Торговля овощами и фруктами, архивное фото

Пиар для абрикоса: почему таджикские фрукты тяжело продать в Европе и Китае

29041
(обновлено 23:33 13.02.2020)
Аграрии из Таджикистана упорно пытаются найти покупателей вне российских рынков. Мешает этому дорогая логистика и то, что за пределами СНГ о качестве таджикских фруктов неизвестно почти никому

ДУШАНБЕ, 13 фев — Sputnik. Таджикистан очень старательно, хотя и не всегда успешно, старается выйти на международные рынки. Покупатель номер один это, конечно, Россия, но дехкане не прочь продавать дары земли и в Европе, и в Поднебесной, где таджикская продукция особо ценится в силу своей экологичности.

Но ожидания ожиданиями, а продажа товара на высококонкурентном рынке, даже с блестящей репутацией, – задача большой сложности, которая под силу наиболее упорным и предприимчивым аграриям.

В рамках проходящей в Москве выставки ПродЭкспо-2020, Sputnik пообщался с таджикскими сельхозпроизводителями и узнал, какие цели перед собой ставит аграрный бизнес и с какими проблемами сталкивается.

Рынки вместо сети

"На выставке участвует более 14 компаний, на стендах представлены сухофрукты, напитки, лимоны, виноград. В этом году Торгово-промышленная палата Таджикистана запланировала участие в нескольких международных выставках с целью повышения торгового потенциала республики, так как наша продукция намного дешевле, чем в других странах, при этом не уступает по качеству", - вот вкратце описывает задачи своего ведомства представитель ТПП Дилшод Мирсаидов.

Сухофрукты, виноград и лимоны – главное, чем хотят удивить потенциальных покупателей таджикские дехкане. Удивляться есть чему, таджикские кисло-сладкие лимоны больше похожи на какой-то экзотичный цитрусовый плод, чем на привычный россиянам желтый фрукт.

Икат, ремесла, вино: как Таджикистан расширяет географию торговли

Тоже и виноград. Сочный, сладкий, но не приторный, он выгодно отличается от тех сортов, что можно купить в большинстве сетевых магазинах. Да и абрикосы с таджикской земли также обычно вкуснее турецких и китайских плодов с прилавков.

Но объективно высокого качества фруктов недостаточно для их массового экспорта, признают аграрии. Закупщикам крупных ритейлеров куда важнее, чтобы товар прибыл строго в оговоренные сроки и был заранее установленного размера и вида.

И вот с этим чаще всего и возникают проблемы, отмечает директор фирмы "Абрикос и компания" Пулот Ашуров.

"Мы не можем выйти на сетевое магазины. Пока в Москве мы торгуем только на "Фудсити" и оптовых рынках. Это очень неудобно – вот пошел дождь, торговли нет. Иногда продавцам приходится торговать буквально с грузовика. Мы недолго торговали с "Магнитом", но потом правила изменились", - рассказывает Ашуров.

У разных закупщиков разные требования к товару и упаковке, но проблема не в этом, а в санитарных комиссиях, которые очень часто принимают решение о негодности товара по собственному настроению, по словам Ашурова, а не в результате экспертизы.

Незнакомый фрукт Таджикистана

Возможно, закупщики охотней покупали бы таджикские фрукты и даже помогали с прохождением фитосанитарного контроля, если бы дехкане могли предложить дешевую цену при массовом завозе.

Но, увы, затраты на дорогу таковы, что аграрии могут сбросить цену только себе в убыток.

"Если говорить о сухофруктах, то доставка в Россию обходится 13-14 рублей за килограмм, маржа где-то 20%. А если брать свежие, экспортные абрикосы, то их себестоимость составляет 30 рублей, но пока мы довезем их до Москвы, стоимость вырастет до 80. Все уходит на логистику и растаможку. Услуги стоят дороже, чем сам товар", - пояснил Ашуров корреспонденту Sputnik.

Нам черешню, вам деньги: как фруктам из Таджикистана попасть в Россию

Безусловно, Россия – не единственный открытый таджикским фермерам рынок. По словам предпринимателей, в последние годы они везут свою продукцию небольшими партиями в Европу и в Китай.

В случае с Европой, доставка и бюрократические проволочки длятся еще дольше, чем в РФ, но самая главная проблема – это узнаваемость товара. Так, в Британии абрикосы и лимоны из Таджикистана пользуются определенным спросом среди местных гурманов и ценителей экопродукции, однако все равно пока не могут конкурировать с хорошо знакомым англичанам товаром из Пакистана и Турции, заполонившим все прилавки.

Иная ситуация в Китае. Жители Поднебесной хорошо знакомы с дарами таджикской земли и даже считают их особо полезными – мол, в отличие от собственных, китайских фруктов, соседи не грешат повальным использованием сомнительных пестицидов и удобрений.

Но проблема здесь все та же – огромные затраты на доставку и непробиваемая бюрократия.

"У нас, в Согдийской области, 18 тысяч урожайных гектаров, там, по словам китайцев, зона высокой экологичности. Поэтому наши абрикосы в Китае стоят 15 долларов за килограмм, тогда как собственные, китайские, всего 2 доллара. Но вести таджикские фрукты туда очень дорого", - подчеркивают согдийские производители.

Так что, хотя дехкане шаг за шагом продвигаются на новые рынки, движение это, к сожалению, очень неспешное. И в ближайшие годы для фермерских хозяйств Таджикистана Россия остается самым доступным и открытым, пусть и довольно проблемным направлением аграрной торговли.

29041
Теги:
Китай, Европа, Таджикистан, торговля, фрукты
Загрузка...

Орбита Sputnik