Трудовые мигранты, архивное фото

Зарплата или закон: почему мигранты из ЦА добровольно идут в нелегалы

697
(обновлено 15:39 23.11.2017)
Зачем граждане из стран Центральной Азии соглашаются работать в России нелегально, рискуя быть обманутыми работодателем и быть высланными из страны

ДУШАНБЕ, 14 авг — Sputnik, Рубен Гарсия. Отношение к собственному правовому статусу среди мигрантов в России сильно изменилось за последние 2-3 года. Об этом говорят как исследования социологов, так и чисто практические наблюдения общественников, занимающихся юридической поддержкой иностранцев.

Кто-то с большой сознательностью стал подходить к соблюдению законов РФ: они собирать весь пакет документов, получать справки, оформлять патент.

Среди них мигранты-разнорабочие, чьим прямым нанимателем является государство либо крупная частная компания. Здесь за соблюдением законодательства строго следят надзорные органы, а потому юридическая чистота документов — обязательное правило.

Нередко это и высококвалифицированные специалисты, чья зарплата существенно выше, чем у рядового строителя или продавца, а потому стоимость патента для него необременительна.

"Непатентованный" работник

В то же время многие мигранты не менее осознанно "уходят в тень", предпочитая легальному оформлению устный договор с нанимателем. Пусть ненадежно, зато не слишком хлопотно и без отчислений в казну. Месячная зарплата у них невысока: порядка 27 — 30 тысяч рублей. Патент же "съедает" значительную ее часть, в итоге они предпочитают трудиться полулегально.

"Первая причина этого — дороговизна патента. Вторая — его наличие не гарантирует, что ты не будешь потом доплачивать. Отдаешь документы, их оформление затягивается, за неделю до истечения срока патента тебе говорят: дорогой, мы не успеваем оформить вовремя, ты езжай домой, возвращайся — мы его сделаем. Либо сейчас заплати 10 тысяч", — отмечает глава фонда "Миграция XXI век" и экс-замдиректора ФМС Вячеслав Поставнин.

По его мнению, скорость и прозрачность получения документов тем хуже, чем дальше от Москвы. Причем в столице цена патента составляет 4200 рублей в месяц, а в трудоизбыточных регионах России типа ЯНАО или Якутии она почти в два раза больше — 8200 рублей.

Как показывают данные статистики, средняя зарплата оформленного по закону иностранного работника на несколько тысяч больше, чем у нелегалов. Но на деле реальный доход законопослушных иностранцев бывает меньше, чем у их "теневых" коллег.

"Логика проста: сейчас патент плюс легальное оформление — это достаточно затратный процесс для мигранта. И при несколько большей зарплате их итоговый доход, за вычетом издержек, может оказаться куда ниже", — пояснил Sputnik Таджикистан сотрудник Института демографии ВШЭ Никита Мкртчян.

И многие мигранты решают, что оказаться в бесправном с точки зрения трудового законодательства положении все же выгоднее, чем отдавать государству львиную долю своей зарплаты.

Обещания вместо зарплаты

Последствия такого решения бывают очень печальны: в случае обмана со стороны работодателя законно помочь человеку будет невозможно. Более того, если у работника был патент, но не был оформлен трудовой договор, его перспективы вернуть деньги оказываются весьма туманны.

"На мой взгляд, проблема в том, что люди затягивают до последнего, ждут 3-4 месяца и в итоге оказываются в очень тяжёлом положении. А недобросовестный работодатель пользуется доверительным отношением со стороны рабочих, говоря — завтра-завтра. Но здравый смысл должен подсказывать мигрантам, что если это завтра затягивается, то пора принимать какие-то меры", — считает президент Федерации мигрантов России Вадим Коженов.

Пример тому — большой скандал, имевший место в феврале 2017 года. Тогда порядка 600 иностранных рабочих, главным образом из числа граждан Таджикистана и Узбекистана, прокладывавших Солнцевскую линию московской подземки, остались без денег и без крыши над головой.

Около трёх месяцев они работали "в долг", после чего их подрядчик внезапно исчез, так и не заплатив ни копейки. Из-за отсутствия у них трудовых договоров, рабочие еле-еле смогли добиться выплат. Но лишь через три месяца и только после того, как в дело вмешалась прокуратура.

На такое отношение к трудовому законодательству и собственным правам влияет не только правовая грамотность или её отсутствие, но и изменение самого рынка труда.

В 2014 году с введением санкций против России и ослаблением курса рубля трудовая миграция для многих выходцев из Центрально-Азиатского региона перестала быть таким уж выгодным делом.

"Как только регистрация заканчивается, мигрант считается выбывшим из РФ. У нас были большие показатели в 2012-2013 годах. А потом начался кризис, санкции, девальвация, и регистрироваться начали намного меньше мигрантов, чем снималось с учета в докризисное время. Раньше невозможно было бы представить, чтобы у нас была миграционная убыль с Узбекистаном или Таджикистаном. Но именно такая ситуация сложилась в 2015 году", — отмечает Никита Мкртчян.

Тогда пустующую нишу быстро заняли граждане Украины, ищущие работу подальше от неспокойной обстановки на их родине. В 2016 году все вернулось на круги своя: главными донорами миграционных потоков снова стали страны ЦА.

Двойная статистика

Коллега Мкртчяна, Юлия Флоринская в докладе "Мониторинг экономической ситуации в России" полагает, что большинство мигрантов из стран СНГ работают в стране на законных основаниях, имея на руках весь пакет нужных документов.

С этим не согласен Вячеслав Поставнин. Он утверждает, что данные по патентам не отражают реальной ситуации на рынке иностранной рабочей силы.

"До того, как полностью ввели патентную систему в 2014 году в ее нынешнем виде, в Москве выдавали до 800 тысяч патентов в год. После этого Москва стала оформлять примерно 400 тысяч патентов в год. Но если смотреть официальную статистику, то мигрантов не стало меньше в два раза", — подчеркивает специалист. 

Всего в 2014 году было оформлено 3,7 миллиона разрешений и патентов, тогда как в 2016 году — 1,7 миллиона. Причем на статистику не сильно влияют даже граждане Армении, Казахстана и Кыргызстана, которым не нужно разрешение для работы в России.

По мнению Поставнина, многие мигранты не хотят работать в открытую, так как считают, что оформление документов не дает особых преимуществ пред лицом российских властей. 

"В настоящее время ситуация такова: ни один документ, ни патент, ни регистрация не дают надежной правовой защиты для мигранта. Он легко может быть  задержан, его легко могут подвергнуть административному наказанию, он даже может быть выслан", — заявляет эксперт.

Такое уже случалось в 2010 году, когда после необоснованного задержания в Таджикистане двух российских летчиков, ФМС РФ начало массовую депортацию граждан республики, объяснив это нарушением миграционного законодательства. 

Сегодня, несмотря на кризис и проблемы в общении с чиновниками и правоохранителями, миграционный поток в страну снижается не сильно. По данным специалистов ВШЭ в 1 квартале 2017 года в РФ прибыли 122 тысячи международных мигрантов, что всего на 8% меньше, чем за соответствующий период 2016-го.

697
Теги:
трудовой кодекс, патент, трудовая миграция, зарплата, закон, СНГ, Узбекистан, Центральная Азия, Таджикистан
Темы:
Мигранты из Центральной Азии в России (2101)
Многофункциональный истребитель Су-57, архивное фото

Ударный тандем: почему Су-57 и "Охотник" не по зубам Западу

143
(обновлено 11:04 04.12.2020)
Ранее в Минобороны РФ сообщили, что Воздушно-космические силы получат первый серийный истребитель пятого поколения Су-57 до конца года, самолет практически готов

Первый в стартовой серии из 76 машин авиационный комплекс пятого поколения Су-57 в декабре займет свое место в боевом строю Воздушно-космических сил России. Становится на крыло и его беспилотный ведомый с искусственным интеллектом – С-70 "Охотник", который успешно осваивает на полигоне алгоритмы высотного перехвата и поражения целей ракетным вооружением.

В дальнейшем объем производства возрастет до 15 машин в год, и все 76 истребителей Су-57 будут поставлены для оснащения трех авиационных полков в 2021 – 2027 годах. Первые из них выпускаются с двигателем первого этапа, а с 2025 года в серию пойдут двигатели второго этапа. Впрочем, уже сегодня Су-57 считается одним из самых совершенных и могущественных истребителей в мире.

Российский самолет пятого поколения способен уничтожать все виды воздушных, наземных и надводных целей. Сочетание сверхманевренности и сверхзвуковых скоростей без форсажа, современный комплекс бортовой электроники и малая заметность обеспечивают Су-57 высокую боевую эффективность и превосходство над противником. По данным Military Watch Magazine, Су-57 имеет уникальное по своим возможностям бортовое вооружение, включая сверхчувствительные радары, гиперзвуковые ракеты класса "воздух-воздух" дальностью 400 км, лазерную систему защиты от ракет противника и другие высокотехнологичные преимущества.

Российский "Циркон" лишил США концепции глобального удара

Ранее стало известно о крупном контракте на широкую номенклатуру авиационных средств поражения (ракет) для истребителя пятого поколения, то есть летать "пустым" Су-57 не будет. А в звене с тяжелыми беспилотниками Су-57 превратится в воздушный центр боевого управления. Боевой эффект взаимодействия двух высокотехнологичных новинок трудно переоценить.

Боевое превосходство

Новейший истребитель прошел проверку в составе группировки российских войск в Сирии. Более десяти полетов выполнены для проверки летно-технических характеристик, интеллектуального информационно-управляющего комплекса, вооружения и всех бортовых систем.

Отдельные технологические вершины Су-57 совершенно недосягаемы для американских истребителей пятого поколения, в частности, для F-22 Raptor. Искусственный интеллект интегрирован в систему боевого управления, и это революция в военном деле. Пилотируемый истребитель Су-57 способен выполнять 90% задач в автоматическом режиме и даже действовать полностью автоматически по заранее подготовленной программе. Если в бою летчик будет ранен (убит), система управления самостоятельно определит приоритетные цели, нанесет удар, и обеспечит автоматическое возвращение машины и человека на базу.

Интегрированные в плоскости и корпус самолета радары с активной фазированной антенной решеткой Х-диапазона обеспечивают огромный сектор обзора, повышают ситуационную осведомленность летчика, позволяют выполнять тактические приемы лучше, чем на любом другом истребителе. "Боковые РЛС" повышают автономность в поиске целей, и создают качественно новый уровень невидимости Су-57 для радаров противника – без потери эффективности целеуказания для своих ракет (на борту и в арсенале ведомых ударных беспилотников).

Трехмерный вектор тяги позволяет совершать невероятные маневры в дальнем или ближнем бою, и становится гарантией высокой боевой живучести. При этом "самолет-компьютер" неприхотлив в аэродромном обслуживании и способен эксплуатироваться в условиях оперативных (грунтовых) аэродромов. Такие могущественные и технологически непредсказуемые машины на гипотетическом поле боя не оставляют противнику шансов.

Почему беспилотный "Охотник" России так тревожит США и НАТО

Су-57 имеет огромный экспортный потенциал, и еще до выхода в серию "собрал очередь" потенциальных зарубежных заказчиков. Первым обладателем российского истребителя пятого поколения станет Алжир, который заказал 14 машин на фоне усиления военно-воздушных сил региональных соседей. Цена контракта $2 млрд. Поставки планируется завершить к 2025 году.

Ударная связка

Ударный беспилотник С-70 "Охотник" 2 декабря испытан в ракетной атаке на полигоне Ашулук. Состоялась серия полетов тяжелого БПЛА в качестве истребителя-перехватчика, с имитацией применения ракет "воздух - воздух". И для оценки интеграции бортовых радиоэлектронных систем БПЛА с системами наведения ракет и ведущим самолетом Су-57. "Охотник" обещает стать первым в мире беспилотным истребителем-перехватчиком. На этапе обучения всю информацию о воздушной обстановке и целях беспилотник получает с земли или от ведущего истребителя. В дальнейшем возможно автономное боевое применение.

Тяжелый  БПЛА обладает своим "умом" и способностью доставить на расстояние до 5000 км более шести тонн ракет и бомб. Сокрушительное боевое содружество "Охотника" с истребителем Су-57 не обещает ничего хорошего самому высокотехнологичному противнику. Созданный в ОКБ Сухого малозаметный "Охотник" станет первым тяжелым беспилотником с ударными функциями в ВКС России. По данным открытых источников, машина имеет длину 19 метров, размах крыльев 14 метров, взлетная масса 20 тонн, максимальная скорость – около 1000 километров в час.

Российский "Панцирь" наносит сокрушительный удар по американским беспилотникам

Первый полет длительностью около 20 минут беспилотный "Охотник" совершил относительно недавно, летом 2019 года. При этом уверенно держался в воздухе, хорошо управлялся. Осенью того же года состоялся первый совместный полет "Охотника" и Су-57. Боевые возможности и автономность тяжелого беспилотника постоянно совершенствуются, в 2020 году достигнут заметный технологический прогресс. В ближайшей перспективе – отработка ударов "Охотника" по воздушным, наземным и надводным объектам в различных условиях. Заметим, пока ни одной стране мира не удавалось использовать ударный беспилотник в качестве перехватчика, и "партнеры" заметно нервничают.

143
Теги:
Су-57, вооружение, Россия
Степанакертский аэропорт, архивное фото

Новая жизнь аэропорта в Степанакерте: от военного до гражданского использования

445
(обновлено 13:48 02.12.2020)
Российская миротворческая операция в Карабахе отличается сложнейшей логистикой. Реконструкция и модернизация аэродрома в Степанакерте позволит принимать самолеты ВКС РФ, создаст новые операционные возможности, решит проблемы снабжения войсковой группировки

Нагорный Карабах связывает с Арменией только Лачинский коридор шириной 5 километров. Дорога под присмотром российских миротворцев, и все же остается крайне уязвимой в случае возможного обострения обстановки в регионе. В перспективе – непростое строительство новой дороги (коридора), и передача Азербайджану города Лачин. Однако оперативная доставка людей и грузов необходима уже сегодня.

Путь по автомобильным дорогам от Степанакерта до Еревана (авиабаза Эребуни, аэропорт Звартноц) – 320 километров. В первые дни операции миротворцы выдвигались в Степанакерт этим маршрутом. В последние дни ноября освоили комбинированный маршрут: вагоны с грузами и техникой из России прибывают на азербайджанскую железнодорожную станцию Барда и после перегрузки на автомашины – около 100 километров пути по маршруту Барда – Агдам – Степанакерт. Куда ни кинь маршрут, дорога дальняя.

Оперативная переброска подразделений, техники и грузов на сотни километров в условиях Нагорного Карабаха превращается в сложную войсковую операцию. Два раза в год – ротация личного состава группировки миротворцев. Осложнение обстановки в регионе может потребовать дополнительных сил и средств. При этом в девяти километрах от Степанакерта имеется аэропорт Ханкенди, который гипотетически способен принимать тяжелую военно-транспортную авиацию.

Полеты здесь прекратились в начале 1990-х из-за боевых действий. Инфраструктура аэропорта пострадала от ракетных обстрелов со стороны Азербайджана в сентябре и октябре 2020 года, но длина взлетно-посадочной полосы (ВПП) составляет 2200 метров. Рельеф местности позволяет, при необходимости, удлинить полосу на 1000 метров, и построить рядом вторую. Цена возрождения и модернизации аэропорта близ Степанакерта при ближайшем рассмотрении может оказаться не дороже многолетних дальних рейсов, громадных затрат времени и сил. Аэропорт также может стать логистическим центром для переброски гражданских грузов, и важным слагаемым экономического роста Нагорного Карабаха в перспективе.

Дорога дальняя и опасная

Российские миротворцы на наблюдательных 23 постах, круглосуточно контролируют соблюдение режима прекращения огня в Нагорном Карабахе, обеспечивают безопасность движения автотранспорта и перемещения местного населения по Лачинскому коридору.

С 14 ноября благополучно вернулись в свои дома более 26 тысяч беженцев. В регионе активно работают российские саперы, военные медики, сотрудники МЧС.

Решение миротворческих задач требует постоянной мобильности. Специальный протокол, подписанный Москвой и Баку на основе трехстороннего соглашения Россия – Азербайджан – Армения о прекращении карабахской войны, предусматривает разблокирование транспортных коммуникаций между Азербайджаном и Арменией. Очевидно, этот документ снимает запреты не только на земле, но и в небе. Имея ввиду полеты в аэропорт Степанакерта. Прямой маршрут из России снял бы многие проблемы логистики и снабжения, создал бы новые операционные возможности войсковой группировки 15-й миротворческой бригады.

Ранее Грузия по просьбе Азербайджана и Армении открыла свое воздушное пространство для российской военно-транспортной авиации, самолеты которой совершали полеты в Ереван. Далее – в Степанакерт – неизбежный и длительный марш на технике. Теперь самое время полностью разблокировать небо региона. Это может пойти на пользу проекту строительства дороги из Азербайджана в Нахичеванскую автономию.

Закрытое небо

Аэродром Степанакерта уже ремонтировался и был готов принять самолеты в 2012 году. Но этого не произошло из-за противодействия Баку. Однако после заключения трехстороннего соглашения и начала российской миротворческой операции обстановка в регионе в корне изменилась.

Пора пересмотреть подходы к безопасности полетов, и отменить запреты. Тем более что имеются прецеденты азербайджанско-армянского "взаимозачета": рейсы из Баку в Нахичевань летают через международные коридоры над Арменией, и армянские авиакомпании используют международно-защищенные воздушные коридоры над территорией Азербайджана.

Почему Запад недоволен урегулированием в Нагорном Карабахе

Президент Азербайджана Ильхам Алиев сегодня заявил: "Наступит день, когда проживающие сегодня в Нагорном Карабахе армяне и азербайджанцы, которые обязательно туда вернутся, вновь будут жить в условиях добрососедства. Здесь есть логистические вопросы, транспортные вопросы, энергетическая безопасность. Мы рассмотрим все эти вопросы". Это обнадеживает. И, если высокогорный аэропорт вскоре расправит крылья, это пойдет на пользу региональному миру и стабильности.

445
Теги:
аэропорт, Степанакерт, Нагорный Карабах, Россия
(NaN:NaN / NaNMb / )

Сессия Первого Евразийского конгресса. Прямая трансляция

0
(обновлено 12:51 04.12.2020)
В Москве стартует первый Евразийский конгресс. Специалисты из разных стран и эксперты ЕАБР проведут ряд встреч и пресс-конференций

Первый Евразийский конгресс начал свою работу в Москве, его организатором выступил ЕАБР.

Участники со всего евразийского пространства обсудят перспективы экономической интеграции.

Планируется, что в ходе панельных дискуссий участники обсудят перспективы формирования Большой Евразии.

Основной темой обсуждений станет пандемия коронавируса, взаимодействие и выравнивание экономик стран - участниц ЕАБР.

Прогноз ЕАБР: сможет ли экономика Таджикистана оправиться от пандемии

Странами - участниками банка являются Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан. 

Все мероприятия Евразийского конгресса будут транслироваться онлайн.

0
Теги:
видео, трансляция, экономика, ЕАБР, Евразия