Коронакризис ускорит создание "Большой тройки" Москва - Вашингтон - Пекин

268
(обновлено 18:21 17.04.2020)
В ближайшие два-три года, именно три активных игрока-супертяжеловеса будут оказывать решающее влияние на перестройку миропорядка.

Мысль о том, что послекоронавирусный миропорядок будет формироваться во многом Китаем, США и Россией, возникает сейчас у самых разных наблюдателей (например, в South China Morning Post) не на пустом месте — о том, что все идет к неизбежности складывания именно такой "Большой тройки", говорилось задолго до начала пандемии, считает автор РИА Новости.

В пару к США, конечно, можно и нужно добавить Евросоюз — но не в привычном виде младшего партнера по единому Западу, а как потенциально совершенно самостоятельную силу.

В Китае заявили о слабых сторонах России

Проблема этой силы в том, что она переживает кризис самоидентификации, — уже понимая, что ее будущее не в подчинении-спайке с Америкой, но еще не имея воли и умения играть сама по себе. Европе не хватает глобального видения своего места и роли в будущем — об этом постоянно говорит Эммануэль Макрон, однако вызванный коронавирусом кризис не ускорит возвращение ей субъектности, а наоборот, на время ослабит ощущение единства.

Поэтому в краткосрочной перспективе, в ближайшие два-три года, именно три активных игрока-супертяжеловеса будут оказывать решающее влияние на перестройку миропорядка.

Экономическая слабость России — по сравнению с Китаем и США — не лишает ее статуса участника "Большой тройки", потому что компенсируется активной геополитической игрой на всех фронтах, историческим опытом и репутацией. Весной 2014-го именно Россия открыла новую главу мировой истории — ответив на провокацию на Украине Крымом и спровоцировав тем самым США на попытку заблокировать и изолировать нашу страну от всего мира, устроить нам вселенский бойкот.

Попытку провальную — продемонстрировавшую всем, что весь американский мир ужался до Атлантики, то есть НАТО. Россия не просто развернулась на Восток и Юг — она стала для всего остального мира знаменосцем похода против атлантического миропорядка. Такой авторитет не купишь ни за какие деньги, и он — вместе с умелой геополитической игрой Кремля — компенсирует недостаточный экономический вес России на фоне Китая и США.

Но каким образом "Большая тройка" будет влиять на новый миропорядок? США — падающая сверхдержава, Китай — набирающая силы, но каково место России? Россия — не просто гиря на весах, склоняющая их в одну или другую сторону, Россия это скорее разыгрывающий, задающий правила, имеющий достаточный авторитет для оформления новых правил.

Вместе с Китаем мы выступаем за мягкую форму перехода от постамериканского мира к многополярному — с несколькими центрами силы, баланс и соперничество между которыми и создадут контуры нового глобального миропорядка. Не вечного, но куда более устойчивого, чем разрушающийся нынешний. В этом смысле мы с Китаем — настоящие союзники.

Для Соединенных Штатов отношения внутри треугольника Россия — США — КНР в последние полвека рассматривались по заветам Киссинджера: стремление к тому, чтобы отношения Вашингтона с Москвой и Пекином по отдельности были лучше, чем между Россией и Китаем. Эта формула давно уже не работала, а с начала правления Си Цзиньпина, то есть с 2012 года, и вовсе стала невозможной.

При этом Штаты продолжали верить в ее великое будущее — даже после того, как в 2014-м не послушались советов Киссинджера об опасности попыток изоляции России, которые подтолкнут ее к Китаю. На самом деле Россия и Китай сближались и до Крыма и продолжали бы этот стратегический курс и без него, конфликт Запада и России лишь высветил и ускорил эти процессы.

Но в Вашингтоне продолжали тешить себя иллюзиями: ничего страшного, между Россией и Китаем есть такие глубокие и неустранимые противоречия, что их альянс не может быть устойчивым, все равно он закончится конфликтом или охлаждением, так что глобальному лидерству США с этой стороны ничего не угрожает.

В таком состоянии Штаты подошли к 2016 году, когда неожиданно для атлантистов к власти пришел Дональд Трамп. Который начал торговую войну с Китаем и захотел сблизиться с Россией — то есть вроде бы действовал в точности по схеме Киссинджера.

Однако в реальности Трамп представлял собой совсем не те США, которые до этого играли в рамках "Большой тройки", — это была новая, антиглобалистская Америка, интерес которой состоял в том, чтобы стать сильнее как национальное государство, а не в том, чтобы любой ценой (включая и деградацию собственной страны) поддерживать мировую гегемонию наднациональных атлантических элит. То есть в рамках треугольника собрались три врага существующего миропорядка — уникальная ситуация.

Конечно, договориться между собой Трампу, Путину и Си все равно очень непросто — никто не отменяет геополитические, торгово-финансовые и прочие противоречия между державами. Но это противоречия именно между национальными государствами (империями, государствами-цивилизациями), то есть теми, кто существует в одной системе координат, — а не между глобалистским проектом унификации и мировой гегемонии (с опорой на США) и странами, отстаивающими свое право на существование собственной цивилизационной модели и признающими точно такое же право других.

Тройка Трамп — Путин — Си не начала складываться до коронавируса по совершенно понятным причинам и вовсе не из-за торговой войны с Китаем. Она как раз была вполне в духе трамповского изоляционизма, и ее активная фаза практически закончилась достижением частичного соглашения буквально накануне начала глобальной пандемии.

Конечно, политика разностороннего давления на Китай, к которой периодически прибегал Трамп и к которой особенно активно подталкивала его как раз глобалистская часть его окружения, мешала даже возможности большого стратегического разговора между Китаем и США — но кроме того, Трампу просто заблокировали даже саму возможность контактов с Путиным. Тем не менее после переизбрания осенью этого года Трамп получал большую свободу рук, в том числе и для действий в рамках "Большой тройки".

Первым шагом к ее созданию можно считать инициативу Владимира Путина о проведении саммита ядерных держав, постоянных членов Совбеза ООН, с которой он выступил в январе этого года в Иерусалиме.

"Большая пятерка", по сути, являлась бы "Большой тройкой", дополненной Европой — в лице президента Макрона, потому что англосаксонское единство (тем более геополитическое) США и Британии на фоне Brexit стало еще более отчетливым. С путинской идей все согласились — и саммит был предварительно запланирован на сентябрь в Нью-Йорке, где в это время будет проходить сессия Генассамблеи ООН.

Коронавирус закрыл весь мир на карантин. Но к осени пандемия спадет и Путин с Си Цзиньпином, как и Макрон с Джонсоном, смогут приехать в Нью-Йорк. Если, конечно, Штаты не впадут в антикитайскую истерию, которую уже пытаются раскручивать как просто недалекие, так и сознательно проатлантические политики. Например, сенатор Линдси Грэм, заявивший, что Китай ответственен за смерти американцев из-за коронавирусной инфекции и за безработицу, поэтому США должны сурово наказать Китай и "заставить его изменить свое поведение":

"И я хочу начать списывать часть нашего долга Китаю, потому что это они должны платить нам, а не мы им!"

Понятно, что в том случае, если бы нечто подобное прозвучало из уст Трампа, то ни о каком саммите в сентябре речи бы уже не шло — Си Цзиньпин просто отказался бы от встречи с ним. Но Трамп не будет говорить в таком тоне, потому что встреча в верхах нужна Америке даже больше, чем Китаю, а вызванный коронавирусом глобальный кризис усиливает позиции Трампа в его противостоянии с глобалистами, пытающимися сохранить свою политику "американской гегемонии" (за счет США). Нужна она и России — чем раньше мы начнем договариваться о посткоронавирусном миропорядке, тем лучше будет для всех.

Пока что "Большая тройка" ассоциируется только со Сталиным, Рузвельтом и Черчиллем. Но очень скоро она может получить новое издание — правда, уже после того, как в ноябре Трамп переизберется президентом США. Тогда в 2021 году мы увидим первый акт рождения нового мира.

268
Протесты в Европе

Европа убивает себя сама

19
(обновлено 20:25 19.10.2020)
После кошмарного убийства учителя радикалом-исламистом Франция задалась сакраментальными русскими вопросами: кто виноват и что делать?

В связи с первой темой французским журналистам оказался наиболее интересен момент, каким образом чеченская семья из России вообще получила статус политических беженцев, пишет РИА Новости.

Выяснилось, что она переехала во Францию в 2008 году, где ее ходатайство об убежище несколько лет рассматривалось властями — и в результате было отклонено. Однако в 2011-м Национальный суд по вопросам права убежища отменил это решение. Ну а чуть больше полугода назад — по достижении совершеннолетия — будущий убийца автоматически получил собственный вид на жительство.

Что касается второго вопроса, то тут бескомпромиссно выступили французские власти, заверив сограждан, что они не намерены сворачивать с выбранного пути борьбы с исламизмом.

Роковой урок, на котором 47-летний Самюэль Пати в рамках занятия по свободе слова показал ученикам карикатуры на пророка Мухаммеда из журнала Charlie Hebdo, прошел в начале октября. Тогда же состоялось выступление Эммануэля Макрона, вызвавшее серьезный резонанс далеко за пределами страны. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган обвинил своего французского коллегу в "открытой провокации" и посягательстве на свободу совести.

Именно в этой речи французский лидер объявил войну "геттоизации" Франции, "исламистскому сепаратизму" и анонсировал масштабный план по борьбе с закрытыми, варящимися сами в себе этническими и религиозными анклавами.

Кстати, именно система образования — главное направление кампании. В частности, планируется практически полный запрет домашнего образования и жесткое выкорчевывание "нелегальных школ, которыми зачастую руководят религиозные экстремисты".

После произошедшего теракта нередко звучали удивленные и даже местами осуждающие мнения российских комментаторов в адрес убитого учителя, который продемонстрировал 12-14-летним ученикам откровенно оскорбительные для некоторых из них карикатуры.

Важно понимать, что это была не просто личная инициатива Пати, — он действовал в рамках программы и установок французской системы образования. На том злосчастном занятии преподаватель, пытаясь сгладить острый момент, заранее предупредил учеников о содержании изображений, которые покажет, и предложил выйти из класса тем, кому это неприятно.

Самое удивительное, что французское государство и впрямь считает подобный подход эффективным в борьбе за секуляризацию, интеграцию меньшинств и размывание сформировавшихся в стране гетто.

Украинцев изгнали из Гонконга, на очереди Беларусь

Ведь можно без особых проблем предугадать реакцию подростков, выросших в замкнутой этнической среде, выдернутых из частных школ под руководством имамов-экстремистов и посаженных за парту государственного учебного учреждения, где им на уроке покажут нарисованную картинку обнаженного мужчины с подписью, что это пророк Мухаммед. И дело даже не столько в том, что кто-то из них решит повторить путь 18-летнего чеченца, сколько в том, что трудно придумать более надежный способ навсегда вызвать у молодых людей глубочайшее отторжение и отвращение к европейским ценностям, культуре и образу жизни.

Инициатива Макрона вызвала крайне бурную реакцию не только в исламистских кругах, но и у противоположного — либерального — лагеря, который усмотрел в предложениях французского президента недопустимое наступление на права и свободы граждан.

Самое ироничное и печальное, что все три стороны этого противостояния на самом деле говорят на одном языке — языке радикализма, и нет принципиальной разницы между исламистским экстремизмом, левацко-политкорректным либерализмом и секуляризмом в крайних формах, что ныне практикует французское государство.

Для решения действительно острой и давно назревшей проблемы Франция прибегает к тем же методам максимально грубой промывки мозгов, что и исламисты, правда, шансов, что они сработают, у нее куда меньше.

В свое время Европа подарила миру удивительную — потому что работающую — концепцию свободы, которая выражена в популярнейшей формуле, согласно которой свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого.

Существуют разные интерпретации этой мысли, но все они так или иначе сводятся к тому, что даже самое свободное общество предполагает определенные ограничения для каждого своего члена.

На практике это вылилось в то, что система западной демократии в своем классическом виде воспринимает маргинальными и неприемлемыми любые крайние и непримиримые в своей крайности точки зрения — будь то правые, левые, красные, белые или серо-буро-малиновые. А общественный и политический консенсус в такой системе делает ставку на компромисс и взаимоуважение, в том числе уважение к чужим убеждениям, верованиям и ценностям.

Нет никакого противоречия в том, чтобы, борясь с религиозным экстремизмом, не допускать и уж тем более не пропагандировать в государственных школах вакханалию воинствующего безбожия, целенаправленно оскорбляющего верующих.

Точно также государство может стоять на страже неприкосновенности частной жизни человека вне зависимости от его сексуальной ориентации, но при этом жестко блокировать любые попытки проникновения нетрадиционных сексуальных практик в общественную жизнь, будь то гей-парады или пропаганда гомосексуализма среди несовершеннолетних.

Одно другому никак не противоречит.

Но, похоже, Запад просто забыл об этом. И можно быть уверенным, что взятая им ныне на вооружение концепция, подталкивающая людей к радикализации, а общество — к непримиримости и углублению раскола, даст свои фатальные плоды.

19
Теги:
Европа
Праздничные лепешки с флагами Таджикистана и Кыргызстана

Как теперь договариваться с Кыргызстаном?

141
(обновлено 20:34 19.10.2020)
Сложная ситуация в Кыргызстане может негативно сказаться на процессе демаркации границ. И теперь перед Таджикистаном стоит выбор - подождать или форсировать переговоры

Политическая ситуация в Кыргызстане стала фантасмагорической. Садыр Жапаров в течение одного дня стал не только премьер-министром Кыргызстана, но и исполняющим обязанности президента, после того как теперь уже экс-президент Сооронбай Жээнбеков подал в отставку, а спикер Жогорку Кенеша Канатбек Исаков, ранее призывавший президента не уходить, сам отказался принять полномочия главы республики.

Что же, Жапаров сделал самую быструю и впечатляющую карьеру в Кыргызстане, и его рекорд вряд ли будет побит.

Пока что новые кыргызские власти заняты решением внутренних проблем. Реформируется избирательное законодательство, ЦИК Кыргызстана предварительно назначил парламентские выборы на 20 декабря 2020 года, а президентские – на середину января 2021 года. Судя по всему, вся политическая система страны претерпевает быстрые и радикальные изменения.

Подчеркну, что все это есть внутреннее дело Кыргызстана. Но возник вопрос, а что в таких условиях делать другим странам, в частности, Таджикистану, для которого отношения с Кыргызстаном очень важны и остались еще некоторые важные вопросы, вроде вопроса о делимитации и демаркации границы.

Переговоры по границе с Таджикистаном приостановлены

В декабре 2019-го президент Кыргызстана Жээнбеков выражал готовность решить вопрос о границе и обмене спорными участками, чтобы закончить работу межгосударственной комиссии, работающей с 2002 года.

На момент начала 2020-го из 970 км таджико-кыргызской границы было согласовано 519 км, остальные 451 км остались пока что под вопросом. В феврале 2020-го в Баткене прошли переговоры по уточнению 114 км границы, проработанной топографическими группами, а также по обмену участками территории. Топографические группы к 1 марта должны были представить проект нового участка границы.

Стало известно, кто возглавит таджикскую делегацию на переговорах с Кыргызстаном

Однако все сорвалось: 11 февраля 2020 года в отставку ушел вице-премьер Кыргызстана Жениш Разаков, руководивший межправкомиссией Кыргызстана и Таджикистана. Потом началась эпидемия коронавируса, и встречи не проводились. Теперь в связи с событиями в Кыргызстане вообще становится непонятно, когда и при каких условиях возобновится работа по делимитации и демаркации границы.

Между тем приостановка переговоров, пусть и по весьма уважительным причинам, в целом фактор негативный, поскольку приграничные конфликты никуда не делись и в сложившейся обстановке они могут стать более масштабными, чем раньше. И вообще, как теперь строить двухсторонние отношения?

Нажать или подождать?

Пока Жээнбеков и Исаков не отреклись от власти, данной им Конституцией Кыргызстана, можно было лелеять надежды, что Жапаров ненадолго. Но после отречения (мне трудно подобрать другое слово для обозначения этого решения, странного в самой высшей степени; вице-спикер ЖК КР Аида Касымалиева выразилась даже так: "Это просто какой-то выстрел в голову") такие надежды развеялись.

Кроме того, формально Жапаров – исполняющий обязанности президента Кыргызстана до выборов, то есть до января 2021-го или чуть более, чем на два месяца. Однако, наблюдая за тем, как на глазах меняется законодательство республики, запросто может оказаться, что Жапаров еще и на выборы пойдет и его еще и выберут.

Жапаров высказался о договоре по российской авиабазе в Кыргызстане

Отсюда и вывод: волей-неволей придется договариваться с теми, кто есть. Садыр Жапаров теперь в Кыргызстане власть в самом буквальном смысле слова, и с этой точки зрения контакты и какие-то переговоры с ним не имеют альтернатив.

Есть две возможные стратегии решения вопроса с нынешним правительством Кыргызстана. Первая заключается в том, чтобы, используя момент и задействовав все официальные, неофициальные и неформальные каналы, добиться от Кыргызстана максимума уступок во всем вопросам, в том числе и по границе. Правительство Кыргызстана сейчас весьма слабо, оно нуждается в поддержке, в деньгах, у него множество проблем и задач; давление с целью вынудить его подписать некие соглашения, требуемые Таджикистану, может оказаться результативным. Так, во всяком случае, поступали в прежние времена, и в пору острых политических кризисов ковалась история и территориальные переделы.

У этой стратегии есть два недостатка. Во-первых, нажим сильно испортит, возможно, долгосрочно, отношения Кыргызстана и Таджикистана. Во-вторых, правительство Жапарова может оказаться слишком слабым, пасть через некоторое время, а новое правительство легко может отказаться от признания подписанного под нажимом договора. Соблазнительно, но можно все испортить.

Вторая стратегия заключается в том, чтобы подождать. За два месяца до назначенных президентских выборов Жапаров все равно не успеет решить проблему с границей и все оформить. Но за это время вопрос с властью как-то должен будет решиться, и станет ясно, с кем договариваться. Это будет или нынешний исполняющий обязанности президента, или кто-то другой вместо него.

У этой стратегии главный недостаток в том, что вопрос о границе, равно как и многие другие, откладывается в некоторое неопределенное будущее. Пограничное соглашение, которое требует работ на местности и длительных процедур, в особенности. Помимо этого, никто не даст гарантии, что борьба за власть, перевороты и чехарда в Кыргызстане не затянутся и не превратятся на несколько лет в сплошную вереницу переворотов и революций. Легкость получения власти явно подогревает желания других претендентов испробовать свой шанс.

Если это произойдет так: череда революций и крайне шаткая власть в Кыргызстане, - то получится, что кыргызско-таджикские отношения будут фактически заморожены до окончательного разрешения вопроса о власти, до тех пор пока не появится лидер с железной рукой.

Охранять, что есть

В подобной ситуации Таджикистан будет вынужден охранять текущую границу - одинаково согласованные и несогласованные участки. Это объясняется тем, что события в Кыргызстане представляют определенную угрозу безопасности Таджикистана.

Во-первых, само по себе ослабление центральной власти Кыргызстана объективно создает условия для обострения обстановки на границе, повышения активности криминальных элементов и контрабандистов.

Во-вторых, в политическую борьбу в Кыргызстане могут втянуться разные террористические группировки, в том числе и в целях "афганизации" Кыргызстана. Такую вероятность нельзя сбрасывать со счетов.

Не будем строить прогнозов, поскольку развитие событий очень динамичное и обгоняет любые версии. Надо отметить лишь некоторую вероятность превращения Кыргызстана в арену вооруженной политической борьбы за власть. В этом случае все соседи, в том числе и Таджикистан, должны будут защищаться. Первая мера защиты – это усиление охраны и обороны границы, где бы и как бы она ни проходила.

Пожалуй, лучше это сделать сразу, так сказать, во избежание.

141
Теги:
переговоры, Таджикистан, Кыргызстан
Темы:
Кыргызстан и Таджикистан: новости на границе