы­ках это название звучит как Курушкада. Несколько веков спустя после греческого завоевания римский историк и географ Страбон в своей "Географии" описывал, что Истаравшан  - "крайний из основанных Киром на Яксарте", то есть Сырдарье.

Античные историки упоминают также о горных селениях под названием Уструшаны, которые располагались близко друг от друга, что дым одного был виден в другом. Семь уструшанских городов восстали против Македонского, и Александр, находящийся в своем лагере на Сырдарье, послал полководца Кратера осадить Кирополь.

"Ему было приказано разбить лагерь вблизи города, окопать его вокруг, обвести валом и сколотить потребное количество машин. Македонцы проникли в город по руслу притока или канала, в летнее время пересыхавшего, вслед за тем по недостатку воды сдалась и цитадель города", - пишет античный историк Арриан.  

После подавления восстания жителей переселили в основанную Македонским Александрию Эсхату (ныне Худжанд).

О том, что речь идет именно о поселениях на месте нынешнего Истаравшана, свидетельствуют упоминания цитадели города, теперешней Мугтеппа, чьи стены возвышаются на 70 метров над руслом речки Ката-сай. Таджикские археологи, расчищая многопластовые слои холма Мугтеппа, дошли до самого нижнего жилого горизонта, датируемого IV в. до н. э. 

Помимо персов и греков высокую крепость города не раз штурмовали тюрки, монголы, войска бухарского эмира, кокандского хана и русского царя. Но каждый раз жители вновь восстанавливали сте­ны и город вновь растекался по окрестным холмам густой зеленью садов и плоскими кровлями крыш.

Однако самая любопытная легенда древности связана не с именем ахеменидских владык или македонских воителей, а с Капитолийской волчицей. Да, той самой, что является символом Рима.

Изображение волчицы, кормящей двух младенцев  во дворце правителей - афшинов в Бунджикате, VI в.
Архив Мунавара Мамадназарова
Изображение волчицы, кормящей двух младенцев во дворце правителей - афшинов в Бунджикате, VI в.

Во время раскопок дворца правителей Уструшаны была обнаружена настенная роспись VI в. с изображением волчицы, кормящей двух младенцев. Одна из версий очевидного совпадения мифологических сюжетов гласит, что история о волчице изначально родилась на востоке, откуда перекочевала к этрускам, а от них - к римлянам, став главной легендой Вечного города и его эмблемой.

Так, в результате широкого обмена культурными ценностями между античным Востоком и Западом этот "бродячий сюжет" связал древний Рим и не менее древний Истаравшан.

Цари и дворцы

Во времена Средневековья (X-XIII век) город был важной точкой на Великом шелковом пути. По запискам X века арабского путешественника из Испании Ибн-Якуба можно сделать вывод, что Устру­шан считался независимым автономным регионом, поскольку Ибн-Якуба называет его "растянувшейся и важной страной, где было 400 укрепленных пунктов".

Примерно в это же эпоху, но веком ранее, родился полководец, имя которого слышал каждый истаравшанец. Это царь Хайдар ибн Кабус, правивший страной в IX веке.

Благодаря незаурядным воинским качествам и доблести, он стал  верховным главнокомандующим армии арабского Халифата и под псевдонимом аль-Афшин одержал блестящие победы над византийским императором Феофилом, над азербайджанцами и египтянами.

Но возвышение Афшина сильно обеспокоило визиря и верховного судью Халифата, обвинивших его в идолопоклонстве. Возможно, приняв ислам, истаравшанский царь действительно оставался верен древней религии своих предков. Афшина приговорили к смерти, но не казнили из-за большой популярности в народе, а посадили в тюрьму, где он умер в 840 году. 

Стены города помнят и других великих владык. Так, в XV веке в Истаравшане искал спасения от узбекских ханов Бабур, знаменитый потомок Тамерлана, будущий завоеватель Индии и основатель империи Великих Моголов.

В те времена главным сооружением города, где и собиралась вся знать, был располагавшийся на вершине Мугтеппа дворцовый комплекс, к сожалению, ныне не сохранившийся.

Малый дворец Бунджиката в столице Уструшаны (VI-VII вв)
Архив Мунавара Мамадназарова
Малый дворец Бунджиката в столице Уструшаны (VI-VII вв)

Ядром дворца был богато декорированный парадный зал для официальных церемоний - саломхона. В настоящее время портал входной группы бекского дворца восстановлен таджикскими реставраторами по старым фотографиям и чертежам.

Мечеть старая - мечеть новая

И если бекский дворец на горе был символом царской власти, то идеологическим центром города стала величественная мечеть Султана Абдуллатифа или "Кок-Гумбаз", с вознесенным голубым куполом.

В архитектуре этого монументального, наполненного благородной гармонией здания много черт, присущих имперскому "тимуридскому стилю". Возведено оно было в ХVI веке при султане Абдуллатифе Шейбаниде как главная пятничная мечеть города с высоким купольным залом и ар­кадой вокруг двора. В XVII в. аркада была заменена кельями-худжрами и комплекс стал функционировать как медресе.

Из Таджикистана в Иран: персидская сказка в современных декорациях

Купол мечети, рухнувший еще в конце XIX в., в наше время стараниями таджикских мастеров восстановлен, а прекрасная облицовка - точное подражание древним образцам - вновь радует глаз сиянием красок, изысканным плете­нием орнаментов и каллиграфических надписей.

Мечеть Султана Абдуллатифа (Кок-Гумбаз)  в Истаравшане XVIв
Мечеть Султана Абдуллатифа (Кок-Гумбаз) в Истаравшане XVIв

Вход в мечеть украшен изящной резной дверью работы местных мастеров Абдукодыра и Абдурасула, выполненной в 1876-м, а деревянную пятиступенчатую кафедру-минбар в зале мечети по праву можно отнести к шедеврам резьбы по дереву, демонстрирующим высокий уровень истаравшанских ремесленников.

Неподалеку, в западной части города, под сенью вековых чинар стоят три небольших благородных здания - мавзолей Сари Мазор (XVI век), постройка, на­зываемая Аджина-хона, и квартальная мечеть ХVIII–XIX веков с четырехколонным залом и навесом-айваном.

Комплекс Сари Мазор .Мечеть, общий вид ,  план и мавзолей
Архив Мунавара Мамадназарова
Комплекс Сари Мазор .Мечеть, общий вид , план и мавзолей

Безграничная фан­тазия мастеров проявилась в оформлении колонн мечети и многокрасочной росписи потолков, напоминающих драгоценную тканную парчу. Там же, на западной окраине Истаравшана, сформировался небольшой культовый центр, мавзолей-мечеть Бобо-Таго. Это самый старый из сохра­нившихся архитектурных памятников города, построенный в конце ХV века. 

Прогулка по старым кварталам 

А в центре города, в квартале Хазрати Шох, по сторонам живописного водоема уютно расположился другой одноименный архитектурный ансамбль, состоящий из соборной мечети, мавзолея XVII-XVIII веков и загадочного здания, где, по легенде, погребен двоюродный брат Кусама ибн Аббаса, давшего свое имя самаркандскому царскому некрополю Шахи-Зинда.

Мечеть Хазрати Шох с 15-колонным залом выходила на обширный двор просторным айваном и колоннадой. Потолки и колонны покрыты яркой орнаментальной росписью, а чередования балок перекрытия придают зданию необычайную праздничную нарядность.

Мечеть Хазрати-шох :общий вид и фрагмент айвана
Архив Мунавара Мамадназарова
Мечеть Хазрати-шох :общий вид и фрагмент айвана

Скромный мавзолей Худоера Валлами - на деле очень уникальное, не имеющее аналогов в центральноазиатском зодчестве сооружение.  

Чуть севернее от этого комплекса таится маленький шедевр народного зодчества - мечеть Ишони Мавлоно или, как его называют, Чоргумбаз - Четыре купола, построенная истаравшанскими мастерами в 1903 году.

За внешне скромным фаса­дом, подобно жемчужине в раковине, скрывается необычайно яркий по колористике интерьер. Главный акцент сделан на расположенной в середине изящной резной колон­не, несущей фигурные балки, каждая из которых перекрыта деревянным ребристым куполом. Все четыре купола украшены яркой орнаментальной живописью, причудливым переплетением тонких узоров и каллиграфических надпи­сей. 

Мавзолей Чор-Гумбаз : декоративные расписные купола ,резная дверь и рисунок центральной колонны
Архив Мунавара Мамадназарова
Мавзолей Чор-Гумбаз : декоративные расписные купола ,резная дверь и рисунок центральной колонны

Увы, не все монументальные постройки города дошли до нашего времени. К несохранившимся архитектурным страницам древнего города можно отнести медресе Рустамбека, разрушенное в 1930-х гг.  

Его украшением был выполненный местным керамистом Мулло Курбоном портал из глазурованных кирпичей, по двум сторонам которого над стрельчатой аркой вписаны изображения вставших на дыбы коневидных драконов.

Фотографии не сохранившегося медресе Рустамбека  в Истаравшане
фото Н.Н.Нехорошева
Фотографии не сохранившегося медресе Рустамбека в Истаравшане

 

Образ этих фантастических животных, выполнявших функции оберега, в искусстве Уструшаны возник неслучайно. Истаравшан издавна славился своими лепными глиняными игрушками-свистульками - "уштак", выполненными в виде сказочных лошадок и дракончиков.

Несмотря на разинутые пасти, клыки, острые рога, они выглядят удивительно добрыми и смешными. Сравнивая керамические игрушки VI-VII вв., обнаруженные археологами на городище Калаи Ках-Каха близ Истаравшана, с изделиями нашего современника усто Гафура Халилова, понимаешь, что эта непрерывающаяся нить преемственности культуры тянется вот уже 1,5 тысячелетия.    

Истаравшан - город мастеров

Живописные улицы Истаравшана плотно застроены традиционными домами. Через входной тамбур - дарвозахону - попадаешь в застроенный по периметру зеленый двор. Особое внимание в таких жилищах уделялось декорированию гостевой комнаты - мехмонхоны, высокой, прохладной, со сложным резным потолком, расписанным ярким орнаментом.

Современный Душанбе
© Официальная страница пресс-службы президента РТ в Facebook

В каждом его узоре ощущается индивидуальный почерк народного мастера и обаяние ремесла. Еще одна особенность традиционных истаравшанских домов - это специальное помещение, называемое гапхона (дословно - "комната для бесед"), - своеобразный мужской клуб для приема гостей хозяина.

Газета "Туркестанские ведомости" в 1872 году описывала 58 кварталов города (тогда он назывался Ура-Тюбе) как сосредоточение ремесленных лавок - из них 642 располагались на большом рынке, а остальные 212 были рассредоточены по улицам.

Старожилы до сих пор помнят названия кварталов города, напрямую связанные с профессиональной деятельностью людей, их населявших: заргар (ювелир), мисгар (медник), танурсоз (печник), гачпаз (мастер по алебастру), дарсоз (резчик по дереву) - список можно продолжать еще долго. Здесь же руками умелых мастериц вышивались изящные мужские, женские и детские тюбетейки, платки и скатерти.

Колыбель таджикского ремесла: как мастер Ахмаджон создает детские гахвора

В Истаравшане благодаря индивидуальному творческому почерку заслуженное признание получили потомственные набойщики тканей - читгары Саидовы. Семейство Халиловых прославилось своими причудливыми керамическими игрушками-свистульками, а хорошо известный в Таджикистане мастер Мирзоев продолжил славные тра­диции местных кордрезов - изготовителей ножей.

Потомственные набойщики тканей - читгары Саидовы . Мастер из Истаравшана лепит  игрушку
фото Г.Ратушенко
Потомственные набойщики тканей - читгары Саидовы . Мастер из Истаравшана лепит игрушку

Произведения городских мастеров до сих пор украшают постройки Ташкента, Коканда, Ферганы, куда они приглашались для строительства мечетей и жилых домов. 

Такой созидательный патриотизм - когда житель города помнит не только историю родного места, но и имена мастеров, украсивших своим трудом красивейшие города Центральной Азии, стал особенной чертой истаравшанцев. Благодаря своему труду, навыки которого хранятся поколениями, в Истаравшане реставрируют и особо бережно охраняют памятники истории и культуры, наполняя жизнь древнего города великим смыслом.

1201
Теги:
архитектура, прошлое, Александр Македонский, Таджикистан, Истаравшан, история
Ситация в поселке Логвиново на Донбассе

Киев мечтает о "карабахском сценарии" для Донбасса

375
(обновлено 16:49 27.11.2020)
Срыв Киевом очередного раунда переговоров Трехсторонней контактной группы (ТКГ) по урегулированию в Донбассе на этот раз дополнился резким заявлением главы украинской делегации

Леонид Кравчук "принципиально" потребовал от российской стороны "взять на себя политическую ответственность и формально определить свою позицию по необходимости выполнения договоренностей, достигнутых на высшем уровне в Париже в 2019 году, до конца текущего года". Что именно имеется в виду, можно только догадываться, пишет автор РИА Новости.

По словам представителя ЛНР, Украина отказалась рассматривать проект дорожной карты, подготовленный донбасскими республиками, заявив, что "хочет видеть проект от Российской Федерации". В свою очередь, полномочный представитель России в ТКГ Борис Грызлов ответил, что: во-первых, Москва поддерживает данный план "как минимум потому, что он соответствует Минским соглашениям"; а во-вторых, любой российский проект может рассматриваться как вмешательство во внутренние украинские дела — "соответственно, его не будет".

Как следствие, на прошедшей встрече не продвинулось решение ни единой проблемы — ни согласование дорожной карты, ни обмен пленными, ни открытие новых контрольно-пропускных пунктов.

Ничего нового в происходящем нет. Данная волынка — с редкими просветами в виде, например, обмена задержанными лицами — тянется уже почти шесть лет. Именно столько прошло с момента подписания Минских соглашений в феврале 2015 года.

Тот же Леонид Кравчук совсем недавно — после предыдущего и столь же провального раунда переговоров — прямо пояснил причины такого положения вещей. По его словам, те договоренности были "огромной ошибкой" и превратились в "политическую удавку на шее Украины".

В результате Киев все эти годы ведет вполне логичную — по его мнению — политику, просто саботируя соглашения и постоянно предпринимая попытки добиться их пересмотра.

Возможно, Запад был бы и не прочь подобным образом сдвинуть проблему с мертвой точки, но тут непоколебима позиция Москвы. Так что Берлину и Парижу остается только соглашаться, что ЛНР и ДНР давным-давно выполнили свою часть договоренностей — и именно Украина виновата в том, что ситуация продолжает висеть в воздухе.

Положение усугубляется, поскольку как раз Европа несет ответственность за действия Киева и выступает гарантом исполнения им взятых на себя обязательств. Так что вполне понятна всеобщая утрата энтузиазма и просто даже интереса к проблеме донбасского урегулирования: все осознали, что процесс там застыл в глухом клинче.

Год назад к проблеме в очередной раз попытались подступиться Эммануэль Макрон и Ангела Меркель, видимо, надеявшиеся, что со свежеизбранным президентом Владимиром Зеленским таки удастся добиться прогресса в урегулировании. Владимир Путин подобных иллюзий явно не питал, но в Париж приехал. Через две недели будет годовщина той встречи — воз, как и ожидалось, и ныне там.

Так что свежие призывы украинской стороны провести новую встречу на высшем уровне в "нормандском формате" до конца года на этот раз тонут в совсем уж тотальном равнодушии партнеров по "четверке".

Однако в этом однообразном пейзаже внезапно появился совершенно новый фактор, который заметно взбодрил Киев. Речь о событиях в Нагорном Карабахе.

Азербайджан спустя более четверти века смог вернуть под свой контроль территорию, на которой проживает — точнее, проживало, поскольку армяне массово покинули соответствующие районы, — негативно настроенное к нему население. Причем он смог этого добиться через военную победу.

Вряд ли можно представить себе более воодушевляющий для украинских властей пример, с которого они хотят снять лекала и перекроить на ситуацию в Донбассе. Инсайдеры утверждают, что Киев намерен чуть ли не напрямую заимствовать успешные военные наработки Азербайджана, в частности, активное применение турецких беспилотников Bayraktar TB2.

Однако даже важнее политическая составляющая процесса. До сих пор саботаж минского процесса со стороны Украины шел с самым банальным побуждением: она тянула резину в надежде, что проблема как-нибудь сама собой рассосется, поскольку "сдохнет либо шах, либо ишак". Теперь же у нее появилась куда более осмысленная, на ее взгляд, мотивация: ни в коем случае нельзя идти ни на какие "уступки", поскольку карабахская история доказала, что все в итоге можно решить в свою пользу, главное, несгибаемо стоять на своем.

Тут в очередной раз проявился карго-культ как концептуальная основа украинской государственности: раз получилось у Баку, значит, непременно получится и у нас — если сделать точно так же. При этом, разумеется, не принимаются во внимание никакие существующие отличия, включая такую "мелочь", как радикально разное состояние государственности Азербайджана и Украины. Про геополитическую составляющую момента и говорить не приходится.

Самое забавное заключается, пожалуй, в том, что ослепленный нарисованными в собственном воображении перспективами Киев упорно игнорирует такую крошечную деталь карабахского урегулирования, как итоговое появление в регионе — что характерно, при согласии всех вовлеченных сторон — российских миротворцев.

375
Теги:
политика, Украина, Россия, Нагорный Карабах
Люди у огня, архивное фото

Когда солнце было богом: что хранят легенды древнего Памира

657
(обновлено 11:28 24.11.2020)
Мир Памира был наполнен тайными символами, в которых огнепоклонничество уживалось с мистическим культом духов. О том, как выглядели и что значили эти верования, можно узнать благодаря историческим исследованиям и графической реконструкции

ДУШАНБЕ, 23 ноя — Sputnik, Мунавар Мамадназаров. От далеких предков памирцам достались представления, связанные с поклонением силам природы, добрым и злым духам, культом предков. Русский археолог Алексей Бобринский еще в 1908 году писал, что горцы Памира, чувствуя неизмеримую мощью сил природы, обратились к своему воображению, "оживили" окружающий мир в новые образы, наполнив горы, ущелья, пещеры, реки и даже дома тысячами духов. 

Нашлось в религиозной культуре горных регионов Таджикистана место поклонению солнца и общеиранским культам. С приходом ислама старые верования постепенно ушли в прошлое, однако эхо древних до сих пор заметно в наскальной живописи, архитектуре, легендах и сказках.

Примечательно и то, что даже памирское (шугнанское) слово "сег", означающее "сказка", отдалено перекликается с древнескандинавским, древнеирландским словом "сага" - сказание, повествование о богах и героях.

Пролить свет на тайное значение легенд и символики Памира помогает многолетний труд исследователей Таджикистана и России.

На рубеже мира людей и духов

Легенды горцев обнаруживают сходство и со сказками 1001 ночи, и отчасти - даже с греческим эпосом. Так, в преданиях горных таджиков существует сюжет о громадном одноглазом чудовище Гуль, загнавшем путешественников в пещеру. Ну чем не родной брат Циклопа из Одиссеи и седьмого странствия Синдбада-морехода. Бродячие сюжеты переходили с Востока на Запад и видоизмененные возвращались обратно, что не удивительно, поскольку видимых границ и барьеров в древности не было.

Жители Горного Бадахшана являются единственными шиитами-исмаилитами в суннитском пространстве Центральной Азии, но при этом в фольклоре памирцев хранится наследие древних индоиранских верований, среди которых мы видим элементы зороастризма, поклонения солнцу, буддизма и даже более древние символы, доставшиеся от совсем далеких предков.

Особенно популярны в памирских сказаниях легенды о пари - женских духах, которые могут незаметно передвигаться в пространстве и времени. Они уносят младенцев на вершины гор и возвращают их родителям уже взрослыми.

В одном шугнанском селении подобная история произошла с трехлетним мальчиком, который исчез на самой высокогорной летовке. Его искали несколько дней и нашли через неделю в 10 километрах от селения. Мальчик был сыт, к еде даже не притронулся, а на вопрос, где он все это время находился, ответил, что был у своей мамы.

Легенды эти до сих пор являются живой частью культуры. Так, во время экспедиции "Великий шелковый путь" на Памир в 1990-х годах японские корреспонденты с телеканала "Асахи" очень интересовались историей одной девушки из Язгулема, унесенной, по слухам, пари и возвращенной обратно. Они сняли на камеру рассказ родителей девушки об ее таинственном исчезновении на несколько лет. Появилась она неожиданно перед своими родителями на берегу реки. После таких "передвижений" она тоже стала блаженной, старалась отстраниться ото всех и не вышла замуж. Интерес японцев был вызван тем, что у них тоже бытуют легенды об исчезновении и возвращении детей.

Две головы под одной крышей: история и легенды мечети, где начнется конец света

Памирские духи, как и персонажи древнегреческой мифологии, появляются в человеческом обличье, пересекаясь с людьми в повседневной жизни. Пари в образе прекрасных дев соблазняют путников и пастухов, вступают с ними в интимную связь, от которой рождаются дети-полудемоны, наделенные сверхъестественной силой. Бытует мнение, что горные козлы - нахчиры - дети пари и людей, и потому их считали священными животными и называли "джондор", то есть "имеющие душу".

Кроме того, на Памире распространена местная страшилка о белой женщине - "сафед гинек", которая якобы часто спускается в горные селения. Эти представления напрямую перекликаются с легендами японцев о белой женщине. Полвека назад даже был снят леденящий душу японский фильм о белой снежной женщине. Не забудем и алмасты - большое волосатое существо, удивительно напоминающее снежного человека.

Среди других могучих существ - обитателей гор нельзя не вспомнить Вуйда (мужской демон) и Вайда (женский), близких к древнеиранским божествам Вайю и Вата. Арийский Вайю стерег души умерших у моста, ведущего в райскую обитель. С ними, возможно, связаны легенды о таких жутковатых обитателях потустороннего мира, как славянский Вий или осетинское божество Вайюг. По мнению ряда востоковедов, это служит весомым доказательством тесных контактов древних иранцев и славянских племен в период их проживания на общей прародине.

Также стоит упомянуть древний обряд "циров пидед" (возжигание свечи), который осуществляется после смерти человека, чтобы "сакральным светом и молитвами указать путь блуждающей душе". А чтобы облегчить духу умершего прощание с родными и близкими на третий день после смерти, приглашенные музыканты исполняют поминальные песни "маддо", в философской форме напоминавшие о бренности жизни и превратностях человеческих судеб.

Но древние верования памирцев сохранились не только в литературной и устной культуре, но и в более осязаемом виде - как руины святилищ и символическая резьба по камню.

Петроглифы Памира
© Фото М. Мамадназаров
Петроглифы Памира

Более 10 тысяч наскальных рисунков Памира отражают религиозные представления людей, населявших высокогорье тысячи лет назад. Сцены охоты, сражений, состязания лучников, шествия караванов - все это своеобразная энциклопедия наших предков, прочесть которую современному человеку не всегда удается. Но некоторые камни все-таки способны заговорить.

Рисунки на "крыше мира" 

Невзирая на суровые климатические условия, Памир заселялся еще с позднего палеолита, эпохи каменного века. Уже 10 тысяч лет назад костры древних поселенцев пылали на Восточном Памире, на высоте 4200 метров над уровнем моря в Ошхоне - самой высокогорной в мире стоянке древнего человека. Оглядываясь в глубь веков, трудно не поразиться силе человеческого духа людей, покоривших эти каменные безжизненные пустыни.

Жуткое меню наших предков: какой была продуктовая корзина каменного века

Тысячелетия назад ритуальные верования и магические ритуалы этой суровой местности были напрямую связаны с обеспечением плодородия, исцелением от болезней, символическим общением с миром духов, а также с принятием важных жизненных решений. Древние люди считали скалы своего рода барьерами между владениями людей и духов, а помогали им общаться с жителями потустороннего мира в том числе наскальные рисунки - петроглифы.

Петроглифы Памира
© Фото М. Мамадназаров
Петроглифы Памира

Так, на высоте более 4000 метров в гротах Шахты обнаружены самые высокогорные нанесенные краской рисунки эпохи раннего неолита со сценой охоты на диких животных и яков. Грот с рисунками, по сути, был храмом каменного века, местом общения с духами и проведения охотничье-магических обрядов.

Логичным развитием такого рода святилищ стало появление особых храмов, которые в силу своеобразных архитектурных решений стали уникальным примером культового зодчества Центральной Азии.

Любопытный пример - крепость Кафиркала, обнаруженная на высоком скальном массиве над селением Богев. При ее исследовании были определены два круглых домусульманских храма IV-VII вв., реконструкция которых предполагает широко распространенную на Памире ступенчатую балочную конструкцию со световым люком. Любопытно, что американские индейцы для перекрытия круглых, в плане заглубленных в землю церемониальных сооружений - кива, пришли к аналогичному способу конструирования ступенчатого потолка.

Реконструкция храма солнца кофиркала в богеве
© Фото М. Мамадназаров
Реконструкция храма солнца кофиркала в богеве

В сочетании с крепостными стенами и башнями храмы Кофиркала составляли в древности и Средневековье хорошо укрепленный общественно-культовый центр Шугнана, связанный с поклонением солнцу. Круглый план делал храм удобным для групповой медитации, общей дискуссии и нередко посредством особых элементов интерьера (крупным камням) ориентировался по ключевым точкам, по которым определяются сельскохозяйственные календарные даты.

Новый год - 2021: чего ждать от Белого Металлического Быка

Обычно для наблюдения за солнцем жрецы использовали уникальный культово-ритуальный комплекс в виде больших по площади фигурных каменных выкладок. По ним определяли восход солнца в день весеннего и осеннего равноденствия, а также день летнего и зимнего солнцестояния.

Камни солнечного бога

Но солнечный культ коснулся не только пещер, храмов и крепостей, но даже повлиял на архитектуру простых жилищ. К примеру, солнечный луч, попадающий в разное время года через световой люк внутрь традиционного памирского дома, фиксировался на конструктивных элементах жилища, позволяя определять календарные дни и циклы сельскохозяйственных работ.

Огонь в очаге, излучающий свет и распространяющий тепло, воспринимался как своеобразная проекция солнца, привнесенная в жилище. Памирцы (ваханцы и ишкашимцы) - в древности язычники-солнцепоклонники - называют солнце, в том числе, Ремузд по имени зороастрийского верховного бога Ахарумазда.

Так что древнеперсидская вера сохранилась в языке народов Таджикистана намного дольше, чем это можно предположить. Буквально - пережила тысячелетия.

Чуть позже почитание солнца преобразилось вместе с распространением древнеиранского культа бога Митры, с которым связывается множество рисунков коней и колесниц на памирских петроглифах. В представлениях митраистов, по синему бездонному небу плывет солнце в своей золотой колеснице.

Небесные колесницы бога митры
© Фото М. Мамадназаров
Небесные колесницы бога митры

И некоторые исследователи считают, что и само название "Памир" происходит от иранского Па-и-Мехр - подножие Митры.

О распространении культа солнца на Памире в те времена свидетельствуют большое количество круглых многолучевых розеток, лунообразных фигур, крестов, изображенных в наскальных рисунках Акджильги, Вебестдары и Лангара.

При рассмотрении фотоснимков территории Памира с космоса можно заметить отчетливые контуры крупных, еще не исследованных круглых построек. Это позволяет надеяться на то, что дальнейшие археологические изыскания принесут немало сенсационных открытий.

657
Теги:
Таджикистан, Памир, история
Рой саранчи, архивное фото

Таджикистан и Япония примут экстренные меры в борьбе с саранчой

0
(обновлено 16:47 02.12.2020)
В силу вступает второй этап проекта поддержки Японией стран Центральной Азии в борьбе с саранчой, который продлится до 2025-го

ДУШАНБЕ, 2 дек — Sputnik. Таджикистан подписал с Японией документы, регламентирующие борьбу с саранчой, сообщает пресс-служба Министерства сельского хозяйства Таджикистана.

Регламент действий в противостоянии сельскохозяйственным вредителям обсудили на встрече министр сельского хозяйства Сулаймон Зиёзода и глава представительства ФАО в Таджикистане Олег Гучгельдиев.

В частности, стороны подписали соглашение по второй фазе регионального проекта "Улучшение борьбы с саранчой" и проект экстренного технического сотрудничества "Подготовка и экстренные меры по предотвращению нашествия саранчи в Таджикистане".

Незваные гости: как в Таджикистане борются с нашествием саранчи

Проект финансируется Японией. Во второй фазе в нем принимают участие Афганистан, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан и Узбекистан.

В Минсельхозе рассказали, как в Таджикистане борются с нашествием саранчи

В первой фазе проекта по борьбе с вредителями Япония помогала Таджикистану, Кыргызстану и Афганистану закупать спецтехнику и обучать специалистов.

0
Теги:
саранча, Япония, Таджикистан