Полиция в городе Кабул

Разворот на Кабул: изменит ли Байден баланс сил в Афганистане

665
(обновлено 11:59 11.11.2020)
После выборов Байден пересмотрит политику Трампа и вновь попытается вернуть США статус "лидера свободного мира". А значит, Вашингтону, возможно, придется вновь увязнуть в афганском болоте

ДУШАНБЕ, 10 ноя — Sputnik. Новый хозяин Белого дома сразу после инаугурации, вероятнее всего, перетряхнет весь госаппарат и заменит людей Трампа на ключевых постах своей командой.

Во многом это коснется и внешней политики США - стратегия Трампа "главное - домашние дела" уже пересматривается. Так, Байден планирует вернуть Штаты в Парижское соглашение по климату, отменить начатый Трампом выход из ВОЗ, а также немедленно отменить запрет на иммиграцию, нацеленный на многие страны с мусульманским большинством, и возобновить программу, позволяющую людям, незаконно привезенным в США в детстве, оставаться в стране. Похоже, лидер демократов намерен восстановить влияние Америки путем опосредованного участия в любом международном начинании, куда только способен дотянуться Госдеп.

Но Париж и ВОЗ - проекты скорее имиджа, чем большой геополитики. Куда любопытнее, как новый президент собирается решать самый болезненный для Вашингтона афганский вопрос? Ни "ястреб" Буш, ни условный миротворец Обама, ни изоляционист Трамп не справились с этой задачей. По плечу ли это Байдену?

Свежеизбранный президент США явно хочет примерить привычную для кандидатов от Демпартии роль защитника всего хорошего от всего плохого и признанного лидера "первого мира".

В военном отношении это значит восстановление ведущей роли в НАТО, от чего старательно пытался отказаться Дональд Трамп, и продолжение политики Североатлантического альянса. Касательно Афганистана это значит пересмотр сделки с талибами в Дохе и отказ от быстрого вывода войск.

"Сохранение трансатлантической солидарности для Байдена важнее сделки в Дохе. Речь о том, чтобы позиции НАТО и Вашингтона вновь стали едины, - отмечает политолог Андрей Серенко. - А позиция НАТО простая - поддержка афганских сил безопасности и армии как главного проекта Альянса в стране и принуждение талибов к выполнению обязательств по снижению насилия".

Последнее требование сейчас как нельзя актуально, ведь с начала ноября в стране произошло сразу несколько терактов, самый резонансный - нападение на университет в Кабуле, где были застрелены 20 человек. Хотя радикальное движение "Талибан" (запрещено в России) не взяло на себя ответственность за произошедшее, общего положения дел это не меняет - ни одно мирное соглашение не остановило насилие в стране.

Боевики атаковали резиденцию губернатора у таджикско-афганской границы

Байден изменит афганский курс и повременит с выводом войск не столько из-за принципиальной оппозиции Трампу, сколько ради собственного имиджа. В конце концов, ну не может же "лидер свободного мира" бросить своих военных союзников и сбежать, поджав хвост, утвердив тем самым победу "Талибана" над силами Запада?

"Вероятно, Байден не откажется от вывода войск. Другое дело, что он захочет уйти с поднятой головой, а потому вектор плана Трампа будет меняться. Скорее всего, будут предъявлены более жесткие условия к талибам по выполнению сделки в Дохе. Но в любом случае политика Байдена станет более предсказуемой, и он не будет принимать решения столь категорично, как Трамп", - полагает директор Центра изучения современного Афганистана Омар Нессар.

Однако дополнительная поддержка афганских сил потребует от США не только присутствия войск, но и новых денежных вливаний. Чтобы их получить, официальному Кабулу, вероятнее всего, придется согласиться на новые требования Вашингтона, впрочем, не слишком отличающиеся от прежних, - борьба с коррупцией и проведение демократических реформ.

И президент Афганистана Ашраф Гани, один из первых поздравивший Байдена с победой, охотно эти требования примет. Во-первых, согласно лучшим традициям восточной политики, согласиться не значит исполнить, то есть глобальных изменений от команды Гани никто не ждет. А во-вторых, нынешний глава США в любом случае предпочтительнее для Кабула, чем Дональд Трамп.

"Он безусловно был противником команды Гани, принес им очень много проблем. И поражение Трампа выгодно Кабулу, желающему ровно того же, что и НАТО, - не допустить победы талибов. Во всяком случае афганское правительство может рассчитывать, что к его позиции в Вашингтоне теперь будут прислушиваться более внимательно", - пояснил Серенко Sputnik Таджикистан.

По его мнению, американцы в любом случае хотят вывести войска из Афганистана, вопрос, в каком контексте и в какие сроки это делать. Предложенный Трампом скорейший уход из страны и фактическая капитуляция в глазах боевиков, да и большинства сторонних наблюдателей, для Байдена недопустимы.

Янки, гоу хоум: когда США начнут выводить войска из Афганистана

Возможно, для борьбы с террористами Вашингтон надавит на пакистанский генералитет, обеспечивающий поддержку лидерам талибов по ту сторону афгано-пакистанской границы. Тем более острый социально-политический кризис в стране делает Исламабад куда более сговорчивым.

Но с другой стороны - общей внятной стратегии по афганскому вопросу у Байдена нет. Уйти с поднятой головой США могут, лишь нанеся критический урон "Талибану", чего американцам пока не удавалось ни разу. Так что новый хозяин Белого дома, несмотря на весь свой антитрамповский энтузиазм, в следующие четыре года еще не раз наступит на грабли, заботливо оставленные в Афганистане его предшественником.

665
Теги:
"Талибан", США, Джо Байден, Афганистан
Темы:
Афганистан: новости и события (1252)

"Ментальная гигиена" для сотен миллионов человек: как ей сопротивляться

42
(обновлено 13:18 24.01.2021)
Как они будут сопротивляться — вот вопрос. Они — это избиратели Дональда Трампа, то есть половина населения США, и множество им подобных в союзных и не союзных Америке странах. Сотни миллионов, если не миллиарды человек.

Это совсем не новость, что в США произошел леволиберальный переворот и начинается террор против десятков миллионов людей иной идеологии и иного стиля жизни. Новостью будет то, как трампистам, с Трампом или без, удастся этому террору противостоять, пишет РИА Новости.

Важно это не потому, что нам как бы в целом интересно, как у них там, в Америке, будет развиваться драка. Главное — в том, что нам в прошедшем году слишком часто сообщали, что, "как раньше, больше никогда не будет".

Первая правильная реакция на такой тезис: а ты кто, чтобы нам объяснять, как оно будет? Вторая же — да, "как раньше", не бывает никогда, но давайте в таком случае сделаем лучше, чем было. И поэтому очень полезно извлекать уроки в том числе и из хроник американского террора против соотечественников, а особенно из того, как с ним можно бороться.

Террор только начинается, но идеологический замах мощный. Проходимся по цитатам — допустим, из The Washington Post: "Есть миллионы американцев, почти все они белые, почти все республиканцы, которые как-то нуждаются в депрограммировании и наказании до того, как страна сможет двинуться к примирению". 

Из The Atlantic: "Правильный ответ экстремистам — это не антитеррор. Это привитие им ментальной гигиены". Или — цитата, приписываемая знаменитой яркими высказываниями конгрессменше Александрии Окасио-Кортес: "Южные штаты — это не красные штаты, это угнетенные штаты. Единственный способ вылечить нашу страну — это освободить южные штаты".

Что-то знакомое. Депрограммирование десятков миллионов людей, привитие им ментальной гигиены — это из антиутопий, написанных по итогам деятельности гитлеровского режима. А "освобождение" народа, страдающего от неправильной власти или неправильной элиты, — это классика американской пропаганды в отношении России, Китая и еще множества стран. А вот теперь это уже их страна.
Да, но все-таки — как сопротивляются временно деморализованные республиканцы? Ну, например, губернатор главного южного штата страны, Техаса, Грег Эббот заявил, что объявляет штат "убежищем Второй поправки к Конституции".

Вторая — это насчет права каждого американца обладать оружием. Эббот поясняет, что его инициатива означает: никакой федеральный чиновник не приедет в Техас, чтобы отобрать это оружие у людей. Звучат голоса о том, что все южные и прочие трампистские штаты теперь будут вынуждены теснее координироваться между собой, видимо, чтобы их не начали "освобождать" поодиночке.

Но это — из серии очевидного, причем очевидного еще со времен первой гражданской войны в США. А есть нечто относительно новое: по консервативным ресурсам начал гулять список корпораций, компаний и товарных марок, которые настоящие республиканцы могли бы бойкотировать — то есть не покупать их продукцию.

И вот это по-настоящему интересно. Потому что список огромен. Достаточно сказать, что там чуть не все товары и услуги, что вы видели за всю вашу жизнь во всяческой рекламе, а то и покупали. Гиганты соцсетей, автопроизводители, банки, страховщики, аптечные сети, супермаркеты, пиво, кроссовки, кукурузные хлопья… Это бизнес, который бойкотировал республиканцев и давал деньги демократам.

Прилагается и список правильных корпораций, но он выглядит слабо. Не говоря о том, что если производитель вашего автомобиля оказался неправильным, то вы вряд ли поменяете машину прямо завтра. Будете пока ездить на старой.

Здесь главное не в том, насколько реалистично для республиканцев заимствовать оружие противника — те самые бойкоты по моральным соображениям: все будут бойкотировать всех?

Главное — в том, что по списку проклятых наглядно видно, что одна группа большого бизнеса США, добровольно или со страху, задавила другую группу и способствовала перевороту. Но зачем тогда нужны были всякие выборы и прочая демократия? Вот эту демократию и отшвырнули, как грязную тряпку, в открытую сфальсифицировав голосование. И дальше будут ее топтать.

Так вот, в том мире, который "никогда не будет прежним", а будет лучше прежнего, такого не должно быть: это урок 2020 года. Нельзя допускать ситуации, когда корпорации, некоторые из которых больше государства, даже американского, будут диктовать этому государству (и части мира) свою волю. Потому что на самом деле речь идет всего о нескольких людях, навязывающих свою волю десяткам или сотням миллионов. Что очень опасно. Демократия, может, и смешной пережиток эпохи рабовладения, но не стоит ее заменять пережитками другой (как бы сегодняшней) эпохи, возможно — еще худшей.

Пока что этот вывод начинают делать только по части гигантов информатики и массовых коммуникаций. Помните наш прошлогодний разговор о том, как демократ из демократов, американец Френсис Фукуяма высказал беспощадно циничную мысль: да, сегодня эти суперкорпорации — наши, но что если завтра их возглавит не наш человек? А раз так, то таких корпораций, физически способных давить миллионы или миллиарды людей, просто не должно быть. Надо их расчленять.

Однако Фукуяма только предлагал, а кое-кто другой, кажется, и располагает. В прошлом году исчез из поля зрения самый, возможно, богатый из миллиардеров Китая — Джек Ма, он же Ма Юнь, создатель Alibaba и многого прочего. Так вот, сейчас он появился — прочитал речь на церемонии награждения сельских школьных учителей премией, которую сам же Ма и спонсирует. И появление это сопровождалось очень занятными комментариями в китайских СМИ.

Дело в том, что неприятности Ма Юня начались тогда, когда он стал собирать деньги для создания еще одного информационного гиганта. Тут его начали трясти правительственные антимонопольные службы.

Пошли слухи: самый известный бизнесмен страны что-то не то сказал, поссорился с главой государства или кем-то еще… А сейчас комментарии намекают: да нет, ни с кем не ссорился, просто таких информационных гигантов не должно быть вовсе. Как у Фукуямы.

Хотя кто сказал, что речь только об информационных компаниях: как насчет многих прочих бизнесов, перерастающих национальные рамки? В завтрашнем прекрасном мире, возможно, вообще придется ввести новые стандарты отношения народов, наций и государств с гигантами, способными поломать жизнь множеству людей.

42
Теги:
Дональд Трамп, США

Укол правды

56
(обновлено 10:59 24.01.2021)
Простодушную отечественную буржуазию подсаживают на новый карго-культ — вакцину от Pfizer или, на худой конец, от Moderna. Дело тут не в том, что к отечественному "Спутнику V" есть какие-то претензии по медицинской части. Нет, западная вакцина просто предмет престижа

Чувствуется во всем этом старинный советский инстинкт: "достать по блату", "настоящая западная фирма", "могу себе позволить", пишет РИА Новости.

Наша верхушка среднего класса, которая видит себя такой продвинутой, глобализированной и рафинированной, на деле коснеет в совершенно допотопных, фамусовских каких-то предрассудках.

Как в 70-е годы серванты украшали пустые бутылки из-под импортного бухла, так, кажется, сегодня светские люди готовы выставлять на видное место ампулы из-под Pfizer. Странное дело, казалось бы, все наездились за эти годы за границу по самое не могу. Перепробовали там все — от устриц финь-де-клер до фуа-гра, от спа в Люцерне до пластической хирургии в Майями.

Между делом успели заценить отечественную кухню и уровень отечественной медицины, которые сегодня, объективно говоря, ни в чем не уступают пресветлому Западу. Однако некоторые привычки никуда не уходят.

Но если просроченным фуа-гра можно банально отравиться, то в случае с американскими вакцинами все серьезнее. Компания с красивым названием Moderna, например, за все время своего существования не выпустила на рынок ни одной вакцины, ни одного лекарства, ни одного продукта вообще.

Про деятельность ее ничего толком не известно. Ее вакцина от коронавируса — уже одобренная на территории ЕС — это самая первая продукция "самой засекреченной в мире" компании. Тестировать это средство на себе требует редкого мужества, конечно.
Этап масштабных испытаний на людях компаниями Moderna и Pfizer был пропущен. По сути, они идут именно сейчас. Настораживает то, что и раньше американские фармкомпании и отдельные деятели экспериментировали на людях со своими новыми лекарствами и вакцинами. Иногда это приводило к плачевным результатам.

Широко известна, например, история про то, как в начале XX века американские военные врачи на Кубе боролись с желтой лихорадкой. Они пытались прививать от нее местное население, к которому относились как к подвиду флоры или фауны, но неблагодарное население от вакцин умирало. Среди новаций американцев было, в частности, переливание крови от больных малярией здоровым людям. Это тоже приводило к летальным исходам.

Местные жители пытались как-то отговорить оккупантов от их идей, но те продолжали опыты на людях, хотя еще в 1881 году кубинский врач установил, что малярию разносят комары и нужно просто вывести их с острова.
Американские медики проводили опыты не только на оккупированных территориях, но и внутри страны. Хорошо задокументирован, например, Таскиджийский эксперимент, проходивший в Алабаме с 1932 по 1972 год. Его целью было изучить протекание у мужчин нелеченого сифилиса.
Объектом испытаний стали афроамериканцы из беднейших слоев общества. У них не было медстраховки. Экспериментаторы из Службы общественного здравоохранения США пообещали этим людям бесплатно их обследовать и лечить от легких заболеваний. Проезд до клиники и питание там им тоже оплачивались. Напомним, это был 1932 год, когда американцы буквально умирали с голоду. Подопытные с радостью согласились на все условия.

Их действительно обследовали, однако от сифилиса принципиально не лечили, даже тогда, когда изобрели пенициллин и стали его с успехом применять. Тем, кто не знал о своем диагнозе, его не сообщали. Несчастные заражали своих жен, их дети также рождались больными. Пройдя все этапы заболевания и дав врачам ценный материал, пациенты умирали. Из 399 подопытных выжило лишь 74. Все это длилось сорок лет и было не какой-то инициативой безумных ученых, а совершенно официальным экспериментом, осуществлявшимся в рамках американского Минздрава.

Совсем недавно, в 2004 году, журналисты выяснили, что британский фармгигант Glaxo SmithKline годами испытывал свои новейшие лекарства от ВИЧ на детях-сиротах в нью-йоркских приютах. Побочные явления включали в себя судороги, рвоту, диарею, боли в суставах. "Дети катались по полу от боли", — вспоминал очевидец событий. Если приемные родители или родственники забирали сирот в семью, их заставляли и там давать детям новые лекарства. В противном случае малышей отсылали обратно в приют.

Неудивительно, что та самая вакцина Pfizer, которую так вожделеют отдельные сограждане, самих американцев откровенно пугает.

По данным Associated Press, половина жителей США заявили, что не собираются ею прививаться. Среди афроамериканцев эти цифры гораздо выше. Среди медиков штата Иллинойс число отказников достигло 80 процентов. "Не хочу быть подопытной свинкой," — заявил орегонский врач Стивен Ноубл английским журналистам.

Летом прошлого года Мелинда Гейтс, супруга основателя Microsoft, заявила, что прививать от коронавируса следует прежде всего медиков — а среди них чернокожих и тех, кто принадлежит к коренным индейским народам.

Ни афроамериканцев, ни индейцев эта идея отнюдь не обрадовала. Они почему-то уверены, что на них вакцину будут просто испытывать. Возможно, они не правы. Но исторические основания для страхов у них, несомненно, есть. Не добавляет оптимизма и то обстоятельство, что власти США заранее сняли с компаний Pfizer и Moderna всякую ответственность за возможные побочные явления их вакцин.

Тем более что Фонд Билла и Мелинды Гейтс имеет за спиной довольно мутную историю с вакцинацией от полиомиелита в Индии и странах Африки. Говорят, что в ходе прививок погибли, были парализованы и получили серьезные осложнения довольно много детей. То ли это связано с некачественным хранением или проблемами с производством, то ли с тем, что вокруг таких олигархов, как Гейтс, вечно трутся какие-то шарлатаны, которые могли поставить бог знает что под видом вакцины. Возможно, никакой злой воли миллиардера там и не было. Однако критики обвиняли его в том, что его вакцины навредили здоровью десятков тысяч людей, и призывали правительство Индии расторгнуть контракт с его фондом.

Существенная разница производства вакцин и лекарств в России и на Западе — прежде всего в форме собственности. Государственный институт прозрачен и понятен, в случае каких-то осложнений всем ясно, чьи головы полетят. На кону у него не прибыль, а общественное здоровье. Поэтому у таких институтов обычно идеальная репутация.

Заведомая безопасность — это бесценное свойство отечественной фармы, которое стоит любой красивой упаковки с английским названием.

Частный фармгигант имеет со своей продукции маржу в десятки тысяч процентов. При такой прибыли, как говорится, "нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, даже под страхом виселицы".

Гигантские доходы позволяют производителям лекарств нанимать юристов экстра-класса, заручаться поддержкой правящих кругов и легко отбивать любые иски. Поэтому все судебные дела против них заканчиваются как под копирку: фармацевты выплачивают миллионы долларов отступного и продолжают свои эксперименты. Искренне не хотелось бы, чтобы сегодня жертвами этих опытов становились наши соотечественники.

56
Теги:
коронавирус, вакцина от коронавируса
Статуя Будда в нирване в Национальном музее древностей Таджикистана

Долгий путь в нирвану - история буддизма в Таджикистане

0
До прихода арабов буддизм был одним из наиболее популярных учений Центральной Азии. Но, исчезнув как вера, он сохранился как исторический и культурный феномен, дошедший до наших дней

ДУШАНБЕ, 25 янв — Sputnik. Известный русский востоковед Василий Бартольд в одном из своих сочинений писал "ни сасанидское государство, ни его религия - зороастризм - никогда не включали в себя всего иранского мира. Для позднейшей культуры буддийский Иран сыграл не менее значительную роль, чем зороастрийский".

И действительно, сейчас это не такой известный факт, но множество жителей Центральной Азии в древности и раннем Средневековье проповедовало буддизм.

Ярким напоминанием об этой эпохе служит названии Бухары, произошедшее от слово "вихара" - буддийский храм. Эхо времен слышится и в таджикского языке, где слово "бутпараст" - идолопоклонник - связано со словом "бут" - идол.

Масштабные археологические исследования, анализ китайских, иранских и индийских письменных источников подтвердили важную роль буддизма как уникального явления в истории региона. Свидетельство тому - около сотни объектов, связанных с буддизмом, и сформировавшихся под его влиянием архитектуры, изобразительного искусства.

Это монастыри с монументальными постройками-ступами, многочисленные скульптуры, декоративные изображения Будды-Гаутамы и его последователей, а также еще сотни различных культовых предметов.

Между верой и политикой

Само по себе продвижение буддизма в бассейн Амударьи и древнюю Бактрию шло с севера Индии и южного Афганистана. Первые проповедники и местные адепты новой религии появились на юге Центральной Азии примерно во II в. до н. э.

Буддизм был одним из самых распространенных верований Греко-Бактрийского царства, на смену которому пришла могучая Кушанская империя, благодаря влиянию которой слово бесстрастного восточного пророка стало важнейшей частью религиозной картины мира Центральной Азии.

О значимости этой веры говорит нумизматика - в период империи на реверсе золотых кушанских монет наряду с восточноиранскими и греческими божествами появляется узнаваемое изображение с надписью "Шакьямуни Будда".

Золотая монета Канишки I с изображением Будды (около 120 г. н.э.)
Золотая монета Канишки I с изображением Будды (около 120 г. н.э.)

Конечно, буддизм в Центральной Азии развивался не в вакууме. Учение просветленного царевича Гаутамы органично впитывало элементы других воззрений - огнепоклонничества и древнегреческого язычества, а столетиями позже - манихейства и христианства.

В целом кушанские правители отличались редкой толерантностью к вероисповеданию поданных. Так, в знаменитой Рабатакской надписи из Афганистана упоминаются имена из пантеонов индуизма и зороастризма, записанные древнегреческим алфавитом. Эллинистическая культура с самого начала оказывала достаточно большое влияние на молодое учение - первые скульптуры, олицетворяющие просветленного принца-аскета, выполнены в хорошо узнаваемой манере древнегреческих мастеров.

Статуя Будды в греческом облачении

Областью, в которой буддизм получил наибольшее распространение, стал Тохаристан (южные районы Таджикистана и Узбекистана). Кушанское царство, созданное восточноиранскими кочевыми племенами, помимо идеологических притязаний имело политические цели в Восточном Туркестане и Китае. Таким образом, буддизм обрел цивилизаторскую силу и превратился в сильный фактор политического могущества кушан. По словам исследователя Бориса Литвинского, Центральная Азия была гигантским ретранслятором буддизма в Китай.

Как Македонский "создал" Будду - история древнего учения в Центральной Азии

Источники упоминают выходцев из Центральной Азии - парфян, бактрийцев и согдийцев, которые стали самыми ранними проповедниками в Поднебесной. Особо символична роль парфянина Ань-ши-гао, родоначальника китайского буддизма. Как и Шакьямуни, Ань-ши-гао был принцем, посвятившим себя религиозной жизни. Однако помимо аскезы он занимался переводами священных текстов и слыл крупным ученым, знатоком астрономии и медицины, способствовавшим передаче религиозных ценностей в соседние регионы.

Маяк на пути в нирвану

Но распространение буддизма столь масштабно и в сравнительно короткий срок было невозможно усилиями одних лишь проповедников-одиночек, какими бы мудрыми и проникновенными ни были их речи.

Огромную роль в экспорте идей просветленного Будды-Гаутамы сыграли локальные религиозные центры, где помимо сосредоточения молитвенной жизни переводились и переписывались священные тексты.

Самым известным и узнаваемым символом таких религиозных центров в регионе была ступа - архитектурно-скульптурное культовое сооружение, исторически восходящее к традиции погребальных курганов.

Ступа по праву может считаться едва ли не главным символом буддизма в регионе, фактически это схема буддийского мироздания, связующее тело Будды с космосом. Она подчеркивала территорию буддизма так же, как минареты мечетей через несколько столетий обозначили принадлежность данной местности к исламу.

Ступа близ Чарикара - Афганистан
из архива М.Мамадназарова
Ступа близ Чарикара - Афганистан

Но что представляет из себя такой "буддийский маяк" Центральной Азии? Обычно она выглядела следующим образом: на квадратном основании ступы располагается купольная полусфера, которую венчает небольшая площадка - хармика с шестом с зонтиками - чаттри.

Обычно вокруг ступы располагалась ограда или двор, создававший возможность совершения ритуального обхода - прадакшина, с дарами, сопровождавшегося музыкой и песнопениями. В ходе ритуала дароносцы двигались вдоль скульптуры и ярких настенных росписей со сценами из жизни Будды, что усиливало ощущение таинственности и производило глубокое впечатление на верующих.

Большинство ступ были небольшого размера, однако некоторые по масштабам больше походили на целый дворец. Так, существует легенда о кушанском царе Канишке I, построившем сангхараму (буддийски монастырь) с огромной ступой, где располагались жилища для монахов, залы для собраний общины, кухни, хранилища, бани, открытые и крытые водоемы.

Что касается архитектурных приемов, то здесь буддийская школа заимствовала строительные каноны местных зороастрийских храмов огня с навесами-айванами. В противовес Индии вместо каменных конструкций здесь использовали чаще сырцовые блоки и кирпичи, деревянные колонны, а скульптуры выполняли из глины и гипса.

Переработанные и видоизмененные, художественные идеи Бактрии-Тохаристана передавались в трансформированном виде обратно в Индию. Из Центральной Азии учение Будды, а вместе с ним идеи и произведения индийских и центральноазиатских ученых, художников и архитекторов распространились по маршрутам Великого шелкового пути, дальше - на Восток, обогащая материальную культуру народов Китая, Кореи и Японии.

А пришедший им на смену ислам выбрал из этих религий некоторые положения сакрального, философского и художественного характера. Стоит взглянуть чуть подробнее на самые яркие примеры буддийского наследия в Центральной Азии.

Буддийские памятники центральной азии
из архива М.Мамадназарова
Буддийские памятники центральной азии

Афганистан

Поистине сенсационными стали раскопки в местечке Мес-Айнаке в 40 км от Кабула. На высоте более 2000 м над уровнем моря относительно недавно был обнаружен крупный храмово-монастырский комплекс Кафират-тепе. Это был процветающий духовный центр, существовавший с III по VIII вв., где насчитывается 19 археологических памятников, включая два небольших форта, цитадель, семь монастырей, защищенных высокими стенами и сторожевыми башнями.

Буддийские храмовый комплекс
из архива М.Мамадназарова
Буддийские храмовый комплекс

Среди иных достопримечательностей - несколько ступ, зороастрийский храм огня, древние медные выработки, плавильные мастерские и жилища шахтеров, а также более 400 изваяний Будды. Здесь сходились великие религии - индуизм, буддизм и зороастризм, сплетались культуры Греции, Персии, Центральной Азии и Индии.

Неподалеку, в провинции Бамиан, на отвесной скале располагаются, пожалуй, самые знаменитые афганские памятники восточному учению - гигантские статуи Будды.

 

История их известна и печальна - изваяния высотою 35 и 50 м были входными воротами расположенной у подножья пещеры-монастыря, существовавшей в период I-VIII вв. Последние верующие покинули монастырь в IX в., а вот каменные гиганты благополучно дожили до XXI в. и простояли бы и дольше, если бы не были варварски изуродованы и уничтожены талибами в 2001 году.

Будда Бамиан
из архива М.Мамадназарова
Будда Бамиан

Узбекистан  

Продвигаясь с Индии через Афганистан на север региона, буддисты создали крупный религиозный центр в районе современного Термеза. Согласно сведениям китайского путешественника Сюань-цзяна, в княжестве Та-ми (Термез) в 630 году находилось более десяти таких монастырей, в которых обитали тысячи монахов. 

Его слова подтверждаются археологическими находками. Так, храмовый комплекс в Каратепе объединяет многодворовые наземные постройки с большой ступой и святилищем, кельями для монахов, а также высеченной в каменистом холме пещерной частью.

Как напоминание о торжестве буддизма в этом регионе над древним Термезом высится двадцатиметровая цилиндрическая постройка. Это остатки так называемой Башни Зурмала, выложенной из сырцовых кирпичей, облицованной некогда белым камнем и обожженными кирпичами.

Еще один крупный комплекс, Фаяз-тепе, состоял из трех частей с центральным квадратным двором, обнесенным колонным айваном, куда выходят двадцать помещений. Во дворе установлен водоем с каменным сливом в форме льва. Здесь расположено святилище, на стенах которого изображены две стоящие фигуры Будды в натуральный рост. В монастыре была также обнаружена каменная скульптура учителя, сидящего у священного дерева-бодхи, выполненная в эллинистическом стиле.

Лики будды
из архива М.Мамадназарова
Лики Будды (находки в Афганистане и Узбекистане)

А в местности Айртам, на оживленной торговой дороге у древней переправы через Амударью, в I-II вв. был обнаружен построенный в окружении крепостных стен буддийский храм, верхнюю часть которого украшал великолепный каменный фриз с изображением целого оркестра музыкантов.

Таджикистан

Одним из самых выдающихся археолого-архитектурных памятников в современном Таджикистане является в 12 км от Курган-тюбе (Левакант) буддийский монастырский комплекс Аджина-тепа - "Чертов холм", исследованный экспедицией Литвинского. Само название говорит о том, что в народе сохранилась память об идоле, расположенном в храме, естественно представляемом в соответствии с мусульманской традицией "дьяволом".

Комплекс, датируемый VII-VIII вв. представляет собой вытянутый прямоугольник со сторонами 50 x 100 м, состоящий из двух расположенных на одной оси квадратных дворов. Первый двор - монастырская часть ансамбля, застроен кельями буддийских паломников. По мнению археологов, здесь ранее существовал второй этаж, на который вел пандусный подъем. Вторая часть комплекса - храмовая - повторяет композицию четырехайванного двора, с обводным коридором, ведущим в культовые помещения.

Реконструкция Аджина-Тепе

Главный акцент сделан на возвышающейся в середине двора буддийской постройке - крестообразной ступе, сохранившейся лишь на высоту 6 м. На каждой ветви креста располагались ступени, еще больше подчеркивающие движение вверх. Вероятно, вершину венчал характерный для этого типа сооружений барабан или полусфера.

Уникальная находка ждала археологов в одном из коридоров. Там была обнаружена лежащая 12-метровая скульптура Будды в нирване, одна из самых крупных, сохранившихся в Центральной Азии. Скульптура была перевезена в Душанбе, где сотрудники Эрмитажа в течение ряда лет производили ее тщательную реставрацию. В настоящее время собранная из 43 фрагментов скульптура стала одним из главных экспонатов Национального музея древностей Таджикистана.

Весьма своеобразна живопись и скульптура Аджина-тепа. Многочисленные сюжеты в широкой красочной гамме изображали Будду и его последователей. Необычайно выразительные лица учеников выполнены в традициях индийского и местного тохаристанского искусства.

Фрагменты росписи на стенах
из архива М.Мамадназарова
Фрагменты росписи на стенах

Говоря о культурном влиянии, австрийский ученый Г. Франц полагает, что сооружение типа Аджина-тепа стало прообразом для более поздних сооружений Индии и соседних стран.

Еще один важный памятник буддизма располагался неподалеку от Аджин-теппы, в городище Кофиркала, на территории крупного дворцового комплекса тохаристанских правителей. Это сооружение "камерного" характера было предназначено для осуществлений ритуалов правителем и членами его семьи. Китайский паломник Хуэй-чао, посетивший этот регион в 726 г. писал, что "царь Тохаристана, знать и народ почитают  учение хинаянанского толка. Во всем Тохаристане и в частности в Хуттале имеется много буддистских монастырей и монахов".

Буддизм проник и в заоблачные выси Памира, где на высокой скале над ваханским селением Вранг раскопан уникальный монастырь  IV-VII вв. В реконструированном варианте этого храмового комплекса видна его оригинальная архитектура, свидетельствующая о высоком мастерстве древних зодчих, которым удалось простыми средствами, максимально использовав горный рельеф, создать необычайно пластичный и выразительный объект.

Наскальные рисунки
из архива М.Мамадназарова
Наскальные рисунки

Сложный рельеф не помешал им сохранить традиционный композиционный принцип для буддийских монастырей, разделение на две части: монастырскую, где сконцентрированы кельи для паломников, и храмовую. Судя по мощной фортификации монастыря, его оборонное значение было не прихотью, а необходимостью в неспокойный раннесредневековый период (V-VIII вв.). Особенно в преддверие арабской экспансии и продвижения в Центральную Азию новой религии пророка Мухаммада.

Что пришло к нам от буддизма

Арабское завоевание поставило точку в тысячелетней истории буддизма в Центральной Азии. Однако его влияние сохранилось еще многие столетия спустя и, можно сказать, существует до сих пор.

Вероятнее всего, именно структура буддийского монастыря повиляла на возникновение мусульманских дервишских общин - хонако, а затем - и появление первых исламских институтов-медресе. Буддизм способствовал формированию суфизма как неортодоксального направления в исламе. В начале VIII в. многие персидские монахи бежали на восток по Шелковому пути в царство Хотан, где они говорили на родственном восточноиранском языке.

Следы буддийского влияния прослеживаются в литературе, искусстве, художественном ремесле мусульманской Центральной Азии, Ирана, Афганистана. Удивительная пластичность восточного учения, его стремление воспринимать и адаптировать достижения других культур способствовало созданию новых направлений в идеологии и искусстве.

0
Теги:
Узбекистан, Афганистан, Таджикистан, история, религия