Выжить под бульдозером: как археологи реанимируют городище Санджаршах

© Институт истории, археологии и этнографии имени А. ДонишаРаскопки городища Санджаршах
Раскопки городища Санджаршах - Sputnik Таджикистан, 1920, 20.07.2023
Подписаться
Эксклюзив
Разгребая древние руины, исследователи находят на территории древнего Согда важные артефакты, проливающие свет на неизвестные страницы истории Таджикистана
ДУШАНБЕ, 20 июл — Sputnik. В 12 км к востоку от Пенджикента на территории Согдийской области, у притока могучей реки Зеравшан, находится небольшое село Суджина.
Оно непримечательно ничем, кроме одного - здесь же располагается уникальное раннесредневековое городище Санджаршах, источник не менее уникальных находок для археологов.
Памятник был впервые зафиксирован в 1946 году археологом Ольгой Смирновой, тогда же была определена приблизительная датировка его существования - V-VIII век. Однако на тот момент значимость Санджаршаха не была оценена в полной мере, и раскопки здесь не велись более 50 лет, вплоть до начала 2000-х годов.
Только недавно археологический сезон на городище завершили сотрудники Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша, где ведущими специалистами являются исследователи Шароф Курбонов и Абдурахмон Пулотов, недавно обнаружившие погребение зороастрийцев неподалеку от Пенджикента.
Sputnik Таджикистан поговорил с Абдурахмоном о том, какие тайны скрывает средневековый памятник и можно ли что-то найти на территории, по которой прошла строительная техника.
- С чего началось планомерное изучение Санджаршаха?
- В 2001 году под руководством Шарофа Курбонова и его немецких коллег были заложены разведывательные шурфы, а через несколько лет на территории памятника начались первые раскопки.
Сейчас раскопки проводятся под руководством археологов Шарофа Курбонова и Михаила Шенкаря на основании договора между Институтом истории, археологии и этнографии им. А. Дониша и Швейцарским фондом исследования Евразии.
К огромному нашему сожалению, на тот момент большая часть памятника была непоправимо уничтожена, поскольку в 50-70-х годах для культивации земель значительный участок Санджаршаха дважды буквально сравняли бульдозерами. Человек, который произвел подобную "операцию", сделал это незаконно.
И хотя факт уничтожения объекта выявили, а виновника посадили, увы, вернуть утраченное прошлое не удалось.
Но даже несмотря на это, сегодня археологи продолжают поиски и находят много интересного.
- Что вообще представляет из себя городище?
- Санджаршах представлял собой городище с цитаделью и сторожевой башней. К сожалению, в отличие от других городских памятников в регионе, в Санджаршахе не сохранились некрополи и загородные дома.
Судя по всему, существовало два строительных периода, когда там активно жили люди - с V по VIII век и с VIII по IX. То есть условно можно поделить на доисламский и исламский период.
- А как исследователи отличают один от другого? Для стороннего человека - все выглядит одинаково, обыкновенные сырцовые стены из глины.
- Чаще всего по методике постройки и декора. Самый очевидный пример: сейчас мы копаем в дворцовом комплексе, где наблюдаем очень большие залы - один 14х14 м, другой 15х19 м. Там находились характерные настенные росписи, которыми оформляли эти самые приемные залы.
Таджикские археологи обнаружили древний склеп зороастрийцев в Пенджикенте
В таких залах напротив хозяйского места обычно рисовались божества древнеиранских культов, а вокруг - легенды, сцены битв, притчи. Как раз в Санджаршахе первого периода это прекрасно наблюдается, подобные настенные росписи там начали находить с 2018 года сразу на двух объектах. Они, разумеется, совершенно нехарактерны для исламского периода.
Там же обнаружился дворцовый комплекс с Т-образным коридором и несколькими приемными залами. К сожалению, во втором строительном периоде все это специально закрывается новыми стенами. Из-за этого коридоры становятся очень узкими, а грандиозность зала невозможно увидеть из-за изменений в строительстве, нужно просто представить.
Что касается второго периода, то из наиболее ярких и характерных находок в данном случае - это глазурованная керамика. Как мы знаем по раскопкам в Пенджикенте и на городище Афросиаб в Самарканде, глазурованная керамика появляется во второй половине VIII- начале IX века, то есть как раз в период арабского завоевания.
- То есть, несмотря на разрушения поверхности памятника, археологам удается что-то находить?
- Да, несмотря на это, в результате раскопок в дворцовом комплексе было найдено много интересных предметов и примеров изобразительного искусства.
Например, одной из первых значимых находок была сохранившаяся детская рубашка, которую сейчас можно увидеть в Музее древностей Пенджикента.
Потом исследователи обнаружили не менее важный артефакт - первые, самые старые среди находок в регионе, арабские рукописи, сделанные на китайской бумаге. Это очень интересные тексты - переписка между арабскими наместниками в городах Согда.
Такими были первые значимые находки, но потом мы находили и другие любопытные предметы - китайское зеркало из бронзы периода империи Тан, а в 2019 году обнаружили в ремесленном квартале гончарную печь, в которой обжигали керамические сосуды.
Почему эта находка ценная? Потому что за 75 лет изучения огромной территории памятника Древнего Пенджикента не было найдено ни одной гончарной печи.
Тайный код таджикских гор: какие секреты нашли ученые в ущелье Алмоси
И все же самое интересное - это упомянутый дворцовый комплекс. Здесь были найдены 6 фрагментов резьбы по дереву с геометрическими, животными и растительными орнаментами, в частности с горными козлами, и, конечно, упомянутая настенная роспись.
О том, что она в принципе существует, мы знали с 2014 года, когда заложили разведывательные шурфы и нашли фрагментарные участки живописи синего и красного цвета.
Но позже был обнаружен и снят фрагмент живописи, изображающий лотос. И в 2022-м в этом же комплексе, в земляной засыпи, мы обнаружили более 14 фрагментов росписи, которые располагались не на стене, а в заполнении - то есть штукатурка просто отвалилась от стены.
Но у нас был редкий случай, когда отвалившаяся штукатурка сохранилась кусками - некоторые фрагменты по 40 см.
Это позволяет увидеть отдельные изображения, например, жрецов в разных позах, курильницу с языками огня - предмет, характерный для зороастрийского искусства. Все эти фрагменты изучаются и находятся в хранилище музея Пенджикента.
- А в чем все-таки уникальность данного городища?
- Уникальность Санджаршаха заключается в том, что это, во-первых, крупнейший городской памятник в регионе к востоку от Пенджикента. И хотя он сравнительно небольшой по площади, здесь много редких и ценных находок - сохранившийся текстиль, рукописи, ценные образы древесной резьбы.
Да и сама цилиндровая сторожевая башня с пристроенной рядом галереей уникальна для Центральной Азии.
Последняя живопись согдийцев: что скрывают фрески из дворца Санджар-Шах
Другая особенность этого памятника в том, что, несмотря на разрушительное антропогенное воздействие в середине прошлого века, он позволяет найти много ценного материала для понимания культуры и жизни людей раннесредневекового периода.
Если говорить об основной части городища, где мы копаем, то мы наблюдаем редкую сохранность согдийской архитектуры - арки, двухэтажные дома, - которую можно встретить только в Санджаршахе. Это дает много надежды для археологов.
Лента новостей
0