Экспонаты в Музее востока в Москве

Музей Востока, или уголок культуры Таджикистана в самом центре Москвы

1259
(обновлено 18:13 10.09.2019)
Окунуться в Центральную Азию, находясь в 10 минутах от Кремля? Легко! Добро пожаловать в Государственный музей Востока, хранящий бесценные экспонаты таджикской культуры

ДУШАНБЕ, 10 сен - Sputnik. Вся Азия и Африка с ее колоритом, сочными цветами и уникальным искусством собрана в одном месте - в Государственном музее Востока. Центральной Азии, сердцу большого континента, среди всех этих красок принадлежит особое место. Атмосфера городских базаров и уют горных кишлаков ощущается сразу, как только заходишь в просторный зал.

Здесь есть все: от ювелирных украшений до керамики, созданной мастерами и мастерицами из разных уголков большого региона. И Таджикистан – ключевая часть экспозиции. 

Специальную экскурсию по залам Музея Востока для Sputnik Таджикистан провела заведующая отделом искусства народов Кавказа, Средней Азии, Сибири и Крайнего Севера Екатерина Ермакова. 

Ермакова Екатерина Станиславовна,  заведующая отделом искусства народов Кавказа, Средней Азии, Сибири и Крайнего Севера
© Sputnik
Ермакова Екатерина Станиславовна, заведующая отделом искусства народов Кавказа, Средней Азии, Сибири и Крайнего Севера

По ее словам, самые ценные и необычные экспонаты коллекции были собраны еще в довоенное время, в основном по итогам крупных этнографических и археологических экспедиций.

"Особенно крупные коллекции оказались в музее в результате экспедиций 1930-х годов, казалось бы, самых трудных в истории страны", – сообщает специалист.

Народное искусство Таджикистана в собрании музея многогранно: оно представлено различными локальными центрами - как городскими (Куляб, Истаравшан), так и региональными (Памир, Согдийская область).

Каждому региону присущи уникальные черты, и в то же время все регионы связывает необычайный уровень мастерства авторов изделий, будь то сережек из белого серебра или вязаных элементов одежды.

Руйбанд, чакан и сюзане

Экспонаты в Музее востока в Москве
© Sputnik
Экспонаты в Музее Востока в Москве

Центральное место в экспозиции занимает руйбанд – лицевая завеса, которую надевали памирские невесты на свадебных церемониях. Ее орнаменты вызывают ассоциации с праславянскими узорами, и это неслучайно, ведь таджиков и русских объединяют общие индоевропейские корни и символы, например, Древо жизни, Солнце или весенние цветы.

Рядом с руйбандом висят образцы традиционной женской одежды, вышитые согдийскими мастерицами специальным методом "сузани". Таким узором вышивают традиционные женские платья – чаканы. 

"Я, разбираясь в вязании, не всегда могу понять, как это связано", – признается Ермакова, рассказывая о различных видах традиционной ткани.

Таджикская керамика и игрушки

Экспонаты в Музее востока в Москве
© Sputnik
Экспонаты в Музее Востока в Москве

Необычайно интересна и керамическая посуда, сохранившая многовековые традиции изготовления. По словам Ермаковой, в музее представлен уникальный образец лепной женской керамики, которая произведена без гончарного круга.

Способ ее создания не изменился с каменного века: форма для сосуда собиралась специальными валиками, а сами изделия обжигали на костре без использования печей. Украшали и раскрашивали сосуды также вручную: на узорах можно заметить отпечатки женских пальцев. 

"Изготовление керамической посуды считалось магическим ритуалом: не подпускали ни мужчин, ни чужих людей", – рассказала специалист. 

Многие экспонаты кажутся крайне древними и архаичными, однако зачастую они изготавливались в 19-20-х веках. Например, игрушки. Их лепкой занимались пожилые мастера, которым трудно было изготавливать крупные изделия.

Причудливые игрушки на витрине изготовлены для ярмарки на Навруз мастером Гафуром Халиловым из Ура-Тюбе (ныне Истаравшан). Мифические существа вызывают различные ассоциации и даже в какой-то степени пугают. Например, одна из игрушек – это козлик, при виде которого вспоминается традиционное поверье: если встретишь на перекрестке дорог козла – значит, встретил Шайтана.

Спрос на искусство растет

Экспонаты в Музее востока в Москве
© Sputnik
Экспонаты в Музее Востока в Москве

По словам Ермаковой, сейчас в республиках Центральной Азии искусство стремительно развивается. С одной стороны, утратилась необходимость в народном ремесле, используемом в быту, ведь, по мнению специалиста, "сейчас таджики вряд ли закажут себе на свадьбу дорогую вышивку или лицевую завесу".

С другой стороны, в центральноазиатских странах возникла потребность в сувенирной промышленности и в высокохудожественных вещах, а народное искусство не может не доставлять эстетического наслаждения.

"И хотя в музеях Таджикистана, Узбекистана очень хорошие коллекции, готовые поспорить с нашими, но приходящим к нам гостям из Центральной Азии приятно увидеть в центре Москвы свое, да еще и такое хорошее", – поделилась Ермакова.

1259
Теги:
музей, Таджикистан, Москва
Темы:
История Таджикистана на карте Москвы (24)
Граф А.А. Бобринской  (в центре) в сопровождении проводников. Восточный Памир. 1901 г

Алексей Бобринский: первооткрыватель Таджикистана и Памира

1927
(обновлено 19:04 10.09.2019)
Граф Алексей Бобринский одним из первых исследовал Таджикистан - неизведанные для европейцев земли - и начал изучать язык и культуру таджиков

ДУШАНБЕ, 10 сен - Sputnik. Имена многих путешественников, таких как Афанасий Никитин, Марко Поло или Николай Пржевальский, известны еще со школьной скамьи. Открывая новые пути и страны, они знакомили европейцев с другими культурами и в буквальном смысле расширяли границы мира.

Но, к сожалению, о судьбе некоторых выдающихся путешественников мы совершенно не знаем, хотя их вклад в изучение различных уголков нашей планеты трудно переоценить.

© Sputnik
Усадьба Бобринского на Малой Никитской - рассказывает Давлат Худоназаров

Таков, например, Алексей Алексеевич Бобринской (или Бобринский) – русский этнограф, одним из первых посетивший Таджикистан с научными целями. До него в Восточную Бухару снаряжались лишь военно-стратегические экспедиции для разграничения территорий. Территорий, о которых в России практически ничего не знали.

"Бобринской – один из немногих, кто вдоль и поперек прошел современный Таджикистан верхом и пешком", – рассказал в беседе со Sputnik Таджикистан известный режиссер и общественный деятель Давлат Худоназаров, посвятивший не один десяток лет изучению его биографии и наследия.

Ученый оставил и опубликовал многочисленные заметки о своих путешествиях. Однако, по словам Худоназарова, в главной библиотеке страны, Ленинке, все изданные им книги хранились под авторством его троюродного брата. "А сам он был начисто забыт", - с сожалением констатирует режиссер.

Экспедиции за свой счет

Спутники графа А.А. Бобринского пьют чай на привале. Западный Памир, Вахан. 1901 г.
архив Института Этнологии и Антропологии РАН
Спутники графа А.А. Бобринского пьют чай на привале. Западный Памир, Вахан. 1901 г.

Алексей Бобринской (1861-1938) был прямым потомком Екатерины Великой. Его прадед Алексей Григорьевич, внебрачный сын императрицы и графа Орлова, основал почетный и состоятельный род, владевший крупными землями в Тульской области.

По воспоминаниям современников, Бобринской не был похож на тех потомственных дворян, которые предпочитали жить за счет богатого наследства предков. Он вкладывал огромные личные средства в науку. Точнее, в научные экспедиции, главной целью которых было изучение обрядов, традиций и ремесел различных народов.

Бобринской совершил три поездки в Таджикистан и на Памир: в 1895, 1898 и 1901 годах. Путешествовал он не в одиночку, и огромную помощь ему оказали двое других ученых: историк-востоковед А. А. Семенов и зоолог Н. В. Богоявленский.

Почему именно Таджикистан? Все дело в том, что присоединенные к императорской России в конце XIX века территории были совершенно неизвестны русским. Знания о регионе ограничивались сухими топографическими материалами комиссий по разграничению границ с Афганистаном и Британией.

И только после экспедиции Бобринского появились первые и, главное, достоверные сведения о проживавших там народах. И сходство между русскими и жителями тех далеких горных территорий было доказано наглядно.

За три относительно короткие поездки на рубеже XIX-XX веков ученым удалось пройти от Самарканда до верховьев Пянджа вдоль сердца Центральной Азии – Амударьи.

Путешественники прошли через Зеравшанский район, могучие хребты Каратегина, Дарваза и Памира. Все три экспедиции проходили по разным маршрутам, поэтому этнографическая карта походов оказалась более чем разнообразная.

Ночь на скале, или трудности экспедиций в Таджикистан

Граф А.А. Бобринской и Н.В. Богоявленский (в центре) среди участников экспедиции на привале, Дарваз. 1898 г.
архив Института Этнологии и Антропологии РАН
Граф А.А. Бобринской и Н.В. Богоявленский (в центре) среди участников экспедиции на привале, Дарваз. 1898 г.

Путешествие на неизведанные территории, к незнакомым местам и народам зачастую сопровождались некоторыми трудностями, даже опасностями. Конечно, у Бобринского не возникало конфликтов с местными. Наоборот, о вражде или недопонимании с таджиками не было и речи. Гостей с севера приветливо и открыто встречали, приглашали в дома, им показывали достопримечательности и исторические места.

Так, именно благодаря таджикам-путникам удалось найти старинные ирригационные системы, восходящие к доисламской эпохе и построенные еще зороастрийцами.

Все же добыть сведения о жизни народов из первых уст порой было крайне тяжело. Будучи очень гостеприимными, о вере и обрядах горцы рассказывали с неохотой. Сам Бобринский писал, что в разговоре с мусульманами-шиитами они представлялись шиитами, с суннитами – суннитами, а немусульманам они предпочитали и вовсе не отвечать на вопросы о вере. 

Бобринскому удалось выяснить, что жители Памира принадлежат к отдельной ветви ислама – исмаилизму, хотя до этого бытовало мнение, что на Крыше мира исповедуют не то буддизм, не то отдельную религию.

Вторая экспедиция Бобринского в какой-то момент, как говорится, пошла не по плану. На границе с Афганистаном войска эмира Абдур-Рахмана запретили ученым выходить за российские пределы. Исследователям пришлось развернуться и на ходу изменить маршрут путешествия.

Но эти трудности кажутся мелочами по сравнению со случаем, когда жизнь Бобринского буквально висела на волоске.

Во время одной из экспедиций по Памиру граф пытался добраться до отдаленного селения в районе Ванча. Кишлак был изолирован, дорог в современном понимании не было вовсе.

Добраться до села можно было лишь по оврингам – специальным тропам, представляющим собой деревянные колышки, вбитые в скалу и перевязанные веревками, на которые стелились ветки или сыпалась земля.

Такую конструкцию сложно назвать надежной, и никто из участников экспедиции не решился идти по ней. Но интерес Бобринского был неугасаем, и граф решил во что бы то ни стало попасть в тот кишлак.

Неожиданно начался камнепад, разрушивший овринг впереди него. Бобринский от неожиданности отшатнулся, и от резкого движения из скалы выскочили и колья за ним. Ученый оказался в ловушке над пропастью. Любое движение могло привести к тому, что колышки, на которых стоит сам Бобринский, с такой же легкостью слетят. 

"Граф стоял неподвижно, прижавшись грудью к скале и нащупывая раскинутыми руками спасительные трещины. Темнело; снизу из ущелья тянуло ледяным холодом. Ветви под ногами потрескивали, казалось, еще немного – и падение в пропасть неизбежно", – вспоминали участники экспедиции в своих заметках. Они никак не могли подступиться к ученому и могли лишь ждать помощи.

Всю ночь Бобринский простоял на паре колышков над обрывом, буквально приклеившись к скале, пока к утру на помощь не подоспели местные жители.

Сам граф, по словам современников, с неохотой вспоминал тот случай.

"А что мне оставалось делать? Никакого мужества в этом не вижу, и потом в горах всякое случается", – приводит его слова журналист Леонид Чигрин.

Научный интерес сильнее страха

Происшествие в ту злополучную ночь, после которой Бобринской несколько дней не мог даже встать на ноги, произошло во время второй экспедиции.

Желание путешествовать по Таджикистану у графа не пропало, а, наоборот, только усилилось. Более того, третий поход практически полностью был посвящен Памиру.

О каждой из трех поездок можно написать отдельную диссертацию: так велико их наследие. Повседневная жизнь таджиков, истории местных жителей, орнаменты одежды и тканых изделий, традиции и религии – все это с предельной точностью отражено в заметках и фотографиях ученых.

В результате трех путешествий Бобринскому удалось собрать огромное количество реликвий и редких предметов из Таджикистана и отдельно с Памира. Коллекция графа находится в Этнографическом музее Санкт-Петербурга.

По итогам путешествий Бобринской написал несколько книг и статей: "Зеравшанские горы и верховья Амударьи", "Горцы верховья Пянджа", альбомы "Орнамент горных таджиков Дарваза" и другие.

В этих книгах – богатые сведения о повседневной жизни, истории, религии, искусстве и географии Таджикистана. Бобринской даже успел составить первый словарик ваханского – одного из памирских языков.

Кстати, его интересовали не только народы далеких земель. Так, он издал 12 книг о русских деревянных изделиях. Последняя книга называлась "Резной камень в России". Это был поистине разносторонний и интересующийся человек.

Оставив все наследие на Родине, в 1918 году Бобринской эмигрировал в Италию. Могила ученого-путешественника находится там же, в местечке Сиузи.

В Москве и по сей день стоит дом на Малой Никитской, где жил Алексей Бобринской и другие представители знатного рода.

Здание, переданное Дому Ельцина, сейчас реставрируется. До ремонта на нем не было ни единой таблички, где было бы написано, что в этом доме жили представители великого дворянского рода. Режиссер Давлат Худоназаров выразил надежду, что после завершения ремонта в здании будет уголок, посвященный Бобринскому и его семье.  

1927
Теги:
Памир, Таджикистан
Темы:
История Таджикистана на карте Москвы (24)
Место где захоронен Дьяков Алексей Михайлович

Новодевичье кладбище: последний приют основателей Таджикистана

11968
(обновлено 14:36 10.09.2019)
В Москве на Новодевичьем покоятся известные деятели Таджикистана, которые, кстати, не были уроженцами этих мест: Абулькасим Лахути и Алексей Дьяков

ДУШАНБЕ, 10 сен - Sputnik, Лев Рыжков. Новодевичье кладбище в Москве – не простое место упокоения усопших. Здесь по кладбищенским аллеям профессиональные гиды водят экскурсии. Потому что на Новодевичьем нашли последний приют самые знаменитые люди СССР и России. Здесь похоронены Никита Хрущев, Борис Ельцин, министры иностранных дел Андрей Громыко и Евгений Примаков, знаменитые артисты, певцы, композиторы, писатели.

Таджикистан тоже представлен погребениями знаменитых: здесь нашли покой два великих человека, имена которых известны далеко за пределами Таджикистана и без которых республика, может быть, и не появилась бы на карте.

© Sputnik
Память А. Лахути и А. Дьякова на Новодевичьем кладбище

Лахути – таджикский Че Гевара

Могилу Абулькасима Лахути найти нетрудно. Она располагается сразу напротив входа, надо только свернуть направо. Могила большая, заметная. На плите изображен пожилой человек. На первый взгляд – обычный партийный деятель. Но скучать пламенному революционеру, поэту, одному из основателей Таджикской ССР Абулькасиму Лахути вряд ли доводилось. Жизнь его напоминала приключенческий роман.

Лахути родился на западе Ирана в 1887 году. В 18 лет его первую поэму опубликовали в далекой Калькутте. Стихи молодого поэта приобрели народную славу, его приглашали ко дворам вельмож. Но вместо непыльной работы придворного литератора, Лахути выбрал революцию. Он собрал отряд и сражался против шахского режима, был приговорен к смертной казни, бежал из самой страшной тюрьмы Ирана, собрал новый отряд и вернулся на родину. В общем, биография не хуже, чем у Че Гевары.

В 1922-м Лахути поднял восстание в Тебризе, которое потерпело поражение, затем вместе с соратниками перешел реку Аракс, попросив убежища в СССР. Спустя два года Лахути переехал в Москву и там узнал, что далеко, в самом центре Азии, образовалась автономная область, где говорят на том же языке, что и в родном Иране. Лахути поехал в новую страну. 

"Наравне с Айни, Абулькасима Лахути можно считать основоположником таджикской литературы, – говорит кинорежиссер и писатель Давлат Худоназаров. – Все писатели, которые потом творили на таджикском языке, безусловно, являются учениками Лахути".

Хотя жители Таджикистана почитали Хайяма, Фирдоуси и Хафиза, литературу и искусство новой республики пришлось поднимать с нуля, и это требовало невероятного напряжения сил.

"В 1923-м были такие люди, которые вообще отрицали существование таджиков как народа, – рассказывает Давалат Худоназаров. – Мол, те, кто говорит на фарси – это пришлые, иранцы. Таджикской автономной республике досталась территория, на которой не было ни одного города. В марте 1925-го, когда первое правительство приехало в Душанбе, там не было ничего, кроме бедных хибарок. Первый древний город появился в республике в 1929-м, когда присоединили Худжанд".

Строительство новой республики шло непросто. Преодолевали голод, холод, безграмотность, эпидемии. В 1937-м, в ходе "большого террора" арестовали и расстреляли высшее руководство республики.

Лахути вопреки всему пережил это страшное время и огромными усилиями смог спасти от расправы поэта Садриддина Айни. Затем один крупный партийный чиновник, используя знания и талант Лахути, решил сделать его своим, как сейчас говорят, "литературным негром". Лахути отказался и на всякий случай уехал из Таджикистана.

Умер он в забвении, покинутый даже учениками. Последние слова, по воспоминаниям медсестры, он произнес по-таджикски. Но, к сожалению, земляков рядом не оказалось, и прощальная фраза великого Лахути осталась неуслышанной.

"Это, безусловно, святое место для всех таджиков, – говорит Давлат Худоназаров, – Каждому земляку очень важно почтить память Абулкасима Лахути – большого ученого, замечательного поэта, великого организатора и пламенного революционера".

Племянник Бакунина спасал республику от эпидемий

На Новодевичьем кладбище обрел вечный покой и еще один сооснователь Таджикистана – Алексей Михайлович Дьяков. Без него – русского дворянина по происхождению – Таджикская республика могла бы не состояться. По материнской линии Дьяков был племянником революционера Михаила Бакунина – бабушка будущего наркома здравоохранения являлась родной сестрой знаменитого теоретика анархизма.

Алексей Дьяков был первым наркомом здравоохранения Таджикской автономной республики. В том, что с 1925 по 1930 годы в республике понизилась смертность и повысилась рождаемость, заслуга именно Алексея Дьякова, наладившего в Таджикистане систему оказания первичной медицинской помощи даже в удаленных кишлаках. В горных селениях люди в первый раз познакомились с медициной.

Дьяков владел таджикским и шугнанским языками, знал арабский. 

С 1923-го Алексей Дьяков вместе с первым председателем Рабоче-крестьянской республиканской инспекции Шириншо Шотемуром и первым наркомом просвещения Нисором Мухаммадом добился того, что Таджикская автономная область стала в 1924-м сначала автономной республикой в составе Узбекской ССР, а с 1929-го – союзной. Кроме того, Дьяков, имевший немалый вес в академическом мире, всегда поддерживал ученых, утверждавших, что таджики – самостоятельный народ, достойный собственной государственности в составе СССР.

В  1930-м он уехал в Москву, но до конца жизни не терял связи с любимым Таджикистаном.

"Мне довелось познакомиться с Дьяковым, когда мне было двадцать лет, в 1964-м, – вспоминает Давлат Худоназаров. – Я имел радость общаться с ним, бывал у него дома. Иногда Алексей Михайлович отдыхал в Доме ученых под Москвой, и тогда я приезжал к нему на дачу. В 1974-м, спустя десять лет, Алексея Дьякова не стало. Таджики ему очень многим обязаны. В Душанбе больница Караболо более тридцати лет носила его имя. Но потом, на очередном вираже истории, его имя сняли".

Место захоронения Алексея Дьякова и его жены Музы Николаевны найти не так просто. Вместо большой могилы – всего лишь урна с прахом, вмурованная в стену колумбария. Координаты захоронения надо спрашивать в административном корпусе, а потом идти вдоль стены в сторону, противоположную Абулькасиму Лахути. И там, на высоте примерно двух метров над землей, замурован пепел одного из основателей Таджикистана. 

11968
Теги:
Абулкосим Лахути, Москва, кладбище
Темы:
История Таджикистана на карте Москвы (24)
День 21 октября

Какой сегодня праздник в Таджикистане и мире: 21 октября

0
(обновлено 19:27 20.10.2020)
21 октября узбекский язык провозглашен государственным языком Узбекистана, а Академия российского телевидения учредила ежегодную премию "ТЭФИ"

21 октября — 294-й день года (295-й в високосные годы) в григорианском календаре. До конца года остается 71 день.

В XX и XXI веках соответствует 8 октября юлианского календаря.

Что произошло 21 октября в мире

1520 — португальский мореплаватель Фернан Магеллан открыл пролив, названный впоследствии Магеллановым.

1727 — заключен Кяхтинский русско-китайский договор.

1858 — в Париже впервые исполнен канкан.

1897 — в Николаеве начал работать Черноморский судостроительный завод.

1934 — в Китае начался "великий поход" китайских коммунистов под руководством Мао Цзэдуна.

1936 — открытие троллейбусного движения в Ленинграде.

1944 — в Бермудском треугольнике загадочно исчез экипаж американского корабля "Рубикон".

1964 — в США на экраны вышел фильм "Моя прекрасная леди" с Одри Хепберн в главной роли.

1971 — СССР проводит ядерные испытания на Семипалатинском полигоне.

1989 — узбекский язык провозглашен государственным языком Узбекистана.

Торжественная церемония вручения премии ТЭФИ
© Sputnik / Евгений Одиноков
Торжественная церемония вручения премии "ТЭФИ"

1994 — Академия российского телевидения учредила ежегодную премию "ТЭФИ".

1997 — учреждена Литературная премия Александра Солженицына.

Что произошло 21 октября в Таджикистане

2002 — президент Таджикистана Эмомали Рахмон принял в Душанбе генерального секретаря ООН Кофи Аннана.

2009 — в Душанбе открыто представительство Евразийского банка развития.

Кто родился 21 октября

1792 — Александр Муравьев, российский военный и государственный деятель, декабрист, основатель "Союза благоденствия".

1833 — Альфред Нобель, шведский химик и инженер, изобретатель динамита, учредитель Нобелевской премии.

Режиссер Никита Михалков
© Sputnik / Евгения Новоженина
Режиссер Никита Михалков

1945 — Никита Михалков, актер, кинорежиссер, продюсер, народный артист РСФСР.

1949 — Биньямин Нетаньяху, премьер-министр Израиля.

1976 — Эндрю Скотт, ирландский актер театра, кино и телевидения.

Американская модель Ким Кардашьян
© Sputnik / Асатур Есаянц
Американская модель Ким Кардашьян

1980 — Ким Кардашьян, американская фотомодель, актриса, звезда реалити-шоу.

Кто родился 21 октября в Таджикистане

1921 — Марианна Фофанова, русскоязычная поэтесса Таджикистана. 

1929 — Махмуд Исмоилов, доктор биологических наук, профессор. 

1934 — Нурулло Азимов, ученый-фольклорист. 

Кто умер 21 октября

1978 — Анастас Микоян, советский государственный и партийный деятель.

2012 — Яш Чопра, индийский кинорежиссер и продюсер.

Праздники 21 октября

  • День дагестанской культуры и языков.
  • День яблока в Англии.

День государственного языка в Узбекистане

Флаг Узбекистана
Стрингер
21 октября - День государственного языка в Узбекистане

Начиная с 21 октября 1989 года узбекский язык в Узбекистане приобрел государственный статус, стал одним из священных символов и охраняется законом.

Узбекские школьники
Пресс-служба президента Узбекистана

Узбекский язык относится к тюркским языкам. На нем говорят в Таджикистане, Кыргызстане, Казахстане, Афганистане, Туркменистане, России и многих других странах. 

Он является родным и основным языком для большинства узбеков.

Узбекский язык представляет собой результат взаимодействия тюркских языков с языками хорезмийцев, согдийцев, бактрийцев, саков. Становление узбекского языка было сложным, многоплановым и заняло многие столетия.

Тюркские имена и титулы встречаются в бактрийских документах VII-VIII веков и в этот период тюрки составляли часть оседлого населения древней Бактрии.

Среди согдийских мугских документов начала VIII века на территории Согда был обнаружен документ на тюркском языке.

Усиление статуса и роли тюркского языка в эпоху Тимура и Тимуридов (XIV век) привело к формированию узбекского литературного языка.

Появились гении тюркской литературы: Лютфи и Алишер Навои. Большую роль в дальнейшем развитии узбекского литературного языка сыграл Алишер Навои, который написал "Суждение о двух языках". В нем обосновано культурное и художественное значение тюркского языка. 

Исторический выбор: Узбекистан попал в Совет ООН по правам человека

Благодаря усилиям Алишера Навои, староузбекский стал единым и развитым литературным языком, нормы и традиции которого сохранились до конца XIX века.

Православные праздники 21 октября

Православные верующие 21 октября отмечают Собор Вятских святых, а также:

  • память преподобной Пелагии Антиохийской;
  • преподобного Досифея Верхнеостровского, Псковского, игумена;
  • память преподобного Трифона, архимандрита Вятского;
  • память преподобной Таисии Египетской;
  • память святой Пелагии девицы, Антиохийской.

21 октября в мусульманском календаре

В этот день мусульмане ничего не празднуют.

Мусульманский календарь 2020

21 октября в народном календаре

Трифон и Пелагея

В этот день отмечается память двух святых — Трифона Вятского и Пелагии Антиохийской. 

На Руси в это время приближение зимы становилось все более ощутимым. Говорили, что "с Трифона-Пелагеи все холоднее".

Чтобы морозы не застали врасплох, нужно было заранее приготовить теплую одежду. Хозяйки в этот день доставали тулупы, шубы, шапки, рукавицы и смотрели, не требуют ли они починки.

"Трифон шубу чинит, Пелагея рукавицы шьет", — приговаривали при этом.

На Пелагею (Пелагию) и Трифона хозяева опускали на дно рек бочки с засоленными на зиму огурцами и капустой. Это было удачное изобретение русского народа: подо льдом температура воды никогда не опускалась ниже нуля градусов, поэтому продукты не портились, но и не замерзали.

При необходимости во льду рубили полынью, доставали бочки и на крестьянском столе среди зимы появлялись вкуснейшие разносолы.

Также в этот день по обыкновению начинали готовить новые поля — рубили и выжигали лес.

Лунный календарь на 21 октября

21 октября 2020 года в 12:00 — 5-й лунный день.

Пренебрежение собственными принципами и долговыми обязательствами, нерешительность и сомнительность могут привести к весьма существенным изменениям планов. 

Особое внимание необходимо уделить употребляемой в этот день пище.

0
Теги:
календарь, событие, дата, праздник
Темы:
Какой сегодня праздник в России и мире: календарь важных дат