Мюзикл о мигрантах и УФМС на сцене московского Центра им. Вс. Мейерхольда

Жизнь мигрантов в Москве оформили в комедийный мюзикл

125
(обновлено 16:02 28.10.2016)
На сцене московского Центра им. Вс. Мейерхольда 4 и 5 ноября представят мюзикл "СВАН". В комедийной форме спектакль рассказывает о процедуре получения российского гражданства. По сюжету, чтобы получить паспорт РФ, мигрант должен сдать экзамен по русскому стихосложению

ДУШАНБЕ, 28 окт — Sputnik. К теме трудовой миграции российские деятели искусства стали обращаться довольно часто. Так, генеральный директор Первого канала Константин Эрнст вместе с продюсером Денисом Евстигнеевым активно участвовали в создании сериала "Салам, Москва", посвященного жизни "понаехавших" в российской столице. А спектакль "Акын-опера" на эту же тему получил высшую театральную награду России – премию "Золотая маска".

4 и 5 ноября на сцене московского Центра им. Мейерхольда представят мюзикл "СВАН". В легкой комедийной форме спектакль рассказывает о процедуре получения российского гражданства. По сюжету, для того, чтобы получить паспорт РФ, мигрант должен сдать экзамен по русскому стихосложению. Одна из авторов пьесы Екатерина Троепольская – уроженка Луганска – сама получала российский паспорт семь лет.

Корреспондент Sputnik Лев Рыжков встретился с авторами пьесы – Екатериной Троепольской и Андреем Родионовым. Мы поговорили об очередях в УФМС в канун нового года, об экзаменах по литературе в службе такси и творческом потенциале гастарбайтеров.

Национальностей в очереди нет

- Екатерина, можно ли сказать, что ваша пьеса основана на личном опыте?

Екатерина Троепольская: Да. Наше желание написать пьесу о получении российского гражданства происходит, конечно, из собственного опыта. Я ходила по кабинетам семь лет. Хотя, по мнению родственников, я – неорганизованная творческая личность, мало кто справляется за более короткий срок. Мы с Андреем (он не только мой соавтор, но и муж) познали все "удовольствия": например, занимали очередь в УФМС ночью 30 декабря. При двадцати градусах мороза.

Утром, если повезет, вы заходите в кабинет. Ваши бумаги пять минут листают, потом говорят:  "О! Да у вас тут опять неправильно заполнено!" И вы идете на следующий круг. Конечно, это воспитывает характер, терпение и все остальное.

Андрей Родионов: И я, как коренной москвич, должен заметить, что в очереди в УФМС национальностей нет. Кто бы ни стоял: белорус, украинец, таджик – все они как одна семья. Все находятся в одинаковом положении. До того момента, пока кто-то не начинает злить очередь. Если кто-то пытается без очереди, то, конечно, это уже не семья.

- То есть, несмотря на легкий жанр, пьеса – серьезная?

Андрей: Мы решили написать такую пьесу, поскольку мы – люди веселые. Мы и не думали жаловаться. Мы хотели написать так,  чтобы люди посмеялись. Ну, и, конечно, в конце немножко задумались. Мы написали пьесу в стихах. С "зонгами" — то есть, с песнями. Когда была написана музыка и поработали художники –получился спектакль. Наше дело было – создать текстовое "мясо", с которым надо было работать актерам.

— Ну, вы, конечно, сгустили краски, добавили гротеска. Понятно, что навыков стихосложения никто никогда не будет требовать – ни для получения гражданства, ни для устройства на работу.

Андрей: Вы будете смеяться, но недавно мы ехали в такси одного из самых популярных сейчас сервисов. И нам водитель-гастарбайтер рассказал, что, действительно, при приеме на работу в таксопарк они должны прочитать стихотворение.

Екатерина: Но не своего сочинения. Стихотворение Пушкина, например.

— Но зачем?!

Екатерина: Чтобы продемонстрировать владение русским языком.

Андрей: Так что мы ничего не нафантазировали. Это уже происходит!

Мюзикл о мигрантах и УФМС на сцене московского Центра им. Вс. Мейерхольда
Мюзикл о мигрантах и УФМС на сцене московского Центра им. Вс. Мейерхольда

Гастарбайтеры с амбициями

— Но, согласитесь, в вашей задумке есть одна существенная натяжка. Мигранты-рабочие не пишут стихов!

Андрей: Пишут! Прекрасные стихи пишет Аскар Рустамов – наш близкий товарищ. Сейчас он живет в Узбекистане. Но он — великолепный поэт.

Екатерина: Он в московском поэтическом слэме победил самых разных поэтов. У него есть и шарм, и талант, и какая-то очень искренняя подача. В общем, настоящий поэт. И артист. Притом, что у него два образования: и юридическое, и физическое, по-моему. Два образования! Вот человек в пятьдесят лет приехал покорять Москву.

— Он участвует в вашем спектакле?

Екатерина: Аскар Рустамов, к сожалению для нас, вернулся на родину и там занимается каким-то бизнесом. По-моему, кафе у него в Узбекистане. Так что поэт вернулся к семье. Но мы по нему очень скучаем.

Андрей: У нас был такой случай – не буду говорить, в каком городе. Мы привезли туда наш спектакль, в котором, как поэт, участвовал Аскар Рустамов. И всех наших поэтов – поселили в гостинице, а Аскара Рустамова оказалось – нельзя. Потому что он – не гражданин РФ.

Екатерина: Даже более того – к разным не-гражданам РФ нормально относятся. А когда поэт совмещает свою деятельность с физическим трудом – его сразу берут на карандаш и говорят: "А вдруг вы его привезли и поселили в гостинице, чтобы он вам дачу построил?" Нам пришлось обойти несколько гостиниц, даже подключать административные ресурсы, чтобы поселить человека, у которого документы-то были в порядке.

— Ну, хорошо. Есть поэт Аскар Рустамов. Но исключения только подтверждают правило!

Андрей: В 2014 году награду "Золотая маска" вручили спектаклю "Акын-опера" режиссера Всеволода Лисовского. Это спектакль о гастарбайтерах, сыгранный ими самими. Вышли эти ребята на сцену Большого театра, перед блестящей публикой, получили "Золотую маску" и говорят: "Ну, а если кому починить сантехнику, то обращайтесь к нам". Прямо со сцены.

Екатерина: Абдулмамад Бекмамадов – один из героев "Акын-оперы" – недалеко отсюда, на "Курской", открыл театр, и там выступает уже как режиссер. То есть, и у гастарбайтеров есть свои творческие амбиции. В Москве для них открылись творческие пути, о которых они и думать не могли, когда приехали сюда зарабатывать.

Мюзикл о мигрантах и УФМС на сцене московского Центра им. Вс. Мейерхольда
Мюзикл о мигрантах и УФМС на сцене московского Центра им. Вс. Мейерхольда

Как привлечь мигрантов в театр?

— Ну, хорошо, убедили! Среди мигрантов есть творческие натуры. Но есть ли среди них зрители вашего спектакля?

Екатерина: Конечно, сложно, да и невозможно кого-то из них поймать на улице и сказать: "Пойдем в театр!" Никто из них, конечно, не пойдет. Но, тем не менее, у нас был опыт, когда в зале собралось очень много мигрантов. Мы действовали через фейсбук, через своих знакомых: если у кого-то есть домработница, или знакомый продавец в магазине, или сторож на стоянке – ну, то есть, люди, с которыми у вас уже сложились отношения – позовите их в театр!

Андрей: Однажды какой-то парень купил тридцать билетов и пригласил своих людей, мигрантов, которые ему, очевидно, дом строили.

Екатерина: В общем, мы через людей, через общих знакомых полный зал собрали. И Абдула Бекмамадова пригласили. И он пришел с друзьями – вшестером они в зале сели. Все очень нарядные, красивые.

— Им понравился ваш спектакль?

Екатерина: У мигрантов отзыв, в основном, был таков, что все показано, как в жизни, только, к сожалению, в действительности не все так весело. Они все, в общем, остались очень довольны. И у них не было никакой проблемы в коммуникации с этим спектаклем. Происходящее на сцене они воспринимали здраво и весело. И мы были рады.

— У большинства мигрантов бюджет – ограниченный. Многим на жизнь-то не хватает. Будут ли они покупать билеты в театр?

В прошлом сезоне можно было бесплатно прийти в театр днем, днем перед спектаклем. В присутствии зрителей (порой и многочисленных) артисты делали читку текста и показывали пластические этюды.

— Ваш спектакль – это что-то неизменное? Или он претерпевает изменения?

Андрей: Добавилось несколько "зонгов" (песен).

Екатерина: Пластические этюды каждый раз – совершенно новые. Артисты сознательно уходят от повторения, даже от любого удачно найденного решения. Но спектакль, конечно, сам по себе, имеет фиксированную форму.  Но, по правде сказать, он для нас — первая крупная постановка. И мы ходим практически на каждый спектакль и видим, как живет текст на сцене, как он меняется. И мы можем сказать, что, конечно, он в этом сезоне, конечно, стал еще круче.

— Жестче?

Екатерина: Нет. Актеры, уже разобравшись со всеми сложностями, уже поняв и прочувствовав спектакль, вытаскивают какие-то драматические вещи, от которых у нас у самих слезы на глаза наворачиваются.

Андрей: Актеры растут. Многие за это время успели сняться у Кирилла Серебренникова, успели поиграть у Максима Диденко, поучиться на курсах Дмитрия Брусникина. Эти молодые ребята творчески растут. И спектакль вместе с ними.

От вашего спектакля что-нибудь способно измениться в окружающей действительности? Допустим, в лучшую сторону?

Андрей: Любой эстетический жест, любое привлечение внимания к красоте – а я надеюсь, что мы занимаемся именно этим – немножко улучшает мир. Просто не надо очень большого значения придавать этому изменению. Оно совсем крошечное. Но я думаю, что красота спасет мир. И капля точит камень.

Мюзикл о мигрантах и УФМС на сцене московского Центра им. Вс. Мейерхольда
Мюзикл о мигрантах и УФМС на сцене московского Центра им. Вс. Мейерхольда

Прекрасные птицы с российским гражданством

А почему ваша пьеса называется именно "СВАН"? Это аллюзия на творчество французского писателя Марселя Пруста?

Андрей: Ну, в том числе и это. А по-английски слово "swan" обозначает лебедя. Это красивое непонятное слово.

Екатерина: "Сван" – иностранное слово. И при этом оно переврано. Потому что правильно произносится оно все-таки "свон". В этом есть какая-то, свойственная нашему чиновничьему вокабуляру способность пользоваться заимствованными словами, перевирая и переиначивая их. Ну, и потом возникла сама по себе история, что приходят гадкие утята – и становятся лебедями. То есть, превращаются в прекрасных птиц с российским гражданством. Вот как я.
Кстати, у нашего главного героя фамилия — Родин.

Андрей: И, соответственно, у его жены  фамилия – Родина.

Екатерина: Эта мысль нас посетила совсем не случайно. А потом нам рассказывали про женщину, которая жила в одном из российских городов. Она и работала в этой сфере, близкой к УФМС. И у нее была "резиновая" квартира, куда она прописывала мигрантов.

Андрей: А фамилия у нее была Родина.

Екатерина: Так что в этом смысле реальность от нас не отстает. Мы ничего такого не выдумываем на самом деле. На самом деле мы представляем практически документальный театр.

— То есть, можно сказать, опережает реальность?

Андрей: Мы с действительностью бегаем наперегонки. То мы немножко опережаем. То она нас.

125
Теги:
комедия, спектакль, театр, Москва, Россия
Темы:
Мигранты из Центральной Азии в России (2154)
В Душанбе состоялась фотовыставка Анисы Сабири Знаки Согдианы

Сценарий Анисы Сабири ляжет в основу первого таджикско-британского фильма

200
(обновлено 15:41 20.01.2021)
Талантливый сценарий Анисы Сабири, который победил во внутреннем соревновании Лондонской киношколы, станет основой для полнометражного фильма

ДУШАНБЕ, 20 янв — Sputnik. Сценарий таджикского деятеля культуры Анисы Сабири был признан лучшим среди работ London Film School, сообщает пресс-служба университета. Мероприятие проходило в онлайн-формате.

Среди шести номинантов победу одержал ее сценарий полнометражного фильма Tightrope ("Канат").

Сценарий фильма рассказывает о солдате, который возвращается в вымышленный город Дардобад после афганского плена. Бывший военный не узнает свою родину. Там он встречает инвалида, который некогда был звездой балета, а найденная жена отворачивается от бывшего мужа. События фильма происходят на фоне меняющегося города, который становится столицей нового государства.

Аниса Сабири: за рубежом даже не знают о такой стране, как Таджикистан

"Если честно, я не ожидала, потому что однокурсники очень талантливые. Мы все шли в одном темпе, активно работали над проектами весь год, и мне даже неудобно, что так вышло, хотя, безусловно, я очень рада!" - рассказала Аниса в диалоге со Sputnik Таджикистан.

Сценарием Сабири сразу же заинтересовались за рубежом. Контракт на производство уже подписан с известным британским продюсером Люком Шиллером, который сотрудничал с Тильдой Суинтон и Тосином Коулом.

Аниса Сабири победила в номинации на кинофестивале в Нью - Йорке

"Контракт мы подписали еще во время моего обучения в школе, когда Люку порекомендовали мой сценарий, и он выступил моим ментором в конце учебного года. По итогам нескольких встреч мы подписали контракт", - рассказала Аниса Сабири.

Ожидается, что первый таджикско-британский фильм будут снимать на территории Таджикистана.

200
Теги:
Аниса Сабири, сценарист, сценарий, кино, Таджикистан
Хабибулло Абдуразаков

Погасла звезда: самые яркие роли ушедшего Хабибулло Абдуразакова - видео

495
(обновлено 15:07 19.01.2021)
Народный артист Таджикистана Хабибулло Абдуразаков оставил ярчайший след в истории таджикского кинематографа и сыграл сотни ролей в театре и кино

ДУШАНБЕ, 19 янв — Sputnik. Сегодня в Таджикистане не стало народного артиста Таджикской ССР, актера и режиссера Хабибулло Абдуразакова. Он ушел из жизни на 84-м году у себя дома в Душанбе. 

Известный кино- и театральный деятель оставил после себя огромный каскад из любимых многими отечественных фильмов, вошедших в золотой фонд советского и таджикского кинематографа. 

Sputnik Таджикистан сделал подборку самых популярных работ в кино артиста Хабибулло Абдуразакова.

"Смерть ростовщика"

В экранизации классической повести таджикского писателя Садриддина Айни "Смерть ростовщика" в постановке 1966 года Абдуразаков сыграл одну из главных ролей - Бахриддина.

Именно эта картина режиссера Тахира Сабирова принесла Абдуразакову первую славу и всесоюзную известность.

В фильме о ростовщике Кори Ишкамбе также сыграли Захир Дусматов, Ато Мухамеджанов, Абдурахим Кудусов, Сановбар Бакаева, Алигер Ходжаев и многие другие таджикские артисты. 

"Четверо из Чорсанга"

В драме 1973-го "Четверо из Чорсанга" Хабибулло Абдуразаков сыграл главную роль.

Многосерийный фильм повествует о судьбах четырех людей: Хайдара (Абдуразаков), Давлята, Наима и прекрасной Гульшан, выросших в горном таджикском кишлаке.

Это картина о дружбе, которая проходит испытание временем и жизненными обстоятельствами.

По сюжету, парни спасают от брака с нелюбимым богачом Гульшан, невесту Давлята, увезя ее в город.

"Сказание о Сиявуше"

В 1976-м Хабибулло Абдуразаков сыграл в еще одном любимом многими таджикском фильме, экранизации по мотивам эпоса Фирдоуси "Шахнаме" в постановке режиссера Бориса Кимягарова.

Фильм повествует о воспитаннике Рустама - царевиче Сиявуше, сыне шаха Кавуса, который заканчивает жизнь самоубийством, чтобы предотвратить кровопролитие. 

"Джура - охотник из Мин-Архара"

Яркий шестисерийный мини-сериал 1985 года "Джура - охотник из Мин-Архара" пересматривает не одно поколение зрителей в Таджикистане.

А в этом фильме Абдуразаков сыграл роль одного из басмачей курбаши Юсуфа.

По сюжету фильма, глава контрабандистов и басмачей, пособник английской разведки, пытается помешать установлению советской власти в Таджикистане. 

"Дополнительный прибывает на второй путь"

Абдуразаков запомнился советскому зрителю еще одной ролью - начальника поезда Саидова в детективе "Дополнительный прибывает на второй путь" 1986 года режиссеров Валерия Ахадова и Сайдо Курбанова.

В центре сюжета история о том, как в тамбуре поезда Москва - Душанбе обнаружили труп одного из пассажиров.

Версию "преступник все еще в поезде" поручают отработать собиравшемуся в отпуск майору транспортной милиции Денисову. Помогает ему капитан таджикского УГРО Курбанов.

495
Теги:
видео, кино, таджикский режиссер, актер, Таджикистан, смерть известных людей
Темы:
Истории успешных таджиков

Россияне рассказали о побочных эффектах после вакцинации от коронавируса

0
Вакцинировавшиеся от коронавируса россияне рассказали, какие симптомы испытали на себе после прививки

ДУШАНБЕ, 21 янв— Sputnik. Россияне, испытавшие на себе действие вакцин от коронавируса, рассказали о самочувствии после прививок и описали побочные эффекты в специальном чате в Telegram. Чат находится в открытом доступе.

Среди привившихся россиян - и полностью здоровые, и люди с хроническими заболеваниями.

В основном, люди жалуются на повышение температуры после вакцинации.

"Утром сильно болела голова, температура 38 с чем-то, слабость", - пишет одна из участниц вакцинации.

Российских военных в Таджикистане начали защищать от коронавируса

Высокая температура, по словам вакцинируемых, сбивается стандартными средствами, содержащими парацетамол.

Обычно, температура, слабость и головная боль проходят через пару дней.

"В первый день вообще ничего не болело, даже место укола. Ночью поднялась температура. Утром следующего дня температуры не было, была головная боль, разбитое состояние. К обеду стало хуже, поднялась температура до 37,2, болело все. К вечеру симптомы прошли, осталась только усталость. 

Утром третьего дня никаких симптомов, будто и не было ничего", - делится самочувствием одна из участниц чата.

Кто первым получит вакцину от коронавируса: ответ Минздрава

Еще один, менее распространенный симптом, на который указывают люди, прошедшие вакцинацию - боль в месте укола.

"Сильно болело и болит до сих пор плечо, куда ставили укол", - пишет одна из участниц вакцинации.

Один из необычных симптомов после вакцинации, о котором пишут россияне, - это боли в местах старых травм, которые носят непродолжительный характер.

Часть женщин в комментариях к самочувствию указывали, что после вакцинации у них сильно повышался аппетит.

Судя по последним отзывам, мужчины переносят последствия вакцинации легче, чем женщины.

Голикова сравнила вакцины от коронавируса

Также в чате вакцинированные делятся скриншотами тестов на антитела от коронавируса. Судя по выложенным фото, вакцина показывает хорошие результаты - антитела активно проявляются у большинства людей.

0
Теги:
вакцина от коронавируса, коронавирус, Россия
Темы:
Коронавирус: опасное заболевание в России и мире