Македонский "оживляет" Будду - история древнего учения в Центральной Азии

2206
(обновлено 23:00 28.07.2020)
Завоевания эллинов не только создали крупнейшую империю древности, но и подарили нам первые изображения восточного пророка, сделав современные Афганистан и Таджикистан местом исхода греческих богов в Индию и Японию

ДУШАНБЕ, 16 ноя - Sputnik, Рубен Гарсия. О грандиозных достижениях Александра Македонского, на Востоке известного как Искандер, знает каждый. Если не из учебников истории, то уж из голливудских фильмов – наверняка.

И неудивительно: к 33 годам поставить на колени большую часть обитаемой Европы,  Ближнего Востока и Азии не удавалось никому ни до, ни после. Все будущие завоеватели тайно или явно очень хотели походить на знаменитого македонца, но получалось все равно как-то блекло. Либо масштаб военных действий был не тот, либо фигура полководца не столь эпична.

Дело в том, что секрет исторического бессмертия Искандера и шедших с ним эллинов – в культурных, а не в военных достижениях. Земли Азии покорилась не только мечу солдата, но и резцу скульптора.

Так появился удивительный феномен греко-буддизма, на 500 лет остававшегося главной религией на пространствах от Амударьи до Ганга.

И если здесь осколки державы Македонского пережили своего создателя менее чем на два века, то принесенное греками искусство навсегда стало неотъемлемой частью искусства восточного.

Из Центральной Азии в гости к слонам

Завоевание региона в 329 году д.н.э. начиналось как триумфальное шествие по землям варваров. Неудивительно, ведь македонские фаланги только что в чистую разгромили Персидскую империю – самую мощную державу известного грекам мира. Чего уж там какие-то разрозненные кочевые племена.

Но азиатский поход Македонского длился дольше и обошелся дороже, чем покорение необъятной империи персов. Здесь, у реки Зеравшан, где-то на территории современных Таджикистана и Узбекистана, доселе непобедимый Александр потерпел единственное за всю жизнь поражение и здесь же его солдаты впервые столкнулись с ужасами партизанской войны.

Ценой больших потерь Александр завоевал Центральную Азию и двинул войска через афганские горы прямиком в Индию.

Круче Индианы Джонса: как в Афганистане искали тайное сокровище Бактрии

Там их ждал "теплый прием" воинственного царя Пора, партизанщина в малярийных джунглях и встреча с чудовищами из мифов - слонами, настоящими фантастическими тварями по меркам греков. Дойдя до Ганга, армия сказала Александру: "Хватит". Наступление на восток завершилось, и эллины стали осваивать захваченные территории.

До этого продвигаясь вглубь неизвестных территорий, греки нуждались в надежных тылах, а потому основывали новые селения, названные Александриями, – в честь своего полководца. Так появился таджикский Худжанд (Александрия Эсхата), афганские Герат и Кандагар, пакистанские Джалалпур и Джелам и еще десяток азиатских городов. К слову, Амритсар, священный город индийских сикхов, появился на месте Александрии Гифасиской.

Военные укрепления по мере прибытия колонистов превращались в многолюдные города. За военными шли крестьяне и купцы, за купцами – ремесленники и люди искусства. Начался культурный обмен между завоевателями и покоренным населением.

И тут греки с удивлением узнали о странной новой вере, где аскеза и холодное бесстрастие главного пророка Будды Гаутамы так резко контрастировали с разнузданностью и пылкостью эллинских богов.

Встреча двух монахов

Учение скептических йогов

Первым человеком, решившим познакомиться поближе с восточными учениями, был сам Македонский. Воспитанный знаменитым Аристотелем, он хотел, чтобы его видели не жестоким полководцем, но великим мудрым правителем, а потому очень заботился о культурной составляющей своих завоеваний. И вел с собой не только армию пеших и конных, но и небольшую группу выдающихся художников, поэтов и главное - философов.

Легенда о добром царе: незавершенная история Исмаила Самани

Узнав о существовании в Индии неких "нагих мудрецов" - гимнософистов (по-видимому, близких к йогам), он непременно захотел с ними встретиться. Неизвестно, что обсуждали Александр и ученые мужи. В истории остались лишь упоминания о 10 риторических загадках, да пара анекдотичных баек. К примеру, мудрецы, узнав о грандиозных воинских успехах Македонского, вопрошали: "Неужели он не мог добраться до нас без таких хлопот?"

Точно известно другое – греческие умы восприняли восточные учения на свой манер и понесли их обратно в Грецию.

Завоевав в 326 году до н.э. город Таксилу – важный буддийский центр, Македонский предоставил возможность местным и греческими философам полтора года обмениваться идеями и вести диспуты. И эти 18 месяцев произвели неизгладимое впечатление на Пиррона, основателя течения скептицизма.

Неприятие земных страстей, да и вообще сомнение в изменчивых ценностях жизни сильно поразили Пиррона, сделавшего сомнение ключевым принципом своей философии. Да, в Греции в это время жил Диоген, но его отказ от мирского был своего рода политическим манифестом. И уж точно скандальный эпатаж жителя бочки имел мало общего с самосозерцанием индийских гуру.

При этом последователи Диогена оказались вполне восприимчивы к постулатам отрешенности и бесстрастие, умело сочетая в своих речах родное эллинское и новое буддийское. Так, один из спутников Александра, историк и писатель Онесикрит после азиатского похода выражался вполне на манер Гаутамы.

"Ничто из происходящего с человеком нельзя назвать ни хорошим, ни плохим, все эти мнения всего лишь фантазии, - вещал историк, - Освободить разум и от горя и от удовольствия — вот лучшая философия".

Пиррон, Онесикрит и ряд других мыслителей вернулись в Грецию, буквально огорошив современников новыми истинами. И ученые люди сами устремились на Восток.

Мистический Таджикистан, или Самые загадочные места в республике

Причем для знакомства им не надо было ехать именно в Индию, так как Центральная Азия к IV веку до н.э. тоже была важным центром буддизма. Так, одно из древнеиндийских преданий гласит, что два торговца родом из Бактрии (историческая область на территории современных Таджикистана, Узбекистана и Афганистана) долгое время были учениками Будды, обрели истину и, вернувшись домой, построили храм в честь своего учителя.

К сожалению, сегодня сохранилось не так много свидетельств той эпохи. Самые знаменитые - это Бамианские статуи, безжалостно уничтоженные талибами в 2001 году, и скульптура "Будда в нирване", хранящаяся в Национальном музее древностей Душанбе.

Будда встречает Геракла

И если буддисты подарили грекам духовное, то греки буддистам - материальное. А точнее, первое в мире изображение Будды. До прихода Македонского буддисты никогда не персонифицировали своего учителя. Вместо него изображали некий значимый символ. Пустой трон как знак отрешения от власти, круг с восемью спицами – как аллегорию поворота колеса истины, или дерево, то самое, под которым Будда достиг просветления.  

Практичных эллинов такой подход, по-видимому, не устроил, и они решили в очередной раз показать величие своего искусства, впервые создав статуи Будды в человеческом образе.

Будда в греко-буддистском стиле

Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на ранние скульптуры. Гаутама там одет в греческую тогу, стоит в характерной позе - контрапосте, с лицом средиземноморского типа и курчавыми волосами, не свойственными жителям региона.

Первые изваяния стали каноном на тысячелетия, хотя со временем исконно греческое заменялось традиционно восточным.

И если про скульптуры Будды расскажут во многих музеях искусства, то заимствование греческих богов почему-то до сих пор остается малоизвестным фактом. Жителям древней Индии как-то приглянулись мускулистые мужчины из эллинских мифов. Их сомнительную биографию, полную супружеских измен, страстей, убийств и даже каннибализма, они брать не стали, а вот изображения и функции с удовольствием добавили к своему пантеону.

Сорок девушек, защитивших Таджикистан от Чингисхана, и другие легенды края

Так, Геракл и Зевс на пару превратились в Ваджрапани - могущественного защитника Будды. На каменных барельефах рядом с Гаутамой он и 500 лет спустя после греческого завоевания изображался вполне европейцем. А буддийские монументы в тот период начинают подпирать очень узнаваемые атланты.

Гаутама Будда и его защитник Ваджрапани

Причем Центральной Азией и Индостаном дело не ограничилось. Эллинские боги через несколько столетий благополучно мигрировали в Китай, а оттуда – в Японию.

Хрестоматийные примеры – это упомянутый Ваджрапани и греческий Борей, повелитель северного ветра. У японцев Борей сменил имя на Фудзин, сохранив свою божественную функцию владыки ветра, а заодно и аксессуар в виде развевающегося за спиной куска ткани.

Стоит отметить, что культурное влияние - это, как правило, движение в обе стороны. Греко-буддизм не стал исключением, и традиционные восточные статуэтки нередко оказывались на Западе. Так, при раскопках в Помпеях была обнаружена прекрасная находка: так называемая "Помпейская Лакшми", индийская фигурка из слоновой кости, изображающая богиню плодородия, красоты и богатства.

Помпейская Лакшми

Большое наследие греко-буддизма

Уже в 322 году до н. э. север Индии отвоевал царь Чандрагупта, основатель могущественной династии Маурьев. Изгнав войска греко-македонцев, он при этом не спешил избавиться от эллинской культуры, хотя казалось, она не могла прижиться за столь короткий срок.

Часть документации и международная переписка велись на греческом, ученые из Эллады всегда были желанными гостями при дворе Маурьев. Самый знаменитый правитель династии, внук Чандрагупты король Ашока, оставил после себя множество эдиктов, дублирующихся на греческом языке. Ашока принял буддизм, причем в знакомом ему обличие, что способствовало распространению греко-буддийской культуры в регионе.

В это же время на западе индийской державы образовалось Греко-бактрийское царство, где сравнительно мирно уживались  буддисты, зороастрийцы и греки.

На смену ему пришла могучая и малоизученная Кушанская империя, где греко-буддизм был главной идеологией государства.

Тогда же и началось разделение буддизма на два основных направления - махаяну и хинаяну. Махаяна испытала на себе некоторое влияние греческой культуры и отличалась большей демократичностью. 

Последователи именно этой школы, в том числе потомки греческих колонистов, стремились широко проповедовать учение Будды. Есть бездоказательная, но очень занятная версия о том, что и Бодхидхарма, основатель дзэн-буддизма был этническим греком. Аргумент прост - Бодхидхарма впервые появился в Китае, приплыв из Индии, китайские авторы называли его в шутку "бородатым варваром", а в иконографической традиции выглядит очень уж не по-азиатски, даже на поздних изображениях.

Бодхидхарма, японский рисунок

Упадок греко-буддизма начинается в IV веке. В Индии последователей учения Гаутамы жестоко преследовали брахманы, видя в них угрозу своему социальному положению. А на западе Кушанская империя уступает Сасанидскому Ирану часть территорий, где вместо буддийских храмов персы возводят зороастрийские святилища. 

Пройдут три столетия, огнепоклонников и редкие общины буддистов на территории Центральной Азии окончательно вытеснят яростные проповедники новой веры – ислама. Буддийское наследие будет предано забвению.

От мини до буркини: как 40 лет назад в Иране победила Исламская революция

Греко-буддизм был совершенно уникальным религиозным явлением в жизни Центральной Азии и Индостана. Очень плотское, осязаемое язычество бесконфликтно смешалось с бестелесной аскезой духа, породив целый пласт культуры и став примером удивительной мощи искусства.

В III веке н.э. рядовой скульптор в Индии или художник где-нибудь в Согдиане могли вообще не знать о роли Македонского в истории региона, а то и вовсе считали его не более чем мифическим героем. Но продолжали изображать Будду в эллинской тоге, стоящим в контрапосте.

И хотя эпоха умерла, она успела дать жизнь совершенно новому виду искусства, попутно оказав сильное влияние на классическую античную философию. Колесо истины дало новый оборот – что ж, очень в духе греко-буддизма.

2206
Теги:
Таджикистан, Восток, Индия, история, Александр Македонский
Силы безопасности охраняют территорию после сообщения о нападении с ножом в церкви Нотр-Дам в Ницце

Под прицелом: Францию атакуют религиозные экстремисты

311
(обновлено 21:05 29.10.2020)
Францию захватила волна террористических атак на фоне заявлений президента страны Эммануэля Макрона о борьбе с радикальным исламом

ДУШАНБЕ, 29 окт — Sputnik, Даниил Низамутдинов. Францию снова потрясли ужасные события. В четверг утром 25-летний мужчина ворвался в базилику Нотр-Дам в Ницце обезглавил женщину ножом, а затем ранил еще двух прихожан. Преступника сумели задержать, он оказался, как сообщили власти, радикальным мусульманином.

Инцидент стал не первым во Франции за этот месяц. Две недели назад неподалеку от Парижа 18-летний парень Абдулах Анзоров обезглавил преподавателя истории Самюэля Пати, который показал ученикам на уроке карикатуры из Charlie Hebdo на пророка Мухаммеда.

Власти усиливают борьбу с исламизмом. Что привело страну в такую ситуацию и почему проблема мусульманского радикализма выходит на передний план, разбиралось РИА Новости.

Террористы: кто и откуда

В Ницце погибли трое, несколько раненых. Как передает Рейтер, одну женщину обезглавили. Атаковавшего задержали. По словам мэра города Кристиана Эстрози, он твердил "Аллах акбар", что указывает на теракт. Напавшего на полицейских в Авиньоне застрелили.

Это далеко не первые жестокие преступления на почве исламского радикализма, совершенные во Франции в последнее десятилетие.

Расстрел школы в Тулузе (2012), нападение на редакцию Charlie Hebdo (2015), атака на театр Bataclan и рестораны в Париже (2015), теракт на Английской набережной в Ницце (2016), казнь священника в Сент-Этьен-дю-Рувре (2016), многочисленные покушения на полицейских — вот неполный перечень.

Обобщенный облик террориста таков: молодой мусульманин, житель бедных пригородов, приехавший из Северной Африки или потомок иммигрантов. В ряде случаев преступники открыто демонстрировали связи с запрещенными террористическими организациями или были уличены в них.

На протяжении нескольких десятилетий страны Западной Европы активно принимали у себя беженцев и иммигрантов из мусульманских стран. Малоимущие люди селились в пригородах, где с годами неизбежно повышался уровень преступности. Многие пригороды Парижа, Марселя, Ниццы, Страсбурга и других французских городов постепенно превратились в гетто, где царят преступники, наркодилеры и торговцы оружием. Это "зоны вне права", районы беззакония, которые не то что обычные граждане объезжают стороной — туда боится сунуться полиция.

Для примера: в начале октября в Шампиньи-сюр-Марн в десяти минутах езды от Парижа уже не первый раз в этом году несколько десятков человек атаковали полицейский участок: десять минут они обстреливали здание градом пиротехники, пытались выломать двери и разбили несколько автомобилей на парковке. Полицейские отсиживались внутри.

Разумеется, власти и сами несут ответственность за возникновение и существование этих "горячих" кварталов, поскольку долгие годы попросту закрывали глаза на то, что там происходит, или отделывались косметическими мерами. Так, после нападения на комиссариат полиции, кроме громких заявлений, решили взять под контроль... торговлю пиротехникой. А задержали в итоге лишь одного подозреваемого, хотя на место происшествия даже министр внутренних дел выезжал.

Безработица, материальная необеспеченность, замкнутая этническая среда и социальное неравенство подталкивают молодых людей к протесту. На этой почве и цветет французский радикализм, поскольку некоторые канализируют протест через свою мусульманскую идентичность, чему активно помогают радикальные имамы.

Безусловно, нельзя навешивать ярлыки на всех. Маргиналов меньшинство, однако зачастую именно агрессивное меньшинство задает тон в плотной общине.

Боевая подготовка

Еще в девяностые годы во Франции появились радикалы, которые ездили воевать за границу, например в Чечню. Власти закрывали на это глаза, потому что в той или иной степени поддерживали сепаратистов.

В 2005-м полыхнуло уже в самой Франции. Шокирующие кадры массовых беспорядков в пригородах потрясли весь мир: погромы, поджоги, атаки на полицию не стихали две недели.

В следующем десятилетии — новая волна: молодых французов активно вербовали для боевых действий в Ираке и Сирии. Только по официальным данным в зоны конфликта отправились сотни французских джихадистов: там они проходили военную подготовку и участвовали в боях. Некоторые вернулись — как, например, участники терактов 13 ноября 2015 года в Париже, в результате которых погибли 130 человек.

Суть проблемы власти осознали достаточно давно: и при Николя Саркози, и при Франсуа Олланде пытались запускать проекты, направленные на интеграцию, дерадикализацию исламской молодежи. Однако эти начинания по большей части провалились: то ли масштаб проблемы недооценили, то ли было слишком поздно, то ли меры нужно было принимать иные.

Теперь пришла очередь Эммануэля Макрона: за несколько дней до убийства учителя президент выступил с громким призывом оградить французских мусульман от иностранного влияния, усилить борьбу с экстремистами и построить в стране "просвещенный ислам". А министр внутренних дел Жеральд Дарманен объявил войну "врагам Республики".

Суть намерений Макрона

Часть исламского населения страны обособилась под влиянием проповедников и все дальше отстраняется от традиционных республиканских ценностей, замыкаясь в рамках общины с ее жесткими религиозными и культурными практиками.

Для усиления борьбы с этой формой "сепаратизма" правительство должно к декабрю подготовить соответствующий законопроект.
В частности, власти хотят запретить домашнее образование и обучение в нелегальных школах, зачастую контролируемых экстремистами.

Вместо этого планируется ввести обязательное обучение в республиканских школах для детей с трех лет. Государственный контроль за частными школами усилят.

Указывают на недопустимость "конфессиональных" меню в столовых учебных заведений, отдельных бассейнов для женщин и других общинных практик.

Собираются усилить контроль за финансированием мечетей и некоммерческих организаций. Имамов готовить внутри страны по утвержденной программе, а иностранных проповедников, подозреваемых в продвижении идей салафизма и ваххабизма, — выслать вместе с другими радикалами.

Опасность нарастает

После убийства преподавателя власти демонстрируют решительность: объявили о роспуске нескольких распространявших радикальную пропаганду мусульманских ассоциаций, закрыли мечеть города Пантен, которая опубликовала видео с призывами против Самюэля Пати. Сообщили о депортации 231 подозреваемого в экстремизме иностранца.

Достаточно ли этого? Известный своими правыми взглядами журналист и писатель Лоран Обертон считает, что однозначно нет. По его словам, высылка двух сотен радикалов — "это просто смешно", и вообще непонятно, почему до сих пор они спокойно находились в стране, если на них давно завели досье. При этом убийца Самюэля Пати никогда не был под наблюдением.

"С того момента, как во Франции появились люди, готовые умирать во имя своей идеологии, горячие линии, разного рода пакты и другие подобные меры недостаточны. Мы столкнулись с очень тяжелой проблемой, которая приобрела огромный размах", — говорит он.

"Сожжение Макрона" и флага США: протест у посольства Франции в Тегеране - фото

По мнению писателя, ситуацию надо рассматривать глобально, она давно стала критической. Терроризм — лишь симптом, побочный эффект повседневного насилия. С радикализацией надо бороться комплексно и на корню: это касается и контроля за миграцией, и работы в школах, и решения социальных проблем, и жесткой борьбы с преступностью.

Обертон опасается, что во Франции совсем скоро может произойти настоящий социальный взрыв и начнется хаос. Способствует этому и текущее положение дел с коронавирусом. Весной эпидемия привела к панике и пустым полкам в магазинах. Повторный карантин на неопределенный срок спровоцирует сильнейший кризис в экономике, и это в первую очередь ударит по малообеспеченным семьям.

"Представьте, например, новую вспышку насилия в пригородах, как в 2005-м, только с учетом возросшей террористической угрозы и полиции, совершенно не готовой к этому", — указал он.

Традиционная толерантность

Лоран Обертон также отмечает, что борьбе с исламизмом мешает возведенная в абсолют толерантность, навязанная в том числе и властью. Поскольку в угоду этой идеологии не принято и фактически запрещено называть вещи своими именами: ведь преступник не имеет национальности. Стоит только сказать лишнее, сразу станешь нерукопожатным: тебя моментально подвергнут остракизму, заклеймив крайне правым, исламофобом и расистом.

"Сегодня, высказываясь о свободе слова, ситуации на Ближнем Востоке или даже французской истории, мы уже не можем говорить напрямую то, что думаем. Проблема чрезвычайно глубока, и пока нам не хватит смелости решить ее в корне, у нас нет никаких шансов", — уверен писатель.

Преподаватель и эссеист Жан-Поль Бригели тоже возмущается тем, что, например, учителя во Франции зачастую прибегают к самоцензуре и стараются уходить от опасных и неудобных тем, в частности, религии. Причем не только в неблагополучных пригородах.

"Сначала не следовало упоминать теорию эволюции Дарвина, оскорблять пророка или просто говорить об исламе. Сегодня мы подвергаем цензуре таких авторов, как Вольтер, потому что он написал "Фанатизм, или Пророк Магомет". Это скатывается уже к урокам физкультуры с требованиями отдельных раздевалок для обрезанных и необрезанных учеников. Я уже не говорю об отдельных бассейнах для девочек", — сказал Бригели.

По его словам, на этом поле Республика с ее светским подходом постоянно отступает. А убийство Самюэля Пати серьезно ухудшит ситуацию. "Это еще один сигнал преподавателям, многие из которых и так напуганы до смерти: "Не говорите того или этого, если не хотите, чтобы такое произошло с вами". А ведь это и так не та профессия, представители которой излучают храбрость", — добавляет он.

По его мнению, проблемой жестко и решительно должны заниматься как в сфере образования, так и правоохранительные органы. "Нужно, чтобы МВД и Минюст делали свое дело. Надо положить конец сверхтерпимости. Во Франции тысячи иностранных радикалов, которых следует немедленно выслать из страны. Думаете, Саудовская Аравия или Алжир стали бы терпеть такое у себя? Франция для исламистов — тютя. И с этим надо заканчивать", — подчеркнул преподаватель.

Все же он еще сохраняет какой-то оптимизм, но прекрасно осознает слабость французских элит. Однако серия убийств, совершенных 29 октября, просто не оставила выбора властям: необходимость решительных действий давно перезрела.

311
Теги:
экстремисты, теракт, Франция

Куда пропали водители: как отток мигрантов сказался на ценах на такси в России

945
(обновлено 15:09 28.10.2020)
В России во время пандемии заметно выросли цены на такси: но причина не только в возросшем спросе на услуги, но и в ситуации с мигрантами

ДУШАНБЕ, 28 окт — Sputnik. Рынок такси, услуги которых пользуются заметным спросом в Москве и других городах России, заметно просел во время пандемии, отмечает доцент кафедры организационно-управленческих инноваций РЭУ имени Г. В. Плеханова Михаил Хачатурян в материале "Вестника СЗФО".

Эксперт отметил, что основные проблемы на рынке перевозок возникли из-за закрытия границ и оттока мигрантов.

Большинство водителей в этой сфере - выходцы из Центральной Азии: граждане Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана, и меньшинство - представители регионов России.

Потеснят ли безработные россияне мигрантов на рынке труда?

При этом ставка на мигрантов объяснима экономической выгодой для таксопарков и агрегаторов: иностранцы согласны работать значительно больше за значительно меньшие деньги, не требуя, в отличие от граждан России, ни социальных пакетов, ни страхования жизни, ни отпусков, ни выходных.

Во время действия карантинных мер водители такси получали дополнительный заработок благодаря интеграции доставок заказов через службу такси.

К перевозкам присоединились студенты, которые поддержали отрасль. Но они прекратили работу в такси с наступлением учебного года.

Собянин рассказал, какие трудности испытывает Москва из-за нехватки мигрантов

"Восполнить недостаток водителей за счет мигрантов ввиду закрытых границ оказалось невозможным. Этим, а еще возросшими затратами на страхование жизни пассажира, ростом цен на бензин, необходимостью получения патента на работу и регистрации в качестве самозанятых в большинстве своем и объясняется рост среднего чека за поездку в Москве", - объяснил Хачатурян.

Медведев: Россия не сможет обойтись без мигрантов

Эксперт заключает, что дефицит водителей, вызванный закрытием границ и невозможностью привлечь в отрасль дополнительную относительно дешевую рабочую силу, приведет к тому, что цены на поездки будут расти, особенно в часы пик, в вечернее и ночное время в выходные.

945
Теги:
такси, миграция, мигранты, Таджикистан, Россия
Темы:
Мигранты из Центральной Азии в России

Число заболевших коронавирусом в Таджикистане превысило 11 тысяч

0
(обновлено 18:02 31.10.2020)
Министерство здравоохранения Таджикистана опубликовало актуальную статистику по распространению коронавируса в стране

ДУШАНБЕ, 31 окт — Sputnik. Число выявленных случаев коронавируса в Таджикистане превысило 11 тысяч, сообщает Министерство здравоохранения республики.

За сутки в Таджикистане зафиксировано 40 новых случаев COVID-19.

Общее количество инфицированных в стране достигло 11 017 человек.

За сутки 51 человек был выписан из больниц. Всего врачи Таджикистана вылечили 10 233 пациентов.

Мухамадиев рассказал о главной опасности второй волны для Таджикистана

От болезни за все время с выявления коронавируса в Таджикистане погибло 82 человека.

0
Теги:
статистика, коронавирус, Таджикистан
Темы:
Коронавирус в Таджикистане: последние новости