ЦИК Таджикистана озвучила предварительные итоги голосования на выборах президента республики.
Напомним, в президентской гонке участвовало пять кандидатов.
Согласно итогам подсчета голосов, Рустам Латифзода, баллотировавшийся от Аграрной партии, набрал 3,3% голосов, за него проголосовали 127 746 человек.
Действующий президент республики Эмомали Рахмон, выдвинутый Федерацией независимых профсоюзов, Союзом молодежи и Народной демократической партией Таджикистана, получил 3 837 927 голосов - 90,92%.
За кандидата от Социалистической партии Абдухалима Гаффорзоду проголосовали 1,49%, то есть 62 832 гражданина Таджикистана.
Выборы президента Таджикистана: самое главное
Рустам Рахматзода от Партии экономических реформ набрал 90 587 голосов, 2,19%.
Миродж Абдуллоев, кандидат от Коммунистической партии - 49 212 человек, 1,17%.
Согласно данным Центризбиркома, в голосовании по выборам президента приняли участие 4 221 076 избирателей Таджикистана.
Явка на выборах Таджикистана составила 85,39 процента избирателей
ДУШАНБЕ, 2 фев — Sputnik. В Узбекистане стала известна дата очередных выборов президента, они пройдут 24 октября 2021 года, сообщает Sputnik Узбекистан со ссылкой на заявление первого вице-спикера Законодательной (нижней) палаты парламента Узбекистана Акмаля Саидова.
"Ожидается, что уже 5 февраля законопроект, подготовленный Законодательной палатой, одобрит Сенат парламента", - добавил Саидов.
Ранее сообщалось, что выборы президента должны состояться в первое воскресенье третьей декады декабря 2021 года.
Либерально- демократическая партия Узбекистана лидирует на выборах
Президентские выборы в Узбекистане проводятся один раз в пять лет. 4 декабря 2016 года в республике прошли внеочередные президентские выборы, победу на которых одержал Шавкат Мирзиёев, до этого занимавший пост премьер-министра. За него отдали голоса 88,61% избирателей.
ДУШАНБЕ, 30 янв — Sputnik. Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ указывает на ограничение прав и свобод во время выборов президента Таджикистана.
"Президентские выборы 2020 года в Таджикистане прошли мирно, но в жестко контролируемой среде с давними ограничениями основных прав и свобод", - говорится в итоговом отчете БДИПЧ, опубликованном в пятницу.
Бюро констатирует, что во время выборов "не было места для плюралистических политических дебатов и избирателям не были представлены подлинные политические альтернативы".
В итоговом отчете также говорится, что "необходимы значительные усилия для приведения избирательного процесса в соответствие с обязательствами Таджикистана в рамках ОБСЕ и стандартами демократических выборов".
Гаспарян объяснил, почему никто не смог бы повлиять на выборы в Таджикистане
Документ предлагает 23 рекомендации по улучшению проведения выборов и повышению прозрачности избирательного процесса.
Ключевые рекомендации включают в себя в частности "отстаивание принципа равенства всех граждан перед законом путем пересмотра положений, предоставляющих особый статус и избирательные привилегии действующему президенту", "устранение чрезмерных и дискриминационных ограничений основных прав и свобод путем проведения комплексной реформы правовой базы", "обеспечение независимости членов избирательной администрации путем принятия адекватных мер прозрачности и подотчетности в процессе отбора".
Также БДИПЧ рекомендует "повышение точности списков избирателей, в том числе за счет введения постоянного централизованного реестра избирателей", "предоставление гражданам возможности участвовать в выборах в качестве независимых кандидатов", "обеспечение четкого разделения между государством и политическими партиями и кандидатами".
ЦИК Таджикистана утвердила итоги выборов президента: Рахмон победил
Напомним, выборы президента страны состоялись в Таджикистане 11 октября прошлого года, на них победу в пятый раз выиграл действующий глава государства Эмомали Рахмон.
Он одержал убедительную победу над четырьмя другими кандидатами, представлявшими Компартию, Соцпартию, Партию экономических реформ и Аграрную партию, получив 90,92% голосов избирателей при явке 85,39%.
ДУШАНБЕ, 2 мар — Sputnik. Афганские чиновники сообщили, что в марте в Таджикистан с официальным визитом прибудет Ашраф Гани. Точную дату прилета, программу поездки и состав делегаций пока еще не объявили, но догадаться несложно - речь пойдет о государственной безопасности и экономике, причем торгово-финансовая часть переговоров окажется намного более значима для Кабула.
По словам научного сотрудника ИМИ МГИМО МИД Шарбатулло Содикова, антикриминальная повестка будет стандартная - охрана безопасности на границах, противодействие наркотрафику и борьба с экстремизмом в условиях ожидаемого наступления талибов.
"В частности, стороны обсудят условия экстрадиции лиц, которые могли быть членами бандформирований или участвовать в контрабанде наркотиков. Пандемия коронавируса лишь усилила криминальную обстановку и создает угрозу и Афганистану, и Таджикистану, поэтому это очень важная тема для властей обеих стран", - отмечает Содиков.
А вот вопросы экономики будут куда более разнообразными. Так, 1 марта в Таджикистан отправился глава палаты представителей афганского Национального совета Миррахмон Рахмони, который обсудил с Эмомали Рахмоном предстоящий визит Гани, а также несколько межрегиональных проектов.
А его зам Махмад Махмадрахим встретился с главой Минэкономразвития Республики Таджикистан Завки Завкизодой и обсудил возможность создания международного логистического терминала на территории СЭЗ "Пяндж" с привлечением афганских инвестиций. Предполагается, что это упростит доставку и реализацию товаров из Афганистана.
Кроме того, речь на встрече шла также о строительстве совместных предприятий в сферах фармацевтики, легкой промышленности.
"Таджик Азот" ушел с молотка: власти озвучили цену завода
Но конкретные планы развития торговли и производства - не единственное, что предстоит в скором времени утвердить Рахмону и Гани.
В конце февраля Правительство Таджикистана озвучило сроки сдачи объектов по проекту CASA-1000. Масштабный энергетический проект предусматривает экспорт "излишков летней электроэнергии" из Таджикистана и Кыргызстана в Афганистан и далее - в Пакистан.
В Минэнерго Республики Таджикистан заявили, что закончат свой участок уже к концу 2021-го, а значит, уже в следующем году ряд северных регионов Афганистана смогут получить бесперебойный доступ к электричеству. И теперь Рахмону и Гани надо решить, как обеспечить сохранность ЛЭП и цену за мегаватты.
Официальный Кабул неслучайно придает столь большое внимание торговле с соседями по региону.
В отличие от своего предшественника Хамида Карзая, на которого деньги буквально падали с небес (а точнее - из карманов международных спонсоров), внешний финансовый ресурс Гани весьма ограничен. И раз уж президент не может бесконечно полагаться на заграничные инвестиции, то его команда старается хоть как-то поставить на ноги шаткую национальную экономику.
И в смысле экономического потенциала большие инфраструктурные проекты и даже более скромная транзитная торговля - буквально непаханое поле для обеих стран, считает эксперт российского Центра изучения современного Афганистана Андрей Серенко.
"Это прилетавший в Москву глава афганского МИДа Ханиф Атмар недавно, это и Мохаммад Каргар, недавно завершивший свой визит в Баку. Последние полтора года ближний круг Гани реализует одну стратегию - создать условный круг друзей Кабула с опорой не на проблему безопасности, а на экономику и инфраструктуру", - пояснил Серенко Sputnik Таджикистан.
Афганский лидер лично проявляет удивительный дипломатический пыл, пытаясь заручиться поддержкой соседей по региону. За непродолжительный срок Гани побывал в Ташкенте, Ашхабаде, и Таджикистан остается последним приграничным государством Центральной Азии, куда он еще не приезжал.
Гудбай, Талибайден: готов ли Таджикистан к скорой войне Кабула и террористов
Интересы Кабула отлично понимают в Душанбе, и потому встреча двух президентов будет плодотворной и насыщенной по части взаимовыгодных экономических соглашений.
"Афганистан - это очень перспективное направление в плане торговли и транзита. Кто начнет работать с регионом не как с проблемой, а как с ресурсом - тот и выиграет больше всего", - подчеркивает Серенко.
За пределами Центральной Азии первыми это поняли китайцы, ненавязчиво и без лишнего шума предлагающие свои кредиты Кабулу. Что Поднебесная получит взамен - неизвестно, но, как и в случае с Таджикистаном, скорее всего, долю на перспективных месторождениях драгметаллов.