Президент уволил Халикова и отменил слияние МАД и "Таджик Эйр"

© Фото : Пресс-служба "Таджик Эйр"Самолёт "Таджик Эйр. Пресс-служба "Таджик Эйр"
Самолёт Таджик Эйр. Пресс-служба Таджик Эйр - Sputnik Таджикистан
Подписаться
Авторитетный специалист, возглавлявший воздушную гавань Душанбе и государственную авиакомпанию, уволен с обоих постов указом президента Таджикистана. Местные эксперты полагают, что поводом стала статья-расследование в одном из СМИ.

ДУШАНБЕ, 27 янв — Sputnik. Генеральный директор ОАО "Международный аэропорт Душанбе" и "Таджик Эйр" Рустам Халиков был уволен сегодня президентом РТ Эмомали Рахмоном, а за день до этого аннулировано постановление об объединении этих акционерных обществ. 

ОАО Таджик Эйр - Sputnik Таджикистан
ОАО "Таджик Эйр" объявило перезагрузку

Рустам Халиков на протяжении 7 лет совмещал должности гендиректоров двух ОАО. При этом указа о его назначении на другой пост пока нет.

Аэропорт Душанбе был выведен из состава авиакомпании "Таджик Эйр" еще в 2008 году. С тех пор бессменным руководителем этой структуры был Халиков, начавший с должности пилота Як-40 еще в советские времена.

Халиков занимал различные посты — возглавлял департамент гражданской авиации Минтранса Таджикистана, был заместителем директора госавиакомпании "Таджик Эйр". В ту пору она была монополистом в гражданской авиации страны и владела всеми аэропортами, топливно-заправочной компанией, бортпитанием и авиакассами. 

"В сфере авиации практически все решения правительства принимались после консультации с Халиковым, это касалось и кадровых перестановок в отрасли. Кроме того, перевозкой грузов монопольно занимался его сын, и это все знали", — сообщил таджикский авиатор на условиях анонимности.

Идея о воссоединении "Таджик Эйр" и Международного аэропорта Душанбе также принадлежала Халикову, который пообещал президенту, что за короткие сроки поднимет госавиакомпанию с колен, решит проблемы с ее многомилионными долгами и спасет от банкротства.

Правительство пошло на это и вновь соединило две структуры в мае 2014 года, несмотря на условия Всемирного банка об упразднении монопольных компаний в стране. Учредили Открытое акционерное холдинговое общество "Авиационная компания Таджикистана". Спустя год с лишним власти аннулировали свое решение и вновь разъединили его составляющие.

Эта новость для авиаторов не стала неожиданной. Некоторые из них говорят о том, что увольнение последовало через две недели после опубликованной в газете "Нигох" статьи, в которой рассказывалось о коррупционных схемах, работающих в аэропорту Душанбе. В них, якобы, участвовало руководство аэропорта. Эта статья, по мнению специалистов отрасли, вышла в свет не просто так.

Долгое время в кулуарах гражданской авиации говорили о списывании средств и их нецелевом использовании в ходе строительства и оснащения нового пассажирского терминала столичного аэропорта. Одноэтажное здание было построено за 39 миллионов евро, 20 миллионов из которых были кредитом правительства Франции, а остальная часть выделялась из бюджета РТ.

Теперь же генеральным директором ОАО "Международный аэропорт Душанбе" назначен Исматулло Абдуллозода, который до этого работал на должности помощника главы "Таджикской железной дороги". 

ОАО "Таджик Эйр" возглавил Хайрулло Рахимов — когда-то занимавший пост начальника управления таможни в Хатлонской области, а в последнее время — должность заместителя генерального директора компании "Сомон Эйр".

Что касается объединения столичного аэропорта и "Таджик Эйр", то ситуация с долгами перевозчика за неполные два года так и не решилась, хотя МАД после слияния списал с авиакомпании 28 миллионов сомони, что сократило объем задолженности до 65 миллионов (по состоянию на июль 2015 года). Как объясняли ранее в самой авиакомпании, эти долги образовались за счет высокой стоимости услуг аэропорта, за которые перевозчик не мог платить.

По официальным данным, "Таджик Эйр" в прошлом году перевезла 311 тысяч 200 пассажиров, что на 59 тысяч 700 меньше, чем в 2014 году. В частности, по международным направлениям авиакомпания перевезла 272 тысячи 660 пассажиров. На внутренних авиалиниях объем увеличился вдвое (39 тысяч 140 человек).

Лента новостей
0