Школьники в классе, архивное фото

Нужны ли Таджикистану российские учителя? Правильный ответ: нужны

872
(обновлено 00:56 24.08.2017)
Вопреки мнениям критиков, российские педагоги в РТ не отнимут места и зарплату у таджикистанских специалистов, а вот ситуацию с образованием, напротив, могут улучшить

ДУШАНБЕ, 23 авг — Sputnik, Рубен Гарсия. Правительство Таджикистана и многие родители рады российским учителям, которые совсем скоро приедут в таджикские школы. В то же время общественность Таджикистана сомневается, будут ли иностранные специалисты лучше таджикских и стоит ли отдавать им рабочие места?

К 1 сентября в Таджикстан из России приедут 34 учителя. Они станут преподавать в таджикских школах как русский язык и литературу, так и точные науки — математику, физику, химию, информатику.

Кроме того, Россия передаст школам около 20 тонн учебников. Заниматься этим будет Министерство образования РФ, Россотрудничество, фонд "Русский мир" и "Русская гуманитарная миссия".

В Таджикистане совсем по-разному смотрят на ситуацию с новыми учителями.

К примеру, родители, которые рассчитывают, что их дети, повзрослев, продолжат обучение в российских институтах, наверняка будут рады такому педагогическому десанту. С другой стороны, многие выражают сомнение в том, что иностранные преподаватели смогут подготовить детей лучше, чем выпускники таджикских педагогических вузов.

Их нравы и квалификация

Особое недоумение вызвали 7 учителей, которые приедут в республику из Дагестана. Дескать, национальное происхождение не делает их носителями русского языка.

"Несмотря на мое теплое и братское отношение к этому народу (даргинцам), я хочу выразить сомнение в том, что учителя из Дагестана будут лучше преподавать русский язык таджикским детям, чем те таджики, которые в поисках куска хлеба находятся сейчас в России, и многие из них имеют педагогическое образование, в том числе дипломы преподавателей русского языка", — пишет на своей страничке в Facebook профессор, преподаватель персидского языка Саффар Абдуллох.

По его словам, есть еще и множество русских преподавателей, которые родились и выросли в Таджикистане и знают обычаи, историю и культуру таджиков. Так почему бы не привлечь их к преподавательской работе?

Да и если говорить об обычаях и культуре, то некоторых смущает, не станет ли религиозная одежда, типа хиджаба, препятствием для работы в таджикских образовательных учреждениях, где приветствуется светский дресс-код?

"Я не поняла, почему (направляются учителя — ред.) из Дагестана, учитывая их строгий стиль мусульманской одежды, которая совсем расходится с требованиями наших властей", — удивляется телеведущая Наргис Рахматшоева.

Однако те, кто имел возможность хоть раз съездить в Дагестан, знает, что в пределах крупных городов рассказы о чрезвычайной строгости исламских нравов сильно преувеличены. И ношение платков — это личной выбор каждой отдельной женщины, а не обязательное правило. В этом смысле Республика Дагестан мало чем отличается от Республики Таджикистан.

Поэтому здесь проблем возникнуть не должно, и такие моменты могут быть спокойно улажены между конкретной преподавательницей и директором школы.

Что касается подготовки специалистов, то учитель из Дагестана не обязательно значит учитель-даргинец. А если и так, то опытный преподаватель русского языка с Кавказа мало чем отличается по уровню подготовки от учителя из Татарстана, Костромской, Кемеровской областей или прочих регионов, откуда педагоги поедут в Таджикистан.

А уж представлять Россию за рубежом власти, наверняка, отправят лучших специалистов в своем деле.

Но главное в другом. Учителей из РФ приглашают не только ради преподавания русского. Сейчас в российской системе образования важно не то, сколько действительно знает ученик, а соответствует ли он жестко регламентированным образовательным стандартам, способен ли поставить нужную галочку в тесте.

И таджикский педагог, каким бы блестящим учителем ни был, сильно проигрывает тем, кто с этими стандартами сталкивается ежедневно.

Опять же речь идет о том случае, когда будущий выпускник таджикской школы продолжит обучение в российском вузе.

Вот это зарплата

Возможно, командировка российских учителей не привлекала бы столько внимания, если бы не обещанная им зарплата в 74 тысячи рублей. Пользователи интернета выразили мнение, что за такие деньги можно было бы вернуть на родину таджикских учителей, которые были вынуждены уехать работать в Россию, чтобы содержать семью.

"До какой степени нужно ненавидеть таджиков в Таджикистане, чтобы вытеснить высококвалифицированных учителей и на их место пригласить рядовых из-за границы! Платят им в разы больше, дали жилье. Смешно? Трагично!" — возмущается эксперт Абдулло Давлатов.

Действительно, разница в зарплатах колоссальная. Так, преподавательница физики высшей категории из душанбинской школы получает за две ставки в среднем 1300 сомони (почти 10 тысяч рублей). Но чтобы хоть как-то свести концы с концами, вынуждена брать двойную ставку и едва ли не ночевать в стенах школы.

И тут стоит отметить, что большую часть зарплаты — 60 тысяч рублей, российским учителям платит Минобрнауки России, и оно же предоставляет им медицинскую страховку. Добавим, что такой оклад не получает при полной нагрузке даже очень хороший специалист в школах Москвы, городе с самыми большими зарплатами во всей России.

Так что ставка российских специалистов в Таджикистане — это своего рода поощрение, компенсация за смену привычной обстановки. И, к сожалению, на повышение оклада как таджикских, так и российских учителей, это никак не влияет.

Книгам рады все

Хорошо еще, что поставки книг в Таджикистан не вызывают никаких споров. Они в республике действительно нужны, это признают и представители лучших школ республики.

"Учебники необходимы. К сожалению, у нас нет возможности выдавать их бесплатно. Мы выходим из положения, заказывая учебные пособия в местном книжном магазине, а дети сами потом покупают их", — рассказывает директор школы при Российско-Таджикском славянском университете Светлана Пирова.

В этом году проблему решат хотя бы частично, хотя, увы, получить новые учебники повезет не всем.

"Русская гуманитарная миссия" везет 7 комплектов учебников по всем предметам для 7-ми школ, где преподавание ведется полностью на русском языке. Наш фонд поставит еще 20 тысяч книг, но исключительно по русскому языку и литературе. Мы передадим эти книги в Минобразования РТ, которое и займется распределением учебников по школам", — рассказал Sputnik Таджикистан руководитель Управления образовательных программ "Русского мира" Виктор Буянов.

Общую проблему дефицита специалистов и учебных пособий в школах с русским языком обучения отметил еще в 2015 году министр образования Таджикистана Нуриддин Саид. По данным его ведомства, уже на тот момент республиканские школы необходимо было укомплектовать еще 333-мя специалистами на русском языке обучения.

Ранее, в 2013 году президент Эмомали Рахмон в ходе визита в Москву попросил российскую сторону прислать в РТ специалистов для обучения на русском языке.

А уже во время недавней поездки Владимира Путина в Таджикистан, делегации двух стран вплотную взялись за решение этого вопроса.

"Насколько мне известно, изначально речь шла о ста специалистах-педагогах. Сейчас их едет всего 34. Этот проект стоит рассматривать как пилотный. Поэтому обсуждать, сколько он будет продолжаться, сейчас рано", — пояснил Виктор Буянов.

Конкретно, учителя приедут в Таджикистан сроком всего на один год и будет их менее четырех десятков. Так что переживать по поводу занятости рабочих мест и замещения ими собственных специалистов, пожалуй, не стоит.

872
Теги:
учителя, преподаватели, зарплата, школа, русский язык, образование, Министерство образования и науки Таджикистана, Россия, Таджикистан
Темы:
Российские учителя в школах Таджикистана (99)
Ситация в поселке Логвиново на Донбассе

Киев мечтает о "карабахском сценарии" для Донбасса

450
(обновлено 16:49 27.11.2020)
Срыв Киевом очередного раунда переговоров Трехсторонней контактной группы (ТКГ) по урегулированию в Донбассе на этот раз дополнился резким заявлением главы украинской делегации

Леонид Кравчук "принципиально" потребовал от российской стороны "взять на себя политическую ответственность и формально определить свою позицию по необходимости выполнения договоренностей, достигнутых на высшем уровне в Париже в 2019 году, до конца текущего года". Что именно имеется в виду, можно только догадываться, пишет автор РИА Новости.

По словам представителя ЛНР, Украина отказалась рассматривать проект дорожной карты, подготовленный донбасскими республиками, заявив, что "хочет видеть проект от Российской Федерации". В свою очередь, полномочный представитель России в ТКГ Борис Грызлов ответил, что: во-первых, Москва поддерживает данный план "как минимум потому, что он соответствует Минским соглашениям"; а во-вторых, любой российский проект может рассматриваться как вмешательство во внутренние украинские дела — "соответственно, его не будет".

Как следствие, на прошедшей встрече не продвинулось решение ни единой проблемы — ни согласование дорожной карты, ни обмен пленными, ни открытие новых контрольно-пропускных пунктов.

Ничего нового в происходящем нет. Данная волынка — с редкими просветами в виде, например, обмена задержанными лицами — тянется уже почти шесть лет. Именно столько прошло с момента подписания Минских соглашений в феврале 2015 года.

Тот же Леонид Кравчук совсем недавно — после предыдущего и столь же провального раунда переговоров — прямо пояснил причины такого положения вещей. По его словам, те договоренности были "огромной ошибкой" и превратились в "политическую удавку на шее Украины".

В результате Киев все эти годы ведет вполне логичную — по его мнению — политику, просто саботируя соглашения и постоянно предпринимая попытки добиться их пересмотра.

Возможно, Запад был бы и не прочь подобным образом сдвинуть проблему с мертвой точки, но тут непоколебима позиция Москвы. Так что Берлину и Парижу остается только соглашаться, что ЛНР и ДНР давным-давно выполнили свою часть договоренностей — и именно Украина виновата в том, что ситуация продолжает висеть в воздухе.

Положение усугубляется, поскольку как раз Европа несет ответственность за действия Киева и выступает гарантом исполнения им взятых на себя обязательств. Так что вполне понятна всеобщая утрата энтузиазма и просто даже интереса к проблеме донбасского урегулирования: все осознали, что процесс там застыл в глухом клинче.

Год назад к проблеме в очередной раз попытались подступиться Эммануэль Макрон и Ангела Меркель, видимо, надеявшиеся, что со свежеизбранным президентом Владимиром Зеленским таки удастся добиться прогресса в урегулировании. Владимир Путин подобных иллюзий явно не питал, но в Париж приехал. Через две недели будет годовщина той встречи — воз, как и ожидалось, и ныне там.

Так что свежие призывы украинской стороны провести новую встречу на высшем уровне в "нормандском формате" до конца года на этот раз тонут в совсем уж тотальном равнодушии партнеров по "четверке".

Однако в этом однообразном пейзаже внезапно появился совершенно новый фактор, который заметно взбодрил Киев. Речь о событиях в Нагорном Карабахе.

Азербайджан спустя более четверти века смог вернуть под свой контроль территорию, на которой проживает — точнее, проживало, поскольку армяне массово покинули соответствующие районы, — негативно настроенное к нему население. Причем он смог этого добиться через военную победу.

Вряд ли можно представить себе более воодушевляющий для украинских властей пример, с которого они хотят снять лекала и перекроить на ситуацию в Донбассе. Инсайдеры утверждают, что Киев намерен чуть ли не напрямую заимствовать успешные военные наработки Азербайджана, в частности, активное применение турецких беспилотников Bayraktar TB2.

Однако даже важнее политическая составляющая процесса. До сих пор саботаж минского процесса со стороны Украины шел с самым банальным побуждением: она тянула резину в надежде, что проблема как-нибудь сама собой рассосется, поскольку "сдохнет либо шах, либо ишак". Теперь же у нее появилась куда более осмысленная, на ее взгляд, мотивация: ни в коем случае нельзя идти ни на какие "уступки", поскольку карабахская история доказала, что все в итоге можно решить в свою пользу, главное, несгибаемо стоять на своем.

Тут в очередной раз проявился карго-культ как концептуальная основа украинской государственности: раз получилось у Баку, значит, непременно получится и у нас — если сделать точно так же. При этом, разумеется, не принимаются во внимание никакие существующие отличия, включая такую "мелочь", как радикально разное состояние государственности Азербайджана и Украины. Про геополитическую составляющую момента и говорить не приходится.

Самое забавное заключается, пожалуй, в том, что ослепленный нарисованными в собственном воображении перспективами Киев упорно игнорирует такую крошечную деталь карабахского урегулирования, как итоговое появление в регионе — что характерно, при согласии всех вовлеченных сторон — российских миротворцев.

450
Теги:
политика, Украина, Россия, Нагорный Карабах
Люди у огня, архивное фото

Когда солнце было богом: что хранят легенды древнего Памира

679
(обновлено 11:28 24.11.2020)
Мир Памира был наполнен тайными символами, в которых огнепоклонничество уживалось с мистическим культом духов. О том, как выглядели и что значили эти верования, можно узнать благодаря историческим исследованиям и графической реконструкции

ДУШАНБЕ, 23 ноя — Sputnik, Мунавар Мамадназаров. От далеких предков памирцам достались представления, связанные с поклонением силам природы, добрым и злым духам, культом предков. Русский археолог Алексей Бобринский еще в 1908 году писал, что горцы Памира, чувствуя неизмеримую мощью сил природы, обратились к своему воображению, "оживили" окружающий мир в новые образы, наполнив горы, ущелья, пещеры, реки и даже дома тысячами духов. 

Нашлось в религиозной культуре горных регионов Таджикистана место поклонению солнца и общеиранским культам. С приходом ислама старые верования постепенно ушли в прошлое, однако эхо древних до сих пор заметно в наскальной живописи, архитектуре, легендах и сказках.

Примечательно и то, что даже памирское (шугнанское) слово "сег", означающее "сказка", отдалено перекликается с древнескандинавским, древнеирландским словом "сага" - сказание, повествование о богах и героях.

Пролить свет на тайное значение легенд и символики Памира помогает многолетний труд исследователей Таджикистана и России.

На рубеже мира людей и духов

Легенды горцев обнаруживают сходство и со сказками 1001 ночи, и отчасти - даже с греческим эпосом. Так, в преданиях горных таджиков существует сюжет о громадном одноглазом чудовище Гуль, загнавшем путешественников в пещеру. Ну чем не родной брат Циклопа из Одиссеи и седьмого странствия Синдбада-морехода. Бродячие сюжеты переходили с Востока на Запад и видоизмененные возвращались обратно, что не удивительно, поскольку видимых границ и барьеров в древности не было.

Жители Горного Бадахшана являются единственными шиитами-исмаилитами в суннитском пространстве Центральной Азии, но при этом в фольклоре памирцев хранится наследие древних индоиранских верований, среди которых мы видим элементы зороастризма, поклонения солнцу, буддизма и даже более древние символы, доставшиеся от совсем далеких предков.

Особенно популярны в памирских сказаниях легенды о пари - женских духах, которые могут незаметно передвигаться в пространстве и времени. Они уносят младенцев на вершины гор и возвращают их родителям уже взрослыми.

В одном шугнанском селении подобная история произошла с трехлетним мальчиком, который исчез на самой высокогорной летовке. Его искали несколько дней и нашли через неделю в 10 километрах от селения. Мальчик был сыт, к еде даже не притронулся, а на вопрос, где он все это время находился, ответил, что был у своей мамы.

Легенды эти до сих пор являются живой частью культуры. Так, во время экспедиции "Великий шелковый путь" на Памир в 1990-х годах японские корреспонденты с телеканала "Асахи" очень интересовались историей одной девушки из Язгулема, унесенной, по слухам, пари и возвращенной обратно. Они сняли на камеру рассказ родителей девушки об ее таинственном исчезновении на несколько лет. Появилась она неожиданно перед своими родителями на берегу реки. После таких "передвижений" она тоже стала блаженной, старалась отстраниться ото всех и не вышла замуж. Интерес японцев был вызван тем, что у них тоже бытуют легенды об исчезновении и возвращении детей.

Две головы под одной крышей: история и легенды мечети, где начнется конец света

Памирские духи, как и персонажи древнегреческой мифологии, появляются в человеческом обличье, пересекаясь с людьми в повседневной жизни. Пари в образе прекрасных дев соблазняют путников и пастухов, вступают с ними в интимную связь, от которой рождаются дети-полудемоны, наделенные сверхъестественной силой. Бытует мнение, что горные козлы - нахчиры - дети пари и людей, и потому их считали священными животными и называли "джондор", то есть "имеющие душу".

Кроме того, на Памире распространена местная страшилка о белой женщине - "сафед гинек", которая якобы часто спускается в горные селения. Эти представления напрямую перекликаются с легендами японцев о белой женщине. Полвека назад даже был снят леденящий душу японский фильм о белой снежной женщине. Не забудем и алмасты - большое волосатое существо, удивительно напоминающее снежного человека.

Среди других могучих существ - обитателей гор нельзя не вспомнить Вуйда (мужской демон) и Вайда (женский), близких к древнеиранским божествам Вайю и Вата. Арийский Вайю стерег души умерших у моста, ведущего в райскую обитель. С ними, возможно, связаны легенды о таких жутковатых обитателях потустороннего мира, как славянский Вий или осетинское божество Вайюг. По мнению ряда востоковедов, это служит весомым доказательством тесных контактов древних иранцев и славянских племен в период их проживания на общей прародине.

Также стоит упомянуть древний обряд "циров пидед" (возжигание свечи), который осуществляется после смерти человека, чтобы "сакральным светом и молитвами указать путь блуждающей душе". А чтобы облегчить духу умершего прощание с родными и близкими на третий день после смерти, приглашенные музыканты исполняют поминальные песни "маддо", в философской форме напоминавшие о бренности жизни и превратностях человеческих судеб.

Но древние верования памирцев сохранились не только в литературной и устной культуре, но и в более осязаемом виде - как руины святилищ и символическая резьба по камню.

Петроглифы Памира
© Фото М. Мамадназаров
Петроглифы Памира

Более 10 тысяч наскальных рисунков Памира отражают религиозные представления людей, населявших высокогорье тысячи лет назад. Сцены охоты, сражений, состязания лучников, шествия караванов - все это своеобразная энциклопедия наших предков, прочесть которую современному человеку не всегда удается. Но некоторые камни все-таки способны заговорить.

Рисунки на "крыше мира" 

Невзирая на суровые климатические условия, Памир заселялся еще с позднего палеолита, эпохи каменного века. Уже 10 тысяч лет назад костры древних поселенцев пылали на Восточном Памире, на высоте 4200 метров над уровнем моря в Ошхоне - самой высокогорной в мире стоянке древнего человека. Оглядываясь в глубь веков, трудно не поразиться силе человеческого духа людей, покоривших эти каменные безжизненные пустыни.

Жуткое меню наших предков: какой была продуктовая корзина каменного века

Тысячелетия назад ритуальные верования и магические ритуалы этой суровой местности были напрямую связаны с обеспечением плодородия, исцелением от болезней, символическим общением с миром духов, а также с принятием важных жизненных решений. Древние люди считали скалы своего рода барьерами между владениями людей и духов, а помогали им общаться с жителями потустороннего мира в том числе наскальные рисунки - петроглифы.

Петроглифы Памира
© Фото М. Мамадназаров
Петроглифы Памира

Так, на высоте более 4000 метров в гротах Шахты обнаружены самые высокогорные нанесенные краской рисунки эпохи раннего неолита со сценой охоты на диких животных и яков. Грот с рисунками, по сути, был храмом каменного века, местом общения с духами и проведения охотничье-магических обрядов.

Логичным развитием такого рода святилищ стало появление особых храмов, которые в силу своеобразных архитектурных решений стали уникальным примером культового зодчества Центральной Азии.

Любопытный пример - крепость Кафиркала, обнаруженная на высоком скальном массиве над селением Богев. При ее исследовании были определены два круглых домусульманских храма IV-VII вв., реконструкция которых предполагает широко распространенную на Памире ступенчатую балочную конструкцию со световым люком. Любопытно, что американские индейцы для перекрытия круглых, в плане заглубленных в землю церемониальных сооружений - кива, пришли к аналогичному способу конструирования ступенчатого потолка.

Реконструкция храма солнца кофиркала в богеве
© Фото М. Мамадназаров
Реконструкция храма солнца кофиркала в богеве

В сочетании с крепостными стенами и башнями храмы Кофиркала составляли в древности и Средневековье хорошо укрепленный общественно-культовый центр Шугнана, связанный с поклонением солнцу. Круглый план делал храм удобным для групповой медитации, общей дискуссии и нередко посредством особых элементов интерьера (крупным камням) ориентировался по ключевым точкам, по которым определяются сельскохозяйственные календарные даты.

Новый год - 2021: чего ждать от Белого Металлического Быка

Обычно для наблюдения за солнцем жрецы использовали уникальный культово-ритуальный комплекс в виде больших по площади фигурных каменных выкладок. По ним определяли восход солнца в день весеннего и осеннего равноденствия, а также день летнего и зимнего солнцестояния.

Камни солнечного бога

Но солнечный культ коснулся не только пещер, храмов и крепостей, но даже повлиял на архитектуру простых жилищ. К примеру, солнечный луч, попадающий в разное время года через световой люк внутрь традиционного памирского дома, фиксировался на конструктивных элементах жилища, позволяя определять календарные дни и циклы сельскохозяйственных работ.

Огонь в очаге, излучающий свет и распространяющий тепло, воспринимался как своеобразная проекция солнца, привнесенная в жилище. Памирцы (ваханцы и ишкашимцы) - в древности язычники-солнцепоклонники - называют солнце, в том числе, Ремузд по имени зороастрийского верховного бога Ахарумазда.

Так что древнеперсидская вера сохранилась в языке народов Таджикистана намного дольше, чем это можно предположить. Буквально - пережила тысячелетия.

Чуть позже почитание солнца преобразилось вместе с распространением древнеиранского культа бога Митры, с которым связывается множество рисунков коней и колесниц на памирских петроглифах. В представлениях митраистов, по синему бездонному небу плывет солнце в своей золотой колеснице.

Небесные колесницы бога митры
© Фото М. Мамадназаров
Небесные колесницы бога митры

И некоторые исследователи считают, что и само название "Памир" происходит от иранского Па-и-Мехр - подножие Митры.

О распространении культа солнца на Памире в те времена свидетельствуют большое количество круглых многолучевых розеток, лунообразных фигур, крестов, изображенных в наскальных рисунках Акджильги, Вебестдары и Лангара.

При рассмотрении фотоснимков территории Памира с космоса можно заметить отчетливые контуры крупных, еще не исследованных круглых построек. Это позволяет надеяться на то, что дальнейшие археологические изыскания принесут немало сенсационных открытий.

679
Теги:
Таджикистан, Памир, история
Гости и участники форума предпринимателей

В Таджикистане впервые награжден врач за борьбу с пандемией

183
(обновлено 20:40 04.12.2020)
Медаль "За борьбу с пандемией" стала второй значительной наградой молодого врача Мухаммадджона Хусейнова

ДУШАНБЕ, 4 дек — Sputnik. Студент Таджикского государственного медицинского университета имени Абуали Сино и фельдшер больницы "Истиклол" Мухаммадджон Хусейнов удостоился медали "За борьбу с пандемией", сообщает НИАТ "Ховар".

Молодой врач стал первым человеком в республике, получившим такую награду.

Медаль Хусейнову выдал представитель Общероссийской общественной организации ветеранов "Боевое братство" на территории 201-й военной базы России Саидахмад Давлатов. Он приехал в университет и в ходе торжественной церемонии поздравил фельдшера.

Спасают сердца: таджикские врачи провели сложнейшую кардиооперацию - видео

Напомним, что Хусейнов прославился в мае 2020 года. В самом начале пандемии коронавируса специалист записал видеообращение, в котором рассказал о подвиге врачей, борющихся с инфекцией. Также молодой фельдшер раскритиковал медиков, достойно не выполняющих свои обязанности.

Развозил еду старикам: волонтер из Таджикистана получил награду от Путина

Обращение оценил президент республики Эмомали Рахмон. Во время встречи с представителями сферы здравоохранения Таджикистана глава государства пригласил Хусейнова выступить с речью. На мероприятии глава страны также наградил студента медалью "Милосердие".

183
Теги:
ТГМУ, медаль, Истиклол, врач, студент, коронавирус
Темы:
Коронавирус в Таджикистане: последние новости