Китай отомстил: на торговой войне выиграла Россия

422
(обновлено 11:11 20.12.2020)
На этой неделе зарубежные СМИ вышли с кричащими заголовками "Китай запретил импорт австралийского угля", что на поверку оказалось чистейшей правдой.

По данному поводу даже выступил премьер-министр Австралии Скотт Моррисон, заявивший, что Пекин проводит дискриминационную политику, нарушающую законы открытого рынка.

Западная информационная машина тут же окрестила произошедшее китайской местью Канберре за последовательную поддержку США в торговой войне с КНР. Речь идет об умышленном ограничении возможностей IT-гиганта Huawei.

Пекин, привычно уклоняющийся на международной арене от прямой конфронтации, устами своего главного медиаресурса The Global Times сообщил, что никакого запрета нет, а все происходящее — лишь последствия тяжелого года, спада производства и неизменной приверженности политике декарбонизации и постепенного отказа от угля как энергетического ресурса. Впрочем, как ни прячь эмбарго в красивое кружево словесной дипломатии, физического факта это не отменяет. Поставки австралийского угля заморожены на неопределенный срок.

Чтобы разобраться во всем происходящем, нужно обратиться к совсем свежей истории.

Австралия была одним из ярых сторонников США на всем протяжении американо-китайского торгового и экономического противостояния. Вашингтон и Дональд Трамп с самого начала пытались выдавить с собственного рынка цифровые продукты Huawei и ZTE, но особо не преуспели, а в конце 2019 года стороны ушли на перерыв, подписав первую часть соглашения. А вот Канберра ни на какие уступки не шла, упорно игнорируя все завуалированные и явные сигналы, подаваемые Китаем.

Пекин настойчиво просил оставить в покое его технологических монстров и не препятствовать внедрению на австралийском рынке технологий 5G китайского производства. Но поскольку призывы жить дружно услышаны не были, в качестве предупредительного выстрела еще в апреле 2018 года КНР запретила ввоз из Австралии перерабатываемых отходов, что привело к самому настоящему мусорному кризису.

Канберра в качестве парирующего жеста официально запретила использование телекоммуникационных решений Huawei и ZTE, на что Китай в сентябре того же 2018-го ответил блокировкой вещания главного информационного портала ABC (Australian Broadcasting Corporation).

Ситуация зашла в тупик, и, чтобы сделать австралийцев более сговорчивыми, КНР в феврале 2019-го запустила пробный шар. Именно тогда впервые начались проблемы с приемкой в китайских портах, например Даляне.

Цель была выбрана не случайно. Дело в том, что пока прогрессивные страны понемногу сворачивают угольную генерацию и переходят на экологически чистые источники, для Зеленого континента добыча этого полезного ископаемого является краеугольным камнем экономики. Австралия в год добывает порядка 540 миллионов тонн энергетических и коксующихся углей, 75% которых идет на экспорт. В 2019 году местные угольщики экспортировали топлива на 53 миллиарда долларов, а профильные отчисления в бюджет составили 8,3% ВВП.

Главным покупателем австралийского угля уже много лет выступает Япония, в прошлом году закупившая его на 17 миллиардов долларов (27% всего экспорта). Китай является вторым главным рынком сбыта — 13,7 миллиарда долларов и 21% внешней торговли. Потеря такой площадки может вызвать не просто кризис в профильной отрасли, но и серьезные проблемы в национальной экономике.

Надо сказать, что Китай неоднократно вводил временные ограничения на импорт австралийского угля, но всякий раз снимал их, явно ожидая изменения политической позиции Канберры. Этого не произошло, и потому летом текущего года в ход пошли другие инструменты. Китайское правительство объявило, что рассматривает возможность введения заградительных торговых санкций на ряд австралийских товаров, в частности - вино, мясо и морепродукты. Реакции опять не последовало, и в ноябре продукцию виноделов обложили налогом в размере от 107 до 212%.

Чтобы усилить эффект, в этот же период вступил в силу негласный приказ в очередной раз поставить импорт топлива из Австралии на паузу. Как сообщал Bloomberg, в ноябре средний срок ожидания судов с австралийским углем на заход в порт и разгрузку составлял в среднем около месяца, что приносило экспортерам и перевозчикам громадные убытки. Китай никогда прямо не говорил, за что наказывает австралийцев, отделываясь общими фразами о защите экологии и необходимости наращивать собственную добычу. Впрочем, мотивы были весьма прозрачны и понятны.

Девушка держит в руках флаг Китая
© Sputnik / Владимир Астапкович

В случае если текущий запрет затянется, у Канберры начнутся очень серьезные проблемы, потому что заместить китайский рынок просто нечем. Япония и Южная Корея (тоже ключевой рынок сбыта) планируют достичь нулевой отметки выбросов парниковых газов уже к 2050 году, то есть импорт там совершенно точно будет падать. Есть еще Индия с ее амбициозными планами стать главной сталелитейной страной планеты, но Дели покупает кокс в самых разных местах, включая главных конкурентов — Индонезию и Россию. Кстати, о России.

На фоне весьма дружественных отношений Москвы и Пекина и стремительно остывающей симпатии второго к коллективному Западу было бы логично предположить, что освободившуюся нишу займут российские угольщики. Благо у нас добывается вся сортовая номенклатура, включая антрацит и кокс. Увы, это крайне маловероятно — и причины тут сугубо физического плана.

Во-первых, разом заместить на китайском рынке более 70 миллионов тонн австралийского угля нам просто нечем. За весь 2019 год, по данным Минэнерго, российские горняки выдали на-гора 441 миллион тонн продукции, из которых 206,5 миллиона ушли на экспорт. Если оставить за скобками собственные потребности в секторах производства электроэнергии и металлургии, российский уголь отгружается в 80 других стран. Ни нарастить добычу, ни изъять топливо в таком объеме с других рынков нереально.

Во-вторых, любые планы экспансии упираются в "бутылочное горлышко" — логистику. Круглогодично российские угольщики бодаются с "Российскими железными дорогами". Первые требуют увеличения квот на провоз продукции и больших скидок. РЖД резонно отвечают, что уголь и так одна из главных позиций перевозок в восточном направлении и только за 2020 год из Кузбасса, который обеспечивает две трети экспортных поставок, вывезено более 55 миллионов тонн этого топлива.

В настоящий момент по личной просьбе губернатора Сергея Цивилёва рассматривается возможность вывоза еще десяти миллионов тонн. Делается это, чтобы хоть частично покрыть недополученную регионом в этом году прибыль в размере 50 миллиардов рублей.

Но это операция разовая и на общую пропускную способность транспортных магистралей никак не влияет. Наш железнодорожный восточный ход загружен до предела, и впихнуть в него пару десятков миллионов тонн для Китая не смог бы даже волшебник.

Давно назрела необходимость расшивки БАМа и Транссиба, но объекты эти настолько масштабные, что до них на фоне множества других инфраструктурных проектов у правительства просто не доходят руки. На своей пресс-конференции 17 декабря Владимир Путин упомянул выделение 60 миллиардов рублей на переоборудование Транссиба. Деньги громадные для рядового обывателя, но применительно к железнодорожной магистрали протяженностью более девяти тысяч километров — увы, не так много.

Винить правительство в жадности было бы неверно. Российский бюджет просто не способен финансировать одновременное строительство трассы в Надым, замену железнодорожной колеи на Дальнем Востоке, газификацию Амурской области и кучу других проектов, куда требуется вливание государственных денег. А потому российский уголь едет на рынки Юго-Восточной Азии через порт Усть-Луга, делая громадный крюк.

В завершение все же подсластим пилюлю.

За октябрь поставки российского угля в Китай выросли сразу на 28%, достигнув отметки в 3,5 миллиона тонн. Будем надеяться, что австралийцы продолжат упорствовать и китайское эмбарго станет максимально длительным. Угольщики Кузбасса, Якутии, Хакасии и Дальнего Востока будут этому очень рады.

422
Старт продаж iPhone 7 и iPhone 7 Plus, архивное фото

США превращаются в цифровой концлагерь

69
(обновлено 14:26 17.01.2021)
Американская интернет-платформа Airbnb сделала неожиданный ход. Популярный сервис по аренде жилья внезапно отменил все бронирования в Вашингтоне в районе даты 20 января

Компания Airbnb пообещала компенсировать расходы и арендаторам и арендодателям, то есть сыграла против собственных бизнес-интересов — ну, как они понимались в классическом капитализме.

Причину такого решения руководство интернет-гиганта озвучило в пресс-релизе. Оказывается, есть опасения, что в Вашингтон накануне инаугурации Джо Байдена понаедут трамписты из глубинки и начнут бузить. Владельцы Airbnb — заядлые приверженцы Демпартии и либеральных ценностей. Поэтому они решили оставить столичных хозяев недвижимости без квартирантов, а туристов-трампистов — без жилья.

В мае 2021 года богатейшие люди мира планируют собраться в Сингапуре на традиционный Всемирный экономический форум и осчастливить человечество некоей "великой перезагрузкой". Она должна радикально поменять отношения между крупнейшими корпорациями и населением Земли. Конкретные очертания этой реформы представлялись смутно. Инициатива Airbnb многое прояснила.

В общем, речь идет о том, что несколько крупнейших транснациональных корпораций — медиа, IT, фармацевтика, банки — вступили в классический картельный сговор. Эти монополии планируют делать с людьми что хотят.

Владельцу интернет-магазина Amazon выгодно, чтобы население богатейших стран мира сидело по домам и заказывало все у него на сайте? Отлично, население маринуется в бесконечных локдаунах.

Интересно, что в тех странах, где у потребителей нет денег, их никто особо под замок не сажает. Никто не интересуется, как там с локдаунами в Африке. Зато самый сочный сектор потребительского рынка — население европейских столиц и крупнейших американских городов — сидит дома. Джефф Безос наращивает прибыли и заодно разоряет своих конкурентов, уничтожая миллионы бизнесов в сфере ретейла.

Фармкомпания Pfizer выпускает РНК-вакцину и навязывает ее массовые закупки правительствам суверенных стран, несмотря на то что раньше подобное средство использовалось только в ветеринарии? Правительства безропотно берут под козырек и проплачивают миллиарды, несмотря на то что после такой прививки подозрительно часто умирают люди.

Только что крупнейшая американская авиакомпания Delta внесла в свой черный список почти девятьсот пассажиров за их "трампистские" взгляды. В ноябре та же компания пожизненно отказала в своих услугах пассажиру, который выкрикивал лозунги в поддержку Трампа.

Про беспредел цифровых гигантов говорить уже не приходится. Сегодня главные мировые соцсети — это натуральный тюремный дворик, так хорошо изображенный на картине Ван Гога. Прогулки по кругу в строго заданном направлении, шаг влево, шаг вправо караются немедленным пожизненным баном.

Вообще-то появление гигантских монополий — классическая черта любого масштабного кризиса капитализма. Об этом увлекательно писал еще Ленин. Отличительная черта нынешнего кризиса в том, что современные монополии — это, по сути, "голые короли".

В 1907 году американская "Дженерал Электрик" и немецкая АЭГ буквально поделили мировой рынок. Картельный сговор присутствовал, однако обе корпорации, по крайней мере, выпускали новейшую технику. Они строили заводы, давали работу сотням тысяч людей, двигали вперед технологии, делали полезное, в сущности, дело.

Сегодня cамые могущественные корпорации вырабатывают исключительно фуфломицин. Банки одалживают клиентам доллары, которых напечатано уже столько, что вряд ли они стоят своей бумаги. Фармгиганты выпускают сомнительного качества лекарства и вакцины. Массмедиа давно оторвались от реальности и гонят лютую пропаганду. Соцсети публикуют фото котиков.

К классическому капитализму все это не имеет никакого отношения. Тут Ленин давно устарел. Сверхбогатые владельцы гигантских монополий никакими реальными активами зачастую не обладают.

Взять ту же платформу Airbnb. Это, по сути, большая доска объявлений, где хозяева квартир со всего мира вывешивают фотографии своего жилья, а посетители сайта у них это жилье снимают.

Владельцам сайта не принадлежит ни одного квадратного метра. Тем не менее они регулярно заставляют собственников жилья подписывать какие-то идиотские декларации о недопущении угнетения женщин, геев и чернокожих - ну, и исправно берут свои проценты за каждую сделку.

То есть вся история выглядит так, будто обычный риелтор вдруг запрещает собственнику жилья делать с ним то, что он, собственник, хочет. И заодно запрещает это и потенциальному жильцу. Всевластие посредников — вот как приходит к нам очередной глобальный кризис капитализма. Эту систему нам и будут впаривать на Всемирном экономическом форуме как "капитализм участников" — stakeholders capitalism.

Та же история с Facebook. Еще в 2019 году аналитики писали, что акции компании значительно переоценены и могут стать триггером для биржевого краха. Интернет-платформа, все богатство которой в информации о ее пользователях, стоила тогда 505 миллиардов долларов. Сегодня она стоит 730 миллиардов — в шесть раз больше, чем "Боинг".

Принято считать этот перекос успехом гениев-инноваторов. Однако на деле это просто отчаянный поиск инвесторов, куда бы вложить свои обесценивающиеся деньги. Луковица тюльпана в Голландии тоже когда-то стоила больше, чем дом. Кончилось это плохо — как всегда плохо заканчиваются финансовые "пирамиды".

Этой неуверенностью в завтрашнем дне объясняются все причуды сегодняшних монополистов. Они легко теряют деньги — как нажито, так и прожито. На одном решении забанить Трампа компания Цукерберга потеряла 5% стоимости. Их, кажется, совершенно не интересует прибыль. Uber, Snapchat, Tesla из года в год фиксируют убытки. Все, что их интересует, — жесточайший контроль своих потребителей, просто потому, что ничего другого у них нет.

Случись по-настоящему серьезный кризис — и все это дутое богатство может исчезнуть, словно карета Золушки. Реальный сектор выживет, потому что он производит реальные вещи, а вся инновационная экономика накроется медным тазом. Вероятно, этим осознанием близкого краха и вызвано то ожесточение, с каким хозяева монополий и пытаются уничтожить реальный сектор.

В книгах Клауса Шваба, руководителя ВЭФ и главного идеолога "Великой перезагрузки", война объявлена открытым текстом. Цифровые гиганты оказывают, по словам Шваба, "дизруптивное воздействие" на бизнес, рынок труда и повседневную жизнь. "Дизруптивное" — это, попросту говоря, разрушительное.

Так было и сто лет назад. Монополии всегда разрушали частные лавочки и безжалостно уничтожали конкурентов, обрекая на нищету миллионы людей. Однако уже тогда были выработаны механизмы борьбы с ними. США, например, стали пионером в области антитрестовского — антимонопольного — законодательства.

Сегодня подобные законы есть у каждой цивилизованной страны. Долгое время их словно опасались применять — лишь бы не затормозить свободное развитие капитализма и дать порешать рыночку.

Оказавшись в этой серой беззаконной зоне, капитализм выродился, создав таких монстров, как современные глобальные монополии. Сильное и суверенное национальное правительство даже сегодня способно поставить под контроль эти корпорации. Собственно, страны, которые сохранят такое правительство, сумеют выиграть при любых пертурбациях в мире.

69
Теги:
свобода слова, США
Сотрудник коммунальных услуг убирает снег на улице Москвы, архивное фото

Украину спасает живой товар

82
(обновлено 11:23 17.01.2021)
На Украине подвели итоги внешней торговли товарами в 2020 году. В целом они оказались лучше предварительных ожиданий

Внешнеторговый товарооборот по сравнению с 2019 годом сократился на 6,4% — со 110,5 до 103,4 миллиарда долларов. Это чуть ниже уровня 2018 года, но аж на 38,4% лучше, чем в 2015-м — году максимального обвала внешней торговли на Украине, пишет автор РИА Новости.

Стоит заметить, что внешняя торговля сократилась после четырех подряд лет роста. Но этот четырехлетний рост обеспечивался в большей степени за счет увеличения импорта. В 2020 году именно импорт и сократился опережающими темпами.

Впрочем, баланс внешней торговли для Украины все равно остался традиционно отрицательным. Просто дефицит в торговле снизился с 10,3 до пяти миллиардов долларов.

Хотя в условиях нынешнего кризиса именно главные товары украинского экспорта (зерновые, подсолнечное масло и железная руда) падение цен на мировых рынках практически не затронуло. На фоне обвала мировых цен на энергетическое сырье именно это в значительной мере и позволило вдвое сократить внешнеторговый дефицит. Еще одной причиной стало сокращение потребления продукции населением в условиях кризиса.

На украинских электростанциях заканчивается уголь

В то же время очень показателен тот факт, что даже при очень благоприятной мировой конъюнктуре цен на основные экспортные и значительную часть импортных товаров украинская экономика все же не смогла покрыть поставками своих товаров приобретение чужих. Виной тому сугубо сырьевая структура украинского экспорта. Еще 30 лет назад украинская экономика была заточена наоборот — под поставку товаров конечного потребления с высокой добавленной стоимостью. Что среди прочего позволяло обеспечить и занятость довольно большого и плотно размещенного населения. Но потеря российского рынка и полное открытие своего рынка для товаров стран Евросоюза и ряда других стран стала убийственной для украинской перерабатывающей промышленности. Она не только не смогла заместить российский рынок другими рынками, но и в существенной мере потеряла собственный.

В условиях восстановления цен на энергетическое сырье дисбаланс во внешней торговле Украины будет расширяться. Вместе с необходимостью перекладывания дополнительных расходов на население (первым свидетельством этого уже выступает энергетический кризис и поднятие коммунальных тарифов для населения) и привлечения дополнительного внешнего финансирования. Первое — путь к социальным потрясениям и вполне реальному экономическому кризису, второе — к дальнейшему закреплению колониального статуса на всех уровнях.

В 2020 году экспорт украинских товаров сократился в сравнении с 2019 годом всего на 0,9 миллиарда (1,7%), до 49,2 миллиарда долларов. Это выше уровня 2018 года, но заметно ниже уровня 2014-го, когда Россия еще не закрыла свои рынки.

Всего на четыре вида товаров (зерновые, черные металлы, подсолнечное масло и железная руда) приходится 55% экспорта.

Прокуратура Украины подозревает Сталина в том, что тот еще жив

Импорт сократился по сравнению с 2019 годом на 6,2 миллиарда долларов (10,2%). А по сравнению с тучными "домайданными" временами, в частности с 2013 годом, — на 30%.

Структура импорта при этом выглядит совсем иначе. На первом месте минеральное топливо, то есть уголь, газ, нефть и нефтепродукты — восемь миллиардов долларов. А вот далее высокотехнологичная продукция — ядерное топливо и комплектующие к реакторам (5,8 миллиарда долларов), наземный транспорт (5,5), электрические машины (5,3), полимерные материалы и изделия из них (2,6), фармацевтические препараты (2,5).

На практике это означает следующее. Самым ходовым товаром украинского экспорта уже не первый раз стала кукуруза. Когда Украину кто-то пытается назвать банановой республикой, это звучит несправедливо. Скорее республика кукурузная. А, например, самым покупаемым новым импортным автомобилем стала Toyota RAV 4. Так вот, таможенная стоимость (не стоимость в автосалоне!) этого автомобиля в средней комплектации примерно равна таможенной стоимости 150 тонн кукурузы. Но и это не все.

Поскольку 75% себестоимости кукурузы приходится на импорт (посевной материал, дизтопливо, пестициды, значительная часть удобрений), то за ввоз на Украину RAV 4 ей нужно вывезти тонн 300 кукурузы. Примерно такой обмен и производит Украина во внешней торговле.

При этом надо иметь в виду, что добавленная стоимость при выращивании кукурузы совсем невелика. Соответственно, количество рабочих мест, создаваемых при ее выращивании, тоже. В отличие от тех же параметров при производстве автомобиля. И ведь легковой автомобиль не является чудом технологий с высочайшей добавленной стоимостью. Еще не так давно Украина поставляла на мировой рынок в товарных количествах, например, турбореактивные двигатели. При их производстве создавалось в десятки раз больше добавленной стоимости, чем при производстве RAV 4. Но Украина сделала выбор в пользу кукурузы.

Прошлый год, как уже упоминалось, был удачен для Украины в смысле цен на энергетическое сырье. Все помнят, как весной цена нефти обваливалась чуть ли не до нуля, а газ стоил 70 долларов за тысячу кубометров. Некоторые страны закупили эти товары впрок. Но не Украина. Расходы на импорт минерального топлива в 2020 году по сравнению с 2019-м Украина сократила очень существенно — с 12,2 до восьми миллиардов долларов. Во многом за счет этого сократив дефицит торгового баланса. Но при этом и самого топлива ввезли 35,4 миллиона тонн вместо 41,8.

Период распада: Украина остановила добычу урана

Причем сокращены были закупки и газа, и нефти с нефтепродуктами, но особенно угля (с 21,1 до 17 миллионов тонн). Это явно послужило одной из причин нынешнего угольного кризиса на Украине.

Любопытно, что прошлый год стал для страны прорывным в вопросе сокращения дефицита в торговле с Китаем — своим главным торговым партнером. Экспорт в Китай вырос вдвое — с 3,6 до 7,1 миллиарда долларов. Импорт же сократился с 9,2 до 8,3 миллиарда. Но и в этой перемоге есть немалая доля зрады: львиную долю (77%) украинских поставок в Китай составляют зерновые, подсолнечное масло и даже не черные металлы, а их руда. То есть Украина стала сырьевым придатком еще и для Китая. Но еще важнее другое: стоило ли лишать себя суверенитета и разваливать свою промышленность в погоне за соглашением об ассоциации с ЕС, если теперь торговля растет с Китаем? Да и не Китаем единым: из девяти главных торговых партнеров Украины шесть не входят в ЕС.

Торговля Украины с Россией продолжает сокращаться: в прошлом году она ужалась еще на 29%. Россия впервые стала третьим по величине торговым партнером Украины, пропустив вперед Польшу. Правда, это с учетом закупок Украиной якобы европейского газа. Для поклонников провозглашенного Петром Порошенко лозунга "Прочь от Москвы!" это, безусловно, перемога. Правда, имеется тут и зрада: даже без учета газа сальдо торговли с "агрессором" остается сильно отрицательным: минус 1,8 миллиарда долларов. Впрочем, еще больший дисбаланс у Украины наблюдается в торговле с США и Германий — минус 2,1 и минус 3,1 миллиарда долларов соответственно. Но тут уж ничего не попишешь — колониальный статус предполагает такое.

Проблемы во внешней торговле Украине купирует экспорт рабочей силы, то есть гастарбайтеры. Перечисления от них учитываются по статье "трансферты", но если бы они учитывались в качестве живого товара, то торговый баланс все еще был бы положительным. В 2020 году, по оценке Национального банка, они составили десять миллиардов долларов, сократившись лишь на 20% по сравнению с предыдущим годом. Что совсем немного для года пандемии, карантинов и ограничений. Пожалуй, это единственная надежда Украины на текущий год, поскольку в остальном перспективы внешней торговли не радужные - как в связи с восстановлением цен на энергоресурсы, так и в связи с продолжающейся деградацией украинской промышленности.

82
Теги:
экономика, мигранты, Украина
Медицинские работники в отделении реанимации и интенсивной терапии в госпитале для больных COVID-19

В Таджикистане за выходные не было случаев инфицирования COVID-19

12
(обновлено 09:45 18.01.2021)
Минздрав Таджикистана обновил данные по заболеваемости коронавирусом в республике, новых случаев COVID-19 не зафиксировано

ДУШАНБЕ, 18 янв — Sputnik. За последние сутки новых случаев инфицирования COVID-19 в Таджикистане не зафиксировано, сообщили в Министерстве здравоохранения и социальной защиты страны.

"В Таджикистане за последние 24 часа не было зарегистрировано новых случаев инфицирования коронавирусом", - сказал говорится в сообщении.

По его словам, всего в стране зафиксировано 13 308 случаев COVID-19, из них вылечено 13 218 человек, или 99,3%.

В начала пандемии в Таджикистане от коронавирусной инфекции скончались 90 человек.

Отметим, положительная динамика с ситуацией по коронавирусу наблюдается в Таджикистане с кануна Нового года. За январь 2021-го в стране выявлено всего 12 случаев, все пациенты с легкой формой заболевания быстро справились с недугом.

Назван срок жизни иммунитета у переболевших коронавирусом

Напомним, первый случай коронавируса был обнаружен в стране 30 апреля. 

12
Теги:
коронавирус
Темы:
Коронавирус в Таджикистане: последние новости