Сотрудник коммунальной службы убирает улицу в Москве, архивное фото

Тоска по мигранту: что ждет российскую экономику без иностранных рабочих

5083
(обновлено 18:10 26.10.2020)
Впервые за много лет российский бизнес столкнулся с дефицитом иностранной рабочей силы. Катастрофой это не грозит, а вот снижением качества жизни - очень даже

ДУШАНБЕ, 21 окт — Sputnik. На днях крупнейшие агрегаторы такси "Ситимобил", Gett и "Везёт" жаловались на нехватку сотрудников. Мол, в крупных городах, где почти половина водителей - это мигранты, для комфортной работы таксопаркам нужно еще чуть ли не 20% шоферов.

И проблемы не только у такси. Согласно данным исследования Центра стратегических разработок (ЦСР) в сфере бизнес-климата, до 40% компаний, традиционно нанимавших мигрантов, сегодня испытывают недостаток в сотрудниках. Не хватает как высококвалифицированных специалистов, так и простых курьеров и подсобников.

На отток иностранцев, судя по всему, обратили внимание и в Кремле. Так, на выходных мэр Москвы Сергей Собянин в интервью российскому телеканалу назвал большой проблемой снижение числа мигрантов в столице. Он упомянул те же 40%, только речь шла о сокращении числа трудящихся, что может негативно сказаться на работе коммунальных служб в зимний период.

Sputnik Таджикистан спросил у российских экспертов, с чем связан дефицит кадров и может ли заявление Собянина повлиять на открытие границ со странами Центральной Азии.

"Корона" и слабый рубль

Первая причина, она же самая очевидная - это последствия пандемии COVID-19. Сотни тысяч иностранных граждан улетели на родину, чтобы увидеть близких и переждать карантин, однако вернуться в Россию уже не смогли, так как РФ разрешает вывозные рейсы, а вот открывать границы для большинства стран Центральной Азии пока не спешит. Многие граждане Таджикистана, месяцами осаждавшие свое посольство в Москве, знают о проблеме по собственному горькому опыту.

Но другая, не менее важная причина - экономическая. Иностранцы уже не так сильно стремятся в Россию, ведь их реальные доходы в стране за последние месяцы изрядно сократились, считает глава столичной Комиссии Совета по делам национальностей Юрий Московский.

"Россия становится менее привлекательной страной для мигрантов, особенно после существенного ослабления курса рубля в последние полгода. К примеру, если брать мигрантов из Украины и Беларуси, то они все массово стали уезжать в Польшу, где за аналогичную работу платят в 2-3 раза больше", - пояснил он Sputnik Таджикистан.

Ситуация в странах ЦА несколько иная, чем в Украине и Беларуси, - людям, увы, особо не приходится выбирать, куда ехать на заработки. Кроме России и Казахстана (где рынок труда не слишком велик) иных направлений нет.

Однако с учетом стоимости патента, разрешительных документов и аренды жилья итоговый доход уже не столь велик, чтобы искать вакансии заграницей, по крайней мере, до конца пандемии.

Эксперт: мигрантов ждет много разной работы в России после пандемии

И это тревожный сигнал не только для центральноазиатских республик, потерявших привычный поток "мигрантских денег", но также и для экономики России.

"Слова Собянина означают, что вопреки мнению псевдоэкспертов-горлопанов, требующих закрытия границ, в высшем эшелоне власти есть четкое понимание о жизненной необходимости трудовой миграции для российской экономики, - подчеркивает Московский. - И речь не только о дефиците работников.  Люди - это колоссальный ресурс, двигатель сектора услуг и приобретения товаров. Это азбучные истины".

Мигранты есть, вариантов нет

Правда, реальный отток мигрантов может быть не таким уж большим. 40% - это максимальные цифры в отдельном секторе экономики, точные же цифры назвать проблематично, так как многие иностранцы трудятся в "серой зоне" и получают зарплату в конвертах.

Так, по данным Федерации мигрантов России, количество мигрантов практически не сократилось - по мнению ФМР, уезжать им было некуда, а после отмены карантинных мер большинство предпочли остаться в стране, а не ехать на родину, где с работой уж точно будут проблемы.

"Отток составил не более 1-2%, учитывая, что в период с 15 марта несколько раз обновлялись правила нахождения мигрантов в РФ, а также правила получения патента вплоть до возможности нахождения в стране без него. И в данной ситуации скорее мы можем говорить лишь о сокращении количества выданных патентов. Что касается сфер деятельности, то ЖКХ пострадало не более других, и именно на нем сфокусировано внимание", - подчеркивают в ФМР.

Но даже существенный отток мигрантов не сильно скажется на большинстве сфер экономики (не считая строительства). Скорее речь идет об уровне комфорта, привычном для жителей больших городов.

Помочь, а не высылать: в России открывают центры помощи мигрантам-нелегалам

"У нас нет колоссальной зависимости от миграции в целом, иностранцы - это примерно 2-3% рабочей силы по всей стране. Просто без трудовых мигрантов нам будет тяжелее, а жизнь станет куда менее комфортной. Раньше как-то обходились низким уровнем сервиса. Такси было роскошью и приезжало через час, продукты домой курьер не приносил, ходили только сами, улицы убирали реже. Но это не говорит о том, что надо к такому стремиться", - отмечает Юрий Московский.

Что касается ускоренного открытия границ для стран - доноров рабочей силы, то здесь страх пандемии окажется сильнее дефицита трудовых кадров, полагает глава "Профсоюза трудящихся-мигрантов" Ренат Каримов.

"Думаю, что слова Собянина не сильно этому помогут. Все-таки одно дело, если в Москве просто не будут вовремя убраны снег или листва, а другое, если это грозит быстрым распространением вируса. Поэтому дефицит рабочих рук - не тот мотив, который способен приблизить открытие границ", - поясняет Каримов.

В одном все эксперты единодушны - попытка властей городов-миллиоников заместить иностранцев за счет региональной миграции едва ли будет успешной. Безработица в России, как и в Европе, носит структурный характер. Люди в большинстве своем даже при отсутствии искомых вакансий не спешат браться за низкоквалифицированный труд, где как раз и задействованы мигранты. А значит, альтернативы иностранным труженикам в России пока нет.

5083
Теги:
Россия, Таджикистан, Москва, иностранцы, такси, экономика, трудовые мигранты
Многофункциональный истребитель Су-57, архивное фото

Ударный тандем: почему Су-57 и "Охотник" не по зубам Западу

32
(обновлено 09:02 04.12.2020)
Ранее в Минобороны РФ сообщили, что Воздушно-космические силы получат первый серийный истребитель пятого поколения Су-57 до конца года, самолет практически готов

 

Первый в стартовой серии из 76 машин авиационный комплекс пятого поколения Су-57 в декабре займет свое место в боевом строю Воздушно-космических сил России. Становится на крыло и его беспилотный ведомый с искусственным интеллектом – С-70 "Охотник", который успешно осваивает на полигоне алгоритмы высотного перехвата и поражения целей ракетным вооружением.

В дальнейшем объем производства возрастет до 15 машин в год, и все 76 истребителей Су-57 будут поставлены для оснащения трех авиационных полков в 2021 – 2027 годах. Первые из них выпускаются с двигателем первого этапа, а с 2025 года в серию пойдут двигатели второго этапа. Впрочем, уже сегодня Су-57 считается одним из самых совершенных и могущественных истребителей в мире.

Российский самолет пятого поколения способен уничтожать все виды воздушных, наземных и надводных целей. Сочетание сверхманевренности и сверхзвуковых скоростей без форсажа, современный комплекс бортовой электроники и малая заметность обеспечивают Су-57 высокую боевую эффективность и превосходство над противником. По данным Military Watch Magazine, Су-57 имеет уникальное по своим возможностям бортовое вооружение, включая сверхчувствительные радары, гиперзвуковые ракеты класса "воздух-воздух" дальностью 400 км, лазерную систему защиты от ракет противника и другие высокотехнологичные преимущества.

Российский "Циркон" лишил США концепции глобального удара

Ранее стало известно о крупном контракте на широкую номенклатуру авиационных средств поражения (ракет) для истребителя пятого поколения, то есть летать "пустым" Су-57 не будет. А в звене с тяжелыми беспилотниками Су-57 превратится в воздушный центр боевого управления. Боевой эффект взаимодействия двух высокотехнологичных новинок трудно переоценить.

Боевое превосходство

Новейший истребитель прошел проверку в составе группировки российских войск в Сирии. Более десяти полетов выполнены для проверки летно-технических характеристик, интеллектуального информационно-управляющего комплекса, вооружения и всех бортовых систем.

Отдельные технологические вершины Су-57 совершенно недосягаемы для американских истребителей пятого поколения, в частности, для F-22 Raptor. Искусственный интеллект интегрирован в систему боевого управления, и это революция в военном деле. Пилотируемый истребитель Су-57 способен выполнять 90% задач в автоматическом режиме и даже действовать полностью автоматически по заранее подготовленной программе. Если в бою летчик будет ранен (убит), система управления самостоятельно определит приоритетные цели, нанесет удар, и обеспечит автоматическое возвращение машины и человека на базу.

Интегрированные в плоскости и корпус самолета радары с активной фазированной антенной решеткой Х-диапазона обеспечивают огромный сектор обзора, повышают ситуационную осведомленность летчика, позволяют выполнять тактические приемы лучше, чем на любом другом истребителе. "Боковые РЛС" повышают автономность в поиске целей, и создают качественно новый уровень невидимости Су-57 для радаров противника – без потери эффективности целеуказания для своих ракет (на борту и в арсенале ведомых ударных беспилотников).

Трехмерный вектор тяги позволяет совершать невероятные маневры в дальнем или ближнем бою, и становится гарантией высокой боевой живучести. При этом "самолет-компьютер" неприхотлив в аэродромном обслуживании и способен эксплуатироваться в условиях оперативных (грунтовых) аэродромов. Такие могущественные и технологически непредсказуемые машины на гипотетическом поле боя не оставляют противнику шансов.

Почему беспилотный "Охотник" России так тревожит США и НАТО

Су-57 имеет огромный экспортный потенциал, и еще до выхода в серию "собрал очередь" потенциальных зарубежных заказчиков. Первым обладателем российского истребителя пятого поколения станет Алжир, который заказал 14 машин на фоне усиления военно-воздушных сил региональных соседей. Цена контракта $2 млрд. Поставки планируется завершить к 2025 году.

Ударная связка

Ударный беспилотник С-70 "Охотник" 2 декабря испытан в ракетной атаке на полигоне Ашулук. Состоялась серия полетов тяжелого БПЛА в качестве истребителя-перехватчика, с имитацией применения ракет "воздух - воздух". И для оценки интеграции бортовых радиоэлектронных систем БПЛА с системами наведения ракет и ведущим самолетом Су-57. "Охотник" обещает стать первым в мире беспилотным истребителем-перехватчиком. На этапе обучения всю информацию о воздушной обстановке и целях беспилотник получает с земли или от ведущего истребителя. В дальнейшем возможно автономное боевое применение.

Тяжелый  БПЛА обладает своим "умом" и способностью доставить на расстояние до 5000 км более шести тонн ракет и бомб. Сокрушительное боевое содружество "Охотника" с истребителем Су-57 не обещает ничего хорошего самому высокотехнологичному противнику. Созданный в ОКБ Сухого малозаметный "Охотник" станет первым тяжелым беспилотником с ударными функциями в ВКС России. По данным открытых источников, машина имеет длину 19 метров, размах крыльев 14 метров, взлетная масса 20 тонн, максимальная скорость – около 1000 километров в час.

Российский "Панцирь" наносит сокрушительный удар по американским беспилотникам

Первый полет длительностью около 20 минут беспилотный "Охотник" совершил относительно недавно, летом 2019 года. При этом уверенно держался в воздухе, хорошо управлялся. Осенью того же года состоялся первый совместный полет "Охотника" и Су-57. Боевые возможности и автономность тяжелого беспилотника постоянно совершенствуются, в 2020 году достигнут заметный технологический прогресс. В ближайшей перспективе – отработка ударов "Охотника" по воздушным, наземным и надводным объектам в различных условиях. Заметим, пока ни одной стране мира не удавалось использовать ударный беспилотник в качестве перехватчика, и "партнеры" заметно нервничают.

32
Теги:
Су-57, вооружение, Россия
Степанакертский аэропорт, архивное фото

Новая жизнь аэропорта в Степанакерте: от военного до гражданского использования

427
(обновлено 13:48 02.12.2020)
Российская миротворческая операция в Карабахе отличается сложнейшей логистикой. Реконструкция и модернизация аэродрома в Степанакерте позволит принимать самолеты ВКС РФ, создаст новые операционные возможности, решит проблемы снабжения войсковой группировки

Нагорный Карабах связывает с Арменией только Лачинский коридор шириной 5 километров. Дорога под присмотром российских миротворцев, и все же остается крайне уязвимой в случае возможного обострения обстановки в регионе. В перспективе – непростое строительство новой дороги (коридора), и передача Азербайджану города Лачин. Однако оперативная доставка людей и грузов необходима уже сегодня.

Путь по автомобильным дорогам от Степанакерта до Еревана (авиабаза Эребуни, аэропорт Звартноц) – 320 километров. В первые дни операции миротворцы выдвигались в Степанакерт этим маршрутом. В последние дни ноября освоили комбинированный маршрут: вагоны с грузами и техникой из России прибывают на азербайджанскую железнодорожную станцию Барда и после перегрузки на автомашины – около 100 километров пути по маршруту Барда – Агдам – Степанакерт. Куда ни кинь маршрут, дорога дальняя.

Оперативная переброска подразделений, техники и грузов на сотни километров в условиях Нагорного Карабаха превращается в сложную войсковую операцию. Два раза в год – ротация личного состава группировки миротворцев. Осложнение обстановки в регионе может потребовать дополнительных сил и средств. При этом в девяти километрах от Степанакерта имеется аэропорт Ханкенди, который гипотетически способен принимать тяжелую военно-транспортную авиацию.

Полеты здесь прекратились в начале 1990-х из-за боевых действий. Инфраструктура аэропорта пострадала от ракетных обстрелов со стороны Азербайджана в сентябре и октябре 2020 года, но длина взлетно-посадочной полосы (ВПП) составляет 2200 метров. Рельеф местности позволяет, при необходимости, удлинить полосу на 1000 метров, и построить рядом вторую. Цена возрождения и модернизации аэропорта близ Степанакерта при ближайшем рассмотрении может оказаться не дороже многолетних дальних рейсов, громадных затрат времени и сил. Аэропорт также может стать логистическим центром для переброски гражданских грузов, и важным слагаемым экономического роста Нагорного Карабаха в перспективе.

Дорога дальняя и опасная

Российские миротворцы на наблюдательных 23 постах, круглосуточно контролируют соблюдение режима прекращения огня в Нагорном Карабахе, обеспечивают безопасность движения автотранспорта и перемещения местного населения по Лачинскому коридору.

С 14 ноября благополучно вернулись в свои дома более 26 тысяч беженцев. В регионе активно работают российские саперы, военные медики, сотрудники МЧС.

Решение миротворческих задач требует постоянной мобильности. Специальный протокол, подписанный Москвой и Баку на основе трехстороннего соглашения Россия – Азербайджан – Армения о прекращении карабахской войны, предусматривает разблокирование транспортных коммуникаций между Азербайджаном и Арменией. Очевидно, этот документ снимает запреты не только на земле, но и в небе. Имея ввиду полеты в аэропорт Степанакерта. Прямой маршрут из России снял бы многие проблемы логистики и снабжения, создал бы новые операционные возможности войсковой группировки 15-й миротворческой бригады.

Ранее Грузия по просьбе Азербайджана и Армении открыла свое воздушное пространство для российской военно-транспортной авиации, самолеты которой совершали полеты в Ереван. Далее – в Степанакерт – неизбежный и длительный марш на технике. Теперь самое время полностью разблокировать небо региона. Это может пойти на пользу проекту строительства дороги из Азербайджана в Нахичеванскую автономию.

Закрытое небо

Аэродром Степанакерта уже ремонтировался и был готов принять самолеты в 2012 году. Но этого не произошло из-за противодействия Баку. Однако после заключения трехстороннего соглашения и начала российской миротворческой операции обстановка в регионе в корне изменилась.

Пора пересмотреть подходы к безопасности полетов, и отменить запреты. Тем более что имеются прецеденты азербайджанско-армянского "взаимозачета": рейсы из Баку в Нахичевань летают через международные коридоры над Арменией, и армянские авиакомпании используют международно-защищенные воздушные коридоры над территорией Азербайджана.

Почему Запад недоволен урегулированием в Нагорном Карабахе

Президент Азербайджана Ильхам Алиев сегодня заявил: "Наступит день, когда проживающие сегодня в Нагорном Карабахе армяне и азербайджанцы, которые обязательно туда вернутся, вновь будут жить в условиях добрососедства. Здесь есть логистические вопросы, транспортные вопросы, энергетическая безопасность. Мы рассмотрим все эти вопросы". Это обнадеживает. И, если высокогорный аэропорт вскоре расправит крылья, это пойдет на пользу региональному миру и стабильности.

427
Теги:
аэропорт, Степанакерт, Нагорный Карабах, Россия

Нацбанк Таджикистана ликвидировал еще одну микрофинансовую организацию

0
(обновлено 10:02 04.12.2020)
В Таджикистане уменьшилось количество микрофинансовых организаций: Национальный банк одобрил решение о ликвидации одной из них

ДУШАНБЕ, 4 дек — Sputnik. В Таджикистане ликвидирована очередная микрофинансовая организация, сообщает пресс-служба НБТ.

Согласно решению Нацбанка, работу прекращает МКФ "Файзи Сурхоб".

Документ вступает в силу с 1 декабря 2020 года.

Подробности о причинах ликвидации данного финансового учреждения не сообщаются.

Богданов: НБТ будет сложно вернуть доверие населения к банкам

Отметим, на текущий момент в Таджикистане работает 19 банков, 18 микродепозитных организаций, 4 микрокредитные организации и 27 микрокредитных фондов.

0
Теги:
НБТ, Таджикистан