В тисках холода: подлинная история памирской катастрофы 1942 года

© Public DomainСамолет Поликарпов Р-5, архивное фото
Самолет Поликарпов Р-5, архивное фото - Sputnik Таджикистан
Подписаться
Четверо мужчин, женщина и двое детей боролись за жизнь в заснеженных горах Памира, надеясь на спасение, но помощь пришла только через 85 дней: трагическая история экипажа Р-5
ДУШАНБЕ, 16 фев — Sputnik, Вадим Попов. Во время Второй мировой войны в горах Памира произошла одна из самых крупных авиакатастроф не только в истории Таджикистана, но и всего Советского Союза.
В 1942 году, 16 февраля, биплан Р-5 вылетел из Сталинабада (Душанбе) в Хорог. Из-за тяжелых погодных условий самолет не долетел до цели, а зацепился за одну из вершин перевала Одуди Рушанских Ворот, и упал в урочище Калаи Вамар Памира. В этих местах горы настолько высоки, что самолеты идут между ними. Подобные проходы между скалами и называются "воротами". Пилот и пассажиры: четверо мужчин и женщина с двумя детьми выжили, но дальнейшая их судьба потрясет многих даже спустя 77 лет.

Голод и холод: 85 дней в снежном плену

Над Памиром проходит одна из самых опасных воздушных трасс в мире, и 16 февраля очень надежный советский биплан 30-40-х годов не справился с перелетом и потерпел крушение.
На борту Л3316 находились пилот Василий Княжниченко, начальник Памирского погранотряда майор Андрей Масловский, работник Наркомата НКВД капитан Михаил Вихров, сотрудник НКВД Таджикской ССР Жуковский, а также Анна Гуреева, жена хорогского начальника аэропорта, с двумя детьми: десятилетним сыном Сашей и шестимесячным Валерием.
В Душанбе прошел митинг, посвященный памяти советского летчика Чкалова - Sputnik Таджикистан
В Душанбе прошел митинг, посвященный памяти советского летчика Чкалова
После падения самолета люди оказались на высоте 4400 метров в снежной ловушке. На этом уровне разреженный воздух не позволяет нормально дышать, часто из носа и ушей начинает идти кровь, учащается сердцебиение, появляется одышка, организм обезвоживается. Резкие перепады дневных и ночных температур, морозы до -30, снегопады не под силу выдержать даже крепким мужчинам, не говоря о детях.
Спустя несколько часов после падения Княжниченко и Вихров, получившие минимальные травмы при крушении, отправились искать проход к реке Пяндж, но вернулись так и не найдя пути. Дальнейшие поиски выхода показали, что самолет упал на край ледника, который "стекал" в глубочайшую пропасть.

В ледяной берлоге

Выжившие приняли решение дожидаться поисковой команды из Хорога. В распоряжении у пленников заснеженного Памира были запасы пищи: сливочное масло – 600 грамм, колбаса – 1000 грамм, сыр – 1200 грамм, одна банка крабов, три бутылки водки "Ара", питьевой воды не было.
Люди питались один раз в день по несколько граммов разных продуктов, вместо воды использовали снег, но в горах снег и лед жажду не утоляют. Каждая ночь давалась с большим трудом. Сидели друг у друга на коленях в 4-х местном купе, пытались каждую ночь выходить в физюляж самолета, но немедленно замерзали и уходили оттуда в тесную кабину пассажиров, временами выходили за снегом и ели его.
Так продолжалось в течение трех дней - до 19 февраля, когда мужчины опять предприняли попытку найти выход. Пройдя 6 километров через глубокий снег по грудь, они вернулись обратно, изнемогая от усталости.
Уже к 24 февраля закончились продукты, силы стали покидать товарищей по несчастью. Стало ясно, что подмоги нет смысла ждать, и было принято решение всем мужчинам отправиться на поиски последний раз, найти выход к Пянджу или умереть. Женщину с детьми оставили в обломках самолета.

Судьба брошенных

Через несколько дней пути сквозь снежную толщу Масловский, Вихров и Княжниченко все-таки дошли до кишлака Матраун, где их подобрали местные жители и переправили в Хорог. Жуковского с ними не было. Выжившие получили сильнейшие обморожения, двоим ампутировали ноги. Княжниченко повезло больше, на нем были теплые унты, которые полагались пилотам.
На месте крушения самолёта, архивное фото - Sputnik Таджикистан
Самые крупные авиакатастрофы в истории Таджикистана
В кишлаке никто из троих даже не вспомнил о Гуреевой с детьми. Местные жители утверждали потом, что если бы узнали об этом сразу, то Анну с Сашей они могли бы спасти. Лишь в Хороге летчик и чекисты вспомнили о брошенной ими женщине, прибавив, что она, скорее всего, уже умерла вместе с сыном от голода и морозов. Жуковского и Гурееву с детьми никто не искал еще два месяца. Помог случай.
В Душанбинское управление гражданской авиации пришла шифротелеграмма за подписью Вячеслава Молотова, которая предписывала найти все разбившиеся до этого времени Р-5, снять с них двигатели и направить в ВВС. На поиски самолета отправилась группа, в которую вошел муж Анны Иван Гуреев.
"Настоящий человек": образ Алексея Маресьева в культуре и в жизни
Идя к месту падения Р-5, отряд наткнулся на тело Жуковского, который по пути к кишлаку сорвался в пропасть. Мужчина лежал у реки, а вокруг россыпью пистолетные гильзы. В обойме "ТТ" не было ни одного патрона. Троица бросила товарища, а тот стрелял, зовя их на помощь, но так никого и не дождался.
На третьи сутки поисков, 12 мая, экспедиция вышла к обломкам, где увиденное повергло два десятка мужиков в шок. На физюляже сидела Анна, превратившаяся за 85 дней в живой труп.
Женщина повернула голову, и оцепеневшие мужчины в мертвенной тишине ясно услышали ее вопрос.
"Ваня, а ты уже, наверное, женился?!", - сказала Анна. Гуреев действительно женился за месяц до этого.
"Где сын, где Саша?" – спросил начальник хорогского аэропорта.
Женщина указала на лежащий рядом обглоданный череп.

Дневник Анны Гуреевой

На Масловского, Вихрова и Княжниченко было заведено уголовное дело по факту оставления женщины с детьми в безвыходной ситуации. Все трое получили разные сроки наказания. Пилота отправили на фронт в штрафной батальон, где он вскоре погиб.
К уголовному делу был приобщен дневник Анны Гуреевой, который и стал источником подробностей о ее заточении в ледяном аду. Кроме записей Анны в деле фигурируют еще и письма сына Саши.
"Здравтвати Коля и Витя и теть Варя шлю я вам горячий привет жилаю всива харашава. Бабушка намали нам богу чтобы нас из этой бирлоги вытощили", - из письма Саши.
Сделанные Анной и Александром записи невозможно читать без содрогания. Мальчик умер только 23 марта, продержавшись больше месяца. Его мать дожидалась спасения еще 7 недель.
Почти каждый день она делала записи - подробности своего мучительного ожидания спасения или смерти, а также распоряжения мужу, как обойтись с вещами и деньгами, которые были при ней. Женщина просила позаботиться об их общем сыне Владимире и других родственниках.

История Р-5 не закончилась

Анна Гуреева больше года наблюдалась в Душанбинской психиатрической больнице. Что дальше было с ее мужем и сыном Владимиром неизвестно. Сама же Анна второй раз вышла замуж, родила детей. Затем появились внуки. Она дожила до преклонных лет в Нуреке (Таджикистан).
Обломкам самолета Р-5 суждено было оказаться еще в одной передряге.
В 1985-м было принято решение найти части легендарного советского биплана для музея авиации в Монино (Россия). Специальная экспедиция обнаружила бензобаки, двигатель и другие детали. Обломки вывезли двумя рейсами на вертолете в Душанбе. Начался процесс восстановления машины по найденным в частных коллекциях чертежам.
В кустарных условиях самолет был закончен за семь лет. Винт был сделан из дерева лиственницы. На склеивание всех деревянных деталей понадобилось около 18 килограммов клея ПВА.
В 1992 году, когда в Таджикистане уже шла гражданская война, самолет был почти готов, обтяжку проделали три 70-летние пожилые женщины – сотрудницы авиазавода в Айни. Работу эту они знали хорошо, так как обтягивали крылья Р-5 в далеких 40-х.
Ветеран ВОВ Олег Соболев, архивное фото - Sputnik Таджикистан
Он пережил блокаду Ленинграда: история 95-летнего ветерана из Таджикистана
Поползли слухи, что машину хотят вывезти за границу и продать. Тогда реконструкторы решили укрыть самолет на российской военной вертолетно­-ремонтной базе в Айни. Биплан прицепили тросом к автомобилю и тащили по земле 15 километров, по дороге попали под обстрел. Когда привезли, начался скандал. Руководство таджикского авиапредприятия потребовало вернуть самолет. Тогда из Москвы прислали авиатранспорт, чтобы вывезти Р-5.
Пять лучших видов оружия Советского Союза
На сегодняшний день легенда российского и советского самолетостроения находится вот уже 26 лет в музее Российских военно-воздушных сил в Монино. Мало кто знает, что с этим экспонатом связана такая полная драматизма история.
Лента новостей
0