Обслуживание самолетов в аэропорту Домодедово

Многострадальный "Ямал": история авиаконфликта России и Таджикистана

905
(обновлено 19:01 02.11.2017)
Sputnik Таджикистан проследил историю конфликта авиавластей Таджикистана и России по поводу авиаперевозчика "Ямал"

ДУШАНБЕ, 2 ноя — Sputnik. Авиакомпания "Ямал" в очередной раз лишилась допусков на регулярные рейсы из подмосковного аэропорта Жуковский в Душанбе и Худжанд.

В материалах Росавиации указывается, что причиной отзыва допусков "Ямала" стало "невыполнение полетов в течение сезона расписания ИАТА (Международная ассоциация воздушного транспорта), следующего за сезоном, в котором был выдан допуск".

Между тем уже больше года авиационные власти Таджикистана и России продолжают споры вокруг компании "Ямал". Sputnik Таджикистан вспоминает историю конфликта.

С чего все началось

В августе 2016 года авиакомпания "Ямал" получила разрешение Росавиации на полеты из аэропорта Жуковского в Вену, Пловдив, Будапешт, Мюнхен, Тбилиси, Актау, Астану, Алматы, Ош, Бишкек, Худжанд, Душанбе и Прагу.

Однако в декабре 2016 года авиационные власти Таджикистана не дали российской компании разрешение на полеты в республику.

Министр транспорта Таджикистана Шерали Ганджалзода заявил тогда, что власти РТ отказывают "Ямалу" ввиду того, что Таджикистан считает достаточным нынешнее количество авиарейсов в Москву и из Москвы, полеты совершают авиакомпании "Таджик Эйр" и "Уральские авиалинии": по два рейса еженедельно.

Министр транспорта РТ подчеркнул, что когда таджикские авиаперевозчики будут готовы осуществлять дополнительные полеты из Жуковского, Таджикистан рассмотрит предложение российской стороны.

В ответ на это заявление российские авиационные власти выдвинули таджикской стороне ультиматум, заявив, что, если возникший конфликт не будет улажен в течение суток, Россия оставляет за собой право остановить воздушное сообщение между двумя странами.

Власти Таджикистана назвали неприемлемым тон РФ по вопросу координации полетов из подмосковного аэропорта Жуковский.

В Таджикистане были возмущены тем, что авиакомпания "Ямал" начала продавать билеты на рейс, не получив разрешения таджикской стороны.

О причинах конфликта

По мнению Олега Смирнова, председателя комиссии по гражданской авиации общественного совета Ространснадзора власти Таджикистана очень не хотели, чтобы из нового аэропорта летали российские авиакомпании. Минтранс, напротив, хотел заполнить рейсы своими перевозчиками.

Подобный конфликт уже возникал между авиаперевозчиками обеих стран в ноябре 2016 года. Россия уже была готова приостановить авиасообщение с Таджикистаном. И тогда поводом стало нежелание властей РТ согласовывать полеты российских компаний из Жуковского. Они полагали, что дополнительные рейсы российских компаний из нового аэропорта станут нарушением специальных межправительственных соглашений.

В свою очередь российская сторона сообщала, что таджикистанские авиакомпании являются монополистами на этом направлении и соответственно ущемляют права российских перевозчиков.

Конфликт удалось урегулировать и российские самолеты получили возможность летать в Таджикистан. Регулярные рейсы "Уральских авиалиний" в Таджикистан были запущены 22 ноября.

Поэтому Олег Смирнов выразил надежду, что стороны все равно договорятся. Он подчеркнул, что Минтрансу будет непросто в одиночку закрыть небесный коридор между Россией и РТ, поскольку Соглашение о воздушном сообщении является крайне важным документом, который подписывается правительствами двух государств.

Конфликт в самом разгаре

В ночь на 22 декабря, в 00:00 по Московскому времени авиасообщение между Россией и Таджикистаном было приостановлено. Но уже через час стало известно, что оно будет восстановлено и таджикская сторона даст разрешение на один рейс самолета авиакомпании "Ямал", на который были распроданы билеты.

Министр транспорта РТ Шерали Ганджалзода заявил тогда, что для решения вопроса дальнейших полетов авиакомпании "Ямал" в Москву вылетела таджикская делегация, возглавляемая руководителем Департамента гражданской авиации Юсуфом Рахмоновым. В состав делегации вошли представители авиакомпаний "Таджик Эйр" и "Сомон Эйр".

Министр пояснил, что Таджикистан не желает закрывать свое воздушное пространство для российских самолетов, но республика считает достаточным нынешнее количество рейсов, совершаемых в Москву и из Москвы. Однако в российском Минтрансе подчеркнули, что авиасообщение между странами не обязательно будет строиться на паритете, на котором настаивает Таджикистан.

Впоследствии разрешенный рейс несколько раз переносили и в итоге отменили.

Минтранс РФ 22 декабря сообщил, что по итогам состоявшихся в Москве переговоров Таджикистан не разрешил авиакомпании "Ямал" полеты в страну из подмосковного аэропорта Жуковский. В ответ на это Россия запретила "Сомон Эйр" выполнять полеты во все российские города, кроме Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга, Сочи и Казани.

Тогда Таджикистан отменил рейсы авиакомпании "Уральские авиалинии" из четырех городов России. Однако в авиакомпании "Уральские авиалинии" сообщили, что не получали официального уведомления авиавластей Таджикистана, следовательно, выполняют рейсы в республику без каких-либо изменений в графике полетов.

МИД Таджикистана обратился к МИД РФ "за содействием в продолжении прямых переговоров" о нормализации авиасообщения между двумя странами.

В преддверии новогодних праздников около 200 граждан Таджикистана не смогли вылететь на родину из подмосковного аэропорта Жуковский.

Таджикистан пригрозил "Ямалу" судом за продажу авиабилетов.

"Таджикские авиационные власти готовы к суду, так как действия российской авиакомпании были незаконными. Правда за нами, мы ничего не нарушали, а вот "Ямал" незаконно продавал билеты, не получив разрешения на полеты в Таджикистан", — заявил министр транспорта Таджикистана Шерали Ганджалзода, добавив, что власти РТ готовы отстаивать в суде и интересы своих авиакомпаний.

Тогда же председатель ассоциации таджикских организаций "Самандар" Абдулло Давлатов высказался по поводу реакции таджикской стороны. По его мнению, авиационные власти Таджикистана ведут себя по отношению к России, как обиженный ребенок, который желает получить то, что ему не дают взрослые.

Он отметил, что многие таджикские эксперты признают, что допуск российских авиакомпаний на таджикский рынок существенно снизит цены на авиабилеты. Давлатов пояснил, эту связь с тем, что диспетчерское обслуживание для таджикских компаний гораздо выше, чем для российских.

"Для таджикских мигрантов, конечно, выгодно допускать (на авиарынок РТ — ред.) российские авиакомпании, чтобы цены на билеты были низкими. Но у таджикских авиакомпаний, которые не хотят упускать прибыль, другое мнение", — сказал Давлатов, добавляя, что таджикские граждане неоднократно обсуждали данный вопрос в социальных сетях.

Давлатов также отметил, что удивлен тем фактом, что Чрезвычайный и Полномочный посол Таджикистана в России Имомуддин Сатторов передал в российский МИД ноту протеста.

Путь к согласию

В начале января 2017 года, власти Таджикистана выразили готовность продолжить переговоры с Россией по ситуации с авиасообщением между двумя странами. Таджикистан направил в Минтранс России письмо с приглашением провести переговоры в Душанбе.

Однако министр транспорта РТ Шерали Ганджалзода пояснил, что позиция по поводу полетов авиакомпании "Ямал" из аэропорта Жуковский в Душанбе и Худжанд остается неизменной.

"Мы будет отстаивать свои интересы", — подчеркнул министр.

В ответ на это российские власти заявили, что не собираются обострять возникший конфликт с Таджикистаном по поводу авиасообщения.

"Мы не настроены на обострение ситуации. С нашей стороны каких-то шагов не будет. Единственное, на чем мы настаиваем — на выполнении обязательств, записанных на бумаге. Все, что прописано на бумаге, надо выполнить, наши таджикские коллеги пока опять не выполнили", — заявил министр транспорта России Максим Соколов.

Соколов отметил, что российский Минтранс открыт к диалогу с Таджикистаном и положительно оценивает предложение РТ провести переговоры по авиасообщению с Душанбе.

В конце января 2017 года в Таджикистан вылетел первый вице-премьер правительства РФ Игорь Шувалов для участия в заседании российско-таджикской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству.

После заседания стало известно, что России и Таджикистану удалось продвинуться в урегулировании ряда спорных моментов в авиасообщении. В частности, стороны договорились возобновить полеты "Сомон Эйр" в Красноярск, Краснодар, Оренбург и Уфу.

Стороны договорились осуществлять полеты из аэропорта Жуковский на паритетной основе, на чем и настаивала таджикская сторона.

Из Жуковского в Таджикистан будут летать "Уральские авиалинии" и "Таджик Эйр".

Кроме этого, российская авиакомпания "Ямал" должна начать осуществлять полеты из аэропорта Жуковский в города Таджикистана с летнего сезона 2017 года, согласно достигнутым договоренностям.

Авиационные власти Таджикистана согласовали полеты "Ямала" с летнего сезона IATA 2017, который начался с конца марта.

Решение затягивается

В марте 2017 года разрешение на полет компания "Ямал" так и не получила. Перевозчик рассчитывал начать летать туда с 27 марта.

Заместитель коммерческого директора перевозчика Илья Лебедев предположил, что авиавласти Таджикистана могут максимально долго откладывать решение по полетам "Ямала" из подмосковного аэропорта.

"Не исключено, что они просто не видят необходимости в этих рейсах, несмотря на все договоренности, и процесс согласования будет длиться еще долго", — отметил Лебедев, добавив, что позиция Минтранса РФ по данному вопросу должна быть жесткой.

Наконец-то!

В последний день марта Министерство транспорта Таджикистана разрешило российской авиакомпании "Ямал" осуществлять полеты в города Душанбе и Худжанд из подмосковного аэропорта Жуковский.

Рейсы будут выполняться на паритетной основе с конца апреля: два рейса в Душанбе и Худжанд из Жуковского" будет выполнять "Ямал", два в Жуковский из Душанбе и Худжанда — таджикский авиаперевозчик "Сомон Эйр", отметили в Душанбе.

Ранее Минтранс России выступил с заявлением о том, что допускает применение побуждающих действий в отношении Таджикистана, если таджикская сторона не даст ответ на запрос российской о выполнении рейсов в города Таджикистана из аэропорта Жуковский".

Авиационные власти Таджикистана предложили в письме, направленном своим российским коллегам неделей ранее, перенести маршрут планируемых с началом летнего сезона полетов авиакомпании "Ямал" из Душанбе и Куляб. Однако данное предложение категорически не устроило авиакомпанию "Ямал".

В итоге авиакомпания "Ямал" должна была начать полеты в Таджикистан к середине мая 2017 года, сообщил тогда коммерческий директор перевозчика Андрей Дубров.

"Нам действительно подтвердили допуск по этим направлениям. Подтвердили половину от того, что мы запрашивали — по два рейса в каждом направлении в неделю вместо четырех. Планируем начать полеты к середине мая", — заявил Дубнов.

Он также подчеркнул, что авиакомпании необходимо время для подготовки к маршрутам и запуска продажи билетов.

Возобновление конфликта

Минтранс России с 3 апреля ввел запрет на выполнение некоторых рейсов таджикской авиакомпании "Сомон Эйр" в Россию, ограничения коснулись десяти рейсов в Москву, включая четыре из столицы Таджикистана.

Данное решение Минтранс РФ принял в ответ на несогласие таджикских авиавластей согласовать полеты компании "Ямал" из подмосковного аэропорта Жуковский в полном объеме.

Пользователи соцсетей выразили свое негодование по этому поводу.

"Как обычно страны не могут найти компромисс, а страдает при этом простой народ. Я считаю, что надо дать разрешения "Ямалу", — высказался пользователь в Facebook.

Еще один пользователь выразил одобрение решению российского министерства.

"Россия права", — написал таджикистанец.

Несмотря на недовольство граждан, Министерство транспорта Таджикистана сообщило, что будет отстаивать в этом вопросе свою позицию. Авиавласти Таджикистана решили запретить семь авиарейсов российских авиакомпаний в республику.

"В качестве зеркальной меры мы запретим четыре рейса "Уральских авиалиний" в Душанбе и три рейса авиакомпании "ЮТэйр" в Худжанд", — сказал источник в Минтрансе РТ.

Он отметил, что данная мера будет предпринята после того, как накануне авиавласти РФ запретили авиарейсы, выполняемые авиакомпанией "Сомон Эйр" по маршрутам "Душанбе-Москва" и "Худжанд-Москва".

"Мы дали разрешение на выполнение двух рейсов "Ямала" из Жуковского на летний период, но российская сторона в нарушении протокола потребовала семь рейсов, с чем мы не согласились. Мы будем и в дальнейшем отстаивать свои интересы", — отметил собеседник в Минтрансе Таджикистана.

В ответ на это Министерство транспорта России пригласило своих коллег из Таджикистана провести переговоры по вопросу авиасообщения между странами.

"Мы всегда готовы и открыты. Хотите, сегодняшние мои слова — это открытое приглашение. Но подчеркну, что мы будем адекватно отвечать", — сообщил глава министерства Максим Соколов.

В Москву вылетела делегация авиавластей Таджикистана, где 24 апреля продолжились переговоры по авиасообщению между Россией и Таджикистаном.

"У нас подготовлен ряд предложений к российской стороне, которые мы будем обсуждать", — сказал замминистра транспорта РТ.

Очередное соглашение

Министерство транспорта РФ сообщило 28 апреля 2017 года, что авиавласти России и Таджикистана урегулировали вопросы авиасообщения между странами.

Стало известно, что таджикская авиакомпания "Сомон Эйр" возобновит рейсы в Москву после введенных 3 апреля ограничений России. В свою очередь, российский авиаперевозчик "Ямал" начнет полеты в Душанбе и Худжанд из аэропорта Жуковский с 1 июля.

"Дата начала полетов по направлениям в Душанбе и Худжанд из Жуковского — 1 июля. В четверг, 18 мая, стартуют продажи билетов", — рассказал заместитель коммерческого директора перевозчика Илья Лебедев.

Впоследствии сообщили, что российская авиакомпания "Ямал" с середины июня начнет выполнять рейсы из подмосковного аэропорта Жуковский по двум направлениям в Таджикистан — Душанбе и Худжанд.

"Регулярные рейсы в столицу Таджикистана будут выполняться с 19 июня по понедельникам, четвергам и субботам. Рейсы "Жуковский — Худжанд — Жуковский" стартуют с 21 июня с частотой три раза в неделю: среда, пятница, воскресенье", — говорилось  в сообщении.

Новый виток противоречий

После чего, стало известно, что рейсы авиакомпании "Ямал" снова не состоятся. Российская авиакомпания планировала начать полеты в Таджикистан и Кыргызстан с середины сентября. На этот раз рейсы были отложены  уже по решению российского авиаперевозчика.

"Мы долгое время не могли открыть продажу билетов из-за длительного процесса согласования рейсов. Чтобы создать глубину продаж, мы приняли решение, что приступим к полетам с 15 сентября, а пока начнем реализацию билетов на эту и последующие даты", — заявил замдиректора компании Илья Лебедев.

В ответ на это Министерство транспорта Таджикистана пригрозило российской авиакомпании "Ямал" передать ее рейсы другим перевозчикам.

На что российская сторона заявила, что Таджикистан не может отозвать у "Ямала" право на выполнение рейсов в страну из аэропорта Жуковский.

"Перевозчиков назначают авиационные власти РФ", — объяснил заместитель коммерческого директора авиакомпании "Ямал" Илья Лебедев.

И вот теперь, спустя больше года тяжелых переговоров, авиакомпания "Ямал" лишилась допусков на регулярные рейсы из подмосковного аэропорта Жуковский в Душанбе и Худжанд.

905
Теги:
аэропорт Жуковский, экономическая конкуренция, авиаперевозки, конкуренция, противостояние, авиаперелеты, экономическая война, авиабилеты, авиакомпания "Ямал", Министерство транспорта Таджикистана, Россия, Таджикистан
Президент Эммануил Макрон (справа) и президент России Владимир Путин машут в Елисейском дворце в понедельник, 9 декабря 2019 года в ПарижеПрезидент Эммануил Макрон (справа) и президент России Владимир Путин машут в Елисейском дворце в понедельник, 9 декабря 2019 года в ПарижеПрезидент Эммануил Макрон (справа) и президент России Владимир Путин машут в Елисейском дворце в понедельник, 9 декабря 2019 года в Париже

Зачем Макрон слил в прессу разговор с Путиным о Навальном

47
(обновлено 13:36 26.09.2020)
Французский президент Эммануэль Макрон в отношениях с российским лидером Владимиром Путиным пережил "момент Меркель", уверяет европейская пресса

Имеется в виду разговор двух президентов, состоявшийся 14 сентября, — точнее, та его часть, что касалась странного отравления Алексея Навального, пишет РИА Новости.

Детали разговора появились на этой неделе в газете Le Monde — но вначале надо напомнить, что такое "момент Меркель".

Второго марта 2014-го немецкий канцлер позвонила Владимиру Путину, чтобы обсудить с ним ситуацию, сложившуюся после переворота на Украине и в Крыму. Понятно, что Меркель не считала победу Майдана переворотом, — и ее очень беспокоила возможность того, что Россия вернет себе собравшийся к выходу из Незалежной Крым.

Точно неизвестно, что сказал Путин (хотя можно предположить, что он высказал ей свое возмущение тем, что Европа не реагирует на киевский переворот), но после разговора с ним Меркель связалась с Бараком Обамой и рассказала американскому президенту, что "она сомневается в адекватном восприятии Путиным реальности" и вообще "Путин живет в другом мире".

Эти подробности стали известны из публикации The New York Times — то есть утечка произошла из Белого дома. И хотя немецкие чиновники потом неофициально опровергали сообщение американской газеты, утверждая, что Меркель ничего подобного не говорила, в истории эта ее фраза сохранилась.

Для Запада "момент Меркель" — это столкновение с оторванным от реальности Путиным. Теперь, значит, пришла очередь Макрона: как пишет Libération, "Эммануэль Макрон пережил на прошлой неделе свой "момент Меркель", увидев Владимира Путина, который оторван от мира, укрылся в башне из слоновой кости и одурманен собственной пропагандой? Или же тот поднялся на новый уровень политического цинизма, открыто заявив, что ничто не истинно и все дозволено?"

Что же произошло? Дело в том, что, как и в 2014-м, случилась утечка содержания конфиденциального разговора, но если тогда речь шла о том, что сказала Меркель Обаме про Путина, то сейчас уже был пересказан разговор самого Путина.

Содержание его беседы с Макроном каким-то образом стало известно Le Monde: речь шла о Белоруссии, Украине, Ливии. Но главной темой публикации стал Навальный.

По данным издания, Путин "пренебрежительно" высказывался о Навальном и назвал его "простым возмутителем спокойствия в интернете", который "совершал незаконные действия и использовал созданный им Фонд борьбы с коррупцией, чтобы шантажировать чиновников и депутатов".

Путин якобы сказал Макрону, что Навальный ранее уже симулировал болезни и "мог сам принять яд" (причину он не уточнил), что "Новичок" — далеко не такое сложное вещество, как утверждается, и что его применение, в принципе, не подтверждено". А отсутствие официального следствия в России обосновал "нежеланием французских и немецких экспертов делиться информацией с российскими коллегами". Кроме того, "Путин также посчитал возможным рассмотрение других следов — например, ведущего в Латвию, где сейчас проживает изобретатель "Новичка".

Украина встала в неудобную позу

На самом деле, в разработке вещества принимали участие несколько советских ученых, и нахождение одного из них за границей не означает возможность его производства, тем более при отсутствии видимого мотива".

Путина в пересказе Le Monde много — а вот Макрона совсем мало: "Макрон подчеркнул, что "Новичок" не мог быть использован частной организацией и что ситуация требует официальных объяснений. <...> Эммануэль Макрон, в свою очередь, сразу же отмел "латвийский след" и принятие яда самим Навальным".

После публикации разгорелся скандал — как из-за ее содержания, так и из-за самого факта разглашения конфиденциального разговора. Проверить, что в изложении Le Monde правда, а что нет, невозможно.

Кремль тут же отреагировал, сообщив, что "газета совсем не точна в переданных формулировках" и, самое главное, "вряд ли она могла быть точна, ведь это означало бы, что наши французские партнеры сознательно поделились со СМИ записью беседы двух президентов, что не соответствует дипломатической практике".

Пресс-секретарь президента России даже перешел на недипломатический язык, добавив: "Мы не можем поверить в то, что Елисейский дворец сознательно, ну, по-русски говоря, слил в прессу запись беседы двух президентов. Ну это же Франция. Франция не может такого делать".

Увы, может. Хотя французский МИД позже заявил, что "любая утечка внутренних конфиденциальных документов недопустима" и по поводу публикации в Le Monde "проводится расследование", можно практически не сомневаться, что содержание разговора было слито именно из Елисейского дворца. Причем с большой вероятностью — по инициативе самого Макрона. Который буквально в тот же день, когда появилась публикация в Le Monde, выступая с заранее записанной речью на сессии Генассамблеи ООН, заявил, что Франция "не потерпит применения химического оружия — в Европе, в России и в Сирии", а Россия должна "полностью пролить свет на попытку убийства политического оппозиционера с применением нервно-паралитического вещества "Новичок". Причем сделать это "быстро и безупречно", так как французы будут "добиваться соблюдения установленных ими "красных линий".

Макрон атакует Путина — а через утечки еще и подрывает остатки доверия, существовавшие между ними. То есть действует точно так же, как Меркель, — в этом и есть настоящий "момент Меркель", только уже для Путина. Наш президент убедился в том, что с Макроном нельзя говорить откровенно, — точно так же, как в 2014-м он убедился в том, что Меркель и Обама не держат слово.

Шесть лет назад Путин неоднократно рассказывал о том, как западные лидеры просили его убедить Януковича подписать с лидерами Майдана соглашение о конституционной реформе и досрочных выборах, которое в итоге было подписано в присутствии представителей Германии, Франции и Польши. И нарушено уже через два дня, когда Верховная рада отстранила Януковича от власти, а Запад сделал вид, что никакого соглашения и не было и никакого переворота не произошло. То есть попытался навязать России свою реальность — в которой Украина будет подвергнута евроинтеграции и атлантизации.

Русское представление о собственной истории и реальности, естественно, было другим — отсюда и Крым, и дальнейшая конфронтация с Западом. Реальность Меркель и реальность Путина различаются — как различается немецкий план по собиранию вокруг себе единой Европы и русский план реинтеграции постсоветского пространства, собирания вокруг российской территории исторической России, не говоря уже о Малороссии — Украине. Россия будет сама определять свое будущее — и сопротивляться попыткам увести ее западные земли под разговоры о "европейском выборе", "демократии" и "признании реальности".

Описаны симптомы отравления "Новичком"

Спустя шесть лет от России требуют покаяться за отравление Навального — причем с применением химического оружия. Но когда в ответ Москва требует показать данные экспертиз, на основании которых кричат о "Новичке", ее как будто не слышат — мы все уже установили без вас, ваше дело признать свою вину и покаяться. Так же было и с Украиной: нет никакого русского мира, даже Януковича нет, теперь есть Турчинов и Яценюк, они ведут Украину к евроинтеграции, сидите в своей Москве и не дергайтесь.

История с отравлением Навального используется для открытого давления на Россию и подрыва европейско-российских отношений — причем игра идет откровенно жульническая и наглая.

При этом европейские лидеры жестко ограничены в своих публичных заявлениях — сомневаться в "Новичке" они уже не могут — ведь это же "доказано", да и "Путин всегда так делает". Конечно, Макрон, как и Меркель, не верит в причастность Путина к отравлению — но оба вполне допускают, что Навального пытались убить какие-то "добровольные помощники Кремля".

Поэтому они хотят, чтобы Путин помог им спасти российско-европейские отношения — признав вину России, разобравшись и наказав виновных. Но виновных в чем? В применении химического оружия? Но это голословные обвинения Запада, не подтверждаемые российскими врачами.

Именно поэтому Путин относится к истории с отравлением как к провокации — пусть пока что и непонятно, чьей именно. И рассказывает об этом Макрону — упоминая самые разные версии. То есть реальность Путина выглядит куда более реальной, чем "точно установленное наличие "Новичка" у Макрона. Применение химического оружия? Ну да, мы помним провокации в Сирии — когда о применении Асадом химического оружия трубили связанные с западными разведками "Белые каски", а потом выяснялось, что это организованные ими постановки.

Франция при Макроне претендует на лидирующую позицию в Европе — да и в отношениях с Россией молодой президент пытался выйти из атлантической ловушки.

В мае 2017-го, спустя всего две недели после вступления в должность, он принимал Владимира Путина в Версале — да и потом неоднократно говорил о том, как важны для Европы отношения с Россией, призывал к их развитию.

"Необходим диалог, многое можно изменить, если есть воля", — это слова Макрона. Насчет наличия у Эммануэля воли в Кремле и раньше были сомнения, но даже диалог возможен только при факте хотя бы минимального доверия — а сливая в прессу свой разговор с Путиным, Макрон уничтожает и то, что от него осталось. Непорядочно? Да, но главное — очень недальновидно.

47
Теги:
переговоры, Алексей Навальный, Владимир Путин, Эмманюэль Макрон

Долговой пузырь на украинском рынке газа зимой может лопнуть

86
(обновлено 17:20 25.09.2020)
Пресс-служба НАК "Нафтогаз Украины" сообщила, что цена на природный газ для производителей тепловой энергии, которым "Нафтогаз" поставляет его в рамках специальных обязательств, выросла на 45 процентов по сравнению с августовской

Любопытно, что решение о скачкообразном повышении цены принимается под аккомпанемент звучащих алармистских прогнозов относительно ближайшего отопительного сезона. Эксперты и профильные журналисты предрекают массовые отключения домохозяйств от отопления, пишет РИА Новости.

Происходит это на фоне рекордных как минимум со времен кризиса 2008 года запасов газа, накопленных "Нафтогазом" и другими собственниками в украинских подземных хранилищах газа: они уже достигли 26,5 миллиарда кубометров и продолжают расти.

Тем не менее проблема имеет место. Пузырь долгов предприятий теплокоммунэнерго, который в том числе и искусственным образом надувался на протяжении последних лет, начал лопаться. В разных областях Украины происходят аресты счетов предприятий. Разумеется, в условиях ареста счетов не может быть и речи о проведении работ по подготовке к отопительному сезону.

Цена вопроса — около 115 миллиардов гривен долгов перед "Нафтогазом", из которых более 45 миллиардов приходится именно на предприятия теплокоммунэнерго. Это в придачу к 63 миллиардам гривен долгов населения за коммунальные услуги, львиная доля которых либо прямо (за газ население задолжало 25,6 миллиарда), либо косвенно (за тепло и горячую воду долг составляет 20,5 миллиарда) связана именно с газом.

Вся эта ситуация наглядно демонстрирует, насколько успешно функционируют так называемые рыночные механизмы регулирования рынка газа, которые формально запущены на Украине (с 1 августа нынешнего года — в том числе и для населения, цена на газ для которого не регулируется государством), но фактически являются монопольным беспределом со стороны "Нафтогаза", находящегося под контролем внешних кураторов. Уже сегодня можно прогнозировать, что без ручного вмешательства государства проблема урегулирована не будет. А сроки и масштабы этого вмешательства во многом будут определяться суровостью предстоящей зимы.

Понятно, что проблема возникла не внезапно — долги копились несколько лет. Причин же возникновения самого долгового пузыря несколько.

Во-первых, это многократное повышение тарифов на газ, тепло и горячую воду.

Например, тарифы на газ в сравнении с действовавшими в начале 2014 года выросли в восемь-десять раз, на тепло и горячую воду — в шесть-семь раз. Такое повышение неизбежно должно было вызвать рост долгов по оплате коммунальных услуг со стороны населения, даже несмотря на систему субсидий, призванную сгладить галопирующее повышение тарифов. Что и произошло. Соответственно, предприятия теплокоммунэнерго, худо-бедно обеспечивая население теплом и горячей водой, не получали оплату за них в полном объеме.

Во-вторых, это абсолютно монопольное положение "Нафтогаза", который, пользуясь им, принуждал потребителей (те самые предприятия теплокоммунэнерго, а также операторов газораспредельных сетей — это бывшие облгазы) к заключению кабальных договоров с космическими суммами пеней и штрафов за любое нарушение. Любопытно, что практику кабальных односторонних договоров "Нафтогаз" использовал и при закупках оборудования, услуг и тому подобного.

В данном случае формально он монополистом как бы не являлся, но де-факто для многих производителей оборудования он был и остается единственным платежеспособным покупателем — за счет абсолютно ненормального аккумулирования средств чуть ли не со всей экономики.

Российские товары "гибридно" оккупируют Украину

Но вернемся к потребителям газа. И предприятия теплокоммунэнерго, и операторы газораспределительных сетей не являются в классическом виде субъектами коммерческой деятельности — они поставляют тепло или предоставляют услуги не по конкурентным ценам, а по тарифам, которые устанавливаются регулятором (профильной Национальной комиссией). А в этих тарифах выплаты штрафов и пеней, разумеется, не заложены.

При этом само их начисление обусловлено, с одной стороны, договорами с "Нафтогазом", а с другой — особенностями тарифообразования. Ведь если "Нафтогаз" повышает цены в режиме реального времени, то на процесс изменения тарифа для населения уходит согласно процедурам минимум три месяца. А тем временем потребители продолжают рассчитываться за услуги из расчета прежней цены на газ. Фактически у предприятий теплокоммунэнерго в этот период не хватает денег даже на оплату суммы отпущенного им газа. Что уж говорить о пенях и штрафах. Плюс государство с опозданием перечисляет субсидии на оплату коммунальных услуг — и это тоже приводит к пеням и штрафам для предприятий теплокоммунэнерго.

Между тем только сумма долгов по пеням и штрафам в общей сумме долгов предприятий теплокоммунэнерго измеряется, по оценкам участников рынка, 12-13 миллиардами гривен. А рынка в целом — примерно 30 миллиардами.

В общем, ситуация зашла в тупик.

Но "Нафтогаз" не был бы "Нафтогазом", если бы у него не родился гениальный план по выходу из сложившейся ситуации. Монополист начал лоббировать инициативу, согласно которой за все долги, включая "дутые", не имеющие источников погашения, заплатит государство.

Идея заключается во внесении в бюджет-2021 расходной строки, из которой бы было профинансировано погашение долгов контрагентов "Нафтогаза" перед ним. При этом, по словам директора по взаимодействию с органами государственной власти "Нафтогаза" Алены Осмоловской, деньги будут проведены по всем участникам рынка до "Нафтогаза", который уплатит с них налог: таким образом, мол, деньги вернутся в госбюджет.

К такой гениальной идее руководство "Нафтогаза" явно подтолкнуло недавнее временное решение долговой проблемы на рынке электроэнергии, за которое заплатят украинские налогоплательщики.

Но, конечно же, с придуманной в "Нафтогазе" схемой все не так просто.

Во-первых, далеко не вся сумма погашенного долга станет налоговым обязательством перед бюджетом — большая часть достанется "Нафтогазу" в виде прибыли.

В придачу к тому, что "Нафтогаз" и так продает газ собственной добычи с рентабельностью в 400-500 процентов. Это позволит искусственно улучшить финансовые показатели компании и обосновать выплаты очередных космических премий и бонусов ее руководству и иностранным кураторам из наблюдательного совета.

Во-вторых, столь масштабная акция позволит даже несколько "надуть" украинский ВВП, обеспечив до полутора процентов искусственного роста, — и это может стать важным аргументом в пользу реализации схемы для украинского правительства.

В-третьих, такая разовая акция никак не решает проблему на фундаментальном уровне — монополия, кабальные договоры, особенности тарифообразования, задержка с перечислением субсидий никуда не денутся, а значит, долги сразу же начнут расти заново.

Альтернативный вариант предполагает списание долгов, сформированных из пеней и штрафов, и реструктуризацию остальной части долга. Но и этот вариант фундаментально проблему не решает — накопление новых долгов и в этом случае стартует сразу за списанием и реструктуризацией старых.

В корне проблема может быть решена только путем демонтажа той псевдорыночной модели газовых отношений, которые были навязаны Украине в 2014 году. Но всерьез на это рассчитывать не приходится.

Коронавирус превратит Украину в экономического тигра: у нее есть план

Ну а пока идут споры о том, как решить долговую проблему, подготовка предприятий теплокоммунэнерго и сетей теплоснабжения к зиме практически не ведется. В условиях глобального потепления может статься, что Украине повезет с теплой зимой второй год подряд.

В противном же случае части населения наверняка придется столкнуться с проблемой замерзания, как это уже было в нескольких городах Украины (например, в Смеле Черкасской области, где отопительный сезон в 2018 году так и не начался) зимой 2018-2019 годов.

86
Теги:
газ, Украина

Зацепился крылом и взорвался: авиакатастрофа под Харьковом - фото

0
(обновлено 17:26 26.09.2020)
В связи с крушением украинского самолета Ан-26 под Харьковом президент Владимир Зеленский объявил 26 сентября днем траура в стране

На Украине потерпел крушение военно-транспортный самолет Ан-26.

Авиакатастрофа случилась рядом с Чугуевым на 530-м километре трассы Киев - Харьков.

Согласно официальной информации, трагедия произошла во время учебно-тренировочного полета

Отмечается, что при посадке лайнер зацепился крылом и затем рухнул на землю. После этого он развалился на части и загорелся.

Причина происшествия устанавливается. Известно, что перед посадкой у самолета отказал один из двигателей.

На его борту находились курсанты Харьковского университета ВВС Украины, всего - 27 человек.

При крушении погибли 25 человек, еще двоих госпитализировали с ожогами 90% в ближайшую клинику. Спустя несколько часов один из пострадавших скончался.

0
  • © REUTERS / Vyacheslav Madiyevskyy

    Крушение самолета Ан-26 под Харьковом.

  • © AP / Emergency Situation Ministry

    Крушение самолета Ан-26 под Харьковом.

  • © Sputnik / Ministry of Internal Affairs of Ukraine

    Крушение самолета Ан-26 под Харьковом.

  • © REUTERS / Vyacheslav Madiyevskyy

    Крушение самолета Ан-26 под Харьковом.

  • © AP / Kharkiv Regional State Administration

    Крушение самолета Ан-26 под Харьковом.

  • © REUTERS / State Emergency Service of Ukraine

    Крушение самолета Ан-26 под Харьковом.

  • © Sputnik / Sergey Odincov

    Крушение самолета Ан-26 под Харьковом.

  • © REUTERS / State Emergency Service of Ukraine

    Крушение самолета Ан-26 под Харьковом.

  • © AP /

    Крушение самолета Ан-26 под Харьковом.

  • © Sputnik / Sergey Odincov

    Крушение самолета Ан-26 под Харьковом.

  • © Sputnik / Sergey Odincov

    Крушение самолета Ан-26 под Харьковом.

  • © Sputnik / Sergey Odincov

    Крушение самолета Ан-26 под Харьковом.

  • © REUTERS / Ministry of Internal Affairs of Ukraine

    Крушение самолета Ан-26 под Харьковом.

  • © REUTERS / State Emergency Service of Ukraine

    Крушение самолета Ан-26 под Харьковом.

Теги:
крушение самолета, авиакатастрофа, Харьков