Верблюды в пустыне, архивное фото

Время больших караванов: Таджикистан на Великом шелковом пути

1253
(обновлено 17:51 16.06.2020)
Гигантский маршрут Евразии строился тысячелетиями и сформировал уникальный синтез культур и искусств сотен народов. И огромную роль в этом сыграли люди, проживавшие на территории современного Таджикистана

ДУШАНБЕ, 16 июн — Sputnik, Мунавар Мамадназаров. Великий шелковый путь - эти слова ассоциируются с караванами, везущими экзотические товары по долгому и опасному маршруту через знойные пустыни и горные кручи, от цветущих городов Средиземноморья через Центральную Азию к загадочным "людям шелка", как в античности называли китайцев.

За купцами следовали религиозные проповедники, ученые, художники, поэты, неся за собой новое слово в культуре, искусстве и архитектуре.

Но нередко мерное звучание колокольчика на шее верблюда сменял лязг оружия и шум боевых колесниц - тогда целые народы покидали обжитые места, становились беженцами и поглощались разными сообществами, обитавшими вдоль Шелкового пути.   

Великие переселения изменили восприятие друг друга народами Востока и Запада, а торговля и обмен технологиями стали настоящим мостом между двумя цивилизациями, вобравшим в себя все самое значимое с обеих концов гигантского евразийского континента.  

От ариев - к Китаю и Риму  

Великие маршруты Евразии фактически были проложены еще древними индоиранцами, прародителями множества народов, расселившихся сегодня от Каспия до побережья Индийского океана.  

Во II тысячелетии до н. э. индоиранцы, заселявшие земли Южного Урала, Поволжья Северного Казахстана, стали продвигаться в Центральную Азию, Индию и Иран. Другой индоевропейский народ, именуемый тохарами, через север Евразии переместился на юг Сибири и запад Китая. Позже с этой территории их ираноязычные потомки Большие юеджи захватили Бактрию, создали могущественную Кушанскую империю и дали название южным районам Таджикистана - Тохаристан.

В Таджикистане археологи нашли кушанскую гробницу с золотым кентавром

Во времена античности, в VI-IV веках до н. э. практически над всей Центральной Азией и Ближним Востоком простирается власть могучей Ахеменидской империи. Сильной державе нужна развитая логистика, и персы прокладывают сквозь пустыни и степи прямо в горы Азии устойчивые маршруты, официально упомянутые в документах царского двора.

В древнем Иране впервые был создана государственная "царская дорога", протяженностью более 2400 км с дорожными станциями через каждые 30 км. "Отец истории" Геродот так писал о логистических достижениях Ахеменидов: "нет на свете ничего быстрее этих гонцов, так умно устроена у персов почтовая служба".

Бактрийцы и саки-тиграхауда несут дары царю-ахеменидский рельеф в Персеполисе
архив М.Мамадназарова
Бактрийцы и саки-тиграхауда несут дары царю - ахеменидский рельеф в Персеполисе
     

На рельефе в ахеменидском дворце Персеполиса спустя тысячи лет отчетливо видны высеченные профили "делегаций", несущих дары. Вот бактрийцы с кубками в руках ведут под узды верблюда, на другом - саки в остроконечных шапках преподносят коня, держа золотые браслеты в скифском "зверином стиле".    

После завоеваний Александра Македонского торговые пути, проложенные Ахеменидами, продолжали развиваться, и к началу II века гигантский трансконтинентальный маршрут длиною почти в 10 тысяч километров соединял самые дальние окраины Евразийского материка, контролировавшегося двумя античными сверхдержавами - Римской империей и царством Хань.

Нашатырь на продажу

Купцы из Рима охотно покупали в Бактрии индийские специи и изящные украшения, а в Китае чай, фарфор и, конечно, главный экспортный товар Поднебесной - шелк. Так формировался Великий шелковый путь.

Торговые пути античности средневековья именовались по наиболее ценному и востребованному товару и могли быть не только шелковыми, но и нефритовы­ми, бумажными, пушными и лазуритовыми. К примеру, последний был связан с добычей лазурита в горах Бадахшана и доставкой его к царским дворам древней Ассирии, Египта и Индии.

Минерал был настолько ценен, что в древности для разработки и транспортировки бадахшанского лазурита в северном Афганистане носители хараппской (древнеиндийской) культуры создали шесть отдельных колоний-поселений.

По трассам передавались не просто товары на продажу, а технологии, ремесла и ценные химические препараты.

Так, в ряде дошедших до наших времен средневековых грузовых накладных в качестве товара числился нашатырь, применявшийся в качестве присадки к металлам и также для обработки шкур.

Что скрывает тысячелетний Саразм: жизнь и тайны древнего города

Но дороги между городами служили не только купцам и ремесленникам. Маршрут между Западом и Востоком стал дорогой, по которой проходило слияние греческих и местных восточноиранских традиций. Иллюстрацией искусства этой эпохи служит храм огня Тахти Сангин, раскопанный на юге Таджикистана; клад Окса, украшающий ныне коллекцию Британского музея; а также город Айханум на севере Афганистана.

Золотой сосуд в форме рыбы из амударьинского клада

Позднее, в эпоху Кушанского царства, в этот сплав органично вплелись индо-буддийские элементы. Буддизм при посредничестве восточных иранцев из Центральной Азии стал проникать в западные районы Китая. Выходец из Парфии, ученый Ань-Ши-Тао перевел на китайский язык буддийские сочинения.

Таджики следят за торговлей                    

Наивысшего расцвета Великий шелковый путь достигает в раннем Средневековье (V-VIII века) благодаря экономической и культурной роли предков таджиков - согдийцев, бактрийцев-тохаристанцев и саков.

Особую роль играли предприимчивые согдийцы, которые создавали торговые колонии от города Судака (Сугдак - Согдийский) в Крыму до Китая и Индии. За тысячи километров от своей родины они возводили города, дворцы, храмы, привносили в этот многообразный мир новые религиозные воззрения - зороастризм, буддизм, манихейство и несторианское христианство.

Буддийский храмово-монастырский комплекс Аджина – тепа  со  скульптурой Будды в Нирване. Южный Таджикистан. VII в
архив М.Мамадназарова
Буддийский храмово-монастырский комплекс Аджина – тепа со скульптурой Будды в Нирване. Южный Таджикистан. VII в

Благодаря обширным торговым связям согдийцы стали самой влиятельной иностранной общиной в Китае. Главным торговым партнером Китая в V-VIII веках считался не Константинополь и не Багдад, а Самарканд. Согдийский же язык стал средством межнационального общения и письменности. В VI веке он стал государственным письменным языком Первого Тюркского каганата.

В 568 г. согдиец Маниах во главе посольства западно­тюркского кагана прошел по северному пути через Каспий, Кавказ в Византию. Также известна история согдийца из Бухары Ань Лушаня (VIII в.), иранское имя которого Равшан или Рушан, ставшего самым влиятельным военачальником Китая, удостоившимся чести быть изображенным на монетах специального чекана. В 718 г. согдийцы послали в Китай в качестве подарка свою кольчугу, которая была принята образцом для китайской армии.

Битва при Нехванде: как арабы на острие мечей принесли ислам в Персию

После образования в IX веке централизованного таджикского государства Саманидов, Центрально-Азиатский регион стал играть ключевую роль на Великом Шелковом пути. Саманиды - преемники согдийцев и бактрийцев стали "ретрансляторами" ислама на север и северо-восток в кочевую тюркскую среду. Они способствовали строительству монументальных караван-сараев, а их, по свидетельству арабского географа Истахри, в X веке было более 10 тысяч, и располагались они друг от друга на расстоянии однодневного перехода.

Караван-сарай Рабати - Малик между Самаркандом  и Бухарой  Фото и графическая реконструкция
архив М.Мамадназарова
Караван-сарай Рабати - Малик между Самаркандом и Бухарой Фото и графическая реконструкция

Великолепным образцом монументального караван-сарая может слу­жить Рабати-Малик (X–XI в.в.), расположенный на Царском пути между Самаркандом и Бухарой. Даже в заоблачных долинах Памира, в Базардаре на высоте 4000 м над уровнем моря построен караван-сарай. Из этого города в XI веке в Центральную Азию поставлялось серебро. С XI века тюркские правители Центральной Азии сменяли друг друга, но неизменной сохранялась торговля между Малой Азией, Ближним и Дальним Востоком.

Своеобразными путеводителями раннего Средневековья были дневники и заметки путешественников, купцов и ученых, к примеру "Сафар-наме" ("Книга путешествий") таджикского философа Носира Хусрава или "Сурат-ул-Арз" арабского географа Ибн Хаукаля.

Увы, мирную торговлю на Шелковом пути в XIII веке нарушило разрушительное монгольское нашествие, ставшее настоящей катастрофой для Центральной Азии. Значение сухопутного торгового маршрута заметно угасает, хотя некоторые из его ответвлений, названные "капиллярными путями" просуществовали до начала XX века в высокогорном узле, связывающем Таджикистан, Афганистан, Китай, Пакистан и Индию.

Не шелком единым

Но чем же именно торговали наши предки помимо китайской роскоши и собственных драгоценных минералов?

Из Ферганской долины в западные и восточные регионы отправляли бирюзу, оружие, ткани из хлопка, медь. Отсюда же в Китай поставляли знаменитых "небесных", ферганских коней.

Сила лошади и мастерство всадника: праздничный бузкаши в Душанбе

До этого времени китайцы использовали мелких лошадей, и понятно их восхищение высокорослыми скакунами, ставшими одним из главных объектов регионального экспорта. Так, жившие в Восточном Туркестане (современный Китай) вожди тохаров, скупали ферганских коней для борьбы с гунами и особенно для своего стремительного продвижения на юго-запад и захвата Греко-Бактрии.

Из уструшанского города Мадисманда поставляли лучшие в Согде мечи и ножи; из Гиссарской долины везли зерно, шафран, из Бутама в Верхний Зеравшан везли золото, серебро, серу; из Бадахшана - благородную шпинель, лазурит, гранат и опять же золото. В X веке в Европе бадахшанский лазурит использовали как основу для ультрамариновой краски, которой расписывали дорогие рукописи.

Шелковый путь был всегда дорогой с двухсторонним движением, и из Китая по этим же проторенным путям шли караваны с шелком, красителями, порохом, чаем, пряностями, бронзовыми зеркалами, фарфором. Китайское влияние ощущалось и в художественных сюжетах согдийской живописи, манере письма, а также моде.

Торговые трассы древности неизменно пролегали по территории современного Таджикистана. Наличие сравнительно удобных и простых маршрутов в горном массиве способствовало тому, что из пяти наиболее известных трасс Великого шелкового пути три проходили по таджикскому высокогорью.

Реконструировать их возможно по узнаваемым природным и историко-культурным памятникам, географическим названиям, а также греко-римским, китайским, согдийским, персидско-таджикским и арабским письменным источникам.

Карта торговых путей проходящих в древности  и средневековье через Таджикистан
архив М.Мамадназарова
Карта торговых путей проходящих в древности и средневековье через Таджикистан

Первый путь, Согдийский, проходил из Самарканда в Коканд через Пенджикент, Истаравшан и далее в Ферганскую долину. Второй, называемый иногда "Каратегинским", соединял Термез с китайским Кашгаром и проходил через Гиссар, Душанбе, Гарм, долины киргизких рек и Алайскую долину.

Третий, известный как "Хатлонский", вел из Балха в Кобадиан, Левканд и в районе Вахдата соединялся с каратегинским путем. Другое ответвление из Куляба вело через Дарваз на Памир. И наконец, четвертый путь, называемый "Памирским", вел из афганского Балха в Шугнан и Хорог, разделяясь на три ветви.

Чему учат древние

О Великом шелковом пути, объединявшем в прошлом Восток и Запад, вспомнили в 1990-х годах, когда была разработана комплексная программа ЮНЕСКО "Шелковый путь - путь диалога", которая была призвана обратить внимание на богатое историко-культур­ное наследие народов, проживающих в регионе.

В 1989-1991 гг. в рамках программы через Таджикистан прошли маршруты двух Международных автомобильных экспедиций "Шелковый путь" и "Степной путь". Основную часть участников автопробега составили ученые и журналисты различных стран мира, пред­ставители японской телекомпании "Асахи", снимавшие фильм о Шелковом пути.

Уникальные памятники археологии и архитектуры, неповторимая по красоте природа - это то, что привлекает зарубежных туристов в Таджикистан. Увы, сами мы иногда этого не замечаем.

Мы привыкли к тому, что ученые исследуют прошлое как историю государств, смену династий, череду войн. Однако сегодня для нас становится важным изучение интеллектуальной истории, научных открытий, сделанных в Центральной Азии, Индии, Иране и Китае.

Экскурс в древность и Средневековье позволит подтвердить закономерность процесса единения стран во времени и пространстве на разных этапах развития, раскрыть историю глобальных передвижений народов, языков, идей, распространения культурных, материальных и духовных ценностей. Знакомство с богатым наследием прошлого позволит извлечь из него надлежащие уроки для настоящего и будущего.

1253
Теги:
Таджикистан, Китай, история, Великий шелковый путь
Ситация в поселке Логвиново на Донбассе

Киев мечтает о "карабахском сценарии" для Донбасса

377
(обновлено 16:49 27.11.2020)
Срыв Киевом очередного раунда переговоров Трехсторонней контактной группы (ТКГ) по урегулированию в Донбассе на этот раз дополнился резким заявлением главы украинской делегации

Леонид Кравчук "принципиально" потребовал от российской стороны "взять на себя политическую ответственность и формально определить свою позицию по необходимости выполнения договоренностей, достигнутых на высшем уровне в Париже в 2019 году, до конца текущего года". Что именно имеется в виду, можно только догадываться, пишет автор РИА Новости.

По словам представителя ЛНР, Украина отказалась рассматривать проект дорожной карты, подготовленный донбасскими республиками, заявив, что "хочет видеть проект от Российской Федерации". В свою очередь, полномочный представитель России в ТКГ Борис Грызлов ответил, что: во-первых, Москва поддерживает данный план "как минимум потому, что он соответствует Минским соглашениям"; а во-вторых, любой российский проект может рассматриваться как вмешательство во внутренние украинские дела — "соответственно, его не будет".

Как следствие, на прошедшей встрече не продвинулось решение ни единой проблемы — ни согласование дорожной карты, ни обмен пленными, ни открытие новых контрольно-пропускных пунктов.

Ничего нового в происходящем нет. Данная волынка — с редкими просветами в виде, например, обмена задержанными лицами — тянется уже почти шесть лет. Именно столько прошло с момента подписания Минских соглашений в феврале 2015 года.

Тот же Леонид Кравчук совсем недавно — после предыдущего и столь же провального раунда переговоров — прямо пояснил причины такого положения вещей. По его словам, те договоренности были "огромной ошибкой" и превратились в "политическую удавку на шее Украины".

В результате Киев все эти годы ведет вполне логичную — по его мнению — политику, просто саботируя соглашения и постоянно предпринимая попытки добиться их пересмотра.

Возможно, Запад был бы и не прочь подобным образом сдвинуть проблему с мертвой точки, но тут непоколебима позиция Москвы. Так что Берлину и Парижу остается только соглашаться, что ЛНР и ДНР давным-давно выполнили свою часть договоренностей — и именно Украина виновата в том, что ситуация продолжает висеть в воздухе.

Положение усугубляется, поскольку как раз Европа несет ответственность за действия Киева и выступает гарантом исполнения им взятых на себя обязательств. Так что вполне понятна всеобщая утрата энтузиазма и просто даже интереса к проблеме донбасского урегулирования: все осознали, что процесс там застыл в глухом клинче.

Год назад к проблеме в очередной раз попытались подступиться Эммануэль Макрон и Ангела Меркель, видимо, надеявшиеся, что со свежеизбранным президентом Владимиром Зеленским таки удастся добиться прогресса в урегулировании. Владимир Путин подобных иллюзий явно не питал, но в Париж приехал. Через две недели будет годовщина той встречи — воз, как и ожидалось, и ныне там.

Так что свежие призывы украинской стороны провести новую встречу на высшем уровне в "нормандском формате" до конца года на этот раз тонут в совсем уж тотальном равнодушии партнеров по "четверке".

Однако в этом однообразном пейзаже внезапно появился совершенно новый фактор, который заметно взбодрил Киев. Речь о событиях в Нагорном Карабахе.

Азербайджан спустя более четверти века смог вернуть под свой контроль территорию, на которой проживает — точнее, проживало, поскольку армяне массово покинули соответствующие районы, — негативно настроенное к нему население. Причем он смог этого добиться через военную победу.

Вряд ли можно представить себе более воодушевляющий для украинских властей пример, с которого они хотят снять лекала и перекроить на ситуацию в Донбассе. Инсайдеры утверждают, что Киев намерен чуть ли не напрямую заимствовать успешные военные наработки Азербайджана, в частности, активное применение турецких беспилотников Bayraktar TB2.

Однако даже важнее политическая составляющая процесса. До сих пор саботаж минского процесса со стороны Украины шел с самым банальным побуждением: она тянула резину в надежде, что проблема как-нибудь сама собой рассосется, поскольку "сдохнет либо шах, либо ишак". Теперь же у нее появилась куда более осмысленная, на ее взгляд, мотивация: ни в коем случае нельзя идти ни на какие "уступки", поскольку карабахская история доказала, что все в итоге можно решить в свою пользу, главное, несгибаемо стоять на своем.

Тут в очередной раз проявился карго-культ как концептуальная основа украинской государственности: раз получилось у Баку, значит, непременно получится и у нас — если сделать точно так же. При этом, разумеется, не принимаются во внимание никакие существующие отличия, включая такую "мелочь", как радикально разное состояние государственности Азербайджана и Украины. Про геополитическую составляющую момента и говорить не приходится.

Самое забавное заключается, пожалуй, в том, что ослепленный нарисованными в собственном воображении перспективами Киев упорно игнорирует такую крошечную деталь карабахского урегулирования, как итоговое появление в регионе — что характерно, при согласии всех вовлеченных сторон — российских миротворцев.

377
Теги:
политика, Украина, Россия, Нагорный Карабах
Люди у огня, архивное фото

Когда солнце было богом: что хранят легенды древнего Памира

657
(обновлено 11:28 24.11.2020)
Мир Памира был наполнен тайными символами, в которых огнепоклонничество уживалось с мистическим культом духов. О том, как выглядели и что значили эти верования, можно узнать благодаря историческим исследованиям и графической реконструкции

ДУШАНБЕ, 23 ноя — Sputnik, Мунавар Мамадназаров. От далеких предков памирцам достались представления, связанные с поклонением силам природы, добрым и злым духам, культом предков. Русский археолог Алексей Бобринский еще в 1908 году писал, что горцы Памира, чувствуя неизмеримую мощью сил природы, обратились к своему воображению, "оживили" окружающий мир в новые образы, наполнив горы, ущелья, пещеры, реки и даже дома тысячами духов. 

Нашлось в религиозной культуре горных регионов Таджикистана место поклонению солнца и общеиранским культам. С приходом ислама старые верования постепенно ушли в прошлое, однако эхо древних до сих пор заметно в наскальной живописи, архитектуре, легендах и сказках.

Примечательно и то, что даже памирское (шугнанское) слово "сег", означающее "сказка", отдалено перекликается с древнескандинавским, древнеирландским словом "сага" - сказание, повествование о богах и героях.

Пролить свет на тайное значение легенд и символики Памира помогает многолетний труд исследователей Таджикистана и России.

На рубеже мира людей и духов

Легенды горцев обнаруживают сходство и со сказками 1001 ночи, и отчасти - даже с греческим эпосом. Так, в преданиях горных таджиков существует сюжет о громадном одноглазом чудовище Гуль, загнавшем путешественников в пещеру. Ну чем не родной брат Циклопа из Одиссеи и седьмого странствия Синдбада-морехода. Бродячие сюжеты переходили с Востока на Запад и видоизмененные возвращались обратно, что не удивительно, поскольку видимых границ и барьеров в древности не было.

Жители Горного Бадахшана являются единственными шиитами-исмаилитами в суннитском пространстве Центральной Азии, но при этом в фольклоре памирцев хранится наследие древних индоиранских верований, среди которых мы видим элементы зороастризма, поклонения солнцу, буддизма и даже более древние символы, доставшиеся от совсем далеких предков.

Особенно популярны в памирских сказаниях легенды о пари - женских духах, которые могут незаметно передвигаться в пространстве и времени. Они уносят младенцев на вершины гор и возвращают их родителям уже взрослыми.

В одном шугнанском селении подобная история произошла с трехлетним мальчиком, который исчез на самой высокогорной летовке. Его искали несколько дней и нашли через неделю в 10 километрах от селения. Мальчик был сыт, к еде даже не притронулся, а на вопрос, где он все это время находился, ответил, что был у своей мамы.

Легенды эти до сих пор являются живой частью культуры. Так, во время экспедиции "Великий шелковый путь" на Памир в 1990-х годах японские корреспонденты с телеканала "Асахи" очень интересовались историей одной девушки из Язгулема, унесенной, по слухам, пари и возвращенной обратно. Они сняли на камеру рассказ родителей девушки об ее таинственном исчезновении на несколько лет. Появилась она неожиданно перед своими родителями на берегу реки. После таких "передвижений" она тоже стала блаженной, старалась отстраниться ото всех и не вышла замуж. Интерес японцев был вызван тем, что у них тоже бытуют легенды об исчезновении и возвращении детей.

Две головы под одной крышей: история и легенды мечети, где начнется конец света

Памирские духи, как и персонажи древнегреческой мифологии, появляются в человеческом обличье, пересекаясь с людьми в повседневной жизни. Пари в образе прекрасных дев соблазняют путников и пастухов, вступают с ними в интимную связь, от которой рождаются дети-полудемоны, наделенные сверхъестественной силой. Бытует мнение, что горные козлы - нахчиры - дети пари и людей, и потому их считали священными животными и называли "джондор", то есть "имеющие душу".

Кроме того, на Памире распространена местная страшилка о белой женщине - "сафед гинек", которая якобы часто спускается в горные селения. Эти представления напрямую перекликаются с легендами японцев о белой женщине. Полвека назад даже был снят леденящий душу японский фильм о белой снежной женщине. Не забудем и алмасты - большое волосатое существо, удивительно напоминающее снежного человека.

Среди других могучих существ - обитателей гор нельзя не вспомнить Вуйда (мужской демон) и Вайда (женский), близких к древнеиранским божествам Вайю и Вата. Арийский Вайю стерег души умерших у моста, ведущего в райскую обитель. С ними, возможно, связаны легенды о таких жутковатых обитателях потустороннего мира, как славянский Вий или осетинское божество Вайюг. По мнению ряда востоковедов, это служит весомым доказательством тесных контактов древних иранцев и славянских племен в период их проживания на общей прародине.

Также стоит упомянуть древний обряд "циров пидед" (возжигание свечи), который осуществляется после смерти человека, чтобы "сакральным светом и молитвами указать путь блуждающей душе". А чтобы облегчить духу умершего прощание с родными и близкими на третий день после смерти, приглашенные музыканты исполняют поминальные песни "маддо", в философской форме напоминавшие о бренности жизни и превратностях человеческих судеб.

Но древние верования памирцев сохранились не только в литературной и устной культуре, но и в более осязаемом виде - как руины святилищ и символическая резьба по камню.

Петроглифы Памира
© Фото М. Мамадназаров
Петроглифы Памира

Более 10 тысяч наскальных рисунков Памира отражают религиозные представления людей, населявших высокогорье тысячи лет назад. Сцены охоты, сражений, состязания лучников, шествия караванов - все это своеобразная энциклопедия наших предков, прочесть которую современному человеку не всегда удается. Но некоторые камни все-таки способны заговорить.

Рисунки на "крыше мира" 

Невзирая на суровые климатические условия, Памир заселялся еще с позднего палеолита, эпохи каменного века. Уже 10 тысяч лет назад костры древних поселенцев пылали на Восточном Памире, на высоте 4200 метров над уровнем моря в Ошхоне - самой высокогорной в мире стоянке древнего человека. Оглядываясь в глубь веков, трудно не поразиться силе человеческого духа людей, покоривших эти каменные безжизненные пустыни.

Жуткое меню наших предков: какой была продуктовая корзина каменного века

Тысячелетия назад ритуальные верования и магические ритуалы этой суровой местности были напрямую связаны с обеспечением плодородия, исцелением от болезней, символическим общением с миром духов, а также с принятием важных жизненных решений. Древние люди считали скалы своего рода барьерами между владениями людей и духов, а помогали им общаться с жителями потустороннего мира в том числе наскальные рисунки - петроглифы.

Петроглифы Памира
© Фото М. Мамадназаров
Петроглифы Памира

Так, на высоте более 4000 метров в гротах Шахты обнаружены самые высокогорные нанесенные краской рисунки эпохи раннего неолита со сценой охоты на диких животных и яков. Грот с рисунками, по сути, был храмом каменного века, местом общения с духами и проведения охотничье-магических обрядов.

Логичным развитием такого рода святилищ стало появление особых храмов, которые в силу своеобразных архитектурных решений стали уникальным примером культового зодчества Центральной Азии.

Любопытный пример - крепость Кафиркала, обнаруженная на высоком скальном массиве над селением Богев. При ее исследовании были определены два круглых домусульманских храма IV-VII вв., реконструкция которых предполагает широко распространенную на Памире ступенчатую балочную конструкцию со световым люком. Любопытно, что американские индейцы для перекрытия круглых, в плане заглубленных в землю церемониальных сооружений - кива, пришли к аналогичному способу конструирования ступенчатого потолка.

Реконструкция храма солнца кофиркала в богеве
© Фото М. Мамадназаров
Реконструкция храма солнца кофиркала в богеве

В сочетании с крепостными стенами и башнями храмы Кофиркала составляли в древности и Средневековье хорошо укрепленный общественно-культовый центр Шугнана, связанный с поклонением солнцу. Круглый план делал храм удобным для групповой медитации, общей дискуссии и нередко посредством особых элементов интерьера (крупным камням) ориентировался по ключевым точкам, по которым определяются сельскохозяйственные календарные даты.

Новый год - 2021: чего ждать от Белого Металлического Быка

Обычно для наблюдения за солнцем жрецы использовали уникальный культово-ритуальный комплекс в виде больших по площади фигурных каменных выкладок. По ним определяли восход солнца в день весеннего и осеннего равноденствия, а также день летнего и зимнего солнцестояния.

Камни солнечного бога

Но солнечный культ коснулся не только пещер, храмов и крепостей, но даже повлиял на архитектуру простых жилищ. К примеру, солнечный луч, попадающий в разное время года через световой люк внутрь традиционного памирского дома, фиксировался на конструктивных элементах жилища, позволяя определять календарные дни и циклы сельскохозяйственных работ.

Огонь в очаге, излучающий свет и распространяющий тепло, воспринимался как своеобразная проекция солнца, привнесенная в жилище. Памирцы (ваханцы и ишкашимцы) - в древности язычники-солнцепоклонники - называют солнце, в том числе, Ремузд по имени зороастрийского верховного бога Ахарумазда.

Так что древнеперсидская вера сохранилась в языке народов Таджикистана намного дольше, чем это можно предположить. Буквально - пережила тысячелетия.

Чуть позже почитание солнца преобразилось вместе с распространением древнеиранского культа бога Митры, с которым связывается множество рисунков коней и колесниц на памирских петроглифах. В представлениях митраистов, по синему бездонному небу плывет солнце в своей золотой колеснице.

Небесные колесницы бога митры
© Фото М. Мамадназаров
Небесные колесницы бога митры

И некоторые исследователи считают, что и само название "Памир" происходит от иранского Па-и-Мехр - подножие Митры.

О распространении культа солнца на Памире в те времена свидетельствуют большое количество круглых многолучевых розеток, лунообразных фигур, крестов, изображенных в наскальных рисунках Акджильги, Вебестдары и Лангара.

При рассмотрении фотоснимков территории Памира с космоса можно заметить отчетливые контуры крупных, еще не исследованных круглых построек. Это позволяет надеяться на то, что дальнейшие археологические изыскания принесут немало сенсационных открытий.

657
Теги:
Таджикистан, Памир, история

Три тысячи мигрантов за полгода вернулись в Таджикистан из Казахстана

0
(обновлено 17:41 02.12.2020)
Многие мигранты преодолели около 1400 километров, чтобы вернутся в Таджикистан в период пандемии коронавируса

ДУШАНБЕ, 2 дек — Sputnik. В Таджикистан из Казахстана за прошедшие полгода вернулись 3 тысячи мигрантов, сообщает пресс-служба Международной организации по миграции (МОМ).

Согласно официальным данным, 1 декабря попасть на родину смогли еще 376 жителей республики.

Как отметили в МОМ, мигранты из Таджикистана съезжались к пограничному пункту Жибек-Жолы в Шымкенте, чтобы пересечь казахстано-узбекскую границу и затем добраться до Согдийской области Таджикистана.

МОМ: более 30 тысяч мигрантов погибли или пропали без вести в мире за 5 лет

Многие таджикистанцы прибыли в Шымкент из Караганды, Павлодара и Петропавловска. Уточняется, что мигранты провели в дороге около 30 часов и проехали 1,4 тысячи километров.

"С начала кризиса деловая активность значительно снизилась, рынки закрыты, спрос на строительные площадки и сферу услуг невелик. Я надеялся, что у меня будет устойчивый источник дохода в Казахстане, но в итоге едва сводил концы с концами", — отметил один из вернувшихся на родину мигрантов.

Напомним, граждане Таджикистане не могут вернуться на родину из-за пандемии коронавируса почти десять месяцев. Границы между странами были закрыты для предотвращения распространения опасной инфекции.

Массовое добровольное возвращение мигрантов в Таджикистан МОМ впервые организовала полгода назад. Просьбы о помощи поступают в организацию ежедневно.

Около 300 застрявших в Казахстане таджикских мигрантов вернулись домой

Вернуть мигрантов на родину стало возможно благодаря совместным усилиям министерств иностранных дел, посольств и департаментов миграционной службы Казахстана, Таджикистана и Узбекистана, добавили в МОМ.

0
Теги:
мигранты, МОМ, Казахстан, Таджикистан
Темы:
Коронавирус в Таджикистане: последние новости