Курьерный рост: как пандемия вывела в топ работу в сервисе доставки

741
(обновлено 23:27 04.12.2020)
В этом году работа курьером стала привлекательной как никогда: спасение от обязательной удаленки, повод размяться, когда все закрыто, легко устроиться, да и особые навыки не требуются

ДУШАНБЕ, 4 дек - Sputnik, Дмитрий Матвеев. На фоне пандемии коронавируса и режима самоизоляции работа курьера стала востребованной и даже в какой-то мере престижной - в самые сложные месяцы доставщики наперекор болезни мчались по опустевшим городам, развозя людям продукты.

Да и сам сервис доставки онлайн-заказов изрядно "прокачался" - появились новые компании, обновилась система бонусов для клиентов, вырос не только спрос на курьеров, но и зарплаты.

Sputnik Таджикистан выяснил, как поменялся рынок курьеров за последние полгода.

Работа курьером стала популярнее

Во всех субъектах России наблюдался примерно схожий сценарий: примерно в марте-апреле-мае количество вакансий курьера резко сократилось.

Причина очевидна - из-за растущего числа заражений коронавирусом власти объявили период самоизоляции, бизнесу в итоге пришлось перестраивать работу и сокращать персонал, а население в большинстве предпочло оставаться дома из-за страха заразиться ковидом.

Динамика вакансий курьеров
© Sputnik
Динамика вакансий курьеров

К июлю ситуация стала противоположной. Многие устали сидеть дома, страх сменился усталостью, захотелось размяться, особенно в хорошую летнюю погоду. В курьеры подались отправленные на каникулы студенты и потерявшие работу граждане. Да и сами предприниматели успели перестроиться под обстоятельства и начали набирать курьеров. Сыграла роль отмена введенных весной ограничений.

По данным интернет-рекрутмента hh.ru, в июне работодатели открыли по Москве 648 заявок, в июле - 734. Резкий рост зафиксирован в сентябре и октябре, когда вакансий стало больше тысячи - 1093 и 1694 соответственно.

"По Санкт-Петербургу в сентябре количество вакансий для курьеров по сравнению с 2019-м выросло на 48%, в октябре - на 25%. Наибольшее число предложений разместили из гостинично-ресторанного бизнеса, на втором месте расположились предложения от представителей розничной торговли, на третьем - работодатели из транспортно-логистической сферы. Заметный рост отметили в компаниях из гостинично-ресторанного бизнеса и туризма", - прокомментировала руководитель отдела маркетинга hh.ru по Северо-Западу Екатерина Скляренко.

Статистику подтверждает "Авито Работа". Осенью спрос на курьеров вырос втрое в сравнении с прошлогодними показателям. Работодатели спешат получить прибыть до наступления второй волны локдаунов. Да и Новый год скоро, самая горячая пора покупок.

По отраслям компаний, публиковавших вакансии
© Sputnik
По отраслям компаний, публиковавших вакансии

В ноябре число вакансий резко пошло вверх. Запрос на курьеров, в том числе курьеров-водителей, уже превосходит показатели октября на 53%. К аналогичному периоду 2019-го рост еще более заметный - 150%. В ноябре наибольшее количество вакансий было от компаний из сектора "Розничная торговля" и "Гостиницы, рестораны, общепит, кейтеринг" (по 24%). Если сравнить с 2019-м, объем предложений от таких работодателей вырос в четыре и пять раз соответственно.

На втором месте по спросу на курьеров в ноябре 2020-го - IT-сектор и компании в сфере перевозок и логистики (по 13%). Еще 12% вакансий приходится на работодателей, производящих промышленное оборудование, технику, станки и комплектующие.

Больше всего в таких сотрудниках нуждались компании, занимающиеся услугами бизнеса (1 395 вакансий в марте), розничной торговли (1 013 в октябре), информационными технологиями (724 в сентябре), общепитом (641 в октябре) и перевозками (623 в октябре).

Динамика предлагаемых зарплат
© Sputnik
Динамика предлагаемых зарплат

Зарплата курьера в Москве и Петербурге выросла

В последние месяцы зарплатные ожидания неквалифицированных рабочих в курьерской службе изменились незначительно, а вот предложения приятно выросли: например, в Москве рост составил в среднем 20% с 35 000 до 50 000 рублей, в Северной столице немногим меньше - 15-18%.

Для курьеров служб доставки еды среднее предложение по зарплате значилось немного выше других. По России доходы таких работников варьируются на отметке 40 000 - 45 000 рублей. В 23% вакансий работодатели указали зарплатную вилку с уровнем дохода выше 85 тысяч рублей. Правда, к октябрю ажиотаж слегка убавился.

В ноябре 26% соискателей ожидают заработную плату от 30 до 45 тысяч рублей, 23% указывают в резюме от 15 до 30 тысяч, 18% - от 45 до 65 тысяч рублей.

Не секрет, что в сферу услуг, например, такси, службу доставки, общественное питание, гостиничный и ресторанный бизнес охотно идут работать иностранные граждане.

Однако больше всего вакансии на позицию курьера в этом году размещали граждане России (94 243). На втором месте - мигранты из Кыргызстана (1 856), затем Узбекистана (875) и Таджикистана (715).

До 83% соискателей ищут работу на полную занятость. Подавляющее большинство резюме (76%) принадлежит мужчинам, наибольшая часть аудитории (44%) - в возрасте от 18 до 30 лет.

Резюме курьеров, созданные в периоды с апреля по октябрь 2019 и 2020 годов
© Sputnik
Резюме курьеров, созданные в периоды с апреля по октябрь 2019 и 2020 годов

Крупные сервисы доставки расширяются и ждут новых сотрудников

В крупных сервисах доставки, работающих по Москве и Санкт-Петербургу, труд курьера сейчас действительно ценится. Более того, отдельные работодатели даже готовы доплачивать сотрудникам за приглашение новичков.

Как прокомментировали Sputnik Таджикистан в пресс-службе Delivery Club, конец осени и начало зимы - это высокий сезон на рынке доставки, в преддверии которого потребность в курьерах ежегодно вырастает, не только в пандемию.

"Одновременно с этим мы видим и рост заявок от желающих заняться доставкой еды. Доставка - самый доступный на сегодняшний день способ найти подработку. Мы аккумулируем наибольшее количество заявок от соискателей, поэтому в целом оцениваем ситуацию на рынке труда как стандартную. Плюс, стоит добавить, что Delivery Club доставляет собственными курьерами только часть заказов, остальные заказы доставляются курьерами самих ресторанов, работающих с сервисом в формате маркетплейса", - уточнили в компании.

По данным "Яндекс.Еды", с развитием рынка доставки востребованность профессии курьера будет расти и далее, как и зарплаты. Сегодня работа курьера оказалась одним из самых быстрых способов начать зарабатывать, не отрываясь от учебы или основного места работы.

"За последние полгода размер вознаграждения курьеров - партнеров "Яндекс.Еды" вырос. В Москве и Санкт-Петербурге он может достигать до 25 тысяч рублей в неделю. Самозанятые теперь получают ежедневные выплаты, а также в сервисах действуют бонусы - 10 тысяч рублей для всех новых курьеров-партнеров и 10 тысяч рублей, если они порекомендуют друга", - пояснили в пресс-службе.

Рестораны vs сервисы доставки

Однако далеко не все кафе и рестораторы готовы сотрудничать с крупными сервисами доставки еды, и на это есть ряд веских причин. В пользу отказа выступает слишком большой процент, который необходимо платить за получение электронной площадки для заказа. Зачастую рестораторам приходится выкладывать почти треть от выручки - 30%.

"У нас рентабельность 20%. Если мы 30% будем платить агрегатору, понятное дело, что будем работать в минус. Поэтому у нас собственные курьеры. На самом деле, это те же самые официанты, у которых стало меньше работы, поскольку лето закончилось. Таким образом, у нас в постоянном режиме есть один-два человека. Как только поступает заказ, они берут его, садятся в машину и уезжают", - пояснил Sputnik Таджикистан петербургский ресторатор Михаил Фейгельман, у которого до пандемии в ресторанах трудилось примерно 20% мигрантов из стран ближнего зарубежья.

Рестораны достаточно большие, поэтому работают не на высоких наценках, а на больших оборотах. Сотрудничество с агрегатором в этом смысле приведет как раз к большой наценке, что невыгодно владельцам.

"У нас своя служба доставки со своими курьерами", - ответил Sputnik Таджикистан владелец сети ресторанов в Санкт-Петербурге и Москве Алексей Фурсов.

Работа курьером: плюсы и минусы

Из граждан Таджикистана в курьеры подались, прежде всего, "застрявшие" в России студенты. Когда в марте закрылись границы, многие решили остаться - на спецрейсы очередь, дома трудное финансовое положение, еще неизвестно, получится ли вернуться к сентябрю.

Алишер учится в Политехническом университете Санкт-Петербурга. Найти подработку ему помог знакомый соотечественник. Доставлял в основном электронную технику и телефоны. В последнее время среди заказов попадалось много пульсоксиметров (прибор для измерения уровня насыщения кислородом крови) и инфракрасных термометров.

"Работал по будням с 10 утра. Окончание смены зависело от того, когда я доставлю последнюю посылку. В день было от трех-четырех до восьми-девяти. Соответственно, работал я от 1,5-2 часов до 9 часов, но больше 7 часов бывало редко", - пояснил он.

Зарплата зависела от количества доставленных заказов, а не от отработанных часов.

"Оплата за доставку одного заказа не увеличилась. А вот моя зарплата в целом выросла из-за того, что я стал работать относительно стабильно", - уточнил молодой человек.

"Все бросил": курьер из Таджикистана спас жизнь подростку

Студент Российского государственного геологоразведочного университета имени Серго Орджоникидзе устроился на работу курьером в конце октября 2019-го, как только исполнилось 18 лет.

"Я зарегистрировался в приложении Dostavista и начал работу. Возил только документы. Сейчас из-за коронавируса у меня не работает социальная карта москвича. Приходится оплачивать проезд в метро и автобусе. Это невыгодно, поэтому пока я завязал", - рассказал Азиз.

По его мнению, в работе курьером много плюсов - общение с клиентами, изучение города и, конечно, заработок. Правда, сейчас так быстро подработку не найти, поскольку курьеров полно, а заказов не так уж много.

"У нас в общежитии много курьеров. Они иногда выезжают после пар. В основном те, у кого есть машина, пеших курьеров среди моих знакомых мало. Надеюсь, после зимней сессии и экзаменов, когда карты заработают и вирус отступит, я вернусь", - добавил он.

Выпускник Санкт-Петербургского госуниверситета аэрокосмического приборостроения работал курьером год назад. Он доставлял смартфоны, технику и приборы для умного дома.

"Чем больше заказов, тем выше зарплата. Более того, если посылку доставляешь за кольцевую автодорогу (КАД), там уже другие расценки - 25 рублей за каждый километр. С весны у курьеров действительно выросло число заказов и зарплата. Больше всего поступает "ковидных" заказов - респираторы KN95, пульсоксиметры, смартфоны и термометры", - рассказал Нушозар.

Поняв, что много денег курьером все же не заработать, он устроился в той же компании на другую должность и теперь совмещает две - днем в офисе, а иногда по вечерам на доставке. Недавно таджикистанец закончил университет, но пока не может вернуться домой.

Парвиз работает курьером первый год. До коронавируса он трудился официантом в сети московских кафе. К сожалению, молодой человек попал под сокращение. Долго искать выход не пришлось - остался в той же сфере, только сменил поднос на сумку.

"Развозить еду сложнее, чем ту же технику. Если плеер привезешь на полчаса позже, никто и не заметит, а с пищей задерживаться нельзя, она должна быть горячей и ко времени. Опоздал - можешь получить минус или плохой отзыв. Зато, конечно, заказов последние месяцы всегда в избытке", - пояснил он.

По его словам, в работе курьером для иностранца есть серьезный минус.

"Нас сразу видно. Если спешит человек с большой сумкой, то, скорее всего, он курьер. Особенно, когда в яркой фирменной куртке, считай, что мишень для МВД. Многие ребята так попадались. Студентам ничего, у них с документами все в порядке, а вот если регистрация просрочена или патент, можно выехать с заказом и в прямом смысле не вернуться. Хорошо, что сейчас уже почти год идет автоматическое продление документов, пока границы закрыты", - сказал он.

И тем не менее, отношение к курьерам стало лучше. Отчасти помогла пандемия, отчасти - развитие сферы услуг в целом. 

741
Теги:
Санкт-Петербург, Москва, вакансии, работа, курьер
Сжигание стодолларовой купюры, архивное фото

США постигнет сокрушительная экономическая катастрофа

212
(обновлено 19:13 05.03.2021)
Эксперт рассказал, какие факторы приведут экономику Соединенных Штатов Америки к краху

ДУШАНБЕ, 5 мар — Sputnik. Экономика США движется к финансовой катастрофе. Об этом заявил главный научный сотрудник Института США и Канады РАН доктор экономических наук Владимир Васильев.

Источником новых проблем, с которыми Америка столкнется в данной сфере, в первую очередь станет рекордный рост государственного долга, который прогнозирует Конгресс. 

Согласно новому докладу Бюджетного управления Конгресса США, госдолг превысит объем национального ВВП к концу 2021 года, а к 2051-му он достигнет 202% ВВП.

Нестабильность экономики, как и ожидалось, вызвана пандемией коронавируса. В отделе финансовой аналитики ФБА "Экономика сегодня" отметили, что растущее долговое бремя Вашингтон покроет свеженапечатанными долларами, несмотря на риск инфляционного скачка и налогово-бюджетного кризиса. Однако объем госдолга может в три раза превысить объем валового внутреннего продукта.

"Страна идет не просто к серьезным экономическим трудностям, а к финансовой катастрофе. Если Вашингтон ничего не предпримет и не изменит экономическую политику страны, такого исхода не избежать", - отметил Васильев.

По его словам, экономика США не может развиваться без постоянных вкладов дополнительных финансовых средств, объемы которых, согласно плану, предложенному президентом страны Джо Байденом, достигают триллионы долларов.

По словам Васильева, несмотря на это, никакие меры поддержки не способны заставить национальный механизм работать самостоятельно.

На основе представленного Конгрессом США прогноза можно сделать вывод: страна признала отсутствие механизма для стабилизации дефицита госбюджета хотя бы на уровне 3%.

Аналитики предрекли обрушение экономики США на 30%

Эксперт отметил, что безысходность американской экономики состоит и в дефиците перспективных способов изменения ситуации. Единственным выходом для Белого дома может стать сокращение военных расходов. На данный момент они достигли 700 миллиардов долларов.

"Существуют предположения, что Вашингтон пойдет от обратного и нарастит эту статью расходов в течение ближайших лет", - отметил Васильев.

В США заявили о рисках замедления экономики из-за торговой войны с Китаем

При этом эксперт добавил, что такие меры создадут огромные риски и спровоцируют экономию средств на пенсионной реформе, социальной политике, реформе системы здравоохранения и помощи бедным слоям населения, что приведет к социальным волнениям в стране.

212
Теги:
катастрофа, кризис, экономика, США

Тайна нефтезавода в Дангаре, или Чудеса государственных льгот

432
(обновлено 15:53 05.03.2021)
В Таджикистане в текущем году решено пересмотреть налоговые и таможенные льготы для некоторых компании из-за того, что бюджет не пополняется в должной степени

ДУШАНБЕ, 5 мар — Sputnik. Правительство Таджикистана приняло постановление о пересмотре налоговых и таможенных льгот для государственных и негосударственных компаний и предприятий.

Как сообщил источник Sputnik Таджикистан, в республике решено создать механизм для анализа льгот и определения их эффективности согласно указу от 31 декабря 2020 года.

"Существует процедура, согласно которой отраслевые власти будут продолжать отслеживать эффективность льгот и представлять отчеты правительству для принятия решения об отмене или продлении льгот", - отметил источник.

Это решение правительство республики приняло в связи с тем, что уже второй год бюджет страны не пополняется налогами в должной мере. 

Что с бюджетом 

По данным Налогового комитета Таджикистана, в 2020-м план по налогам и другим обязательным платежам выполнен на 93,7% или на 600 миллионов сомони (52,3 миллиона долларов).

При этом, по официальной информации, в прошлом году утвержденные налоговые и таможенные льготы достигли в общей сложности 7,5 миллиарда сомони (654 миллиона долларов), что составляет 9,2% валового внутреннего продукта (ВВП) и 31,3% - от общего государственного бюджета.

Из этой суммы 4,5 миллиона сомони (392 тысячи долларов) поступает от Налогового комитета, что составляет 5,6% ВВП или 18,9% всего государственного бюджета.

А по данным Таможенной службы Таджикистана, в 2020-м 77,7% от общего объема импортных товаров по таможенной системе "Разрешения на свободное обращение" полностью и частично попали под льготы.

Получается, что таможенная стоимость товаров и транспортных средств, пользующихся тарифными и налоговыми льготами, оценивается в 2,3 миллиарда долларов, а освобожденные от уплаты таможенные пошлины составили в среднем 3 миллиарда сомони (около 235 миллионов долларов).

И такие огромные суммы могут, например, пойти из бюджета на образование, где в этом году заложено 5,5 миллиарда сомони (479 тысяч долларов). 

О льготах, рассрочке и банкротстве: интервью с главой "Амонатбанка"

Текущая экономическая ситуация, вызванная проблемами из-за кризиса в пандемию, потребовала пересмотра этих льгот, чтобы поддержать госбюджет.

Кто сглазил НПЗ "Дангара" 

История создания нефтяной компании "Дангара" в этом отношении может стать наглядным примером.

Еще 3 апреля 2014-го между Таджикистаном и китайской компанией "ХЭЛИ" было подписано соглашение. 

Строительство в свободной экономической зоне Хатлонской области было завершено в течение пяти лет.

По информации источников, сейчас завод полностью готов запуститься, осталось только нажать на "красную кнопку", и предприятие заработает.

А пока, ссылаясь на дипломатические и политические причины, таджикская сторона рапортует, что ищет сырье для завода и пока не нашла партнеров в Иране, России или Казахстане.

При этом известно, что китайская компания потратила 92 миллиона сомони (более 8 миллионов долларов) на это предприятие и отказалась от дальнейшей работы на неопределенный срок.

По неподтвержденным данным, глава компании получил от этого проекта крупную сумму, сбежал в США и разыскивается Китаем.

Но сейчас дело даже не в том, какую выгоду получила строительная компания за счет предоставленных льгот, а в миллионном ущербе, который несет республика из-за бездействия построенного предприятия.

Помощь в пандемию: какие льготы получат жители Таджикистана

Этот нефтяной завод является жизненно важным для экономики Таджикистана, и можно только представить, насколько в нынешних условиях он мог бы поддержать положение. 

Кому повезло 

За последние годы Правительство Таджикистана ввело многочисленные налоговые и таможенные льготы для импорта некоторых отечественных товаров и ряда предприятий. Все для того, чтобы поддержать развитие секторов экономики страны.

Так, согласно статье 15 Закона о государственном бюджете Таджикистана на 2021-й, в этом году действуют налоговые и таможенные положения и определенные льготы для большой группы предприятий и организаций.

В том числе послабления действуют в отношении компаний, занимающихся импортом спецтехники и запчастей, электротранспорта для города Душанбе, электроэнергии и природного газа.

Также льготным положением пользуется ГУП "По производству, закупке, хранению и продаже предметов первой необходимости в Душанбе". Послабления действуют и на импорт мазута для нужд Душанбинской ТЭЦ.

Кроме того, под льготную категорию попадают большие строительные объекты общественного значения. Среди них: пять строящихся русских школ от России, две школы китайской компании TBEA и три школы китайской Sinohydro. 

Этот список продолжает школа при посольстве Туркменистана, оздоровительный комплекс, строящийся узбекской компанией, строительство противолавинных коридоров на трассе Душанбе - Худжанд - Чанак при участии Пакистана, возведение Национального театра в Душанбе, здания Федерации футбола Таджикистана.

Освобождена от уплаты таможенных пошлин и налогов деятельность консорциума Tractebel Engineering S. A. на Рогунской ГЭС, долгострой - гостиница "Исмоили Сомони" и еще целый ряд схожих объектов, имеющих важное значение для развития страны. 

Стало известно, как таможенные поступления пополнили бюджет Таджикистана

При этом ничего не известно об "обратной реакции" со стороны предприятий, ранее получивших аналогичные налоговые и таможенные льготы.

Тут можно перечислить компании IRS, "ТоджИрон", "Хауксин Гаюр семент", "Зумрад", "Шохамбары", "Сафед-дара" и десятки туристических и промышленных фирм.

Их финансовый вклад трактуется властями как "не для публикации".

Как быть с засидевшимися льготниками 

Эксперты считают, что пересмотр ранее предоставленных льгот правительством является своевременным и важным шагом.

Поскольку некоторые компании годами пользовались льготами и уже давно встали на ноги, то теперь должны выполнять свои обязательства перед государством.

Экономист Нурулло Гусейнов замечает, что сегодня следует контролировать или внимательно изучать привилегии тех предприятий, которые на протяжении многих лет получали выгоду от государственных "благословений".

"С другой стороны, мир привилегий полон сюрпризов. Например, есть компания, которая много лет строит гостиницу, но рядом с ней за это время выросло уже много других аналогичных объектов. А есть компании, которые платят миллионы сомони в месяц, но их деятельность непрозрачна и никто не подсчитывает их доходы и расходы", - замечает экономист. 

Он уточняет, что нельзя забывать - госбюджет нереально пополнять только за счет малого и среднего бизнеса. Бюджет меняют крупные компании. 

Гусейнов также подчеркивает, что в 2020-м цены на многие продукты питания в Таджикистане выросли почти на 42%, а на промышленные товары - на 6%, это также вызывает необходимость пересмотра предоставляемых налоговых льгот.

Таможенная служба Таджикистана отчиталась о тратах на внедрение "Единого окна"

Эксперт уверен, что корректировка некоторых налоговых и таможенных льгот в Таджикистане наконец направит в бюджет республики большие суммы денег, которые пойдут на благо развития страны. 

432
Теги:
промышленные предприятия, льготы, Таджикистан, нефть
Темы:
Новости Куляба и Хатлонской области

"Спутник V" стал второй по популярности вакциной в мире

258
(обновлено 01:26 06.03.2021)
"Спутник V" заняла второе место в рейтинге самых популярных вакцин от коронавируса: какая страна обошла Россию в мировой гонке?

ДУШАНБЕ, 5 мар — Sputnik. Российская вакцина от коронавируса "Спутник V" названа вторым по популярности препаратом от данной инфекции в мире. Об этом разработчики вакцины сообщили в своем Twitter.

"Спутник V" - вторая по популярности вакцина против коронавируса по количеству одобрений от регуляторов. Спасибо за Ваше доверие!" - отметили специалисты.

Представленный рейтинг включает в себя восемь позиций. В одной колонке указано название препарата, а в другой - количество стран, которые утвердили вакцину к применению.

​Так, "Спутник V" занимает вторую строчку, обогнав американский Pfizer. Российский препарат одобрили для использования в 45 странах, в то время как вакцину из США - в 43.

Ведущую позицию рейтинга заняла англо-шведская AstraZeneca. Препарат рарешен для использования в 49 странах.

На пятом месте расположилась американская Moderna, затем китайские Sinopharm, Sinovac и CanSino. Зключительную строчку рейтинга заняла недавно вышедшая на рынок вакцина от компании Johnson&Johnson, которую одобрили в четырех странах.

Напомним, что эффективность препарата AstraZeneca, согласно данным Оксфордского университета, составляет 70%. В марте-апреле он поступит для массовой вакцинации в Таджикистан. На первом и втором этапах планируют вакцинировать 1,8 миллиона граждан.

Süddeutsche Zeitung: "Спутник V" станет новой нефтью и экспортным хитом

"Спутник V", разработанный специалистами Центра имени Гамалеи, стал первым в мире зарегистрированным препаратом от коронавируса. Вакцина неоднократно доказывала свою эффективность и безопасность.

У "Спутника V" появился серьезный соперник в мировой гонке вакцин

Сейчас прививку "Спутником V" можно сделать в Беларуси, Аргентине, Боливии, Сербии, Алжире, Палестине, Венесуэле, Парагвае, Туркмении, Венгрии, ОАЭ, Иране, Республике Гвинея, Тунисе, Армении, Мексике, Никарагуа, Ливане, Мьянме, Пакистане и других странах.

Добавим, что продвижением российской вакцины "Спутник V" за зарубежных рынках занимается Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ).

Как ранее заявлял глава фонда Кирилл Дмитриев, доверие к российской вакцине растет, поскольку у нее нет побочных эффектов и она не провоцирует аллергию.

Путин оценил статью о вакцине "Спутник V" в журнале Lancet

Вакцина создана на изученной и проверенной платформе аденовирусных векторов человека, важными преимуществами которой являются безопасность, эффективность и отсутствие долгосрочных негативных последствий.

258
Теги:
Россия, вакцина от коронавируса, коронавирус, вакцина "Спутник V"
Темы:
Коронавирус: опасное заболевание в России и мире