Золотые головы из сокровища Оксуса

Настоящий детектив: как в Таджикистане нашли сокровища бактрийских царей

29352
(обновлено 17:27 27.05.2020)
Мифические сокровища древних царств, скрытые в недрах таджикской и афганской земли, долгое время были красивой сказкой, ставшей явью только благодаря труду археологов и счастливому случаю

ДУШАНБЕ, 26 мая — Sputnik, Мунавар Мамадназаров. "Бактрийский мираж" столетиями будоражил умы историков, археологов, писателей, а также субъектов более сомнительных профессий — мародеров, грабителей и всякого рода авантюристов.

Однако мифическое золото древних явило себя миру лишь благодаря сенсационным находкам конца XIX века и труду ученых в 1970-х на севере Афганистана и юге Таджикистана.

Обнаружение клада Окса, раскопки города Ай-Ханума и храма Тахти Сангин приоткрыли завесу тайны над историей загадочной Греко-Бактрии, в которой соединились две античные цивилизации — греческая и восточноиранская. А мы сегодня можем изучать наследие древних, сохранившиеся в драгоценных произведениях искусства и великолепных памятниках архитектуры.

Из логова бандитов к британским ученым

Увлекательная история клада Окса, также известного как Амударьинский клад, больше напоминает детектив в духе Артура Конан Дойла.

Началась она в 1877 году на юге Таджикистана, когда жители селения Кобадиан обнаружили на руинах старого городища у берега Вахша (по-гречески Окса) статуэтки и украшения из серебра и золота.

Картина художницы Ирины Дмитриевны-Ванн
© Фото : из личного архива Ирины Дмитриевой-Ванн

Недолго думая, местные жители продали драгоценности заезжим бухарским купцам, направлявшимся в Индию. А дальше сюжет детектива тесно переплетается со сказкой об Али-Бабе и сорока разбойниках.

В ущельях Афганистана на купцов напали грабители, забрали весь товар и, конечно же, драгоценный клад. Пока укрывшиеся в пещере разбойники считали добычу, один из спасшихся купцов добрался до английского резидента в Афганистане, капитана Френсиса Бартона. Бравый офицер и еще два солдата явились в пещеру ровно в тот момент, когда алчность разбойников обернулась трагедией, — не поделив награбленное, они начали резать друг друга.

Увидев вооруженных людей в пылу поножовщины, бандиты решили, что окружены, и сдались без сопротивления. Лишь нескольким из них — в том числе атаману шайки — удалось бежать и унести с собой часть клада. Остальные драгоценности капитан Бартон вернул купцам, получив в знак благодарности изящный золотой браслет.

Сокровища «клада Окса»( объединить все три картинки в одну)
из архива М. Мамадназарова
Золотые сокровища клада Окса

В свою очередь торговцы, справедливо опасаясь, что обладание древним золотом в следующий раз может стоить им жизни, поспешили скорее его продать. Так, через менял на базарах Индии клад попал в руки английского сотрудников британской администрации, затем — в собрание антиквара Огастуса Френкса, завещавшего их Британскому музею. Так артефакты, сменив почти десяток владельцев, стали достоянием науки, получив название "Сокровища Окса".

Любопытно взглянуть, что же представлял из себя знаменитый клад. Самое ценное в нем — образцы искусства ахеменидского Ирана и Малой Азии, бактрийские и сако-скифские предметы, литые фигурки жрецов, правителей, боевых колесниц, фантастических животных и персонажей, вышедших из недр восточноиранской мифологии.

Сорок девушек, защитивших Таджикистан от Чингисхана, и другие легенды края

Всего в состав драгоценного собрания входит около 180 золотых и серебряных изделий, а также порядка 500 монет, охватывающих период с VI до II вв. до н. э. Их чеканка, подобно сноскам на страницах книг, раскрывает важные детали древней истории Центральной Азии.

К примеру, на одной из монет клада было выбито имя бактрийского царя Вахшувара, переводимое как "охраняемый богом Вахша". Имя по-гречески звучит как Оксиарт — так звали бактрийского монарха, отца Роксаны, тестя Александра Македонского.

Следовательно, к 328 году до н. э. "Оксиарт-Вахшувар" владел землями от Гиссара на севере до Гиндукуша на юге. На юго-восточных склонах Гиссара в одном из горных ущелий и находилась скала Оксиарта, где по легенде произошла встреча Александра с Роксаной.      

Завоевания Александра Македонского способствовали слиянию культур народов Средиземноморья, Ближнего Востока, Малой и Центральной Азии, породив особую греко-иранскую культуру, получившую название в науке "восточный эллинизм". После смерти полководца Центрально-Азиатский регион стал частью государства Селевкидов, а в III в. до н. э. бактрийский правитель Диодот положил начало почти двухвековому периоду существования самостоятельного государства Греко-Бактрии, органично сочетавшего достижения персидского Востока и греческого Запада.

Каменный трон Таджикистана

История о кладе Окса получила продолжение почти сто лет спустя. На юге Таджикистана в местности Тахти Сангин (Каменный трон), у слияния Вахша и Пянджа экспедиция под руководством известных археологов Бориса Литвинского и Игоря Пичикяна раскопала крупный храм огня IV в до н. э.  

Все данные указывают на то, что в XIX веке сокровища были обнаружены именно в этом храме. Косвенно на это указывают и географические названия местности вокруг раскопок — Тахти Кубод, Кей-Кубод-шох, Кобадиан, логично наводя на мысль: а не здесь ли обитали прославленные иранские цари рода Кеянидов из Авесты, позже воспетые в "Шахнаме" великого Фирдоуси?

Находки из слоновой кости в храме Тахти Сангин
из архива М. Мамадназарова
Находки из слоновой кости в храме Тахти Сангин

Храм был возведен на месте древнего святилища, существовавшего еще до прихода Македонского в этот регион. Руководивший стройкой зодчий удачно сочетал элементы греческого стиля и восточную практику архитектуры. В частности, потолок комнат, где хранился священный огонь, подпирали классические античные колонны с нарядными капителями.

Внутри храма археологи обнаружили удивительно изящные резные изделия из слоновой кости: первый в Центральной Азии портрет Александра Македонского, рукоять сакского кинжала в виде головы орла и ножны, где в лучших традициях "звериного стиля" изображен лев, терзающий лань.

О чем молчат руины Пенджикента: наследие Согдианы на таджикской земле

С высоким мастерством вырезана на кости так называемая Гиппокампеса: женщина со змеино-рыбьим хвостом, лошадиными ногами и крыльями птицы — греческая богиня, в бактрийской мифологии перевоплотившаяся в спутницу бога реки Окса.

В храме также был найден каменный алтарь с бронзовой скульптурой играющего на флейте божка Марсия. Как послание через века бактриец по имени Атросок ("горящий огнем") оставил на алтаре надпись на греческом языке: "По обету посвятил Атросок Оксу". Так бактрийский мифический хранитель Вахша слился с греческим Марсием.

Бронзовая фигура силена Марсия и морская нимфа Гипокампесса
архив Британского музея
Бронзовая фигура силена Марсия и морская нимфа Гипокампесса

В схожем стиле были выполнены глиняные и алебастровые скульптуры: голова молодого человека из царского рода Селевкидов и голова бактрийского жреца.

Спустя тысячелетия замечательные шедевры соединились вновь на швейцарской земле. В 1989 году великолепные артефакты клада Окса из Британского музея и находки из храма в Тахти-Сангине были выставлены единой экспозицией в Музее Ритберга в Цюрихе, после чего одна коллекция вернулась на Запад, в Британский музей, а другая — на Восток, в Национальный музей древностей Таджикистана.

По следам эллинов

Еще одна не менее яркая находка была сделана на афганском берегу Пянджа в местности Ай-Ханум. Здесь французская археологическая экспедиция под руководством Поля Бернара с 1965 по 1978 год полностью раскопала греко-бактрийский город, возможно, таинственную Александрию на Оксе.  

Ай-ханум был вторым по значению после столичного Балха (Бактры) городом греко-бактрийского царства, административным центром и столицей всей провинции. Отсюда контролировались восточные пределы Бактрии и богатые минералами горные копи Бадахшана, где добывали драгоценную ляпис-лазурь и благородную шпинель.

Ай-Ханум: план и графическая реконструкция панорамы города
из архива М. Мамадназарова
Ай-Ханум: план и графическая реконструкция панорамы города

Город имел выгодное расположение в форме треугольника, две стороны которого омываются реками Пяндж и Кокча, а третья прикрыта скальным массивом. На 60-метровой возвышенности стоял акрополь, где располагался военный гарнизон. Сердцем города был громадный квартал-дворец с массивным входом, а неподалеку находился мавзолей основателя города, гимнасий с бассейном, библиотека, сокровищница, бани и фонтан.

Таджикские археологи нашли в Хулбуке водоочиститель времен Саманидов

Между верхним и нижним городами на естественном рельефе, как полагается в греческих полисах, был устроен крупный театр с 35 ярусами сидений, вмещавших 6 тысяч зрителей.

Но чтобы лучше понять, каким был образ жизни греков-колонистов и местных бактрийцев, важно взглянуть на особенности жилой архитектуры, где отчетливо заметен особый, нехарактерный для эллинов стиль.

Сравнение жилища в Ай-Хануме и традиционного памирского дома
из архива М. Мамадназарова
Сравнение жилища в Ай-Хануме и традиционного памирского дома

Судя по всему, греки предпочитали для жизни бактрийский тип дома, построенный из блоков битой глины и сырцовых кирпичей, с расположенным с северной стороны передним двором. Здание имело плоскую кровлю и лишь над центральной частью замкнутого зала устраивался световой фонарь и светодымовой люк. Схожую структуру имеет памирский жилой дом, который как раз восходит к бактрийской архитектурной традиции.

Незабытое наследие древних

Во II в. до н. э. с территории нынешнего западного Китая в Центральную Азию хлынула волна ираноязычных кочевников — больших юеджи, или, как их еще называли, тохаров. Захватив Греко-Бактрию и Северную Индию, они основали Кушанское царство, успешно противостоящее Риму и Ирану.

Основной религией правящей верхушки кушан был буддизм, а потому в этот период на территории Центральной Азии строятся храмы, монастыри, ступы для реликвий Будды.

Греческий язык при кушанах вышел из широкого употребления, но он остался языком монетной эмиссии и повлиял на бактрийский, письменность которого основана на алфавите эллинов.

С уменьшением греческого господства в регионе начался мощный процесс возрождения местных культур, возвращение к древнему иранскому и скифскому искусству. Так, в найденном российским археологом В. Сарианиди  царском некрополе Тилло-тепа (Золотой холм) в Афганистане обнаружено большое количество золотых изделий, где бактрийские и сакско-скифские элементы уже заметно преобладают над греческими.

Круче Индианы Джонса: как в Афганистане искали тайное сокровище Бактрии

В IV–V вв. античная цивилизация распадается, а влияние греческой культуры в Азии окончательно сходит на нет. Но, как справедливо пишет известный исследователь центральноазиатского искусства Г. А. Пугаченкова: вдохновения античности не угасают, и еще долго их отблески озаряют искусство последующих столетий.

29352
Теги:
золото, археологи, находка клада, Бактрия, Таджикистан, Афганистан
Люди у огня, архивное фото

Когда солнце было богом: что хранят легенды древнего Памира

307
(обновлено 11:28 24.11.2020)
Мир Памира был наполнен тайными символами, в которых огнепоклонничество уживалось с мистическим культом духов. О том, как выглядели и что значили эти верования, можно узнать благодаря историческим исследованиям и графической реконструкции

ДУШАНБЕ, 23 ноя — Sputnik, Мунавар Мамадназаров. От далеких предков памирцам достались представления, связанные с поклонением силам природы, добрым и злым духам, культом предков. Русский археолог Алексей Бобринский еще в 1908 году писал, что горцы Памира, чувствуя неизмеримую мощью сил природы, обратились к своему воображению, "оживили" окружающий мир в новые образы, наполнив горы, ущелья, пещеры, реки и даже дома тысячами духов. 

Нашлось в религиозной культуре горных регионов Таджикистана место поклонению солнца и общеиранским культам. С приходом ислама старые верования постепенно ушли в прошлое, однако эхо древних до сих пор заметно в наскальной живописи, архитектуре, легендах и сказках.

Примечательно и то, что даже памирское (шугнанское) слово "сег", означающее "сказка", отдалено перекликается с древнескандинавским, древнеирландским словом "сага" - сказание, повествование о богах и героях.

Пролить свет на тайное значение легенд и символики Памира помогает многолетний труд исследователей Таджикистана и России.

На рубеже мира людей и духов

Легенды горцев обнаруживают сходство и со сказками 1001 ночи, и отчасти - даже с греческим эпосом. Так, в преданиях горных таджиков существует сюжет о громадном одноглазом чудовище Гуль, загнавшем путешественников в пещеру. Ну чем не родной брат Циклопа из Одиссеи и седьмого странствия Синдбада-морехода. Бродячие сюжеты переходили с Востока на Запад и видоизмененные возвращались обратно, что не удивительно, поскольку видимых границ и барьеров в древности не было.

Жители Горного Бадахшана являются единственными шиитами-исмаилитами в суннитском пространстве Центральной Азии, но при этом в фольклоре памирцев хранится наследие древних индоиранских верований, среди которых мы видим элементы зороастризма, поклонения солнцу, буддизма и даже более древние символы, доставшиеся от совсем далеких предков.

Особенно популярны в памирских сказаниях легенды о пари - женских духах, которые могут незаметно передвигаться в пространстве и времени. Они уносят младенцев на вершины гор и возвращают их родителям уже взрослыми.

В одном шугнанском селении подобная история произошла с трехлетним мальчиком, который исчез на самой высокогорной летовке. Его искали несколько дней и нашли через неделю в 10 километрах от селения. Мальчик был сыт, к еде даже не притронулся, а на вопрос, где он все это время находился, ответил, что был у своей мамы.

Легенды эти до сих пор являются живой частью культуры. Так, во время экспедиции "Великий шелковый путь" на Памир в 1990-х годах японские корреспонденты с телеканала "Асахи" очень интересовались историей одной девушки из Язгулема, унесенной, по слухам, пари и возвращенной обратно. Они сняли на камеру рассказ родителей девушки об ее таинственном исчезновении на несколько лет. Появилась она неожиданно перед своими родителями на берегу реки. После таких "передвижений" она тоже стала блаженной, старалась отстраниться ото всех и не вышла замуж. Интерес японцев был вызван тем, что у них тоже бытуют легенды об исчезновении и возвращении детей.

Две головы под одной крышей: история и легенды мечети, где начнется конец света

Памирские духи, как и персонажи древнегреческой мифологии, появляются в человеческом обличье, пересекаясь с людьми в повседневной жизни. Пари в образе прекрасных дев соблазняют путников и пастухов, вступают с ними в интимную связь, от которой рождаются дети-полудемоны, наделенные сверхъестественной силой. Бытует мнение, что горные козлы - нахчиры - дети пари и людей, и потому их считали священными животными и называли "джондор", то есть "имеющие душу".

Кроме того, на Памире распространена местная страшилка о белой женщине - "сафед гинек", которая якобы часто спускается в горные селения. Эти представления напрямую перекликаются с легендами японцев о белой женщине. Полвека назад даже был снят леденящий душу японский фильм о белой снежной женщине. Не забудем и алмасты - большое волосатое существо, удивительно напоминающее снежного человека.

Среди других могучих существ - обитателей гор нельзя не вспомнить Вуйда (мужской демон) и Вайда (женский), близких к древнеиранским божествам Вайю и Вата. Арийский Вайю стерег души умерших у моста, ведущего в райскую обитель. С ними, возможно, связаны легенды о таких жутковатых обитателях потустороннего мира, как славянский Вий или осетинское божество Вайюг. По мнению ряда востоковедов, это служит весомым доказательством тесных контактов древних иранцев и славянских племен в период их проживания на общей прародине.

Также стоит упомянуть древний обряд "циров пидед" (возжигание свечи), который осуществляется после смерти человека, чтобы "сакральным светом и молитвами указать путь блуждающей душе". А чтобы облегчить духу умершего прощание с родными и близкими на третий день после смерти, приглашенные музыканты исполняют поминальные песни "маддо", в философской форме напоминавшие о бренности жизни и превратностях человеческих судеб.

Но древние верования памирцев сохранились не только в литературной и устной культуре, но и в более осязаемом виде - как руины святилищ и символическая резьба по камню.

Петроглифы Памира
© Фото М. Мамадназаров
Петроглифы Памира

Более 10 тысяч наскальных рисунков Памира отражают религиозные представления людей, населявших высокогорье тысячи лет назад. Сцены охоты, сражений, состязания лучников, шествия караванов - все это своеобразная энциклопедия наших предков, прочесть которую современному человеку не всегда удается. Но некоторые камни все-таки способны заговорить.

Рисунки на "крыше мира" 

Невзирая на суровые климатические условия, Памир заселялся еще с позднего палеолита, эпохи каменного века. Уже 10 тысяч лет назад костры древних поселенцев пылали на Восточном Памире, на высоте 4200 метров над уровнем моря в Ошхоне - самой высокогорной в мире стоянке древнего человека. Оглядываясь в глубь веков, трудно не поразиться силе человеческого духа людей, покоривших эти каменные безжизненные пустыни.

Жуткое меню наших предков: какой была продуктовая корзина каменного века

Тысячелетия назад ритуальные верования и магические ритуалы этой суровой местности были напрямую связаны с обеспечением плодородия, исцелением от болезней, символическим общением с миром духов, а также с принятием важных жизненных решений. Древние люди считали скалы своего рода барьерами между владениями людей и духов, а помогали им общаться с жителями потустороннего мира в том числе наскальные рисунки - петроглифы.

Петроглифы Памира
© Фото М. Мамадназаров
Петроглифы Памира

Так, на высоте более 4000 метров в гротах Шахты обнаружены самые высокогорные нанесенные краской рисунки эпохи раннего неолита со сценой охоты на диких животных и яков. Грот с рисунками, по сути, был храмом каменного века, местом общения с духами и проведения охотничье-магических обрядов.

Логичным развитием такого рода святилищ стало появление особых храмов, которые в силу своеобразных архитектурных решений стали уникальным примером культового зодчества Центральной Азии.

Любопытный пример - крепость Кафиркала, обнаруженная на высоком скальном массиве над селением Богев. При ее исследовании были определены два круглых домусульманских храма IV-VII вв., реконструкция которых предполагает широко распространенную на Памире ступенчатую балочную конструкцию со световым люком. Любопытно, что американские индейцы для перекрытия круглых, в плане заглубленных в землю церемониальных сооружений - кива, пришли к аналогичному способу конструирования ступенчатого потолка.

Реконструкция храма солнца кофиркала в богеве
© Фото М. Мамадназаров
Реконструкция храма солнца кофиркала в богеве

В сочетании с крепостными стенами и башнями храмы Кофиркала составляли в древности и Средневековье хорошо укрепленный общественно-культовый центр Шугнана, связанный с поклонением солнцу. Круглый план делал храм удобным для групповой медитации, общей дискуссии и нередко посредством особых элементов интерьера (крупным камням) ориентировался по ключевым точкам, по которым определяются сельскохозяйственные календарные даты.

Новый год - 2021: чего ждать от Белого Металлического Быка

Обычно для наблюдения за солнцем жрецы использовали уникальный культово-ритуальный комплекс в виде больших по площади фигурных каменных выкладок. По ним определяли восход солнца в день весеннего и осеннего равноденствия, а также день летнего и зимнего солнцестояния.

Камни солнечного бога

Но солнечный культ коснулся не только пещер, храмов и крепостей, но даже повлиял на архитектуру простых жилищ. К примеру, солнечный луч, попадающий в разное время года через световой люк внутрь традиционного памирского дома, фиксировался на конструктивных элементах жилища, позволяя определять календарные дни и циклы сельскохозяйственных работ.

Огонь в очаге, излучающий свет и распространяющий тепло, воспринимался как своеобразная проекция солнца, привнесенная в жилище. Памирцы (ваханцы и ишкашимцы) - в древности язычники-солнцепоклонники - называют солнце, в том числе, Ремузд по имени зороастрийского верховного бога Ахарумазда.

Так что древнеперсидская вера сохранилась в языке народов Таджикистана намного дольше, чем это можно предположить. Буквально - пережила тысячелетия.

Чуть позже почитание солнца преобразилось вместе с распространением древнеиранского культа бога Митры, с которым связывается множество рисунков коней и колесниц на памирских петроглифах. В представлениях митраистов, по синему бездонному небу плывет солнце в своей золотой колеснице.

Небесные колесницы бога митры
© Фото М. Мамадназаров
Небесные колесницы бога митры

И некоторые исследователи считают, что и само название "Памир" происходит от иранского Па-и-Мехр - подножие Митры.

О распространении культа солнца на Памире в те времена свидетельствуют большое количество круглых многолучевых розеток, лунообразных фигур, крестов, изображенных в наскальных рисунках Акджильги, Вебестдары и Лангара.

При рассмотрении фотоснимков территории Памира с космоса можно заметить отчетливые контуры крупных, еще не исследованных круглых построек. Это позволяет надеяться на то, что дальнейшие археологические изыскания принесут немало сенсационных открытий.

307
Теги:
Таджикистан, Памир, история
Отражение мужчины на фоне флага ЕС

Демократия уничтожает Европу. Убьет ли Европа демократию первой?

275
(обновлено 18:50 20.11.2020)
История с санкциями Европы против стран Евросоюза грозит обернуться большими проблемами для экономики объединения

Вчера состоялся очередной онлайн-саммит ЕС.

Первоначально на нем предполагалось обсудить только положение дел с COVID-19. Эпидемическая ситуация практически во всех европейских странах резко ухудшается, что требует от властей принятия все более жестких мер. Однако это наталкивается на общественное сопротивление — причем граждане категорически возражают не только против полномасштабного локдауна, они недовольны и более мягкими ограничительными мерами.

Манифестация против вводимых ограничений, разогнанная водометами пару дней назад в Берлине, представляет собой иллюстрацию цугцванга, в котором власти европейских государств зажаты между необходимостью не допустить коллапса системы здравоохранения, смягчить последствия для экономики и справиться с недовольством населения.

Однако реальность внесла свои коррективы в планы саммита, и в повестку оказался внесен еще один чрезвычайно острый вопрос, возникший на днях: два "анфан террибль" ЕС — Польша и Венгрия — подложили новую свинью Брюсселю, заблокировав бюджет союза на 2021-2027 годы (1,074 триллиона евро) и программу восстановления европейской экономики (750 миллиардов евро).

© Sputnik / Алексей Филиппов
Европа рассчитывала с помощью данных бюджетных планов наказать Варшаву и Будапешт за отступление от высоких демократических стандартов. Однако в итоге она сама угодила в выкопанную яму.

Наказывать предполагалось очевидным и самым болезненным способом — финансовым. Польша и Венгрия как реципиенты субсидий ЕС находятся в достаточно привилегированном положении, что среди прочего обусловлено геополитическими факторами.

Проблема в том, что лишить их денег не так-то и просто.

До недавнего времени механизмов такого рода в единой Европе вовсе не существовало. К тому же в основу принятия важнейших решений в ЕС положен принцип консенсуса, то есть общая всех членов союза позиция. Ситуация, когда обе страны проголосовали бы за лишение себя существенных средств европейского бюджета, представляется фантастической.

В результате Брюссель в последние месяцы реализовал сложносочиненную комбинацию. На июльском саммите ЕС было продавлено решение, которое увязало грядущие выплаты с соблюдением стандартов правового государства и базовых европейских ценностей. А в конце сентября Еврокомиссия выпустила соответствующий доклад, главными героями, вернее, злодеями которого стали все те же Варшава и Будапешт.

У Западной Европы все больше претензий к восточным собратьям по ЕС. Варшава и Будапешт решили заблокировать бюджет союза на ближайшие несколько лет. И это, по мнению Der Spiegel, требует жесткого ответа.

И вот когда остался последний шаг до воплощения задуманного в жизнь, две скандальные столицы заблокировали процесс, дав понять, что прекрасно осознают происходящее и не допустят "политически мотивированного" распределения средств из европейских фондов.

Так что теперь Брюссель вынужден вновь искать управу на поляков и венгров, которые обратили против ЕС его же собственные правила.

Именно в этом заключается самый ценный урок происходящего.

Запад по обе стороны Атлантики вовсе не на пустом месте десятилетиями служил примером для подражания и моральным авторитетом для остальной планеты. Демократические институты и процедуры, права и свободы граждан там действительно работали, выступая доказательством его превосходства над "несвободным миром". А политико-управленческий механизм Европейского союза стал прямо-таки апофеозом западной демократии.

На любые же сомнения скептиков по поводу того, что подобная система неспособна быть эффективной и даже просто жизнеспособной в долгосрочной перспективе, следовали насмешки энтузиастов: но вот же она — работает уже много лет. И не только работает, а процветает, служит магнитом для десятков стран и миллионов людей. А потому что это — настоящая демократия, такая, какая она должна быть!

Куда менее привлекательная изнанка евросоюзной системы последние годы проявлялась все чаще. Очевидными становились отсутствие полноценных полномочий у громкоголосых политических институтов вроде Европарламента и концентрация реальной власти в руках анонимных брюссельских бюрократов. Зародилось подозрение, переросшее в твердую уверенность, что для бесперебойного функционирования пресловутого принципа консенсуса наиболее влиятельные члены союза прибегают к методам подковерного принуждения, давления и шантажа в отношении "младших партнеров".

Достаточно вспомнить, как это было с антироссийскими санкциями: сразу несколько европейских стран открыто препятствовали их введению, поскольку те гарантировали болезненный удар по их экономикам, но когда дело дошло до принятия решения, они безропотно проголосовали "как все".

И вот две страны — причем из разряда небольших, небогатых и всеми осуждаемых изгоев в стройных демократических европейских рядах — ныне с легкостью ломают данную систему просто потому, что оказались достаточно упрямыми, чтобы стоять на своем и не бояться идти против течения.

Кстати, есть еще одна оборотная сторона европейской демократии, которая стала очевидной, — высокая значимость "ручного" управления. Но теперь и оно все чаще дает сбой.

Эксперты полагают очень вероятным выход из ЕС Польши и Венгрии, которые уже получили максимум выгод от пребывания в союзе, и чем дальше, тем меньше заинтересованы в сохранении статус-кво. В свою очередь, для Брюсселя и западноевропейских столиц уход из Евросоюза не поддающихся дрессировке "бунтарей" тоже может оказаться наиболее удобным выходом из ситуации.

Вот только самый тяжелый удар при этом будет нанесен по западной демократии — как в реальности, так и в прекраснодушных представлениях о ней у огромного числа людей по всему миру. Слишком уж часто на ней стал появляться штамп "не работает".

275
Теги:
экономика, Евросоюз, Европа
День 25 ноября

Какой сегодня праздник в Таджикистане и мире: 25 ноября

0
(обновлено 19:36 24.11.2020)
25 ноября отмечается Международный день борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин, Праздник урожая в Туркмении, а также День российского военного миротворца

25 ноября — 329-й день года (330-й в високосные годы) в григорианском календаре. До конца года остается 36 дней.

В XX и XXI веках соответствует 12 ноября юлианского календаря.

Что произошло 25 ноября в мире

1735 — отлит Царь-колокол.

1867 — Альфред Нобель запатентовал динамит.

1946 — официальная дата основания Московского физико-технического института.

1967 — запущен Бакинский метрополитен.

Что произошло 25 ноября в Таджикистане

1925 — политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение о преобразовании Таджикской областной партийной организации КП Узбекистана в КП Таджикистана.

Международный марафон на поезде Душанбе – Москва.
Д. Саъдуллоев, МФОККиКП
Таджикский поезд

1974 — открылось железнодорожное движение по маршруту Душанбе — Термез — Кургон-Теппа.

2007 — состоялось открытие православной часовни в городке 201-й российской военной базы в Таджикистане.

2008 — президент Таджикистана Эмомали Рахмон открыл военный госпиталь для военнослужащих Национальной гвардии.

Кто родился 25 ноября

1562 — Лопе де Вега, испанский драматург, поэт и прозаик.

1666 — Джузеппе Баттиста Гварнери, итальянский мастер изготовления смычковых инструментов.

1717 — Александр Сумароков, русский поэт, драматург, литературный критик.

Первый заместитель Председателя Совета Министров СССР Анастас Иванович Микоян
© Sputnik / Давид Шоломович
Первый заместитель Председателя Совета Министров СССР Анастас Иванович Микоян

1895 — Анастас Микоян, советский государственный и партийный деятель.

1914 — Джо Ди Маджо, американский бейсболист, один из самых выдающихся игроков.

1915 — Аугусто Пиночет, президент Чили, диктатор.

Народная артистка СССР Нонна Викторовна Мордюкова
© Sputnik / Рухкян
Актриса, народная артистка СССР Нонна Мордюкова

1925 — Нонна Мордюкова, актриса, народная артистка СССР.

1968 — Эрнест Мацкявичус, российский журналист литовского происхождения.

1971 — Кристина Эпплгейт, американская актриса, лауреат премии "Эмми".

Кто родился 25 ноября в Таджикистане

1887 — Николай Вавилов, русский генетик, ботаник и географ, исследователь Таджикистана. 

1934 — Дости Орзуев, композитор. 

1938 — Асрор Рашидов, заслуженный работник Таджикистана. 

Кто умер 25 ноября

1956 — Александр Довженко, советский кинорежиссер, писатель, кинодраматург, народный артист РСФСР.

Французский актер Жерар Филип (в центре) на московском стадионе Динамо
© Sputnik / Михаил Озерский
Французский актер Жерар Филип (в центре) на московском стадионе "Динамо"

1959 — Жерар Филип, французский актер театра и кино.

Визит в СССР лидера Кубинской революции Фиделя Кастро
© Sputnik / Василий Малышев
Визит в СССР лидера Кубинской революции Фиделя Кастро

2016 — Фидель Кастро, кубинский революционер, государственный и политический деятель.

Праздники 25 ноября

  • Международный день борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин.
  • Праздник урожая в Туркмении.

День российского военного миротворца

Sputnik
25 ноября - День российского военного миротворца

Сегодня в Вооруженных силах Российской Федерации отмечается профессиональный праздник — День российского военного миротворца, правда пока неофициально.

Именно 25 ноября в 1973 году в составе миротворческой операции на Ближнем Востоке приняла участие группа советских военнослужащих.

В 1995-м деятельность российских миротворческих сил получила законодательную основу благодаря Указу президента РФ, регламентирующему порядок участия России в миротворческих миссиях.

Российские военные миротворческие силы принимали участие в обеспечении мира в таких странах и регионах, как Босния и Герцеговина, Южная Осетия, Абхазия, Приднестровье, Судан, Сьерра-Леоне, ЦАР, Чад, Либерия, Косово, Таджикистан, Ангола, а в 2020-м отправились в Нагорный Карабах.

Если же учесть и деятельность военных наблюдателей, не имеющих права по своему статусу носить оружие, но защищенных дипломатическими правами, то география участия российских военных миротворцев будет гораздо шире.

Подготовкой российских военных миротворцев занимается специально выделенная для этой цели 15-я отдельная гвардейская мотострелковая миротворческая бригада Центрального военного округа. 

Российские миротворцы в Нагорном Карабахе: фото

Вклад военных миротворцев России в предотвращение военных конфликтов, сдерживание агрессивных действий противоборствующих сторон в разных регионах мира очень высоки.

Православные праздники 25 ноября

Православные верующие 25 ноября отмечают празднование иконы Божией Матери "Милостивая", а также:

  • память пророка Ахии Силомлянина
  • память святителя Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского;
  • память преподобного Нила Постника;
  • память блаженного Иоанна Власатого, Ростовского;
  • память преподобного Нила Мироточивого, Афонского;
  • память священномучеников Константина Успенского, Владимира Красновского, Александра Архангельского, Матфея Алоина, Димитрия Розанова пресвитеров
  • память священномученика Александра Адрианова.

25 ноября в мусульманском календаре

В этот день мусульмане ничего не празднуют.

Мусульманский календарь - 2020

25 ноября в народном календаре

Иван Милостивый

Сегодня чествуют патриарха Иоанна Милостивого, жившего в Александрии в VI-VII веках. Иоанн был сыном губернатора острова Кипр. Потеряв жену и детей, мужчина начал вести аскетическую жизнь, постоянно заботился о бедных.

На Руси в это время заканчивались свадебные недели. Следующие браки заключались уже только с окончанием зимы на Масленицу либо на Красную горку.

Девушкам и юношам, не встретившим свою судьбу, приходилось ждать до весны.

На Ивана (Иоанна) обращали внимание на приметы: если выпадал снег или шел дождь, то можно было рассчитывать на продолжительные оттепели — до самого Введения. 

Про снег, который в этот день часто покрывал землю, загадывали загадки. Многие из них сохранились до наших дней: "Скатерть бела весь свет одела", "Бело покрывало на земле лежало. Лето пришло, оно все сошло", "Белый Тихон с неба спихан, где пробегает — ковром устилает".

Лунный календарь на 25 ноября

25 ноября 2020 года в 12:00 — 10-й лунный день.

Благоприятное для творчества, любви и духовных поисков время.

Хорошо продвигаются абсолютно любые, как важные, так и не очень дела. Неприятные события если и случатся, что само по себе маловероятно, то будут кратковременными и не принесут особо ощутимого вреда.

0
Теги:
календарь, событие, дата, праздник
Темы:
Какой сегодня праздник в России и мире: календарь важных дат