Спецназ Таджикистана на 201-й российской военной базе, архивное фото

Террористы присматриваются к 201-й военной базе России в Таджикистане

1941
В зоне напряжения, вызванного международным терроризмом, Таджикистан остается слабым звеном, и боевики различных группировок концентрируются у ее южных границ, считает военный обозреватель Александр Хроленко.

Стратегия  ИГ* предусматривает и экспансию, и включение таджикской территории в новый псевдохалифат "Вилаят Хорасан". В республике неспокойно, и буквально костью в горле террористов стоит 201-я российская военная база, гарант мира в регионе.

Резонансная информация о задержании 12 боевиков ИГ*, планировавших совершить теракт на территории 201-й российской военной базы была опубликована через восемь дней после нейтрализации террористической группы.

Первый зампредседателя ГКНБ Мансурджон Умаров утром 13 ноября сообщил подробности о количестве, качестве и вооружении боевиков ИГ*. Мишенями были названы 201-я российская военная базы и школа Минобороны РФ. За подозреваемыми велось наблюдение, они задержаны в квартире одного из членов группы на окраине Душанбе. Там же обнаружены самодельные взрывные устройства (СВУ), начиненные подшипниками и гвоздями, а также пульты для дистанционного подрыва.

Но если задержку с обнародованием новости можно объяснить интересами следствия, то непоследовательность Государственного комитета национальной безопасности (ГКНБ) Таджикистана выглядит необъяснимой. Так, руководитель пресс-службы ГКНБ Дильшод Абдуалимов тем же утром 13 ноября опроверг информацию о задержании группы террористов. При этом охрана российских военных объектов в Таджикистане была усилена.

Так что же, насколько уязвима 201-я российская военная база? Что происходит в республике?

Не для осады

На месте проведения следственного эксперимента в Душанбе один из задержанных заявлял о намерении взорвать среднюю школу, где обучаются дети российских военнослужащих, и контрольно-пропускной пункт 201-й военной базы РФ. Именно база является приоритетной целью атак сторонников "Вилаята Хорасан" (это одновременно афганская франшиза "Исламского государства"* и проект возрождении средневекового халифата в Центральной Азии).

Территория соседнего Афганистана глубоко вклинивается в Таджикистан. На общей неспокойной границе протяженностью свыше 1300 километров насчитывается до 10 тысяч боевиков различных террористических группировок. Угроза серьезна, но у Душанбе есть достойный ответ.

В мировом рейтинге военной мощи Таджикистан занимает 96 позицию из 136 возможных, что в целом неплохо для вооруженных сил численностью около 7400 человек. Однако военнослужащие из состава 201-й базы (это крупнейший зарубежный военный объект России) представляют не менее грозную силу, даже без учета резервов ОДКБ.

Военная база РФ в Таджикистане дислоцируется в городах Душанбе и Бохтар (бывший Курган-Тюбе). По межгосударственному соглашению, подписанному в 2012 году, соединение будет находиться в Таджикистане до 2042 года.

Численность военнослужащих соединения – около 7500 человек. База  усилена новейшими вооружениями и техникой. В частности, артиллерийский дивизион большой мощности (РСЗО "Ураган" калибра 220 мм) способен эффективно поражать цели  на больших площадях, в условиях сложного горного рельефа, на расстоянии до 35 километров.

Автономная и самодостаточная военная база создана не для сопротивления в осаде, а для активных, маневренных боевых действий на всей территории республики. Этот "орешек" псевдохалифату не по зубам.

Очевидные тенденции

Хронология событий свидетельствует о росте террористической угрозы, и неслучайно в Душанбе 9 ноября открыли новый антитеррористический Центр МВД Таджикистана.

В этот же день в Астане таджикский президент Эмомали Рахмон обратил внимание глав государств ОДКБ на необходимость укрепления таджикско-афганской границы, на которой лишь за девять месяцев 2018 года пограничники перехватили 1300 кг наркотиков, при этом изъяли у контрабандистов свыше 20 единиц огнестрельного оружия, 119 ручных гранат, 1000 патронов. 

Спецслужбы Таджикистана в сентябре предотвратили теракт на юге страны.

В результате обстрела на таджико-афганской границе в августе  погибли двое жителей Фархора, в ГКНБ сообщили, что вели огонь 10-12 вооруженных людей, которые проникли на территорию республики с юга.

Группа иностранных туристов в июле была атакована террористами, четыре человека погибли, трое получили ранения. Ответственность за теракт взяла на себя группировка ИГ*, однако МВД Таджикистана считает, что массовое и демонстративное убийство иностранных граждан совершено членами запрещенной в стране Партии исламского возрождения.

Подпольную террористическую ячейку нейтрализовали в феврале, 12 активных участников, которые планировали совершить теракт на 201-й российской военной базе в Душанбе, приговорены к длительным срокам заключения.

Ранее президент Рахмон инициировал кадровые изменения в ГКНБ, то есть усилил кадровый состав центрального аппарата и структурных подразделений Госкомитета. На этом направлении заметно прибавилось работы.

Известно, что боевой опыт в Сирии и в Ираке получили около 4200 джихадистов из республик Центральной Азии. В рядах ИГ* воюет от 1000 до 1300 граждан Таджикистана (республика считается главным поставщиком террористов-смертников). Значительная часть вербовок происходит за пределами страны, учету не поддается, и реальные угрозы могут оказаться еще масштабнее.

* террористическая организация, запрещенная в России.

1941
Теги:
201-ая РВБ в Таджикистане, террористы, ИГ, Россия, Таджикистан
Темы:
201-я российская военная база в Таджикистане (479)
Военнослужащий стреляет из артиллерийского орудия во время боя с азербайджанскими силами в Нагорном Карабахе

Проблемный Карабах: почему у Армении большие потери в войне с Азербайджаном

5
(обновлено 21:13 02.12.2020)
В ходе боевых действий в Нагорном Карабахе в экспертной среде и медиапространстве возникли дискуссии об эффективности вооружений российского производства, которые были у Армении

Сегодня наблюдаются отдельные попытки оправдать поражение армянской стороны "бесполезными" истребителями Су-30-СМ, "подслеповатыми" зенитными ракетными комплексами С-300, "неэффективными" комплексами РЭБ и танками "не той системы" российского производства. Будто бы армянская сторона никогда не приобретала оружие третьих стран (к примеру, индийские радары Swathi), а азербайджанские войска были вооружены исключительно израильскими и турецкими образцами (типа "Байрактар"), которые и определили "великий перелом".

Общий дискурс: Карабах скорректирует поставки российских вооружений союзникам и партнерам. Ходульные схемы подобных рассуждений маскируют стратегические промахи военно-политического руководства и ожесточенную конкурентную борьбу на мировом оружейном рынке. Целесообразнее вернуться в реальность.

Москва предоставила несколько военных кредитов Армении. Дальнейшее военное строительство – дело армянской стороны.

Если ЗРК С-300 российского производства все же участвовали в боевых действиях в Карабахе, и пострадали из-за отсутствия надежной (эшелонированной) системы ПВО, то ранее упомянутые контрбатарейные индийские радары Swathi за 40 миллионов долларов никаких следов активности не оставили. А могли бы, согласно рекламной аннотации, обнаруживать минометные выстрелы на расстоянии до 20 км, артиллерийские – до 30 км, и ракетные – до 40 км (каждая установка, вроде бы, способна отслеживать до 7 целей одновременно). Возможно, расчеты не успели освоить новые радары.

Как в Армении относятся к России: результаты опроса

Обучение армянских специалистов может показаться решающим (слабым) звеном и в эксплуатации боевой техники российского производства (оружие само не стреляет). И, разумеется, совершенно нетерпимы в военном деле неорганизованность и самонадеянность.

Sputnik разбирался, дело в оружии или в подготовке личного состава и в организации обороны.

Потери и трофеи

Глава Азербайджана Ильхам Алиев 1 декабря в обращении к нации подробно рассказал о потерях боевой техники армянской стороны в Нагорном Карабахе.

В длинном списке сотни единиц различных вооружений, уничтоженных и взятых в качестве трофеев. Азербайджанский президент упомянул и ракетные комплексы, и реактивные системы залпового огня, и танки, и средства радиоэлектронной борьбы.

Можно по-разному относиться к этим цифрам и намеренному оставлению "в тени" потерь азербайджанской армии (наверняка значительных), но в сложившейся ситуации (возвращения семи районов) президенту нет резона радикально преувеличивать данные о потерях противника. Закономерно возникает вопрос об уровне военной организации армянской группировки в ходе 44 суток боев в Нагорном Карабахе.

Большое количество уничтоженной техники армянских войск можно объяснить ожесточенностью боевого противостояния, но при этом изумляют оставленные 79 танков, 47 боевых машин пехоты, 104 ствола артиллерии (пушки и минометы), 5 зенитных установок "Шилка", 93 спецавтомобиля, 270 грузовых автомобилей (возможно, эти трофеи еще покажут в Баку в качестве доказательств слов главы государства).

Между тем, только 79 боеспособных танков – это вооружение двух с половиной танковых батальонов (огромное могущество в атаке и в обороне).

Военные ошибки Армении в Нагорном Карабахе

Полагаю, у невероятной "щедрости" армянской стороны может быть лишь два объяснения: боевая техника брошена при неорганизованном (стихийном) отступлении, либо не подвезли горючее (проблемы тылового обеспечения), и машины дальше ехать просто не смогли.

При любом раскладе здесь надо делать оргвыводы, но это прерогатива генерального штаба и военно-политического руководства Армении.

5
Теги:
Азербайджан, Армения, Нагорный Карабах
Степанакертский аэропорт, архивное фото

Новая жизнь аэропорта в Степанакерте: от военного до гражданского использования

111
(обновлено 13:48 02.12.2020)
Российская миротворческая операция в Карабахе отличается сложнейшей логистикой. Реконструкция и модернизация аэродрома в Степанакерте позволит принимать самолеты ВКС РФ, создаст новые операционные возможности, решит проблемы снабжения войсковой группировки

Нагорный Карабах связывает с Арменией только Лачинский коридор шириной 5 километров. Дорога под присмотром российских миротворцев, и все же остается крайне уязвимой в случае возможного обострения обстановки в регионе. В перспективе – непростое строительство новой дороги (коридора), и передача Азербайджану города Лачин. Однако оперативная доставка людей и грузов необходима уже сегодня.

Путь по автомобильным дорогам от Степанакерта до Еревана (авиабаза Эребуни, аэропорт Звартноц) – 320 километров. В первые дни операции миротворцы выдвигались в Степанакерт этим маршрутом. В последние дни ноября освоили комбинированный маршрут: вагоны с грузами и техникой из России прибывают на азербайджанскую железнодорожную станцию Барда и после перегрузки на автомашины – около 100 километров пути по маршруту Барда – Агдам – Степанакерт. Куда ни кинь маршрут, дорога дальняя.

Оперативная переброска подразделений, техники и грузов на сотни километров в условиях Нагорного Карабаха превращается в сложную войсковую операцию. Два раза в год – ротация личного состава группировки миротворцев. Осложнение обстановки в регионе может потребовать дополнительных сил и средств. При этом в девяти километрах от Степанакерта имеется аэропорт Ханкенди, который гипотетически способен принимать тяжелую военно-транспортную авиацию.

Полеты здесь прекратились в начале 1990-х из-за боевых действий. Инфраструктура аэропорта пострадала от ракетных обстрелов со стороны Азербайджана в сентябре и октябре 2020 года, но длина взлетно-посадочной полосы (ВПП) составляет 2200 метров. Рельеф местности позволяет, при необходимости, удлинить полосу на 1000 метров, и построить рядом вторую. Цена возрождения и модернизации аэропорта близ Степанакерта при ближайшем рассмотрении может оказаться не дороже многолетних дальних рейсов, громадных затрат времени и сил. Аэропорт также может стать логистическим центром для переброски гражданских грузов, и важным слагаемым экономического роста Нагорного Карабаха в перспективе.

Дорога дальняя и опасная

Российские миротворцы на наблюдательных 23 постах, круглосуточно контролируют соблюдение режима прекращения огня в Нагорном Карабахе, обеспечивают безопасность движения автотранспорта и перемещения местного населения по Лачинскому коридору.

С 14 ноября благополучно вернулись в свои дома более 26 тысяч беженцев. В регионе активно работают российские саперы, военные медики, сотрудники МЧС.

Решение миротворческих задач требует постоянной мобильности. Специальный протокол, подписанный Москвой и Баку на основе трехстороннего соглашения Россия – Азербайджан – Армения о прекращении карабахской войны, предусматривает разблокирование транспортных коммуникаций между Азербайджаном и Арменией. Очевидно, этот документ снимает запреты не только на земле, но и в небе. Имея ввиду полеты в аэропорт Степанакерта. Прямой маршрут из России снял бы многие проблемы логистики и снабжения, создал бы новые операционные возможности войсковой группировки 15-й миротворческой бригады.

Ранее Грузия по просьбе Азербайджана и Армении открыла свое воздушное пространство для российской военно-транспортной авиации, самолеты которой совершали полеты в Ереван. Далее – в Степанакерт – неизбежный и длительный марш на технике. Теперь самое время полностью разблокировать небо региона. Это может пойти на пользу проекту строительства дороги из Азербайджана в Нахичеванскую автономию.

Закрытое небо

Аэродром Степанакерта уже ремонтировался и был готов принять самолеты в 2012 году. Но этого не произошло из-за противодействия Баку. Однако после заключения трехстороннего соглашения и начала российской миротворческой операции обстановка в регионе в корне изменилась.

Пора пересмотреть подходы к безопасности полетов, и отменить запреты. Тем более что имеются прецеденты азербайджанско-армянского "взаимозачета": рейсы из Баку в Нахичевань летают через международные коридоры над Арменией, и армянские авиакомпании используют международно-защищенные воздушные коридоры над территорией Азербайджана.

Почему Запад недоволен урегулированием в Нагорном Карабахе

Президент Азербайджана Ильхам Алиев сегодня заявил: "Наступит день, когда проживающие сегодня в Нагорном Карабахе армяне и азербайджанцы, которые обязательно туда вернутся, вновь будут жить в условиях добрососедства. Здесь есть логистические вопросы, транспортные вопросы, энергетическая безопасность. Мы рассмотрим все эти вопросы". Это обнадеживает. И, если высокогорный аэропорт вскоре расправит крылья, это пойдет на пользу региональному миру и стабильности.

111
Теги:
аэропорт, Степанакерт, Нагорный Карабах, Россия