Новые беды у F-35: что не так с американским самолетом

613
(обновлено 19:41 26.06.2020)
Законы физики игнорируют усилия американских авиаконструкторов и "приземляют" весьма дорогостоящие проекты

Самолеты F-35 Lightning II до пятого поколения явно не дотягивают, но в США по инерции пытаются "под завязку" загрузить глобальными задачами и вооружениями эту сырую во многих отношениях авиатехнику. Будто термоядерные бомбы B61-12 на борту F-35 способны компенсировать дозвуковую крейсерскую скорость, видимость "стелса" на радарах, высокую аварийность и непредсказуемость.

Издание The Aviationist в понедельник сообщило, что в окрестностях американской авиабазы Эдвардс (штат Калифорния) проведена серия испытаний истребителя F-35A Lightning II (модификации Convetional Take Off and Landing, то есть со стандартными взлетом и посадкой) на применение термоядерной бомбы B61-12 с боевой частью изменяемой мощности. Сертификация самолета - носителя ядерного оружия двойного назначения запланирована на январь 2023 года. Таким образом, вместе с обновлением программного обеспечения (с нынешней версии Block 3A до версии Block 4) истребители F-35А получат возможность штатно нести, и применять термоядерные бомбы. Более того, после интеграции B61-12 в систему вооружений ВВС США "культовая роль ядерного истребителя" от F-15E и F-16 перейдет F-35A. Модернизированную авиабомбу B61-12 отличают система наведения и боевая часть изменяемой мощности (до 50 килотонн).

Техника, которой США нечего противопоставить: как изменится ВМФ России

Стоимость программы создания многоцелевого истребителя-бомбардировщика F-35 Lightning II составила около 1,3 триллиона долларов. Различные модификации F-35 серийно выпускаются с 2011 года. На эту машину в США изначально возлагали большие надежды, но практическая эксплуатация разочаровывает специалистов. Ранее близкое Пентагону издание Defense News опубликовало критичные оценки F-35 Lightning II. Факты свидетельствуют: F-35 - дозвуковой истребитель, способный ускоряться на форсаже не более 1 минуты, а на скоростях свыше 1 Маха через минуту возникает угроза разрушения корпуса перегрева. После 1,6 Маха у самолета может просто отвалиться хвост. Постоянная (крейсерская) скорость истребителя 5-го поколения не может быть ниже 1,4 Маха, следовательно, технологического прорыва не случилось. Фактически F-35 остался самолетом 4-го поколения, и термоядерные бомбы для него могут оказаться непосильной ношей.

Компенсационные меры

Количество ключевых недостатков истребителя "околопятого" поколения F-35 за минувший год удалось снизить до пяти, все еще очень много для машины ценой 100 миллионов долларов за штуку. Пентагон оперативно подкорректировал "эксплуатационные характеристики", и теперь F-35 считается дозвуковым самолетом, способным на короткие ускорения. Поскольку высокая скорость угрожает разрушением планеру, специальному стелс-покрытию F-35, и множеству антенн в хвостовой части самолета, инструкцией определено количество секунд, в течение которых модификации для ВМС и морской пехоты F-35B и F-35C могут летать на скоростях около 1,2 Маха. Вариант истребителя с традиционными взлетом и посадкой - F-35A - разделяет общие "косяки" в спектре от программного обеспечения до тихоходности и видимости на радарах (даже на дозвуковых скоростях, если имеется боезапас на внешней подвеске).

Вроде бы, репутация "молнии" окончательно испорчена, но в процессе эксплуатации проявляются новые неожиданные свойства. Журнал Air Force Magazine 24 июня сообщил, что американским истребителям F-35A запрещено приближаться к грозовым облакам на расстояние менее 25 миль (около 40 км). Оказалось, что конструктивные особенности бортовой системы генерации инертного газа (OBIGGS) могут привести к взрыву топливных баков истребителя в воздухе - от разряда атмосферного электричества. Любопытно, что система OBIGGS ранее уже вызывала нарекания, и была модернизирована в 2014 году (взрывоопасность не устранена).

Ми-26: самый большой и мощный вертолет планеты 40 лет в боевом строю

Серия катастроф новейшего самолета F-35 Lightning II позволяет предположить, что возможны и другие неприятные (опасные) открытия, даже в условиях мирной эксплуатации F-35. Не говоря уже об уязвимости американских "молний" в гипотетическом боевом столкновении с российскими истребителями пятого поколения Су-57 или средствами радиоэлектронной борьбы..

Полет в неизвестность

Соединенные Штаты стремятся активно продавать F-35 своим европейским союзникам. И модернизированная (планирующая) термоядерная авиабомба B61-12 изначально предназначена для Европы. Серийное производство намечено на 2020 год, одновременно американцы намереваются разместить бомбы B61-12 на своих европейских базах. При этом совершенно не исключены ситуации, когда на взлете (на форсаже) у истребителя с ядерным оружием на борту отваливается хвост, или в него ударяет молния. Возможны и другие варианты, но союзникам во всех случаях мало не покажется. Американские вооружения становятся все более опасными для Европы. Растет сопротивление Германии. Франция прямо заявила: "Прекращайте навязывать F-35".

Это закономерный итог переоценки технологических возможностей США в области военного авиастроения. Ранее признан неудачным опыт создания истребителя пятого поколения F-22 Raptor (ненадежное радиопоглощающее покрытие, обнаруживается радарами метрового диапазона, радиус действия - всего 750 км, слишком высокая цена серийной машины – 350 млн долларов). Между тем, не доведя до приемлемого конструктивного, боевого, предпродажного состояния самолеты пятого (де-юре) поколения F-22 и F-35, американцы светло смотрят в будущее военной авиации.

Добро с кулаками: как Узбекистан укрепляет армию и чем помогает Россия

По планам Вашингтона, первые истребители шестого поколения должны взлететь до 2030 года. Судя по описанию, для них уже и противник готов: "Учитывая огромные расстояния на тихоокеанском театре, за которые они должны будут сражаться", от них ожидают большой дальности полета без дозаправки, превосходства в воздухе, высокой живучести за счет комплекса радиоэлектронной борьбы. Однако после всех дорогостоящих неудач F-35 Lightning II "пятого поколения" американский конгресс выразил намерение ограничить финансирование программы создания истребителей шестого поколения - на 85% в 2021 финансовом году.

613
Теги:
самолет, техника, армия, США
Зенитный ракетный комплекс С-400 Триумф, архивное фото

Обратного пути нет: Турция испытывает С-400 на истребителях ВВС США

167
(обновлено 11:34 09.07.2020)
Новой проверкой ЗРК С-400 "Триумф" Турция демонстрирует твердую позицию относительно укрепления обороноспособности и реального суверенитета - без альтернативы перепродажи лучших в мире вооружений российского производства или их обмена на некие уступки США

Турция с 4 июля проводит на авиабазе Мюртед новые испытания российских зенитных ракетных систем (ЗРС) С-400 против истребителей F-16 и F-4, выполняющих полеты на разных высотах и удалении.

Анкара проигнорировала многочисленные предупреждения Вашингтона о санкциях из-за эксплуатации российских систем ПВО-ПРО.

Тестирование "Триумфа" на истребителях американского производства F-16 Viper и F-4 Phantom II выглядит неслучайным. В прошлом году, невзирая на обеспокоенность США, турецкие специалисты также испытывали С-400 против американских истребителей F-16 - над Анкарой, на различных высотах. Многоэтапные испытания "Триумфов" продлятся до ноября 2020 года.

Поставки С-400 начались прошлым летом и спровоцировали обострение напряженности в отношениях между Анкарой и Вашингтоном. США требовали от турецких партнеров отказаться от сделки и приобрести комплексы Patriot, угрожали исключить страну из совместной программы производства истребителей F-35. Турция выдержала военно-политическое давление, отказалась идти на уступки и не раз подчеркивала, что "Триумф" ничем не угрожает альянсу.

Россия выполнила первый контракт на поставку Турции четырех дивизионов С-400 на сумму 2,5 миллиарда долларов в минувшем ноябре. В июне 2020-го Анкара и Москва достигли принципиального соглашения о поставке второго комплекта (полка) "Триумфов".

При этом руководитель секретариата оборонной промышленности Турецкой Республики Исмаил Демир заявил: "Система С-400 покупается для использования. Точка". А Соединенные Штаты по-прежнему ищут способ ликвидации "Триумфа" на турецкой земле: предлагают его выкупить, заменить американскими комплексами и угрожают новыми санкциями.

"Триумф" навсегда

Испытания С-400 в Турции проводятся для уточнения дальности обнаружения, устойчивости сопровождения, эффективности поражения и других боевых параметров. Размещенные неподалеку от Анкары, на авиабазе Мюртед, зенитные ракетные системы российского производства многократно тестируются на реальных аэродинамических целях, включая самолеты F-35 и F-22.

Турецкий повар отправил Путину пирог в благодарность за поставки С-400

Известно, что секретные и якобы невидимые для радаров американские истребители пятого поколения трижды появлялись в радиусе обнаружения и поражения "Триумфов".

В ходе ротации и переброски через Черное море и территорию Турции в страны Ближнего Востока маршруты F-35 и F-22 военно-воздушных сил США прокладываются примерно в 200 километрах от авиабазы Мюртед.

По данным издания Fighter Jets World, турецкие специалисты ПВО проверяют возможности РЛС в разных режимах и на разных высотах.

Турецкая сторона не раскрывает подробностей тестирования российских С-400 на американских истребителях пятого поколения. Однако, по данным военного эксперта Виктора Баранца, один из участников этих проверок в беседе с представителем "Рособоронэкспорта" отметил: "Американские самолеты видны на экранах радаров, как мухи на потолке". Учитывая отсутствие рекламаций и перспективы новых поставок, логично предположить, что Анкара полностью удовлетворена "Триумфами".

Турецкое оборонное ведомство ранее сообщало, что развертывание С-400 проходит успешно, российская система обнаружила истребитель F-16 Fighting Falcon на границе зоны действия РЛС - за 600 километров, на предельно малых высотах обнаружены все цели.

"Триумф" не просто обнаруживает на предельной дальности популярнейший на мировом оружейном рынке истребитель-бомбардировщик 4-го поколения, система находится в постоянной готовности отправить ракеты к цели до ее входа в зону поражения. То есть в режиме боевого дежурства самолеты F-16 Fighting Falcon будут уничтожены на удалении 400 километров - автоматически.

Напомню, стоимость одного легкого истребителя F-16 - до 50 миллионов долларов, а "невидимка" F-35 - в два раза дороже.

Время новых возможностей

"Триумфальное" тестирование на авиабазе Мюртед наносит американской истребительной авиации сокрушительный репутационный удар. И все же чрезмерно ссориться с Анкарой - не в интересах Вашингтона.

На турецкой территории расположена авиабаза Инджирлик с хранилищем американских ядерных боеприпасов, это основной опорный пункт ВВС США в горячем регионе. Геополитически Турция очень важна для США и НАТО, поэтому способна без особого риска влиять на правила игры в альянсе.

Парадоксальное сближение с Москвой делает Анкару еще менее уязвимой для диктата и внешнего давления западных партнеров.

Из-за покупки С-400 Вашингтон заморозил турецкое участие в программе F-35 (Анкара "наказана", но не исключена из программы). После этого ограничения глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу заявил о возможности покупки новейших истребителей Су-35 и Су-57 у России.

На авиасалоне МАКС-2019 реалистичность подобного "витка истории" подтвердил директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Дмитрий Шугаев. Интрига находится в развитии, но предварительные итоги можно подвести уже сегодня.

Если объективно оценивать боевой потенциал турецкого приобретения, то заметен качественный рост обороноспособности республики: одна батарея "Триумфа" имеет до 72 наведенных ракет и может одновременно обстреливать до 36 целей.

Линейка разнотипных ракет позволяет С-400 эффективно и дифференцированно сбивать истребители-бомбардировщики, беспилотники, крылатые, тактические и баллистические ракеты в диапазоне высот от 5 метров до 30 километров (на дальности от 400 км до 2 км).

Система "Триумф" способна интегрировать зенитные комплексы различной дальности и управлять значительной сетью средств ПВО (турецким специалистам стоит присмотреться к российским ЗРК Панцирь-С1, Тор-М1).

Непробиваемый купол противовоздушной обороны позволяет Турции компенсировать некоторое отставание в развитии военно-воздушных сил.

Сценарий апокалипсиса: что будет, если Россия продаст стелс-технологии Китаю

Обладая неоспоримым технологическим совершенством и боевым могуществом, российский "Триумф" в Турции и ряде других стран без единого выстрела укрепляет многополярный мир, ставит на место архаичный военный блок и его самоназначенных гегемонов.

Между тем наступает время новых возможностей и в Анкаре обсуждается приобретение российской зенитной ракетной системы С-500 "Прометей". Российские системы дальней ПВО продолжают теснить на международном рынке и на боевых позициях не столь совершенные западные аналоги.

167
Теги:
ЗРК С-400 "Триумф", Россия, США, Турция
Танк Т-14 Армата, архивное фото

"Армата" уходит на экспорт: кто первым получит новейший российский танк Т-14

1280
(обновлено 11:19 08.07.2020)
Россия продолжает теснить конкурентов на международном рынке вооружений и продвигает образец, не имеющий аналогов в мире, - танк "Армата" Т-14 третьего поколения. Это свидетельствует об успешном развитии российского ОПК и технологическом совершенстве боевой машины

Директор российской Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Дмитрий Шугаев 6 июля заявил, что Москва намерена экспортировать новейшие танки "Армата" Т-14. Россия продает исключительно надежные и эффективные образцы вооружений, которые будут пользоваться спросом и потеснят конкурирующие изделия.

Интрига состоит в том, что это единственный в мире танк третьего послевоенного поколения. Даже Минобороны России успело законтрактовать пока 132 единиц уникальной бронетехники (танки Т-14 и тяжелые боевые машины пехоты Т-15 на платформе "Армата"). Поставки ожидаются до конца 2021 года. Продажи за границу начнутся после выполнения заказа Минобороны РФ и утверждения экспортного облика машины (специалисты решают, что может пойти за рубеж, а какие элементы будут использоваться исключительно российскими войсками).

Первые кадры танка Т-14 "Армата". Репетиция парада Победы на Красной площади

Высокотехнологичный танк стоит недешево - до 7 миллионов долларов за единицу, при этом интерес к "Армате" уже проявили Египет, Индия, Китай (получены предварительные заявки). Кстати, известные зарубежные танки - американский "Абрамс", французский "Леклерк", немецкий "Леопард", израильский "Меркава" - продаются в ценовом диапазоне 6-12 миллионов долларов.

Вероятные заказчики

Ранее Египет решил приобрести 400-500 новых российских танков T-90МС и, вероятно, в перспективе закажет Т-14. Индия планирует приобрести до 1770 современных танков, рассматривая и "Армату", сумма контракта предварительно оценивается в 442 млрд рублей. Наверняка не останется в стороне и Китай.

Объемы экспорта новейшего российского танка в ближнее зарубежье пока не определены. Безусловно, Т-14 послужит укреплению обороноспособности стран СНГ. Ранее активно приобретали бронетехнику российского производства Армения, Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Узбекистан.

Россия мирно завоевала около трети мирового рынка вооружений. В портфеле "Рособоронэкспорта" сегодня заказы на 55 млрд долларов (второе место в мире после США). Около 15% российского оружейного экспорта приходится на сухопутную технику. РФ сумела стать признанным лидером на рынке новых танков. Неслучайно на Западе танк Т-90 назвали "смертоносным хитом российского оборонного экспорта", в ближайшие годы "Уралвагонзавод" отправит заказчикам около 2500 танков Т-90МС. Новейший Т-14 обещает стать достойным продолжателем экспортных побед.

Технологическое превосходство

Т-14 предназначен для боя в непосредственном соприкосновении с противником, поддержки наступления мотострелковых подразделений, уничтожения фортификационных сооружений, живой силы противника, расположенной в укрытиях и на открытой местности. Танк "Армата" проверен в боевой обстановке на территории Сирийской Арабской Республики, а в начале июля успешно прошел испытания в беспилотном режиме.

Уникальная боевая машина имеет необитаемую башню, бронекапсулу для экипажа, орудие калибра 125-мм (превосходящее танковые 120-мм пушки НАТО), модульную конструкцию и открытую цифровую архитектуру - основу для роботизации. Будущееи- за безэкипажными (беспилотными) танками с электромагнитными пушками, которые успешно разрабатываются в России.

В Т-14 наводчик-оператор и командир танка управляют вооружением через цифровые интерфейсы (триплексы ушли в прошлое). Основу огневой мощи танка составляет 125-мм гладкоствольная пушка повышенного могущества 2А82-1М (в боекомплекте имеются снаряды и управляемые ракеты нового поколения, всего 40 единиц).

Эшелонированная система защиты танка Т-14 включает комплекс активной защиты "Афганит" (единственный в мире, способный бороться с реактивными и ракетными противотанковыми боеприпасами и бронебойными подкалиберными снарядами), автоматическую систему постановки завес от боеприпасов с любыми системами наведения (во всех ракурсах, включая верхнюю полусферу), а также комплекс динамической защиты "Малахит" (парирует пробивное действие кумулятивных и кинетических боеприпасов). Последний рубеж - комбинированная, многослойная броня с рациональными углами наклона.

"Армата" - первый в мире танк принципиально новой конструкции, и он первым получил "стелс-технологии" снижения заметности во всем электромагнитном спектре. Машина оснащена унифицированной бортовой информационно-управляющей системой (БИУС), способной интегрироваться с другими управляющими системами.

То есть каждый экипаж Т-14 на поле боя действует не сам по себе, а в Единой системе управления тактического звена. Кроме того, на унифицированной гусеничной базе тяжелой категории "Армата" созданы технологически "родственные" боевая машина пехоты Т-15 и бронированная ремонтно-эвакуационная машина Т-16.

Идею танка, конструктивно сходного с Т-14, специалисты ведущих стран вынашивают два десятилетия. Движение вперед есть, но готовое серийное изделие может представить только Россия. Для сравнения, в США лишь разрабатывают унифицированную гусеничную платформу Future Ground Combat System (наземная боевая система будущего), а колесная боевая бронированная машина "Страйкер" (MobileGunSystem) с необитаемой башней танком все же не является.

Прямых конкурентов или аналогов "Арматы" в мире нет. Т-14 в минувшем году признан лучшим из лучших 12 машин самых развитых государств. Россия в одиночку совершила эту без преувеличения технологическую революцию в области танкостроения и по праву рассчитывает получить значительные экономические и военно-политические дивиденды.

1280
Теги:
экспорт, танк, Россия

Сбербанк запускает систему платежей SberPay

0
(обновлено 14:03 09.07.2020)
Преимуществом SberPay станет возможность пользоваться через мобильное приложение "Сбербанк Онлайн"

ДУШАНБЕ, 9 июл — Sputnik. Сбербанк запускает собственную платежную стстему SberPay, сообщает пресс-служба российского банка.

По задумке Сбербанка, платежный сервис позволит оплачивать покупки онлайн в магазинах. Преимуществом SberPay станет возможность пользоваться через мобильное приложение "Сбербанк Онлайн".

"SberPay позволяет оплачивать покупки как онлайн на сайтах и в приложении, так и офлайн в торговых точках, оснащенных POS-терминалами Сбербанка, принимающими бесконтактную оплату. Для этого достаточно иметь мобильное приложение "Сбербанк Онлайн", - уточнили в пресс-службе.

Отмечается, что при использовании SberPay покупателю не придется вводить данные карты и ждать СМС-подтверждения. Остаток на счету будет виден сразу.

Сбербанк ввел комиссию на денежные переводы через банкоматы

В Сбербанке добавили, что платежный сервис позволит исключить кражи персональных данных. 

Греф предсказал резкий обвал курса доллара к концу года

Уточняется, что сервис офлайн-оплаты доступен владельцам смартфонов на ОП Android с поддержкой NFC. Сначала воспользоваться услугой смогут держатели карт Visa, в ближайшее время откроют доступ и для карт других платежных систем.

0
Теги:
платежная система, Сбербанк