Международная экономическая выставка-ярмарка Сугд-2017

Сухофрукты и орехи из Таджикистана: как делается "сушеный" бизнес

3427
(обновлено 20:02 09.02.2018)
Участник международной продовольственной выставки привез в Москву сухофрукты из Таджикистана, а заодно рассказал, по каким законам живет бизнес на родине

ДУШАНБЕ, 9 фев — Sputnik, Тимур Селиванов. Таджикские орехи и сухофрукты с 5 по 9 февраля обосновались в Москве на выставке продуктов "Продэкспо-2018".

Кто, кому и как продает сушеные сладости, решил разобраться корреспондент Sputnik.

Мешки из Исфары — с севера Таджикистана

Предприниматели из Таджикистана практически проигнорировали московскую выставку — то ли сказался общий кризис, то ли — боязнь конкуренции. Других посмотреть и себя показать приехала только одна фирма — "Исфарафуд" (Isfarafood), как понятно по названию — из Исфары.

"Мы не в первый раз участвуем в "Продэкспо". Приехали, чтобы расширить круг своих покупателей, быть в тонусе и не отставать от рынка", — рассказывает директор фирмы Джамшед Бузуруков.

 

Бизнес Бузуруковых — семейный. Джамшед со старшим братом Эхсоном начали возить сухофрукты в Россию с 2000 года — тогда еще просто в мешках, вагонами.

В 2010 году они построили упаковочный цех в Таджикистане на пятьдесят рабочих мест. Сейчас Эхсон работает представителем в Москве, а Джамшед следит за работой на родине.

"Мы не делаем акцент на том, что это наш с братом бизнес. У нас могут работать не только свои. Хорошие специалисты нам всегда нужны", — заверяет директор.

Кроме России, братья сотрудничают с Беларусью и Казахстаном, а недавно начали поставлять сухофрукты в США. Их формат — "бизнес для бизнеса", частных покупателей они не ищут.

 

Конкуренция на сухофруктовом поприще очень большая — в одной Исфаре порядка пятнадцати компаний, жалуется Джамшед. Открывать новые фирмы он не советует.

Компания Исфарафуд на выставке Продэкспо в Москве
© Sputnik Алексей Стефанов
Компания "Исфарафуд" на выставке Продэкспо в Москве

"Хотя государство каждый год что-то придумывает, чтобы упростить жизнь предпринимателям, все упирается в финансы. Сейчас начинать бизнес в Таджикистане, да и в России, очень дорого, у нас кредитные ставки — 24-36%", — поясняет он.

Рыночная экономика Таджикистана

Таджикские колхозы и совхозы уже давно расформированы на десятки тысяч мелких фермерских хозяйств, поэтому крупных поставщиков сухофруктов в республике пока не видно. Главная проблема для Джамшеда — закупка сырья. Он берет его с рук у дехканов — фермеров по-среднеазиатски.

"На рынках закупаемся. Летом дехкане сушат абрикосы, хранят их дома, а когда им нужны деньги — вывозят на рынок и продают за наличку. Все-таки это Восток, и многие вопросы решаются на рынках", — улыбается директор.

Выходит, что каждый раз бизнесмены работают с разными поставщиками. Качество от этого не выигрывает.

"Если бы у нас были крупные производители с тысячами гектаров, с ними можно было бы договориться в начале сезона, проинвестировать их немножко и потом закупиться. Но таких в Таджикистане нет", — говорит он.

Джамшед верит, что лучшее впереди, и хозяйства в укрупнятся — ведь ухаживать за пятьюдесятью сотками невыгодно самим дехканам. Будущее, однако, готовит и новые трудности — директор считает, что вскоре на пятки таджикскому бизнесу наступит .

3427
Теги:
декхане, орехи, сухофрукты, сельское хозяйство, ярмарка, выставка, Таджикистан
Темы:
Истории успешных таджиков (525)
Загрузка...

Орбита Sputnik