Украина наращивает ядерную мощь

488
(обновлено 11:13 01.11.2020)
Пока Украина майданила, денонсировала соглашения в атомной сфере с Россией и запускала на свой рынок американское топливо, а шире — пока бездумно проедала советское атомное наследие, — она незаметно приблизилась к окончанию сроков эксплуатации энергоблоков своих АЭС

В ближайшие недели украинское правительство должно внести в Верховную раду законопроекты о размещении, проектировании и строительстве энергоблоков №3 и №4 Хмельницкой АЭС, а также о совершенствовании механизма использования средств финансового резерва для снятия с эксплуатации атомных блоков, пишет РИА Новости.

Указ президента Зеленского предусматривает, что эти два законопроекта должны быть зарегистрированы в парламенте не позднее 22 ноября.

Пока Украина майданила, денонсировала соглашения в атомной сфере с Россией и запускала на свой рынок американское топливо, а шире — пока бездумно проедала советское атомное наследие, — она незаметно приблизилась к окончанию сроков эксплуатации энергоблоков своих АЭС. Что автоматически породило сразу две проблемы: финансирование процедуры выведения их из эксплуатации и постройку замещающих мощностей.

Шансов решить эти задачи в полном объеме у Украины нет. Более того, в условиях продолжающейся экономической деградации туманным видится даже частичное их решение. И если без новых энергоблоков Украина как-то просуществует (живут же без АЭС Афганистан, Сомали и еще полторы сотни стран), то снимать с эксплуатации отработавшие свое блоки все равно придется.

На днях в "Энергоатоме", являющимся оператором украинских АЭС, признали, что первыми придется выводить из эксплуатации блоки №1 и №2 Ровенской АЭС, на которых недавно решили поэкспериментировать с американским топливом. Этим подтвердили очевидное: коммерческого смысла для Украины в данных экспериментах нет, ведь эти два блока должны быть выведены из эксплуатации в 2030-2031 годах — после 20-летнего увеличения срока их работы, реализованного, кстати, с участием российских ОКБ "Гидропресс", "Силовые машины" и других компаний. Нынче на Украине мероприятия по продлению эксплуатации осуществляются своими силами.

Что же касается еще одной пролонгации службы 50-летних блоков в 2030-2031 годах, то ее вряд ли разрешат провести западные "партнеры".

Расходы на выведение энергоблоков из эксплуатации в "Энергоатоме" оценили в скромные 300 миллионов долларов для ВВЭР-440 и 400 миллионов — для ВВЭР-1000. Но следует иметь в виду, что речь идет о методе отложенного демонтажа продолжительностью 52 года с начала процесса. Он подразумевает выдержку энергоблока в состоянии покоя в течение 50 лет после выгрузки из него ядерного топлива.

То есть окончательная цена вопроса на самом деле неизвестна, а в качестве базового варианта выведения из эксплуатации выбран принцип "ввязаться в драку".

Вскоре после двух ровенских к 50-летнему сроку эксплуатации приблизится большая часть из действующих ныне на Украине энергоблоков.

В наследство от СССР Украине досталось пять АЭС с 15 действующими энергоблоками (включая три — на Чернобыльской АЭС) плюс шесть недостроенных блоков средней и высокой степени готовности.

К концу 2000-го (не без давления Запада и его обещаний помочь материально со строительством замещающих мощностей) на Чернобыльской АЭС был остановлен последний действующий блок. Потери были компенсированы достройкой энергоблоков на Запорожской, Хмельницкой и Ровенской АЭС. Правда, кредиты на это дал не Запад, а Россия.

Украина методично наносит удары по Беларуси

Строительство двух энергоблоков Хмельницкой АЭС, которое планируется закончить теперь, остановлено в 1990-м на стадиях готовности 75% и 25%. Решение об их достройке было принято украинским правительством еще в июле 2005-го. Во исполнение этого решения в 2006-м обследованы строительные конструкции. Отчет по результатам обследования "не позволил сделать окончательный вывод о долговечности этих конструкций" — в связи с имевшим там место в 1989 году пожаром, а также из-за отсутствия изрядной части документации на них.

Во исполнение другой части этого решения в 2008-м были определены критерии выбора проекта энергоблоков и проведен конкурс, победителем которого стал "Атомстройэкспорт" с реактором ВВЭР-1000/В392. Стоимость реализации проекта оценивалась на тот момент в 15 миллиардов гривен (три миллиарда долларов).

В 2012-м Верховная рада приняла закон "О размещении, проектировании и строительстве ХАЭС-3, 4" и ратифицировала соответствующее соглашение с Россией. Стоимость достройки оценивалась уже в 37 миллиардов гривен (4,6 миллиарда долларов) и предусматривала частичное финансирование со стороны России.

Однако в 2015-м Верховная рада денонсировала межправительственное соглашение и отменила закон о достройке энергоблоков, отменно выстрелив стране в ногу.

Далее последовали судорожные попытки найти альтернативное финансирование и технологии. Принималось решение о строительстве энергомоста в ЕС, в обмен на который Украина рассчитывала получить кредит. Европу эта тема не заинтересовала. Потом были попытки получить китайские деньги. Но, во-первых, Китай просто так кредиты не раздает. А во-вторых, в свете происходящего с компанией "Мотор Сич", купленной китайскими инвесторами, но так и не перешедшей под их управление из-за действий украинской власти, это стало совсем нереальным.

В итоге успехом не увенчались ни поиски финансирования, ни поиски технологий. Если успехом не считать определение в качестве строителя и поставщика реакторов чешскую Skoda JS, принадлежащую российским Объединенным машиностроительным заводам. При этом Skoda JS, конечно же, не имеет собственного проекта реактора, а может поставить только какой-либо из вариантов российского ВВЭР-1000. Стоимость работ в мае 2017-го была оценена в 72 миллиарда гривен (2,7 миллиарда долларов). Сумма явно занижена, потому что Skoda JS имеет слабые компетенции (за всю историю изготовила только три ВВЭР-1000, последний — 20 лет назад), будет перепродавать чужой проект и т. д. Однако и эти деньги пока непонятно где брать.

Но это не мешает ситуации развиваться, несясь вскачь. Буквально на днях и аж через 14 лет после получения неоднозначного результата последнего обследования недостроенных блоков — и без проведения нового — рабочая группа "Энергоатома" признала их пригодными для достройки.

Стоит напомнить, что недостроенные конструкции без консервации простаивают уже более 30 лет. Плюс блоки проектировались под "дофукусимские" реакторы ВВЭР-1000/320, а "послефукусимский" ВВЭР-1000/В392 просто конструктивно несколько больше.

С учетом всех обстоятельств, связанных с идеей достройки энергоблоков, — отсутствия источника финансирования, выбора строителя и поставщика, признания пригодности к достройке недостроенных блоков без надлежащего обследования — да еще в условиях перманентной убыточности "Энергоатома" (по итогам первого полугодия компания зафиксировала убыток в 2,7 миллиарда гривен) — складывается впечатление, что целью является не столько достройка энергоблоков, сколько попытка что-то "распилить" на первом этапе, а там уж куда кривая вывезет.

Резюмируя, можно предположить, что мероприятия по выведению старых блоков из эксплуатации внешние кураторы Украины, вероятнее всего, прокредитуют — от греха подальше. Что же касается строительства новых, то, думается, денег на них они не только не дадут, но и могут воспрепятствовать строительству, если таковая перспектива станет реальной. Запад вполне устраивает будущее Украины как "аграрной супердержавы", а в ней аборигены вполне могут обойтись "зеленой энергетикой".

488
Теги:
ядерный потенциал, ядерная программа, Украина

Запад готовит Молдову к прогулке по антироссийским граблям

29
(обновлено 18:09 05.12.2020)
В Молдавии продолжают развиваться бурные политические процессы — с митингами, противостоянием между парламентом и избранным президентом Майей Санду и даже обещаниями люстраций

Россия за последние десятилетия наблюдала такое разнообразие вариаций данной пьесы у своих соседей по постсоветскому пространству, что ее крайне сложно не то что удивить, а просто заинтересовать происходящим, пишет автор РИА Новости.

Хотя надо отдать должное Майе Санду — она очень старается это сделать.

Затруднительно иначе объяснить некоторые из ее заявлений, самым громким из которых стал недавний призыв о выводе российских миротворцев из Приднестровья и замене их гражданскими наблюдателями от ОБСЕ. Заход оказался настолько удачным, что новый молдавский президент даже удостоилась отповеди от российского министра иностранных дел.

Есть подозрение, что это и было главной целью ее заявления.

В ОБСЕ же быстренько открестились от инициативы, заверив, что не получали подобного предложения от молдавских властей, и прозрачно намекнув на его полную бесперспективность, поскольку "окончательное решение в этом деле потребует согласия всех 57 стран-членов".

Впрочем, нет сомнений, что избранный президент действовала не по собственной инициативе, поскольку буквально на следующий день после сделанного заявления Санду поддержал генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг. По его словам, Москва "нарушает желания различных правительств в окрестностях альянса, размещая войска, в том числе и в отдельных частях Грузии, на востоке Украины, в Молдавии (в Приднестровье)". А это, понятное дело, "нарушение территориальной целостности Молдавии и еще один пример того, как Россия часто нарушает международное право".

Популярный афоризм утверждает, что военные всегда готовятся к прошлой войне. Чем дальше, тем отчетливее создается впечатление, что Запад в своих отношениях с нашей страной готовится скорее даже к позапрошлой войне — во всяком случае в том, что касается политической составляющей. Его действия на постсоветском пространстве отличаются просто поразительной шаблонностью.

И ладно бы, если бы эти клише неоднократно доказали свою эффективность. Но нет, вот уже более десятилетия они раз за разом проваливаются. Причем Россия всегда умудряется найти новый, оригинальный способ ответить на вызов, чтобы минимизировать свои потери и обеспечить себе максимальные преимущества.

Запад же продолжает истово жать на знакомую и столь любимую им кнопку, явно рассчитывая, что уж на этот-то раз должно сработать.

В теории сама идея создания вокруг России русофобского пояса нестабильности с многочисленными горячими точками выглядит довольно впечатляющей и обладающей внушительным потенциалом в смысле выгод для западных партнеров. Да и дефицита исполнителей, которые готовы принести национальные интересы своих стран на алтарь личного благополучия (ну и бескомпромиссной борьбы с Москвой заодно), у Запада никогда не было. Где-то взращивались национальные кадры — как в Грузии, на Украине или в Армении. В иных случаях — как с Прибалтийскими республиками — была возможность едва ли не массово десантировать в политическую элиту представителей эмиграции.

Теперь вот очередь — одной из последних — дошла и до Молдавии. Со стороны Запада это можно считать прямо-таки шагом отчаяния, учитывая ее отдаленность от нашей страны, отсутствие общей границы и откровенную малозначимость бывшей советской республики для современной России в политическом и экономическом смыслах.

Фактически единственной больной точкой для Москвы в связи с Молдавией является Приднестровье — неудивительно, что на нее теперь и давят. Больше просто не на что.

Вот только рассчитывать Западу на то, что его многократно провалившийся сценарий на этот раз сработает, довольно самонадеянно.

Потому что в том, что касается непризнанной республики, ее мрачных перспектив и неизбежного сокрушительного поражения России — если в Кишиневе возьмут-таки верх антироссийские силы, — стоит напомнить, что подобные катастрофические прогнозы Москва за последние полтора десятилетия слышала много раз. С Южной Осетией, Крымом, Донбассом…

Последний такой случай имел место менее месяца назад — с Нагорным Карабахом. Тогда тоже много говорили, что Москва находится в геополитическом тупике, безнадежной патовой ситуации и обречена на оглушительный крах. Пока внезапно все это не обернулось — снова — серьезным успехом российской внешней политики и болезненным поражением Запада, оставшимся в регионе не у дел.

Правда, вот Армении, чьи лидеры два года уверенно вели ее в Европу, от этого нелегче.

Теперь же России остается только наблюдать, сумеют ли схлестнувшиеся между собой молдавские элиты извлечь урок из горького армянского опыта. Пока же можно сказать уверенно одно: рассчитывать на здравомыслие избранного президента им явно не приходится.

29
Теги:
политика, Евросоюз, Молдова, Россия
Чиновник выходит из кабинета

Комплекс недоверия: почему народ должен отвечать за своих чиновников

91
(обновлено 10:43 05.12.2020)
Отношение к чиновникам в обществе по-прежнему очень плохое. И корни восприятия народом власти идут с давних времен

Последний социологический опрос ФОМ дал уже привычные цифры, главная из которых касается даже не личного мнения, а представления опрошенных о мнении общества в целом. Семьдесят четыре процента считают, что среди сограждан преобладает отрицательное отношение к госслужащим, и только 13 процентов уверены в обратном. Причем при ответе на другой вопрос только 61 процент из них заявили, что чиновники не справляются со своей работой. То есть реальный негативный рейтинг чиновничества ниже, чем в массовом сознании, в представлениях общества. Почему так?

Некоторые считают это чуть ли не национальной традицией: мол, чиновников у нас не любили никогда — и двести, и пятьдесят лет назад. Да и вообще, чиновники это же власть, это же элита? Вот вам и противостояние верхов и низов, вечное и неизбежное, пишет автор РИА Новости.

Но это лукавое объяснение — ведь негативное отношение к чиновникам в целом как-то не бьется с другими данными. Почему чиновников не любят, а Путина уважают? Ну хорошо, это президент — но возьмите опросы о доверии к конкретным губернаторам или мэрам, и вы не увидите такого тотального негатива. Наоборот, этих не абстрактных, а конкретных чиновников, тех, кого люди знают по работе на земле, они оценивают скорее положительно. Может быть, у чиновников, как у крысы, просто плохой пиар — а так они белые и пушистые? Да и кто они такие, эти чиновники?

Для начала, это каждый тридцатый из работающих, то есть очень заметная часть общества. Да и элита ли это? Достаточно условно — только небольшую часть чиновничества, высшее федеральное и региональное, можно отнести к элите. А большая часть из почти 2,5 миллиона чиновников (это общая численность работающих в государственных и муниципальных — они же у нас формально отделены от госслужбы — органах власти) никакого отношения ни к большой власти, ни к большим деньгам (в любом виде) не имеет. Так к кому же столь плохо относятся наши сограждане — ко всем 2,5 миллиона или к условным ста тысячам верхнего эшелона, федерального и регионального?

Экс-мэра Куляба предлагают посадить в тюрьму на 14 лет

Нет ответа — потому что коллективный миф объединяет всех чиновников как таковых. Истоки его понятны: кроме действительно присутствующего, но вовсе не тотального негатива к любой власти, это разложение и деформация чиновничьего сословия в 90-е. Во власть, до этого в целом формировавшуюся по очень жестким кадровым законам (не истребившим кумовство — но и не определявшимся им), хлынула масса проходимцев, жуликов и просто некомпетентных людей. Чиновничество было частично скуплено лихими людьми, частично стало заниматься обслуживанием личных и корпоративных интересов. Притом что и тогда большинство его составляли порядочные и честные люди, пытавшиеся делать дело даже в условиях развала государства и госаппарата, но они не определяли политику и не были символом власти в глазах народа. В те годы и зародилось резко негативное отношение к чиновникам, возраставшее буквально до ненависти. И оно во многом живет до сих пор, несмотря на огромные произошедшие изменения.

Ломать гораздо легче, чем строить, поэтому очищение госаппарата идет тяжело и долго. Простой чисткой проблему не решишь, да и борьба с коррупцией — это лишь один, пускай и самый вопиющий вызов: а где взять десятки, сотни тысяч компетентных и честных чиновников? Путин давно уже занимается национализацией и чисткой элиты, выращиванием кадров, изменением самой атмосферы государственной службы, а после 2012 года кадровая работа приобрела системный характер уже и в национальном масштабе, проникая вглубь до регионального и, самое главное, муниципального уровня. Чем дальше, тем больше плодов будет приносить новая кадровая политика, хотя уже и сейчас обновление идет по всем этажам и уровням. Только за последние пять лет были заменены две трети глав регионов — то есть власть постоянно работает над собой. Однако видят ли это люди?

Где как — но в большей части страны изменения в работе власти должны быть заметны в том числе на самом важном, местном уровне. Их еще недостаточно — однако внесенные в этом году изменения в Конституцию позволят вписать муниципальную власть в единую систему власти в России, что со временем скажется и на кадровом составе самого близкого к людям чиновничества. Тогда и отношение общества к чиновникам начнет меняться?

Мэр Худжанда приказал уволить безответственных председателей

Да, конечно. Хотя важны и изменения в общем представлении людей о чиновниках. То есть в коллективном мифе, который уже явно отстает от реальности. Наиболее ярко это проявилось в том же опросе ФОМ при ответе на вопрос: "Как вы считаете, сегодня чиновники, госслужащие в целом справляются со своими обязанностями лучше, хуже или так же, как 15-20 лет назад?" Результаты парадоксальны: 34 процента сказали, что хуже, 27 уверены, что так же, то есть ничего не изменилось, и только 26 считают, что чиновники работают лучше.

То есть треть населения на полном серьезе считает, что чиновник образца 2000 года работал лучше? А вместе с теми, кто не видит изменений, получается 61 процент наших граждан — ровно столько же, что и при ответе на другой вопрос, оценив работу чиновников как плохую. Конечно, отчасти такую забывчивость можно объяснить обычным стремлением приукрашивать прошлое: мол, раньше и чиновники работали лучше. Но все равно это более чем удивительные цифры. Ведь даже в 2005-м, не говоря уже о 2000-м, чиновничий аппарат серьезнейшим образом отличался от нынешнего — и уровнем коррупции, и компетентностью, и степенью ответственности, да и просто возможностью выполнять свои полномочия (еще каких-то десять лет назад у государства банально было меньше средств и механизмов для этого).

С тех пор на госслужбу пришло другое поколение — не говоря уже о том, что информатизация и цифровизация (да, пока что не во всех регионах равномерно) облегчила не только контакт народа с властью, но и контроль за коррупционными аппетитами казнокрадов. Кремль и учит, и буквально заставляет региональных и федеральных чиновников привыкать к диалогу с людьми, к прозрачности, к общественному контролю. Наказывает за грубость, за игнорирование общественного мнения. То есть власть реально меняется, а народ этого не замечает и даже говорит о регрессе?

Замечает, конечно. Ведь кадровое обновление все равно идет из этого самого народа (да, есть и кумовство, и блат — но они не носят определяющий, массовый характер, потому что речь идет о десятках, сотнях тысяч должностей). Замечает, но пока еще не хочет себе в этом признаться, ведь нужен же дежурный козел отпущения. Чиновничество давно уже им сделали — вначале во многом заслуженно, теперь уже нет. Как же обычным людям избавиться от этого комплекса недоверия? Нужно не отделять себя от государства, а власть — от народа.

Ярмуш: декларирование доходов позволит таджикским чиновникам иметь "чистые руки"

Сейчас 40 процентов уверены, что их жизнь не зависит (или зависит совсем незначительно) от работы госслужащих, при этом 69 процентов считают работу чиновников престижной. И почти треть утвердительно ответили на вопрос о том, хотят ли они, чтобы их ребенок стал госслужащим. Против — 55 процентов, но среди молодых (до 30 лет) соотношение уже совсем другое: 41 за и 46 против. Конечно, либералы объяснят это какой-нибудь "тягой "путинского поколения" к легкой жизни и богатству" (хотя в тех же опросах две трети назвали эту работу трудной) или банальным карьеризмом — но у этой тенденции есть куда более важная причина. Немалая часть молодого поколения перестает видеть в чиновниках врага и воплощение пороков, не противопоставляет себя государству и готово участвовать в работе по возвращению государственной службе ее настоящего смысла и цели: высокой ответственности, служения людям, то есть всему народу, возможности самореализации в общем деле.

Да, вера в идеалы и совместный труд по их достижению всегда были сильной стороной русских — а разделение и противопоставление власти и народа, их отчуждение и стравливание всегда приводили к катастрофе.

91
Теги:
Россия, чиновник, политика

Что делать застрявшим за границей студентам вузов России - ответ Минобрнауки

33
(обновлено 19:07 05.12.2020)
Министр науки и высшего образования России выдвинул несколько вариантов для иностранных студентов, которые не могут вернуться в Россию из-за закрытых границ

ДУШАНБЕ, 5 дек — Sputnik. Иностранные студенты, которые не могут вернуться в Россию из-за пандемии, могут взять академический отпуск, сообщил министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков в эфире телеканала "Россия 24".

Министр отметил, что есть специальности и направления, по которым в принципе дистанционное образование исключено. Они требуют личного присутствия.

"В этих ситуациях либо будут переноситься соответствующие дисциплины на более поздний срок, либо студентам предлагается, если совсем нет возможности обучаться, уйти в академический отпуск, либо - дополнительные занятия, после того как будет очное присутствие здесь", - уточнил Фальков.

Как таджикским студентам уехать в РФ: ответ Минобразования и Россотрудничества

Глава Минобразования России добавил, что наиболее частая причина невозможности получения дистанционного образования - слабый или дорогой интернет, отключение света.

С чем столкнулись студенты российских вузов, застрявшие в Таджикистане

Фальков отметил, что Министерство науки и высшего образования России внимательно изучает все случаи со студентами, которые застряли за рубежом из-за пандемии коронавируса, и что в каждой ситуации будет приниматься индивидуальное решение.

Границы на замке: как таджикские студенты учатся в вузах России в пандемию

33
Теги:
образование, студенты, Россия