Исполнительный директор, руководитель Секретариата Межправительственного совета дорожников Бури Каримов

Бури Каримов: Таджикистану давно пора строить метро и выпускать автомобили

5905
(обновлено 11:16 03.11.2019)
В Таджикистане пора прокладывать метро в крупных городах и заняться выпуском автомобилей, считает Бури Каримов

ДУШАНБЕ, 3 ноя — Sputnik, Хуршед Шерали. За свою карьеру Бури Каримов побывал на должностях от старшего прораба до председателя Госплана и замруководителя Совета министров Таджикистана. Сейчас он возглавляет секретариат Межправительственного совета дорожников СНГ.

Бури Каримов рассказал Sputnik Таджикистан, как стал самым молодым министром СССР, и предложил способ улучшить транспортную инфраструктуру Таджикистана.

Как Каримов стал самым молодым министром СССР

Бури Каримов родился в семье колхозников в Гиссарском районе Таджикистана. В детстве мечтал стать учителем, но решил поступать в политех на автодорожника. Правда, отец хотел, чтобы сын стал трактористом.

"Он видел, что у трактористов в колхозе всегда была работа. Тогда тракторист был для нашего села большим человеком", — рассказывает Каримов.

Уговорив родителей и получив их благословение (дуо), молодой Бури поступил в институт и в 1978-м с отличием окончил его, но учиться не перестал. За его плечами экономический факультет ТНУ, учеба в Общественной академии при ЦК КПСС, кандидатская в СоюзДорНИИ и докторская в МАДИ.

"За исключением четырех лет в правительстве я всю жизнь занимаюсь вопросами автодорожного дела. Стараюсь помогать людям, сокращая расстояния, соединяя города и страны", — говорит автор 60 книг и 300 научных статей.

Путь в министерство Бури Каримов начинал с самых простых должностей: работал инженером, прорабом, пока не дорос до начальника управления дорожно-строительной организации. За это время он построил в стране множество автодорог и мостов, в том числе для Нурекской и Байгазинской  ГЭС, ТАЛКО и Яванского электрохимкомбината.

В 1987-м Бури Каримов был назначен министром строительства и эксплуатации автомобильных дорог Таджикистана, став в 29 лет самым молодым министром Советского Союза. В том же году его избрали депутатом Верховного Совета Таджикистана.

"В списке на пост было 10 человек и еще я в резерве, но выбрали именно меня. Помню, министры переговаривались: "Слушай, назначили молодого парня, а он в жизни хоть что-то построил?". Но я по большому счету стал министром благодаря Перестройке и курсу Михаила Горбачева на демократизацию общества", — вспоминает Бури Каримов. 

Через 2 года, в 1989-м, он был назначен председателем Госплана Таджикистана и зампредседателя Совета Министров Таджикистана.

"Мы с Горбачевым открыли окно в Америку"

Последние годы Советского Союза были для Бури Каримов насыщенными.

"По сути я был одним из прорабов Перестройки. Я выступал по ТВ, это были первые прямые телеразговоры о Перестройке. Я как председатель Госплана отвечал ведущему Вознесенскому в Москве", — рассказывает он, в шутку добавляя: "Если Петр I открыл окно в Европу, то мы с Горбачевым - в Америку".

Сегодня, по прошествии 20 лет, Бури Каримов признается, что ненависти к первому и единственному президенту СССР не испытывает.

"Я, как и многие, тоже обвиняю его в том, что он не смог дальше рулить большим кораблем под названием Советский Союз. Но он сделал очень многое, чтобы были гласность, Перестройка и демократия. А если бы не это, мы не добились бы независимости. Об этом никогда не надо забывать", — рассуждает собеседник Sputnik Таджикистан.

С распадом СССР Бури Каримов решил продолжить карьеру в России. Вот уже 28 лет он возглавляет секретариат Межправсовета дорожников СНГ, одновременно является председателем МСД, преподает в нескольких столичных вузах.

"Наши проекты — это международные транспортные коридоры, в том числе дороги в Центральной Азии, на Кавказе и европейских частях СНГ. В Таджикистане я предложил и реализовал 5 основных направлений: Душанбе — Чанак, Душанбе — Турсунзаде, Душанбе— Джергатол, Душанбе — Нижний Пяндж, Куляб — Хорог — Кульма — Каракорум", - поясняет дорожник.

Транспорт и дороги в Таджикистане

Анализируя состояние дорожной инфраструктуры страны, Бури Каримов отмечает достигнутый за последние годы прогресс.

"Я очень рад, что благодаря политике нынешнего президента (Эмомали Рахмона - ред.) многие дороги приведены в порядок, осуществлена реконструкция, но это надо продолжать, потому что международных и республиканских трасс где-то 14,5 тысячи километров, а всего в стране 60-65 тысяч километров. Автодороги в горных странах, как наша, — это локомотив для других отраслей народного хозяйства", — говорит он.

Однако качество трасс, к сожалению, еще пока "хромает".

"Нам надо ставить у руля Минтранса специалистов-дорожников. Необходимо срочно начинать строить дороги с цементобетонным покрытием наряду с асфальтобетонным. Сырья для цемента у нас очень много. Надо заниматься внедрением новых технологий дорожных покрытий", — советует он.

Ситуацию может исправить участием в больших международных проектах, считает Бури Каримов.

"В прошлом был Великий Шелковый путь, теперь — "Один пояс — один путь", надо постараться, чтобы южные ветви его трасс транзитом проходили через Таджикистан. В других странах гостиницы полностью забиты иностранцами, а у нас пустые. Если мы будем развивать транспортную инфраструктуру, туризм тоже будет развит", — полагает он. 

При этом Бури Каримов убежден, что Таджикистану пока не стоит торопиться с платными дорогами.

"Изначально я был против платных дорог, потому что рядом всегда должны быть альтернативные бесплатные. Когда мы сделали платной Душанбе — Чанак, альтернативы не было. Потом, изучив мировой опыт, я пришел к выводу, что для Таджикистана тогда это был единственный правильный путь, потому что эту трассу нужно всегда содержать в хорошем состоянии, особенно зимой. Строить другие платные автодороги торопиться не надо, но совсем без них нельзя развиваться. Однако превращать построенные в советское время дороги в платные - неправильно. Я за платные дороги за счет частных инвесторов с прозрачной отчетностью, не за счет народа", — считает специалист.

Для горной республики важнее всего автомобильные дороги и автотранспорт. К сожалению, Таджикистан пока не производит свои автомобили.

"Пора тоже подумать хотя бы о выпуске грузовиков или легковых авто, это можно делать в сотрудничестве с какими-нибудь крупными компаниями, как делают Узбекистан, Казахстан и другие страны СНГ. О качестве автомобильного транспорта скажу так: мы получаем, грубо говоря, хлам и старье, а как результат — грязный воздух в городах и аварии на дорогах. Поэтому в этом направлении с точки зрения экологии и безопасности надо серьезно работать", — советует дорожник.

По его мнению, давно пора подумать об открытии в Душанбе и Худжанде метро небольшой протяженности. Причем сначала подземное, а уж после наземное.

"Трамваи в условиях больших городов — Душанбе, Куляба, Худжана и Бохтара — с моей точки зрения, неэффективны, хотя и экологичны. Но небольшое подземное метро давно пора начинать в Душанбе и Худжанде, хотя проект не из дешевых. Думать сразу о легком наземном не стоит. В наших условиях подойдут оба варианта, но начать надо именно с подземного", — говорит он, добавляя, что желательно не брать кредиты на строительство в дополнение к и так большому госдолгу, а привлекать зарубежные инвестиции, используя концессии и государственные частные партнерства.

Специалист добавил, что стоимость одного километра дороги в горных условиях обходится от 3 до 6 миллионов долларов за км. А строительство участка метро в стесненных городских условиях — в десятки раз больше. Но если Таджикистан находит средства на Рогунскую ГЭС, то и на другой проект найти финансирование будет посильной задачей.

Пора создавать полноценную таджикскую диаспору

Бури Каримов уже давно живет в России и готов поделиться ценными советами с соотечественниками.

"Как говорится, со своим уставом не ходи в чужой монастырь. Мы — мусульмане, мы обязаны и совершать фарзы, суннаты, но без показухи. Всегда сообщайте друзьям или родственникам, где вы. Не связывайтесь с продажей наркотиков, грабежом или хулиганством. Уважайте друг друга, чтобы не было разговоров про "межтаджикские войны" на каком-нибудь рынке. Оставьте местничество в Таджикистане, в РФ надо показать высокую культуру древнего народа. Часть заработанных денег тратьте на самообразование. Если не поступил в университет, иди в техникум, получай профессиональные навыки", — напутствует он.

На сегодняшний день в России не существует полноценной таджикской диаспоры. Конечно, в Москве и других больших городах России действуют несколько обществ и объединений, но, как показывает практика, этого недостаточно.

"На каком-то этапе все пустили на самотек. Надо уже давно создавать полноценную диаспору, объединять все таджикские общества в Москве и России в целом. А их руководителей можно сделать сопредседателями. Должны быть достойные представительства таджикского народа, чтобы помогать нашим трудовым мигрантам", — говорит Каримов.

По мнению Бури Каримова, сейчас в России проживает больше миллиона граждан и уроженцев Таджикистана, маловероятно, что в ближайшем будущем этот поток сократится.

"Мы обязаны дружить с РФ и самостоятельно создавать комфортные условия, об этом должны знать в посольстве и других структурах правительства Таджикистана", — уверен ученый.

5905
Теги:
Таджикистан
Темы:
Истории успешных таджиков (517)
Загрузка...

Орбита Sputnik