Божья кара и божья воля: что думают о коронавирусе исламские богословы

1547
(обновлено 10:19 14.05.2020)
Пандемия COVID-19 серьезно повлияла на жизнь мусульман, напомнив миллионам людей, что для спасения от болезни Аллах даровал им не только силу веры, но и здравомыслие

ДУШАНБЕ, 13 мая — Sputnik. В январе, когда коронавирус еще не приобрел размах пандемии, а на опасную инфекцию смотрели не более чем на сезонную вспышку где-то в Поднебесной, природу болезни живо принялись обсуждать не только СМИ, но и исламские богословы.

И здесь мнения разделились. Учитывая географию происхождения COVID-19, наиболее одиозные представители грозно заявляли – коронавирус является заслуженной карой Китаю за притеснения уйгуров и вообще всех мусульман.

"Несомненно - это акт Аллаха, божественное наказание против китайцев за их обращение, насмешки и неуважение к мусульманам и исламу", - сказал аятолла и духовный лидер Ирака Хади аль-Модаррези.

Он добавил, что китайцы запрещали женщинам носить паранджу, закрывая лицо, а теперь Аллах сделал так, что лица масками закрывают сотни миллионов китайцев.

Подобную риторику охотно поддержали многие пользователи Сети, припомнившие властям КНР все грехи и обиды, неважно - настоящие или выдуманные. Некоторые особо горячие, но видно не самые образованные граждане, с серьезной миной утверждали, что болезнь называется "корановирус", мол, китайские власти сжигали священную книгу и вот дождались Божьего гнева.

Таджикистан поддержал политику "перевоспитания" мусульман-уйгуров в Китае

Не осталось в стороне и "Исламское государство"*, призвавшее Всевышнего усилить мучения неверных от коронавируса. Правда, проповедники террористов осторожно заметили, что подхватить заразу могут и "воины джихада", а потому призвали сторонников избегать поездок в районы, охваченные эпидемией.

К счастью, адекватных людей и среди простых верующих, и среди духовенства оказалось куда больше.

Уже в первый месяц распространения COVID-19 имамы и улемы взывали к голосу разума и напоминали, что, во-первых, даже если власти Китая и не правы, злорадствовать над чужой бедой недостойно мусульманина, а во-вторых, такими темпами болезнь рано или поздно доберется и до мусульман.

Так, шейх Ахмад ат-Тайиб, верховный имам авторитетного университета аль-Азхар объявил распространение непроверенных слухов о COVID-19 запретным деянием и призвал единоверцев неукоснительно соблюдать все ограничительные меры, в том числе временный запрет на пятничный намаз.

"Все это обязательно и в соответствии с законами ислама, поэтому не подчиняться этому – означает не подчиняться слову Аллаха", - подчеркнул шейх.

В любом случае, после того как коронавирус пришел в Иран, разговоры о каре Аллаха для "неверных" очень быстро сошли на нет. В начале марта наиболее рьяные верующие, решив продемонстрировать крепость своего имана и пренебрежение к коронавирусу, записывали на видео, как целуют и облизывают ограды мечетей.

Результат оказался предсказуем: в Иране произошла резкая вспышка заболеваемости. Власти религиозного пыла сограждан не оценили и начали задерживать авторов таких видео, видимо, решив, что если если разум – это дар Аллаха, то те, кто им не пользуются, переступают не только человеческие, но и Божьи законы.

Более того, к этому моменту эпидемия затронула высшие эшелоны власти. От коронавируса умер генерал Корпуса стражей исламской революции Насер Шаабани, болезнь также диагностировали у замглавы Министерства здравоохранения Ираджа Харирчи. Жертвой заразы стал и упомянутый аятолла Хади аль-Модаррези, как-то удивительно быстро оставивший проповеди о Божьей каре для китайцев.

В Иране мечеть превратили в фабрику по производству масок

Всемирный охват и стремительное распространение эпидемии существенно повлияли на жизнь исламского сообщества и напомнили миллионам верующих о том, что жизнь скоротечна и следует чаще задумываться о душе.

Более всего пандемия отразилась на исполнении религиозных обрядов. Так, Совет улемов ДУМ РФ принял фетву, согласно которой в виду исключительной ситуации разрешено хоронить умерших без омовения и в гробу, а не в саване.

В свою очередь Духовное управление мусульман Узбекистана приняло фетву Института Аль-Азхар, согласно которой мусульманин, умерший в результате заражения коронавирусной инфекцией, является мучеником-шахидом.

В любом случае имамы советуют воспринимать пандемию как предопределение свыше и относиться к ней соответствующе.

"Так говорит Коран – с вами случается нечто, как вы думаете дурное, но на самом деле это оборачивается добром. И наоборот. Вот и коронавирус может стать наказанием за грехи, дабы мы могли осмотреться, проанализировать свои поступки, а может - шансом направить свою энергию на благие дела, проявить больше милосердия к людям. Тем более сейчас, в пост Рамадан", - пояснил Sputnik Таджикистан первый зампред Духовного управления мусульман РФ Дамир-хазрат Мухетдинов.

По его словам, чтобы не произошло с мусульманином, если он восхвалит Господа, в этом ему будет награда, а все перенесенные испытания могут оказаться благостью и милостью Творца. Главное - не отчаиваться, не терять веру и не падать духом.

*Террористическая организация, запрещена в России и Таджикистане

1547
Теги:
уйгуры-мусульмане, ислам, коронавирус
Золотые головы из сокровища Оксуса

Настоящий детектив: как в Таджикистане нашли сокровища бактрийских царей

14119
(обновлено 17:27 27.05.2020)
Мифические сокровища древних царств, скрытые в недрах таджикской и афганской земли, долгое время были красивой сказкой, ставшей явью только благодаря труду археологов и счастливому случаю

ДУШАНБЕ, 26 мая — Sputnik, Мунавар Мамадназаров. "Бактрийский мираж" столетиями будоражил умы историков, археологов, писателей, а также субъектов более сомнительных профессий — мародеров, грабителей и всякого рода авантюристов.

Однако мифическое золото древних явило себя миру лишь благодаря сенсационным находкам конца XIX века и труду ученых в 1970-х на севере Афганистана и юге Таджикистана.

Обнаружение клада Окса, раскопки города Ай-Ханума и храма Тахти Сангин приоткрыли завесу тайны над историей загадочной Греко-Бактрии, в которой соединились две античные цивилизации — греческая и восточноиранская. А мы сегодня можем изучать наследие древних, сохранившиеся в драгоценных произведениях искусства и великолепных памятниках архитектуры.

Из логова бандитов к британским ученым

Увлекательная история клада Окса, также известного как Амударьинский клад, больше напоминает детектив в духе Артура Конан Дойла.

Началась она в 1877 году на юге Таджикистана, когда жители селения Кобадиан обнаружили на руинах старого городища у берега Вахша (по-гречески Окса) статуэтки и украшения из серебра и золота.

Картина художницы Ирины Дмитриевны-Ванн
© Фото : из личного архива Ирины Дмитриевой-Ванн

Недолго думая, местные жители продали драгоценности заезжим бухарским купцам, направлявшимся в Индию. А дальше сюжет детектива тесно переплетается со сказкой об Али-Бабе и сорока разбойниках.

В ущельях Афганистана на купцов напали грабители, забрали весь товар и, конечно же, драгоценный клад. Пока укрывшиеся в пещере разбойники считали добычу, один из спасшихся купцов добрался до английского резидента в Афганистане, капитана Френсиса Бартона. Бравый офицер и еще два солдата явились в пещеру ровно в тот момент, когда алчность разбойников обернулась трагедией, — не поделив награбленное, они начали резать друг друга.

Увидев вооруженных людей в пылу поножовщины, бандиты решили, что окружены, и сдались без сопротивления. Лишь нескольким из них — в том числе атаману шайки — удалось бежать и унести с собой часть клада. Остальные драгоценности капитан Бартон вернул купцам, получив в знак благодарности изящный золотой браслет.

Сокровища «клада Окса»( объединить все три картинки в одну)
из архива М. Мамадназарова
Золотые сокровища клада Окса

В свою очередь торговцы, справедливо опасаясь, что обладание древним золотом в следующий раз может стоить им жизни, поспешили скорее его продать. Так, через менял на базарах Индии клад попал в руки английского сотрудников британской администрации, затем — в собрание антиквара Огастуса Френкса, завещавшего их Британскому музею. Так артефакты, сменив почти десяток владельцев, стали достоянием науки, получив название "Сокровища Окса".

Любопытно взглянуть, что же представлял из себя знаменитый клад. Самое ценное в нем — образцы искусства ахеменидского Ирана и Малой Азии, бактрийские и сако-скифские предметы, литые фигурки жрецов, правителей, боевых колесниц, фантастических животных и персонажей, вышедших из недр восточноиранской мифологии.

Сорок девушек, защитивших Таджикистан от Чингисхана, и другие легенды края

Всего в состав драгоценного собрания входит около 180 золотых и серебряных изделий, а также порядка 500 монет, охватывающих период с VI до II вв. до н. э. Их чеканка, подобно сноскам на страницах книг, раскрывает важные детали древней истории Центральной Азии.

К примеру, на одной из монет клада было выбито имя бактрийского царя Вахшувара, переводимое как "охраняемый богом Вахша". Имя по-гречески звучит как Оксиарт — так звали бактрийского монарха, отца Роксаны, тестя Александра Македонского.

Следовательно, к 328 году до н. э. "Оксиарт-Вахшувар" владел землями от Гиссара на севере до Гиндукуша на юге. На юго-восточных склонах Гиссара в одном из горных ущелий и находилась скала Оксиарта, где по легенде произошла встреча Александра с Роксаной.      

Завоевания Александра Македонского способствовали слиянию культур народов Средиземноморья, Ближнего Востока, Малой и Центральной Азии, породив особую греко-иранскую культуру, получившую название в науке "восточный эллинизм". После смерти полководца Центрально-Азиатский регион стал частью государства Селевкидов, а в III в. до н. э. бактрийский правитель Диодот положил начало почти двухвековому периоду существования самостоятельного государства Греко-Бактрии, органично сочетавшего достижения персидского Востока и греческого Запада.

Каменный трон Таджикистана

История о кладе Окса получила продолжение почти сто лет спустя. На юге Таджикистана в местности Тахти Сангин (Каменный трон), у слияния Вахша и Пянджа экспедиция под руководством известных археологов Бориса Литвинского и Игоря Пичикяна раскопала крупный храм огня IV в до н. э.  

Все данные указывают на то, что в XIX веке сокровища были обнаружены именно в этом храме. Косвенно на это указывают и географические названия местности вокруг раскопок — Тахти Кубод, Кей-Кубод-шох, Кобадиан, логично наводя на мысль: а не здесь ли обитали прославленные иранские цари рода Кеянидов из Авесты, позже воспетые в "Шахнаме" великого Фирдоуси?

Находки из слоновой кости в храме Тахти Сангин
из архива М. Мамадназарова
Находки из слоновой кости в храме Тахти Сангин

Храм был возведен на месте древнего святилища, существовавшего еще до прихода Македонского в этот регион. Руководивший стройкой зодчий удачно сочетал элементы греческого стиля и восточную практику архитектуры. В частности, потолок комнат, где хранился священный огонь, подпирали классические античные колонны с нарядными капителями.

Внутри храма археологи обнаружили удивительно изящные резные изделия из слоновой кости: первый в Центральной Азии портрет Александра Македонского, рукоять сакского кинжала в виде головы орла и ножны, где в лучших традициях "звериного стиля" изображен лев, терзающий лань.

О чем молчат руины Пенджикента: наследие Согдианы на таджикской земле

С высоким мастерством вырезана на кости так называемая Гиппокампеса: женщина со змеино-рыбьим хвостом, лошадиными ногами и крыльями птицы — греческая богиня, в бактрийской мифологии перевоплотившаяся в спутницу бога реки Окса.

В храме также был найден каменный алтарь с бронзовой скульптурой играющего на флейте божка Марсия. Как послание через века бактриец по имени Атросок ("горящий огнем") оставил на алтаре надпись на греческом языке: "По обету посвятил Атросок Оксу". Так бактрийский мифический хранитель Вахша слился с греческим Марсием.

Бронзовая фигура силена Марсия и морская нимфа Гипокампесса
архив Британского музея
Бронзовая фигура силена Марсия и морская нимфа Гипокампесса

В схожем стиле были выполнены глиняные и алебастровые скульптуры: голова молодого человека из царского рода Селевкидов и голова бактрийского жреца.

Спустя тысячелетия замечательные шедевры соединились вновь на швейцарской земле. В 1989 году великолепные артефакты клада Окса из Британского музея и находки из храма в Тахти-Сангине были выставлены единой экспозицией в Музее Ритберга в Цюрихе, после чего одна коллекция вернулась на Запад, в Британский музей, а другая — на Восток, в Национальный музей древностей Таджикистана.

По следам эллинов

Еще одна не менее яркая находка была сделана на афганском берегу Пянджа в местности Ай-Ханум. Здесь французская археологическая экспедиция под руководством Поля Бернара с 1965 по 1978 год полностью раскопала греко-бактрийский город, возможно, таинственную Александрию на Оксе.  

Ай-ханум был вторым по значению после столичного Балха (Бактры) городом греко-бактрийского царства, административным центром и столицей всей провинции. Отсюда контролировались восточные пределы Бактрии и богатые минералами горные копи Бадахшана, где добывали драгоценную ляпис-лазурь и благородную шпинель.

Ай-Ханум: план и графическая реконструкция панорамы города
из архива М. Мамадназарова
Ай-Ханум: план и графическая реконструкция панорамы города

Город имел выгодное расположение в форме треугольника, две стороны которого омываются реками Пяндж и Кокча, а третья прикрыта скальным массивом. На 60-метровой возвышенности стоял акрополь, где располагался военный гарнизон. Сердцем города был громадный квартал-дворец с массивным входом, а неподалеку находился мавзолей основателя города, гимнасий с бассейном, библиотека, сокровищница, бани и фонтан.

Таджикские археологи нашли в Хулбуке водоочиститель времен Саманидов

Между верхним и нижним городами на естественном рельефе, как полагается в греческих полисах, был устроен крупный театр с 35 ярусами сидений, вмещавших 6 тысяч зрителей.

Но чтобы лучше понять, каким был образ жизни греков-колонистов и местных бактрийцев, важно взглянуть на особенности жилой архитектуры, где отчетливо заметен особый, нехарактерный для эллинов стиль.

Сравнение жилища в Ай-Хануме и традиционного памирского дома
из архива М. Мамадназарова
Сравнение жилища в Ай-Хануме и традиционного памирского дома

Судя по всему, греки предпочитали для жизни бактрийский тип дома, построенный из блоков битой глины и сырцовых кирпичей, с расположенным с северной стороны передним двором. Здание имело плоскую кровлю и лишь над центральной частью замкнутого зала устраивался световой фонарь и светодымовой люк. Схожую структуру имеет памирский жилой дом, который как раз восходит к бактрийской архитектурной традиции.

Незабытое наследие древних

Во II в. до н. э. с территории нынешнего западного Китая в Центральную Азию хлынула волна ираноязычных кочевников — больших юеджи, или, как их еще называли, тохаров. Захватив Греко-Бактрию и Северную Индию, они основали Кушанское царство, успешно противостоящее Риму и Ирану.

Основной религией правящей верхушки кушан был буддизм, а потому в этот период на территории Центральной Азии строятся храмы, монастыри, ступы для реликвий Будды.

Греческий язык при кушанах вышел из широкого употребления, но он остался языком монетной эмиссии и повлиял на бактрийский, письменность которого основана на алфавите эллинов.

С уменьшением греческого господства в регионе начался мощный процесс возрождения местных культур, возвращение к древнему иранскому и скифскому искусству. Так, в найденном российским археологом В. Сарианиди  царском некрополе Тилло-тепа (Золотой холм) в Афганистане обнаружено большое количество золотых изделий, где бактрийские и сакско-скифские элементы уже заметно преобладают над греческими.

Круче Индианы Джонса: как в Афганистане искали тайное сокровище Бактрии

В IV–V вв. античная цивилизация распадается, а влияние греческой культуры в Азии окончательно сходит на нет. Но, как справедливо пишет известный исследователь центральноазиатского искусства Г. А. Пугаченкова: вдохновения античности не угасают, и еще долго их отблески озаряют искусство последующих столетий.

14119
Теги:
золото, археологи, находка клада, Бактрия, Таджикистан, Афганистан

Постпред России при ЮНЕСКО: Киев ведет себя, как дикарь с дубиной на концерте

216
(обновлено 19:32 19.05.2020)
Постоянный представитель России при ЮНЕСКО Александр Кузнецов поделился своим мнением о "культурных" антироссийских санкциях Украины. Объектами нападок стали крупнейшие центры не только российской, но и мировой культуры.

Санкции Киева против культурных и образовательных организаций из России противопоставляют Украину мировому сообществу, которое, особенно в условиях пандемии коронавируса, всеми силами стремится сохранить доступ людей к памятникам, музеям и культурным площадкам, заявил в интервью корреспонденту РИА Новости Виктории Ивановой постоянный представитель РФ при ЮНЕСКО Александр Кузнецов.

- Александр Игоревич, в конце прошлой недели Украина ввела санкции сроком на три года в отношении учреждений культуры и науки России. В санкционный список попали Русское географическое общество, Эрмитаж, ГМИИ им. Пушкина, Институт археологии РАН, МГУ имени Ломоносова и ряд других учреждений. Как вы можете прокомментировать такое решение Киева?

- Конечно, это – русофобская, пещерная акция киевских властей, которая недопустима не только в международном общении, но и вообще в приличном обществе. Ее уже комментировали многие российские представители, поэтому, чтобы не повторять их слова, я скажу о том, как это воспринимается через призму ЮНЕСКО.

Сейчас, как известно, Организация активно работает над тем, чтобы последствия пандемии коронавируса не поставили под угрозу ценности мировой культуры. В частности, нельзя допустить, чтобы миллионы людей лишились к ним доступа. Речь идет не только об исторических памятниках, которые сейчас закрыты из-за пандемии, но и о музеях, театрах, концертных залах. На этот счет есть несколько конкретных инициатив, в том числе – со стороны российских деятелей культуры.

И мы сейчас обсуждаем с Секретариатом ЮНЕСКО, как лучше все это реализовать, разумеется, с использованием современных информационных технологий, которые позволяют проводить крупные мероприятия на удалении.

На этом фоне получается, что Украина своими действиями фактически противопоставляет себя всему мировому культурному сообществу.

Это выглядит так, словно какой-то дикарь с дубиной пришел и устроил скандал на концерте симфонической музыки. И это печально: в прошлом Украина вносила заметный вклад в деятельность ЮНЕСКО, а сегодня она ассоциируется исключительно с темой конфронтации с Россией. В других областях ее попросту не видно.

Но складывается впечатление, что этот арсенал русофобских затей постепенно истощается. Возникает вопрос – а что дальше? Если теперь объектами нападок стали такие крупнейшие центры не только российской, но и, подчеркну, мировой культуры, как Государственный Эрмитаж, то что потом? Дальше они что, на Майдане будут, подобно нацистам, жечь книги русских классиков? Словом, все это вызывает тягостное впечатление.

- Какие последствия может повлечь это решение для международного сотрудничества?

- Особых последствий для международного сотрудничества я не вижу – в вопросах культуры ЮНЕСКО демонстрирует солидарность. Недавно я беседовал с генеральным директором Организации Одри Азуле, и мы пришли к выводу, что все думают примерно одинаково: как в условиях закрытия крупнейших объектов культуры сохранить к ним доступ, сохранить знания о мировой культуре, о мировом культурном наследии. И именно на этом, я думаю, в ближайшее время будут сосредоточены наши усилия, в том числе при активном участии России.

- ЮНЕСКО в ответ на запрос РИА Новости отказалась комментировать действия украинских властей, сославшись на требование проявлять беспристрастность по вопросам дел стран-участниц. Как вы считаете, должна ли Организация, которая напрямую занимается культурой и в том числе взаимодействует с затронутыми институтами, вмешаться в ситуацию?

- Здесь я с позицией Секретариата ЮНЕСКО не согласен и неоднократно им об этом говорил. Я считаю, что это проявление двойных стандартов. Почему, когда происходят какие-то вещи, которые не нравятся, допустим, западным странам, на них следует реакция Секретариата ЮНЕСКО, а когда мы обращаемся по поводу вопиющих нарушений основополагающих принципов и ценностей ЮНЕСКО – Секретариат молчит и не реагирует?

Речь идет ведь не только о таких акциях, как то, что мы обсуждаем с вами сейчас. Не менее серьезные вещи происходят и в области образования, когда власти в Киеве пытаются вытеснить русский язык из сферы образования страны.

Это коренным образом противоречит не только духу ЮНЕСКО, но и совершенно конкретным юридическим документам, принятым в этой Организации, таким как Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования.

Мы неоднократно обращали внимание на вопиющие нарушения Киевом этой конвенции, но, к сожалению, внятной реакции так и не дождались.

- Под украинские санкции попали и научные археологические организации и институты Крыма, а также Крымский федеральный университет. Из-за того, что полуостров воссоединился с Россией, ЮНЕСКО ранее отказалась работать с Крымом. Сотрудничество так и не возобновилось? Как сейчас обстоят дела с объектом Всемирного наследия "Херсонес Таврический"?

- У меня такое впечатление, что в Киеве просто не ведают, что творят. Включение в эти так называемые санкции объектов культуры и образования в Крыму лишь подчеркивает то, с каким презрением и равнодушием украинские власти относятся к этим объектам, которые якобы, по их утверждению, находятся на их территории.

Но думаю, что так называемые санкции никакого практического значения не имеют. Потому, что уже давно под давлением Киева и его западных покровителей всякое сотрудничество с партнерами ЮНЕСКО в Крыму полностью прекращено. В том числе это касается и такого объекта всемирного наследия, как "Херсонес Таврический". 

Ведь ЮНЕСКО даже не принимает обязательные по Конвенции 1972 года отчеты о сохранности этого объекта!

Из этого можно сделать вывод, что ни западные страны, ни Украину его судьба вообще не интересует. Для них главное – постоянно держать на плаву в ЮНЕСКО вопрос о территориальной принадлежности Крыма, отрицать исторический выбор, который был сделан в 2014 году, когда огромное большинство населения Крыма проголосовало за его присоединение к России.

Этим вопросом мы занимаемся уже не первый год и каждый раз видим одно и то же – это чистое политиканство.

Но проблема состоит в том, что вопросы принадлежности тех или иных территорий никакого отношения к мандату ЮНЕСКО не имеют. Это только отравляет атмосферу Организации, навязывая ей политизацию, которая для нее не только несвойственна, но и вообще пагубна, поскольку, как ржавчина, разъедает ее изнутри.

216
Теги:
Украина, Россия, ЮНЕСКО
День 29 мая

Какой сегодня праздник в Таджикистане и мире: 29 мая

0
(обновлено 00:10 29.05.2020)
Сегодня 29 мая отмечают Всемирный день здорового пищеварения, День военного автомобилиста и Международный день миротворцев ООН

29 мая — 149-й день года (150-й в високосные годы) в григорианском календаре. До конца года остается 216 дней.

В XX и XXI веках соответствует 16 мая юлианского календаря.

Что произошло 29 мая в мире

1590 — в царствование Федора Иоанновича началось заселение Сибири.

1802 — физик и основоположник электрометаллургии академик В. В. Петров открыл явление электрической дуги.

© Sputnik / Sergei Pyatakov
Один из залов Третьяковской галереи.

1860 — купец, меценат и коллекционер Павел Третьяков составил завещание, по которому он оставлял Москве свою коллекцию картин и 150 тысяч рублей серебром для устройства картинной галереи.

1867 — в России введен институт выборных мировых судей.

День 28 мая
© Sputnik / Стас Этвеш / Вишнякова Мария

1913 — в Париже со скандалом прошла премьера балета Игоря Стравинского "Весна священная". 

1923 — образован Союз Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР.

1975 — на Белорусском автозаводе начато производство крупнейшего в СССР грузовика — "БелАЗ-7520".

Что произошло 29 мая в Таджикистане

1933 — указом президиума ЦИК ТССР образован Ванчский район. 

1943 — Совет народных комиссаров и ЦК КП (б) Таджикистана постановили организовать "Фронтовой театр Таджикской ССР" для обслуживания частей действующей Советской Армии.

1992 — установлены дипломатические отношения между Таджикистаном и Азербайджаном.

Кто родился 29 мая

1787 — Константин Батюшков, русский поэт.

1835 — Александр Морозов, русский живописец, передвижник, академик Петербургской академии художеств.

1904 — Григорий Гинзбург, пианист-виртуоз, заслуженный деятель искусств РСФСР.

Актер Александр Абдулов.
© Sputnik / Шахвердиев
Актер Александр Абдулов.

1953 — Александр Абдулов, актер театра и кино, народный артист РСФСР.

1957 — Мохсен Махмальбаф, иранский кинорежиссер и сценарист.

1976 — Егор Титов, российский футболист, тренер.

1981 — Андрей Аршавин, российский футболист.

Кто родился 29 мая в Таджикистане

1912 — Мухтор Ашрафи, композитор, заслуженный деятель искусств Таджикистана, ректор Ташкентской государственной консерватории.

1936 — Барот Яхши, певец.

1939 — Амирхайдар Давлатов, актер театра. 

1940 — Махкам Пулодов, писатель. 

1957 — Абдували Давронов, литературовед. 

Режиссер Бахтияр Худоназаров, архивное фото
© AP / Andrew Medichini
Бахтиер Худоназаров

1965 — Бахтиер Худоназаров, кинорежиссер, лауреат государственной премии Рудаки.

Кто умер 29 мая

1500 — Бартоломеу Диаш, португальский мореплаватель.

1922 — Евгений Вахтангов, российский актер и режиссер, основатель нынешнего Театра имени Е. Вахтангова.

1982 — Роми Шнайдер, австро-немецко-французская киноактриса, обладательница двух премий "Сезар".

Праздники 29 мая

  • Международный день миротворцев ООН.
  • День Вооруженных сил в Кыргызстане. 
  • День военного автомобилиста Вооруженных сил Беларуси.

В России отмечают:

  • День военного автомобилиста.
  • День ветеранов Таможенной службы.
  • День сварщика.

Всемирный день здорового пищеварения

Бургер и картофель фри
© CC0 / Free-Photos / Pixabay
28 мая - Всемирный день здорового пищеварения

Сегодня, 29 мая отмечается Всемирный день здорового пищеварения, учрежденный в день принятия Устава Всемирной организации гастроэнтерологов.

День 27 мая
© Sputnik / Стас Этвеш / Вишнякова Мария

Гастроэнтерологи всего мира в этот день пытаются обратить внимание общества на проблемы нарушения пищеварения у человека, рост числа этих проблем, а также рост количества людей с нарушением пищеварения.

Проблемы пищеварения, к несчастью, стали непременным спутником жизни для многих современных людей.

Статистика указывает, что 50-60% населения - это люди, страдающие от нарушения работы желудка. В крупных городах их число увеличивается порой до 90%.

Влияют на это разные факторы, среди которых первоочередную роль играют неправильное питание, качество продуктов питания, вредные привычки, а также стрессовое состояние, испытываемое многими людьми.

Православные праздники 29 мая

Православные верующие 29 мая отмечают:

  • память преподобного Феодора Освященного, игумена;
  • перенесение мощей преподобного Ефрема Перекомского, игумена, Новгородского чудотворца;
  • память преподобных Кассиана и Лаврентия Комельских;
  • память священномученика Александра, епископа Иерусалимского;
  • память мучеников Вита, Модеста и Крискентии;
  • память блаженной отроковицы Музы Римляныни;
  • память преподобных отцов, в Лавре святого Саввы избиенных;
  • память святителя Георгия II, епископа Митиленского;
  • память мученика Вукашина (Сербская православная церковь).

29 мая в мусульманском календаре

В этот день мусульмане ничего не празднуют

Мусульманский календарь 2020

29 мая в народном календаре

Федор Житник

Русская православная церковь чтит в этот день память Преподобного Феодора Освященного. Он происходил из Египта и был сыном богатых и знатных родителей-христиан.

 Он прославился святостью жизни и даром чудотворений. 

В народе Феодора (Федора) прозвали Житником, поскольку его праздник считался последним днем, подходящим для посева яровых.

Так и говорили: "У Житника забота — ячменное поле заборонить". На стол в честь дня Федора подавали кашу — манную, ячневую, гречневую или пшенную.

На Федора непременно зацветала рябина. По этой примете люди узнавали о том, что летнее тепло окончательно установилось и больше не сменится заморозками. 

Лунный календарь на 29 мая

29 мая 2020 года в 12:00 - 8 лунный день. 

Довольно сложный день для общения с сослуживцами или партнерами.

Старые незавершенные дела имеют тенденцию всплывать именно в этот день и отнимать как никогда много сил и времени.

День удачен для путешествий, поездок, переезда на новое место.

Намечающиеся на это время новые дела требуют более основательной проработки и серьезной подготовки.

В данный период Луна располагается в начале своего роста. Для первой фазы свойственно увеличение энергии для свершения запланированных дел.

0
Теги:
календарь, событие, дата, праздник
Темы:
Какой сегодня праздник в России и мире: календарь важных дат