Номер - присвоить, РВП - отменить: что даст мигрантам новый проект МВД

2885
(обновлено 13:56 24.09.2020)
МВД готовит для мигрантов новые правила пребывания и налогообложения. Они действительно могут упростить жизнь и иностранцам, и надзорным ведомствам, а вот региональным властям, скорее всего, не понравятся

ДУШАНБЕ, 24 сен — Sputnik. Главное управление по вопросам миграции МВД РФ представило новый законопроект, в котором содержится несколько необычных инициатив.

Самая заметная и легко реализуемая – это выдача приехавшему в Россию более чем на 30 дней иностранцу ID-карты с персональным номером, где будет содержаться вся информация по документам, в том числе и по оплате патентов, которые будут уплачивать, как и сейчас, в виде авансовых платежей.

Другое предложение МВД состоит в отказе от практики выдачи разрешений на временное проживание (РВП). Вместо этого планируется ввести три миграционных режима: краткосрочное пребывание (до 90 суток), долгосрочное пребывание и постоянное проживание.

Кроме этого, предлагается уравнять зарплаты иностранных работников до среднего уровня заработной платы в регионе в той или иной профессии, а также создать особый реестр работодателей, привлекающих иностранную рабочую силу (РРПИРС).

Sputnik Таджикистан спросил у российских, таджикских и узбекских экспертов, как нововведения отразятся на жизни рядовых мигрантов.

Заплатят ли мигранты регионам

Что касается авансового налога и ID-карты, по словам президента Федерации мигрантов России Вадима Коженова, речь идет не о новых платежах как таковых, ведь функцию авансового платежа уже сейчас выполняет патент, а об изменении системы оплаты, которая упростит жизнь иностранным работникам.

"Такая система будет удобнее для мигрантов. Им не нужно будет ежегодно переоформлять часть документов, и им не нужно будет быть привязанным к административному субъекту, как сейчас, когда человек приезжает в другой регион и ему надо оформлять патент заново", - пояснил Коженов Sputnik Таджикистан.

Проще говоря, в выборе работы иностранец не будет зависеть от региона, в котором он уплатил патент, – пусть трудится где хочет, будь то Краснодар или Камчатка, лишь бы исправно платил деньги. А подтверждением этого будет ID-карта.

Генерал-лейтенант МВД: пандемия подтолкнула РФ к упрощению жизни мигрантов

Однако простая и удобная система может иметь и свои минусы, если смотреть на законопроект с точки зрения региональных властей. Ведь если платежи мигрантов не будут привязаны к регионам, то и уходить эти деньги, вероятно, будут в федеральный, а не региональный бюджет.

Соответственно, местные власти, лишившись привычного источника доходов, не будут заинтересованы в улучшении условий пребывания мигрантов, считает председатель комиссии Совета по делам национальностей при правительстве Москвы Юрий Московский. 

"Несмотря на некоторые недочеты, патентная система хорошо отработана и хорошо себя показала. А если мигранты будут работать в любом регионе, местные власти лишатся материального стимула и не будут заинтересованы в интеграции и адаптации мигрантов, – полагает он. – То есть мы возвратимся в тот же хаос, что был в 90-х и начале 2000-х годов".

В качестве примера эксперт приводит отношение к мигрантам со стороны общества и СМИ. Так, по данным соцопроса российского "Левада-центра" двухлетней давности, доля россиян, желающих ограничить проживание в стране представителей других национальностей, составила 54%. Это самый низкий показатель за почти 15 лет социологических наблюдений.

В более позитивном отношении граждан РФ к мигрантам есть определенная заслуга как средств массовой информации, прекративших создавать трудовым мигрантам образ этнической мафии, так и местных властей, предпочитающих решать проблемы с иностранцами суровым, но законным путем, не раздувая громких скандалов ради политического пиара. В конце концов, любому губернатору и мэру понятно, что не следует притеснять людей, чьи деньги исправно пополняют казну.

Доход от патентов действительно солидный. Самый яркий пример – Москва. Доход бюджета российской столицы от работающих по трудовым патентам иностранных граждан по итогам 2019 года составил 18,3 миллиарда рублей, что выше уровня 2018-го на 5,2%.

Почти 50% патентов было выдано гражданам Узбекистана, 38% – гражданам Таджикистана. А мэр Сергей Собянин признал, что мигранты приносят в столичную казну больше отчислений, чем нефтяные компании.

У финальной черты: ждут ли пенсии таджикских мигрантов в России

В других субъектах РФ суммы не такие впечатляющие, но все равно достаточные, чтобы местным властям не хотелось их терять. И если инициатива МВД об авансовых платежах предполагает иное распределение средств (хотя никаких деталей ведомство пока не сообщает), руководители регионов будут первыми, кто выступит противником данного законопроекта.

Зарплаты - уравнять, РВП - отменить 

Что касается других полезных для мигрантов инициатив вроде упрощенного получения вида на жительство, то некоторые из них выносились на обсуждение множество раз, но, увы, до сих пор так и не были приняты.

"О том, что два режима надо сливать в один, говорится уже лет 10-15. Разрешение на временное проживание – совершенно ненужная ступень на лесенке, ведущей к получению гражданства. То есть вместо двух ступенек нужна всего одна", – полагает Московский, ссылаясь на опыт США, где "зеленая карта" хоть и не дает гражданство, зато одновременно подтверждает право и на проживание, и на трудоустройство без лишних бюрократических процедур.

В Подмосковье трудоустроили тысячу иностранцев, потерявших работу при пандемии

Возможно, сейчас на этот пункт законопроекта обратят куда более пристальное внимание, так как на необходимость отмены РВП недавно указал лично президент РФ. В марте Кремль опубликовал поручения Владимира Путина по государственной миграционной политике на 2019-2025 годы, где прямым текстом говорилось, что институт РВП "в существующем виде фактически себя изжил".

Куда менее понятен пункт о соотношении зарплат мигрантов со средними региональными в той или иной профессии. Возможно, таким образом предполагается не столько улучшить условия мигрантов, сколько простимулировать бизнес нанимать на работу россиян.

"В Японии есть такой закон, что мигрантам надо платить больше, чем местным жителям. В результате мигрантов становится невыгодно нанимать. Может быть, законодатели пытаются перенести этот опыт на российскую почву – либо сократить количество мигрантов, либо действительно улучшить их жизнь", – поясняет эксперт по миграционному законодательству Рустам Каримов.

Однако реализовать эту затею в России окажется почти невозможно.

Во-первых, в условиях рыночной экономики работодателю невозможно навязать некую определенную плату. В противном случае компания нанимает людей втемную. А во-вторых, желающих трудиться как мигранты – по 12 часов в день по 6 дней в неделю – среди россиян не так уж много даже после пандемии коронавируса и увольнений. А значит, ситуация останется прежней, отмечают эксперты.

"Выравнивание заработной платы не вопрос ближайшего будущего. Многие мигранты работают частным образом, и говорить, что их ждет повышение доходов, не приходится. Да и наем иностранцев, думаю, не будет ограничен. Ведь среди российского населения, даже оставшегося без работы на фоне пандемии, пока не так много людей, готовых идти работать в сферы труда, охваченные мигрантами", - считает ведущий научный сотрудник Института экономики РАН Зарина Дадабаева.

О том, что данное предложение носит скорее рекомендательный характер и необходимо для соблюдения трудового законодательства, говорит и Вадим Коженов.

"У нас все-таки зарплаты регулируются рынком, сколько бизнесмен хочет – столько и прилагает. Насильно выравнять зарплату при капитализме не получится. Возможно, в законопроекте имелось в виду некое выведение зарплаты для статистики – если средняя зарплата в определенной профессии 30 тысяч, а коммерсант пишет, что иностранцы у него работают за восемь – это повод заподозрить неладное", – подчеркивает глава ФМР.

Сколько иностранцев работает в РФ

Чтобы понять, сколько человек коснутся ожидаемые нововведения Главного управления миграции МВД, необходимо оценить долю трудовых мигрантов от общей величины трудоспособного населения России. По данным международной аудиторско-консалтинговой компании FinExpertiza, в 2019-м она составила 7,2%.

Авторы опирались на данные Росстата и МВД, которые по-разному ведут учет. Росстат учитывает иностранцев, проживших несколько лет в России, имеющих вид на жительство или гражданство, а в полиции считают только тех, кто был поставлен на первичный миграционный учет.

Ульмасов: демография Таджикистана опережает рынок труда

Всего в России в 2019-м насчитывалось 75,3 миллиона трудоспособных граждан. Из них более 2,5 миллиона приходилось на "ассимилированных" мигрантов. Еще 5,4 миллиона человек – иностранные рабочие, приехавшие недавно и не входящие в общую статистику.

Больше всего мигрантов – 1,8 миллиона – едут в Москву. На втором месте – Санкт-Петербург и Ленинградская область – 1 миллион человек, на третьем – Московская область, куда приехали за год почти полмиллиона человек.

Что касается Таджикистана, то, по данным Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС, за первое полугодие 2019-го количество таджикистанцев в России выросло до 1,2 миллиона человек.

Правда, тогда официальные власти Таджикистана усомнились в точности таких подсчетов. Руководитель управления по делам миграции Минтруда РТ Саидасрор Саидов полагает, что общее количество таджикских мигрантов в России по состоянию на июль 2019-го составляет 484 тысячи человек, а данные РАНХиГС отражают общую статистику, куда входят граждане Таджикистана, которые живут в России имеют разрешение на временное проживание или вид на жительство.

2885
Теги:
трудовые мигранты, мигранты, Таджикистан, Россия, МВД РФ, трудовая миграция
Темы:
Новости для мигрантов из Таджикистана в России (1189)
Протесты в Европе

Европа убивает себя сама

19
(обновлено 20:25 19.10.2020)
После кошмарного убийства учителя радикалом-исламистом Франция задалась сакраментальными русскими вопросами: кто виноват и что делать?

В связи с первой темой французским журналистам оказался наиболее интересен момент, каким образом чеченская семья из России вообще получила статус политических беженцев, пишет РИА Новости.

Выяснилось, что она переехала во Францию в 2008 году, где ее ходатайство об убежище несколько лет рассматривалось властями — и в результате было отклонено. Однако в 2011-м Национальный суд по вопросам права убежища отменил это решение. Ну а чуть больше полугода назад — по достижении совершеннолетия — будущий убийца автоматически получил собственный вид на жительство.

Что касается второго вопроса, то тут бескомпромиссно выступили французские власти, заверив сограждан, что они не намерены сворачивать с выбранного пути борьбы с исламизмом.

Роковой урок, на котором 47-летний Самюэль Пати в рамках занятия по свободе слова показал ученикам карикатуры на пророка Мухаммеда из журнала Charlie Hebdo, прошел в начале октября. Тогда же состоялось выступление Эммануэля Макрона, вызвавшее серьезный резонанс далеко за пределами страны. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган обвинил своего французского коллегу в "открытой провокации" и посягательстве на свободу совести.

Именно в этой речи французский лидер объявил войну "геттоизации" Франции, "исламистскому сепаратизму" и анонсировал масштабный план по борьбе с закрытыми, варящимися сами в себе этническими и религиозными анклавами.

Кстати, именно система образования — главное направление кампании. В частности, планируется практически полный запрет домашнего образования и жесткое выкорчевывание "нелегальных школ, которыми зачастую руководят религиозные экстремисты".

После произошедшего теракта нередко звучали удивленные и даже местами осуждающие мнения российских комментаторов в адрес убитого учителя, который продемонстрировал 12-14-летним ученикам откровенно оскорбительные для некоторых из них карикатуры.

Важно понимать, что это была не просто личная инициатива Пати, — он действовал в рамках программы и установок французской системы образования. На том злосчастном занятии преподаватель, пытаясь сгладить острый момент, заранее предупредил учеников о содержании изображений, которые покажет, и предложил выйти из класса тем, кому это неприятно.

Самое удивительное, что французское государство и впрямь считает подобный подход эффективным в борьбе за секуляризацию, интеграцию меньшинств и размывание сформировавшихся в стране гетто.

Украинцев изгнали из Гонконга, на очереди Беларусь

Ведь можно без особых проблем предугадать реакцию подростков, выросших в замкнутой этнической среде, выдернутых из частных школ под руководством имамов-экстремистов и посаженных за парту государственного учебного учреждения, где им на уроке покажут нарисованную картинку обнаженного мужчины с подписью, что это пророк Мухаммед. И дело даже не столько в том, что кто-то из них решит повторить путь 18-летнего чеченца, сколько в том, что трудно придумать более надежный способ навсегда вызвать у молодых людей глубочайшее отторжение и отвращение к европейским ценностям, культуре и образу жизни.

Инициатива Макрона вызвала крайне бурную реакцию не только в исламистских кругах, но и у противоположного — либерального — лагеря, который усмотрел в предложениях французского президента недопустимое наступление на права и свободы граждан.

Самое ироничное и печальное, что все три стороны этого противостояния на самом деле говорят на одном языке — языке радикализма, и нет принципиальной разницы между исламистским экстремизмом, левацко-политкорректным либерализмом и секуляризмом в крайних формах, что ныне практикует французское государство.

Для решения действительно острой и давно назревшей проблемы Франция прибегает к тем же методам максимально грубой промывки мозгов, что и исламисты, правда, шансов, что они сработают, у нее куда меньше.

В свое время Европа подарила миру удивительную — потому что работающую — концепцию свободы, которая выражена в популярнейшей формуле, согласно которой свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого.

Существуют разные интерпретации этой мысли, но все они так или иначе сводятся к тому, что даже самое свободное общество предполагает определенные ограничения для каждого своего члена.

На практике это вылилось в то, что система западной демократии в своем классическом виде воспринимает маргинальными и неприемлемыми любые крайние и непримиримые в своей крайности точки зрения — будь то правые, левые, красные, белые или серо-буро-малиновые. А общественный и политический консенсус в такой системе делает ставку на компромисс и взаимоуважение, в том числе уважение к чужим убеждениям, верованиям и ценностям.

Нет никакого противоречия в том, чтобы, борясь с религиозным экстремизмом, не допускать и уж тем более не пропагандировать в государственных школах вакханалию воинствующего безбожия, целенаправленно оскорбляющего верующих.

Точно также государство может стоять на страже неприкосновенности частной жизни человека вне зависимости от его сексуальной ориентации, но при этом жестко блокировать любые попытки проникновения нетрадиционных сексуальных практик в общественную жизнь, будь то гей-парады или пропаганда гомосексуализма среди несовершеннолетних.

Одно другому никак не противоречит.

Но, похоже, Запад просто забыл об этом. И можно быть уверенным, что взятая им ныне на вооружение концепция, подталкивающая людей к радикализации, а общество — к непримиримости и углублению раскола, даст свои фатальные плоды.

19
Теги:
Европа
Праздничные лепешки с флагами Таджикистана и Кыргызстана

Как теперь договариваться с Кыргызстаном?

141
(обновлено 20:34 19.10.2020)
Сложная ситуация в Кыргызстане может негативно сказаться на процессе демаркации границ. И теперь перед Таджикистаном стоит выбор - подождать или форсировать переговоры

Политическая ситуация в Кыргызстане стала фантасмагорической. Садыр Жапаров в течение одного дня стал не только премьер-министром Кыргызстана, но и исполняющим обязанности президента, после того как теперь уже экс-президент Сооронбай Жээнбеков подал в отставку, а спикер Жогорку Кенеша Канатбек Исаков, ранее призывавший президента не уходить, сам отказался принять полномочия главы республики.

Что же, Жапаров сделал самую быструю и впечатляющую карьеру в Кыргызстане, и его рекорд вряд ли будет побит.

Пока что новые кыргызские власти заняты решением внутренних проблем. Реформируется избирательное законодательство, ЦИК Кыргызстана предварительно назначил парламентские выборы на 20 декабря 2020 года, а президентские – на середину января 2021 года. Судя по всему, вся политическая система страны претерпевает быстрые и радикальные изменения.

Подчеркну, что все это есть внутреннее дело Кыргызстана. Но возник вопрос, а что в таких условиях делать другим странам, в частности, Таджикистану, для которого отношения с Кыргызстаном очень важны и остались еще некоторые важные вопросы, вроде вопроса о делимитации и демаркации границы.

Переговоры по границе с Таджикистаном приостановлены

В декабре 2019-го президент Кыргызстана Жээнбеков выражал готовность решить вопрос о границе и обмене спорными участками, чтобы закончить работу межгосударственной комиссии, работающей с 2002 года.

На момент начала 2020-го из 970 км таджико-кыргызской границы было согласовано 519 км, остальные 451 км остались пока что под вопросом. В феврале 2020-го в Баткене прошли переговоры по уточнению 114 км границы, проработанной топографическими группами, а также по обмену участками территории. Топографические группы к 1 марта должны были представить проект нового участка границы.

Стало известно, кто возглавит таджикскую делегацию на переговорах с Кыргызстаном

Однако все сорвалось: 11 февраля 2020 года в отставку ушел вице-премьер Кыргызстана Жениш Разаков, руководивший межправкомиссией Кыргызстана и Таджикистана. Потом началась эпидемия коронавируса, и встречи не проводились. Теперь в связи с событиями в Кыргызстане вообще становится непонятно, когда и при каких условиях возобновится работа по делимитации и демаркации границы.

Между тем приостановка переговоров, пусть и по весьма уважительным причинам, в целом фактор негативный, поскольку приграничные конфликты никуда не делись и в сложившейся обстановке они могут стать более масштабными, чем раньше. И вообще, как теперь строить двухсторонние отношения?

Нажать или подождать?

Пока Жээнбеков и Исаков не отреклись от власти, данной им Конституцией Кыргызстана, можно было лелеять надежды, что Жапаров ненадолго. Но после отречения (мне трудно подобрать другое слово для обозначения этого решения, странного в самой высшей степени; вице-спикер ЖК КР Аида Касымалиева выразилась даже так: "Это просто какой-то выстрел в голову") такие надежды развеялись.

Кроме того, формально Жапаров – исполняющий обязанности президента Кыргызстана до выборов, то есть до января 2021-го или чуть более, чем на два месяца. Однако, наблюдая за тем, как на глазах меняется законодательство республики, запросто может оказаться, что Жапаров еще и на выборы пойдет и его еще и выберут.

Жапаров высказался о договоре по российской авиабазе в Кыргызстане

Отсюда и вывод: волей-неволей придется договариваться с теми, кто есть. Садыр Жапаров теперь в Кыргызстане власть в самом буквальном смысле слова, и с этой точки зрения контакты и какие-то переговоры с ним не имеют альтернатив.

Есть две возможные стратегии решения вопроса с нынешним правительством Кыргызстана. Первая заключается в том, чтобы, используя момент и задействовав все официальные, неофициальные и неформальные каналы, добиться от Кыргызстана максимума уступок во всем вопросам, в том числе и по границе. Правительство Кыргызстана сейчас весьма слабо, оно нуждается в поддержке, в деньгах, у него множество проблем и задач; давление с целью вынудить его подписать некие соглашения, требуемые Таджикистану, может оказаться результативным. Так, во всяком случае, поступали в прежние времена, и в пору острых политических кризисов ковалась история и территориальные переделы.

У этой стратегии есть два недостатка. Во-первых, нажим сильно испортит, возможно, долгосрочно, отношения Кыргызстана и Таджикистана. Во-вторых, правительство Жапарова может оказаться слишком слабым, пасть через некоторое время, а новое правительство легко может отказаться от признания подписанного под нажимом договора. Соблазнительно, но можно все испортить.

Вторая стратегия заключается в том, чтобы подождать. За два месяца до назначенных президентских выборов Жапаров все равно не успеет решить проблему с границей и все оформить. Но за это время вопрос с властью как-то должен будет решиться, и станет ясно, с кем договариваться. Это будет или нынешний исполняющий обязанности президента, или кто-то другой вместо него.

У этой стратегии главный недостаток в том, что вопрос о границе, равно как и многие другие, откладывается в некоторое неопределенное будущее. Пограничное соглашение, которое требует работ на местности и длительных процедур, в особенности. Помимо этого, никто не даст гарантии, что борьба за власть, перевороты и чехарда в Кыргызстане не затянутся и не превратятся на несколько лет в сплошную вереницу переворотов и революций. Легкость получения власти явно подогревает желания других претендентов испробовать свой шанс.

Если это произойдет так: череда революций и крайне шаткая власть в Кыргызстане, - то получится, что кыргызско-таджикские отношения будут фактически заморожены до окончательного разрешения вопроса о власти, до тех пор пока не появится лидер с железной рукой.

Охранять, что есть

В подобной ситуации Таджикистан будет вынужден охранять текущую границу - одинаково согласованные и несогласованные участки. Это объясняется тем, что события в Кыргызстане представляют определенную угрозу безопасности Таджикистана.

Во-первых, само по себе ослабление центральной власти Кыргызстана объективно создает условия для обострения обстановки на границе, повышения активности криминальных элементов и контрабандистов.

Во-вторых, в политическую борьбу в Кыргызстане могут втянуться разные террористические группировки, в том числе и в целях "афганизации" Кыргызстана. Такую вероятность нельзя сбрасывать со счетов.

Не будем строить прогнозов, поскольку развитие событий очень динамичное и обгоняет любые версии. Надо отметить лишь некоторую вероятность превращения Кыргызстана в арену вооруженной политической борьбы за власть. В этом случае все соседи, в том числе и Таджикистан, должны будут защищаться. Первая мера защиты – это усиление охраны и обороны границы, где бы и как бы она ни проходила.

Пожалуй, лучше это сделать сразу, так сказать, во избежание.

141
Теги:
переговоры, Таджикистан, Кыргызстан
Темы:
Кыргызстан и Таджикистан: новости на границе