Соглашение о СЭЗ с Турцией - гвоздь в крышку гроба украинской экономики

462
(обновлено 17:20 08.12.2020)
Переговоры между Украиной и Турцией о создании зоны свободной торговли вышли на финишную прямую и могут закончиться подписанием соглашения уже в ближайшие месяц-два

Интересно, что публично о необходимости ускорения переговоров в последнее время неоднократно говорил именно украинский президент, пишет автор РИА Новости.

Например, по итогам телефонных переговоров в июне и в ходе визита Владимира Зеленского в Турцию. Хотя между строк читается, что подталкивает его к необходимости ускорения процесса Реджеп Тайип Эрдоган. Тем не менее маховик работы украинской власти в этом направлении уже всерьез раскрутился. При этом работает он традиционно для Украины в режиме карго-культа.

То есть консультации с собственным бизнесом если и проводятся, то только с тем, который от подписания соглашения не пострадает. Экономические последствия не просчитываются, заменяясь дежурными формулировками об "огромном общем экономическом потенциале".

То есть делается все ровно так же, как делалось при подготовке соглашения об ассоциации Украины с ЕС, основой которого и было соглашение о зоне свободной торговли. Причем выписанное примерно в том же стиле, в котором любые экономические соглашения заключала в XIX веке Британская корона с различными туземцами.

Так не станет ли новое соглашение о зоне свободной торговли еще одним гвоздем в крышку гроба украинской экономики?

Обязательно станет. И это достаточно очевидно.

Соглашение о зоне свободной торговли между Украиной и ЕС нанесло мощнейший удар по украинской экономике. В первую очередь по ее становому хребту — перерабатывающей промышленности. А из перерабатывающей промышленности максимально пострадавшими оказались сектора, производящие товары с наиболее высокой добавленной стоимостью.

Именно здесь следует искать главные причины обвала ВВП, сокращения рабочих мест и гипотетических возможностей возврата на домайданный уровень лет через 30. Конфликт на востоке страны все же вторичен: не будь его, обвал был бы меньшим, но удар по экономике все равно вышел бы сокрушительным.

Основные причины:

  • потеря российского рынка, на который была ориентирована перерабатывающая промышленность Украины и в особенности ее наиболее высокотехнологичные сектора. Причем об этой потере Украину предупреждали, поскольку одновременный режим свободной торговли Украины с ЕС и Россией привел бы к тому, что Россия подверглась бы экспансии европейских товаров, "перепакованных" на Украине, что стало бы проблемой уже российской экономики. Причем есть все основания полагать, что Евросоюз примерно к этому и стремился;
  • полная открытость украинского рынка для европейских товаров при отсутствии хотя бы аналогичной открытости европейского рынка для товаров украинских. В равных условиях более слабая экономика все равно бы проиграла, но условия в соглашении были выписаны кабально — украинские товары, произведенные перерабатывающей промышленностью, просто не могли попадать на рынок ЕС в силу особенностей технического регулирования в Европе, ограничений в доступе на рынки госзакупок и так далее. А в условиях внешнего управления украинская власть и после подписания соглашения продолжила штамповать решения, экономически выгодные западным партнерам.

В итоге никакого замещения экспорта в Россию экспортом в ЕС не произошло, а произошло закрытие и распил на металлолом множества местных производств. Иностранный бизнес инвестировать в производство на Украине тоже не стал. Тому виной и полный бардак в стране (от коррупции и рейдерства до элементарной личной незащищенности), и реформы, сделавшие энергоносители для промышленности на Украине более дорогими, чем в Западной Европе.

Ровно в таком же стиле Украина подписала соглашения о зонах свободной торговли с Канадой в 2016 году и с Израилем в 2019 году. Но эти соглашения такого оглушительного "успеха" не имели, поскольку ни Канада, ни Израиль серьезными торговыми партнерами для Украины не являются.

Другое дело Турция. По объему товарооборота Турция давно входила в десятку ключевых партнеров для Украины, постепенно приближаясь к пятерке. И в этом году стала пятой после Китая, Польши, России и Германии. Объем торговли Украины с Турцией за 11 месяцев составил 4,3 миллиарда долларов, тогда как с Израилем и Канадой вместе взятыми — лишь 900 миллионов.

При этом Турция ранее была для Украины, по сути, рынком сбыта, а торговля имела существенный крен в пользу поставок украинских товаров в Турцию. Еще в начале XXI века на каждый доллар экспортированной продукции Украина импортировала товаров лишь на 13,7 цента, а профицит близился к миллиарду.

К 2007 году объемы торговли выросли, профицит составлял уже 2,7 миллиарда долларов, но на каждый доллар экспорта получались уже 26,6 цента импорта. Это был рекордный профицит, примерно на том же уровне он остался в 2008 году, после чего начал сокращаться. Хотя и в 2013 году Украина поставила в Турцию товаров почти на два миллиарда долларов больше, чем купила. После Майдана профицит стал сокращаться, хотя даже в 2017 году все еще составлял 1,3 миллиарда долларов.

И, наконец, в нынешнем году по итогам 11 месяцев профицит впервые превратился в дефицит.

Но еще примечательнее выглядит структура торговли двух стран. Украина поставляет в Турцию практически исключительно ископаемое или растительное сырье, а также первичные полуфабрикаты. На чугунные чушки, зерно и семечки подсолнечника приходится почти 70% поставок. Следующие по объемам товарные позиции экспорта не сильно отличаются от перечисленных.

А вот ключевые турецкие поставки на Украину состоят из продукции машиностроения: 519 миллионов долларов, или четверть всех поставок, против 60 миллионов долларов со стороны Украины. Далее идет продукция химической промышленности и полимерных материалов: 450 миллионов долларов против 100. И, конечно же, продукция легкой промышленности: 361 миллион долларов против 14.

Разумеется, в начале века структура поставок была совершенно иная: продукция машиностроения и химической промышленности широким потоком поступала через Черное море в южном направлении.

При этом гораздо более мощная ныне турецкая перерабатывающая промышленность уверенно вламывается на рынок Украины даже несмотря на взимание последней ввозных пошлин.

Пусть небольших, поскольку Украина в стремлении опередить Россию при вступлении в ВТО подписалась под максимальными пошлинами на уровне Кении. Но даже они принесли украинскому бюджету за 11 месяцев 100 миллионов долларов, а главное — послужили хоть каким-то сдерживающим фактором для завоевания еще большей доли украинского внутреннего рынка.

© Sputnik / Алексей Никольский
Разумеется, при описанных выше условиях выгоды от подписания соглашения о зоне свободной торговли получит сторона с более мощной экономикой и развитой промышленностью, каковой явно является не Украина. Сырьевые же товары Турция продолжит закупать у Украины вне зависимости от наличия или отсутствия этого соглашения — она заинтересована в переработке того, что сама не добывает и не выращивает.

Тем не менее с высокой вероятностью можно предположить, что украинская власть в погоне за очередной "перемогой" для электората (а последнему подписание соглашения преподнесут именно как достижение) в ближайшее время подпишет очередной кабальный документ.

462
Теги:
экономика, Турция, Украина

Год украинского премьера: достижения, в которые никто не верил

62
(обновлено 12:53 07.03.2021)
На этой неделе глава украинского правительства Денис Шмыгаль отмечает год на посту премьер-министра

В связи с завершением первого года на посту Шмыгаль провел заседание правительства, а потом и отчитался перед Верховной радой об итогах деятельности кабинета министров за год, пишет автор РИА Новости.

Никакого документа по этому поводу представлено не было — ограничились подготовкой 15-минутного видосика, до краев наполненного перемогами. Плюс двухчасовым выступлением Шмыгаля перед Верховной радой, которое содержало еще и описание грандиозных планов на будущее. Позитивные видосики, красочные презентации и описание грандиозных планов — это исчерпывающий перечень коммуникаций нынешней украинской власти с обществом, если не вспоминать о еженедельных санкциях СНБО и перманентных отловах шпионов.

По факту же спустя год после назначения правительства оно так и не имеет утвержденной парламентом Программы действий. Даже декларируя деятельность в русле неутвержденной Программы, правительство практически ничего из нее не выполнило. Более 60 процентов украинцев хотят отставки правительства Шмыгаля даже по версии опроса лояльного к власти Центра "Социальный мониторинг", проведенного 19—28 февраля. То есть правительство является чем-то вроде "исполняющего обязанности правительства". Впрочем, в условиях, когда само государство выглядит "исполняющим обязанности государства", это вполне гармонично. А значит, может длиться долго, несмотря на постоянные слухи об отставке председателя.

Колташов: Украина подготовилась к гибели из-за "Северного потока - 2"

Год деятельности правительства Денис Шмыгаль охарактеризовал как "непростой, действенный и на перспективу". А об успехах отчитывался в хронологическом порядке.

В марте 2020 года успехом было определено введение локдауна и жестких ограничений, которые, по мнению премьера, позволили избежать итальянского сценария с коронавирусом. Плюс благодаря этому решению и самоотверженности врачей смертность на Украине одна из низших в Европе: менее 1,9 процента. Утверждения спорные. Во время введения жестких ограничений количество заболевших измерялось десятками человек. Во время их действия — сотнями. Даже с учетом провала в системе диагностики цифры совсем мизерные. Зато не было упомянуто о том, какими проблемами обернулся жесткий локдаун для бизнеса (особенно малого и среднего) и обычных людей, оставшихся без работы.

Особенно на фоне продолжения работы крупным бизнесом (торговыми сетями, ресторанами), ломбардами, а также скандалами с ввозом гуманитарной помощи, которая реализовывалась по завышенным ценам. Что же касается низкой смертности, то это как считать... Вопросы к подсчету есть далеко не только на Украине, но у нее со статистикой происходят уникальные метаморфозы. Например, когда ввоз вакцины на Украину стал задерживаться, случаи заболеваемости вдруг упали в разы. А когда неисследованную вакцину ввезли и люди стали массово отказываться от нее, количество новых случаев вновь выросло в разы.

Глава Крыма ответил Зеленскому, кто на самом деле вырвал сердце Украины

В апреле, по словам Шмыгаля, врачам, работающим с коронавирусными больными, была установлена доплата в размере 300 процентов. По факту в мае-июне это вылилось в массовые протесты врачей, которые доплат не увидели. Кое-как выплаты надбавок сумели организовать только к осени. Но начисление их производится так иезуитски, что зачастую доплаты измеряются десятками гривен за месяц.

Главный майский успех — переход от локдауна к так называемому адаптивному карантину, который позволил показать "одну из лучших динамик ВВП", а также введение в министерствах должности заместителей по цифровой трансформации. Цифровых "трансформаторов" оставим без комментариев, но вот меньший масштаб падения ВВП объясняется его катастрофически низким уровнем (то есть низкой базой сравнения) и значительной "тенизацией" сферы услуг и торговли.

Успехи июня — Украина признана партнером расширенных возможностей НАТО, МВФ дал первый транш в 2,1 миллиарда долларов плюс стартовала программа дешевых кредитов "5-7-9". НАТО будет придумывать для Украины морковки со все новыми названиями, а ее представители продолжать говорить: "НАТО хочет иметь Украину своим членом". Суть от этого не поменяется. Первый и до сих пор единственный транш МВФ достался Украине в обмен на такие уступки, что его можно считать даже не золотым, а бриллиантовым. Что же касается программы дешевых кредитов, то толку от нее для экономики оказалось ноль, а называть ее правильнее программой дешевого распила.

Лизан: "Северный поток - 2" приведет к энергетической бедности Украины

Главная перемога июля: "Первый заграничный визит команды — в Брюссель. Получили макрофинансовую помощь от Евросоюза в объеме 1,2 миллиарда гривен". Тут почти как в анекдоте. Не помощь, а кредит. И не дали, а только пообещали. На самом деле после ряда новых уступок (в декабре) Украине выдали половину суммы.

Главное достижение августа: заработал рынок газа. Это тот самый, который привел к масштабным социальным протестам в январе. После которых рынок газа… перестал работать.

Достижения сентября тоже впечатляют масштабностью:

  • вовремя подан в парламент проект бюджета на 2021 год — позже его пришлось изрядно переписать по велению МВФ;
  • зарплаты медиков выросли на 30 процентов — после повышения министр здравоохранения заявил, что зарплаты медработников находятся на уровне выплат по безработице;
  • минимальная зарплата увеличена с пяти до шести тысяч гривен — исключительно в фискальных целях.

Октябрь тоже впечатлил. Начата подготовка инфраструктуры к созданию фондового рынка. Если что, эта инфраструктура успешно подготавливается уже 30 лет, не менее успешно будет подготавливаться и дальше. Началась демонополизация и приватизация спиртовой отрасли — это когда спиртзаводы начали распродавать по цене квартиры в Киеве.

В ноябре свершилось эпохальное событие: проведен экономический аудит, который выявил, что за последние десять лет утрачены средства и возможности более чем на триллион гривен. Точно как в анекдоте: теоретически мы миллионеры…

В декабре Шмыгаль поставил себе в заслугу введение карантина и на его фоне поддержку бизнеса: свыше 400 тысяч человек получили прямые выплаты, а пакет помощи достиг пяти миллиардов гривен. Несмотря на ряд нюансов, с этими выплатами против правды не попрешь: выплаты были и нередко даже измерялись тысячами гривен. Вот только не было упомянуто, за счет чего. А удалось выплатить эти пять миллиардов гривен за счет рекордных заимствований декабря в размере более шести миллиардов долларов. Еще, по словам премьера, в декабре была закончена программа "Большое строительство". С учетом вала коррупционных скандалов, которые ее сопровождали, окончание и правда было бы успехом. Но нет — она продолжена и на 2021 год…

В январе перемогой объявлено установление предельной цены на газ для населения в размере 6,99 гривны за кубометр, которой (это уже зрада) прекращено действие перемоги августовской — начала работы рынка газа. И опять заложено увеличение на 30 процентов зарплат медиков, которые никак не могут превысить выплаты по безработице.

Главные достижения февраля — визит правительственной команды в Брюссель и начало вакцинации, которая представляет собой один сплошной скандал. От коррупции при закупке непроверенной индийской вакцины до массового отказа украинцев становиться подопытными кроликами.

"Удочки дадут?": зачем ВМС Украины надувные лодки из США

Экономические и социальные итоги года своего премьерства Шмыгаль решил просто не подводить. О продолжающемся падении экономики, сокращении рабочих мест и опережающем обвале промышленности — не рассказывать. И такой формат отчета — это именно то, что устраивает и президента, и парламент. Мнение же избирателя в свете зачистки политического и информационного поля властью становится все более безразлично.

62
Теги:
политика, Украина

Стальной гигант: сможет ли Россия покорить небо возрожденным "Русланом"

104
(обновлено 11:33 07.03.2021)
Тяжелый дальний военно-транспортный самолет Ан-124 "Руслан", который более 30 лет остается самым большим и совершенным из серийных аналогов в мире, может получить модернизированный облик и вторую жизнь в России

В ходе совещания на ульяновском предприятии "Авиастар-СП" 2 марта министру обороны Сергею Шойгу предложили возобновить производство самолета Ан-124 "Руслан". На Ульяновском авиазаводе до 2004 года выпустили 36 из 56 машин этого типа, в 2020 году здесь отремонтировали шесть самолетов Ан-124, и технологический уровень предприятия позволяет в кратчайшие сроки наладить серийное производство "Русланов".

Предложение ульяновских авиастроителей непростое, ведь ранее подобная инициатива много лет исходила от Министерства обороны РФ. Но что-то постоянно мешало этому проекту. Так, решение 2006 года о возобновлении в Ульяновске серийного производства "Русланов" в кооперации с предприятиями Украины пришлось свернуть, поскольку за 8 лет украинская сторона так и не поставила двигатели.

В Минпромторге РФ считали, что в производстве Ан-124 не было острой необходимости, ведь ремонт существующего парка позволяет эксплуатировать "Русланы" до конца 2040-х годов (ресурс работоспособности – 50 000 часов, 10 000 вылетов, или 45 лет). С другой стороны, то же ведомство допускает производство аналогичного Ан-124 российского сверхтяжелого транспортного самолета после 2020 года. Возможно, именно сейчас открываются новые перспективы "Руслана" и российской военно-транспортной авиации (ВТА).

Тревожные события последних лет в Сирии, Нагорном Карабахе и других горячих точках планеты доказали важность компоненты тяжелой ВТА для оперативной переброски войск, вооружений и материальных средств. Напомню, базовый военно-транспортный "Руслан" способен со скоростью 850 км/час перенести 120 тонн на 4 800 км (при загрузке 80 тонн максимальная дальность возрастает до 7 500 км).

Россия и Китай объединяются в небе: кому стоит бояться союзной авиации

Американский аналог Lockheed C-5 Galaxy значительно уступает по грузоподъемности. Однако в Минобороны РФ эксплуатируется лишь около десяти Ан-124. Новые вызовы и угрозы требуют количественного и качественного роста ВТА.

Впервые в истории

Непростая военно-политическая обстановка сохраняется в Сирии. Ситуация может потребовать мобильного подкрепления, поэтому на сирийской земле расширяется сеть оперативных аэродромов ВКС России. По информации американского издания The Drive, длина ВПП в Хмеймиме увеличена до 3,2 км, что позволяет принимать "сильно загруженные" тяжелые военно-транспортные самолеты Ан-124 "Руслан".

Ранее военно-транспортная авиация (включая самолеты Ан-124) оперативно перебросила из России в Армению 1 960 военнослужащих из состава миротворческого контингента в Нагорном Карабахе – со штатным вооружением и техникой (90 бронетранспортеров, 380 единиц автомобильной и специальной техники). Подобные операции ВТА необходимо отрабатывать заранее, иметь резервные самолеты, экипажи, маршруты и аэродромы.

В Брянской области в середине января состоялись (впервые в российской истории) совместные учебно-тренировочные полеты экипажей Сещинского и Тверского авиационных полков с одновременным участием шести стратегических военно-транспортных самолетов Ан-124-100 "Руслан". Цель полетов – совершенствование навыков экипажей в одновременной переброске на большие расстояния личного состава воинских подразделений со штатным вооружением и военной техникой. По данным Минобороны РФ, шесть "Русланов" могут взять на борт более 3 000 военнослужащих или до 48 единиц бронетехники.

Российский истребитель Су-57 завоевывает мир. Что в нем особенного?

В ситуации внезапного военного конфликта войска, дислоцированные на всей территории РФ должны действовать как единый организм, оперативно реагировать на любое изменение обстановки. Для этого могут понадобиться десятки и сотни самолетов ВТА, и в ближайшее время на Ульяновском авиазаводе работы наверняка прибавится.

Второе пришествие

Самолет Ан-124-100 "Руслан" способен поднять в воздух более 120 тонн груза (880 экипированных военнослужащих или четыре вертолета Ми-8, или ракету длиной 18 метров, или 18 легковых автомобилей). Кроме Минобороны, в различных структурах России эксплуатируются еще 20 таких самолетов (Государственная авиакомпания "224-й летный отряд", компания "Волга – Днепр"). Для сравнения, украинские "Авиалинии Антонова" имеют всего 7 машин.

Безусловно, количество тяжелых машин типа Ан-124 в России будет расти. Вероятно, цифровая модернизация, новые российские двигатели НК-32 или ПД-14, значительные изменения авионики и конструкции шасси приведут к выпуску тяжелого военно-транспортного самолета под другим наименованием. К примеру, в НАТО Ан-124 давно называют "Кондор". Непреодолимых препятствий для возрождения производства тяжелых военно-транспортных самолетов на заводе в Ульяновске не существует.

На украинском госпредприятии ANTONOV считают подобное производство невозможным без украинского участия, но ранее Минпромторг РФ заявил, что ANTONOV как держатель сертификата на самолет Ан-124 не выполняет своих обязательств по поддержанию летной годности машин в России и неизбежно привлечение российской промышленности. Ульяновское предприятие "Авиастар-СП" не первый год осуществляет сервисное обслуживание и модернизацию "Русланов" в тип Ан-124-100 (вариант ВТА) и Ан-124-100-150 (максимальная загрузка – 150 тонн). Попытки "приватизации" советской конструкторской мысли тщетны, а современные киевские тезисы об "украинском происхождении" Ан-124 не выдерживают критики.

Новая жизнь аэропорта в Степанакерте: от военного до гражданского использования

Самолет Ан-124 создавался в Советском Союзе, в кооперации авиапредприятий Воронежа, Ульяновска, Киева. Принят на вооружение Советской армии в 1991 году. Изначально предназначался для переброски по воздуху мобильных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет, которыми независимая Украина не располагает. В Ульяновске было выпущено 36 из 56 "Русланов", и неслучайно в списке из четырех наименований продукции украинской фирмы ANTONOV сегодня Ан-124 отсутствует.

Восходящий "Альтаир": российский флот получил самолеты-амфибии Бе-200

Состояние украинского авиапрома позволяет лишь мечтать о производстве крылатых гигантов. Технологическая деградация – надежный "партнер" всех стран постсоветского пространства, которые в одностороннем порядке рвут традиционные связи с Россией. Кстати, всемирно известный советский авиаконструктор Олег Антонов – уроженец Московской губернии, учился в Саратове и Ленинграде, начинал конструкторскую работу в Москве. С 1946 года возглавлял Сибирский научно-исследовательский институт авиации, который в 1952 году перебросили в Киев.

104
Теги:
авиация, армия, Россия
Посетитель в многофункциональном миграционном центре Москвы, архивное фото

В Московской области будут устраивать мигрантов на работу по-новому

0
(обновлено 18:16 07.03.2021)
Для привлечения на работу в Московской области трудовых мигрантов с 2021 года начнут действовать новые правила

ДУШАНБЕ, 7 мар — Sputnik. В Московской области с 2021 года изменится принцип привлечения к работе иностранных граждан, говорится в сообщении пресс-службы Главного управления региональной безопасности Московской области.

Действовать новые правила будут по алгоритму, разработанному правительством России.

Теперь организациям, заинтересованным в трудовых мигрантах, необходимо обеспечить перевозку мигрантов, оформление разрешительных документов для осуществления ими трудовой деятельности, заключение трудовых договоров, организовать проживание и питание, обсервацию после пребывания на территорию России, а также соблюдение санитарно-эпидемиологических правил.

Уфа трудоустроит более 400 мигрантов из Таджикистана

Организации должны будут подать заявку на привлечение иностранцев в информационно-аналитической системе "Общероссийская база вакансий "Работа в России". Отвечать за реализацию мероприятий в Подмосковье будут ГУРБ и Министерство социального развития.

Красноярский край выбрали для работы 5 тысяч мигрантов из Таджикистана

Согласно данным ведомства, ожидается, что в Московскую область приедут порядка 10 тысяч трудовых мигрантов. Они будут работать в сфере ЖКХ и строительстве.

0
Теги:
Московская область, мигранты, Россия
Темы:
Новости для мигрантов из Таджикистана в России