Сдача экзаменов

Лучше недоучить, чем недоспать: как спасти школьников от переутомления

129
(обновлено 19:51 06.11.2018)
Маме школьницы и колумнисту Sputnik Беларусь Тамаре Зениной пришлось составить график для дочери, чтобы решить проблему переутомления

Колумнист Sputnik Беларусь поделилась своими размышлениями по поводу нужности или ненужности отдельных тем и уроков в школе. 

Недавно мне позвонила медсестра из школы, где учится моя дочь, и ошарашила: "Вы знаете, что у девочки давление 90 на 50? Она не переутомляется у вас?"

И я судорожно начала вспоминать, где и когда она могла настолько переутомиться. Ответ оказался банальным и заставил меня провести свой анализ сложившейся ситуации.

Сколько часов длится "рабочий день" вашего ребенка?

Я подсчитала, что моя дочь на занятия в двух школах ежедневно тратит шесть-семь часов (пять-шесть уроков в общеобразовательной и один-три урока в музыкальной), плюс курсы по рисованию и репетитор по английскому и куча времени на дорогу к ним.

Saebiz, или Как живется русскому языку в Таджикистане и других странах ЦА

Профили школ, репетиторов и спецкурсов могут быть разными, но факт остается фактом: ежедневно, часто включая субботу, всевозможные занятия у наших детей отнимают времени не меньше, а часто даже больше (!), чем у взрослого работа, то есть больше положенных восьми часов.

И если я, вернувшись после работы, могу позволить себе поужинать и отдохнуть перед сном, то для ребенка это роскошь.

И все родители знают ответ на вопрос - "почему?" Домашнее задание никто не отменял!

Даром преподаватели…

Я периодически просматриваю учебники дочери за шестой класс. Для подготовки этого материала я проштудировала около пяти учебников по разным предметам и многое узнала для себя, в том числе ненужного и неинтересного.

Я согласна с тем, что все мы должны знать, что мир за окном многообразен, он населен разными видами-подвидами и группами-подгруппами живых организмов.

Я даже согласна один раз прослушать все подробности о местах распространения протистов, о теле амебы, выпячивание на котором называется ложноножка.

Я согласна один раз узнать все про ту самую инфузорию, ее длину, ширину и подробный поминутный отчет об образе жизни и смерти.

Учи русский язык, или Новый уровень гуманитарных связей РФ и Таджикистана

Один раз прослушать об этом интересный рассказ учителя, который, кстати, в наш век технического прогресса для пущей убедительности можно дополнить видеорядом или документальным фильмом.

А иначе зачем все классы оборудованы, в том числе и с участием родителей, разной техникой?

Услышать, увидеть и, если мне это вообще неинтересно, перейти к другой теме, безо всякого закрепления домашними мучительными заучиваниями.

Открою своей уважаемой учительнице по биологии страшную тайну: несмотря на все ее и мои старания (а училась я хорошо), из всего курса я запомнила лишь форму этой самой инфузории и только потому, что она так и называется — "туфелька".

До момента подготовки этого материала я не помнила и то, что раки, морские крабы, креветки, омары и лангусты относятся к одной группе ракообразных.

Однако это не мешает мне их употреблять при случае. И вряд ли информация о том, что все они вместе еще и членистоногие, может улучшить мой аппетит.

Память стерла и все виды папоротников, когда-то тщательно заученные.

Я – сам, он – сам: как родителю не стать жертвой непонимания учителя

Однако когда я решила разводить комнатные растения, я изучила все (спасибо безжалостному конкуренту учителей – интернету) и о папоротниках, и об орхидеях, и о других цветах. Изучила с чувством, толком, расстановкой и тут же применила на практике.

Кипящий мозг

Учебник по биологии для девятого класса, на мой взгляд, вообще адресован исключительно будущим медикам, а к девятому классу, поверьте, они уже точно определились с профессией.

Все остальные, безусловно, должны ознакомиться со строением человека, его клетками, органами, тканями и системами для того, чтобы правильно сказать скорой, где болит.

"Не хочу в школу": как помочь ребенку адаптироваться после каникул

Но зачем обычному человеку подробности про цитоплазму, органоиды, плазматическую мембрану?

Зачем мне со школьной скамьи знать, сколько в нервных клетках коротких, сильно ветвящихся дендритов и длинных, слабоветвящихся аксонов?

Разве недостаточно того, что ученые доказали — нервные клетки восстанавливаются!

Таламус, гипоталамус, гипофиз, средний мозг, промежуточный мозг, продолговатый мозг, задний мозг, конечный мозг… сейчас у меня мозг, по-моему, закипит!

Как спасти детей от травли в школе: видео

Увы, даже безупречное знание всего этого перечня без соответствующей квалификации на количестве мозгов никак не отразится.

Честно, не помню, учила ли это я, но моему ребенку придется, потому что ее школе с учительницей по биологии реально повезло. Про таких говорят: "Знает свое дело". Она – находка для поступающих в медицинские и прочие профильные заведения.

Но даже мысль о том, что кто-то может не любить, не понимать биологию, что она кому-то в жизни может понадобиться в меньшей степени, чем другие науки, этот учитель не допускает.

Поэтому будущие гуманитарии, физики-математики, программисты, строители, музыканты и художники уже много лет, перетерпев вместе с родителями тяжелые препирания с учителем, выходят из школы, часто имея в аттестате только одну низкую оценку — по биологии.

Нормандия, Бургундия, Шампань или Прованс

К предметам, по которым домашние задания можно было бы задавать по желанию и потребностям учеников, я бы отнесла и историю. При этом я считаю, что историю своей страны с древнейших времен должны учить и знать абсолютно все.

А вот историю Древнего Востока, Древней Греции, Древнего Рима, равно как и перипетии между данными территориями в Средние века, все должны прослушать, чтобы знать основные вехи и сделать выводы, а заучивать подробности могут те, кому это действительно интересно.

Я хорошо училась в школе, но о Нормандии, Бургундии, Шампани и Провансе узнала из книг Дюма, об американском капитализме и индустриализации — из книг Драйзера, а о первой мировой войне — из непревзойденных романов Ремарка.

И все это было после окончания школы.

Чуйкина рассказала, как правильно выстроить отношения учитель-ученик

Я даже не буду пытаться вспомнить дату хотя бы одной битвы при Пуатье. Но это никак не мешает мне путешествовать по Франции.

Я знаю, как появились Франция, Италия и Германия, но ужасно путаюсь в именах всех их королей и императоров, которые сейчас по требованию учителя зубрит моя дочь.

Интересно, французские или немецкие школьники тоже учат подробно историю Великого Княжества Литовского и причины третьего раздела Речи Посполитой? Знают ли они имя хоть одного правителя наших земель?

Сомневаюсь.

Так зачем же наши дети все поголовно — и те, кто станут историками и продолжат писать летопись, и те, кто будет скромно работать на тракторном заводе или в пекарне, — тратят столько времени и сил для того, чтобы выучить историю Франции или Италии лучше самих французов или итальянцев?

Чему не учат в школе

Безусловно, нужные и важные науки – физика и химия. Все должны знать, как появилось радио, телевидение и, наконец, интернет, лазеры, транзисторы, ядерная бомба, космический корабль и многое другое, очевидное и невероятное.

Все должны знать, как отмыть накипь с чайника или почистить серебряное кольцо. Конечно, человек со средним образованием не должен задумываться над вопросом о том, кто такие Никола Тесла, Исаак Ньютон, Альберт Эйнштейн, Дмитрий Менделеев.

Но всем ли нужны формулы средней квадратической скорости молекул газа или уравнение дифракционной решетки?

Зато всем нужно уметь правильно вкрутить лампочку, а сегодня еще неплохо бы разбираться в видах энергосберегающих ламп, знать, как в случае чего отключить электричество и почему нельзя ронять фен в воду.

Как можно получить дистанционное образование детям в Казахстане?

Рахмон назвал основные проблемы школ Таджикистана

Белки, жиры и углеводы – это органические вещества, и это написано в учебнике по биологии, а вот как они сочетаются и подсчитываются, как составить правильное сбалансированное меню и чем опасны модные нынче крайности в питании — об этом на уроках не говорят.

А следовало бы. И именно подросткам. Как не говорят и о глутамате натрия, ферроцианиде калия, декстрозе и прочих Е-добавках, стабилизаторах и загустителях, массово поедаемых нами в последние годы.

По-моему, таблицу Менделеева давно пора учить по этикеткам на продуктах, а не по скучным спискам из школьных учебников.

Чеснов о том, почему подростка обязательно надо кормить мясом

На уроках по охране живой природы уже нужно рассказывать не только про Красную книгу и заповедники, но и про раздельный сбор мусора, про то, почему европейские страны отказываются от одноразовой посуды и аккумуляторных заводов, которые готовы вместе со всей прибылью презентовать нам.

Возможно, изучая темы с актуальными примерами из жизни, дети по-другому бы воспринимали уроки и домашние задания?

Пока же у нас всех поголовно учат одинаково. Правильно ли это, спрашиваю я себя каждый раз, когда, вернувшись из музыкалки к девяти часам вечера и наскоро перекусив, моя дочь начинает зазубривать строение растительной клетки вместо того, чтобы полчаса передохнуть и лечь вовремя спать…

Собственно, с тех пор, как у нее от переутомления начались проблемы со здоровьем, мы вывели и выучили новое правило: лучше недоучить, чем недоспать, недоесть или недоплавать в бассейне — и теперь строго ему следуем!

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции

129
Теги:
родители, советы, учеба, сон, ученики, школьники, школа
Человек в костюме Статуи Свободы на Таймс-сквер в Нью-Йорке

А ведь была "земля свободных". В США выясняют, как убили их общество

32
(обновлено 13:49 05.03.2021)
Нельзя без оглядки высказать свое мнение даже друзьям по какому угодно вопросу, а в школе и университете это невозможно сделать со стопроцентной гарантией: о какой стране речь?

В данном случае речь о США и о том, как американские философы анализируют технологии разрушения их общества. Но примерно то же происходит в прочих странах Запада, да и Россия, вообще любая страна, от этих технологий не защищена. Так что давайте на них посмотрим.

Несколько пояснений: тут пишут, повторим, философы. Поэтому их шифровки требуют перевода на человеческий язык. В одном случае перед нами рецензия на книгу двух авторов под названием "Циничные теории: как стипендии для активистов сделали все вокруг вопросами расы, пола и идентичности" (вы купили бы книгу с таким названием?).

В другом случае речь об авторской колонке о том, что творят школьники и студенты с преподавателями, на которых их науськивают.

Но примеры из жизни у этих авторов вполне читабельны. Технология по созданию тоталитарного, запуганного и одновременно беспощадного общества авторами книги подается (особенно с помощью нашего вольного пересказа) достаточно ясно.

Итак, первое. Вам надо создать неуязвимую идею — найти что-то такое, против чего громадное большинство возражать сначала не будет.

Лучше обойтись без политики, потому что далеко не все интересуются госуправлением или идеологиями такового, а вот, допустим, что-то связанное со здоровьем — это отлично, это вызывает звериный страх… впрочем, примеры такого рода у нас перед глазами, так что не будем об очевидном. Но подойдет и, скажем, домашнее насилие. Это же ясно: кто будет поддерживать побои мужчин или женщин в семье?

Второе. Надо прицепить общую теорию к конкретным людям, создав из таких людей нечто вроде священной и неприкасаемой группировки несчастных жертв. В случае с домашним насилием на такую роль лучше подходят женщины, чем мужчины, особенно с учетом долгих бесчинств ультрафеминисток.

Третье. Проявить осторожность и посмотреть — а как к вашей идее относятся сами "жертвы", да и прочая публика тоже. А то вдруг у них более популярны какие-то другие теории.

Четвертое. Создайте себе врага. Дело в том, что ваша идеология должна вызывать у какой-то группы людей страх, а естественное последствие страха — это ненависть. Таковую надо обратить против конкретных людей, например тех, кто с фактами в руках доказывает высосанность вашей теории из пальца. Травите и травите их до полного уничтожения.

Пятое. Заберите ваши деньги (те самые "стипендии для активистов", упомянутые выше). На всех активистов, конечно, денег не хватит, но организаторы-то должны понимать, что создали политическое по сути движение, а таковое должно быть кому-то выгодно.

Ведь дальше можно нести ваши безумные идеи в парламенты в виде законопроектов, где против них побоятся проголосовать. А это уже политическая власть, причем диктаторская.

Так вот, все, что творилось в США и других странах в погромно-перезагрузочном 2020 году, находится уже между четвертой и пятой стадией процесса, причем благородные идеи и невинные жертвы тут налицо какие угодно. Когда все это началось? — спрашивают сейчас грустные философы.

Началось давно. И тут приводится пример того, как в колледж (в 2017 году) приглашают уважаемого профессора с просьбой выступить судьей в дебатах. Он выступает, на него приходит донос: профессор сказал учащимся-неграм, что расизм не так уж плох, а заодно сравнил их жизнь с рабством.

Что было сказано на самом деле: вы, уважаемый учащийся, сгустили краски, заявляя, что черным никогда не жилось так плохо, как в расистском обществе сегодня, — согласитесь, что еще в 60-е, не говоря о годах рабства как такового, было похуже.

Ну и не надо даже гадать, что затем было с несчастным профессором. Напомним лишь недавнюю публикацию комментария, в котором упоминалось, что идеологи Республиканской партии в США сейчас считают непосредственной национальной задачей борьбу с технологиями массовой травли всех, кто не разделяет идеи демократов.

Вот наши философы в порядке борьбы с травлей эти технологии по косточкам и разбирают, иногда мрачно приговаривая: а ведь когда-то мы были землей свободных...

Были или не были, такого, как сейчас, не творилось. Происходит зверство не во всем американском обществе, не во всех профессиях и не во всех возрастных группах, иначе откуда взялись эти 74 миллиона, проголосовавшие за Трампа прошлой осенью.

Зло зарождалось еще в 80-90-х в университетах, потом перешло в школы, то есть носит видимость конфликта поколений. Что объяснимо: подростки пока не выработали идеи, что допустимо, а что нет, зато они получают удовольствие от стадной травли и уничтожения взрослых и не очень взрослых, гордых людей. И это тоже технология, причем на Америке не замыкающаяся.

Что получается в результате: тоталитарное общество, общество коллективной травли и взаимного уничтожения, когда не то что свободно высказать свои взгляды, а даже промолчать становится опасным.

Один из указанных выше авторов цитирует по этому поводу слова эмигранта из Венгрии, который говорит, что так было при их социализме (а мы-то считали, что как раз у венгров был мягкий социализм). Или: два автора философской книги проделывают и совсем безобразный опыт, берут 12-ю главу "Майн кампф", ту, где говорится о технологиях создания гитлеровской партии.

Подставляют вместо НСДАП иное движение — "феминизм солидарности". И отправляют результат в феминистский журнал Affilia, где редакторы хвалят материал за "хороший потенциал для создания важного диалога между соцработниками и феминистками-исследовательницами". История была громкая и скандальная…

Хотя если и дальше радикалы будут захватывать образование и академическо-гуманитарную сферу с прицелом на захват всей страны, то следующие поколения и понятия не будут иметь о том, чем, собственно, был плох этот Гитлер и кто это был такой.

32
Теги:
США
Алексей Навальный в зале Бабушкинского районного суда

Новыми санкциями Запад опускает железный занавес

42
(обновлено 12:07 04.03.2021)
Над новыми санкциями, которые Запад ввел против России, легко иронизировать — слишком уж много кажущихся противоречий и непоследовательности в принимаемых из-за Алексея Навального решениях

Куда сложнее понять логику, которой руководствуются США и Европа, и цели, которые они преследуют, пишет РИА Новости. 

А планомерность и согласованность их действий, несмотря на все парадоксы и местами даже абсурдность происходящего, не оставляют сомнений, что в основе всего лежат вполне рациональные соображения.

Для начала стоит отметить, что уже довольно давно — с середины 2010-х — европейцы и американцы не выказывали такого уровня солидарности и энтузиазма по вопросу совместных действий против России.

Санкции были объявлены по обе стороны Атлантического океана не просто в один день, а почти одномоментно, то есть это был, безусловно, срежиссированный ход.

Да и "артподготовка" к готовящимся мерам была произведена по всем правилам драматургии: много недель накачивался уровень саспенса и обещалось в финале нечто грандиозное.

По факту же дело в очередной раз кончилось привычным "замах — на рубль, удар — на копейку". Под "наказание" попали преимущественно руководители российских силовых ведомств, которым от запрета на въезд в западные страны и замораживания там гипотетических активов ни горячо ни холодно.

Схожая ситуация и у научных организаций, обвиняемых в "производстве биологического и химического оружия".

И совсем уж анекдотом можно считать решение Штатов прекратить оказание помощи России — такое чувство, что американские партнеры и впрямь продолжают жить в 1999 году.

При этом сам Алексей Навальный еще несколько месяцев назад прямо заявил о бессмысленности санкций против "каких-то полковников или генералов, которые не путешествуют много по миру и у кого не так много имущества или банковских счетов в Европе". Он призвал тогда Европейский союз "нацеливаться на деньги российских олигархов".

Надо признать, что удар по крупным бизнесменам действительно был бы куда более чувствителен — и для них лично, и для национальной экономики тоже.

Про негативный эффект закрытия совместных стратегических проектов, вроде того же "Северного потока — 2", тем более говорить не приходится. Но Запад, несмотря на всю взвинченность русофобской риторики, вновь предпочел обойтись внешне эффектными и вызывающе конфронтационными, но, по существу, совершенно бесполезными шагами.

Не меньше странностей в позиции американцев и европейцев в отношении самого столь яростно защищаемого ими российского оппозиционера.

С одной стороны, Запад возвел Навального в ранг главного врага и одновременно главной жертвы Кремля — с оказанием ему многочисленных почестей.

ЕС даже создал новый глобальный режим санкций — за нарушения в области прав человека, и объявленные рестрикции стали его первым в истории применением. А Европейский суд по правам человека выдал удивительное решение, потребовав освобождения блогера в качестве обеспечительной меры.

С другой стороны, очевидно, что Штаты и Европа не питают ни малейших иллюзий по поводу личности блогера. Тот же ЕСПЧ не увидел политической подоплеки в деле "Ив Роше", из-за которого Навальный в итоге и оказался в колонии во Владимирской области.

А Amnesty International не помогла вся их выдающаяся моральная гибкость и политическая конъюнктурность. Организация отказалась считать оппозиционера "узником совести" — и ее можно понять: слишком уж феерические в своем расизме и ксенофобии комментарии тот выдавал в прошлом.

Кстати, первоначально Евросоюз даже подумывал назвать свой новый режим санкций прямо именем Алексея Навального. Но, судя по всему, там тоже до кого-то вовремя дошло, что этого не стоит делать, учитывая бэкграунд "героя", — и от этой идеи отказались.

В итоге поведение Запада, особенно Европы, действительно выглядит метанием из стороны в сторону, использованием попадающихся под руку и не слишком подходящих поводов для конфликта с Москвой и в целом нагромождением внешне непоследовательных действий.

Однако все это прекрасно объясняется, если разглядеть в происходящем экстренный — и даже слегка панический — уход в глухую оборону.

Отношения России с Европой и Штатами прямо сейчас переживают очередную трансформацию.

Бурные события середины прошлого десятилетия были для Запада попыткой окончательно раздавить нашу страну, принудить ее к полной экономической и геополитической капитуляции.

Причем у него не было ни малейших сомнений в успехе своего начинания. Более того, там были уверены, что добиться этого можно будет "малой кровью" в виде не слишком болезненных для самих себя мер, поскольку, например, отключение Москвы от SWIFT стало бы крайне неприятным для западного бизнеса.

Россия же в очередной раз преподнесла сюрприз, устояв против коллективного давления — и на несколько лет ситуация зависла в неустойчивом равновесии. Номинально противостояние сохранялось, но санкции превратились в профанацию и пустую формальность. Зато содержательно между сторонами, особенно с Европой, стало быстро восстанавливаться сотрудничество.

Вот только события последней пары лет, особенно прошлого года, заставили Запад наконец трезво взглянуть на нашу страну и переосмыслить свое представление о ней.

Он осознал, что имеет дело не с флуктуацией в виде случайного успеха угасающей "империи зла", а с быстро набирающей силу великой державой, у которой колоссальный потенциал, серьезные амбиции и куча тузов в рукаве (вплоть до способности быстро создать впечатляюще эффективную вакцину).

А если чем Европу и можно гарантированно напугать, так это по-настоящему мощной Россией. И судя по всему, там действительно испугались не на шутку, повсеместно видя следы перехода Москвы в наступление по множеству направлений — экономическому, политическому, идеологическому, медийному.

Зато вот уверенности в собственных силах соседям явно не хватает, в результате чего прямо сейчас они ускоренно опускают новый железный занавес и углубляют разрыв в отношениях в качестве способа самозащиты.

Фактически Запад пытается воссоздать конфигурацию холодной войны, когда между противостоящими сторонами (особенно между Советским Союзом и западноевропейскими государствами) было некоторое количество каналов взаимовыгодного стратегического сотрудничества, зато все остальное перекрывалось наглухо.

Правда, тогда основные усилия по недопущению "тлетворного влияния" из-за рубежа предпринимались по нашу сторону границы.

Теперь же, судя по всему, западный мир всерьез вознамерился воспроизвести тот глубоко провальный опыт СССР.
Использование им Алексея Навального для решения данной задачи можно считать вполне успешным.

Хотя само стремление Европы и Штатов пройтись по советским "граблям" вызывает глубочайшее недоумение.

42
Теги:
Россия, санкции, Запад
Боевики взорвали машину и напали на ресторан в Сомали. Кадры с места ЧП

Мощнейший взрыв в Сомали унес жизни 20 человек

9
(обновлено 02:36 06.03.2021)
В Сомали произошел сильнейший взрыв, жертвами которого стали 20 человек, а 30 получили ранения различной степени тяжести

ДУШАНБЕ, 6 мар — Sputnik. В столице Сомали Могадишо прогремел мощнейший взрыв. Об этом сообщает издание Garowe Online.

Согласно представленным данным, взрыв прогремел напротив популярного ресторана недалеко от городской тюрьмы. После этого очевидцы слышали звуки выстрелов. Бомба находилась в автомобиле, который ехал на большой скорости и взорвался рядом с заведением общепита.

Reuters со ссылкой на местное отделение скорой помощи сообщает о 20 погибших. Ранения разной степени тяжести в результате инцидента получили 30 человек.

"На данный момент мы вытащили 20 погибших и 30 раненых с места взрыва", - рассказал агентству представитель Службы скорой помощи.

Из-за взрыва сотрудники городской полиции перекрыли все дороги, ведущие в квартал.

Пока ни одна из действующих в стране группировок не взяла на себя ответственность за случившееся.

Ранее в Могадишо два человека погибли при взрыве придорожной бомбы. Устройство сработало в районе Ходан в момент проезда кортежа, в котором находился заместитель командующего Вооруженных сил Сомали Аббас Амин. В результате взрыва он не пострадал, однако погибли двое его охранников, еще один был ранен.

Кадры с места ЧП в Сомали, где боевики взорвали машину и напали на ресторан

Ответственность за взрыв взяла на себя радикальная группировка "Аш-Шабаб". Она связана с запрещенной в России международной террористической организацией "Аль-Каида". 

Боевики ведут вооруженную борьбу против  центрального правительства Сомали и препятствует гуманитарной деятельности ООН. 

Теракт в Швеции: что известно о нападении гражданина Афганистана в Ветланде

На территории США в отношении группировки действуют санкции. Америка внесла ее в список террористических организаций в 2008 году.

9
Теги:
Могадишо, взрыв, Сомали