Флаг Украины на здании Правительства Украины в Киеве, архивное фото

Украина методично наносит удары по Беларуси

2728
(обновлено 19:35 12.04.2020)
Из-за пандемии коронавируса на Украине ввели ряд обязательных к выполнению для участников нового рынка электроэнергии правил.

Украинская Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, приняла постановление № 766 "О действиях участников рынка электроэнергии в период действия карантина и ограничительных мер, связанных с распространением коронавирусной болезни (COVID-19)", пишет РИА Новости.

В нем содержится целый ряд обязательных к выполнению для участников нового рынка электроэнергии (подробнее о нем тут) указаний, которые будут действовать во время карантина или ограничительных мер и на протяжении 30 дней после их отмены.

Один из пунктов постановления выглядит особенно знаково. В нем оператору системы передачи электроэнергии дано указание:

  • отменить результаты ранее проведенных годовых аукционов на поставку электроэнергии из России и Беларуси на Украину;
  • не допускать российскую и белорусскую электроэнергию для продажи на месячных и суточных аукционах.

Название самих этих государств в постановлении не фигурирует, но запреты касаются "стран, не входящих в Энергетическое сообщество", а таковыми из соседей Украины как раз Россия с Беларусью и являются.

Решение Нацкомиссии выглядит безусловной победой контролирующего почти 80% украинской тепловой электрогенерации Рината Ахметова и подтверждением его все более плотного сотрудничества с нынешней украинской властью.

Вряд ли это решение обрадует украинских потребителей электроэнергии: им почти наверняка теперь не стоит рассчитывать на снижение цен. Скорее наоборот. Плюс оно оказалось крайне неприятной пощечиной для белорусской власти — следом за недавней пощечиной в виде присоединения Украины к антибелорусским санкциям ЕС.

Причем важно, что это происходит в канун скорого открытия Белорусской АЭС, после которого Александр Лукашенко явно рассчитывал нарастить поставки электричества на Украину.

До событий 2014-го на Майдане Украина была нетто-экспортером электроэнергии. От СССР ей досталась мощнейшая энергосистема сначала с пятью, позже с четырьмя АЭС, большим количеством ТЭЦ и ТЭС, каскадами ГЭС на Днепре и Днестре плюс Донецкий угольный бассейн в качестве сырьевой базы для тепловой генерации.

Китайцы захватили всемирное здравоохранение. Что теперь будет

При этом промышленность и в девяностые, и в двухтысячные годы деградировала быстрее энергетики. Так что удивляться нечему.

Закупки электроэнергии, в основном у России, ограничивались технологическими перетоками и измерялись несколькими миллионами долларов в год.

Ситуация изменилась в 2015-м, когда Украина оказалась на пороге веерных отключений в связи с дефицитом угля на некоторых ТЭС и стала закупать электричество в России в относительно больших объемах.

Всего за тот год его было импортировано 2,3 миллиарда киловатт-часов на 85 миллионов долларов. В ноябре того же года закупки электроэнергии у "агрессора" были с помпой прекращены.

Интересно, что это случилось вскоре после частичного прекращения поставок украинской электроэнергии в Крым октябре 2015-го. А сразу после прекращения закупок российского электричества "активистами" были подорваны оставшиеся ЛЭП в Херсонской области, и поставки электроэнергии в Крым прекратились полностью.

После этого поставки российского электричества вернулись к масштабам технологических перетоков.

После победы на выборах Владимира Зеленского и партии "Слуга народа" в 2019-м несколько смягчилась риторика по отношению к России.

Одновременно в закупках дешевой российской электроэнергии оказался заинтересован тогдашний бенефициар политических перемен Игорь Коломойский, который к тому же летом-осенью прошлого года по всем фронтам активно наезжал на коллегу по "олигархическому цеху" — Рината Ахметова. И вот в сентябре 2019-го люди Коломойского в Верховной раде протолкнули законодательную поправку о возможности закупки электроэнергии у стран, не являющихся членами Энергетического сообщества, то есть у России и Беларуси.

Украина перехитрила МВФ

В октябре приближенные к Коломойскому компании начали закупать электроэнергию в России. Но тут уже Ахметов во всю мощь развернул свои пропагандистские рупоры и даже подрядил отдельных персонажей вроде Олега Ляшко, чтобы дискредитировать саму идею закупки электричества у государства-"агрессора".

В результате уже в декабре был принят закон, запрещающий закупки электроэнергии в России по двусторонним договорам (кроме технологических перетоков), который, правда, оставлял право украинскому правительству отменять этот запрет во избежание чрезвычайной ситуации в энергосистеме страны.

Тем не менее возможность закупки электроэнергии в Беларуси никуда не делась.

В итоге за последние месяцы 2019-го было закуплено российской электроэнергии на 15,5 миллиона долларов, а белорусской на 43,1 миллиона долларов.

Тем временем на Украине происходил дрейф избранной власти к Ринату Ахметову и постепенное охлаждение ее отношений с Игорем Коломойским.

Это вылилось в принятое 18 марта решение правительства о введении с 15 апреля специальной пошлины в размере 65% на импорт из России всех типов угля за исключением антрацитового, битумозного и коксующегося. То есть запретительной по своей сути для тех марок угля, которые используются в тепловой генерации и которые по более высокой цене теперь будет поставлять именно Ринат Ахметов со своих шахт.

Но для ахметовского ДТЭКа, который как раз в начале апреля допустил технический дефолт по своим облигациям, оставалась проблема Беларуси с ее более дешевым электричеством.

Украина лучше готова к борьбе с зомби-апокалипсисом, чем к эпидемиям

За первые два месяца 2020-го Украина импортировала из Беларуси его на 7,5 миллиона долларов. Но основные перспективы в Белоруссии явно связывали с запуском новой АЭС, который должен состояться в ближайшие месяцы.

И вот теперь эти перспективы практически похоронены. Формально закупки электроэнергии остановлены не навсегда, а только на период применения ограничительных мер и месяц после них.

Фактически же расторгнуты именно годовые договора — наиболее стабильные, надежные и выгодные для поставок как раз электроэнергии, производимой на атомных станциях, которые имеют очень ограниченные возможности для маневра.

Выставлять белорусскую электроэнергию в будущем на месячные аукционы теоретически будет возможно. Если что-нибудь не поменяется.

А есть основания полагать, что поменяться может. И не только из-за интересов Рината Ахметова, а и в связи с другими решениями.

Ведь экономически неприятное для белорусской власти прекращение закупок электричества последовало, повторимся, всего через неделю после другого недружественного шага: присоединения Украины к санкциям ЕС против Беларуси.

Эти санкции включают в себя эмбарго на поставки оружия/оборудования, которое может использоваться для внутренних репрессий, а также замораживание активов и запрет на въезд четырем гражданам Беларуси. Они, таким образом, носят скорее политико-декларативный характер.

Но не стоит забывать, что Украина и Беларусь сотрудничают даже в разработке оружия, не говоря о поставках.

Феноменальный рост: Украина посрамила международное агентство

Другим любопытным нюансом сложившейся ситуации является секрет полишинеля: некоторые украинские товары едут в Россию в обход санкций как раз через Беларусь. И остановить эти поставки для Беларуси — пара пустяков.

Остается ждать ответного хода Александра Лукашенко.

2728
Теги:
удар, Беларусь, Украина

Почему Путин назвал Эрдогана надежным партнером

57
Война в Карабахе беспокоит Россию — не только из-за близких отношений с обеими враждующими сторонами, но и из-за позиции Турции

Анкара открыто поддержала Баку в попытке военного решения спора — что не могло не вызвать в России тревоги по поводу "турецкой угрозы" и споров о российско-турецких отношениях. Турция не скрывает своих экспансионистских планов, а ведь мы с ней столько раз воевали в прошлом, да и сейчас у нас масса противоречий. А еще Турция видит себя лидером исламского мира — и это касается уже не только мусульман бывшего СССР, но и мусульман России.

В общем, в России распространена точка зрения: бойтесь турка и не верьте турку — только и ждет момента, чтобы ударить в спину и отыграться на России за все поражения и потери прошлых веков. Поэтому никаких стратегических отношений с Турцией быть не может — а лучше вообще вести себя с Эрдоганом жестко и грубо, не спускать ему ничего и давить на Турцию по всем фронтам.

Эта точка зрения особо популярна в периоды обострения российско-турецких противоречий. Достается и нашим властям — ну что за мягкотелость и невнятность, учитесь у тех же турок отстаивать свои национальные интересы громко и внятно. Эх, нет у нас защитников, пропала Россия...

И вот на этом фоне Владимир Путин, выступая в четверг на заседании клуба "Валдай", отмечает важность развития российско-турецких отношений. Признавая, что позиции двух стран часто расходятся, Путин отметил, что с Эрдоганом всегда можно договориться ("как бы жестко ни выглядела позиция президента Эрдогана, я знаю, что он при всем при том человек гибкий, с ним можно найти общий язык"), что он держит слово, что он надежный партнер.

Может ли Турция вытеснить Россию из Закавказья

"Знаю, что Турция реально заинтересована в том, чтобы это сотрудничество (России и Турции) продолжалось. Знаю, что президент Эрдоган проводит независимую внешнюю политику. Несмотря ни на какое давление, мы с ним в достаточно короткие сроки реализовали проект "Турецкий поток". Мы с Европой до сих пор не можем, годами жуем эту тему, Европа никак не может проявить какую-то элементарную самостоятельность и суверенитет для того, чтобы реализовать абсолютно выгодный для нее проект "Северный поток — 2". Но с Турцией мы сделали это достаточно быстро, несмотря ни на какие окрики. Зная и понимая свои национальные интересы, Эрдоган сказал, что мы это реализуем, и мы это сделали. Так же как и в других областях. Например, в сфере военно-технического сотрудничества. Решила Турция, что им нужна современная система ПВО, а наилучшая система в мире сегодня — это С-400, "Триумф" российского производства, сказал и купил. С таким партнером не просто приятно, с таким партнером надежно работается", - сказал Путин.

Что это — тонкая игра с Анкарой? Нет, это осознанная позиция президента России.

Путин действительно относится к Эрдогану с уважением (и это взаимно) — более того, это один из самых значимых его партнеров на мировой арене. Путин возглавляет Россию 21 год, Эрдоган руководит Турцией 18 лет — и их отношения прошли проверку временем. И даже такими серьезными кризисами, как в 2015-2016 годах, когда турки сбили наш Су-24. У России и Турции, как у двух великих соседних держав, много противоречий — не говоря уже об истории наших отношений с бесконечными войнами XVIII-XIX веков. Но при Путине и Эрдогане две страны научились договариваться — даже там, где это, как в Сирии, было очень непросто сделать. У России и Турции масса совместных проектов — не только выгодных обеим странам, но и поднимающих их вес в мировой политике. Россия и Турция не стратегические союзники — но очень часто стратегические партнеры.

Карабахское обострение: кто пытается втянуть Россию в войну на Кавказе

Партнеры? А как же, например, в Карабахе, в урегулировании ситуации вокруг которого Турция претендует на сравнимый с Россией статус, то есть хочет потеснить в Закавказье нашу страну? Как сказал в пятницу Эрдоган:

"Если Россия хочет принять участие в решении карабахской проблемы, то и Турция считает, что у нее есть не меньшее право принимать такое же участие. <...> Я верю в то, что насколько Россия планирует находиться там ради решения и ради мира, настолько Турция, как и Россия, имеет право находиться тут ради установления мира. <...> Азербайджан справедливо говорит: "Если Армения предлагает Россию, тогда мы предлагаем Турцию". Если честно, я не думаю, чтобы Россия была против этого. Мне об этом ни разу не докладывали. Если кто-то говорит об обратном, они лишь указывают на свое отношение к этом вопросу. Мы решим этот вопрос так же — совместно, как решали вопросы в Сирии".

То есть Эрдоган сравнивает сирийскую (и ливийскую) проблемы с карабахской — ожидая от России такого же отношения. Мол, мы же в Сирии, которая для Турции является зоной жизненных интересов, договорились с Россией, почему бы теперь России не договориться с нами по Закавказью, пойти на уступки?

Подобный подход совершенно неприемлем для России (настроенной на усиление, а не на ослабление своих позиций в Закавказье), поэтому и Москва будет всячески сдерживать рост турецкого влияния в регионе. Однако Путин явно намерен и дальше выстраивать взаимодействие двух стран, которое больше и важнее любых самых сложных противоречий. Почему?

Потому что Россия и Турция — не только две соседние великие державы, но и державы полностью суверенные. И Путин, и Эрдоган относятся к тем немногим мировым лидерам, кто действительно способен самостоятельно определять политику своей страны, руководствуясь при этом исключительно ее национальными интересами. К этой немногочисленной группе "самодержцев" относятся еще Си Цзиньпин и аятолла Хаменеи — лидеры суверенных государств. Причем в отличие от всегда суверенного Китая или уже сорок лет как самостоятельного Ирана Турция достигла почти полного суверенитета именно при Эрдогане, благодаря его курсу, его политике. Путин видит и ценит это — и само по себе это гораздо важнее, чем любые противоречия между нашими странами.

Россия не допустит большой армяно-азербайджанской войны

Потому что с суверенной Турцией и самостоятельным Эрдоганом можно не только обсуждать, но и преодолевать разногласия, находить компромисс по практически любым спорным темам — и в конечном счете делать дело. В отличие, например, от Франции или Японии, с лидерами которых у Путина могут быть прекрасные личные отношения, но они не обладают свободой маневра и возможностью принимать стратегические решения. А Эрдоган, отстаивая турецкие национальные интересы, способен принимать решения — и Путину действительно надежно работать с ним. Причем не только над двусторонними отношениями.

И Турция, и Россия заинтересованы в построении нового мирового порядка, в котором обе страны будут играть большую роль, соответствующую их весу и значению. Эта общая цель гораздо важнее любых конкретных противоречий между двумя державами — и понимание этого как раз и позволяет Путину и Эрдогану выстраивать по-настоящему партнерские отношения. При всем взаимном уважении Путин и Эрдоган не могут быть друзьями, а Россия и Турция не могут быть полноценными союзниками, но стратегически обе страны нужны друг другу. Потому что вместе им проще стать сильнее — а враждуя, на радость общим геополитическим противникам, они лишь ослабят друг друга.

Лавров: Россия не согласна с Турцией по Нагорному Карабаху

Столкновение Турции и России, как и ислама и православия — важнейшая задача для атлантических стратегов. Несамостоятельные или просто недалекие политики во главе наших стран давно бы уже повелись на многочисленные разводки (основанные на вполне реальных противоречиях) наших общих "друзей", сцепившись друг с другом. Но стратегически мыслящие Путин и Эрдоган не поддаются на провокации — и способны стать выше любых противоречий, потому что самостоятельно идут к по-настоящему большой цели. Возрождению величия и силы своих суверенных держав-цивилизаций.

57
Теги:
политика, Реджеп Тайип Эрдоган, Владимир Путин, Турция, Россия
Акция протеста в Минске после президентских выборов

Беларусь хоронит цветную революцию

197
(обновлено 11:24 23.10.2020)
Белорусская оппозиция настолько невезучая, что имеет все шансы проиграть даже в номинации "Неудачник года"

Против нее играют как не зависящие от нее обстоятельства, так и собственные лидеры, выдающие такие феерические инициативы, что вообще непонятно, как те разгребать без тяжелых репутационных и имиджевых потерь.

В воскресенье истекает срок "ультиматума", предъявленного Александру Лукашенко почти две недели назад Светланой Тихановской. Поскольку ни малейших признаков готовности белорусских властей выполнить его требования не наблюдается, с понедельника, согласно обещанию "президента Светы", Белоруссия должна пасть в хаос общенациональной забастовки, блокировок дорог и обвала продаж в государственных магазинах.

Однако с каждым днем подобное развитие событий выглядит все более фантастическим.

Похоже, это начали подозревать даже в координационном совете оппозиции, который теперь озадачен, как вывернуться из ситуации с наименьшими потерями. Один из его членов, Павел Латушко, заявил, что по мере истечения срока ультиматума, который легким движением руки превратился в "народный", они будут наращивать свою активность. Очень удобная формулировка, предоставляющая широчайшие возможности для интерпретации и при этом не дающая никаких обязательств.

Но все более очевидный провал протестов в Белоруссии было бы неправильным связывать исключительно с внутренними факторами, хотя они, безусловно, играют главную роль.

Белорусской оппозиции (и ее зарубежным кураторам) не повезло затеять свержение власти в момент масштабной дискредитации феномена цветной революции как такового.

Полтора десятилетия он — этот феномен — был реальной угрозой для властей и одновременно вдохновением для оппозиции большого количества стран. Цветные революции считались совершенным и всемогущим оружием для смены неугодных правителей и режимов. Это понятие деморализовало одних и вселяло уверенность в своей скорой победе в других.

Но, наверное, самое главное: в возможности таким способом реально изменить жизнь к лучшему было искренне убеждено огромное количество людей, не имеющих непосредственного отношения к политике.

Ведь цветная революция — это не просто государственный переворот. Она невозможна без заполонивших улицы граждан, аполитичных в обычной ситуации, но резко уверившихся в необходимости немедленной смены власти поперек писаных правил ради светлого будущего. Именно это подтолкнуло десятки и сотни тысяч человек выйти на каирскую площадь Тахрир в 2011-м и на Евромайдан в Киеве в 2013-м.

Кстати, белорусские протесты также могли изначально похвастаться достаточно высокой массовостью. Вот только численность мероприятий неуклонно падает от недели к неделе.

Дело не только в том, что люди устали от безрезультатности своего участия в мероприятиях и лозунг "Лукашенко, уходи", как оказалось, не обладает магической силой изгонять "неправильного" национального лидера. Параллельно с белорусскими событиями в других уголках мира происходят весьма примечательные процессы, которые заставляют граждан республики более трезво оценивать происходящее у себя дома.

Есть Киргизия, которая прямо сейчас переживает третий за 15 лет политический кризис, по отношению к которому применяется ярлык "цветная революция". Мало кто сделал для дискредитации явления больше, чем эта среднеазиатская страна, поскольку главным итогом всех государственных переворотов, сопровождающихся уличными беспорядками и анархией, стало отсутствие перемен к лучшему для киргизского общества.

За месяц до выборов в Бишкеке закрыли все оружейные магазины. Но там до сих пор неплохо управляются и булыжниками с арматурой. Можно было бы сказать, "орудием пролетариата", если бы это был он.

Есть Армения. На фоне нарастающего скепсиса в отношении любых майданов и все более частых их неудач именно ереванские события 2018 года служили образцовым примером бархатной революции, которая во всех отношениях получилась.

Восставший народ во имя демократии, европейского будущего и борьбы с коррупцией успешно снес надоевшую власть, поставил во главе государства того, в кого поверил, — и новому лидеру даже есть чем похвастаться за первые годы работы. Во всяком случае, отсутствие катастрофических результатов, как на Украине или в той же Киргизии, уже может считаться немалым достижением по нынешним временам.

Вот только какой смысл в сделанном народом европейском выборе, побежденных коррупционерах из прежней власти и прогрессивном демократическом лидере, если Армения вновь оказалась в эпицентре очень старого и кровавого конфликта? К тому же даже далекому от политики человеку понятно, что Азербайджан воспользовался демократическими исканиями соседа в своих интересах, результаты чего можно наблюдать сейчас в Нагорном Карабахе.

Термин "цветная революция" подспудно наводит на мысль, что мир представляет собой чудесное, солнечное, дружелюбное место, где люди друг другу братья, — и стоит убрать отдельные вредоносные силы во главе государства, как страна превратится в такой же цветущий сад, живущий в гармонии с окружающими.

Киргизия и Армения для белорусского общества — зримое напоминание, что подобное представление — это иллюзия, не имеющая ни малейшего отношения к действительности ни во внутреннем, ни во внешнеполитическом отношении.

Ничего удивительного, что протесты в Белоруссии последовательно движутся к своему все более неизбежному провалу.

Ну а тем самым республика забьет свой гвоздь в крышку гроба общемирового мифа о цветной революции.

197
Теги:
Беларусь

Голый Хабиб и Гэтжи в маске: как прошло взвешивание перед боем - видео

0
Перед боем Хабиб Нурмагомедов и Джастин Гэтжи прошли процедуру взвешивания: результат оказался поразительным

Спортсмены Хабиб Нурмагомедов и Джастин Гэтжи взвесились перед боем.

Результат оказался поразительным: оба бойца весят ровно 70 килограммов и 300 граммов.

Правда, Гэтжи не стал избавляться от одежды: на весы он встал даже не сняв защитной маски.

А вот Хабиб Нурмагомедов обнажился полностью: борца прикрыли полотенцем.

Опубликовано эпичное видео в преддверии боя Нурмагомедова и Гейджи

Возникло ощущение, что Хабиб сильно волнуется: после объявления результата взвешивания борец облегченно закрыл лицо руками.

0
Теги:
спорт, видео, бой, поединок, UFC, ММА, Хабиб Нурмагомедов