Преподавательский состав из РФ который отправляется в РТ учить таджикских детей

Кто едет обучать таджикских детей: знакомство с учителями из регионов РФ

2827
(обновлено 17:28 21.10.2020)
В посольстве Таджикистана в России прошла встреча с российскими учителями, которые через несколько дней отправятся в республику обучать школьников

ДУШАНБЕ, 25 авг — Sputnik. В посольстве Таджикистана в России прошла встреча с российскими учителями перед отправкой в таджикские школы. Sputnik Таджикистан пообщался с преподавателями и узнал их мнение о предстоящей командировке.

Уже через несколько дней 29 учителей из Костромской и Кемеровской областей, Республики Татарстан, Башкортостан и Дагестан начнут новый учебный год в школах разных областей Таджикистана. Чтобы помочь педагогам быстрее освоиться в новой среде, Министерство образования России совместно с посольством РТ в РФ провели для них исторический и культурный ликбез.

Учителя внимательно слушали представителя таджикской дипмиссии Сарвара Бахти и замдиректора международного департамента Минобразования России Игоря Шаповалова, а затем наперебой задавали вопросы о том, чего им ждать от поездки в Таджикистан. Беседа смогла в кратчайшие сроки рассеять сомнения любых скептиков относительно целесообразности командировки российских преподавателей.

"Чужие" наши

После красочной презентации и небольшого вводного курса в историю Таджикистана, учителям рассказали о том, чем им предстоит заниматься в государственных школах и какие задачи перед ними стоят. После чего российских специалистов, представляющих разные регионы России, попросили рассказать о себе и задавать интересующие их вопросы.

Тут обнаружился довольно интересный факт — делегации из Татарстана и Оренбурга представляют учителя-выходцы из Таджикистана, в свое время уехавшие из страны и получившие российское гражданство. Узнав о наборе в таджикские школы, они  радостью выразили желание вновь вернуться домой и преподавать детям на своей исторической родине.

Теперь общественные деятели, которые ранее возмущались тем, что в Таджикистан приглашают иностранцев вместо проживающих в России таджикских педагогов, могут выдохнуть спокойно — обещанная высокая зарплата попала в те руки.

Что касается занимаемых рабочих мест, то об этом тоже беспокоиться не стоит. Так, во время февральского визита Владимира Путина в Таджикистан речь шла о ста специалистах. На сегодняшний день, по словам Игоря Шаповалова, Россию в таджикских школах будут представлять всего 29 человек.

Во время общения удалось выяснить и еще один вопрос, витавший в воздухе — не противоречит ли исламский платок стандартам внешнего вида в школах Таджикистана? Смогут ли дагестанские учителя хорошо преподавать русский язык, не являясь его носителями? Оказалось, что беспокоиться не стоит.

"Дагестан — это светская республика, мы родились и выросли в светском обществе. Да, у нас есть свои особые традиции, но уверена, с этим проблем не возникнет. Если появится необходимость снять платок, наши женщины отнесутся с пониманием к этому требованию", — сказала Лиля Гаджиева, преподавательница химии из Северо-Кавказского региона.

Лилия Гаджиева, учитель химии из республики Дагестан
© Sputnik Стас Этвеш
Лилия Гаджиева, учитель химии из республики Дагестан

Что касается языковых знаний, то дагестанские преподаватели не просто блестяще владеют русским, в чем корреспондент Sputnik Таджикистан убедился лично, но и имеют филологическое образование, как мама Лили, которая вместе с дочерью будет преподавать в Таджикистане.

"Когда мы услышали в июле, что идет набор учителей для поездки в Таджикистан, то очень обрадовались. О Таджикистане мы знали много — что это горный край, очень солнечная и очень гостеприимная страна. К нашему счастью, мы прошли огромный конкурс, ведь в республике многие откликнулись на это предложение", — рассказала она.

О таджикском гостеприимстве, как выяснилось, слышали почти все российские преподаватели. В неформальной беседе стало ясно, что у многих педагогов родственники когда-то жили в Таджикистане. Так, Дмитрию Иванову из города Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области, преподающему информатику, о стране много рассказывал его дедушка.

Иванов Дмитрий, учитель информатики из г. Ленинск-Кузнецого Кемеровской области
© Sputnik
Иванов Дмитрий, учитель информатики из г. Ленинск-Кузнецого Кемеровской области

"Коллеги и родные понимали, что это отличная возможность, личностный рост, ты ведь представляешь Россию за рубежом, это перспектива. И задачи перед тобой стоят совсем другие, нежели у нас в стране. Правда, для родителей узнать о моей командировке длиной в год было тяжело, а для моих учеников — это оказалась вообще катастрофой", — улыбается Дмитрий, вспоминая о том, как он готовился к поездке в РТ. 

Не обошлось и без курьезов. Разговоры о теплой погоде были восприняты чересчур буквально, и одна из преподавателей даже спросила, нужно ли вести с собой зимнюю одежду. На что работники посольства ответили ей, что если человек об этом спрашивает, значит он ничего не знает о зиме 2016-2017 года, когда столица и еще полстраны в придачу оказались погребены под толщами снега.

Тем не менее пока о зиме думать рано. Учителей ожидает непривычно теплая для россиян осень, первые хлопоты, переезд и знакомство с учениками.

Для тех, кто решил поехать в РТ с семьей, уже подготовили двухкомнатные квартиры, а педагогов-одиночек ждут однокомнатное жилье в общежитии для преподавателей.

2827
Теги:
учителя, школы, преподаватели, русский язык, образование, Российская Федерация, Таджикистан
Темы:
Российские учителя в школах Таджикистана (99)
Ситация в поселке Логвиново на Донбассе

Киев мечтает о "карабахском сценарии" для Донбасса

450
(обновлено 16:49 27.11.2020)
Срыв Киевом очередного раунда переговоров Трехсторонней контактной группы (ТКГ) по урегулированию в Донбассе на этот раз дополнился резким заявлением главы украинской делегации

Леонид Кравчук "принципиально" потребовал от российской стороны "взять на себя политическую ответственность и формально определить свою позицию по необходимости выполнения договоренностей, достигнутых на высшем уровне в Париже в 2019 году, до конца текущего года". Что именно имеется в виду, можно только догадываться, пишет автор РИА Новости.

По словам представителя ЛНР, Украина отказалась рассматривать проект дорожной карты, подготовленный донбасскими республиками, заявив, что "хочет видеть проект от Российской Федерации". В свою очередь, полномочный представитель России в ТКГ Борис Грызлов ответил, что: во-первых, Москва поддерживает данный план "как минимум потому, что он соответствует Минским соглашениям"; а во-вторых, любой российский проект может рассматриваться как вмешательство во внутренние украинские дела — "соответственно, его не будет".

Как следствие, на прошедшей встрече не продвинулось решение ни единой проблемы — ни согласование дорожной карты, ни обмен пленными, ни открытие новых контрольно-пропускных пунктов.

Ничего нового в происходящем нет. Данная волынка — с редкими просветами в виде, например, обмена задержанными лицами — тянется уже почти шесть лет. Именно столько прошло с момента подписания Минских соглашений в феврале 2015 года.

Тот же Леонид Кравчук совсем недавно — после предыдущего и столь же провального раунда переговоров — прямо пояснил причины такого положения вещей. По его словам, те договоренности были "огромной ошибкой" и превратились в "политическую удавку на шее Украины".

В результате Киев все эти годы ведет вполне логичную — по его мнению — политику, просто саботируя соглашения и постоянно предпринимая попытки добиться их пересмотра.

Возможно, Запад был бы и не прочь подобным образом сдвинуть проблему с мертвой точки, но тут непоколебима позиция Москвы. Так что Берлину и Парижу остается только соглашаться, что ЛНР и ДНР давным-давно выполнили свою часть договоренностей — и именно Украина виновата в том, что ситуация продолжает висеть в воздухе.

Положение усугубляется, поскольку как раз Европа несет ответственность за действия Киева и выступает гарантом исполнения им взятых на себя обязательств. Так что вполне понятна всеобщая утрата энтузиазма и просто даже интереса к проблеме донбасского урегулирования: все осознали, что процесс там застыл в глухом клинче.

Год назад к проблеме в очередной раз попытались подступиться Эммануэль Макрон и Ангела Меркель, видимо, надеявшиеся, что со свежеизбранным президентом Владимиром Зеленским таки удастся добиться прогресса в урегулировании. Владимир Путин подобных иллюзий явно не питал, но в Париж приехал. Через две недели будет годовщина той встречи — воз, как и ожидалось, и ныне там.

Так что свежие призывы украинской стороны провести новую встречу на высшем уровне в "нормандском формате" до конца года на этот раз тонут в совсем уж тотальном равнодушии партнеров по "четверке".

Однако в этом однообразном пейзаже внезапно появился совершенно новый фактор, который заметно взбодрил Киев. Речь о событиях в Нагорном Карабахе.

Азербайджан спустя более четверти века смог вернуть под свой контроль территорию, на которой проживает — точнее, проживало, поскольку армяне массово покинули соответствующие районы, — негативно настроенное к нему население. Причем он смог этого добиться через военную победу.

Вряд ли можно представить себе более воодушевляющий для украинских властей пример, с которого они хотят снять лекала и перекроить на ситуацию в Донбассе. Инсайдеры утверждают, что Киев намерен чуть ли не напрямую заимствовать успешные военные наработки Азербайджана, в частности, активное применение турецких беспилотников Bayraktar TB2.

Однако даже важнее политическая составляющая процесса. До сих пор саботаж минского процесса со стороны Украины шел с самым банальным побуждением: она тянула резину в надежде, что проблема как-нибудь сама собой рассосется, поскольку "сдохнет либо шах, либо ишак". Теперь же у нее появилась куда более осмысленная, на ее взгляд, мотивация: ни в коем случае нельзя идти ни на какие "уступки", поскольку карабахская история доказала, что все в итоге можно решить в свою пользу, главное, несгибаемо стоять на своем.

Тут в очередной раз проявился карго-культ как концептуальная основа украинской государственности: раз получилось у Баку, значит, непременно получится и у нас — если сделать точно так же. При этом, разумеется, не принимаются во внимание никакие существующие отличия, включая такую "мелочь", как радикально разное состояние государственности Азербайджана и Украины. Про геополитическую составляющую момента и говорить не приходится.

Самое забавное заключается, пожалуй, в том, что ослепленный нарисованными в собственном воображении перспективами Киев упорно игнорирует такую крошечную деталь карабахского урегулирования, как итоговое появление в регионе — что характерно, при согласии всех вовлеченных сторон — российских миротворцев.

450
Теги:
политика, Украина, Россия, Нагорный Карабах
Люди у огня, архивное фото

Когда солнце было богом: что хранят легенды древнего Памира

679
(обновлено 11:28 24.11.2020)
Мир Памира был наполнен тайными символами, в которых огнепоклонничество уживалось с мистическим культом духов. О том, как выглядели и что значили эти верования, можно узнать благодаря историческим исследованиям и графической реконструкции

ДУШАНБЕ, 23 ноя — Sputnik, Мунавар Мамадназаров. От далеких предков памирцам достались представления, связанные с поклонением силам природы, добрым и злым духам, культом предков. Русский археолог Алексей Бобринский еще в 1908 году писал, что горцы Памира, чувствуя неизмеримую мощью сил природы, обратились к своему воображению, "оживили" окружающий мир в новые образы, наполнив горы, ущелья, пещеры, реки и даже дома тысячами духов. 

Нашлось в религиозной культуре горных регионов Таджикистана место поклонению солнца и общеиранским культам. С приходом ислама старые верования постепенно ушли в прошлое, однако эхо древних до сих пор заметно в наскальной живописи, архитектуре, легендах и сказках.

Примечательно и то, что даже памирское (шугнанское) слово "сег", означающее "сказка", отдалено перекликается с древнескандинавским, древнеирландским словом "сага" - сказание, повествование о богах и героях.

Пролить свет на тайное значение легенд и символики Памира помогает многолетний труд исследователей Таджикистана и России.

На рубеже мира людей и духов

Легенды горцев обнаруживают сходство и со сказками 1001 ночи, и отчасти - даже с греческим эпосом. Так, в преданиях горных таджиков существует сюжет о громадном одноглазом чудовище Гуль, загнавшем путешественников в пещеру. Ну чем не родной брат Циклопа из Одиссеи и седьмого странствия Синдбада-морехода. Бродячие сюжеты переходили с Востока на Запад и видоизмененные возвращались обратно, что не удивительно, поскольку видимых границ и барьеров в древности не было.

Жители Горного Бадахшана являются единственными шиитами-исмаилитами в суннитском пространстве Центральной Азии, но при этом в фольклоре памирцев хранится наследие древних индоиранских верований, среди которых мы видим элементы зороастризма, поклонения солнцу, буддизма и даже более древние символы, доставшиеся от совсем далеких предков.

Особенно популярны в памирских сказаниях легенды о пари - женских духах, которые могут незаметно передвигаться в пространстве и времени. Они уносят младенцев на вершины гор и возвращают их родителям уже взрослыми.

В одном шугнанском селении подобная история произошла с трехлетним мальчиком, который исчез на самой высокогорной летовке. Его искали несколько дней и нашли через неделю в 10 километрах от селения. Мальчик был сыт, к еде даже не притронулся, а на вопрос, где он все это время находился, ответил, что был у своей мамы.

Легенды эти до сих пор являются живой частью культуры. Так, во время экспедиции "Великий шелковый путь" на Памир в 1990-х годах японские корреспонденты с телеканала "Асахи" очень интересовались историей одной девушки из Язгулема, унесенной, по слухам, пари и возвращенной обратно. Они сняли на камеру рассказ родителей девушки об ее таинственном исчезновении на несколько лет. Появилась она неожиданно перед своими родителями на берегу реки. После таких "передвижений" она тоже стала блаженной, старалась отстраниться ото всех и не вышла замуж. Интерес японцев был вызван тем, что у них тоже бытуют легенды об исчезновении и возвращении детей.

Две головы под одной крышей: история и легенды мечети, где начнется конец света

Памирские духи, как и персонажи древнегреческой мифологии, появляются в человеческом обличье, пересекаясь с людьми в повседневной жизни. Пари в образе прекрасных дев соблазняют путников и пастухов, вступают с ними в интимную связь, от которой рождаются дети-полудемоны, наделенные сверхъестественной силой. Бытует мнение, что горные козлы - нахчиры - дети пари и людей, и потому их считали священными животными и называли "джондор", то есть "имеющие душу".

Кроме того, на Памире распространена местная страшилка о белой женщине - "сафед гинек", которая якобы часто спускается в горные селения. Эти представления напрямую перекликаются с легендами японцев о белой женщине. Полвека назад даже был снят леденящий душу японский фильм о белой снежной женщине. Не забудем и алмасты - большое волосатое существо, удивительно напоминающее снежного человека.

Среди других могучих существ - обитателей гор нельзя не вспомнить Вуйда (мужской демон) и Вайда (женский), близких к древнеиранским божествам Вайю и Вата. Арийский Вайю стерег души умерших у моста, ведущего в райскую обитель. С ними, возможно, связаны легенды о таких жутковатых обитателях потустороннего мира, как славянский Вий или осетинское божество Вайюг. По мнению ряда востоковедов, это служит весомым доказательством тесных контактов древних иранцев и славянских племен в период их проживания на общей прародине.

Также стоит упомянуть древний обряд "циров пидед" (возжигание свечи), который осуществляется после смерти человека, чтобы "сакральным светом и молитвами указать путь блуждающей душе". А чтобы облегчить духу умершего прощание с родными и близкими на третий день после смерти, приглашенные музыканты исполняют поминальные песни "маддо", в философской форме напоминавшие о бренности жизни и превратностях человеческих судеб.

Но древние верования памирцев сохранились не только в литературной и устной культуре, но и в более осязаемом виде - как руины святилищ и символическая резьба по камню.

Петроглифы Памира
© Фото М. Мамадназаров
Петроглифы Памира

Более 10 тысяч наскальных рисунков Памира отражают религиозные представления людей, населявших высокогорье тысячи лет назад. Сцены охоты, сражений, состязания лучников, шествия караванов - все это своеобразная энциклопедия наших предков, прочесть которую современному человеку не всегда удается. Но некоторые камни все-таки способны заговорить.

Рисунки на "крыше мира" 

Невзирая на суровые климатические условия, Памир заселялся еще с позднего палеолита, эпохи каменного века. Уже 10 тысяч лет назад костры древних поселенцев пылали на Восточном Памире, на высоте 4200 метров над уровнем моря в Ошхоне - самой высокогорной в мире стоянке древнего человека. Оглядываясь в глубь веков, трудно не поразиться силе человеческого духа людей, покоривших эти каменные безжизненные пустыни.

Жуткое меню наших предков: какой была продуктовая корзина каменного века

Тысячелетия назад ритуальные верования и магические ритуалы этой суровой местности были напрямую связаны с обеспечением плодородия, исцелением от болезней, символическим общением с миром духов, а также с принятием важных жизненных решений. Древние люди считали скалы своего рода барьерами между владениями людей и духов, а помогали им общаться с жителями потустороннего мира в том числе наскальные рисунки - петроглифы.

Петроглифы Памира
© Фото М. Мамадназаров
Петроглифы Памира

Так, на высоте более 4000 метров в гротах Шахты обнаружены самые высокогорные нанесенные краской рисунки эпохи раннего неолита со сценой охоты на диких животных и яков. Грот с рисунками, по сути, был храмом каменного века, местом общения с духами и проведения охотничье-магических обрядов.

Логичным развитием такого рода святилищ стало появление особых храмов, которые в силу своеобразных архитектурных решений стали уникальным примером культового зодчества Центральной Азии.

Любопытный пример - крепость Кафиркала, обнаруженная на высоком скальном массиве над селением Богев. При ее исследовании были определены два круглых домусульманских храма IV-VII вв., реконструкция которых предполагает широко распространенную на Памире ступенчатую балочную конструкцию со световым люком. Любопытно, что американские индейцы для перекрытия круглых, в плане заглубленных в землю церемониальных сооружений - кива, пришли к аналогичному способу конструирования ступенчатого потолка.

Реконструкция храма солнца кофиркала в богеве
© Фото М. Мамадназаров
Реконструкция храма солнца кофиркала в богеве

В сочетании с крепостными стенами и башнями храмы Кофиркала составляли в древности и Средневековье хорошо укрепленный общественно-культовый центр Шугнана, связанный с поклонением солнцу. Круглый план делал храм удобным для групповой медитации, общей дискуссии и нередко посредством особых элементов интерьера (крупным камням) ориентировался по ключевым точкам, по которым определяются сельскохозяйственные календарные даты.

Новый год - 2021: чего ждать от Белого Металлического Быка

Обычно для наблюдения за солнцем жрецы использовали уникальный культово-ритуальный комплекс в виде больших по площади фигурных каменных выкладок. По ним определяли восход солнца в день весеннего и осеннего равноденствия, а также день летнего и зимнего солнцестояния.

Камни солнечного бога

Но солнечный культ коснулся не только пещер, храмов и крепостей, но даже повлиял на архитектуру простых жилищ. К примеру, солнечный луч, попадающий в разное время года через световой люк внутрь традиционного памирского дома, фиксировался на конструктивных элементах жилища, позволяя определять календарные дни и циклы сельскохозяйственных работ.

Огонь в очаге, излучающий свет и распространяющий тепло, воспринимался как своеобразная проекция солнца, привнесенная в жилище. Памирцы (ваханцы и ишкашимцы) - в древности язычники-солнцепоклонники - называют солнце, в том числе, Ремузд по имени зороастрийского верховного бога Ахарумазда.

Так что древнеперсидская вера сохранилась в языке народов Таджикистана намного дольше, чем это можно предположить. Буквально - пережила тысячелетия.

Чуть позже почитание солнца преобразилось вместе с распространением древнеиранского культа бога Митры, с которым связывается множество рисунков коней и колесниц на памирских петроглифах. В представлениях митраистов, по синему бездонному небу плывет солнце в своей золотой колеснице.

Небесные колесницы бога митры
© Фото М. Мамадназаров
Небесные колесницы бога митры

И некоторые исследователи считают, что и само название "Памир" происходит от иранского Па-и-Мехр - подножие Митры.

О распространении культа солнца на Памире в те времена свидетельствуют большое количество круглых многолучевых розеток, лунообразных фигур, крестов, изображенных в наскальных рисунках Акджильги, Вебестдары и Лангара.

При рассмотрении фотоснимков территории Памира с космоса можно заметить отчетливые контуры крупных, еще не исследованных круглых построек. Это позволяет надеяться на то, что дальнейшие археологические изыскания принесут немало сенсационных открытий.

679
Теги:
Таджикистан, Памир, история
Гости и участники форума предпринимателей

В Таджикистане впервые награжден врач за борьбу с пандемией

207
(обновлено 20:40 04.12.2020)
Медаль "За борьбу с пандемией" стала второй значительной наградой молодого врача Мухаммадджона Хусейнова

ДУШАНБЕ, 4 дек — Sputnik. Студент Таджикского государственного медицинского университета имени Абуали Сино и фельдшер больницы "Истиклол" Мухаммадджон Хусейнов удостоился медали "За борьбу с пандемией", сообщает НИАТ "Ховар".

Молодой врач стал первым человеком в республике, получившим такую награду.

Медаль Хусейнову выдал представитель Общероссийской общественной организации ветеранов "Боевое братство" на территории 201-й военной базы России Саидахмад Давлатов. Он приехал в университет и в ходе торжественной церемонии поздравил фельдшера.

Спасают сердца: таджикские врачи провели сложнейшую кардиооперацию - видео

Напомним, что Хусейнов прославился в мае 2020 года. В самом начале пандемии коронавируса специалист записал видеообращение, в котором рассказал о подвиге врачей, борющихся с инфекцией. Также молодой фельдшер раскритиковал медиков, достойно не выполняющих свои обязанности.

Развозил еду старикам: волонтер из Таджикистана получил награду от Путина

Обращение оценил президент республики Эмомали Рахмон. Во время встречи с представителями сферы здравоохранения Таджикистана глава государства пригласил Хусейнова выступить с речью. На мероприятии глава страны также наградил студента медалью "Милосердие".

207
Теги:
ТГМУ, медаль, Истиклол, врач, студент, коронавирус
Темы:
Коронавирус в Таджикистане: последние новости