Великий щит таджикских гор: как в древности охранялся путь из Памира в Китай

3332
В древние времена памирские горы были одним из главных транспортных коридоров Азии, который охраняли мощные крепости, до сих пор поражающие своими размерами, убранством и талантом мастеров, их возводивших

ДУШАНБЕ, 14 авг — Sputnik, Мунавар Мамадназаров. В давние времена Памир был не только труднодоступной "крышей мира", но и важнейшим торговым коридором. А поскольку торговое предприятие – дело опасное, всегда есть огромный риск нарваться на разбойников или стать жертвой немилосердной стихии, то местным властителям нужно было защищать купцов, дабы иметь доход с пошлин и продажи товаров на своих территориях. Не говоря уже о залежах золота, серебра и ценных минералов.

Так, из гор Бадахшана в страны Ближнего и Среднего Востока с III тыс. до н.э. проходил Лазуритовый путь, по которому во дворцы восточных правителей поставлялся этот декоративный камень прекрасного небесного цвета. В горе Кухилал добывался знаменитый бадахшанский лал (благородная шпинель), а на Восточном Памире в XI в. на высоте 4000 метров построен город серебряных рудокопов Базардара.

На защите рубежей 

Высокие горы, труднопроходимые перевалы, казалось бы, обеспечивали населению Памира естественную защиту от вражеских вторжений, однако они же становились прибежищем для разбойников или захватчиков, а потому фортификационные сооружения памирцам были все-таки необходимы.

"В этом царстве узких проходов неприступных мест много, города их и крепости – на высоких горах, и вражеских нападений народ не боится", – писал в XIII веке побывавший на Памире венецианец Марко Поло.

Большое количество крепостей в верховьях Пянджа замечательный исследователь Центральной Азии А. Стейн объяснял тем, что Вахан с древнейших времен являлся "главной дорогой, связывавшей Западную Азию, а следовательно классический мир, с глубинной Центральной Азией, следовательно, с Дальним Востоком".

Крепости Памира возводились в местах, максимально выгодных с точки зрения логистики и обороны, в начале долин, на вершинах скальных массивов, в слиянии рек, пересечении торговых дорог. Две крупные крепости Каахка и Ямчун имели государственный статус, небольшие крепости (Рошорв, Савноб, Джавшангоз, Иссор, Даршай и др.) использовались как укрепленные поселения и убежища от набегов, а высокие башни – тупхона служили наблюдательными пунктами.

Круче Индианы Джонса или Как в Афганистане искали тайное сокровище Бактрии

Все эти сооружения были объединены в единую оборонительную систему не только Памира, но и крупных держав той эпохи: Бактрии, Кушании и Согда. Стены, выложенные из больших плоских камней и сырцовых кирпичей, завершались многочисленными многоярусными башнями с бойницами, обеспечивавшими круговую оборону. А в некоторых устраивались подземные ходы, ведущие к водным источникам.

М. Мамадназаров
Графическая реконструкция крепости Калаи Рошорв

Местные князья также предпочитали жить в замках под защитой прочных стен, хоть и размерами поменьше. Такие крепости-кала, руины которых сохранились в Дарвазе, Рушане, Шугнане и Вахане, служили локальными центрами торговли и административного управления.

Некоторые доисламские общественно-культовые сооружения Памира V-VIII веков, такие как Кофиркала в Шугнане и буддийский комплекс Вранге в Вахане, тоже представляли собой надежные оборонные пункты – видать, угроза нападения на рубежах нашей эры действительно была нешуточная. 

Неприступные стены Памира

Рассмотрим, что представляли из себя подобные сооружения на конкретном примере крепости Каахка – одной из древнейших фортификационных построек такого типа, сохранившихся в Вахане. Эта цитадель располагалась на берегу Пянджа близ селения Наматгут и существовала с III в. до н.э. вплоть до VI в. н.э. Само же название селения происходит от слов санскрита "намат" – святое, "гата" – место.

Крепость построена в важном в стратегическом отношении месте, в сужающейся части долины на изолированном скалистом утесе, крутые склоны которого обрываются в сторону бурной реки. Соответственно рельефу данная памирская твердыня имела вытянутую конфигурацию, разделяясь на три огражденные стенами части, среднюю из которых занимала цитадель и дворцовые постройки.

Оборонительные стены были выложены из сырцовых кирпичей и блоков на двухметровом каменном фундаменте. По всему периметру крепость имела двойные стены, между которыми устроен коридор шириною 2,5 метра с оборудованными бойницами на случай проникновения противника. Такая конфигурация защитных сооружений, с одной стороны, давала возможность защитникам быстро перемещаться внутри, а с другой – позволяла силами буквально пяти-шести воинов с щитами начисто перекрыть путь врагу, обстреливая его стрелами и закидывая камнями со стен.

М. Мамадназаров
План крепости Каахка

В некоторых участках бойницы располагались в два ряда в шахматном порядке, не только для массированного обстрела из луков, но и для психологического воздействия на врага – создавалась иллюзия большого количества обороняющихся.  Вход в крепость представлял собой лабиринтообразный коридор, где неприятель оказывался под усиленным контролем оборонявшихся.

В центральной части крепости из сырцовых кирпичей выложена эффектная декорация – полуциркульные ниши, заполненные декором из исходящих из треугольного центра лучей.

Таможня дает добро      

В непосредственной близости от крепости Каахка на оживленном памирском  отрезке Шелкового пути расположено оригинальное укрепленное сооружение Доркишт, использовавшееся с V по XII вв. одновременно как пристань Пянджа, караван-сарай и таможенный пункт. В этом месте товары, скот и люди переправлялись через Пяндж на плотах, составленных из нескольких надутых бараньих бурдюков с дощатым настилом.

Крепостная стена с восемью круглыми сужающимися кверху башнями с бойницами окружает небольшой двор, вдоль стен которого по периметру располагались помещения с суфами, на которые выгружались товары. Постройка имела два входа: один, защищенный двумя башнями со стороны долины, и второй со стороны реки контролировался одной башней.

М. Мамадназаров
Графическая реконструкция Даркишта

Но самое крупное фортификационное сооружение Памира расположено у селения Ямчун. Грандиозные размеры цитадели и сейчас производят неизгладимое впечатление: длина в продольном направлении 900 м, а в поперечнике около 500 м, а перепад высот между нижней и верхней отметками аж целых 350 м – настоящий рукотворный горный хребет.

Крепость  занимает большой треугольный утес, образованный двумя горными речками Ямчун и Вичкут. Два стремительных потока реки образовали глубокие каноны, обеспечивающие сооружению надежную естественную защиту.

Сокровища древности: в районе Джалолиддини Балхи найдены реликвии Саманидов

Поселение состояло из трех огражденных стенами площадок и укрепленной части, занимающей вершину одной из них. Как и в Каахке, в Ямчуне в наиболее ответственных местах устраивались двойные стены с двухметровым коридором.

Войско защитников размещалось внутри цитадели. Вот как описывает лагерь персидского царя Кира древнегреческий историк Ксенофонт.

"Палат­ки были такой величи­ны, что мог­ли вме­стить целый так­сис (воинское подразделение). Так­сис же состо­ял из ста чело­век", - упоминает античный летописец.

М. Мамадназаров
Руины крепости Ямчун

Особо интересна и выразительна архитектура цитадели, к которой можно подступиться по перешейку, расположенному в узком крытом проходе под охраной мощной круглой башни. По периметру стен расположены небольшие прямоугольные помещения, выходящие в замкнутую внутреннюю площадь в центре.

Датский ученый О. Олуфсен, посетивший крепость в 1888 году, описывает башни диаметром 6 метров в основании (всего их было 40), которые были перекрыты балками с уложенными поверх каменными плитами. На территории крепости не было водных источников, и снабжение водой обороняющихся осуществлялось через особый ход к реке Вичкут – со стороны цитадели.

Защита древнего Таджикистана

Если западными воротами Памира является Дарваз, так и переводимый как "открытые ворота", то восточный вход на Памир – это слияние рек, образующих Пяндж. Отсюда поток стремительно стекает вниз в бассейн Аму-Дарьи, ставшей от истоков до устья главной земледельческой осью центральноазиатской цивилизации.

Именно там, на развилке путей на Восточный Памир и афганский Вахан, построено укрепленное поселение Ратм с высокой наблюдательной башней "тупхона".  Это первое ваханское поселение верховьев Пянджа, что отразилось в его названии, восходящем к древнеиранскому fra-tama – "первый, начальный".

Все упомянутые крепости возникли как ответ на военную угрозу и были рассчитаны на размещение большого гарнизона и долговременную оборону. В этой оборонительной цепи Ямчун принимал первый удар неприятеля с востока, а Каахка преграждала его продвижение вглубь долины Пянджа.

Памирские цитадели первоначально возводились для защиты Бактрии от полчищ кочевников, которые сконцентрировали силы в III-II в. до н.э. на ее границах. Во II в. до н.э. восточноиранские племена тохаров-юеджи, пришедшие из Синцзяна (Китай), объединились с родственными им сакскими племенами Восточного Памира в мощный племенной союз. Они пересекли высокогорный Памир, захватили Греко-Бактрию и северные районы Индии, создав на обломках Бактрии  Кушанскую империю.

М.Мамадназаров
Карта крепостей Памира

Китайские письменные  источники упоминают два похода кушан против китайцев через Памир в бассейн Тарима, а Вахан фигурирует в числе областей, подчиненных юечжам. Восточноиранские кочевники, смешавшись с местным населением, стали значимым компонентом формирования современных памирских народов.

Народы ушли, а города остались. По крайней мере, руины. Поражающие грандиозными размерами, выразительной архитектурой и системой обороны, заоблачные крепости Вахана просуществовали тысячелетие (III в. до н.э. –  VII в.) и, по определению путешественника и этнографа Ауреля Стейна, являлись "прекрасными образцами среднеазиатской фортификационной школы в ее горном варианте".

3332
Теги:
история, Китай, Памир, Таджикистан
Ситация в поселке Логвиново на Донбассе

Киев мечтает о "карабахском сценарии" для Донбасса

378
(обновлено 16:49 27.11.2020)
Срыв Киевом очередного раунда переговоров Трехсторонней контактной группы (ТКГ) по урегулированию в Донбассе на этот раз дополнился резким заявлением главы украинской делегации

Леонид Кравчук "принципиально" потребовал от российской стороны "взять на себя политическую ответственность и формально определить свою позицию по необходимости выполнения договоренностей, достигнутых на высшем уровне в Париже в 2019 году, до конца текущего года". Что именно имеется в виду, можно только догадываться, пишет автор РИА Новости.

По словам представителя ЛНР, Украина отказалась рассматривать проект дорожной карты, подготовленный донбасскими республиками, заявив, что "хочет видеть проект от Российской Федерации". В свою очередь, полномочный представитель России в ТКГ Борис Грызлов ответил, что: во-первых, Москва поддерживает данный план "как минимум потому, что он соответствует Минским соглашениям"; а во-вторых, любой российский проект может рассматриваться как вмешательство во внутренние украинские дела — "соответственно, его не будет".

Как следствие, на прошедшей встрече не продвинулось решение ни единой проблемы — ни согласование дорожной карты, ни обмен пленными, ни открытие новых контрольно-пропускных пунктов.

Ничего нового в происходящем нет. Данная волынка — с редкими просветами в виде, например, обмена задержанными лицами — тянется уже почти шесть лет. Именно столько прошло с момента подписания Минских соглашений в феврале 2015 года.

Тот же Леонид Кравчук совсем недавно — после предыдущего и столь же провального раунда переговоров — прямо пояснил причины такого положения вещей. По его словам, те договоренности были "огромной ошибкой" и превратились в "политическую удавку на шее Украины".

В результате Киев все эти годы ведет вполне логичную — по его мнению — политику, просто саботируя соглашения и постоянно предпринимая попытки добиться их пересмотра.

Возможно, Запад был бы и не прочь подобным образом сдвинуть проблему с мертвой точки, но тут непоколебима позиция Москвы. Так что Берлину и Парижу остается только соглашаться, что ЛНР и ДНР давным-давно выполнили свою часть договоренностей — и именно Украина виновата в том, что ситуация продолжает висеть в воздухе.

Положение усугубляется, поскольку как раз Европа несет ответственность за действия Киева и выступает гарантом исполнения им взятых на себя обязательств. Так что вполне понятна всеобщая утрата энтузиазма и просто даже интереса к проблеме донбасского урегулирования: все осознали, что процесс там застыл в глухом клинче.

Год назад к проблеме в очередной раз попытались подступиться Эммануэль Макрон и Ангела Меркель, видимо, надеявшиеся, что со свежеизбранным президентом Владимиром Зеленским таки удастся добиться прогресса в урегулировании. Владимир Путин подобных иллюзий явно не питал, но в Париж приехал. Через две недели будет годовщина той встречи — воз, как и ожидалось, и ныне там.

Так что свежие призывы украинской стороны провести новую встречу на высшем уровне в "нормандском формате" до конца года на этот раз тонут в совсем уж тотальном равнодушии партнеров по "четверке".

Однако в этом однообразном пейзаже внезапно появился совершенно новый фактор, который заметно взбодрил Киев. Речь о событиях в Нагорном Карабахе.

Азербайджан спустя более четверти века смог вернуть под свой контроль территорию, на которой проживает — точнее, проживало, поскольку армяне массово покинули соответствующие районы, — негативно настроенное к нему население. Причем он смог этого добиться через военную победу.

Вряд ли можно представить себе более воодушевляющий для украинских властей пример, с которого они хотят снять лекала и перекроить на ситуацию в Донбассе. Инсайдеры утверждают, что Киев намерен чуть ли не напрямую заимствовать успешные военные наработки Азербайджана, в частности, активное применение турецких беспилотников Bayraktar TB2.

Однако даже важнее политическая составляющая процесса. До сих пор саботаж минского процесса со стороны Украины шел с самым банальным побуждением: она тянула резину в надежде, что проблема как-нибудь сама собой рассосется, поскольку "сдохнет либо шах, либо ишак". Теперь же у нее появилась куда более осмысленная, на ее взгляд, мотивация: ни в коем случае нельзя идти ни на какие "уступки", поскольку карабахская история доказала, что все в итоге можно решить в свою пользу, главное, несгибаемо стоять на своем.

Тут в очередной раз проявился карго-культ как концептуальная основа украинской государственности: раз получилось у Баку, значит, непременно получится и у нас — если сделать точно так же. При этом, разумеется, не принимаются во внимание никакие существующие отличия, включая такую "мелочь", как радикально разное состояние государственности Азербайджана и Украины. Про геополитическую составляющую момента и говорить не приходится.

Самое забавное заключается, пожалуй, в том, что ослепленный нарисованными в собственном воображении перспективами Киев упорно игнорирует такую крошечную деталь карабахского урегулирования, как итоговое появление в регионе — что характерно, при согласии всех вовлеченных сторон — российских миротворцев.

378
Теги:
политика, Украина, Россия, Нагорный Карабах
Люди у огня, архивное фото

Когда солнце было богом: что хранят легенды древнего Памира

659
(обновлено 11:28 24.11.2020)
Мир Памира был наполнен тайными символами, в которых огнепоклонничество уживалось с мистическим культом духов. О том, как выглядели и что значили эти верования, можно узнать благодаря историческим исследованиям и графической реконструкции

ДУШАНБЕ, 23 ноя — Sputnik, Мунавар Мамадназаров. От далеких предков памирцам достались представления, связанные с поклонением силам природы, добрым и злым духам, культом предков. Русский археолог Алексей Бобринский еще в 1908 году писал, что горцы Памира, чувствуя неизмеримую мощью сил природы, обратились к своему воображению, "оживили" окружающий мир в новые образы, наполнив горы, ущелья, пещеры, реки и даже дома тысячами духов. 

Нашлось в религиозной культуре горных регионов Таджикистана место поклонению солнца и общеиранским культам. С приходом ислама старые верования постепенно ушли в прошлое, однако эхо древних до сих пор заметно в наскальной живописи, архитектуре, легендах и сказках.

Примечательно и то, что даже памирское (шугнанское) слово "сег", означающее "сказка", отдалено перекликается с древнескандинавским, древнеирландским словом "сага" - сказание, повествование о богах и героях.

Пролить свет на тайное значение легенд и символики Памира помогает многолетний труд исследователей Таджикистана и России.

На рубеже мира людей и духов

Легенды горцев обнаруживают сходство и со сказками 1001 ночи, и отчасти - даже с греческим эпосом. Так, в преданиях горных таджиков существует сюжет о громадном одноглазом чудовище Гуль, загнавшем путешественников в пещеру. Ну чем не родной брат Циклопа из Одиссеи и седьмого странствия Синдбада-морехода. Бродячие сюжеты переходили с Востока на Запад и видоизмененные возвращались обратно, что не удивительно, поскольку видимых границ и барьеров в древности не было.

Жители Горного Бадахшана являются единственными шиитами-исмаилитами в суннитском пространстве Центральной Азии, но при этом в фольклоре памирцев хранится наследие древних индоиранских верований, среди которых мы видим элементы зороастризма, поклонения солнцу, буддизма и даже более древние символы, доставшиеся от совсем далеких предков.

Особенно популярны в памирских сказаниях легенды о пари - женских духах, которые могут незаметно передвигаться в пространстве и времени. Они уносят младенцев на вершины гор и возвращают их родителям уже взрослыми.

В одном шугнанском селении подобная история произошла с трехлетним мальчиком, который исчез на самой высокогорной летовке. Его искали несколько дней и нашли через неделю в 10 километрах от селения. Мальчик был сыт, к еде даже не притронулся, а на вопрос, где он все это время находился, ответил, что был у своей мамы.

Легенды эти до сих пор являются живой частью культуры. Так, во время экспедиции "Великий шелковый путь" на Памир в 1990-х годах японские корреспонденты с телеканала "Асахи" очень интересовались историей одной девушки из Язгулема, унесенной, по слухам, пари и возвращенной обратно. Они сняли на камеру рассказ родителей девушки об ее таинственном исчезновении на несколько лет. Появилась она неожиданно перед своими родителями на берегу реки. После таких "передвижений" она тоже стала блаженной, старалась отстраниться ото всех и не вышла замуж. Интерес японцев был вызван тем, что у них тоже бытуют легенды об исчезновении и возвращении детей.

Две головы под одной крышей: история и легенды мечети, где начнется конец света

Памирские духи, как и персонажи древнегреческой мифологии, появляются в человеческом обличье, пересекаясь с людьми в повседневной жизни. Пари в образе прекрасных дев соблазняют путников и пастухов, вступают с ними в интимную связь, от которой рождаются дети-полудемоны, наделенные сверхъестественной силой. Бытует мнение, что горные козлы - нахчиры - дети пари и людей, и потому их считали священными животными и называли "джондор", то есть "имеющие душу".

Кроме того, на Памире распространена местная страшилка о белой женщине - "сафед гинек", которая якобы часто спускается в горные селения. Эти представления напрямую перекликаются с легендами японцев о белой женщине. Полвека назад даже был снят леденящий душу японский фильм о белой снежной женщине. Не забудем и алмасты - большое волосатое существо, удивительно напоминающее снежного человека.

Среди других могучих существ - обитателей гор нельзя не вспомнить Вуйда (мужской демон) и Вайда (женский), близких к древнеиранским божествам Вайю и Вата. Арийский Вайю стерег души умерших у моста, ведущего в райскую обитель. С ними, возможно, связаны легенды о таких жутковатых обитателях потустороннего мира, как славянский Вий или осетинское божество Вайюг. По мнению ряда востоковедов, это служит весомым доказательством тесных контактов древних иранцев и славянских племен в период их проживания на общей прародине.

Также стоит упомянуть древний обряд "циров пидед" (возжигание свечи), который осуществляется после смерти человека, чтобы "сакральным светом и молитвами указать путь блуждающей душе". А чтобы облегчить духу умершего прощание с родными и близкими на третий день после смерти, приглашенные музыканты исполняют поминальные песни "маддо", в философской форме напоминавшие о бренности жизни и превратностях человеческих судеб.

Но древние верования памирцев сохранились не только в литературной и устной культуре, но и в более осязаемом виде - как руины святилищ и символическая резьба по камню.

Петроглифы Памира
© Фото М. Мамадназаров
Петроглифы Памира

Более 10 тысяч наскальных рисунков Памира отражают религиозные представления людей, населявших высокогорье тысячи лет назад. Сцены охоты, сражений, состязания лучников, шествия караванов - все это своеобразная энциклопедия наших предков, прочесть которую современному человеку не всегда удается. Но некоторые камни все-таки способны заговорить.

Рисунки на "крыше мира" 

Невзирая на суровые климатические условия, Памир заселялся еще с позднего палеолита, эпохи каменного века. Уже 10 тысяч лет назад костры древних поселенцев пылали на Восточном Памире, на высоте 4200 метров над уровнем моря в Ошхоне - самой высокогорной в мире стоянке древнего человека. Оглядываясь в глубь веков, трудно не поразиться силе человеческого духа людей, покоривших эти каменные безжизненные пустыни.

Жуткое меню наших предков: какой была продуктовая корзина каменного века

Тысячелетия назад ритуальные верования и магические ритуалы этой суровой местности были напрямую связаны с обеспечением плодородия, исцелением от болезней, символическим общением с миром духов, а также с принятием важных жизненных решений. Древние люди считали скалы своего рода барьерами между владениями людей и духов, а помогали им общаться с жителями потустороннего мира в том числе наскальные рисунки - петроглифы.

Петроглифы Памира
© Фото М. Мамадназаров
Петроглифы Памира

Так, на высоте более 4000 метров в гротах Шахты обнаружены самые высокогорные нанесенные краской рисунки эпохи раннего неолита со сценой охоты на диких животных и яков. Грот с рисунками, по сути, был храмом каменного века, местом общения с духами и проведения охотничье-магических обрядов.

Логичным развитием такого рода святилищ стало появление особых храмов, которые в силу своеобразных архитектурных решений стали уникальным примером культового зодчества Центральной Азии.

Любопытный пример - крепость Кафиркала, обнаруженная на высоком скальном массиве над селением Богев. При ее исследовании были определены два круглых домусульманских храма IV-VII вв., реконструкция которых предполагает широко распространенную на Памире ступенчатую балочную конструкцию со световым люком. Любопытно, что американские индейцы для перекрытия круглых, в плане заглубленных в землю церемониальных сооружений - кива, пришли к аналогичному способу конструирования ступенчатого потолка.

Реконструкция храма солнца кофиркала в богеве
© Фото М. Мамадназаров
Реконструкция храма солнца кофиркала в богеве

В сочетании с крепостными стенами и башнями храмы Кофиркала составляли в древности и Средневековье хорошо укрепленный общественно-культовый центр Шугнана, связанный с поклонением солнцу. Круглый план делал храм удобным для групповой медитации, общей дискуссии и нередко посредством особых элементов интерьера (крупным камням) ориентировался по ключевым точкам, по которым определяются сельскохозяйственные календарные даты.

Новый год - 2021: чего ждать от Белого Металлического Быка

Обычно для наблюдения за солнцем жрецы использовали уникальный культово-ритуальный комплекс в виде больших по площади фигурных каменных выкладок. По ним определяли восход солнца в день весеннего и осеннего равноденствия, а также день летнего и зимнего солнцестояния.

Камни солнечного бога

Но солнечный культ коснулся не только пещер, храмов и крепостей, но даже повлиял на архитектуру простых жилищ. К примеру, солнечный луч, попадающий в разное время года через световой люк внутрь традиционного памирского дома, фиксировался на конструктивных элементах жилища, позволяя определять календарные дни и циклы сельскохозяйственных работ.

Огонь в очаге, излучающий свет и распространяющий тепло, воспринимался как своеобразная проекция солнца, привнесенная в жилище. Памирцы (ваханцы и ишкашимцы) - в древности язычники-солнцепоклонники - называют солнце, в том числе, Ремузд по имени зороастрийского верховного бога Ахарумазда.

Так что древнеперсидская вера сохранилась в языке народов Таджикистана намного дольше, чем это можно предположить. Буквально - пережила тысячелетия.

Чуть позже почитание солнца преобразилось вместе с распространением древнеиранского культа бога Митры, с которым связывается множество рисунков коней и колесниц на памирских петроглифах. В представлениях митраистов, по синему бездонному небу плывет солнце в своей золотой колеснице.

Небесные колесницы бога митры
© Фото М. Мамадназаров
Небесные колесницы бога митры

И некоторые исследователи считают, что и само название "Памир" происходит от иранского Па-и-Мехр - подножие Митры.

О распространении культа солнца на Памире в те времена свидетельствуют большое количество круглых многолучевых розеток, лунообразных фигур, крестов, изображенных в наскальных рисунках Акджильги, Вебестдары и Лангара.

При рассмотрении фотоснимков территории Памира с космоса можно заметить отчетливые контуры крупных, еще не исследованных круглых построек. Это позволяет надеяться на то, что дальнейшие археологические изыскания принесут немало сенсационных открытий.

659
Теги:
Таджикистан, Памир, история

Рахмон на ОДКБ: мы с тревогой следим за ситуацией в Афганистане - видео

0
(обновлено 18:12 02.12.2020)
Президент Таджикистана Эмомали Рахмон на саммите ОДКБ прокомментировал ситуацию в Афганистане и последствия коронавируса в мире

Президент России Владимир Путин 2 декабря открыл сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ. Мероприятие прошло в формате видеоконференции, в нем принял участие президент Таджикистана Эмомали Рахмона.

Рахмон: пандемия коронавируса привела к глобальной рецессии

Во время выступления глава республики уделил особое внимание пандемии коронавируса и ее последствиям. В частности, Рахмон отметил, что заболевание привело к глобальной рецессии, повышению уровня безработицы, а также поставило под угрозу продбезопасность.

Президент Таджикистана признал, что всем странам пришлось кардинально пересмотреть ранее намеченные планы и начинания из-за коронавируса.

Рахмон обеспокоен негативной ситуацией в Афганистане

Также Рахмон обратил внимание на рост терроризма, экстремизма,радикализма и транснациональной организованной преступности в мире.

"Различные террористические и экстремистские силы не отказались от своих разрушительных намерений и продолжают проявлять активность в различных регионах мира, в том числе в непосредственной близости от зоны ответственности ОДКБ", - сказал таджикский лидер.

Он добавил, что Таджикистан с тревогой следит за негативным развитием ситуации в Афганистане, и выступил за наращивание потенциала ОДКБ.

0
Теги:
Афганистан, ОДКБ, видео, Эмомали Рахмон
Темы:
Президент Таджикистана Эмомали Рахмон