Водонасосная станция

Успеть за десять лет: власти РТ напоминают миру о водных проблемах

421
(обновлено 13:06 13.04.2017)
Всего за десять лет мир должен договориться о том, чтобы прекратить тратить воду попусту

ДУШАНБЕ, 12 апр — Sputnik, Рубен Гарсия. Руководство Таджикистана является зачинателем и наиболее активным лоббистом большинства водных инициатив в ООН.

Президент Таджикистана Эмомоли Размон принял постоянного координатора ООН, нового руководителя Программы развития ООН (ПРООН) Пратибха Мехта
© Фото : Официальная страница президента РТ в Facebook

Ближайшая и, возможно, самая заметная из них — это "Международное десятилетие действия стратегии "Вода для устойчивого развития" на 2018-2028", о которой впервые заговорил в 2015 году президент РТ Эмомали Рахмон во время визита в Южную Корею.

В чём суть этой программы и почему Таджикистан с таким упорством продвигает в Генассамблее ООН проекты, связанные с сохранением водных ресурсов?

"Резолюция ООН по данной программе подчёркивает важность эффективного водопользования на всех с уровнях с учётом взаимосвязей между водными ресурсами, продовольствием, энергетикой и окружающей средой", — отмечает чрезвычайный и полномочный посол РТ в России Имомуддин Сатторов.

На практике это значит следующее. За десять лет страны — члены ООН (инициативу поддержало 177 государств) должны объединить колоссальные финансовые усилия, разработать и внедрить в особо засушливых и вододефицитных регионах мира систему "умного" водоснабжения, что позволит свести к минимуму перерасход воды на бытовые и сельскохозяйственные нужды и спасти от голода и жажды миллионы людей.

Почему же именно Таджикистан берёт на себя функции международного лоббиста водных инициатив? Нельзя сказать, чтобы правительство, скажем, Йемена, Алжира или Судана не страдало от засухи и не осознавало того, что ценность глотка воды в ближайшие десятилетия будет равняться ценности человеческой жизни. 

Дело в том, что РТ и её соседи по региону не только не сотрясаются изнутри постоянными войнами, когда о созидании и экологии даже не думают, но и обладают подходящей инфраструктурой для приведения в жизнь масштабных водоохранных инициатив.

Но главное, что между государствами Центральной Азии в последние годы наблюдается потепление взаимоотношений. В частности, Душанбе и Ташкент спустя много лет восстановили прямое авиасообщение и развивают приграничную торговлю. Собственно, такого сближения между республиками ЦА не было со времён СССР. 

Но их объединяет не только восстановление торгово-экономических связей, но и острая необходимость решать насущные проблемы сообща.

"Стратегической целью является обеспечение продовольственной безопасности в условиях высоких темпов роста населения при ограниченных земельных ресурсах. Всё это требует предельно рационального распределения запасов воды", — подчеркнул Сатторов на недавнем брифинге в таджикистанском посольстве, посвящённом реализации десятилетней водной программы.

И в этом смысле дипломатическая дружба между республиками является хорошей основой для реализации дорогих и наукоёмких инфраструктурных проектов, чем не всегда может похвастаться засушливый Ближний Восток или Африка, где соседствующие страны, к примеру, Эфиопия, Судан и Египет, чаще готовы бряцать оружием перед соперником, чем садиться за стол переговоров.

Безразличных быть не может

Реализация программы "Вода для устойчивого развития" потребует определённых затрат. Для сравнения — предыдущая инициатива Таджикистана "Вода для жизни" обошлась в 1,5 миллиарда долларов. Сравнительно небольшая цена за то, чтобы более полутора миллионов человек получили доступ к питьевой воде.

Однако за 2018-2028 год от государств — членов ООН потребуется кроме этого ещё и обеспечить разумный расход воды на нужды гидроэнергетики и орошения сельскохозяйственных угодий.

"Между водными ресурсами, энергетикой и продовольственной безопасностью в регионе существует теснейшая связь. Эта проблема потребует участия всех игроков — как индустриально развитых стран, так и развивающихся. А кроме того, ещё привлечения средств частного бизнеса. Чтобы каждый внёс свой вклад в решение водных проблем", — пояснил Имомуддин Сатторов Sputnik Таджикистан.

По словам дипломата, ежегодно на территории РТ формируется 64 миллиарда кубометров воды, что составляет почти 60% речного стока в регионе.
Впрочем, даже такое водное богатство не защищает государство от серьёзнейших экологических проблем.

Напомним, что исследователи относят страны Центрально-Азиатского региона к так называемому Монголо-Аравийскому поясу повышенного водного стресса.

Страны, входящие в этот пояс, либо уже испытывают острую нехватку пресной воды, либо в ближайшие годы рискуют столкнуться с угрозой глобального обезвоживания земель.

И, увы, в современном мире распределение водных ресурсов легко может стать поводом для начала войны.

Так, в 2013 году правительство Эфиопии объявило о начале строительства мощнейшей ГЭС на Голубом Ниле — главном истоке Большого Нила. И это страшно не понравились Египту, территория которого находится ниже по течению реки.

"Нил — это богатство Египта, если оно уменьшится хоть на каплю, альтернативой станет наша кровь", — примерно так ответил на заявления Эфиопии экс-президент страны Мухаммед Мурси.

И пригрозил вмешательством военных, в то время как радикальные египетские богословы заявляли о джихаде против властей Эфиопии.

Что же касается ЦА, то во времена СССР в советских республиках существовала жёсткая система квот на потребление воды. Происходил своеобразный бартер — в Узбекистане меняли свой газ на воду, поставляемую Кыргызской и Таджикской ССР.

После распада Советского Союза каждая из независимых республик больше не была связана едиными законами и нормами с соседями, отстаивая исключительно собственные интересы.

"Если в советское время реки ЦА использовались в основном в сельском хозяйстве, то сейчас ситуация поменялась. Если брать Таджикистан и Кыргызстан, то для них теперь вода — это основной источник электроэнергии. Между тем территории, лежащие в низовьях Амударьи и Сырдарьи, нуждаются в воде для орошения земель в летний период", —рассказал порталу директор НИИ гидротехники и мелиорации им. А.Н. Костякова, член РАСХН, Борис Кизяев.

Демографический взрыв лишь усугубил ситуацию — перенаселение в большинстве республик ЦА естественным образом увеличило спрос на пресную воду, что привело к чрезвычайной истощающей эксплуатации водоёмов и бассейнов рек в регионе.

"В Каракалпакии уже вообще не существует стабильного водоснабжения, так как воды Амударьи просто не успевают попасть сюда", — говорит Кизяев.

И теперь у республик Центральной Азии есть подходящий документ — резолюция Генассамблеи ООН по программе "Вода для устойчивого развития" и всего 10 лет для того, чтобы аккумулировать ресурсы и спасти реки и озёра от превращения в пустынные барханы.

421
Теги:
засуха, водная инициатива, водные ресрусы, экология, ООН, Африка, Ближний Восток, Центральная Азия, Таджикистан
Ситация в поселке Логвиново на Донбассе

Киев мечтает о "карабахском сценарии" для Донбасса

329
(обновлено 16:49 27.11.2020)
Срыв Киевом очередного раунда переговоров Трехсторонней контактной группы (ТКГ) по урегулированию в Донбассе на этот раз дополнился резким заявлением главы украинской делегации

Леонид Кравчук "принципиально" потребовал от российской стороны "взять на себя политическую ответственность и формально определить свою позицию по необходимости выполнения договоренностей, достигнутых на высшем уровне в Париже в 2019 году, до конца текущего года". Что именно имеется в виду, можно только догадываться, пишет автор РИА Новости.

По словам представителя ЛНР, Украина отказалась рассматривать проект дорожной карты, подготовленный донбасскими республиками, заявив, что "хочет видеть проект от Российской Федерации". В свою очередь, полномочный представитель России в ТКГ Борис Грызлов ответил, что: во-первых, Москва поддерживает данный план "как минимум потому, что он соответствует Минским соглашениям"; а во-вторых, любой российский проект может рассматриваться как вмешательство во внутренние украинские дела — "соответственно, его не будет".

Как следствие, на прошедшей встрече не продвинулось решение ни единой проблемы — ни согласование дорожной карты, ни обмен пленными, ни открытие новых контрольно-пропускных пунктов.

Ничего нового в происходящем нет. Данная волынка — с редкими просветами в виде, например, обмена задержанными лицами — тянется уже почти шесть лет. Именно столько прошло с момента подписания Минских соглашений в феврале 2015 года.

Тот же Леонид Кравчук совсем недавно — после предыдущего и столь же провального раунда переговоров — прямо пояснил причины такого положения вещей. По его словам, те договоренности были "огромной ошибкой" и превратились в "политическую удавку на шее Украины".

В результате Киев все эти годы ведет вполне логичную — по его мнению — политику, просто саботируя соглашения и постоянно предпринимая попытки добиться их пересмотра.

Возможно, Запад был бы и не прочь подобным образом сдвинуть проблему с мертвой точки, но тут непоколебима позиция Москвы. Так что Берлину и Парижу остается только соглашаться, что ЛНР и ДНР давным-давно выполнили свою часть договоренностей — и именно Украина виновата в том, что ситуация продолжает висеть в воздухе.

Положение усугубляется, поскольку как раз Европа несет ответственность за действия Киева и выступает гарантом исполнения им взятых на себя обязательств. Так что вполне понятна всеобщая утрата энтузиазма и просто даже интереса к проблеме донбасского урегулирования: все осознали, что процесс там застыл в глухом клинче.

Год назад к проблеме в очередной раз попытались подступиться Эммануэль Макрон и Ангела Меркель, видимо, надеявшиеся, что со свежеизбранным президентом Владимиром Зеленским таки удастся добиться прогресса в урегулировании. Владимир Путин подобных иллюзий явно не питал, но в Париж приехал. Через две недели будет годовщина той встречи — воз, как и ожидалось, и ныне там.

Так что свежие призывы украинской стороны провести новую встречу на высшем уровне в "нормандском формате" до конца года на этот раз тонут в совсем уж тотальном равнодушии партнеров по "четверке".

Однако в этом однообразном пейзаже внезапно появился совершенно новый фактор, который заметно взбодрил Киев. Речь о событиях в Нагорном Карабахе.

Азербайджан спустя более четверти века смог вернуть под свой контроль территорию, на которой проживает — точнее, проживало, поскольку армяне массово покинули соответствующие районы, — негативно настроенное к нему население. Причем он смог этого добиться через военную победу.

Вряд ли можно представить себе более воодушевляющий для украинских властей пример, с которого они хотят снять лекала и перекроить на ситуацию в Донбассе. Инсайдеры утверждают, что Киев намерен чуть ли не напрямую заимствовать успешные военные наработки Азербайджана, в частности, активное применение турецких беспилотников Bayraktar TB2.

Однако даже важнее политическая составляющая процесса. До сих пор саботаж минского процесса со стороны Украины шел с самым банальным побуждением: она тянула резину в надежде, что проблема как-нибудь сама собой рассосется, поскольку "сдохнет либо шах, либо ишак". Теперь же у нее появилась куда более осмысленная, на ее взгляд, мотивация: ни в коем случае нельзя идти ни на какие "уступки", поскольку карабахская история доказала, что все в итоге можно решить в свою пользу, главное, несгибаемо стоять на своем.

Тут в очередной раз проявился карго-культ как концептуальная основа украинской государственности: раз получилось у Баку, значит, непременно получится и у нас — если сделать точно так же. При этом, разумеется, не принимаются во внимание никакие существующие отличия, включая такую "мелочь", как радикально разное состояние государственности Азербайджана и Украины. Про геополитическую составляющую момента и говорить не приходится.

Самое забавное заключается, пожалуй, в том, что ослепленный нарисованными в собственном воображении перспективами Киев упорно игнорирует такую крошечную деталь карабахского урегулирования, как итоговое появление в регионе — что характерно, при согласии всех вовлеченных сторон — российских миротворцев.

329
Теги:
политика, Украина, Россия, Нагорный Карабах
Люди у огня, архивное фото

Когда солнце было богом: что хранят легенды древнего Памира

653
(обновлено 11:28 24.11.2020)
Мир Памира был наполнен тайными символами, в которых огнепоклонничество уживалось с мистическим культом духов. О том, как выглядели и что значили эти верования, можно узнать благодаря историческим исследованиям и графической реконструкции

ДУШАНБЕ, 23 ноя — Sputnik, Мунавар Мамадназаров. От далеких предков памирцам достались представления, связанные с поклонением силам природы, добрым и злым духам, культом предков. Русский археолог Алексей Бобринский еще в 1908 году писал, что горцы Памира, чувствуя неизмеримую мощью сил природы, обратились к своему воображению, "оживили" окружающий мир в новые образы, наполнив горы, ущелья, пещеры, реки и даже дома тысячами духов. 

Нашлось в религиозной культуре горных регионов Таджикистана место поклонению солнца и общеиранским культам. С приходом ислама старые верования постепенно ушли в прошлое, однако эхо древних до сих пор заметно в наскальной живописи, архитектуре, легендах и сказках.

Примечательно и то, что даже памирское (шугнанское) слово "сег", означающее "сказка", отдалено перекликается с древнескандинавским, древнеирландским словом "сага" - сказание, повествование о богах и героях.

Пролить свет на тайное значение легенд и символики Памира помогает многолетний труд исследователей Таджикистана и России.

На рубеже мира людей и духов

Легенды горцев обнаруживают сходство и со сказками 1001 ночи, и отчасти - даже с греческим эпосом. Так, в преданиях горных таджиков существует сюжет о громадном одноглазом чудовище Гуль, загнавшем путешественников в пещеру. Ну чем не родной брат Циклопа из Одиссеи и седьмого странствия Синдбада-морехода. Бродячие сюжеты переходили с Востока на Запад и видоизмененные возвращались обратно, что не удивительно, поскольку видимых границ и барьеров в древности не было.

Жители Горного Бадахшана являются единственными шиитами-исмаилитами в суннитском пространстве Центральной Азии, но при этом в фольклоре памирцев хранится наследие древних индоиранских верований, среди которых мы видим элементы зороастризма, поклонения солнцу, буддизма и даже более древние символы, доставшиеся от совсем далеких предков.

Особенно популярны в памирских сказаниях легенды о пари - женских духах, которые могут незаметно передвигаться в пространстве и времени. Они уносят младенцев на вершины гор и возвращают их родителям уже взрослыми.

В одном шугнанском селении подобная история произошла с трехлетним мальчиком, который исчез на самой высокогорной летовке. Его искали несколько дней и нашли через неделю в 10 километрах от селения. Мальчик был сыт, к еде даже не притронулся, а на вопрос, где он все это время находился, ответил, что был у своей мамы.

Легенды эти до сих пор являются живой частью культуры. Так, во время экспедиции "Великий шелковый путь" на Памир в 1990-х годах японские корреспонденты с телеканала "Асахи" очень интересовались историей одной девушки из Язгулема, унесенной, по слухам, пари и возвращенной обратно. Они сняли на камеру рассказ родителей девушки об ее таинственном исчезновении на несколько лет. Появилась она неожиданно перед своими родителями на берегу реки. После таких "передвижений" она тоже стала блаженной, старалась отстраниться ото всех и не вышла замуж. Интерес японцев был вызван тем, что у них тоже бытуют легенды об исчезновении и возвращении детей.

Две головы под одной крышей: история и легенды мечети, где начнется конец света

Памирские духи, как и персонажи древнегреческой мифологии, появляются в человеческом обличье, пересекаясь с людьми в повседневной жизни. Пари в образе прекрасных дев соблазняют путников и пастухов, вступают с ними в интимную связь, от которой рождаются дети-полудемоны, наделенные сверхъестественной силой. Бытует мнение, что горные козлы - нахчиры - дети пари и людей, и потому их считали священными животными и называли "джондор", то есть "имеющие душу".

Кроме того, на Памире распространена местная страшилка о белой женщине - "сафед гинек", которая якобы часто спускается в горные селения. Эти представления напрямую перекликаются с легендами японцев о белой женщине. Полвека назад даже был снят леденящий душу японский фильм о белой снежной женщине. Не забудем и алмасты - большое волосатое существо, удивительно напоминающее снежного человека.

Среди других могучих существ - обитателей гор нельзя не вспомнить Вуйда (мужской демон) и Вайда (женский), близких к древнеиранским божествам Вайю и Вата. Арийский Вайю стерег души умерших у моста, ведущего в райскую обитель. С ними, возможно, связаны легенды о таких жутковатых обитателях потустороннего мира, как славянский Вий или осетинское божество Вайюг. По мнению ряда востоковедов, это служит весомым доказательством тесных контактов древних иранцев и славянских племен в период их проживания на общей прародине.

Также стоит упомянуть древний обряд "циров пидед" (возжигание свечи), который осуществляется после смерти человека, чтобы "сакральным светом и молитвами указать путь блуждающей душе". А чтобы облегчить духу умершего прощание с родными и близкими на третий день после смерти, приглашенные музыканты исполняют поминальные песни "маддо", в философской форме напоминавшие о бренности жизни и превратностях человеческих судеб.

Но древние верования памирцев сохранились не только в литературной и устной культуре, но и в более осязаемом виде - как руины святилищ и символическая резьба по камню.

Петроглифы Памира
© Фото М. Мамадназаров
Петроглифы Памира

Более 10 тысяч наскальных рисунков Памира отражают религиозные представления людей, населявших высокогорье тысячи лет назад. Сцены охоты, сражений, состязания лучников, шествия караванов - все это своеобразная энциклопедия наших предков, прочесть которую современному человеку не всегда удается. Но некоторые камни все-таки способны заговорить.

Рисунки на "крыше мира" 

Невзирая на суровые климатические условия, Памир заселялся еще с позднего палеолита, эпохи каменного века. Уже 10 тысяч лет назад костры древних поселенцев пылали на Восточном Памире, на высоте 4200 метров над уровнем моря в Ошхоне - самой высокогорной в мире стоянке древнего человека. Оглядываясь в глубь веков, трудно не поразиться силе человеческого духа людей, покоривших эти каменные безжизненные пустыни.

Жуткое меню наших предков: какой была продуктовая корзина каменного века

Тысячелетия назад ритуальные верования и магические ритуалы этой суровой местности были напрямую связаны с обеспечением плодородия, исцелением от болезней, символическим общением с миром духов, а также с принятием важных жизненных решений. Древние люди считали скалы своего рода барьерами между владениями людей и духов, а помогали им общаться с жителями потустороннего мира в том числе наскальные рисунки - петроглифы.

Петроглифы Памира
© Фото М. Мамадназаров
Петроглифы Памира

Так, на высоте более 4000 метров в гротах Шахты обнаружены самые высокогорные нанесенные краской рисунки эпохи раннего неолита со сценой охоты на диких животных и яков. Грот с рисунками, по сути, был храмом каменного века, местом общения с духами и проведения охотничье-магических обрядов.

Логичным развитием такого рода святилищ стало появление особых храмов, которые в силу своеобразных архитектурных решений стали уникальным примером культового зодчества Центральной Азии.

Любопытный пример - крепость Кафиркала, обнаруженная на высоком скальном массиве над селением Богев. При ее исследовании были определены два круглых домусульманских храма IV-VII вв., реконструкция которых предполагает широко распространенную на Памире ступенчатую балочную конструкцию со световым люком. Любопытно, что американские индейцы для перекрытия круглых, в плане заглубленных в землю церемониальных сооружений - кива, пришли к аналогичному способу конструирования ступенчатого потолка.

Реконструкция храма солнца кофиркала в богеве
© Фото М. Мамадназаров
Реконструкция храма солнца кофиркала в богеве

В сочетании с крепостными стенами и башнями храмы Кофиркала составляли в древности и Средневековье хорошо укрепленный общественно-культовый центр Шугнана, связанный с поклонением солнцу. Круглый план делал храм удобным для групповой медитации, общей дискуссии и нередко посредством особых элементов интерьера (крупным камням) ориентировался по ключевым точкам, по которым определяются сельскохозяйственные календарные даты.

Новый год - 2021: чего ждать от Белого Металлического Быка

Обычно для наблюдения за солнцем жрецы использовали уникальный культово-ритуальный комплекс в виде больших по площади фигурных каменных выкладок. По ним определяли восход солнца в день весеннего и осеннего равноденствия, а также день летнего и зимнего солнцестояния.

Камни солнечного бога

Но солнечный культ коснулся не только пещер, храмов и крепостей, но даже повлиял на архитектуру простых жилищ. К примеру, солнечный луч, попадающий в разное время года через световой люк внутрь традиционного памирского дома, фиксировался на конструктивных элементах жилища, позволяя определять календарные дни и циклы сельскохозяйственных работ.

Огонь в очаге, излучающий свет и распространяющий тепло, воспринимался как своеобразная проекция солнца, привнесенная в жилище. Памирцы (ваханцы и ишкашимцы) - в древности язычники-солнцепоклонники - называют солнце, в том числе, Ремузд по имени зороастрийского верховного бога Ахарумазда.

Так что древнеперсидская вера сохранилась в языке народов Таджикистана намного дольше, чем это можно предположить. Буквально - пережила тысячелетия.

Чуть позже почитание солнца преобразилось вместе с распространением древнеиранского культа бога Митры, с которым связывается множество рисунков коней и колесниц на памирских петроглифах. В представлениях митраистов, по синему бездонному небу плывет солнце в своей золотой колеснице.

Небесные колесницы бога митры
© Фото М. Мамадназаров
Небесные колесницы бога митры

И некоторые исследователи считают, что и само название "Памир" происходит от иранского Па-и-Мехр - подножие Митры.

О распространении культа солнца на Памире в те времена свидетельствуют большое количество круглых многолучевых розеток, лунообразных фигур, крестов, изображенных в наскальных рисунках Акджильги, Вебестдары и Лангара.

При рассмотрении фотоснимков территории Памира с космоса можно заметить отчетливые контуры крупных, еще не исследованных круглых построек. Это позволяет надеяться на то, что дальнейшие археологические изыскания принесут немало сенсационных открытий.

653
Теги:
Таджикистан, Памир, история
Инаугурация президента Таджикистана

Профессор, меценат, каратист: опубликован полный список наград Эмомали Рахмона

16
(обновлено 16:06 01.12.2020)
В Сети опубликовали полный список достижений, званий и наград президента Таджикистана Эмомали Рахмона

ДУШАНБЕ, 1 дек — Sputnik. Президент Таджикистана Эмомали Рахмон за годы жизни получил весомое число наград, орденов, званий и почетных титулов. Но, как оказалось, даже на "Википедии" - далеко не полный список заслуг президента.

Выступление президента Эмомали Рахмона
© Официальная страница пресс-службы президента РТ в Facebook
В последние дни ноября ячейка НДПТ Бустона в Facebook опубликовала список из 50 наград президента страны. К слову, впервые этот перечень заслуг и достижений появился на странице организации по перепрофилированию и получению новых профессий ГУ "Центр обучения взрослых Таджикистана".

Рахмона наградили Почетным знаком фонда "Манучехри Фарханги"

Но именно после поста регионального отделения НДПТ публикация начала набирать вирусный потенциал в таджикском сегменте Facebook.

В материале Sputnik Таджикистан собрал самые значимые достижения президента Таджикистана.

Почетные звания и научные степени

  • Герой Таджикистана (Эмомали Рахмон - единственный человек, удостоенный этого звания при жизни, а не посмертно)
  • Звание почетного гражданина столицы Кыргызстана - Бишека
  • Почетный гражданин Шанхая
  • Обладатель Золотого ключа города Оман и звания Почетного гражданина Иорданского Хашимитского Королевства
  • Почетный доктор Худжандского государственного университета
  • Почетный профессор философии Всемирной Академии медицинских наук
  • Почетный доктор Университета Гази в Турции
  • Премия Международного фонда писателей и журналистов Турецкой Республики
  • Почетный профессор Евразийского университета имени Льва Николаевича Гумилева
  • Почетный доктор Киевского Национального университета имени Тараса Шевченко
  • Почетный профессор Уральского государственного горного университета
  • Почетный профессор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова
  • Почетный доктор Института востоковедения Российской академии наук
  • Почетное звание профессора Национального горного университета Украины
  • Почетный профессор Университета Сямэнь
  • Почетный профессор Государственного института экономики и управления Туркменистана
  • Почетный доктор турецкого университета Мавлоно
  • Почетный профессор Белорусского государственного университета
  • Почетный профессор Университет креативных технологий Лимкоквинг, Малайзия.
  • Почетный профессор Уфимского университета нефтяного машиностроения
  • ​​Почетный профессор Европейского центра международных и стратегических исследований (Брюссель)
  • Доктор философии и экономики Пакистанского университета Каид-и Азама
  • Удостоен звания "Лидер ХХI века", учрежденного Европейским советом по международным отношениям

Рахмон вошел в рейтинг самых влиятельных мусульман мира

Международные награды

  • Золотая Звезда Всемирной академии медицины имени Альберта Швейцера
  • Высшая награда Международного благотворительного фонда "Меценаты столетия"
  • Алмазный орден "Звезда мецената"
  • Золотая медаль Международной федерации мира и согласия "В честь укрепления мира и согласия между народами"
  • Рубиновая звезда "Миротворец"
  • Знак почета Содружества Независимых Государств
  • Орден "Содружество"
  • Медаль "За укрепление парламентского сотрудничества"
  • Золотой орден "Возрождение Шелкового Пути"
  • Почетный орден Международного союза автомобильного транспорта
  • Орден "Полумесяца и звезды" Международного комитета борьбы с терроризмом, наркотиками и экологическими преступлениями
  • Золотая юбилейная медаль имени Авиценны (ЮНЕСКО)
  • Международная награда Петра Великого

О Таджикистане, войне и любви: самые яркие цитаты Рахмона

Признание от зарубежных лидеров

  • Орден "Национальный герой Афганистана – Ахмадшах Масуд"
  • Золотая медаль Парламента Египта
  • Орден Князья Ярослава Мудрого 1-ой степени Украины
  • Золотая медаль почтения Мавлоно Джалолиддина Балхи (Руми) ЮНЕСКО
  • Большой крест ордена Трех звезд Латвии
  • Золотая медаль имени Николая Блохина – высшая награда Академии медицинских наук России
  • Орден Пакистана 1 класса
  • Золотая медаль Объединенного института ядерных исследований РФ
  • Орден "За заслуги" І степени Украины
  • Золотая медаль академика Терпигорева (Украина)
  • Орден Мубарака Великого (Кувейт)
  • Высшая государственная награда Азербайджана - Орден "Гейдар Алиев"
  • Орден Президента Туркменистана "Битараплык"
  • Государственная премия Бахрейна "Орден аль-Халифа"
  • Орден Александра Невского
  • Орден "Уважаемому народом и Родиной" - государственная награда Узбекистан
  • Орден "Достык" I степени (Казахстан)
  • Орден "Парасат" (Казахстан)
  • Большая лента ордена Сербии

Особенности национальных выборов, или 28-летний феномен Эмомали Рахмона

Спортивные достижения

  • Черный пояс по карате
  • Орден Олимпийского совета Азии
  • Золотая медаль Олимпийского комитета Китая
  • Почетный президент Центрально-Азиатской федерации самбо
16
Теги:
звания, награды, Эмомали Рахмон, Таджикистан
Темы:
Президент Таджикистана Эмомали Рахмон