ДУШАНБЕ, 11 ноя — Sputnik. Два дорожно-транспортных происшествия произошли на юге Таджикистана в начале недели, сообщили в пресс-службе МВД республики.
Одну из аварий зафиксировали на трассе Шаартуз - Кубодиён. За рулем автомобиля Opel Astra находился житель сельского джамоата Хусрав Кубодиёнского района Мансур Ибрагимов 1991 года рождения. Вместе с ним в салоне автомобиля ехали три пассажира.
На территории села Гафуров сельского джамоата 20-летие Независимости водитель не справился с управлением машины и врезался в трактор. От полученных травм Мансур Ибрагимов и один из пассажиров Фарход Кенджаев скончались на месте. Двух других пассажиров доставили в больницу.
Второе ДТП произошло на территории села Садокат. Автомобиль Opel Astra, за рулем которого находился житель джамоата Ватан Фархорского района 1991 года рождения Шамсиддин Сафаров, сбил 9-летнего пешехода Амирджона Одинаева. Ребенок скончался в больнице. Причиной аварии стала ошибка водителя - он не справился с управлением транспортного средства.
ДТП со смертельным исходом: три человека погибли на дороге Душанбе - Худжанд
Добавим, что в прошедшие выходные в результате ДТП на трассе Душанбе - Куляб - Хорог погибли двое несовершеннолетних детей и взрослый.
ДУШАНБЕ, 21 янв — Sputnik. В Багдаде террористы-смертники привели в действие взрывные устройства. Об этом сообщает новостной телеканал Al Arabiya.
Известно, что происшествие произошло в районе Баб аль-Шарки на площади Тайаран, располагающейся в центре города.
По предварительным данным, во время взрыва погибли 10 человек. Количество раненых не уточняется.
Источник отмечает, что террористы могут состоять в рядах боевиков запрещенной в России организации "Исламское государство". Отмечается, что за последнее время в столице Ирака наблюдается повышенная угроза безопасности.
В начале недели иракские СМИ сообщили об авиаударе, нанесенном по району города Джурф-эн-Наср, находящегося на севере центральной иракской провинции Бабиль. Территория находилась под контролем иракских вооруженных сил, пишет телеканал Al Mayadeen.
В Ираке ликвидированы шесть боевиков "Исламского государства"*
Кроме этого, стало известно еще о трех взрывах, которые, как отмечает Al Arabiya, прогремели на позициях проиранской группировки "Катаиб Хезболлах" недалеко от Джурф-ан-Насра. При этом военнослужащие иракской армии не пострадали.
ДУШАНБЕ, 21 янв — Sputnik. В Замбии умер российский посол, сообщает пресс-служба диппредставительства.
"Посольство глубоко скорбит в связи с безвременной кончиной Чрезвычайного и Полномочного посла России в Республике Замбия Александра Виловича Болдырева", - говорится в сообщении.Причины смерти российского дипломата не уточняются.
Отметим, Александр Болдырев был назначен на этот пост 1 ноября 2019-го. Посол проработал на своем посту чуть больше года.
Посол России умер в каирской больнице
Погибший ранее занимал должность замдиректора департамента информации и печати МИД РФ, а также был заместителем директора департамента по работе с соотечественниками за рубежом.
ДУШАНБЕ, 21 янв — Sputnik. В Таджикистане активно развивается экзотический рынок "зеленого" топлива.
Речь идет о самых что ни на есть экологичных видах, очень популярных зимой в горных регионах Таджикистана: сухой навоз (таппак), стебли сухого хлопчатника (гузапоя) и дрова.
Необычный рынок топлива неизменно приносит "производителям" хорошую прибыль. Но этой зимой на фоне регулярных отключений электроэнергии продажи выросли до внушительных масштабов.
Иностранцам подобная торговля кажется невероятной и даже дикой. Местным - наоборот привычным делом.
Электричества по полдня нет, в кошельке негусто, до солнечной весны еще далеко, а отапливать дом нужно каждый день. И раз спрос рождает предложение, находчивые предприниматели, резонно вспомнив, что деньги не пахнут, начали активно торговать.
Sputnik Таджикистан разобрался, какие виды экотоплива пользуются популярностью в стране.
Бизнес по продаже кизяков (высушенного навоза, его также называют таппак) можно без преувеличения назвать одним из самых успешных в Таджикистане за последний год. Причина в начавшихся осенью веерных отключениях электроэнергии не только в отдаленных районах, а по всей стране, включая столицу.
С 5 января 2021-го, как только в стране официально объявили о введении энерголимита, цены на дрова и уголь автоматически выросли в разы. Те, кто не может финансово позволить "элитное" отопление, переключились на другие, более доступные варианты. Вот и вышло, что топливный рынок вслед за продуктовым сделал самым ходовым товаром лепешки.
Подсуетившиеся торговцы незамедлительно образовали стихийные площадки по продаже огромных тюков сена, сухого навоза и стеблей хлопка, которые насобирали за прошлый теплый сезон запасливые дехкане. В прошлые года товар реализовывали мелкие частники где-то в углу небольших рынков. А теперь - на самом видном месте на больших базарах.
Экорынки не числятся в официальной статистике. "Навозный" бизнес остается непознанным для экономики Таджикистана, но уже сейчас масштабы его огромны и представляют конкуренцию поставщикам угля и дров.
Один из продавцов с окраины Худжанда Акбархуджа рассказал, что каждый год летом и в начале осени привозит из кишлаков в город кизяки, хворост и гузапою.
"Мало кому интересен такой заработок. Некоторым вообще стыдно, но мне нет, я занимаюсь этим уже несколько лет. Сначала привозил дрова для городских столовых, а потом понял, что при отключении света люди победнее ищут не только дрова, но и таппак", - объяснил он.
Несмотря на то, что скромный бизнес носит сезонный характер и длится два-три месяца, ему все равно хватает на жизнь благодаря полученному доходу.
По словам мужчины, сегодня таппак закупают не только малообеспеченные сельские жители, но и городские богачи, проживающие в частных домах. Платят сразу за грузовик. простой народ грузит кизяки мешками в автомобили или тачки.
Сухие навозные лепешки собирают летом и хранят в специальных лотках. Зимой "ценные отходы" используют для обогрева и розжига печи и приготовления пищи. Для страны, где не встретишь густых лесов, это самый дешевый и легкий способ пережить холода.
Еще совсем недавно кизяки считались уделом бедных жителей горных кишлаков. А теперь коровьи лепешки можно встретить в домах горожан, и это уже не редкость.
Сегодня таппак в зависимости от его размера стоит 25-50 дирамов, а те, что побольше от 1 до 1,5 сомони. Одна машина с сухим навозом обойдется покупателю в 800 сомони, тогда как в прошлом году стоила в два раза меньше.
Интересно, что радостные из-за выросшего спроса "бизнесмены" быстро сделали ребрендинг и представили новые виды и сорта кизяков.
"Со стороны кажется чем-то не совсем приятным, но дехкане много трудятся и скрупулезно отбирают качественные кизяки, особенно когда готовится закупка большой партии", - объясняют на рынке.
Придирчивому покупателю предлагают пять сортов лепешек, отличные по форме и размеру.
Первый и наиболее популярный - чалма (головной убор), слепленная в форме овального, чуть приплюснутого шара.
Во втором варианте под названием сангтаппак (дословно - камень и таппак) жидкий навоз распределяют в специальные формочки, как для сушки кирпичей. Они получаются ровными и легко укладываются для хранения.
Третий способ - кулулатаппак (кругляшки), тагора (сосуд) или сатилтаппак (ведро) лепится в виде неглубокой миски.
Четвертый - кумуртаппак. Очень простой и самый дешевый. Дословно означает бесформенный таппак, слепленный на скорую руку.
Пятый метод производства кизяка "таппаки девори" (настенный таппак) требует ловкости и умения, когда навозную смесь тонкими слоями сушат на стенах и других плоских поверхностях. Но прежде ее нужно точным движением руки "пришлепнуть" в стене.
Продукцию поставляют два вида "производителей" - крупный рогатый скот и барашки.
"Если от коровьего навоза еще может закружиться голова, то бараний таппак почти ничего не выделяет при сгорании", - хвалит свой товар мужчина на рынке, перекрикивая толпу из кузова грузовика.
По его словам, теперь многие используют сухой навоз в медицинских целях. Например, из него можно сделать удобные стельки от ревматизма и боли. Как говорится, на любую хворь - возьми кизяк.
Покупатели побогаче выбирают для отопления дрова или сухой хворост. Они подороже и однозначно поприличнее.
Абдурахим торгует на рынках и точках общепита в Вахдате и базарчике Карагочи на окраине Душанбе. По словам мужчины, ветки или поленья из старых абрикосовых, яблоневых, вишневых и тутовых деревьев обычно самые ценные, и на них всегда большой спрос у состоятельных клиентов.
"Древесина фруктового дерева твердая, а потому она меньше дымится, дольше горит и даже полезна. Ее собирают в старых садах. Когда деревья или ветви засыхают, их срубают и пускают на дрова", - уточняет он.
Например, в этом году один кубометр поленьев подорожал с 50 до 90 сомони, а связка хвороста - с 3,5 до 6 сомони. Кроме того, в этом сезоне одна грузовая машина с дровами в зависимости от габаритов будет стоит от 800 до 1 тысячи сомони. По оценкам специалистов этого вполне хватит на один отопительный сезон, чтобы компенсировать отсутствие света.
Еще один вид топлива - гузапоя или обычные сухие стебли хлопчатника. Именно их используют для розжига костра или топлива.
Мало кто знает, что хлопковое волокно является сырьем для производства пороха, а потому горит гузапоя лучше всех аналогов.
Как рассказал продавец хлопковых стеблей из Бохтара Сангали, он закупает излишки с собранных с хлопковых земель у фермерских хозяйств, владеющих полями.
В этом году связка хлопка в разных частях Таджикистана продается от 3 до 5 сомони, а одна машина стоит от 400 до 700 сомони.
Если в центральных и южных регионах Таджикистана таппак, древесина, сухой хворост имеют место быть, то в Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО) главное топливо - уголь.
На рынках областного центра Хорога можно встретить только "черное золото", а все потому, что на Памире мало кто содержит домашний скот из-за нехватки пастбищ.
Местные жители, конечно, разводят коров и овец. Некоторые даже делают для себя таппак, но в больших количествах производство такого сырья не популярно.
Уголь закупают из долины Олойи в Кыргызстане и месторождения Назар Айлок Рашт. Он стоит от 1,8 до 2,20 дирамов за килограмм.
В других регионах Таджикистана, помимо кыргызского угля, реализуется уголь с шахт Айнинского района. Он поставляется на рынки приблизительно в том же ценовом диапазоне от 1,8 до 2,5 сомони за килограмм.