Долговой пузырь на украинском рынке газа зимой может лопнуть

585
(обновлено 17:20 25.09.2020)
Пресс-служба НАК "Нафтогаз Украины" сообщила, что цена на природный газ для производителей тепловой энергии, которым "Нафтогаз" поставляет его в рамках специальных обязательств, выросла на 45 процентов по сравнению с августовской

Любопытно, что решение о скачкообразном повышении цены принимается под аккомпанемент звучащих алармистских прогнозов относительно ближайшего отопительного сезона. Эксперты и профильные журналисты предрекают массовые отключения домохозяйств от отопления, пишет РИА Новости.

Происходит это на фоне рекордных как минимум со времен кризиса 2008 года запасов газа, накопленных "Нафтогазом" и другими собственниками в украинских подземных хранилищах газа: они уже достигли 26,5 миллиарда кубометров и продолжают расти.

Тем не менее проблема имеет место. Пузырь долгов предприятий теплокоммунэнерго, который в том числе и искусственным образом надувался на протяжении последних лет, начал лопаться. В разных областях Украины происходят аресты счетов предприятий. Разумеется, в условиях ареста счетов не может быть и речи о проведении работ по подготовке к отопительному сезону.

Цена вопроса — около 115 миллиардов гривен долгов перед "Нафтогазом", из которых более 45 миллиардов приходится именно на предприятия теплокоммунэнерго. Это в придачу к 63 миллиардам гривен долгов населения за коммунальные услуги, львиная доля которых либо прямо (за газ население задолжало 25,6 миллиарда), либо косвенно (за тепло и горячую воду долг составляет 20,5 миллиарда) связана именно с газом.

Вся эта ситуация наглядно демонстрирует, насколько успешно функционируют так называемые рыночные механизмы регулирования рынка газа, которые формально запущены на Украине (с 1 августа нынешнего года — в том числе и для населения, цена на газ для которого не регулируется государством), но фактически являются монопольным беспределом со стороны "Нафтогаза", находящегося под контролем внешних кураторов. Уже сегодня можно прогнозировать, что без ручного вмешательства государства проблема урегулирована не будет. А сроки и масштабы этого вмешательства во многом будут определяться суровостью предстоящей зимы.

Понятно, что проблема возникла не внезапно — долги копились несколько лет. Причин же возникновения самого долгового пузыря несколько.

Во-первых, это многократное повышение тарифов на газ, тепло и горячую воду.

Например, тарифы на газ в сравнении с действовавшими в начале 2014 года выросли в восемь-десять раз, на тепло и горячую воду — в шесть-семь раз. Такое повышение неизбежно должно было вызвать рост долгов по оплате коммунальных услуг со стороны населения, даже несмотря на систему субсидий, призванную сгладить галопирующее повышение тарифов. Что и произошло. Соответственно, предприятия теплокоммунэнерго, худо-бедно обеспечивая население теплом и горячей водой, не получали оплату за них в полном объеме.

Во-вторых, это абсолютно монопольное положение "Нафтогаза", который, пользуясь им, принуждал потребителей (те самые предприятия теплокоммунэнерго, а также операторов газораспредельных сетей — это бывшие облгазы) к заключению кабальных договоров с космическими суммами пеней и штрафов за любое нарушение. Любопытно, что практику кабальных односторонних договоров "Нафтогаз" использовал и при закупках оборудования, услуг и тому подобного.

В данном случае формально он монополистом как бы не являлся, но де-факто для многих производителей оборудования он был и остается единственным платежеспособным покупателем — за счет абсолютно ненормального аккумулирования средств чуть ли не со всей экономики.

Российские товары "гибридно" оккупируют Украину

Но вернемся к потребителям газа. И предприятия теплокоммунэнерго, и операторы газораспределительных сетей не являются в классическом виде субъектами коммерческой деятельности — они поставляют тепло или предоставляют услуги не по конкурентным ценам, а по тарифам, которые устанавливаются регулятором (профильной Национальной комиссией). А в этих тарифах выплаты штрафов и пеней, разумеется, не заложены.

При этом само их начисление обусловлено, с одной стороны, договорами с "Нафтогазом", а с другой — особенностями тарифообразования. Ведь если "Нафтогаз" повышает цены в режиме реального времени, то на процесс изменения тарифа для населения уходит согласно процедурам минимум три месяца. А тем временем потребители продолжают рассчитываться за услуги из расчета прежней цены на газ. Фактически у предприятий теплокоммунэнерго в этот период не хватает денег даже на оплату суммы отпущенного им газа. Что уж говорить о пенях и штрафах. Плюс государство с опозданием перечисляет субсидии на оплату коммунальных услуг — и это тоже приводит к пеням и штрафам для предприятий теплокоммунэнерго.

Между тем только сумма долгов по пеням и штрафам в общей сумме долгов предприятий теплокоммунэнерго измеряется, по оценкам участников рынка, 12-13 миллиардами гривен. А рынка в целом — примерно 30 миллиардами.

В общем, ситуация зашла в тупик.

Но "Нафтогаз" не был бы "Нафтогазом", если бы у него не родился гениальный план по выходу из сложившейся ситуации. Монополист начал лоббировать инициативу, согласно которой за все долги, включая "дутые", не имеющие источников погашения, заплатит государство.

Идея заключается во внесении в бюджет-2021 расходной строки, из которой бы было профинансировано погашение долгов контрагентов "Нафтогаза" перед ним. При этом, по словам директора по взаимодействию с органами государственной власти "Нафтогаза" Алены Осмоловской, деньги будут проведены по всем участникам рынка до "Нафтогаза", который уплатит с них налог: таким образом, мол, деньги вернутся в госбюджет.

К такой гениальной идее руководство "Нафтогаза" явно подтолкнуло недавнее временное решение долговой проблемы на рынке электроэнергии, за которое заплатят украинские налогоплательщики.

Но, конечно же, с придуманной в "Нафтогазе" схемой все не так просто.

Во-первых, далеко не вся сумма погашенного долга станет налоговым обязательством перед бюджетом — большая часть достанется "Нафтогазу" в виде прибыли.

В придачу к тому, что "Нафтогаз" и так продает газ собственной добычи с рентабельностью в 400-500 процентов. Это позволит искусственно улучшить финансовые показатели компании и обосновать выплаты очередных космических премий и бонусов ее руководству и иностранным кураторам из наблюдательного совета.

Во-вторых, столь масштабная акция позволит даже несколько "надуть" украинский ВВП, обеспечив до полутора процентов искусственного роста, — и это может стать важным аргументом в пользу реализации схемы для украинского правительства.

В-третьих, такая разовая акция никак не решает проблему на фундаментальном уровне — монополия, кабальные договоры, особенности тарифообразования, задержка с перечислением субсидий никуда не денутся, а значит, долги сразу же начнут расти заново.

Альтернативный вариант предполагает списание долгов, сформированных из пеней и штрафов, и реструктуризацию остальной части долга. Но и этот вариант фундаментально проблему не решает — накопление новых долгов и в этом случае стартует сразу за списанием и реструктуризацией старых.

В корне проблема может быть решена только путем демонтажа той псевдорыночной модели газовых отношений, которые были навязаны Украине в 2014 году. Но всерьез на это рассчитывать не приходится.

Коронавирус превратит Украину в экономического тигра: у нее есть план

Ну а пока идут споры о том, как решить долговую проблему, подготовка предприятий теплокоммунэнерго и сетей теплоснабжения к зиме практически не ведется. В условиях глобального потепления может статься, что Украине повезет с теплой зимой второй год подряд.

В противном же случае части населения наверняка придется столкнуться с проблемой замерзания, как это уже было в нескольких городах Украины (например, в Смеле Черкасской области, где отопительный сезон в 2018 году так и не начался) зимой 2018-2019 годов.

585
Теги:
газ, Украина
Протесты в Европе

Европа убивает себя сама

24
(обновлено 20:25 19.10.2020)
После кошмарного убийства учителя радикалом-исламистом Франция задалась сакраментальными русскими вопросами: кто виноват и что делать?

В связи с первой темой французским журналистам оказался наиболее интересен момент, каким образом чеченская семья из России вообще получила статус политических беженцев, пишет РИА Новости.

Выяснилось, что она переехала во Францию в 2008 году, где ее ходатайство об убежище несколько лет рассматривалось властями — и в результате было отклонено. Однако в 2011-м Национальный суд по вопросам права убежища отменил это решение. Ну а чуть больше полугода назад — по достижении совершеннолетия — будущий убийца автоматически получил собственный вид на жительство.

Что касается второго вопроса, то тут бескомпромиссно выступили французские власти, заверив сограждан, что они не намерены сворачивать с выбранного пути борьбы с исламизмом.

Роковой урок, на котором 47-летний Самюэль Пати в рамках занятия по свободе слова показал ученикам карикатуры на пророка Мухаммеда из журнала Charlie Hebdo, прошел в начале октября. Тогда же состоялось выступление Эммануэля Макрона, вызвавшее серьезный резонанс далеко за пределами страны. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган обвинил своего французского коллегу в "открытой провокации" и посягательстве на свободу совести.

Именно в этой речи французский лидер объявил войну "геттоизации" Франции, "исламистскому сепаратизму" и анонсировал масштабный план по борьбе с закрытыми, варящимися сами в себе этническими и религиозными анклавами.

Кстати, именно система образования — главное направление кампании. В частности, планируется практически полный запрет домашнего образования и жесткое выкорчевывание "нелегальных школ, которыми зачастую руководят религиозные экстремисты".

После произошедшего теракта нередко звучали удивленные и даже местами осуждающие мнения российских комментаторов в адрес убитого учителя, который продемонстрировал 12-14-летним ученикам откровенно оскорбительные для некоторых из них карикатуры.

Важно понимать, что это была не просто личная инициатива Пати, — он действовал в рамках программы и установок французской системы образования. На том злосчастном занятии преподаватель, пытаясь сгладить острый момент, заранее предупредил учеников о содержании изображений, которые покажет, и предложил выйти из класса тем, кому это неприятно.

Самое удивительное, что французское государство и впрямь считает подобный подход эффективным в борьбе за секуляризацию, интеграцию меньшинств и размывание сформировавшихся в стране гетто.

Украинцев изгнали из Гонконга, на очереди Беларусь

Ведь можно без особых проблем предугадать реакцию подростков, выросших в замкнутой этнической среде, выдернутых из частных школ под руководством имамов-экстремистов и посаженных за парту государственного учебного учреждения, где им на уроке покажут нарисованную картинку обнаженного мужчины с подписью, что это пророк Мухаммед. И дело даже не столько в том, что кто-то из них решит повторить путь 18-летнего чеченца, сколько в том, что трудно придумать более надежный способ навсегда вызвать у молодых людей глубочайшее отторжение и отвращение к европейским ценностям, культуре и образу жизни.

Инициатива Макрона вызвала крайне бурную реакцию не только в исламистских кругах, но и у противоположного — либерального — лагеря, который усмотрел в предложениях французского президента недопустимое наступление на права и свободы граждан.

Самое ироничное и печальное, что все три стороны этого противостояния на самом деле говорят на одном языке — языке радикализма, и нет принципиальной разницы между исламистским экстремизмом, левацко-политкорректным либерализмом и секуляризмом в крайних формах, что ныне практикует французское государство.

Для решения действительно острой и давно назревшей проблемы Франция прибегает к тем же методам максимально грубой промывки мозгов, что и исламисты, правда, шансов, что они сработают, у нее куда меньше.

В свое время Европа подарила миру удивительную — потому что работающую — концепцию свободы, которая выражена в популярнейшей формуле, согласно которой свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого.

Существуют разные интерпретации этой мысли, но все они так или иначе сводятся к тому, что даже самое свободное общество предполагает определенные ограничения для каждого своего члена.

На практике это вылилось в то, что система западной демократии в своем классическом виде воспринимает маргинальными и неприемлемыми любые крайние и непримиримые в своей крайности точки зрения — будь то правые, левые, красные, белые или серо-буро-малиновые. А общественный и политический консенсус в такой системе делает ставку на компромисс и взаимоуважение, в том числе уважение к чужим убеждениям, верованиям и ценностям.

Нет никакого противоречия в том, чтобы, борясь с религиозным экстремизмом, не допускать и уж тем более не пропагандировать в государственных школах вакханалию воинствующего безбожия, целенаправленно оскорбляющего верующих.

Точно также государство может стоять на страже неприкосновенности частной жизни человека вне зависимости от его сексуальной ориентации, но при этом жестко блокировать любые попытки проникновения нетрадиционных сексуальных практик в общественную жизнь, будь то гей-парады или пропаганда гомосексуализма среди несовершеннолетних.

Одно другому никак не противоречит.

Но, похоже, Запад просто забыл об этом. И можно быть уверенным, что взятая им ныне на вооружение концепция, подталкивающая людей к радикализации, а общество — к непримиримости и углублению раскола, даст свои фатальные плоды.

24
Теги:
Европа
Праздничные лепешки с флагами Таджикистана и Кыргызстана

Как теперь договариваться с Кыргызстаном?

153
(обновлено 20:34 19.10.2020)
Сложная ситуация в Кыргызстане может негативно сказаться на процессе демаркации границ. И теперь перед Таджикистаном стоит выбор - подождать или форсировать переговоры

Политическая ситуация в Кыргызстане стала фантасмагорической. Садыр Жапаров в течение одного дня стал не только премьер-министром Кыргызстана, но и исполняющим обязанности президента, после того как теперь уже экс-президент Сооронбай Жээнбеков подал в отставку, а спикер Жогорку Кенеша Канатбек Исаков, ранее призывавший президента не уходить, сам отказался принять полномочия главы республики.

Что же, Жапаров сделал самую быструю и впечатляющую карьеру в Кыргызстане, и его рекорд вряд ли будет побит.

Пока что новые кыргызские власти заняты решением внутренних проблем. Реформируется избирательное законодательство, ЦИК Кыргызстана предварительно назначил парламентские выборы на 20 декабря 2020 года, а президентские – на середину января 2021 года. Судя по всему, вся политическая система страны претерпевает быстрые и радикальные изменения.

Подчеркну, что все это есть внутреннее дело Кыргызстана. Но возник вопрос, а что в таких условиях делать другим странам, в частности, Таджикистану, для которого отношения с Кыргызстаном очень важны и остались еще некоторые важные вопросы, вроде вопроса о делимитации и демаркации границы.

Переговоры по границе с Таджикистаном приостановлены

В декабре 2019-го президент Кыргызстана Жээнбеков выражал готовность решить вопрос о границе и обмене спорными участками, чтобы закончить работу межгосударственной комиссии, работающей с 2002 года.

На момент начала 2020-го из 970 км таджико-кыргызской границы было согласовано 519 км, остальные 451 км остались пока что под вопросом. В феврале 2020-го в Баткене прошли переговоры по уточнению 114 км границы, проработанной топографическими группами, а также по обмену участками территории. Топографические группы к 1 марта должны были представить проект нового участка границы.

Стало известно, кто возглавит таджикскую делегацию на переговорах с Кыргызстаном

Однако все сорвалось: 11 февраля 2020 года в отставку ушел вице-премьер Кыргызстана Жениш Разаков, руководивший межправкомиссией Кыргызстана и Таджикистана. Потом началась эпидемия коронавируса, и встречи не проводились. Теперь в связи с событиями в Кыргызстане вообще становится непонятно, когда и при каких условиях возобновится работа по делимитации и демаркации границы.

Между тем приостановка переговоров, пусть и по весьма уважительным причинам, в целом фактор негативный, поскольку приграничные конфликты никуда не делись и в сложившейся обстановке они могут стать более масштабными, чем раньше. И вообще, как теперь строить двухсторонние отношения?

Нажать или подождать?

Пока Жээнбеков и Исаков не отреклись от власти, данной им Конституцией Кыргызстана, можно было лелеять надежды, что Жапаров ненадолго. Но после отречения (мне трудно подобрать другое слово для обозначения этого решения, странного в самой высшей степени; вице-спикер ЖК КР Аида Касымалиева выразилась даже так: "Это просто какой-то выстрел в голову") такие надежды развеялись.

Кроме того, формально Жапаров – исполняющий обязанности президента Кыргызстана до выборов, то есть до января 2021-го или чуть более, чем на два месяца. Однако, наблюдая за тем, как на глазах меняется законодательство республики, запросто может оказаться, что Жапаров еще и на выборы пойдет и его еще и выберут.

Жапаров высказался о договоре по российской авиабазе в Кыргызстане

Отсюда и вывод: волей-неволей придется договариваться с теми, кто есть. Садыр Жапаров теперь в Кыргызстане власть в самом буквальном смысле слова, и с этой точки зрения контакты и какие-то переговоры с ним не имеют альтернатив.

Есть две возможные стратегии решения вопроса с нынешним правительством Кыргызстана. Первая заключается в том, чтобы, используя момент и задействовав все официальные, неофициальные и неформальные каналы, добиться от Кыргызстана максимума уступок во всем вопросам, в том числе и по границе. Правительство Кыргызстана сейчас весьма слабо, оно нуждается в поддержке, в деньгах, у него множество проблем и задач; давление с целью вынудить его подписать некие соглашения, требуемые Таджикистану, может оказаться результативным. Так, во всяком случае, поступали в прежние времена, и в пору острых политических кризисов ковалась история и территориальные переделы.

У этой стратегии есть два недостатка. Во-первых, нажим сильно испортит, возможно, долгосрочно, отношения Кыргызстана и Таджикистана. Во-вторых, правительство Жапарова может оказаться слишком слабым, пасть через некоторое время, а новое правительство легко может отказаться от признания подписанного под нажимом договора. Соблазнительно, но можно все испортить.

Вторая стратегия заключается в том, чтобы подождать. За два месяца до назначенных президентских выборов Жапаров все равно не успеет решить проблему с границей и все оформить. Но за это время вопрос с властью как-то должен будет решиться, и станет ясно, с кем договариваться. Это будет или нынешний исполняющий обязанности президента, или кто-то другой вместо него.

У этой стратегии главный недостаток в том, что вопрос о границе, равно как и многие другие, откладывается в некоторое неопределенное будущее. Пограничное соглашение, которое требует работ на местности и длительных процедур, в особенности. Помимо этого, никто не даст гарантии, что борьба за власть, перевороты и чехарда в Кыргызстане не затянутся и не превратятся на несколько лет в сплошную вереницу переворотов и революций. Легкость получения власти явно подогревает желания других претендентов испробовать свой шанс.

Если это произойдет так: череда революций и крайне шаткая власть в Кыргызстане, - то получится, что кыргызско-таджикские отношения будут фактически заморожены до окончательного разрешения вопроса о власти, до тех пор пока не появится лидер с железной рукой.

Охранять, что есть

В подобной ситуации Таджикистан будет вынужден охранять текущую границу - одинаково согласованные и несогласованные участки. Это объясняется тем, что события в Кыргызстане представляют определенную угрозу безопасности Таджикистана.

Во-первых, само по себе ослабление центральной власти Кыргызстана объективно создает условия для обострения обстановки на границе, повышения активности криминальных элементов и контрабандистов.

Во-вторых, в политическую борьбу в Кыргызстане могут втянуться разные террористические группировки, в том числе и в целях "афганизации" Кыргызстана. Такую вероятность нельзя сбрасывать со счетов.

Не будем строить прогнозов, поскольку развитие событий очень динамичное и обгоняет любые версии. Надо отметить лишь некоторую вероятность превращения Кыргызстана в арену вооруженной политической борьбы за власть. В этом случае все соседи, в том числе и Таджикистан, должны будут защищаться. Первая мера защиты – это усиление охраны и обороны границы, где бы и как бы она ни проходила.

Пожалуй, лучше это сделать сразу, так сказать, во избежание.

153
Теги:
переговоры, Таджикистан, Кыргызстан
Темы:
Кыргызстан и Таджикистан: новости на границе
Маленькую девочку ведут за руку, архивное фото

Всемирный банк спрогнозировал рост уровня бедности в Таджикистане

0
(обновлено 20:54 19.10.2020)
Согласно прогнозу финансового института, из-за пандемии коронавируса в ближайшие годы сокращение уровня бедности в Таджикистане будет замедляться

ДУШАНБЕ, 19 окт — Sputnik. Таджикистан переживает самый медленный рост экономики за последние два десятилетия, говорится в отчете Всемирного банка.

По данным финансового института, до начала пандемии коронавируса нового штамма уровень бедности в Таджикистане неуклонно снижался. В то же время прогресс был неравномерным, подчеркнули аналитики ВБ.

Так, в период с 2018 по 2019 годы в Хатлонской и Горно-Бадахшанской автономной областях фиксировался рост уровня бедности. При этом на территории Душанбе, районов республиканского подчинения и Согдийской области наблюдалось снижение показателя.

Всемирный банк отмечает, что уровень бедности в сельской местности застопорился в районе 30,2%, а в городах снизился с 21,5% до 18,4%.

Согласно прогнозу финансового института, из-за пандемии коронавируса в ближайшие годы сокращение уровня бедности будет замедляться.

Аналитики обращают внимание, что по состоянию на август 2020 года 20% семей не смогли получить медицинскую помощь.

По мнению экспертов, Таджикистану следует принять новую политику защиты бедных слоев населения в том числе. В частности, правительству рекомендуется увеличить финансирование программы адресной социальной помощи, поддержать безработных пособиями, организовать временные льготы для индивидуальных предпринимателей и повысить эффективность и доступность медицинских услуг.

0
Теги:
экономический прогноз, уровень бедности, бедность, Таджикистан
Темы:
Коронавирус в Таджикистане: последние новости