"Таджик Эйр" снижает высоту: полоса препятствий авиакомпании Таджикистана

© Фото : Пресс-служба ОАО "Таджик Эйр"ОАО "Таджик Эйр", архивное фото
ОАО Таджик Эйр, архивное фото - Sputnik Таджикистан
Подписаться
Государственной авиакомпании Таджикистана "Таджик Эйр" необходимы решительные шаги к обновлению

ДУШАНБЕ, 5 дек — Sputnik, Вадим Попов. Президент Таджикистана Эмомали Рахмон выразил недовольство работой компании "Таджик Эйр".

Глава государства поручил Агентству по госфинконтролю проверить информацию о завышенной стоимости Boeing 767-332, по которой "Таджик Эйр" приобрела авиалайнер.

Но данными слухами проблемы перевозчика не исчерпываются, Sputnik Таджикистан решил вспомнить, что же привело авиакомпанию к кризису.

Что произошло с "Таджик Эйр"

В последнее время расходы компании существенно превышают доходы, а обязательства перед партнерами накапливаются. "Таджик Эйр" фигурирует в списке должников Минфина Таджикистана. Надежды, что пассажиропоток существенно вырастет и покроет растущие расходы, особо нет.

Вид из иллюминатора пассажирского самолета, архивное фото - Sputnik Таджикистан
Все началось с полета Бухара - Душанбе: развитие авиации Таджикистана

Проблемы у компании копились годами. До 2008-го составными частями "Таджик Эйр" были топливно-заправочный комплекс, аэронавигация, предприятие по продаже авиабилетов и аэропорт. В ходе реструктуризации "Таджик Эйр" разделили. Разные предприятия, ранее входившие в единую систему, стали оплачивать услуги друг друга по рыночной схеме.

В итоге компания взяла на себя все долги некогда единого предприятия и оказалась в худшем положении. Кроме того, на балансе у перевозчика остались старые самолеты, требующие дополнительных затрат на модернизацию.

С 2008-го "Таджик Эйр" была несколько раз на грани банкротства, но, несмотря на это, в 2015-м заняла достойное место в рейтинге безопасных авиаперевозчиков мира. Мониторинг проводился независимым порталом Airlinerating.com среди 407 мировых авиакомпаний.

Власти принимают меры по спасению "Таджик Эйр"

Руководство компании обратилось к правительству Таджикистана с просьбой списать долги, но вместо этого их только заморозили сроками на 7, 5 и 3 года.

Самолет авиакомпании Таджик Эйр, архивное фото - Sputnik Таджикистан
Власти Таджикистана придумали, как спасти "Таджик Эйр" от банкротства

Чтобы помочь "Таджик Эйр" обновить парк, президент Таджикистана Эмомали Рахмон в январе текущего года освободил национальную авиакомпанию от выплаты НДС и таможенных пошлин при ввозе в страну самолетов.

К слову, стоимость Boeing 767-332, который приобрел таджикский авиафлагман, варьируется на мировом рынке от 20 до 150 миллионов долларов, в зависимости от модификации и состояния. Приличная сумма для небольшой компании.

В сентябре правительство выпустило постановление, в котором поручило утвердить специальную программу господдержки "Таджик Эйр" на 2018-2023 годы.

Рахмон освободил "Таджик Эйр" от таможенных пошлин при ввозе техники

Власти считают, что государственному перевозчику необходимо обновление. В частности, необходимо продать устаревшую авиатехнику, что планируется сделать в период 2018-2019. Самолеты превысили эксплуатационные сроки и уже не подлежат ремонту, или их восстановление принесет большие убытки.

Средства от продажи списанной техники планируется направить на финансовое оздоровление компании. Кроме этого, "Таджик Эйр" нуждается в новой организационной структуре.

Взлеты и падения "Таджик Эйр"

История авиакомпании "Таджик Эйр" берет начало с 1930 года, когда был создан Таджикский авиаузел Среднеазиатских воздушных линий. В 1940-м на его базе возникло Таджикское управление Гражданского воздушного флота, которое в последующем пережило ряд реорганизаций: Таджикское управление гражданской авиации, Государственная авиакомпания "Точикистон", ГУАП "Точикистон", ГУАП "Таджик Эйр".

Самолёт Таджик Эйр. Пресс-служба Таджик Эйр - Sputnik Таджикистан
Крутое пике гражданской авиации Таджикистана

В 2006-м "Точикистон" переименовали в "Таджик Эйр" и Государственное агентство по антимонопольной политике прекратило регулирование тарифов на международные авиаперевозки, что дало возможность компании самостоятельно устанавливать цены на свои услуги.

Компания осуществляет регулярные полеты в направлении 5 городов России (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Сургут, Новосибирск), а также в Кыргызстан (Бишкек), Казахстан (Алматы), Иран (Тегеран), Индию (Дели), КНР (Урумчи). На местных авиалиниях регулярные полеты выполняются в Худжанд и Хорог.

В ближайшем будущем авиакомпания намерена открыть рейсы Душанбе-Пекин-Душанбе, Курган-Тюбе — Екатеринбург, Курган-Тюбе — Новосибирск, Курган-Тюбе — Казань.

Четыре года назад "Таджик Эйр" была вынуждена уступить часть своих авиарейсов в пользу частной таджикской авиакомпании "Сомон Эйр". Из-за этого государственный авиаперевозчик недополучил 20 миллионов сомони. Компания за год выполнила 793 рейса, что почти на 8% меньше периода 2013-го.

"Таджик Эйр" прокомментировал отмену НДС при ввозе самолетов

Появление конкурента должно было подстегнуть компанию, но накопившиеся проблемы не позволили провести успешное реформирование. Чтобы его осуществить, правительство Таджикистана поручило Госкомитету по инвестициям и управлению госимуществом республики, Агентству по гражданской авиации и самому авиаперевозчику привлечь дополнительные средства путем приватизации пакета акций "Таджик Эйр".

Узбекистан и Кыргызстан па пути к мировым стандартам в авиаперевозках

Однако не только Таджикистан нуждается в трансформации своего гражданского авиакомплекса.

В Узбекистане планируют разделить национальную авиакомпанию "Узбекистон хаво йуллари" на акционерные общества Uzbekistan Airways и Uzbekistan Airports.

А на базе "Авиакомпании специальных авиационных работ" появится общество с ограниченной ответственностью Uzbekistan Helicopters. Также выделят Центр "Узаэронавигация" и передадут в ведение кабинета министров.

Олег Пантелеев - Sputnik Таджикистан
Пантелеев: судьба авиакомпании "Таджик Эйр" зависит от решения правительства

Кроме того, планируется передать Госавианадзору полномочия по выдаче разрешений на разовые полеты и строительство объектов вблизи аэродромов, усовершенствовать структуры и увеличить штатную численность Госавианадзора, создать специальный Фонд развития Госавианадзора.

Как ожидают эксперты, все эти меры помогут повысить конкуренцию между компаниями и снизить стоимость авиабилетов. Похоже, в государствах Центральной Азии решили отказаться от советского наследия, когда государственный контроль на транспорте был основан на объединении разных подразделений в единую систему. Хотя именно в этих странах подобная схема сохранялась дольше всего.

Эксперты предостерегают от слишком решительного реформирования авиаперевозок.

"Все отлично понимают, что эта трансформация несет определенные риски, что кто-то в конкурентной борьбе не сможет продемонстрировать ожидаемого роста и эффективности. С подобными рисками столкнулись ряд европейских государств, которые потеряли своих авиаперевозчиков в конкурентной борьбе. Поэтому очень важно быть всегда бдительными", - сказал исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев Sputnik Узбекистан.

Показателен пример Кыргызстана, государственная авиакомпания входит в список предприятий, которые не оправдывают затрат и выставлены на торги. Дошло до того, что у "Эйр Кыргызстан" в какой-то момент остался всего один нормально функционирующий самолет. Руководство возлагает надежды на внешних инвесторов. На продажу были выставлены 49% акций перевозчика, стартовая цена которых составила 188 миллионов сомов.

"Таджик эйр" снизила цены на билеты в Самарканд на 380 сомони

Что касается таджикской госавиакомпании,  Олег Пантелеев уверен, судьба "Таджик Эйр" в руках правительства. На многое повлияют условия, при которых акции компании выставят на торги. Ее будущее зависит от того, захочет ли государство развивать перевозки или оно планирует за счет приватизации решить свои финансовые проблемы.

Лента новостей
0